
Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смог
Беспилотные технологии становятся доступнее с каждым годом. Сотни компаний и десятки IT-гигантов по всему миру занимаются разработкой автономных автомобилей, самолётов, дронов и роботов-курьеров. В России передовым разработчиком в этой сфере является Яндекс. Компания постепенно создает инновационную экосистему, и роверы-курьеры могут существенно ее дополнить. Всего за годы существования проекта вышло 3 полноценных поколения роботов и одна промежуточная версия – R1, R1.5, R2 и R3. Сейчас на улицах России работает около 130 роверов от Яндекса.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.
Робот-доставщик Яндекса на маршруте. Фото: YouTube.com
Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.
Работа лидара. Фото: YouTube.com
В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.
Робот-доставщик Яндекса самостоятельно объезжает препятствия на маршруте. Фото: YouTube.com
На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.
Ровер Яндекса на одной из улиц Москвы. Фото: YouTube.com
Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.

Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.

В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Где сегодня работают беспилотные курьеры
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Как работает ровер Яндекса
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Проблемы роверов
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.

На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
Перспективы развития проекта
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.

Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....