Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смог
Беспилотные технологии становятся доступнее с каждым годом. Сотни компаний и десятки IT-гигантов по всему миру занимаются разработкой автономных автомобилей, самолётов, дронов и роботов-курьеров. В России передовым разработчиком в этой сфере является Яндекс. Компания постепенно создает инновационную экосистему, и роверы-курьеры могут существенно ее дополнить. Всего за годы существования проекта вышло 3 полноценных поколения роботов и одна промежуточная версия – R1, R1.5, R2 и R3. Сейчас на улицах России работает около 130 роверов от Яндекса.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.
Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.
В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.
На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.
Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.
Робот-доставщик Яндекса на маршруте. Фото: YouTube.com
Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.
Работа лидара. Фото: YouTube.com
В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Где сегодня работают беспилотные курьеры
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Как работает ровер Яндекса
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Проблемы роверов
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.
Робот-доставщик Яндекса самостоятельно объезжает препятствия на маршруте. Фото: YouTube.com
На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
Перспективы развития проекта
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.
Ровер Яндекса на одной из улиц Москвы. Фото: YouTube.com
Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...