Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смог
175

Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смог

Беспилотные технологии становятся доступнее с каждым годом. Сотни компаний и десятки IT-гигантов по всему миру занимаются разработкой автономных автомобилей, самолётов, дронов и роботов-курьеров. В России передовым разработчиком в этой сфере является Яндекс. Компания постепенно создает инновационную экосистему, и роверы-курьеры могут существенно ее дополнить. Всего за годы существования проекта вышло 3 полноценных поколения роботов и одна промежуточная версия – R1, R1.5, R2 и R3. Сейчас на улицах России работает около 130 роверов от Яндекса.


Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.

Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.

В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.

Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смогРобот-доставщик Яндекса на маршруте. Фото: YouTube.com

Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:

✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм

Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.

Работа лидара. Фото: YouTube.com

В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.

Где сегодня работают беспилотные курьеры


Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.

Как работает ровер Яндекса


Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.

Проблемы роверов


Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.

Робот-доставщик Яндекса самостоятельно объезжает препятствия на маршруте. Фото: YouTube.com

На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.

Перспективы развития проекта


На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.

Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.

Ровер Яндекса на одной из улиц Москвы. Фото: YouTube.com

Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.

В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
Есть ли у роботов-курьеров будущее?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас