Новинка предприятия имела широкий круг потенциального применения, что сделало ее впоследствии незаменимым помощником на колхозных полях. Отнесенный к классу 2т он мог быть задействован в полном цикле полевых работ: вспашке, предпосевной подготовке почвы, непосредственном посеве различных культур и уборке готового урожая. Самое широкое применение он нашел на участках, засаженных сахарной свеклой.
![Трактор Т-38: от свекольных полей до дрейфующей станции](/uploads/posts/2024-03/1711620162_1.png)
Такая специфика сделала трактор универсальным помощником сельчан. Большего веса технике добавил также тот факт, что производители постарались учесть все слабые стороны прошлой конструкции КДП-35, устранив их в новом тракторе завода.
Техника, появившаяся как нельзя вовремя
Во второй половине 50-х советские люди все больше привыкали к мирной жизни, постепенно восстанавливая народное хозяйство. Не последнюю роль в это сыграла и надежная сельская гусеничная техника. Особенно ценной она оказалась в период осваивания целины.
К 1958 году липецкими инженерами представлена улучшенная конструкция, получившая наименование Т-38. Создаваясь на базе КД-35, он унаследовал от этого трактора ряд узлов, имея также немало более современных элементов и других изменений.
Это и не удивительно, ведь техническая мысль шла вперед, а первая липецкая машина располагала конструкцией более чем десятилетней давности. Хотя ее сборку еще продолжили до начала 1960 года, но лишь до того момента, когда Т-38 набрал обороты на конвейере. Вот его положительные отличия от предшественника:
✅ повышена плавность хода (за счет торсионной подвески)
✅ роликовые подшипники, улучшившие прочность ходовой
✅ их смазка из общего масляного резервуара
Последнее привело к трехкратному снижению затрат на смазку всей ходовой части техники. Конструкторы также более успешно отбалансировали центр тяжести в Т-38. Это дало ему козыри, по сравнению с предшественником, повысив устойчивость при работе с навесным оборудованием.
![](/uploads/posts/2024-03/1711620162_2.png)
Уже на следующий год после начала выпуска созрела модернизация техники, улучшившая ее показатели. Вот произошедшие перемены (изменения указаны в скобках):
✅ мощность двигателя – 40 (45) л. с
✅ число оборотов коленвала в минуту – 1400 (1600)
✅ расширен спектр применения техники
Все эти перемены лишь улучшили эффективность работы тракторов на полях. Особенно хорошо она проявилась при возделывании культур в орошаемых регионах, где от техники потребовались повышенные тяговые усилия. Продемонстрировал Т-38М и неплохую проходимость в паре с хорошими сцепными качествами. Этому способствовали некоторые из элементов его конструкции:
✅ большой дорожный просвет
✅ достаточная колея
✅ не очень широкие траки
Чтобы трактор можно было задействовать в выполнении работ иного рода, в комплекте к нему прилагалась еще одна пара более широких гусениц. А его неплохую маневренность обеспечили за счет установки тормозов поворота и специальных муфт. Подвеска у Т-38 полужесткого типа с торсионами. В дополнение к этому – балансирная связь тележек.
![](/uploads/posts/2024-03/1711620163_3.png)
Выпуск базовой версии продолжался до 1961 года. Всего на поля страны отправилось 26,3 тыс. единиц такой техники. На протяжении следующих 12 лет предприятие занималось выпуском более мощной версии трактора. Модификации Т-38М собрано намного больше – 103,8 тыс. штук. Модель стала известна тем, что выступила в качестве транспортного средства дрейфующей станции Северный полюс-13.