Как и где заряжать электромобиль
Медленно, но верно электромобили входят в нашу жизнь. Количество проданной техники, питающейся от розетки, растет из года в год. В большинстве развитых стран мира хорошо понимают эту тенденцию и обустраивают на своих территориях специальные зарядные станции, где электрокары пополняют энергией свои аккумуляторы. Сделать это можно и другими способами. Какими и как, стоит разобраться подробнее.
В автомобилях с индексом EV под капотом и (или) около колес располагается один либо несколько электрических моторов. Их применение не только предотвращает выброс вредных веществ в атмосферу, но и позволяет использовать двигатели, обладающие высоким, до 95% КПД. Например, у дизеля этот параметр составляет 45%. К тому же электромобиль содержит меньшее количество узлов, деталей и, благодаря расположению аккумуляторов, обладает низким центром тяжести. При их зарядке необходимо руководствоваться двумя важными положениями:
Она зависит от силы тока. Но если для восстановления энергии аккумуляторов бытовых гаджетов достаточно 1-2 А, то в случае с электрокарами этого будет очень мало.
Зарядка аккумуляторов будет происходить тем быстрее, чем больше сила тока и напряжение. Учитывая это, в Европе разработали стандарты, по которым происходит восполнение энергией батарей электромобилей.
Это прямое (без специального кабеля) подключение к общественной или бытовой электросети, при котором характеристики цепи никак не контролируются, а заземление отсутствует. В данном случае используется переменный ток 220 В, мощность – до 4 кВт при силе тока до 16 А. Данный способ зарядки АКБ электромобилей некоторыми производителями запрещен.
Здесь тоже не отображается информация о предельных режимах, однако в используемом кабеле присутствует защитное устройство, предохраняющее сеть от перегрузок, которые могут уменьшать силу тока. При подключении к бытовой розетке 220 В достигаемая мощность не превышает 3,5 кВт. Если сеть трехфазная, этот параметр составит не более 11 кВт при силе тока 32 А. Из-за преобразующего блока, расположенного внутри кабеля в виде прямоугольника владельцы электромобилей такие устройства называют «кирпичом». Батарея в 70-90 кВт*ч восполняет свою емкость в течение суток, а то и более (до 33 ч).
Подсоединение к источнику напряжения на ЭЗС происходит посредством кабеля, оснащенного шиной, передающей данные о качестве соединения: возможных утечках через изоляцию, текущем режиме. При зарядке электроника машины может контролировать процесс: например, уменьшать ток в случае необходимости. Максимальная мощность режима Mode 3 – 43 кВт. Однако в реальности большинство зарядных станций рассчитано на 22 кВт. Время подпитки аккумуляторов занимает примерно 4 ч. При этом электроника авто может ограничить принимаемый ток, чтобы, например, не допустить перегрева. Тогда время зарядки увеличивается.
Процесс восполнения энергией батарей происходит посредством постоянного тока. Электромобиль и ЭЗС в ходе зарядки обмениваются данными о максимальном напряжении и иных параметрах. Причем процесс начинается только после тестирования систем. Минимальная мощность станции, работающей в подобном режиме, составляет 43-50 кВт, но на сегодня уже существуют ЭЗС, выдающие от 100 до 320 кВт. В результате автомобиль будет готов к дальнейшей поездке уже через 1 час.
Для этого в комплекте с автомобилем идет специальный кабель. Внутри него есть выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, и защитный блок, не допускающий перегрева и коротких замыканий. На одном конце кабеля – разъем, подходящий к данному электромобилю, на другом – обычная вилка. Для восстановления батареи емкостью 60 кВт*ч понадобится примерно 24 ч.
Трехфазное напряжение обычно подводят к загородным домам для питания, например, некоторых моделей отопительных котлов. Если у вас имеется такая сеть, время зарядки может сократиться до пары часов. Все зависит от мощности источника напряжения. Аккумулятор будет готов к эксплуатации за самый короткий срок при силе тока в 63 А. Однако вряд ли в загородном доме будет проводка, способная выдержать подобные условия. Но в любом случае зарядка от трехфазной сети пойдет быстрее. Правда, для этого понадобится специальный кабель, которого в комплекте с автомобилем может и не оказаться.
Это наиболее быстрый вариант восполнения энергией АКБ. На станциях используется постоянный ток 125 А, мощность обычно составляет 65 кВт при напряжении 500 В. Здесь тоже нужен специальный кабель. Стоит помнить, что частое использование ЭЗС для подзарядки батарей ведет к сокращению их срока службы.
Это станции от известного производителя электромобилей. Подобные «заправки» отличаются высокой мощностью – до 120 кВт. Т. е. даже очень емкая батарея в 90 кВт*ч восполняется энергией на 100 % за 40 минут. Сейчас специалисты Tesla тестируют новую ЭЗС третьего поколения, способную выдавать уже 250 кВт мощности. Если на электрокаре стоят соответствующие аккумуляторы, за 1 ч можно получить запас хода более, чем на 1000 км.
