.d-md-none .d-lg-block bibimot

Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели

Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели
В советский период мотолюбители из нашей страны предпочитали чехословацкую технику. Если, конечно, могли ее достать. Немалой популярностью пользовался и скоростной «Планета-Спорт». Обо всех остальных стоит сказать честно – на любителя.


Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).

Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели«Восход ШК-4», созданный для соревнований по кроссу. Фото: youtube.com

В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.

Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.

Не очень популярные «Восходы»


Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.

Цепная передача «Восход ШК-4». Фото: youtube.com

Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.

Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.

Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.

Первые гоночные модели


Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».

1-местное сидение. Фото: youtube.com

Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.

Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».

Все эти наработки привели к появлению в начале 80-х последней шоссейно-кольцевой модели завода. Некоторые источники указывают в качестве официального года ее рождения 1985-й. Созданный на основе прошлых видов техники, мотоцикл получил наименование «Восход ШК-4».


К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:

✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели

В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:

✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч

Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.

Устаревший прежде выхода в серию


Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.

Топливный бак с угловатыми формами. Фото: youtube.com

Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.

Особенности техники и завершение выпуска


Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:

✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали

Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.

По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.

«Восход ШК-4», восстановленный коллекционером. Фото: youtube.com

Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

В чем, по-вашему, была неконкурентоспособность «Восход ШК-4»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ИЖ Планета/Юпитер – история популярных советских мотоциклов всех поколенийИж Планета-Спорт – любимый мотоцикл Брежнева