
Проблемный советский грузопассажирский тепловоз ТГ102
В конце 50-х специалисты тогда еще Ворошиловградского тепловозостроительного завода были заняты важным проектом. Им предстояло сконструировать и запустить в производство новую модель грузопассажирского локомотива.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.
ТГ102 в трехцветной окраске. Фото: youtube.com
Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.
ТГ102 имел двухсекционное исполнение. Фото: youtube.com
Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.
Тележка секции ТГ102. Фото: youtube.com
Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.

Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Из Ворошиловграда в Ленинград
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
После того, как луганчане в 1960 году представили первенца ТГ102, наверху было принято судьбоносное решение. Всю документацию и необходимое инженерное сопровождение им велели передать ленинградским коллегам.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.

Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
Технические особенности не очень успешной ж/д машины
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.

Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....