Пока еще мало распространены и требуют соответствующего оборудования на автомобиле. Работают, как и «зарядки» для смартфонов, благодаря магнитной индукции. Здесь уже не нужно заморачиваться с кабелями. Достаточно подъехать к станции так, чтобы устройство оказалось под днищем.
Количество автомобилей, ездящих на АКБ растет, а их производители пока так и не пришли к единому стандарту портов. Наиболее часто встречающиеся:
Зарядиться энергией на улице в поездке сегодня реально разве что в столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Такая услуга предоставляется на некоторых парковках бизнес-центров или ТРЦ. Это медленная зарядка, позволяющая за 1 ч получить «лишние» 30-35 км пробега. Если стоянка обойдется\в 100 руб/ч, то 1 км пути будет стоить 3 руб.
Иное дело – зарядка дома. Если пользоваться электричеством днем, 1 кВт*ч стоит, максимум, 6 руб., т. е. 1 км пробега обойдется в 18 копеек. А если у вас дома электроплита и АКБ вы будете заряжать ночью, эта цифра уменьшится в 2-3 раза. Полное восстановление батареи емкостью в 90 кВт*ч будет стоить в этом случае 180 руб. или примерно 500 руб. при дневном процессе, чего хватит на 400-500 км. Проехать столько же на бензине АИ-93 обойдется примерно в 2000 руб. (48 руб. за литр). Есть о чем задуматься!
Немного теории
В автомобилях с индексом EV под капотом и (или) около колес располагается один либо несколько электрических моторов. Их применение не только предотвращает выброс вредных веществ в атмосферу, но и позволяет использовать двигатели, обладающие высоким, до 95% КПД. Например, у дизеля этот параметр составляет 45%. К тому же электромобиль содержит меньшее количество узлов, деталей и, благодаря расположению аккумуляторов, обладает низким центром тяжести. При их зарядке необходимо руководствоваться двумя важными положениями:
- ✅ батарея с большой емкостью обеспечивает продолжительный запас хода, но требует длительного времени подпитки
- ✅ для снабжения энергией двигателей авто нужен постоянный ток, в то время как в сетях – переменный: чтобы превратить второй в первый, машина или кабель оснащаются преобразователем.
Есть исключение – зарядные станции Fast Charge. Они отличаются тем, что сразу выдают постоянное напряжение.
О скорости зарядки АКБ
Она зависит от силы тока. Но если для восстановления энергии аккумуляторов бытовых гаджетов достаточно 1-2 А, то в случае с электрокарами этого будет очень мало.
Каждая батарея имеет ограничение по максимально допустимой силе тока. Если данный параметр превысить, у АКБ сократится срок службы, уменьшится емкость, а в худшем случае она выйдет из строя.
Зарядка аккумуляторов будет происходить тем быстрее, чем больше сила тока и напряжение. Учитывая это, в Европе разработали стандарты, по которым происходит восполнение энергией батарей электромобилей.
Mode 1
Это прямое (без специального кабеля) подключение к общественной или бытовой электросети, при котором характеристики цепи никак не контролируются, а заземление отсутствует. В данном случае используется переменный ток 220 В, мощность – до 4 кВт при силе тока до 16 А. Данный способ зарядки АКБ электромобилей некоторыми производителями запрещен.
Mode 2
Здесь тоже не отображается информация о предельных режимах, однако в используемом кабеле присутствует защитное устройство, предохраняющее сеть от перегрузок, которые могут уменьшать силу тока. При подключении к бытовой розетке 220 В достигаемая мощность не превышает 3,5 кВт. Если сеть трехфазная, этот параметр составит не более 11 кВт при силе тока 32 А. Из-за преобразующего блока, расположенного внутри кабеля в виде прямоугольника владельцы электромобилей такие устройства называют «кирпичом». Батарея в 70-90 кВт*ч восполняет свою емкость в течение суток, а то и более (до 33 ч).
Mode 3
Подсоединение к источнику напряжения на ЭЗС происходит посредством кабеля, оснащенного шиной, передающей данные о качестве соединения: возможных утечках через изоляцию, текущем режиме. При зарядке электроника машины может контролировать процесс: например, уменьшать ток в случае необходимости. Максимальная мощность режима Mode 3 – 43 кВт. Однако в реальности большинство зарядных станций рассчитано на 22 кВт. Время подпитки аккумуляторов занимает примерно 4 ч. При этом электроника авто может ограничить принимаемый ток, чтобы, например, не допустить перегрева. Тогда время зарядки увеличивается.
