
Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели
В советский период мотолюбители из нашей страны предпочитали чехословацкую технику. Если, конечно, могли ее достать. Немалой популярностью пользовался и скоростной «Планета-Спорт». Обо всех остальных стоит сказать честно – на любителя.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).
«Восход ШК-4», созданный для соревнований по кроссу. Фото: youtube.com
В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.
Цепная передача «Восход ШК-4». Фото: youtube.com
Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».
1-местное сидение. Фото: youtube.com
Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.
Топливный бак с угловатыми формами. Фото: youtube.com
Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.
«Восход ШК-4», восстановленный коллекционером. Фото: youtube.com
Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).

В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Не очень популярные «Восходы»
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.

Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Первые гоночные модели
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».

Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
Все эти наработки привели к появлению в начале 80-х последней шоссейно-кольцевой модели завода. Некоторые источники указывают в качестве официального года ее рождения 1985-й. Созданный на основе прошлых видов техники, мотоцикл получил наименование «Восход ШК-4».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Устаревший прежде выхода в серию
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.

Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Особенности техники и завершение выпуска
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.

Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....