Трактор Т-38: от свекольных полей до дрейфующей станции
К середине 50-х стало понятно, что конструкция КДП-35 нуждается в срочной модернизации. На Липецком тракторном решили использовать его элементы в качестве базы, создав новую модель транспорта для села.
Новинка предприятия имела широкий круг потенциального применения, что сделало ее впоследствии незаменимым помощником на колхозных полях. Отнесенный к классу 2т он мог быть задействован в полном цикле полевых работ: вспашке, предпосевной подготовке почвы, непосредственном посеве различных культур и уборке готового урожая. Самое широкое применение он нашел на участках, засаженных сахарной свеклой.
Такая специфика сделала трактор универсальным помощником сельчан. Большего веса технике добавил также тот факт, что производители постарались учесть все слабые стороны прошлой конструкции КДП-35, устранив их в новом тракторе завода.
Во второй половине 50-х советские люди все больше привыкали к мирной жизни, постепенно восстанавливая народное хозяйство. Не последнюю роль в это сыграла и надежная сельская гусеничная техника. Особенно ценной она оказалась в период осваивания целины.
Это и не удивительно, ведь техническая мысль шла вперед, а первая липецкая машина располагала конструкцией более чем десятилетней давности. Хотя ее сборку еще продолжили до начала 1960 года, но лишь до того момента, когда Т-38 набрал обороты на конвейере. Вот его положительные отличия от предшественника:
✅ повышена плавность хода (за счет торсионной подвески)
✅ роликовые подшипники, улучшившие прочность ходовой
✅ их смазка из общего масляного резервуара
Последнее привело к трехкратному снижению затрат на смазку всей ходовой части техники. Конструкторы также более успешно отбалансировали центр тяжести в Т-38. Это дало ему козыри, по сравнению с предшественником, повысив устойчивость при работе с навесным оборудованием.
Уже на следующий год после начала выпуска созрела модернизация техники, улучшившая ее показатели. Вот произошедшие перемены (изменения указаны в скобках):
✅ мощность двигателя – 40 (45) л. с
✅ число оборотов коленвала в минуту – 1400 (1600)
✅ расширен спектр применения техники
Все эти перемены лишь улучшили эффективность работы тракторов на полях. Особенно хорошо она проявилась при возделывании культур в орошаемых регионах, где от техники потребовались повышенные тяговые усилия. Продемонстрировал Т-38М и неплохую проходимость в паре с хорошими сцепными качествами. Этому способствовали некоторые из элементов его конструкции:
✅ большой дорожный просвет
✅ достаточная колея
✅ не очень широкие траки
Чтобы трактор можно было задействовать в выполнении работ иного рода, в комплекте к нему прилагалась еще одна пара более широких гусениц. А его неплохую маневренность обеспечили за счет установки тормозов поворота и специальных муфт. Подвеска у Т-38 полужесткого типа с торсионами. В дополнение к этому – балансирная связь тележек.
Выпуск базовой версии продолжался до 1961 года. Всего на поля страны отправилось 26,3 тыс. единиц такой техники. На протяжении следующих 12 лет предприятие занималось выпуском более мощной версии трактора. Модификации Т-38М собрано намного больше – 103,8 тыс. штук. Модель стала известна тем, что выступила в качестве транспортного средства дрейфующей станции Северный полюс-13.
Новинка предприятия имела широкий круг потенциального применения, что сделало ее впоследствии незаменимым помощником на колхозных полях. Отнесенный к классу 2т он мог быть задействован в полном цикле полевых работ: вспашке, предпосевной подготовке почвы, непосредственном посеве различных культур и уборке готового урожая. Самое широкое применение он нашел на участках, засаженных сахарной свеклой.
Трактор Т-38: вид сзади. Фото: youtube.com
Такая специфика сделала трактор универсальным помощником сельчан. Большего веса технике добавил также тот факт, что производители постарались учесть все слабые стороны прошлой конструкции КДП-35, устранив их в новом тракторе завода.
Техника, появившаяся как нельзя вовремя
Во второй половине 50-х советские люди все больше привыкали к мирной жизни, постепенно восстанавливая народное хозяйство. Не последнюю роль в это сыграла и надежная сельская гусеничная техника. Особенно ценной она оказалась в период осваивания целины.
К 1958 году липецкими инженерами представлена улучшенная конструкция, получившая наименование Т-38. Создаваясь на базе КД-35, он унаследовал от этого трактора ряд узлов, имея также немало более современных элементов и других изменений.
Это и не удивительно, ведь техническая мысль шла вперед, а первая липецкая машина располагала конструкцией более чем десятилетней давности. Хотя ее сборку еще продолжили до начала 1960 года, но лишь до того момента, когда Т-38 набрал обороты на конвейере. Вот его положительные отличия от предшественника:
✅ повышена плавность хода (за счет торсионной подвески)
✅ роликовые подшипники, улучшившие прочность ходовой
✅ их смазка из общего масляного резервуара
Последнее привело к трехкратному снижению затрат на смазку всей ходовой части техники. Конструкторы также более успешно отбалансировали центр тяжести в Т-38. Это дало ему козыри, по сравнению с предшественником, повысив устойчивость при работе с навесным оборудованием.
Приборная панель Т-38. Фото: youtube.com
Уже на следующий год после начала выпуска созрела модернизация техники, улучшившая ее показатели. Вот произошедшие перемены (изменения указаны в скобках):
✅ мощность двигателя – 40 (45) л. с
✅ число оборотов коленвала в минуту – 1400 (1600)
✅ расширен спектр применения техники
Все эти перемены лишь улучшили эффективность работы тракторов на полях. Особенно хорошо она проявилась при возделывании культур в орошаемых регионах, где от техники потребовались повышенные тяговые усилия. Продемонстрировал Т-38М и неплохую проходимость в паре с хорошими сцепными качествами. Этому способствовали некоторые из элементов его конструкции:
✅ большой дорожный просвет
✅ достаточная колея
✅ не очень широкие траки
Чтобы трактор можно было задействовать в выполнении работ иного рода, в комплекте к нему прилагалась еще одна пара более широких гусениц. А его неплохую маневренность обеспечили за счет установки тормозов поворота и специальных муфт. Подвеска у Т-38 полужесткого типа с торсионами. В дополнение к этому – балансирная связь тележек.
Гусеничные траки Т-38. Фото: youtube.com
Выпуск базовой версии продолжался до 1961 года. Всего на поля страны отправилось 26,3 тыс. единиц такой техники. На протяжении следующих 12 лет предприятие занималось выпуском более мощной версии трактора. Модификации Т-38М собрано намного больше – 103,8 тыс. штук. Модель стала известна тем, что выступила в качестве транспортного средства дрейфующей станции Северный полюс-13.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...