Mode 4
Процесс восполнения энергией батарей происходит посредством постоянного тока. Электромобиль и ЭЗС в ходе зарядки обмениваются данными о максимальном напряжении и иных параметрах. Причем процесс начинается только после тестирования систем. Минимальная мощность станции, работающей в подобном режиме, составляет 43-50 кВт, но на сегодня уже существуют ЭЗС, выдающие от 100 до 320 кВт. В результате автомобиль будет готов к дальнейшей поездке уже через 1 час.
Как заряжать батареи электрокара от бытовой сети 220 В
Для этого в комплекте с автомобилем идет специальный кабель. Внутри него есть выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, и защитный блок, не допускающий перегрева и коротких замыканий. На одном конце кабеля – разъем, подходящий к данному электромобилю, на другом – обычная вилка. Для восстановления батареи емкостью 60 кВт*ч понадобится примерно 24 ч.
Медленная зарядка способствует увеличению эксплуатационного ресурса аккумулятора.
Использование сети 380 В
Трехфазное напряжение обычно подводят к загородным домам для питания, например, некоторых моделей отопительных котлов. Если у вас имеется такая сеть, время зарядки может сократиться до пары часов. Все зависит от мощности источника напряжения. Аккумулятор будет готов к эксплуатации за самый короткий срок при силе тока в 63 А. Однако вряд ли в загородном доме будет проводка, способная выдержать подобные условия. Но в любом случае зарядка от трехфазной сети пойдет быстрее. Правда, для этого понадобится специальный кабель, которого в комплекте с автомобилем может и не оказаться.
Зарядка от ЭЗС
Это наиболее быстрый вариант восполнения энергией АКБ. На станциях используется постоянный ток 125 А, мощность обычно составляет 65 кВт при напряжении 500 В. Здесь тоже нужен специальный кабель. Стоит помнить, что частое использование ЭЗС для подзарядки батарей ведет к сокращению их срока службы.
Tesla Supercharger
Это станции от известного производителя электромобилей. Подобные «заправки» отличаются высокой мощностью – до 120 кВт. Т. е. даже очень емкая батарея в 90 кВт*ч восполняется энергией на 100 % за 40 минут. Сейчас специалисты Tesla тестируют новую ЭЗС третьего поколения, способную выдавать уже 250 кВт мощности. Если на электрокаре стоят соответствующие аккумуляторы, за 1 ч можно получить запас хода более, чем на 1000 км.
Беспроводные зарядные устройства
Пока еще мало распространены и требуют соответствующего оборудования на автомобиле. Работают, как и «зарядки» для смартфонов, благодаря магнитной индукции. Здесь уже не нужно заморачиваться с кабелями. Достаточно подъехать к станции так, чтобы устройство оказалось под днищем.
Беспроводная технология используется, чтобы заряжать АКБ на ходу. Для этого (например, в Великобритании) строят магистрали с вмонтированными полосами, передающими энергию электрокару.
Разъемы
Количество автомобилей, ездящих на АКБ растет, а их производители пока так и не пришли к единому стандарту портов. Наиболее часто встречающиеся:
- ✅ Type 1 (второе название J1772) – американская пятиштырьковая однофазная колодка для зарядки от 220 В мощностью не более 7,4 кВт (позже провели модернизацию и этот параметр увеличили до 90-240 кВт)
- ✅ Type 2 или Mennekes принят в европейских странах, бывает одно- (7,4 кВт) или трехфазным (до 43,5 кВт)
- ✅ CCS Combo позволяет заряжать батареи от источников как переменного, так и постоянного (мощность до 170 кВт) тока
- ✅ CHAdeMO – разъем с парой контактов, выдерживающих до 200 кВт, используется в ЕС, США, Японии
- ✅ GB/Т 20234 – применяется в китайских электрокарах
В России приняты разъемы европейского типа Type 2/CCS Combo 2. Так что лучше покупать авто именно с такими портами.
Сколько стоит «полный бак» электромобиля
Зарядиться энергией на улице в поездке сегодня реально разве что в столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Такая услуга предоставляется на некоторых парковках бизнес-центров или ТРЦ. Это медленная зарядка, позволяющая за 1 ч получить «лишние» 30-35 км пробега. Если стоянка обойдется\в 100 руб/ч, то 1 км пути будет стоить 3 руб.
Иное дело – зарядка дома. Если пользоваться электричеством днем, 1 кВт*ч стоит, максимум, 6 руб., т. е. 1 км пробега обойдется в 18 копеек. А если у вас дома электроплита и АКБ вы будете заряжать ночью, эта цифра уменьшится в 2-3 раза. Полное восстановление батареи емкостью в 90 кВт*ч будет стоить в этом случае 180 руб. или примерно 500 руб. при дневном процессе, чего хватит на 400-500 км. Проехать столько же на бензине АИ-93 обойдется примерно в 2000 руб. (48 руб. за литр). Есть о чем задуматься!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....