T-Flight: на поезде быстрее, чем на самолете
Развить самую большую скорость по земной поверхности – давняя мечта человечества. И в этом плане у него кое-что получается. В 1997-м году болид Thrust SSC, которым управлял Энди Грин из Великобритании, развил скорость в 1228 км/ч. Экспериментальный заезд проходил по дну давно высохшего озера в США.
Но одно дело – экспериментальный заезд на одиночном автомобиле, и совсем другое – коммерческие пассажирские перевозки. В этом направлении особенно преуспели такие страны, как Япония и Китай. Однако наилучших результатов достигли в Поднебесной, где не только испытали высокоскоростной поезд на экспериментальном участке, но и рассказали о своих амбициозных планах на будущее.
Что мешает достижению высоких скоростей? В первую очередь, это трение: о земную поверхность и воздух. Технология магнитной левитации как раз предполагает решение этой проблемы. Все очень «просто»: состав приподнимается над специальной дорогой, которая находится в трубе с пониженным давлением. В итоге сопротивление движению становится минимальным. Есть и вытекающий отсюда «бонус»: большая экономичность в смысле расхода топлива, если сравнивать с теми же самолетами.
Концепция не нова и впервые была озвучена Робертом Годдардом еще в 1910-м (по другим данным в 1909-м) году на страницах издания Scientific American (США). Инженер предлагал построить вакуумную трубу, внутри которой на магнитной подушке «левитировали» бы автомобили. Однако технологии того времени не позволяли осуществить или хотя бы приблизиться к реализации идеи. Первые практические эксперименты в этом направлении были поставлены профессором Борисом Вейнбергом (Россия) в 1910-х. Дальнейшим работам помешала Первая мировая война. Позже подобные опыты производили в Японии, Швейцарии и некоторых других странах.
В практическом плане к идее магнитной левитации в вакуумной трубе (имеется в виду коммерческое использование такого транспорта) в 2012-м первым обратился Илон Маск. Известный глава космической компании представил широкой общественности проект пассажирского поезда Hyperloop. Но это только американская разработка, а чего реально добились и планируют достигнуть в Китае?
Они происходили в провинции Шаньси (Датун): проект осуществляется организацией CASIC – госкорпорацией аэрокосмической науки и промышленности КНР. Для проведения эксперимента была специально построена труба длиной около 2-х км с низким давлением внутри (почти вакуум). Чтобы свести трение к минимуму, внутренняя поверхность «трека» была выровнена вплоть до разницы по сравнению с идеалом, в 0,3 мм. А общая геометрическая погрешность трубы составила около 2-х мм.
Уже только эти факты свидетельствуют о явных достижениях инженерной мысли в КНР. Время возврата обычного давления в тоннель составляет всего 5 минут. В итоге поезд T-Flight развил рекордные 623 км/ч.
Однако на этом Китай останавливаться не собирается: в планах на ближайшее время – строительство вакуумной трубы протяженностью в 60 км. На такой дистанции поезд сможет достигнуть ошеломляющих 1000 км/ч: т. е. состав будет перемещаться в пространстве быстрее реактивного пассажирского самолета.
И это не предел! В дальнейшей перспективе CASIC собирается построить трассу между столицей КНР и Уханем, на которой T-Flight разовьет фантастические 2000 км/ч. Это примерно такое же расстояние (1100 км), как от Москвы до Архангельска, которое будет преодолеваться за 30 минут. При этом в КНР озвучили конкретные сроки: начало строительства тоннеля – 2026-й, окончание – 2035-й год. Что ж, посмотрим…
Но одно дело – экспериментальный заезд на одиночном автомобиле, и совсем другое – коммерческие пассажирские перевозки. В этом направлении особенно преуспели такие страны, как Япония и Китай. Однако наилучших результатов достигли в Поднебесной, где не только испытали высокоскоростной поезд на экспериментальном участке, но и рассказали о своих амбициозных планах на будущее.
Техническая суть магнитной левитации в вакуумной трубе
Что мешает достижению высоких скоростей? В первую очередь, это трение: о земную поверхность и воздух. Технология магнитной левитации как раз предполагает решение этой проблемы. Все очень «просто»: состав приподнимается над специальной дорогой, которая находится в трубе с пониженным давлением. В итоге сопротивление движению становится минимальным. Есть и вытекающий отсюда «бонус»: большая экономичность в смысле расхода топлива, если сравнивать с теми же самолетами.
Немого истории
Концепция не нова и впервые была озвучена Робертом Годдардом еще в 1910-м (по другим данным в 1909-м) году на страницах издания Scientific American (США). Инженер предлагал построить вакуумную трубу, внутри которой на магнитной подушке «левитировали» бы автомобили. Однако технологии того времени не позволяли осуществить или хотя бы приблизиться к реализации идеи. Первые практические эксперименты в этом направлении были поставлены профессором Борисом Вейнбергом (Россия) в 1910-х. Дальнейшим работам помешала Первая мировая война. Позже подобные опыты производили в Японии, Швейцарии и некоторых других странах.
Испытательная капсула Илона Маска. Фото: YouTube.com
В практическом плане к идее магнитной левитации в вакуумной трубе (имеется в виду коммерческое использование такого транспорта) в 2012-м первым обратился Илон Маск. Известный глава космической компании представил широкой общественности проект пассажирского поезда Hyperloop. Но это только американская разработка, а чего реально добились и планируют достигнуть в Китае?
Испытания T-Flight
Они происходили в провинции Шаньси (Датун): проект осуществляется организацией CASIC – госкорпорацией аэрокосмической науки и промышленности КНР. Для проведения эксперимента была специально построена труба длиной около 2-х км с низким давлением внутри (почти вакуум). Чтобы свести трение к минимуму, внутренняя поверхность «трека» была выровнена вплоть до разницы по сравнению с идеалом, в 0,3 мм. А общая геометрическая погрешность трубы составила около 2-х мм.
Китайский маглев везут в вакуумную трубу для испытаний. Фото: YouTube.com
Уже только эти факты свидетельствуют о явных достижениях инженерной мысли в КНР. Время возврата обычного давления в тоннель составляет всего 5 минут. В итоге поезд T-Flight развил рекордные 623 км/ч.
Предыдущее достижение в 603 км/ч – «заслуга» японского поезда SCMaglev L0.
Однако на этом Китай останавливаться не собирается: в планах на ближайшее время – строительство вакуумной трубы протяженностью в 60 км. На такой дистанции поезд сможет достигнуть ошеломляющих 1000 км/ч: т. е. состав будет перемещаться в пространстве быстрее реактивного пассажирского самолета.
Предыдущий японский экспериментальный рекордсмен развил 603 км/ч. Фото: YouTube.com
И это не предел! В дальнейшей перспективе CASIC собирается построить трассу между столицей КНР и Уханем, на которой T-Flight разовьет фантастические 2000 км/ч. Это примерно такое же расстояние (1100 км), как от Москвы до Архангельска, которое будет преодолеваться за 30 минут. При этом в КНР озвучили конкретные сроки: начало строительства тоннеля – 2026-й, окончание – 2035-й год. Что ж, посмотрим…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....