Зачем японским поездам такой нос
«Синкансэн» – так называется сеть высокоскоростных поездов в Японии. Отличить их можно сразу – по оригинальному внешнему виду, в частности, выдающемуся носу. И это не просто так: над, вроде бы, незамысловатой конфигурацией поработали не только дизайнеры, но и конструкторы.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Олимпиада серьезно помогла строительству ж/д линии: ее стоимость превысила изначальную в 2,5 раза. Но уже через три года эксплуатации проект стал прибыльным. Спустя 8 лет открыли еще одну линию – в 1981-м кредит на строительство высокоскоростной ж/д дороги закрыли полностью.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Зачем поездам такой нос?
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
«Фирменный» нос японского высокоскоростного поезда сразу привлекает внимание. Фото: YouTube.com
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Решение проблемы
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Аэродинамический клюв помогает зимородку выживать. Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Доехать можно не только быстро, но и комфортно. Фото: YouTube.com
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
Сегодня
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....