
Маслосъемные колпачки на Granta – менять самим или в сервис?
Эти простые на вид, копеечные детали, если вовремя их не заменить, могут доставить владельцу «Гранты» множество хлопот и расходов. О существовании маслосъемных колпачков обычно вспоминают, когда у машины начинается повышенный расход моторной смазки. Но почему именно о них? Причин-то может быть много.
Видимо, все дело в психологии человека, который до последнего надеется на лучшее. Он видит: движок начинает дымить и понимает, что это грозит капитальным ремонтом двигателя, а именно цилиндро-поршневой группы. Но «опытные» соседи по гаражу могут «похлопать по плечу» и подсказать: мол, ерунда все это: замени маслосъемные колпачки (МСК) и все будет в порядке. Сами детали дешевые, процесс их установки несложный и его можно выполнить самому.
Колпачки маслосъемные LADA 2108 8 шт. Средняя цена: 424 руб. Фото: ЯндексМаркет
Так ли это? Нужно разобраться детальнее, но для лучшего понимания стоит сначала рассказать, как работают эти элементы ГРМ и почему они выходят из строя.
Любой движок требует смазки трущихся деталей. При этом внутри все должно быть устроено так, чтобы она не перемешивалась с топливом и выхлопными газами. А как это может произойти? Есть два главных пути. В первом случае путь масла к горючему преграждают поршневые кольца, не давая проникнуть из поддона картера вверх. Во втором – смазка может попасть в камеру сгорания через клапана, точнее, стечь по их штокам из механизма ГРМ. Чтобы этого не происходило, на клапана (точнее на их направляющие – специальные трубки) и надевают маслосъемные колпачки (сальники, уплотнения).
По сути, это резиновые втулки, армированные металлом. Снаружи видна небольшая пружинка: ее задача – обеспечивать сильный контакт кромки сальника с клапанным штоком, который ходит внутри своей направляющей.
Колпачки маслосъемные CORTECO. Средняя цена: 300 руб. Фото: ЯндексМаркет
Понятно, что маслосъемные колпачки подвергаются серьезным механическим нагрузкам, причем в условиях высоких температур. Плюс химическое воздействие масла. Поэтому для изготовления МСК применяют прочные специальные материалы. А именно: синтетический PTFE-каучук, нейлон, особые сорта стали.
Если речь идет о тех, что установлены на выпускных клапанах, то тогда масло проникает в выхлопной тракт, где начинает гореть. Это постепенно приводит к образованию сажи на тарелке клапана. В результате он «зарастает» продуктами сгорания масла и не сможет уже герметично закрывать выпускное отверстие. О том, что смазка имеется в системе выхлопа, вам немедленно просигнализирует синеватый, а то и черный дым из глушителя.
С впускными клапанами дело обстоит несколько по-иному. Когда нарушается герметичность МСК, топливо штатно проникает в цилиндры, но уже вместе с маслом, где оно благополучно сгорает. В итоге продукты данного процесса накапливаются на поршнях, его кольцах. Общий результат износа колпачков-сальников – постепенное закоксовывание двигателя. А это уже приводит к уменьшению тяги, повышенному расходу масла и топлива и, в конечном итоге, сокращению ресурса силового агрегата.
Один из популярных способов: прогрейте движок до рабочей температуры и, когда он несколько (4-5) минут проработает на холостом ходу, резко нажмите на педаль газа. Суть «эксперимента»: если колпачки пропускают масло, то оно неизбежно накопиться в выхлопном коллекторе. При резком увеличении числа оборотов в камеру вбрасывается большое количество топливо, которое заставит смазку моментально сгореть.
Колпачки маслосъемные TRIALLI. Средняя цена: 578 руб. Фото: ЯндексМаркет
Это будет хорошо видно второму участнику тестирования, который должен наблюдать за цветом выхлопа. Если он стал синим, а на «холостых» – опять нейтральным, можно сказать «с большой долей вероятности»: все дело в сальниках. Увы – опытный моторист наверняка будет уверен, что это еще «бабушка надвое сказала».
