
Суперспорт Praga Bohema, весящий менее одной тонны
Компания Praga с 2024 года официально начала производство своего суперспорта Bohema, который внешне похож на гоночный автомобиль. Что же получат выбранные 89 клиентов за свои 34 миллиона крон (ок. 1,5 млн. долларов)? Разработка новинки основана на опыте, полученном во время соревнований. Также использованы элементы конструкции предыдущей ракеты Praga R1, специального карбонового автомобиля со сложной аэродинамикой, оснащенного двигателем от Clio RS.
Конечно, сегодняшние европейские поклонники автоспорта ассоциируют бренд Praga с картингом и гоночным R1R, который редко можно увидеть на чешских трассах. Тем не менее, последний имеет свои собственные серии, например, в Великобритании и США. Также ценители истории могут помнить, что бренд Praga с нами уже более 115 лет.
Представление Praga Bohema. Фото: youtube.com
Однако теперь его имя упоминается во всех автомобильных новостях мира. Praga Bohema – чешский суперспорт, который намерен конкурировать только с лучшими. Генеральный директор Praga Cars UK Марк Харрисон назвал это безумной идеей, имеющей все шансы на успешную реализацию.
R1R получил собственную серию, среди водителей он популярен благодаря своим невероятным возможностям, солидной надежности и приемлемым эксплуатационным расходам. Параллельно с его производством велась работа и над новым суперспортом для кольцевых заездов. В конце концов, с R1R у него очень мало общего: гоночная машина слишком тесновата для двух членов экипажа, а ее конструкция имеет множество ограничений.
Интересно то, что разговоры об обязательном создании дорожной версии гоночного автомобиля, велись с самого начала его появления. Горячие головы убеждали всех в том, что новинка должна иметь цену, эквивалентную Porsche 911 GT2 и совершенные характеристики. Что мы имеем на деле, можете судить сами:
✅ 6-цилиндровый двигатель
✅ двойной турбонаддув от легендарного Nissan GT-R R35
✅ карбоновый кузов
✅ общий вес конструкции – 982 кг
Еще до того, как силовой агрегат появился под капотом автомобиля, он получил заметное вмешательство британских специалистов Litchfield Motors. Они установили туда новую турбину, смазку с сухим картером и тщательно отрегулировали его работу. Это сделало двигатель более устойчивым к перегрузкам и, конечно же, мотор готов к заметным боковым кренам. Вот непосредственные характеристики установленного Nissan GT-R:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – 710 л. с при 6800 об/мин
✅ максимальный крутящий момент – 725 Н*м
Не без интереса, помимо описанного мотора от Nissan GT-R, как вариант упоминался и атмосферный десятицилиндровый Audi R8 с объемом в 5,2 литра. Это, несомненно, могло стать очень интересным решением, но вмешались сразу два негативных фактора.
Дизайн задней части Bohema. Фото: youtube.com
Помимо того, что он не допускает дальнейшей легкой настройки, Audi также не смогла гарантировать регулярные поставки и последующую поддержку.
При этом, Praga Bohema по-прежнему остается очень маленьким авто. Его ширина и длина аналогичны, например, небольшому Ferrari 296 GTB. В тесном кокпите пассажирское сиденье расположено немного позади водителя, чтобы ему не мешали плечи соседа.
Тем не менее, он достаточно удобен, красиво сделан, а обивка вызывает желание прикоснуться к ней. В Bohema даже выделили 100-литровое пространство для небольшого багажа. Его можно найти по бокам, также как и в Pagani Huyara.
Дисплей и роскошная оббивка. Фото: youtube.com
Кстати, у автомобиля только задний привод и роботизированная секвентальная трансмиссия Hewland. А представители механического обслуживания в лице г-на Личфилда заявляют о возможности настройки техники так, чтобы она выдавала до 1000 «лошадок». Это привлекает многих клиентов и подогревает общий интерес к модели.
Все перечисленные выше прекрасные показатели и лестные оценки не просто «кролик, вынутый из рукава». Не идет речь и о данных, полученных одним из симуляторов. Ведь Praga тестировала свой Bohema на самых сложных участках и трассах:
✅ Red Bull Ring
✅ Спа-Франкоршам
✅ легендарном Нюрбургринге
За рулем исследуемого образца заводской пилот-испытатель Йозеф Краль чередовался с бывшей звездой Формулы-1 Роменом Грожаном и Беном Коллинзом. Безусловно, мы имеем дело с экспертами, которые кое-что знают о на самом деле быстрой езде, а их имена хорошо знакомы тем, кто интересуется автоспортом.
Автомобиль, конечно же, получил несколько режимов движения и Launch Control, то есть запуск с места, используя электронное управление для наилучшего ускорения. Автопроизводитель заявляет, что до первой «сотни» Bohema сумеет добраться менее чем за 3,5 секунды. А высший предел спидометра вполне сможет достигать показателя в 300 км/ч. Но быстрая езда не стала основной целью модели. Нет, главный упор сделан на комфортное и уверенное прохождение поворотов, что лучше всего свидетельствует о изначальном предназначении спорткара.
Как уже говорилось, у Bohema карбоновый кузов и шасси. Двигатель расположен в подрамнике, для обеспечения вибрации и комфорта вождения. И хотя при детальном рассмотрении всех решений появляется чувство тщательно проработанной аэродинамики, у автомобиля отсутствуют какие бы то ни было активные элементы в этом направлении. В конструкции нет ни специального тормоза, ни складного крыла.
Стильные очертания Praga Bohema. Фото: youtube.com
Электрические двигатели или гидравлическое управление подобными конструкциями обычно отрицательно влияют на вес. Поэтому создатели неплохо потрудились, чтобы он не выходил за пределы одной тонны. Ведь ключевым моментом является контроль над автомобилем и прижимная сила. А Bohema производит более 900 кг этого показателя на скорости в 240 км/ч.
Несколько избранных журналистов уже прокатились на Bohema, пока в виде тестового заезда. И все согласны с тем, что автомобилем очень легко управлять, а двигатель, как и у обычного GT-R, тянет с холостого хода и набирает брутальную мощность.
Также они отметили и сложную посадку, где без небольшой гимнастики просто не обойтись. Но испытатели подтверждают, что машина на удивление хорошо звукоизолирована и великолепно отделана. И, несмотря на спортивный стиль дизайна, из нее открывается довольно приличный обзор. Единственным несовершенством конструкции является настройка коробки передач. Но над этой проблемой уже поработали и, кажется, не без успеха.
Генеральный директор Praga Cars UK Марк Харрисон в интервью британскому Autocar назвал Praga Bohema прибыльным проектом. Но он также признал, что одна из основных его задач – подогреть интерес к гоночным версиям компании.
Элементы акробатики при посадке в Bohema. Фото: youtube.com
Штаб-квартира Praga находится в Великобритании, но автомобиль разрабатывался, по большей части, в Словакии. Здесь он также преодолел и свои первые километры. А вот финальная сборка происходит в Чехии, на базе мастерских Романа Креста. Производитель стремится обеспечить превосходное качество компонентов, поэтому годовой тираж не превысит двух десятков экземпляров. Гарантия составляет два года, плюс – неограниченный пробег.
Конечно, сегодняшние европейские поклонники автоспорта ассоциируют бренд Praga с картингом и гоночным R1R, который редко можно увидеть на чешских трассах. Тем не менее, последний имеет свои собственные серии, например, в Великобритании и США. Также ценители истории могут помнить, что бренд Praga с нами уже более 115 лет.

