Проблемный советский грузопассажирский тепловоз ТГ102
В конце 50-х специалисты тогда еще Ворошиловградского тепловозостроительного завода были заняты важным проектом. Им предстояло сконструировать и запустить в производство новую модель грузопассажирского локомотива.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.
Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.
Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.
Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.
ТГ102 в трехцветной окраске. Фото: youtube.com
Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Из Ворошиловграда в Ленинград
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
После того, как луганчане в 1960 году представили первенца ТГ102, наверху было принято судьбоносное решение. Всю документацию и необходимое инженерное сопровождение им велели передать ленинградским коллегам.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.
ТГ102 имел двухсекционное исполнение. Фото: youtube.com
Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
Технические особенности не очень успешной ж/д машины
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.
Тележка секции ТГ102. Фото: youtube.com
Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....