
Маневровый ТГМ3 – для промпредприятий и МПС СССР
Чаще всего причиной появления новой модели локомотива являлись либо устаревание прежней, либо ее недостаточные характеристики. Тоже случилось и с маневровым ТГМ2. После его всесторонних испытаний на базе ВНИТИ выявлен ряд серьезных проблем.
В первую очередь опытные инженеры обратили внимание на виляние техники при движении по прямой. Это происходило из-за малой жесткой базы экипажа. Проблемы касались также коробки передач и удаленности холодильников от дизеля. В комплексе с другими недочетами появилась рекомендация серьезно доработать модель.
Маневровый ТГМ3 – время ветерана не пощадило. Фото: youtube.com
К тому времени Людиновский завод успел собрать всего лишь три единицы техники, разработанной ворошиловградскими специалистами. После этого в конце 50-х запущен срочный процесс основательного перепроектирования исходного локомотива.
Работы, руководимые главным конструктором предприятия А. Хрычиковым, привели к тому, что тепловоз получил слишком много внешних и внутренних доработок. Поэтому сохранить его первоначальное название уже не представлялось возможным.
Инженерная группа предприятия подошла к порученному заданию со всей серьезностью. Энтузиазма им было не занимать, ведь впервые пришлось столкнуться с непосредственно проектированием новой техники. Поэтому доработки коснулись сразу нескольких важных элементов локомотива:
✅ иная конструкция кузова
✅ холодильник перемещен в одну плоскость с дизелем
✅ появились шкворневые двухосные тележки
Но создателей нельзя было упрекнуть в излишнем тщеславии. Они с готовностью использовали и элементы, заимствованные у тепловозов прошлых конструкций. Особенно, что касается успешного и востребованного ТЭ3. С этой техники на новинку перекочевали:
✅ буксы и буксовые челюсти
✅ элементы тормозной передачи
✅ части рессорного подвешивания
✅ концевые балки
Электросхему ТГМ3 разработали так, чтобы он мог выполнять трудоемкие задачи в сцепке по СМЕ (системе многих единиц). Этому содействовал и тот факт, что были применены продольные балансиры для рессорного подвешивания.
ТГМ3 на перегоне. Фото: youtube.com
После сборки пяти опытных единиц техники, предприятие перешло с 1960 года к серийному производству. Но этому процессу предшествовали проверки новинки под патронатом все того же ВНИТИ. Они проходили, в том числе, и в качестве сравнения с другими образцами ж/д локомотивов. Испытания показали более щадящее воздействие на полотно, чем у паровоза серии 9П и тепловоза ТГМ1.
Первый Людиновский локомотив получил надежный кузов капотного типа с ровной потолочной частью. Также присутствовали литые челюсти у тележек со сварными рамами и резиновые прокладки в системе рессорного подвешивания. Они обеспечивали лучший амортизационный эффект. Вот некоторые из характеристик локомотива:
✅ 750-сильный дизель М751
✅ гидропередача с трансформатором ГТК-II
✅ основной генератор ВТ-275/120
✅ запас топлива – 2,8 т
✅ запас масла – 300 л
Обладая сцепной массой в 68 тонн, он мог развивать скорость до 30 км/ч при маневровом режиме работы, и в два раза большую – при поездном. Максимальные показатели техника выдавала в транспортировочном варианте движения (90 км/ч).
ТГМ3 выполняет маневры. Фото: youtube.com
Изначально ТГМ3 поставлялся для нужд советских промышленных предприятий. Со временем он стал использоваться и в маневровой работе системы МПС. Очень скоро появились несколько модификаций локомотива, что продлило их общий период сборки до 1977 года. В разных версиях за 16 лет было собрано около 4000 тепловозов этой серии. Только чуть более трети из них трудились позже в системе МПС. Зато география использования техники включала почти все железные дороги Советского Союза.
В первую очередь опытные инженеры обратили внимание на виляние техники при движении по прямой. Это происходило из-за малой жесткой базы экипажа. Проблемы касались также коробки передач и удаленности холодильников от дизеля. В комплексе с другими недочетами появилась рекомендация серьезно доработать модель.

К тому времени Людиновский завод успел собрать всего лишь три единицы техники, разработанной ворошиловградскими специалистами. После этого в конце 50-х запущен срочный процесс основательного перепроектирования исходного локомотива.
Переделки, приведшие к изменению названия
Работы, руководимые главным конструктором предприятия А. Хрычиковым, привели к тому, что тепловоз получил слишком много внешних и внутренних доработок. Поэтому сохранить его первоначальное название уже не представлялось возможным.
Первенец, разработанный непосредственно сотрудниками Людиновского тепловозостроительного, появился в 1959 году. Он получил наименование ТГМ3.
Инженерная группа предприятия подошла к порученному заданию со всей серьезностью. Энтузиазма им было не занимать, ведь впервые пришлось столкнуться с непосредственно проектированием новой техники. Поэтому доработки коснулись сразу нескольких важных элементов локомотива:
✅ иная конструкция кузова
✅ холодильник перемещен в одну плоскость с дизелем
✅ появились шкворневые двухосные тележки
Но создателей нельзя было упрекнуть в излишнем тщеславии. Они с готовностью использовали и элементы, заимствованные у тепловозов прошлых конструкций. Особенно, что касается успешного и востребованного ТЭ3. С этой техники на новинку перекочевали:
✅ буксы и буксовые челюсти
✅ элементы тормозной передачи
✅ части рессорного подвешивания
✅ концевые балки
Электросхему ТГМ3 разработали так, чтобы он мог выполнять трудоемкие задачи в сцепке по СМЕ (системе многих единиц). Этому содействовал и тот факт, что были применены продольные балансиры для рессорного подвешивания.

После сборки пяти опытных единиц техники, предприятие перешло с 1960 года к серийному производству. Но этому процессу предшествовали проверки новинки под патронатом все того же ВНИТИ. Они проходили, в том числе, и в качестве сравнения с другими образцами ж/д локомотивов. Испытания показали более щадящее воздействие на полотно, чем у паровоза серии 9П и тепловоза ТГМ1.
Техническая сторона ТГМ3
Первый Людиновский локомотив получил надежный кузов капотного типа с ровной потолочной частью. Также присутствовали литые челюсти у тележек со сварными рамами и резиновые прокладки в системе рессорного подвешивания. Они обеспечивали лучший амортизационный эффект. Вот некоторые из характеристик локомотива:
✅ 750-сильный дизель М751
✅ гидропередача с трансформатором ГТК-II
✅ основной генератор ВТ-275/120
✅ запас топлива – 2,8 т
✅ запас масла – 300 л
Обладая сцепной массой в 68 тонн, он мог развивать скорость до 30 км/ч при маневровом режиме работы, и в два раза большую – при поездном. Максимальные показатели техника выдавала в транспортировочном варианте движения (90 км/ч).

Изначально ТГМ3 поставлялся для нужд советских промышленных предприятий. Со временем он стал использоваться и в маневровой работе системы МПС. Очень скоро появились несколько модификаций локомотива, что продлило их общий период сборки до 1977 года. В разных версиях за 16 лет было собрано около 4000 тепловозов этой серии. Только чуть более трети из них трудились позже в системе МПС. Зато география использования техники включала почти все железные дороги Советского Союза.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....