Однако теперь его имя упоминается во всех автомобильных новостях мира. Praga Bohema – чешский суперспорт, который намерен конкурировать только с лучшими. Генеральный директор Praga Cars UK Марк Харрисон назвал это безумной идеей, имеющей все шансы на успешную реализацию.
Появление долгожданного автомобиля
R1R получил собственную серию, среди водителей он популярен благодаря своим невероятным возможностям, солидной надежности и приемлемым эксплуатационным расходам. Параллельно с его производством велась работа и над новым суперспортом для кольцевых заездов. В конце концов, с R1R у него очень мало общего: гоночная машина слишком тесновата для двух членов экипажа, а ее конструкция имеет множество ограничений.
Таким образом, Praga Bohema создавалась почти с чистого листа. На все разработки понадобилось долгих семь лет, но, наконец, она вышла в серию.
Интересно то, что разговоры об обязательном создании дорожной версии гоночного автомобиля, велись с самого начала его появления. Горячие головы убеждали всех в том, что новинка должна иметь цену, эквивалентную Porsche 911 GT2 и совершенные характеристики. Что мы имеем на деле, можете судить сами:
✅ 6-цилиндровый двигатель
✅ двойной турбонаддув от легендарного Nissan GT-R R35
✅ карбоновый кузов
✅ общий вес конструкции – 982 кг
Еще до того, как силовой агрегат появился под капотом автомобиля, он получил заметное вмешательство британских специалистов Litchfield Motors. Они установили туда новую турбину, смазку с сухим картером и тщательно отрегулировали его работу. Это сделало двигатель более устойчивым к перегрузкам и, конечно же, мотор готов к заметным боковым кренам. Вот непосредственные характеристики установленного Nissan GT-R:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – 710 л. с при 6800 об/мин
✅ максимальный крутящий момент – 725 Н*м
Не без интереса, помимо описанного мотора от Nissan GT-R, как вариант упоминался и атмосферный десятицилиндровый Audi R8 с объемом в 5,2 литра. Это, несомненно, могло стать очень интересным решением, но вмешались сразу два негативных фактора.

