
Надежная электричка из Демихово: ЭД9 и ее многочисленные модификации
С пригородным сообщением всегда создавалась двоякая картина. С одной стороны, его можно свободно отнести к второстепенным вопросам и задачам. Ведь таким транспортом во все времена пользовались обычные рядовые граждане. А с другой – именно эти люди и являются народом любой страны, который в определенный момент превращается в электорат. Поэтому создание для них относительно приемлемых условий передвижения – задача, которую трудно назвать малозначительной.
Учитывая все вышесказанное, как в советское время, так и позже (уже на уровне бывших союзных республик) всегда пытались создать простую и неприхотливую электричку. При этом также сохранявшую в своей конструкции следующие составляющие: надежность, современное оснащение, экономичность.
Электричка ЭД9М у посадочной платформы. Фото: youtube.com
В условиях общего пространства эту задачу переложили на Рижский вагоностроительный завод (RVR) и лишь отчасти – на российские профильные предприятия. А вот с 1992 года в дело вступил принцип: каждый – сам за себя. Поэтому многие вновь образованные государства постарались наладить производство востребованной железнодорожной техники на собственных мощностях.
Что касается Российской Федерации, то здесь упор сделали на Демиховский машиностроительный завод и «Метровагонмаш» из Мытищ. Еще в советское время на обоих собирались не только прицепные вагоны для прибалтийской техники, но и некоторые модели отечественных электричек.
Демихово повезло немного больше, что позволило предприятию выбиться в федеральные лидеры по выпуску железнодорожного транспорта и оборудования. Дело в том, что уже в 80-х начала работать союзная программа постепенного перепрофилирования завода из сборщика узкоколейных типов в производителя классических прицепных и других вагонов для разных моделей электричек.
В кабине машиниста электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
Получив такой хороший старт, ДМЗ подошел к первой половине 90-х в неплохом техническом вооружении. Поэтому с начала современной российской истории завод смог освоить более семнадцати моделей пригородных электропоездов. Среди них имелись и те, которые использовали постоянный ток напряжением 3000 В, и электрички на переменном в 25 кВ, при частоте 50 Гц.
Одним из основных требований, предъявляемым к новому поезду, являлась его повышенная составность, что предполагало использование максимального количества вагонов в каждой транспортной единице. После этого появились и другие пожелания, с которыми железнодорожники успешно справились:
✅ вместимость – до 2200 пассажиров
✅ составность – до 11 вагонов
✅ модификации для линий с постоянным или переменным током
✅ энергоэкономичность
Использовав элементы конструкций ЭД2Т и ЭР24, инженеры смогли создать собственный поезд, популярность которого растянулась почти на три десятилетия, достигнув наших времен. В первичном исполнении собрано всего 27 составов, после чего последовали первые доработки, включавшие ряд элементов:
✅ работу на постоянном токе
✅ иную головную часть поезда
✅ табло с бегущей строкой (наименование маршрута)
✅ люминесцентное освещение
✅ улучшенное сидение машиниста и др.
В таком исполнении появилось еще 240 единиц модификации с измененным индексом – ЭД9М. Данный поезд предназначался для обычного использования, а вот в качестве экспресса с повышенным комфортом железнодорожникам предложили его вариант, названный ЭД9МК. Он не стал массовым, в период с 2000 по 2006 годы собрано всего 24 единицы в таком виде исполнения.