Точно понять, изношены МСК или нет, можно лишь после частичного разбора головки блока цилиндров (ГБЦ). И, если вы решили это сделать и поставить новые колпачки, то сначала их нужно купить (см. фото выше). На следующем этапе подготовьте инструменты:
✅ рассухариватель клапанов
✅ приспособление для запрессовки МСК (очень желательно)
✅ сальник для распредвала (рекомендуется)
✅ новая прокладка под крышку клапанов
✅ гаечные ключи на 10, 13, 15 и 17
✅ пассатижи с узкими носиками
Выставьте коленвал в положение ВМТ первого и четвертого цилиндра по меткам. Далее нужно добраться до распредвала, для чего придется снять клапанную крышку, заглушку справа, ремень со шкивом (осторожнее со шпонкой, может выпасть вниз!) и ролик.
Ролик стоял здесь. Фото: YouTube.com
С правой стороны (смотрим против хода) демонтируем заглушку, закрепленную парой гаек и болтом. На последней имеется резиновый уплотнитель: если у него есть хотя бы малейшие признаки повреждения, лучше заменить (стоит-то копейки!). Сняв крышку, увидите гайки, с помощью которого закреплены т. н. подшипники распредвала (их два). Теперь последний можно вытащить из своего штатного места. Далее нужно извлечь т. н. «стаканы» из посадочных мест. Вытащенные детали промаркируйте, что потом каждый вернулся на свое посадочное место.
Снятые стаканы поставьте в том порядке, в каком они были в моторе. Фото: YouTube.com
Следующий этап – установка специальной пластины и рассухаривателя на шпильки ГБЦ. Закрепление производится штатными гайками. Второй частью приспособления нужно упереться в шайбу, под которой пара пружин.
Сначала установите пластину приспособления. Фото: YouTube.com
Давите на него и извлекайте из пазов клапана сухари (2 шт.). Тут несколько вариантов: как-то исхитриться и извлечь их с помощью отвертки, пальцев (если они у вас тонкие) или воспользоваться магнитом.
Работа рассухаривателем. Фото: YouTube.com
Теперь ничто не мешает извлечь эти две пружины. Потом плоскогубцами вытащите старый маслоотражательный колпачок (все равно выбрасывать). Поставьте новый с помощью оправки (пойдет торцовая глубокая головка на «12»), предварительно смазав маслом изнутри. Особое внимание уделите сухарям, которые «имеют привычку» выпадать, куда-то проваливаться и просто теряться. Потом – МСК второго клапана.
Точно также поступаете с четвертым цилиндром. Затем, провернув коленвал на 180 градусов – со вторым и третьим. Остается все собрать, поставить на место и радоваться! Но есть нюанс. Все дело может быть не в колпачках, а направляющих, которые, как и их клапаны, тоже могут исчерпать свой ресурс: тогда установка новых сальников ничего не даст.
Здесь два важных аспекта. На техстанции придется платить: средняя стоимость операции по Московской области составляет 11 тыс. руб. В регионах, естественно, немного дешевле. Значит, надо делать самому? Тут проявляется второй момент – в ходе работ крайне желательно (что все и делают) протестировать другие узлы, раз уж разобрали!
Попутно стоит осмотреть и другие детали. Фото: YouTube.com
Например, оценить состояние распредвала, роликов приводного ремня, его самого, шестерни, заодно измерить компрессию и т. д. и т. п. Но сможете ли вы все это сделать в гаражных условиях? Вопрос, который нужно решать. Иначе придется постоянно заниматься разборкой/сборкой ГБЦ. Лучше уж все проверить и сделать сразу.
Видимо, все дело в психологии человека, который до последнего надеется на лучшее. Он видит: движок начинает дымить и понимает, что это грозит капитальным ремонтом двигателя, а именно цилиндро-поршневой группы. Но «опытные» соседи по гаражу могут «похлопать по плечу» и подсказать: мол, ерунда все это: замени маслосъемные колпачки (МСК) и все будет в порядке. Сами детали дешевые, процесс их установки несложный и его можно выполнить самому.