Помимо того, что он не допускает дальнейшей легкой настройки, Audi также не смогла гарантировать регулярные поставки и последующую поддержку.
Технические особенности и преимущества
При этом, Praga Bohema по-прежнему остается очень маленьким авто. Его ширина и длина аналогичны, например, небольшому Ferrari 296 GTB. В тесном кокпите пассажирское сиденье расположено немного позади водителя, чтобы ему не мешали плечи соседа.
Тем не менее, он достаточно удобен, красиво сделан, а обивка вызывает желание прикоснуться к ней. В Bohema даже выделили 100-литровое пространство для небольшого багажа. Его можно найти по бокам, также как и в Pagani Huyara.

Кстати, у автомобиля только задний привод и роботизированная секвентальная трансмиссия Hewland. А представители механического обслуживания в лице г-на Личфилда заявляют о возможности настройки техники так, чтобы она выдавала до 1000 «лошадок». Это привлекает многих клиентов и подогревает общий интерес к модели.
Все перечисленные выше прекрасные показатели и лестные оценки не просто «кролик, вынутый из рукава». Не идет речь и о данных, полученных одним из симуляторов. Ведь Praga тестировала свой Bohema на самых сложных участках и трассах:
✅ Red Bull Ring
✅ Спа-Франкоршам
✅ легендарном Нюрбургринге
За рулем исследуемого образца заводской пилот-испытатель Йозеф Краль чередовался с бывшей звездой Формулы-1 Роменом Грожаном и Беном Коллинзом. Безусловно, мы имеем дело с экспертами, которые кое-что знают о на самом деле быстрой езде, а их имена хорошо знакомы тем, кто интересуется автоспортом.
Автомобиль, конечно же, получил несколько режимов движения и Launch Control, то есть запуск с места, используя электронное управление для наилучшего ускорения. Автопроизводитель заявляет, что до первой «сотни» Bohema сумеет добраться менее чем за 3,5 секунды. А высший предел спидометра вполне сможет достигать показателя в 300 км/ч. Но быстрая езда не стала основной целью модели. Нет, главный упор сделан на комфортное и уверенное прохождение поворотов, что лучше всего свидетельствует о изначальном предназначении спорткара.
Как уже говорилось, у Bohema карбоновый кузов и шасси. Двигатель расположен в подрамнике, для обеспечения вибрации и комфорта вождения. И хотя при детальном рассмотрении всех решений появляется чувство тщательно проработанной аэродинамики, у автомобиля отсутствуют какие бы то ни было активные элементы в этом направлении. В конструкции нет ни специального тормоза, ни складного крыла.

Электрические двигатели или гидравлическое управление подобными конструкциями обычно отрицательно влияют на вес. Поэтому создатели неплохо потрудились, чтобы он не выходил за пределы одной тонны. Ведь ключевым моментом является контроль над автомобилем и прижимная сила. А Bohema производит более 900 кг этого показателя на скорости в 240 км/ч.
Первые впечатления и дальнейшее развитие проекта
Несколько избранных журналистов уже прокатились на Bohema, пока в виде тестового заезда. И все согласны с тем, что автомобилем очень легко управлять, а двигатель, как и у обычного GT-R, тянет с холостого хода и набирает брутальную мощность.
Также они отметили и сложную посадку, где без небольшой гимнастики просто не обойтись. Но испытатели подтверждают, что машина на удивление хорошо звукоизолирована и великолепно отделана. И, несмотря на спортивный стиль дизайна, из нее открывается довольно приличный обзор. Единственным несовершенством конструкции является настройка коробки передач. Но над этой проблемой уже поработали и, кажется, не без успеха.
Генеральный директор Praga Cars UK Марк Харрисон в интервью британскому Autocar назвал Praga Bohema прибыльным проектом. Но он также признал, что одна из основных его задач – подогреть интерес к гоночным версиям компании.

Штаб-квартира Praga находится в Великобритании, но автомобиль разрабатывался, по большей части, в Словакии. Здесь он также преодолел и свои первые километры. А вот финальная сборка происходит в Чехии, на базе мастерских Романа Креста. Производитель стремится обеспечить превосходное качество компонентов, поэтому годовой тираж не превысит двух десятков экземпляров. Гарантия составляет два года, плюс – неограниченный пробег.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....