Техника получила ряд современных дополнений, в том числе, это коснулось и материалов, используемых в ее конструкции. Больше никто не смог бы утверждать, что он ездит в «деревянной» электричке – вагоны ЭД9 выполнялись из стали. Вот их параметры:
✅ длина – 22 метра
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
Кроме того, технические улучшения выразились в установке нового пульта машиниста с отображением информации о состоянии самого электропоезда. Безопасности движения и надежности содействовало и применение в его конструкции реостатного тормоза. Когда производитель перешел к выпуску модификации ЭД9М, то в ней учли несколько важных моментов:
✅ увеличена герметичность салона за счет новых стеклопакетов
✅ использованы пожароустойчивые материалы
✅ установлены более совершенные системы безопасности
В таком виде электричка пользовалась неплохим спросом, но ближе к нашим временам на первое место вышло еще одно важное требование к конструкции – повышенное энергосбережение. ДМЗ откликнулся на современные потребности, предложив следующую модификацию электропоезда – ЭД9Э.
Щиток с тумблерами в ЭД9. Фото: youtube.com
Ее опытный образец представили в 2006-м, а спустя четыре года приписали к депо Ростов. По прошествии еще двух лет начато мелкосерийное производство уже доработанных вариантов. Оно продолжено до 2013-го, за этот короткий период на дороги страны выпущено 25 составов в таком исполнении. Они имели следующие преимущества:
✅ экономичнее предшественника на 25%
✅ измененный тамбур
✅ туалеты современной конструкции
✅ выход на низкие платформы
Правда, имелись у них и свои слабые стороны. Например, отсутствовала возможность работы по СМЕ (системе многих единиц). В отношении пригородных поездов это означает использование нескольких моторных и дополнительных вагонов в составе, для повышения его общей вместимости.
Последние события, связанные с этой серией, начали происходить в 2014 году. Тогда на предприятии решили осовременить внешний вид ЭД9Э, установив в нем кабину новой конструкции. Всего на ДМЗ изготовили пять составов в таком исполнении. Все они предназначались для эксплуатации на территории Казахстана.
Внутри вагона электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
После этого производитель вернулся к изначальному виду ЭД9Э. К середине лета 2016 года собрали последнюю электричку под № 0062. Она отправилась для эксплуатации на Приволжскую дорогу. Удачная конструкция поездов серии позволила использовать их также и для необычных модификаций.
Одна из таких – специальная электромотриса ЭДС1Р. Это двухвагонное устройство состояло из моторного и прицепного элементов. Она предназначалась для перевозки рабочих ж/д бригад и их экипировки к месту назначения. При этом их человеческий состав находился в прицепном, а оборудование – в моторном вагонах.
Техника получила всю необходимую внутреннюю начинку. В пассажирском отсеке – кухню со шкафом и столом, микроволновку, а в техническом – мини-кран, способный перемещать внутри пространства тяжелые элементы и проводить их погрузку/разгрузку. Конструкция пришлась ко двору, поэтому в 2014 году появился еще один такой спецсостав.
Тележки электропоезда ЭД9. Фото: youtube.com
Позже предприятие перешло к сборке ЭП3Д, оборудованного крэш-системами. По сути, этот состав можно считать прямым преемником электричек серии ЭД9. Его выпуск начат в 2016 году и продолжается по сей день. А вот поездов, принадлежащих к стандартному типу ЭД9 собрано в количестве 329 единиц различных модификаций.
Учитывая все вышесказанное, как в советское время, так и позже (уже на уровне бывших союзных республик) всегда пытались создать простую и неприхотливую электричку. При этом также сохранявшую в своей конструкции следующие составляющие: надежность, современное оснащение, экономичность.

