«Алтайский утюг» Т-4: минимум комфорта, но максимум эффекта
Вторая половина 40-х ставила перед советским государством много важных вопросов, требовавших скорейшего решения. Одним из них являлась подготовка к выпуску достаточно мощных тракторов. Такая техника была крайне необходима при работе на тяжелых видах почв. Особенно, в сотрудничестве с четырех- (либо пяти) корпусными плугами.
Одними из первых машин заданного направления стали ДТ-54 и знаменитый «Сталинец». Чтобы техника могла справляться со сложными задачами, на обоих применен полужесткий тип подвески. Понятное дело, что в таких условиях труд механизатора становился крайне некомфортным. Но выбранное решение позволило максимально увеличить тяговый КПД гусеничного трактора.
В процессе опытной эксплуатации у ДТ-54 обнаружены несколько слабых мест конструкции. В этот список вошла, в том числе, и низкая мощность двигателя. Аппарат вернули на доработку, которая проходила с переменным успехом в течение 50-х. Так появился 70-сильный опытный ДТ-70 (являвшийся модернизацией более раннего ДТ-64).
Предыдущий опыт показал, что первичное задание требует кардинального решения. В 1960 году, на следующий день после того, как советские ученики пошли на летние каникулы, в Минсельхоз СССР отправились официальные документы. Они включали отчет о конструкторско-экспериментальных работах, проделанных инженерной группой Алтайского завода, для создания нового семейства тракторов на гусеничной тяге.
По своей конструкции он являлся однозначным сельским трудягой. Хотя, с течением времени, нашел свое применение и в других отраслях хозяйства. Чтобы обеспечить максимальную унификацию с различными типами навесного оборудования, создатели учли несколько моментов:
✅ форму кузова
✅ конструкцию кабины
✅ место ее установки
Трактор получил достаточно мощный силовой агрегат. Это давало ему возможность успешно трудиться на глубоком вспахивании почвы или при уборке сельскохозяйственных культур в сложных условиях. Неплохой двигатель обеспечивал также хорошую проходимость техники.
В итоге Т-4 ждало шесть лет беспрерывного производства и положительная оценка со стороны сельских тружеников. Ведь на тот момент область его применения (и мощностные характеристики также) оказались беспрецендентными, задав тон будущим моделям данного типа.
Большую роль сыграл этот трактор и в освоении целинных земель. Имевшиеся там тяжелые почвы оказались по плечу мощной технике из Алтая. Основным ее плюсом считалось крайне низкое давление на грунт, составляющее порядка 0,44 кг/ кв. см.
Кроме казахских полей, этот трактор нашел свое применение и во время сельскохозяйственных работ в Сибири. Его мощный двигатель и надежная конструкция привели к востребованности техники и на многих строительных объектах в разных регионах Советского Союза. Здесь Т-4 часто использовался в качестве бульдозера.
Но для наличия таких плюсов в работе создателям пришлось серьезно пожертвовать комфортом во время управления техникой. Рамная конструкция и полужесткая подвеска Т-4 сделали длительный труд на нем крайне неудобным. Советские трактористы неоднократно жаловались на огромную тряску при движении. Она обуславливалась почти полным отсутствием в подвеске каких-либо смягчающих элементов.
Очень скоро за ним закрепилось не слишком веселое прозвище «утюг». Может быть, молодым его смысл будет не совсем понятным. Поэтому, постараемся объяснить. Чугунные утюги прошлого не имели никаких вставок, являясь полностью жесткой металлической конструкцией.
К сожалению, очень скоро пришло понимания, что при использовании Т-4 на классических почвах, его эффективность сохраняется лишь при проведении вспашки полей. Кроме того, траки и массивность сделали технику очень тихоходной. Его скоростной показатель в 9 км/ч только и годился для применения на пахоте. По этой причине нередко в некоторых хозяйствах наблюдалась такая картина: гусеничный трактор-«утюг» на летнем «приколе».
На технике первого поколения устанавливалось сразу два мотора. Основным служил 90-сильный дизель, а в качестве «пускача» выступал 10-сильный бензиновый движок. В принципе, такая практика являлась привычной для тех лет, особенно, в отношении гусеничных тракторов. Применяемый в мелиорации и дорожных работах аппарат имел следующие показатели:
✅ пять передач вперед
✅ максимальная скорость – 7,6 (после модернизации – 9) км/ч
✅ четыре пониженные передачи (минимальная скорость – 1,8 км/ч)
✅ пять передач назад
После того как 7,2-тонный трактор ДТ-70 проходил всесторонние испытания в конце 50-х, многим казалось, что в начале следующего десятилетия он выйдет в серию. Но все произошло чуть иначе. После передачи техдокументации на Алтай, в середине 60-х появился Т-4, по сути, являвшийся улучшенной модификацией первого.
