Трасса «Меридиан» меняет курс
В последние годы Россия переживает бум дорожного строительства. Кто бы что ни говорил, но дороги становятся лучше и безопаснее, развиваются новые альтернативные направления. Скоростные автомагистрали стали очень важной составляющей общего преображения дорог страны. Уже несколько лет функционирует трасса M11 «Нева», связавшая Москву и Санкт-Петербург.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.
«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.
Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.
Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.
России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
Продолжается строительство трассы M12 «Восток» из Москвы до Тюмени с возможностью продолжения в другие регионы Сибири. С 2021 года жителей московского региона и водителей грузовых авто радует ЦКАД, который позволяет быстро объезжать перегруженные подъезды к столице и МКАД.
Частная магистраль
До недавнего времени очень перспективным проектом была трасса «Меридиан» – первая частная скоростная магистраль России. Предполагалось, что дорога свяжет северный Казахстан и Беларусь, станет частью китайского «Нового Шелкового пути». Магистраль могла бы войти в трансконтинентальный путь Шанхай-Гамбург. Длинна российского отрезка составила бы около 2 тыс. км.
Проект этой дороги разрабатывался с 2013 года, и казалось, что ничего не помешает реализации проекта. Магистраль должна была пройти через 8 областей, обходя крупные города. Трасса изначально планировалась транзитной, с платным проездом. Она должна была принести большую пользу не только международной торговле, но и повысить транспортную связность регионов России.
Помимо самой дороги закладывались новые мосты и путепроводы, развязки, места отдыха, запарки и терминалы для обслуживающего персонала. Бетонное основание дороги значительно упростило бы обслуживание полотна.
Компьютерное проектирование развязки трассы M12. Фото: YouTube.com
«Меридиан» сразу проектировался из расчета использования беспилотных грузовых автомобилей в будущем. Говорили и о возможности курсирования автопоездов длинной до 50 м. Максимальный вес транспорта – 80 тонн.
Но проблемы начались сразу же после старта проектирования. Далеко не все фермерские хозяйства и холдинги согласились продать участки земли под трассу. Рассечение угодий значительно осложняет логистику внутри хозяйств, мешает посеву и сбору урожаю. Позже началась пандемия и объемы международной торговли резко снизились, а последующие политические события перечеркнули все планы по реализации проекта. При этом на некоторых участках строительство уже началось.
Примерная стоимость проекта – 600 млрд рублей. Сколько успели реализовать с учетом всех затрат – неизвестно.
Частные инвесторы и государственная поддержка
Как уже было сказано, «Меридиан» должен был стать частной дорогой. То есть не предполагалось привлечение бюджетных средств. Правительство на федеральном и региональном уровне помогало предпринимателям, но в приоритете стояли проекты «Росавтодора» – ЦКАД и М12.
Для строительства «Меридиана» нужно было выкупить тысячи гектар земли, согласовать проект со всеми профильными организациями.
Трассой интересовались китайские и казахские инвесторы, но о каких-либо серьезных сделках информации нет. В 2021 году к проекту подключился Евразийский банк развития, который специализируется на финансировании крупных инфраструктурных объектов.
Трасса М12 – главный конкурент
Строительство трассы М12 «Восток» началось ещё в 2021 году. Только на этот раз строительство финансировалось из государственного бюджета. Практически сразу эту магистраль назвали конкурентом «Меридиана», так как она стала бы альтернативой международного транспортного направления «восток-запад». Эксперты логистической отрасли стали ставить под сомнения перспективы «Меридиана». К тому же, проект M12 предполагал возможность соединения региональных центров, что с экономической точки зрения более важно, чем просто транзит международных грузов.
Трасса M12 на карте России. Фото: YouTube.com
Запуск первого участка М12 в конце 2023 года подтвердил востребованность такой трассы. Дальнейшее развитие проекта также предполагает участие иностранных инвесторов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у китайцев полностью пропал интерес к «Меридиану» в его первоначальном виде, поскольку съезды с М12 в сторону Казахстана и Китая можно сделать в любом месте. Но факт остается фактом, М12 – региональная магистраль, ни о каком международном транзите, даже с перспективой продления к западным границам, речи не идет. Европа закрыта.
Новое направление «Меридиана»
Летом 2022 года компания ООО «Меридиан» заявила о переориентации своего проекта. Отныне магистраль должна будет соединять не Казахстан и Беларусь, а Россию и Иран. Направление очень перспективное, учитывая возрастающий грузооборот между Россией, Ираном и Индией. Но есть вопрос. Как новая трасса от Набережных Челнов до Краснодара поможет торговле России и Ирана? Скорее всего, подразумевается сотрудничество с «Росавтодором» по проекту «Юго-западной хорды» и окончание строительства уже начатых участков.
Ожидается, что трасса пройдёт через Самару, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Новая магистраль будет выполнять роль соединительного отрезка между M12 трассой М4 «Дон». Закладывается уже классическое четырхполосное движение, удобные развязки, освещение и платный проезд.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
Да, «Меридиан 2.0» будет важной артерией для южных регионов страны, но о международной значимости говорить не приходится. Эта трасса будет иметь большую популярность в летний сезон. У жителей поволжских регионов появится удобный путь к курортным зонам Краснодарского края и Крыма. Процесс разработки и строительства нового «Меридиана» должен начаться не раньше 2025 года, а полный ввод в эксплуатацию намечен лишь на 2035 год. Разные участки будут запускаться постепенно.
Нужна ли России дорога от Казахстана в Беларусь без международного транзита?
Неизвестно, вернутся ли когда-нибудь к перезапуску проекта этой грандиозной магистрали. Но такая трасса точно нужна. И мы сейчас не говорим про сроки окупаемости и загруженность. Чтобы «отбить» условные 600 млрд рублей (скорее всего больше) без международного транзита трассе понадобятся десятки лет. Но если поставить вопрос о полезности такого пути сообщения, то проект уже не кажется таким безумным.
У нас есть пример Китая, который ещё 20 лет назад начал строительство протяженных ж/д и автомагистралей по всей стране, связывая не только главные экономические центры, но и регионы. Китайцы создали целую сеть качественных дорог. У местного бизнеса и автолюбителей всегда есть выбор из нескольких альтернативных дорог, которые можно быстро менять, учитывая погодные условия, загруженность или ремонты. Это позволяет быстро доставлять грузы и перевозить людей. Например, посылка из условного Уханя (центральный Китай) будет идти до Пекина около суток или быстрее, а это больше 2 тыс. км.
Строительство трассы М12. Фото: YouTube.com
России тоже нужна сеть магистралей внутри регионов, которые не будут завязаны в московский транспортный узел. И в этом смысле «Меридиан» был бы отличным вариантом. Объединение среднерусского черноземья, Волги и промышленного Урала дало бы импульс к развитию этих регионов.
Потенциально такие маршруты могут появиться и в северо-западных областях. А пока нам остается следить за развитием М12 и ждать новостей об «иранской версии Меридиана». Будем надеяться, что проекты получится реализовать в полном объеме и россияне получат новые качественные магистрали.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...