Зачем японским поездам такой нос
«Синкансэн» – так называется сеть высокоскоростных поездов в Японии. Отличить их можно сразу – по оригинальному внешнему виду, в частности, выдающемуся носу. И это не просто так: над, вроде бы, незамысловатой конфигурацией поработали не только дизайнеры, но и конструкторы.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
Первая линия, по которой ездят высокоскоростные поезда, открылась в 1964-м году, к старту XVIII Олимпиады, состоявшейся в Токио – так принято считать. Однако на самом деле обустройство железной дороги началось весной 1959-го – за месяц до того, как столицу Японии избрали местом проведения мирового спортивного мероприятия.
Олимпиада серьезно помогла строительству ж/д линии: ее стоимость превысила изначальную в 2,5 раза. Но уже через три года эксплуатации проект стал прибыльным. Спустя 8 лет открыли еще одну линию – в 1981-м кредит на строительство высокоскоростной ж/д дороги закрыли полностью.
Общая протяженность маршрута тогда составляла 515 км и включала в себя семнадцать станций. Сегодня магистраль имеет протяженность в 2,7 тыс. километров. При это максимальная скорость данного вида общественного транспорта достигла 320 и выше км/ч.
Зачем поездам такой нос?
Изначально все всех устраивало: комфорт, быстрота передвижения из «пункта А в пункт В», сэкономленное время и сравнительно доступная стоимость билета. Скорость составляла «всего лишь» 210 км/ч. Однако появилось одно «но»: когда поезд на скорости выходил из тоннеля, формировался громкий хлопок, напоминающий явление при преодолении самолетом скорости звука.
«Фирменный» нос японского высокоскоростного поезда сразу привлекает внимание. Фото: YouTube.com
Такое «дополнение» к характеристикам поезда не устраивало жителей близлежащих населенных пунктов. Звук удара разносился по окружности в радиусе примерно 400 м. А надо сказать: Япония – очень густонаселенная страна и гражданам, живущим возле тоннеля, переезжать просто некуда.
Решение проблемы
Нужно было что-то делать, причем, в масштабах всей страны. Решить задачу поручили Эйдзи Накацу, занимавшего должность главы отдела технического развития скоростных составов. Необходимо было избавить поезда от звукового эффекта, досаждавшего местным жителям. Попытки обратиться к каким-то техническим способам решения проблемы успехом не увенчались. И тут неожиданно на помощь инженеру пришло его хобби: он серьезно увлекался наблюдениями за птицами. Накацу заметил: одна из них – зимородок, добывая рыбу, ныряет в воду с большой скоростью (до 40 км/ч). И при этом птица не образует брызг. Как такое возможно?
Аэродинамический клюв помогает зимородку выживать. Фото: YouTube.com
Здесь стоит сделать «лирическое отступление»: обращение человека к природе для решения каких-то своих проблем называется биомимикрией. Имеется в виду использование методов выживания, существования животных, которые были отточены природой в течении столетий. Над этим размышлял еще Леонардо да Винчи. И Накацу тоже пошел по этому пути: как оказалось, не зря. Первичные испытания состава, где головной вагон был выполнен почти в виде клюва зимородка, показали: сила звукового удара снизилась.
Доехать можно не только быстро, но и комфортно. Фото: YouTube.com
Неожиданным бонусом стала прибавка скорости поезда до 320 км/ч и падение потребления электроэнергии. Последнее связано с уменьшением воздушного сопротивления на 30%. Также поезд стал быстрее проходить повороты: в итоге время нахождения в пути серьезно сократилось.
Сегодня
С тех пор прошло более полувека, но форма головного вагона скоростных поездов по-прежнему напоминает клюв зимородка. А высокоскоростные линии продолжают строить: одна из них считается главной магистралью Японии. Речь идет о сообщении между Син-Хакодате-Хокуто и городом Син-Аомори протяженностью 2 тыс. км. Это расстояние сегодня преодолевается за 11 ч.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....