Надежная электричка из Демихово: ЭД9 и ее многочисленные модификации
С пригородным сообщением всегда создавалась двоякая картина. С одной стороны, его можно свободно отнести к второстепенным вопросам и задачам. Ведь таким транспортом во все времена пользовались обычные рядовые граждане. А с другой – именно эти люди и являются народом любой страны, который в определенный момент превращается в электорат. Поэтому создание для них относительно приемлемых условий передвижения – задача, которую трудно назвать малозначительной.
Учитывая все вышесказанное, как в советское время, так и позже (уже на уровне бывших союзных республик) всегда пытались создать простую и неприхотливую электричку. При этом также сохранявшую в своей конструкции следующие составляющие: надежность, современное оснащение, экономичность.
В условиях общего пространства эту задачу переложили на Рижский вагоностроительный завод (RVR) и лишь отчасти – на российские профильные предприятия. А вот с 1992 года в дело вступил принцип: каждый – сам за себя. Поэтому многие вновь образованные государства постарались наладить производство востребованной железнодорожной техники на собственных мощностях.
Что касается Российской Федерации, то здесь упор сделали на Демиховский машиностроительный завод и «Метровагонмаш» из Мытищ. Еще в советское время на обоих собирались не только прицепные вагоны для прибалтийской техники, но и некоторые модели отечественных электричек.
Демихово повезло немного больше, что позволило предприятию выбиться в федеральные лидеры по выпуску железнодорожного транспорта и оборудования. Дело в том, что уже в 80-х начала работать союзная программа постепенного перепрофилирования завода из сборщика узкоколейных типов в производителя классических прицепных и других вагонов для разных моделей электричек.
Получив такой хороший старт, ДМЗ подошел к первой половине 90-х в неплохом техническом вооружении. Поэтому с начала современной российской истории завод смог освоить более семнадцати моделей пригородных электропоездов. Среди них имелись и те, которые использовали постоянный ток напряжением 3000 В, и электрички на переменном в 25 кВ, при частоте 50 Гц.
Одним из основных требований, предъявляемым к новому поезду, являлась его повышенная составность, что предполагало использование максимального количества вагонов в каждой транспортной единице. После этого появились и другие пожелания, с которыми железнодорожники успешно справились:
✅ вместимость – до 2200 пассажиров
✅ составность – до 11 вагонов
✅ модификации для линий с постоянным или переменным током
✅ энергоэкономичность
Использовав элементы конструкций ЭД2Т и ЭР24, инженеры смогли создать собственный поезд, популярность которого растянулась почти на три десятилетия, достигнув наших времен. В первичном исполнении собрано всего 27 составов, после чего последовали первые доработки, включавшие ряд элементов:
✅ работу на постоянном токе
✅ иную головную часть поезда
✅ табло с бегущей строкой (наименование маршрута)
✅ люминесцентное освещение
✅ улучшенное сидение машиниста и др.
В таком исполнении появилось еще 240 единиц модификации с измененным индексом – ЭД9М. Данный поезд предназначался для обычного использования, а вот в качестве экспресса с повышенным комфортом железнодорожникам предложили его вариант, названный ЭД9МК. Он не стал массовым, в период с 2000 по 2006 годы собрано всего 24 единицы в таком виде исполнения.
Техника получила ряд современных дополнений, в том числе, это коснулось и материалов, используемых в ее конструкции. Больше никто не смог бы утверждать, что он ездит в «деревянной» электричке – вагоны ЭД9 выполнялись из стали. Вот их параметры:
✅ длина – 22 метра
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
Кроме того, технические улучшения выразились в установке нового пульта машиниста с отображением информации о состоянии самого электропоезда. Безопасности движения и надежности содействовало и применение в его конструкции реостатного тормоза. Когда производитель перешел к выпуску модификации ЭД9М, то в ней учли несколько важных моментов:
✅ увеличена герметичность салона за счет новых стеклопакетов
✅ использованы пожароустойчивые материалы
✅ установлены более совершенные системы безопасности
В таком виде электричка пользовалась неплохим спросом, но ближе к нашим временам на первое место вышло еще одно важное требование к конструкции – повышенное энергосбережение. ДМЗ откликнулся на современные потребности, предложив следующую модификацию электропоезда – ЭД9Э.