Все это подтвердилось во время совместных проверок, в которых участвовали сразу несколько моделей тракторов. Т-4 показал гораздо лучшую эффективность выполнения полевых работ: над ДТ-54 (минимум на 60%) и ДТ-75 (примерно на 30%). На сложных почвах с высоким удельным сопротивлением производительность алтайской техники оказалась в полтора раза выше, чем у других образцов испытуемых аппаратов. Вот некоторые из характеристик двигателя Т-4 (в скобках – показатели модификации АМ-01):
✅ модель агрегата – А01-М
✅ четырехцилиндровый (шести), четырехтактный
✅ коробка передач: механическая с редуктором
✅ мощность – 90 (130) л. с
Для запуска двигателя имелся электростартер, в качестве альтернативы служил шнур для завода вручную. В случае выхода первого, он являлся несомненной палочкой-выручалочкой. Силовой агрегат оказался довольно шумным и боящимся перегрева. Расход горючего был достаточно невысоким, что давало возможность полноценной работы техники на протяжении двух смен без дозаправки:
✅ емкость бака – 320 л
✅ конструктивный вес трактора – 7,6 т
✅ колея – 1384 мм
✅ дорожный просвет – 362 мм
Длительное использования техники в условиях, когда температура воды в системе охлаждения приближалась к точке кипения, негативно сказывалось на ее двигателе. Нередки случаи лопания перемычек в ГБЦ или выхода из строя головки блока. Определенным решением стала установка более широкого радиатора от Т-150, который позволял держать температуру воды под контролем даже при повышенных нагрузках.
Широкое применение техники позволило инженерам приступить к ее постепенной модернизации. Первой стала модификация Т-4М, получившая высшую медаль на московской международной выставке 1966 года. Позже появился спецвариант для высокого снежного покрова и заболоченной территории – ТБ-4. Он стал фаворитом советского леспромхоза на многие годы.
Но конструкторы двигались дальше, предлагая еще более совершенные варианты. Так в 1969 году появился трелевочный трактор ТТ-4. После двух лет доработок он вышел в серию, сменив на конвейере Т-4, выпуск которого завершен в 1970-м. Вначале новинка собиралась небольшим тиражом, но к середине десятилетия ТТ-4 стал лидером в своем секторе по объему производства.
А с 1970 по 1998 годы на предприятии АТЗ проходила сборка улучшенной модификации Т-4М, получившей индекс Т4-А. Кроме более мощного мотора, техника обладала современным внешним видом и оснащением.
Одними из первых машин заданного направления стали ДТ-54 и знаменитый «Сталинец». Чтобы техника могла справляться со сложными задачами, на обоих применен полужесткий тип подвески. Понятное дело, что в таких условиях труд механизатора становился крайне некомфортным. Но выбранное решение позволило максимально увеличить тяговый КПД гусеничного трактора.
Гусеничный трактор Т-4 готовится к работе. Фото: youtube.com
В процессе опытной эксплуатации у ДТ-54 обнаружены несколько слабых мест конструкции. В этот список вошла, в том числе, и низкая мощность двигателя. Аппарат вернули на доработку, которая проходила с переменным успехом в течение 50-х. Так появился 70-сильный опытный ДТ-70 (являвшийся модернизацией более раннего ДТ-64).
Новый производитель для перспективной модели
Предыдущий опыт показал, что первичное задание требует кардинального решения. В 1960 году, на следующий день после того, как советские ученики пошли на летние каникулы, в Минсельхоз СССР отправились официальные документы. Они включали отчет о конструкторско-экспериментальных работах, проделанных инженерной группой Алтайского завода, для создания нового семейства тракторов на гусеничной тяге.
Спустя четыре года появился опытный образец сельскохозяйственного Т-4, относящийся к 4 классу тяги. В начале следующего года стартовал выпуск первой серийной модели Алтайского тракторного завода.
По своей конструкции он являлся однозначным сельским трудягой. Хотя, с течением времени, нашел свое применение и в других отраслях хозяйства. Чтобы обеспечить максимальную унификацию с различными типами навесного оборудования, создатели учли несколько моментов:
✅ форму кузова
✅ конструкцию кабины
✅ место ее установки
Трактор получил достаточно мощный силовой агрегат. Это давало ему возможность успешно трудиться на глубоком вспахивании почвы или при уборке сельскохозяйственных культур в сложных условиях. Неплохой двигатель обеспечивал также хорошую проходимость техники.
В итоге Т-4 ждало шесть лет беспрерывного производства и положительная оценка со стороны сельских тружеников. Ведь на тот момент область его применения (и мощностные характеристики также) оказались беспрецендентными, задав тон будущим моделям данного типа.
Трактор Т-4 может выполнить любую работу. Фото: youtube.com
Большую роль сыграл этот трактор и в освоении целинных земель. Имевшиеся там тяжелые почвы оказались по плечу мощной технике из Алтая. Основным ее плюсом считалось крайне низкое давление на грунт, составляющее порядка 0,44 кг/ кв. см.
