Но знаете ли вы, что именно Волжский автомобильный завод по сути уничтожил Москвич как бренд? На АЗЛК работали талантливейшие конструкторы, и если бы им не урезали финансирование, то именно их автомобили стали бы народными любимцами.
Достаточно посмотреть на опытные экземпляры Москвичей разных годов выпуска, чтобы понять потенциал завода. Да и цифры экспорта в период с 1965 по 1970 годы говорят сами за себя – более половины выпущенных моделей отправлялись в Европу!
Седан Москвич 410. Фото: Youtube.com
Но сегодня мы вспомним про неизвестные полноприводные Москвичи, которые могли бы стать полноценными конкурентами ВАЗ-2121 Ниве.
Серийные Москвич 410/411
Задолго до начала производства ВАЗ-2121 Нива, который считают первым кроссовером в мире, в Советском Союзе существовали полноприводные Москвичи. Несмотря на небольшие тиражи они были серийными – это 410 и 411 модели.
Предпосылки для появления подобных автомобилей банальны – в стране в середине 1950-х годов активно осваивали целину. Для эффективного ремонта сельскохозяйственной техники нужны мобильные механизаторы на машинах. Можно было использовать мотоциклы, но на них нельзя возить тяжелые запчасти и инструменты.
Был вариант с ГАЗ-69, но эти военные внедорожники посчитали слишком дорогими и прожорливыми. Зато на Горьковском автомобильном заводе примерно в это время работали над созданием компактного кроссовера ГАЗ М73. В серию он не пошел, но идею подхватили и передали московскому заводу МЗМА.
Работы над внедорожным Москвичом начались в 1956 году. Не прошло и 12 месяцев, как были изготовлены опытные образцы и модель запустили в серию.
Москвич 410 конструктивно был похож на ГАЗ М73, но в качестве донора взяли серийно выпускавшуюся тогда 402 модель.
Отличия от обычного Москвич 402:
- ? Усиленный кузов
- ? Наличие двухступенчатой раздаточной коробки собственной разработки
- ? Внедорожные шины
Благодаря работе с КПП, седан 410 модели получил увеличенную тягу на низких оборотах, но потерял в максимальной скорости.
Автомобиль имел дорожный просвет в 220 мм и был способен преодолевать брод глубиной до 50 см.
Универсал Москвич 411. Фото: Youtube.com
В 1958 году машину модернизировали, после чего она получила букву «Н» в названии. В это же время производитель поставил на конвейер еще одну модель – универсал Москвич 411.
О том, что автомобили не являются настоящими внедорожниками-вездеходами, говорилось в инструкции по эксплуатации. Получается, что первым в мире кроссовером был именно Москвич 410/411.
Вот только выпустили этих автомобилей немного, особенно универсалов. Седанов сделали 7 580, а Москвич 411 – 1 515 единиц.
За годы эксплуатации автомобили доказали свою надежность, но конструкторы отметили и ряд минусов:
- ? Кузов, несмотря на усиление, оказался недостаточно жестким
- ? Раздаточная коробка не выдерживала нагрузки
- ? Уровень комфорта низкий даже по сравнению с Москвич 402
В итоге было решено снимать с производства эти версии автомобилей, и разрабатывать новые модели с нуля.
Москвич 415/416
Внедорожник собственной конструкции выпустили еще в 1957 году. Это был современный для своих лет автомобиль, чем-то похожий на американский Willys. Тогда большинство мировых производителей равнялись на военную легенду из США.
Москвич 415. Фото: Youtube.com
Инженер И. А. Гладилин, под руководством которого модель разрабатывалась, постарался использовать по максимуму детали от серийных Москвичей, несмотря на разницу во внешности.
Главное отличие нового внедорожника от Москвич 410/411 стал отказ от несущего кузова и использование в конструкции лонжеронной рамы.
Судя по тенту, автомобиль разрабатывался скорее для военных.
Москвич 416, который появился позже, получил закрытый кузов и более комфортный салон. Эта модель предназначалась для механизаторов и работников сельского хозяйства.
Машины успешно прошли заводские испытания и готовились к государственным. Но в министерстве автомобильной промышленности новыми внедорожниками не заинтересовались и не стали финансировать эти проекты. Решили, что маломощные аналоги ГАЗ-69 Советскому Союзу не нужны.
Москвич 416. Фото: Youtube.com
Более того, сняли с производства и Москвич-410/411, чтобы сосредоточиться на выпуске популярных за рубежом моделей.
Москвич-2150
Проект был отложен до начала 1970-х годов. Только в это время СССР вдруг потребовался небольшой автомобиль повышенной проходимости.
Сразу три советских завода получили задание создать прототипы таких моделей:
- ? АвтоВАЗ
- ? ИжМаш
- ? АЗЛК
Каждое предприятие подготовило и представило несколько опытных моделей авто – это Иж-14, будущая Нива и Москвич-2150.
Кто победил в этом соревновании, всем известно – детище АвтоВАЗа.
Завод АЗЛК, используя многолетние наработки и опыт с 410/411 и 415/416, в 1973 году собрал опытную модель Москвич-2150.
Новый автомобиль должен был быть максимально унифицирован с уже существующими серийными машинами. Поэтому в качестве базы выбрали Москвич 412/2140.
Новая модель предназначалась в первую очередь для села. Автомобиль получил дефорсированный двигатель с пониженной степенью сжатия, чтобы он мог работать на низкооктановом бензине.
Конструкцию постарались максимально упростить, так как автомобиль предполагалось использовать далеко от станций технического обслуживания. Специально для беспроблемной зимней эксплуатации, Москвич-2150 снабдили предпусковым обогревателем, а в системе охлаждения был антифриз по умолчанию.
Запасное колесо разместили на правом борту. Фото: Youtube.com
Базу автомобиля и колею увеличили – машина получилась более устойчивой к опрокидыванию. Чтобы максимально повысить запас хода, Москвич-2150 снабдили двумя топливными баками, расположенными справа и слева.
По совету военных, машина получила дифференциалы – повышенного трения и блокируемый задний, чего не было в полноприводных Москвичах предыдущих моделей. Подвеску решили сделать рессорной со стабилизаторами.
Раздаточная коробка устанавливалась с валом отбора мощности – планировалось оснащать Москвич-2150 лебедкой и другим дополнительным оборудованием.
Новый автомобиль был сделан рамным – на такой шаг пошли, учитывая проблемы с жесткостью кузова моделей 410/411.
Салон спартанский и предназначенный для перевозки грузов. Спереди установили два раздельных кресла для водителя и пассажира, сзади ограничились двумя откидными скамейками вдоль бортов.
Полноценное запасное колесо решили разместить снаружи справа.
Москвич-2150 прошел серию испытаний, после чего его продемонстрировали военным, которые высоко оценили проходимость автомобиля.
Изначально было дано «добро» на производство модели в Кинешме, где находился филиал АЗЛК. По прогнозам, планировалось выпускать около 60 000 внедорожников в год.
Опытная Нива 1973 года выпуска. Фото: Youtube.com
Но в итоге предпочтение все-таки отдали опытному образцу от АвтоВАЗ – он и стал той самой легендарной ВАЗ-2121 Нива, которая выпускается до сих пор.
Опытный экземпляр Москвич-2150 сохранился до наших дней в одном из московских музеев.
Полноприводные Москвичи – это славная история нашего автомобилестроения. Машины имели все шансы на успех, но отсутствие финансирования поставило крест на этих моделях.