
Трасса «Меридиан» меняет курс
В последние годы Россия переживает бум дорожного строительства. Кто бы что ни говорил, но дороги становятся лучше и безопаснее, развиваются новые альтернативные направления. Скоростные автомагистрали стали очень важной составляющей общего преображения дорог страны. Уже несколько лет функционирует трасса M11 «Нева», связавшая Москву и Санкт-Петербург.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.
Компьютерное проектирование развязки трассы M12. Фото: YouTube.com
«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.
Трасса M12 на карте России. Фото: YouTube.com
Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
Частная магистраль
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.

«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Частные инвесторы и государственная поддержка
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Трасса М12 – главный конкурент
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.

Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Новое направление «Меридиана»
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.

Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Нужна ли России дорога от Казахстана в Беларусь без международного транзита?
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.

России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....