Последний кроссовый мотоцикл завода «Восход ШК-4» и предыдущие модели
В советский период мотолюбители из нашей страны предпочитали чехословацкую технику. Если, конечно, могли ее достать. Немалой популярностью пользовался и скоростной «Планета-Спорт». Обо всех остальных стоит сказать честно – на любителя.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).
В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.
Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».
Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.
Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.
Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
Например, в сельской местности очень ценилась за проходимость тяжелая техника. В те времена топливо стоило сущие копейки, поэтому на удивительную прожорливость их 650/750-кубовых двухтактных двигателей никто просто не обращал внимания. Как и на то, что с такими параметрами они могли бы иметь характеристики значительно выше (в качестве примера можно привести немецкий BMW).
«Восход ШК-4», созданный для соревнований по кроссу. Фото: youtube.com
В тех же местах многие уважали двух- или одноцилиндровые мотоциклы марки ИЖ. Они были более брутальными, чем «Ява», и не такими нежными к суровым условиям эксплуатации. Иногда эта любовь происходила вынуждено, когда импортную технику не удавалось купить, а хотелось мотоцикл именно среднего класса.
Напротив, легкие белорусские аппараты считались прекрасным вариантом для начинающих, пенсионеров, рыбалки или туризма. Их 125-кубовые двигатели проявили себя более чем надежными и, в принципе, достаточно мощными для такого маленького объема.
Не очень популярные «Восходы»
Кажется, мы упустили еще один советский мотоцикл? Да, имелось также творение Ковровского завода, известное в застойные времена как «Восход». О нем тогда как-то не принято было говорить в положительном ключе. Так получилось, что на тот момент я не встречал ни одного человека, который причислял бы себя к поклонникам марки (может, просто имелись тайные воздыхатели). Гораздо чаще эти 175-кубовые мотоциклы подвергались критике или пренебрежительному отношению.
Цепная передача «Восход ШК-4». Фото: youtube.com
Мой отец, которого можно смело отнести к домашним экспертам, четко высказался по поводу ковровской техники. В молодые годы он владел стареньким «Ковровцем», а позже – еще двумя мотоциклами с обновленным названием (в том числе – черным «Восход-2»). Он признавал, что первый (во многом основанный на старом «Чезет») имел и надежность, и удобство в эксплуатации. А вот новые оказались намного послабее.
Если к этому добавить мой личный опыт и впечатления, то мотоциклы марки «Восход» в управлении выглядели гораздо грузнее и непослушнее более юркого «Минска». Ну, а по сравнению с ИЖ, они заметно проигрывали в мощности и динамике.
Учитывая такое множество нелестных отзывов и фактов, для некоторых станет явным откровением, что в советское время производился целый ряд спортивных мотоциклов марки «Восход». В первую очередь, в это число вошла техника, специально созданная для кроссовых соревнований.
Первые гоночные модели
Но шоссейно-кольцевых гонок на международном уровне в классе 175 куб. см не существовало. Поэтому производимая техника предназначалась для местного, внутрисоюзного чемпионата. Первым вариантом стал «Ковровец-175ШК», появившийся в 1971 году. Он мог разгоняться до вполне неплохих 125 км/ч, выдавая мощность в 14 «лошадок».
1-местное сидение. Фото: youtube.com
Следующим, после смены названия бренда, можно считать «Восход-175ШК-2» с двигателем такого же объема, но с мощностью, увеличенной на две единицы. Это позволило создателям также добавить пять пунктов к скоростным показателям модели. Но для соревнующихся спортсменов и общества ДОСААФ, к которому они принадлежали, этого оказалось мало. В профильное министерство отправилось официальное письмо с просьбой о создании мотоцикла с улучшенными показателями.
Так появился модернизированный «Восход-175ШК-3». Немного позже на предприятии планировался переход к более мощной серийной модели с 250-кубовым двигателем. Планы реализовать не удалось, зато это способствовало созданию кроссового «Восход-250ШК-3».
