Робот-курьер от Яндекса: беспилотник, который смог
Беспилотные технологии становятся доступнее с каждым годом. Сотни компаний и десятки IT-гигантов по всему миру занимаются разработкой автономных автомобилей, самолётов, дронов и роботов-курьеров. В России передовым разработчиком в этой сфере является Яндекс. Компания постепенно создает инновационную экосистему, и роверы-курьеры могут существенно ее дополнить. Всего за годы существования проекта вышло 3 полноценных поколения роботов и одна промежуточная версия – R1, R1.5, R2 и R3. Сейчас на улицах России работает около 130 роверов от Яндекса.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.
Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.
В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.
На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.
Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
Кстати, название «ровер» заимствовано у космических аппаратов, которые используются для исследований Луны и Марса. Действительно, конструкции очень похожи, вот только дизайну космических роботов уделяют куда меньше внимания.
Прототип первого ровера был представлен еще в 2015, но коммерческое использование этих машин началось только в 2019 году. Перед тем как внедрить разработку в сервис доставки, компания тестировала робота в «лабораторных условиях» и определяла потенциал рынка. Необходимо было внедрить технологии машинного обучения, оптимизировать процессы эксплуатации и использования, улучшить качество услуг и обеспечить безопасность. Обкатка системы происходила на моделях R1 и R1.5.
В 2020 году Яндекс представил модель R2, которая может использоваться крупными компаниями и корпорациями. Робот был существенно модернизирован и наделён более продвинутыми технологиями. Разработчики поработали над энергоэффективностью, автоматизировали некоторые процессы.
Робот-доставщик Яндекса на маршруте. Фото: YouTube.com
Самой передовой считается модель R3. Ее анонсировали и показали ещё в 2019 году. Этот ровер имеет следующие технические характеристики:
✅Объем грузового отсека – 60л
✅Полезная нагрузка – до 20 кг
✅Запас хода – 8-10 часов
✅Масса робота – 70 кг
✅Максимальная скорость – 8 км/ч
✅Дорожный просвет – 100 мм
Есть возможность замены батареи. В зимние месяцы предусмотрен подогрев аккумулятора. Гибкая подвеска и 6 колес обеспечивают хорошую проходимость в городской среде. Робот может преодолевать ступеньки, неровности на местности и небольшие ямы. В ровере используются специальные сенсоры, схожие с теми, что и на беспилотных автомобилях. На верхней части корпуса устанавливается лидар – лазерный локатор, который сканирует местность вокруг и дает сигналы внутреннему компьютеру. Программа фиксирует лазерные импульсы и выстраивает дальнейший маршрут робота. Лидар способен различать цвета светофора, дорожные знаки. На боковых панелях робота расположены радары, определяющие движение объектов на расстоянии 150-200 метров. Внедрена система спутниковой навигации. Очевидно, что при разработке очень пригодились технологии, используемые Яндексом в своих картах.
Работа лидара. Фото: YouTube.com
В интернете много видео с работой роверов Яндекса. Из особенностей работы, которые отмечают прохожие и журналисты выделяются несколько интересных функций. Например, роверы стараются объезжать ступеньки, если есть альтернатива движению. При приближении к перекресткам или опасным участкам, на роботе загорается красная иллюминация и флажок. Доставщики снижают скорость или останавливаются, если датчики видят потенциальные риски. Каждый робот связан с пунктом управления, где сидят операторы. Они вмешиваются в работу ровера, если тот оказался в нетипичной ситуации и не может самостоятельно справиться с проблемой.
Где сегодня работают беспилотные курьеры
Географию использования ровера Яндекса пока что нельзя назвать обширной. Их можно встретить на центральных улицах Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на курортах Роза Хутор и Красная Поляна и городе Мурино Ленинградской области. Также в 2021 году выходили новости о том, что российские беспилотники использовались в кампусах нескольких университетов США.
Как работает ровер Яндекса
Все очень просто. Сегодня таких роботов используют в службах доставки еды и продуктов. В приложении выбираются нужные блюда или товары. При переходе к оплате пользователю открывается функция «доставка роботом». Иногда такой способ доставки даже быстрее, чем обычным курьером. В часы-пик, особенно в центральных районных Москвы, часто не хватает сотрудников доставки, и клиентам приходится ждать. Если робот свободен, он может быстро подключиться к системе и привезти нужный груз.
Проблемы роверов
Думаю, многие видели кадры, где роботы-доставщики застревают в снежных сугробах или не могут объехать участки ремонтных работ. Такие внешние факторы никак нельзя просчитать или предвидеть до того, пока ровер не столкнется с этой проблемой. Выбраться из сугроба часто помогают простые прохожие, дети. Яндекс даже выпустил специальную инструкцию о том, как правильно помогать роверу. Что касается непреодолимых препятствий, то тут необходимо вмешательство оператора из пункта управления. Он перепрограммирует маршрут, после чего робот продолжит движение.
Робот-доставщик Яндекса самостоятельно объезжает препятствия на маршруте. Фото: YouTube.com
На сегодняшний день не зарегистрированы какие-либо серьезные аварии с участием роботов-доставщиков. Были лишь незначительные столкновения. Что, кстати, выгодно отличает беспилотники от людей в этом вопросе. Регулярно встречаются новости о том, как курьеры на электросамокатах или велосипедах становятся участниками ДТП.
Перспективы развития проекта
На самом деле перспективы развития беспилотников в мире очень многообещающие. Они постепенно внедряются в самые разные сферы жизни. Что касается проекта Яндекса, то тут отмечается желание компании расширять географию применения и увеличивать количество роботов. Кроме очевидной доставки еды и продуктов их можно применять и для перевозки посылок. Почта России уже экспериментирует с таким форматом, отмечая, что и дальше будет развивать это направление.
Кроме того, роверы можно использовать на производственных площадках, где необходима регулярная перевозка запчастей и деталей между разными цехами. Свое применение они могут найти и в больших гипермаркетах и строительных магазинах. Менеджерам отделов нужно будет заказать необходимые товары на складе и ждать «курьера на колесиках», вместо того, чтобы брать тележку и самому идти на склад. Это значительно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку на персонал.
Ровер Яндекса на одной из улиц Москвы. Фото: YouTube.com
Ровер Яндекса – вместительный чемодан на колесах, который может доставить заказ вместо человека. Сможет ли он полностью его заменить? Нет. Ровер не умеет открывать дверь, вызывать лифт и подниматься на этаж. Плюс к этому, скорость обычных курьеров значительно выше. На улицах российских городов все чаще их можно видеть на электровелосипедах или самокатах, а эти девайсы развивают очень большие скорости. Так что сейчас не идёт никакой речи о конкуренции. Наоборот, в Яндексе подчёркивают значимость симбиоза между разными средствами доставки. А как оно будет в будущем – пока остаётся большим вопросом.
В конце 2023 года Яндекс отчитался, что их роботы доставили уже больше 300 тыс. заказов. В 2024 году планируется произвести и внедрить ещё 130 роверов. О новых моделях пока не сообщалось. Будем следить за развитием этой перспективной технологии и ждать, когда ее можно будет использовать на постоянной основе.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...