Трактор Т-38: от свекольных полей до дрейфующей станции
К середине 50-х стало понятно, что конструкция КДП-35 нуждается в срочной модернизации. На Липецком тракторном решили использовать его элементы в качестве базы, создав новую модель транспорта для села.
Новинка предприятия имела широкий круг потенциального применения, что сделало ее впоследствии незаменимым помощником на колхозных полях. Отнесенный к классу 2т он мог быть задействован в полном цикле полевых работ: вспашке, предпосевной подготовке почвы, непосредственном посеве различных культур и уборке готового урожая. Самое широкое применение он нашел на участках, засаженных сахарной свеклой.
Такая специфика сделала трактор универсальным помощником сельчан. Большего веса технике добавил также тот факт, что производители постарались учесть все слабые стороны прошлой конструкции КДП-35, устранив их в новом тракторе завода.
Во второй половине 50-х советские люди все больше привыкали к мирной жизни, постепенно восстанавливая народное хозяйство. Не последнюю роль в это сыграла и надежная сельская гусеничная техника. Особенно ценной она оказалась в период осваивания целины.
Это и не удивительно, ведь техническая мысль шла вперед, а первая липецкая машина располагала конструкцией более чем десятилетней давности. Хотя ее сборку еще продолжили до начала 1960 года, но лишь до того момента, когда Т-38 набрал обороты на конвейере. Вот его положительные отличия от предшественника:
✅ повышена плавность хода (за счет торсионной подвески)
✅ роликовые подшипники, улучшившие прочность ходовой
✅ их смазка из общего масляного резервуара
Последнее привело к трехкратному снижению затрат на смазку всей ходовой части техники. Конструкторы также более успешно отбалансировали центр тяжести в Т-38. Это дало ему козыри, по сравнению с предшественником, повысив устойчивость при работе с навесным оборудованием.
Уже на следующий год после начала выпуска созрела модернизация техники, улучшившая ее показатели. Вот произошедшие перемены (изменения указаны в скобках):
✅ мощность двигателя – 40 (45) л. с
✅ число оборотов коленвала в минуту – 1400 (1600)
✅ расширен спектр применения техники
Все эти перемены лишь улучшили эффективность работы тракторов на полях. Особенно хорошо она проявилась при возделывании культур в орошаемых регионах, где от техники потребовались повышенные тяговые усилия. Продемонстрировал Т-38М и неплохую проходимость в паре с хорошими сцепными качествами. Этому способствовали некоторые из элементов его конструкции:
✅ большой дорожный просвет
✅ достаточная колея
✅ не очень широкие траки
Чтобы трактор можно было задействовать в выполнении работ иного рода, в комплекте к нему прилагалась еще одна пара более широких гусениц. А его неплохую маневренность обеспечили за счет установки тормозов поворота и специальных муфт. Подвеска у Т-38 полужесткого типа с торсионами. В дополнение к этому – балансирная связь тележек.
Выпуск базовой версии продолжался до 1961 года. Всего на поля страны отправилось 26,3 тыс. единиц такой техники. На протяжении следующих 12 лет предприятие занималось выпуском более мощной версии трактора. Модификации Т-38М собрано намного больше – 103,8 тыс. штук. Модель стала известна тем, что выступила в качестве транспортного средства дрейфующей станции Северный полюс-13.
Новинка предприятия имела широкий круг потенциального применения, что сделало ее впоследствии незаменимым помощником на колхозных полях. Отнесенный к классу 2т он мог быть задействован в полном цикле полевых работ: вспашке, предпосевной подготовке почвы, непосредственном посеве различных культур и уборке готового урожая. Самое широкое применение он нашел на участках, засаженных сахарной свеклой.
Трактор Т-38: вид сзади. Фото: youtube.com
Такая специфика сделала трактор универсальным помощником сельчан. Большего веса технике добавил также тот факт, что производители постарались учесть все слабые стороны прошлой конструкции КДП-35, устранив их в новом тракторе завода.
Техника, появившаяся как нельзя вовремя
Во второй половине 50-х советские люди все больше привыкали к мирной жизни, постепенно восстанавливая народное хозяйство. Не последнюю роль в это сыграла и надежная сельская гусеничная техника. Особенно ценной она оказалась в период осваивания целины.
К 1958 году липецкими инженерами представлена улучшенная конструкция, получившая наименование Т-38. Создаваясь на базе КД-35, он унаследовал от этого трактора ряд узлов, имея также немало более современных элементов и других изменений.
Это и не удивительно, ведь техническая мысль шла вперед, а первая липецкая машина располагала конструкцией более чем десятилетней давности. Хотя ее сборку еще продолжили до начала 1960 года, но лишь до того момента, когда Т-38 набрал обороты на конвейере. Вот его положительные отличия от предшественника:
✅ повышена плавность хода (за счет торсионной подвески)
✅ роликовые подшипники, улучшившие прочность ходовой
✅ их смазка из общего масляного резервуара
Последнее привело к трехкратному снижению затрат на смазку всей ходовой части техники. Конструкторы также более успешно отбалансировали центр тяжести в Т-38. Это дало ему козыри, по сравнению с предшественником, повысив устойчивость при работе с навесным оборудованием.
Приборная панель Т-38. Фото: youtube.com
Уже на следующий год после начала выпуска созрела модернизация техники, улучшившая ее показатели. Вот произошедшие перемены (изменения указаны в скобках):
✅ мощность двигателя – 40 (45) л. с
✅ число оборотов коленвала в минуту – 1400 (1600)
✅ расширен спектр применения техники
Все эти перемены лишь улучшили эффективность работы тракторов на полях. Особенно хорошо она проявилась при возделывании культур в орошаемых регионах, где от техники потребовались повышенные тяговые усилия. Продемонстрировал Т-38М и неплохую проходимость в паре с хорошими сцепными качествами. Этому способствовали некоторые из элементов его конструкции:
✅ большой дорожный просвет
✅ достаточная колея
✅ не очень широкие траки
Чтобы трактор можно было задействовать в выполнении работ иного рода, в комплекте к нему прилагалась еще одна пара более широких гусениц. А его неплохую маневренность обеспечили за счет установки тормозов поворота и специальных муфт. Подвеска у Т-38 полужесткого типа с торсионами. В дополнение к этому – балансирная связь тележек.
Гусеничные траки Т-38. Фото: youtube.com
Выпуск базовой версии продолжался до 1961 года. Всего на поля страны отправилось 26,3 тыс. единиц такой техники. На протяжении следующих 12 лет предприятие занималось выпуском более мощной версии трактора. Модификации Т-38М собрано намного больше – 103,8 тыс. штук. Модель стала известна тем, что выступила в качестве транспортного средства дрейфующей станции Северный полюс-13.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...