Все эти наработки привели к появлению в начале 80-х последней шоссейно-кольцевой модели завода. Некоторые источники указывают в качестве официального года ее рождения 1985-й. Созданный на основе прошлых видов техники, мотоцикл получил наименование «Восход ШК-4».
К тому времени конструкция ковровских гоночных моделей сильно устарела и вызывала такую же критику, как и его серийные собратья. Поэтому коллектив завода предпринял усиленную попытку и провел омологацию с целью сохранения конкурентоспособности во время заездов. Обновления коснулись целого ряда узлов и элементов конструкции:
✅ характеристики двигателя
✅ конфигурация рамы
✅ новые обтекатели
В то же время, многое без изменений перекочевало от «третьей» модели: тормозная система, элементы подвески и тип колес. Сам силовой агрегат оставили прежним, подвергнув дополнительным доработкам. Правда, со временем, его наделили головкой цилиндра иной конфигурации. Вот некоторые из показателей техники:
✅ рабочий объем – 175 куб. см
✅ мощность – 20 л. с
✅ максимальная скорость – 180 км/ч
Как можете сами видеть, в плане скоростных характеристик у аппарата все оказалось очень даже неплохо. Но совсем не так весело выглядела ситуация с его технической стороной. Основа, на которой он создавался, уходила своими корнями в далекие 50-е (если не сказать – к довоенному DKW). Хотя проводилась поверхностная модернизация, но этого оказалось явно недостаточно. Мотоцикл уже в начале своего производства выглядел заметно устаревшим, что предрекало ему довольно унылое будущее.
Устаревший прежде выхода в серию
Кажется, он стал очередным подтверждением отсталости отечественного мотопрома и печального постепенного заката советской эпохи. Конечно, конструкторы завода пытались судорожно проводить какие-то модернизации, но ситуацию это точно не спасло.
Топливный бак с угловатыми формами. Фото: youtube.com
Даже внешние отличия более поздних версий «Восход ШК-4» в виде веерных ребер на головке цилиндра (применялись с целью улучшения охлаждения двигателя на высоких оборотах) выглядели лишь печальными потугами. Конечно, со своей задачей они справлялись, но кардинально изменить ситуацию уже не могли. Зато сегодня они стали очень знаковым отличием мотоциклов более поздних лет выпуска от собранных в середине 80-х.
Особенности техники и завершение выпуска
Кроме бесконтактной системы зажигания, новый гоночный мотоцикл получил переходник, дающий возможность установки чешских карбюраторов. Также у него имелся алюминиевый глушитель и пневматический демпфер. Присутствовали и внешние отличия от предшественника:
✅ переднее крыло
✅ подножки иной формы
✅ новые пластиковые элементы
✅ топливный бак из листовой стали
Хранилище топлива обладало резкими угловатыми формами, которые тогда считались очень модными (явный тому пример – бак мокика «Дельта»). С предприятия техника выходила еще без боевой раскраски. Бледно-зеленый (иногда – ярко-красный) бак соседствовал с неокрашенными пластиковыми элементами. Красоту и марафет на «Восходе-ШК4» наводили уже непосредственно на месте, нанося номера и другую атрибутику.
По разным причинам, ежегодный выпуск модели не превышал трех десятков единиц. К тому времени уже почти полностью открылась дверь для приобретения японской (или иной) альтернативы с гораздо более высокими характеристиками. Мотоцикл просуществовал параллельно с советской эпохой, исчезнув вместе с ее завершением в 1991 году.
«Восход ШК-4», восстановленный коллекционером. Фото: youtube.com
Однако, десятилетия спустя, когда возобновилась мода на все советское, о мотоциклах «Восход ШК-4» вспомнили и бросились спешно восстанавливать сохранившиеся экземпляры. Сегодня он является желанным гостем на выставках и в музеях, всегда вызывая живой интерес у публики, как полноправный представитель советской мотостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...