Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели
В советский период мотолюбители из нашей страны предпочитали чехословацкую технику. Если, конечно, могли ее достать. Немалой популярностью пользовался и скоростной «Планета-Спорт». Обо всех остальных стоит сказать честно – на любителя.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).
В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.
Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».
Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.
Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.
Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).
«Восход ШК-4», созданный для соревнований по кроссу. Фото: youtube.com
В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Не очень популярные «Восходы»
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.
Цепная передача «Восход ШК-4». Фото: youtube.com
Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Первые гоночные модели
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».
1-местное сидение. Фото: youtube.com
Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
Все эти наработки привели к появлению в начале 80-х последней шоссейно-кольцевой модели завода. Некоторые источники указывают в качестве официального года ее рождения 1985-й. Созданный на основе прошлых видов техники, мотоцикл получил наименование «Восход ШК-4».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Устаревший прежде выхода в серию
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.
Топливный бак с угловатыми формами. Фото: youtube.com
Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Особенности техники и завершение выпуска
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.
«Восход ШК-4», восстановленный коллекционером. Фото: youtube.com
Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....