Маневровый ТГМ3 – для промпредприятий и МПС СССР
Чаще всего причиной появления новой модели локомотива являлись либо устаревание прежней, либо ее недостаточные характеристики. Тоже случилось и с маневровым ТГМ2. После его всесторонних испытаний на базе ВНИТИ выявлен ряд серьезных проблем.
В первую очередь опытные инженеры обратили внимание на виляние техники при движении по прямой. Это происходило из-за малой жесткой базы экипажа. Проблемы касались также коробки передач и удаленности холодильников от дизеля. В комплексе с другими недочетами появилась рекомендация серьезно доработать модель.
К тому времени Людиновский завод успел собрать всего лишь три единицы техники, разработанной ворошиловградскими специалистами. После этого в конце 50-х запущен срочный процесс основательного перепроектирования исходного локомотива.
Работы, руководимые главным конструктором предприятия А. Хрычиковым, привели к тому, что тепловоз получил слишком много внешних и внутренних доработок. Поэтому сохранить его первоначальное название уже не представлялось возможным.
Инженерная группа предприятия подошла к порученному заданию со всей серьезностью. Энтузиазма им было не занимать, ведь впервые пришлось столкнуться с непосредственно проектированием новой техники. Поэтому доработки коснулись сразу нескольких важных элементов локомотива:
✅ иная конструкция кузова
✅ холодильник перемещен в одну плоскость с дизелем
✅ появились шкворневые двухосные тележки
Но создателей нельзя было упрекнуть в излишнем тщеславии. Они с готовностью использовали и элементы, заимствованные у тепловозов прошлых конструкций. Особенно, что касается успешного и востребованного ТЭ3. С этой техники на новинку перекочевали:
✅ буксы и буксовые челюсти
✅ элементы тормозной передачи
✅ части рессорного подвешивания
✅ концевые балки
Электросхему ТГМ3 разработали так, чтобы он мог выполнять трудоемкие задачи в сцепке по СМЕ (системе многих единиц). Этому содействовал и тот факт, что были применены продольные балансиры для рессорного подвешивания.
После сборки пяти опытных единиц техники, предприятие перешло с 1960 года к серийному производству. Но этому процессу предшествовали проверки новинки под патронатом все того же ВНИТИ. Они проходили, в том числе, и в качестве сравнения с другими образцами ж/д локомотивов. Испытания показали более щадящее воздействие на полотно, чем у паровоза серии 9П и тепловоза ТГМ1.
Первый Людиновский локомотив получил надежный кузов капотного типа с ровной потолочной частью. Также присутствовали литые челюсти у тележек со сварными рамами и резиновые прокладки в системе рессорного подвешивания. Они обеспечивали лучший амортизационный эффект. Вот некоторые из характеристик локомотива:
✅ 750-сильный дизель М751
✅ гидропередача с трансформатором ГТК-II
✅ основной генератор ВТ-275/120
✅ запас топлива – 2,8 т
✅ запас масла – 300 л
Обладая сцепной массой в 68 тонн, он мог развивать скорость до 30 км/ч при маневровом режиме работы, и в два раза большую – при поездном. Максимальные показатели техника выдавала в транспортировочном варианте движения (90 км/ч).
Изначально ТГМ3 поставлялся для нужд советских промышленных предприятий. Со временем он стал использоваться и в маневровой работе системы МПС. Очень скоро появились несколько модификаций локомотива, что продлило их общий период сборки до 1977 года. В разных версиях за 16 лет было собрано около 4000 тепловозов этой серии. Только чуть более трети из них трудились позже в системе МПС. Зато география использования техники включала почти все железные дороги Советского Союза.
В первую очередь опытные инженеры обратили внимание на виляние техники при движении по прямой. Это происходило из-за малой жесткой базы экипажа. Проблемы касались также коробки передач и удаленности холодильников от дизеля. В комплексе с другими недочетами появилась рекомендация серьезно доработать модель.
Маневровый ТГМ3 – время ветерана не пощадило. Фото: youtube.com
К тому времени Людиновский завод успел собрать всего лишь три единицы техники, разработанной ворошиловградскими специалистами. После этого в конце 50-х запущен срочный процесс основательного перепроектирования исходного локомотива.
Переделки, приведшие к изменению названия
Работы, руководимые главным конструктором предприятия А. Хрычиковым, привели к тому, что тепловоз получил слишком много внешних и внутренних доработок. Поэтому сохранить его первоначальное название уже не представлялось возможным.
Первенец, разработанный непосредственно сотрудниками Людиновского тепловозостроительного, появился в 1959 году. Он получил наименование ТГМ3.
Инженерная группа предприятия подошла к порученному заданию со всей серьезностью. Энтузиазма им было не занимать, ведь впервые пришлось столкнуться с непосредственно проектированием новой техники. Поэтому доработки коснулись сразу нескольких важных элементов локомотива:
✅ иная конструкция кузова
✅ холодильник перемещен в одну плоскость с дизелем
✅ появились шкворневые двухосные тележки
Но создателей нельзя было упрекнуть в излишнем тщеславии. Они с готовностью использовали и элементы, заимствованные у тепловозов прошлых конструкций. Особенно, что касается успешного и востребованного ТЭ3. С этой техники на новинку перекочевали:
✅ буксы и буксовые челюсти
✅ элементы тормозной передачи
✅ части рессорного подвешивания
✅ концевые балки
Электросхему ТГМ3 разработали так, чтобы он мог выполнять трудоемкие задачи в сцепке по СМЕ (системе многих единиц). Этому содействовал и тот факт, что были применены продольные балансиры для рессорного подвешивания.
ТГМ3 на перегоне. Фото: youtube.com
После сборки пяти опытных единиц техники, предприятие перешло с 1960 года к серийному производству. Но этому процессу предшествовали проверки новинки под патронатом все того же ВНИТИ. Они проходили, в том числе, и в качестве сравнения с другими образцами ж/д локомотивов. Испытания показали более щадящее воздействие на полотно, чем у паровоза серии 9П и тепловоза ТГМ1.
Техническая сторона ТГМ3
Первый Людиновский локомотив получил надежный кузов капотного типа с ровной потолочной частью. Также присутствовали литые челюсти у тележек со сварными рамами и резиновые прокладки в системе рессорного подвешивания. Они обеспечивали лучший амортизационный эффект. Вот некоторые из характеристик локомотива:
✅ 750-сильный дизель М751
✅ гидропередача с трансформатором ГТК-II
✅ основной генератор ВТ-275/120
✅ запас топлива – 2,8 т
✅ запас масла – 300 л
Обладая сцепной массой в 68 тонн, он мог развивать скорость до 30 км/ч при маневровом режиме работы, и в два раза большую – при поездном. Максимальные показатели техника выдавала в транспортировочном варианте движения (90 км/ч).
ТГМ3 выполняет маневры. Фото: youtube.com
Изначально ТГМ3 поставлялся для нужд советских промышленных предприятий. Со временем он стал использоваться и в маневровой работе системы МПС. Очень скоро появились несколько модификаций локомотива, что продлило их общий период сборки до 1977 года. В разных версиях за 16 лет было собрано около 4000 тепловозов этой серии. Только чуть более трети из них трудились позже в системе МПС. Зато география использования техники включала почти все железные дороги Советского Союза.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...