Зачем японским поездам такой нос
«Синкансэн» – так называется сеть высокоскоростных поездов в Японии. Отличить их можно сразу – по оригинальному внешнему виду, в частности, выдающемуся носу. И это не просто так: над, вроде бы, незамысловатой конфигурацией поработали не только дизайнеры, но и конструкторы.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Олимпиада серьезно помогла строительству ж/д линии: ее стоимость превысила изначальную в 2,5 раза. Но уже через три года эксплуатации проект стал прибыльным. Спустя 8 лет открыли еще одну линию – в 1981-м кредит на строительство высокоскоростной ж/д дороги закрыли полностью.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Зачем поездам такой нос?
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
«Фирменный» нос японского высокоскоростного поезда сразу привлекает внимание. Фото: YouTube.com
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Решение проблемы
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Аэродинамический клюв помогает зимородку выживать. Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Доехать можно не только быстро, но и комфортно. Фото: YouTube.com
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
Сегодня
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...