Ее опытный образец представили в 2006-м, а спустя четыре года приписали к депо Ростов. По прошествии еще двух лет начато мелкосерийное производство уже доработанных вариантов. Оно продолжено до 2013-го, за этот короткий период на дороги страны выпущено 25 составов в таком исполнении. Они имели следующие преимущества:
✅ экономичнее предшественника на 25%
✅ измененный тамбур
✅ туалеты современной конструкции
✅ выход на низкие платформы
Правда, имелись у них и свои слабые стороны. Например, отсутствовала возможность работы по СМЕ (системе многих единиц). В отношении пригородных поездов это означает использование нескольких моторных и дополнительных вагонов в составе, для повышения его общей вместимости.
Последние события, связанные с этой серией, начали происходить в 2014 году. Тогда на предприятии решили осовременить внешний вид ЭД9Э, установив в нем кабину новой конструкции. Всего на ДМЗ изготовили пять составов в таком исполнении. Все они предназначались для эксплуатации на территории Казахстана.
После этого производитель вернулся к изначальному виду ЭД9Э. К середине лета 2016 года собрали последнюю электричку под № 0062. Она отправилась для эксплуатации на Приволжскую дорогу. Удачная конструкция поездов серии позволила использовать их также и для необычных модификаций.
Одна из таких – специальная электромотриса ЭДС1Р. Это двухвагонное устройство состояло из моторного и прицепного элементов. Она предназначалась для перевозки рабочих ж/д бригад и их экипировки к месту назначения. При этом их человеческий состав находился в прицепном, а оборудование – в моторном вагонах.
Техника получила всю необходимую внутреннюю начинку. В пассажирском отсеке – кухню со шкафом и столом, микроволновку, а в техническом – мини-кран, способный перемещать внутри пространства тяжелые элементы и проводить их погрузку/разгрузку. Конструкция пришлась ко двору, поэтому в 2014 году появился еще один такой спецсостав.
Позже предприятие перешло к сборке ЭП3Д, оборудованного крэш-системами. По сути, этот состав можно считать прямым преемником электричек серии ЭД9. Его выпуск начат в 2016 году и продолжается по сей день. А вот поездов, принадлежащих к стандартному типу ЭД9 собрано в количестве 329 единиц различных модификаций.
Учитывая все вышесказанное, как в советское время, так и позже (уже на уровне бывших союзных республик) всегда пытались создать простую и неприхотливую электричку. При этом также сохранявшую в своей конструкции следующие составляющие: надежность, современное оснащение, экономичность.
Электричка ЭД9М у посадочной платформы. Фото: youtube.com
В условиях общего пространства эту задачу переложили на Рижский вагоностроительный завод (RVR) и лишь отчасти – на российские профильные предприятия. А вот с 1992 года в дело вступил принцип: каждый – сам за себя. Поэтому многие вновь образованные государства постарались наладить производство востребованной железнодорожной техники на собственных мощностях.
Как выходили из ситуации в России
Что касается Российской Федерации, то здесь упор сделали на Демиховский машиностроительный завод и «Метровагонмаш» из Мытищ. Еще в советское время на обоих собирались не только прицепные вагоны для прибалтийской техники, но и некоторые модели отечественных электричек.
Демихово повезло немного больше, что позволило предприятию выбиться в федеральные лидеры по выпуску железнодорожного транспорта и оборудования. Дело в том, что уже в 80-х начала работать союзная программа постепенного перепрофилирования завода из сборщика узкоколейных типов в производителя классических прицепных и других вагонов для разных моделей электричек.
В кабине машиниста электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
Получив такой хороший старт, ДМЗ подошел к первой половине 90-х в неплохом техническом вооружении. Поэтому с начала современной российской истории завод смог освоить более семнадцати моделей пригородных электропоездов. Среди них имелись и те, которые использовали постоянный ток напряжением 3000 В, и электрички на переменном в 25 кВ, при частоте 50 Гц.
Потребности России в пригородном подвижном составе оставались на очень высоком уровне. Поэтому предприятие ДМЗ подготовило целую серию поездов типа ЭД9. Первым из них в 1995 году стал ЭД9Т, в значительной мере опиравшийся на конструкцию ЭД2Т.
