
Трасса «Меридиан» меняет курс
В последние годы Россия переживает бум дорожного строительства. Кто бы что ни говорил, но дороги становятся лучше и безопаснее, развиваются новые альтернативные направления. Скоростные автомагистрали стали очень важной составляющей общего преображения дорог страны. Уже несколько лет функционирует трасса M11 «Нева», связавшая Москву и Санкт-Петербург.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.
Компьютерное проектирование развязки трассы M12. Фото: YouTube.com
«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.
Трасса M12 на карте России. Фото: YouTube.com
Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
Частная магистраль
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.

«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Частные инвесторы и государственная поддержка
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Трасса М12 – главный конкурент
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.

Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Новое направление «Меридиана»
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.

Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Нужна ли России дорога от Казахстана в Беларусь без международного транзита?
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.

России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...