Так ли это? Нужно разобраться детальнее, но для лучшего понимания стоит сначала рассказать, как работают эти элементы ГРМ и почему они выходят из строя.
Что делают маслосъемные колпачки в ДВС
Любой движок требует смазки трущихся деталей. При этом внутри все должно быть устроено так, чтобы она не перемешивалась с топливом и выхлопными газами. А как это может произойти? Есть два главных пути. В первом случае путь масла к горючему преграждают поршневые кольца, не давая проникнуть из поддона картера вверх. Во втором – смазка может попасть в камеру сгорания через клапана, точнее, стечь по их штокам из механизма ГРМ. Чтобы этого не происходило, на клапана (точнее на их направляющие – специальные трубки) и надевают маслосъемные колпачки (сальники, уплотнения).
О конструкции
По сути, это резиновые втулки, армированные металлом. Снаружи видна небольшая пружинка: ее задача – обеспечивать сильный контакт кромки сальника с клапанным штоком, который ходит внутри своей направляющей.

Понятно, что маслосъемные колпачки подвергаются серьезным механическим нагрузкам, причем в условиях высоких температур. Плюс химическое воздействие масла. Поэтому для изготовления МСК применяют прочные специальные материалы. А именно: синтетический PTFE-каучук, нейлон, особые сорта стали.
Что происходит в двигателе при износе колпачков
Если речь идет о тех, что установлены на выпускных клапанах, то тогда масло проникает в выхлопной тракт, где начинает гореть. Это постепенно приводит к образованию сажи на тарелке клапана. В результате он «зарастает» продуктами сгорания масла и не сможет уже герметично закрывать выпускное отверстие. О том, что смазка имеется в системе выхлопа, вам немедленно просигнализирует синеватый, а то и черный дым из глушителя.
Обычно маслосъемные колпачки изнашиваются все вместе. Но даже нарушение герметичности одного из них приводит к повышенному расходу масла.
С впускными клапанами дело обстоит несколько по-иному. Когда нарушается герметичность МСК, топливо штатно проникает в цилиндры, но уже вместе с маслом, где оно благополучно сгорает. В итоге продукты данного процесса накапливаются на поршнях, его кольцах. Общий результат износа колпачков-сальников – постепенное закоксовывание двигателя. А это уже приводит к уменьшению тяги, повышенному расходу масла и топлива и, в конечном итоге, сокращению ресурса силового агрегата.
Как быстро узнать об износе колпачков?
Один из популярных способов: прогрейте движок до рабочей температуры и, когда он несколько (4-5) минут проработает на холостом ходу, резко нажмите на педаль газа. Суть «эксперимента»: если колпачки пропускают масло, то оно неизбежно накопиться в выхлопном коллекторе. При резком увеличении числа оборотов в камеру вбрасывается большое количество топливо, которое заставит смазку моментально сгореть.

Это будет хорошо видно второму участнику тестирования, который должен наблюдать за цветом выхлопа. Если он стал синим, а на «холостых» – опять нейтральным, можно сказать «с большой долей вероятности»: все дело в сальниках. Увы – опытный моторист наверняка будет уверен, что это еще «бабушка надвое сказала».
Самостоятельная замена МСК на «Гранте»
Точно понять, изношены МСК или нет, можно лишь после частичного разбора головки блока цилиндров (ГБЦ). И, если вы решили это сделать и поставить новые колпачки, то сначала их нужно купить (см. фото выше). На следующем этапе подготовьте инструменты:
✅ рассухариватель клапанов
✅ приспособление для запрессовки МСК (очень желательно)
✅ сальник для распредвала (рекомендуется)
✅ новая прокладка под крышку клапанов
✅ гаечные ключи на 10, 13, 15 и 17
✅ пассатижи с узкими носиками
Выставьте коленвал в положение ВМТ первого и четвертого цилиндра по меткам. Далее нужно добраться до распредвала, для чего придется снять клапанную крышку, заглушку справа, ремень со шкивом (осторожнее со шпонкой, может выпасть вниз!) и ролик.

С правой стороны (смотрим против хода) демонтируем заглушку, закрепленную парой гаек и болтом. На последней имеется резиновый уплотнитель: если у него есть хотя бы малейшие признаки повреждения, лучше заменить (стоит-то копейки!). Сняв крышку, увидите гайки, с помощью которого закреплены т. н. подшипники распредвала (их два). Теперь последний можно вытащить из своего штатного места. Далее нужно извлечь т. н. «стаканы» из посадочных мест. Вытащенные детали промаркируйте, что потом каждый вернулся на свое посадочное место.

Следующий этап – установка специальной пластины и рассухаривателя на шпильки ГБЦ. Закрепление производится штатными гайками. Второй частью приспособления нужно упереться в шайбу, под которой пара пружин.

Давите на него и извлекайте из пазов клапана сухари (2 шт.). Тут несколько вариантов: как-то исхитриться и извлечь их с помощью отвертки, пальцев (если они у вас тонкие) или воспользоваться магнитом.

Теперь ничто не мешает извлечь эти две пружины. Потом плоскогубцами вытащите старый маслоотражательный колпачок (все равно выбрасывать). Поставьте новый с помощью оправки (пойдет торцовая глубокая головка на «12»), предварительно смазав маслом изнутри. Особое внимание уделите сухарям, которые «имеют привычку» выпадать, куда-то проваливаться и просто теряться. Потом – МСК второго клапана.
При установке колпачка осторожно действуйте молотком (если силы хватит, лучше ударять ладонью) – материал направляющих втулок хрупкий. А менять их – та еще история!
Точно также поступаете с четвертым цилиндром. Затем, провернув коленвал на 180 градусов – со вторым и третьим. Остается все собрать, поставить на место и радоваться! Но есть нюанс. Все дело может быть не в колпачках, а направляющих, которые, как и их клапаны, тоже могут исчерпать свой ресурс: тогда установка новых сальников ничего не даст.
Делать самому или в сервис?
Здесь два важных аспекта. На техстанции придется платить: средняя стоимость операции по Московской области составляет 11 тыс. руб. В регионах, естественно, немного дешевле. Значит, надо делать самому? Тут проявляется второй момент – в ходе работ крайне желательно (что все и делают) протестировать другие узлы, раз уж разобрали!

Например, оценить состояние распредвала, роликов приводного ремня, его самого, шестерни, заодно измерить компрессию и т. д. и т. п. Но сможете ли вы все это сделать в гаражных условиях? Вопрос, который нужно решать. Иначе придется постоянно заниматься разборкой/сборкой ГБЦ. Лучше уж все проверить и сделать сразу.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....