Одним из основных требований, предъявляемым к новому поезду, являлась его повышенная составность, что предполагало использование максимального количества вагонов в каждой транспортной единице. После этого появились и другие пожелания, с которыми железнодорожники успешно справились:
✅ вместимость – до 2200 пассажиров
✅ составность – до 11 вагонов
✅ модификации для линий с постоянным или переменным током
✅ энергоэкономичность
Использовав элементы конструкций ЭД2Т и ЭР24, инженеры смогли создать собственный поезд, популярность которого растянулась почти на три десятилетия, достигнув наших времен. В первичном исполнении собрано всего 27 составов, после чего последовали первые доработки, включавшие ряд элементов:
✅ работу на постоянном токе
✅ иную головную часть поезда
✅ табло с бегущей строкой (наименование маршрута)
✅ люминесцентное освещение
✅ улучшенное сидение машиниста и др.
В таком исполнении появилось еще 240 единиц модификации с измененным индексом – ЭД9М. Данный поезд предназначался для обычного использования, а вот в качестве экспресса с повышенным комфортом железнодорожникам предложили его вариант, названный ЭД9МК. Он не стал массовым, в период с 2000 по 2006 годы собрано всего 24 единицы в таком виде исполнения.
Техническое устройство электричек ЭД9М
Техника получила ряд современных дополнений, в том числе, это коснулось и материалов, используемых в ее конструкции. Больше никто не смог бы утверждать, что он ездит в «деревянной» электричке – вагоны ЭД9 выполнялись из стали. Вот их параметры:
✅ длина – 22 метра
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
Кроме того, технические улучшения выразились в установке нового пульта машиниста с отображением информации о состоянии самого электропоезда. Безопасности движения и надежности содействовало и применение в его конструкции реостатного тормоза. Когда производитель перешел к выпуску модификации ЭД9М, то в ней учли несколько важных моментов:
✅ увеличена герметичность салона за счет новых стеклопакетов
✅ использованы пожароустойчивые материалы
✅ установлены более совершенные системы безопасности
В таком виде электричка пользовалась неплохим спросом, но ближе к нашим временам на первое место вышло еще одно важное требование к конструкции – повышенное энергосбережение. ДМЗ откликнулся на современные потребности, предложив следующую модификацию электропоезда – ЭД9Э.
Щиток с тумблерами в ЭД9. Фото: youtube.com
Ее опытный образец представили в 2006-м, а спустя четыре года приписали к депо Ростов. По прошествии еще двух лет начато мелкосерийное производство уже доработанных вариантов. Оно продолжено до 2013-го, за этот короткий период на дороги страны выпущено 25 составов в таком исполнении. Они имели следующие преимущества:
✅ экономичнее предшественника на 25%
✅ измененный тамбур
✅ туалеты современной конструкции
✅ выход на низкие платформы
Правда, имелись у них и свои слабые стороны. Например, отсутствовала возможность работы по СМЕ (системе многих единиц). В отношении пригородных поездов это означает использование нескольких моторных и дополнительных вагонов в составе, для повышения его общей вместимости.
Спецверсии и завершение истории
Последние события, связанные с этой серией, начали происходить в 2014 году. Тогда на предприятии решили осовременить внешний вид ЭД9Э, установив в нем кабину новой конструкции. Всего на ДМЗ изготовили пять составов в таком исполнении. Все они предназначались для эксплуатации на территории Казахстана.
Внутри вагона электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
После этого производитель вернулся к изначальному виду ЭД9Э. К середине лета 2016 года собрали последнюю электричку под № 0062. Она отправилась для эксплуатации на Приволжскую дорогу. Удачная конструкция поездов серии позволила использовать их также и для необычных модификаций.
Одна из таких – специальная электромотриса ЭДС1Р. Это двухвагонное устройство состояло из моторного и прицепного элементов. Она предназначалась для перевозки рабочих ж/д бригад и их экипировки к месту назначения. При этом их человеческий состав находился в прицепном, а оборудование – в моторном вагонах.
Техника получила всю необходимую внутреннюю начинку. В пассажирском отсеке – кухню со шкафом и столом, микроволновку, а в техническом – мини-кран, способный перемещать внутри пространства тяжелые элементы и проводить их погрузку/разгрузку. Конструкция пришлась ко двору, поэтому в 2014 году появился еще один такой спецсостав.
Тележки электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
Позже предприятие перешло к сборке ЭП3Д, оборудованного крэш-системами. По сути, этот состав можно считать прямым преемником электричек серии ЭД9. Его выпуск начат в 2016 году и продолжается по сей день. А вот поездов, принадлежащих к стандартному типу ЭД9 собрано в количестве 329 единиц различных модификаций.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...