В условиях общего пространства эту задачу переложили на Рижский вагоностроительный завод (RVR) и лишь отчасти – на российские профильные предприятия. А вот с 1992 года в дело вступил принцип: каждый – сам за себя. Поэтому многие вновь образованные государства постарались наладить производство востребованной железнодорожной техники на собственных мощностях.
Как выходили из ситуации в России
Что касается Российской Федерации, то здесь упор сделали на Демиховский машиностроительный завод и «Метровагонмаш» из Мытищ. Еще в советское время на обоих собирались не только прицепные вагоны для прибалтийской техники, но и некоторые модели отечественных электричек.
Демихово повезло немного больше, что позволило предприятию выбиться в федеральные лидеры по выпуску железнодорожного транспорта и оборудования. Дело в том, что уже в 80-х начала работать союзная программа постепенного перепрофилирования завода из сборщика узкоколейных типов в производителя классических прицепных и других вагонов для разных моделей электричек.

Получив такой хороший старт, ДМЗ подошел к первой половине 90-х в неплохом техническом вооружении. Поэтому с начала современной российской истории завод смог освоить более семнадцати моделей пригородных электропоездов. Среди них имелись и те, которые использовали постоянный ток напряжением 3000 В, и электрички на переменном в 25 кВ, при частоте 50 Гц.
Потребности России в пригородном подвижном составе оставались на очень высоком уровне. Поэтому предприятие ДМЗ подготовило целую серию поездов типа ЭД9. Первым из них в 1995 году стал ЭД9Т, в значительной мере опиравшийся на конструкцию ЭД2Т.
Одним из основных требований, предъявляемым к новому поезду, являлась его повышенная составность, что предполагало использование максимального количества вагонов в каждой транспортной единице. После этого появились и другие пожелания, с которыми железнодорожники успешно справились:
✅ вместимость – до 2200 пассажиров
✅ составность – до 11 вагонов
✅ модификации для линий с постоянным или переменным током
✅ энергоэкономичность
Использовав элементы конструкций ЭД2Т и ЭР24, инженеры смогли создать собственный поезд, популярность которого растянулась почти на три десятилетия, достигнув наших времен. В первичном исполнении собрано всего 27 составов, после чего последовали первые доработки, включавшие ряд элементов:
✅ работу на постоянном токе
✅ иную головную часть поезда
✅ табло с бегущей строкой (наименование маршрута)
✅ люминесцентное освещение
✅ улучшенное сидение машиниста и др.
В таком исполнении появилось еще 240 единиц модификации с измененным индексом – ЭД9М. Данный поезд предназначался для обычного использования, а вот в качестве экспресса с повышенным комфортом железнодорожникам предложили его вариант, названный ЭД9МК. Он не стал массовым, в период с 2000 по 2006 годы собрано всего 24 единицы в таком виде исполнения.
Техническое устройство электричек ЭД9М
Техника получила ряд современных дополнений, в том числе, это коснулось и материалов, используемых в ее конструкции. Больше никто не смог бы утверждать, что он ездит в «деревянной» электричке – вагоны ЭД9 выполнялись из стали. Вот их параметры:
✅ длина – 22 метра
✅ ширина – 3,5 м
✅ высота – 4,25 м
Кроме того, технические улучшения выразились в установке нового пульта машиниста с отображением информации о состоянии самого электропоезда. Безопасности движения и надежности содействовало и применение в его конструкции реостатного тормоза. Когда производитель перешел к выпуску модификации ЭД9М, то в ней учли несколько важных моментов:
✅ увеличена герметичность салона за счет новых стеклопакетов
✅ использованы пожароустойчивые материалы
✅ установлены более совершенные системы безопасности
В таком виде электричка пользовалась неплохим спросом, но ближе к нашим временам на первое место вышло еще одно важное требование к конструкции – повышенное энергосбережение. ДМЗ откликнулся на современные потребности, предложив следующую модификацию электропоезда – ЭД9Э.

Ее опытный образец представили в 2006-м, а спустя четыре года приписали к депо Ростов. По прошествии еще двух лет начато мелкосерийное производство уже доработанных вариантов. Оно продолжено до 2013-го, за этот короткий период на дороги страны выпущено 25 составов в таком исполнении. Они имели следующие преимущества:
✅ экономичнее предшественника на 25%
✅ измененный тамбур
✅ туалеты современной конструкции
✅ выход на низкие платформы
Правда, имелись у них и свои слабые стороны. Например, отсутствовала возможность работы по СМЕ (системе многих единиц). В отношении пригородных поездов это означает использование нескольких моторных и дополнительных вагонов в составе, для повышения его общей вместимости.
Спецверсии и завершение истории
Последние события, связанные с этой серией, начали происходить в 2014 году. Тогда на предприятии решили осовременить внешний вид ЭД9Э, установив в нем кабину новой конструкции. Всего на ДМЗ изготовили пять составов в таком исполнении. Все они предназначались для эксплуатации на территории Казахстана.

После этого производитель вернулся к изначальному виду ЭД9Э. К середине лета 2016 года собрали последнюю электричку под № 0062. Она отправилась для эксплуатации на Приволжскую дорогу. Удачная конструкция поездов серии позволила использовать их также и для необычных модификаций.
Одна из таких – специальная электромотриса ЭДС1Р. Это двухвагонное устройство состояло из моторного и прицепного элементов. Она предназначалась для перевозки рабочих ж/д бригад и их экипировки к месту назначения. При этом их человеческий состав находился в прицепном, а оборудование – в моторном вагонах.
Техника получила всю необходимую внутреннюю начинку. В пассажирском отсеке – кухню со шкафом и столом, микроволновку, а в техническом – мини-кран, способный перемещать внутри пространства тяжелые элементы и проводить их погрузку/разгрузку. Конструкция пришлась ко двору, поэтому в 2014 году появился еще один такой спецсостав.

Позже предприятие перешло к сборке ЭП3Д, оборудованного крэш-системами. По сути, этот состав можно считать прямым преемником электричек серии ЭД9. Его выпуск начат в 2016 году и продолжается по сей день. А вот поездов, принадлежащих к стандартному типу ЭД9 собрано в количестве 329 единиц различных модификаций.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....