Проблемный советский грузопассажирский тепловоз ТГ102
В конце 50-х специалисты тогда еще Ворошиловградского тепловозостроительного завода были заняты важным проектом. Им предстояло сконструировать и запустить в производство новую модель грузопассажирского локомотива.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.
Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.
Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.
Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
Одним из основных требований являлось применение в его конструкции гидропередачи. Такой выбор, вместо классической электрической, стоял на повестке дня не случайно. На основе теоретических расчетов и уже существовавших опытных образцов, инженеры пришли к выводу, что новый тип «убивает сразу двух зайцев»: производство техники удешевляется, а ее ходовые качества вырастают.
ТГ102 в трехцветной окраске. Фото: youtube.com
Конечно, для народного хозяйства, где железнодорожные локомотивы создавались тысячами единиц, а грузопоток неизменно рос, такой эффект оказался как нельзя кстати. Вот только, к сожалению, в данном конкретном случае (как показало более позднее развитие событий) что-то пошло не так.
Из Ворошиловграда в Ленинград
Да, в то время эти города имели именно такие названия, поэтому мы их и оставим, вместо современных Луганска и Санкт-Петербурга. На пороге седьмого десятилетия прошлого века на базе ВЗОР произведен первый опытный образец нового тепловоза.
После того, как луганчане в 1960 году представили первенца ТГ102, наверху было принято судьбоносное решение. Всю документацию и необходимое инженерное сопровождение им велели передать ленинградским коллегам.
Этой передислокацией вовсе не хотели ущемить создателей модели, а просто максимально упорядочили ее выпуск. Ведь в северной столице уже собирались двигатели для нового грузопассажирского тепловоза. Логичным решением оказалось замкнуть на базе Ленинградского тепловозостроительного завода весь производственный цикл.
Новинка имела передовой и очень приятный внешний дизайн, отдаленно напоминавший одну из моделей чехословацких скоростных локомотивов. Ее мощностные показатели, превышавшие на треть предшественника, тоже добавляли оптимизма. К сожалению, последующая эксплуатация не оставила от радушных надежд и следа.
ТГ102 имел двухсекционное исполнение. Фото: youtube.com
Знаете, ведь водители и машинисты часто относятся к технике как к живому организму, наделяя ее знаковым именем или прозвищем. То, что новый тепловоз получил словосочетание «тяпнем с горя» (ТГ), ярче всего отражает чувства бригад, обслуживавших этот локомотив.
Технические особенности не очень успешной ж/д машины
ТГ102 имел двухсекционную конструкцию, а кабины машинистов и вовсе являлись отдельным элементом. Их прикрепляли к основной части при помощи болтовых соединений, в которые для надежности и эстетики добавили резиновые прокладки.
Однако, в процессе недолгой эксплуатации, уже проявилось первое слабое место в конструкции. Обшивка кузова не выдерживала нагрузок, вызывая частые его деформации. Вопрос решили кардинально, обратившись к несущему типу корпуса. Параллельно в исполнение техники внесли и ряд других изменений:
✅ бесшкворневая тележка
✅ смонтированная на раме гидравлическая система
✅ применена гидропередача Фойта (на нескольких образцах)
Внесенные в конструкцию изменения позволили считать выпускавшиеся с 1962 года тепловозы модификацией ТГ102К. Со временем появилось еще несколько вариаций исполнения, имевших 8 разных систем управления:
✅ «Р»
✅ «Ф»
✅ «ФР»
Производитель судорожно искал возможность довести тепловоз до оптимального состояния. Но, похоже, изначально слабая конструкцию так и не позволила добиться каких-либо заметных успехов. Трудившаяся на Октябрьской и Прибалтийской железных дорогах техника неизменно вызывала нарекания и всевозможную критику. Кроме низкой надежности, в вину вменялись: сильная вибрация и шумность при движении, периодический отказ дизельных двигателей.
Тележка секции ТГ102. Фото: youtube.com
Несмотря на хорошие скоростные показатели (120 км/ч) и мощность (4 х 820 л. с), выпуск ТГ102 был полностью прекращен к 1965 году. Спустя восемь лет начался их вывод из эксплуатации, завершившийся в середине 80-х. За несколько лет производства собрано всего 79 единиц, некоторые из них сейчас являются экспонатами музеев ж/д техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....