Особенности подвески и география применения
Кроме казахских полей, этот трактор нашел свое применение и во время сельскохозяйственных работ в Сибири. Его мощный двигатель и надежная конструкция привели к востребованности техники и на многих строительных объектах в разных регионах Советского Союза. Здесь Т-4 часто использовался в качестве бульдозера.
Но для наличия таких плюсов в работе создателям пришлось серьезно пожертвовать комфортом во время управления техникой. Рамная конструкция и полужесткая подвеска Т-4 сделали длительный труд на нем крайне неудобным. Советские трактористы неоднократно жаловались на огромную тряску при движении. Она обуславливалась почти полным отсутствием в подвеске каких-либо смягчающих элементов.
Мощности достаточно чтобы уверенно двигаться по снегу. Фото: youtube.com
Очень скоро за ним закрепилось не слишком веселое прозвище «утюг». Может быть, молодым его смысл будет не совсем понятным. Поэтому, постараемся объяснить. Чугунные утюги прошлого не имели никаких вставок, являясь полностью жесткой металлической конструкцией.
К сожалению, очень скоро пришло понимания, что при использовании Т-4 на классических почвах, его эффективность сохраняется лишь при проведении вспашки полей. Кроме того, траки и массивность сделали технику очень тихоходной. Его скоростной показатель в 9 км/ч только и годился для применения на пахоте. По этой причине нередко в некоторых хозяйствах наблюдалась такая картина: гусеничный трактор-«утюг» на летнем «приколе».
Силовой агрегат и преимущество над предшественниками
На технике первого поколения устанавливалось сразу два мотора. Основным служил 90-сильный дизель, а в качестве «пускача» выступал 10-сильный бензиновый движок. В принципе, такая практика являлась привычной для тех лет, особенно, в отношении гусеничных тракторов. Применяемый в мелиорации и дорожных работах аппарат имел следующие показатели:
✅ пять передач вперед
✅ максимальная скорость – 7,6 (после модернизации – 9) км/ч
✅ четыре пониженные передачи (минимальная скорость – 1,8 км/ч)
✅ пять передач назад
После того как 7,2-тонный трактор ДТ-70 проходил всесторонние испытания в конце 50-х, многим казалось, что в начале следующего десятилетия он выйдет в серию. Но все произошло чуть иначе. После передачи техдокументации на Алтай, в середине 60-х появился Т-4, по сути, являвшийся улучшенной модификацией первого.
Трудовые будни старичка Т-4. Фото: youtube.com
Все это подтвердилось во время совместных проверок, в которых участвовали сразу несколько моделей тракторов. Т-4 показал гораздо лучшую эффективность выполнения полевых работ: над ДТ-54 (минимум на 60%) и ДТ-75 (примерно на 30%). На сложных почвах с высоким удельным сопротивлением производительность алтайской техники оказалась в полтора раза выше, чем у других образцов испытуемых аппаратов. Вот некоторые из характеристик двигателя Т-4 (в скобках – показатели модификации АМ-01):
✅ модель агрегата – А01-М
✅ четырехцилиндровый (шести), четырехтактный
✅ коробка передач: механическая с редуктором
✅ мощность – 90 (130) л. с
Для запуска двигателя имелся электростартер, в качестве альтернативы служил шнур для завода вручную. В случае выхода первого, он являлся несомненной палочкой-выручалочкой. Силовой агрегат оказался довольно шумным и боящимся перегрева. Расход горючего был достаточно невысоким, что давало возможность полноценной работы техники на протяжении двух смен без дозаправки:
✅ емкость бака – 320 л
✅ конструктивный вес трактора – 7,6 т
✅ колея – 1384 мм
✅ дорожный просвет – 362 мм
Длительное использования техники в условиях, когда температура воды в системе охлаждения приближалась к точке кипения, негативно сказывалось на ее двигателе. Нередки случаи лопания перемычек в ГБЦ или выхода из строя головки блока. Определенным решением стала установка более широкого радиатора от Т-150, который позволял держать температуру воды под контролем даже при повышенных нагрузках.
Модификации успешного гусеничного трактора
Широкое применение техники позволило инженерам приступить к ее постепенной модернизации. Первой стала модификация Т-4М, получившая высшую медаль на московской международной выставке 1966 года. Позже появился спецвариант для высокого снежного покрова и заболоченной территории – ТБ-4. Он стал фаворитом советского леспромхоза на многие годы.
Двигатель гусеничного трактора Т-4. Фото: youtube.com
Но конструкторы двигались дальше, предлагая еще более совершенные варианты. Так в 1969 году появился трелевочный трактор ТТ-4. После двух лет доработок он вышел в серию, сменив на конвейере Т-4, выпуск которого завершен в 1970-м. Вначале новинка собиралась небольшим тиражом, но к середине десятилетия ТТ-4 стал лидером в своем секторе по объему производства.
А с 1970 по 1998 годы на предприятии АТЗ проходила сборка улучшенной модификации Т-4М, получившей индекс Т4-А. Кроме более мощного мотора, техника обладала современным внешним видом и оснащением.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...