К-7: забытый советский гигант с пассажирами в крыльях
К концу 1920-х годов в СССР практически не было больших самолетов: «Илья Муромец» в значительной мере исчерпал свой ресурс, а импортный «Дорнье» по многим показателям уже не отвечал требованиям того времени. Нужна была своя мощная авиатехника.
Идея построить такой самолет появилась у Константина Калинина еще в 1925-м году. Тогда он, в прошлом авиамеханик и летчик, являлся одним из руководителей организации «Укрвоздухпуть», занимавшейся перевозками пассажиров. В 1926-м это общество было преобразовано в Государственный авиационный завод (ГАЗ №135). На нем и было создано КБ, занимавшееся проектированием новых самолетов.
К началу 1930-х у бюро уже накопился опыт: были созданы самолеты К-2, К-3. Наиболее известный «продукт» – машина К-5, пошедшая в серию. Ранее, в 1928-м году коллектив КБ приступил к проектированию задуманного Калининым большого многоцелевого самолета. Предполагалось, что при серийном производстве будет три версии машины: военная (бомбардировщик), транспортно-десантная и гражданская (пассажирская). Любопытно: буква «К» в названии воздушного судна, по словам самого Константина Алексеевича, означали не его фамилию, а слово «коллектив».
Самый первый вариант машины был готов еще в 1928-м году. Ее модель была исследована в ЦАГИ в плане аэродинамики. В 1929-м проект утвердили. Что должен был представлять собой этот самолет? Предполагалось, что конструкцию выполнят из дерева и обошьют полотном. Но впоследствии будет разработан цельнометаллический самолет. Роль силовой установки изначально должны были играть три мотора BMW 132, имеющих воздушное охлаждение. Каждый из них (по сути, это лицензионные копии Пратт-Уитни R-1690-S1Е-G из Америки, сделанные в Германии) развивал до 750-ти «лошадей».
После продувки макета в ЦАГИ стало ясно, что трех двигателей мало, поэтому добавили четвертый. Но самолет так и не был построен: Калинин настаивал, чтобы в конструкции была использована идея «летающего крыла». Но тогда это был рискованный шаг – управляемость машины подобной схемы еще не была достаточно изучена. Попросту говоря, больших самолетов в подобной компоновке в мире вообще не было. Понятно, что Калинина не поддержали.
Тогда он предложил другой вариант, тоже нестандартный: «все в крыле» (вторая редакция). Это означало, что пассажиры и частично члены экипажа будут находится внутри плоскостей. В главной гондоле, которая немного вынесена вперед, размещены штурман, пилоты, кают-компания, буфет, рубка для радиста и служебные помещения. Шасси предполагалось сделать в виде пары больших тележек, расположенных в обтекателях.
Проект в целом одобрили, но был указан ряд упущений, которые нужно исправить. Самый главный минус – недостаточная мощность, не позволявшая лететь на требуемой высоте с нужной скоростью. Третья редакция проекта подразумевала строительство сразу двух самолетов: бомбардировщика и гражданского судна рассчитанного на 100 человек. Теперь у самолета было семь моторов.
И о двигателях не забыли: вот вам яркий дальновидный пример импортозамещения «образца 30-х» – на машину поставили отечественные силовые агрегаты М-34, выдававшие до 850 «лошадей» каждый.
Но и этот вариант проекта тоже не удовлетворил приемную комиссию, которая рекомендовала провести более детальную проработку.
Каркас изготавливали из ферменных элементов в виде хромо-молибденовых стальных труб, обладающих повышенной прочностью. В советском самолетостроении это было применено впервые. Специально разработали особую технологию сварки такого материала. Шины пытались поставить отечественные, но увы – результаты испытаний показали невозможность их применения на таком большом самолете. Поэтому закупили американские Palmer.
Но двигатели в последней редакции проекта оставили свои, уже форсированные – 6 штук М-34Ф, развивавших до 830 л. с. Для получения нужной мощности их оказалось недостаточно. Поэтому уже в ходе строительства прототипа поставили сзади еще один, седьмой мотор с толкающим винтом. Строительство самолета в четвертой версии стартовало в 1931-м (по другой информации, в 1932-м) году и закончилось в конце лета 1933-го.
Для своего времени это был один из самых больших самолетов в мире. Об этом свидетельствуют некоторые параметры машины, получившей название «К-7»:
✅ размах крыльев, длина, высота – 53, 28 и 12,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 24,4 т (46,5 т)
✅ скорость – до 225 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1600 км
В состав экипажа входило 11 (!) человек, которые размещались в разных частях воздушного судна и разговаривали друг с другом по внутреннему телефону. Но это в военной версии, где присутствуют стрелки, наводчик и бомбардир. В гражданской – пара пилотов, штурман, радист, бортмеханик. Последний, кстати, имел доступ к двигателю во время полета, что было необычно для того времени, да и сегодняшнего тоже. Пассажировместимость – довольно приличная: 128 человек. Что касается груза, то машина могла транспортировать 7 т.
В ходе строительства Калинин предложил оригинальное решение, которое впоследствии стало широко применяться в самолетостроении. Речь – об электроусилителях, т. н. бустерах, помогающими управлять огромной машиной. С одним из столичных электротехнических ВУЗов заключили договор: институт обязался изготовить такую систему. Но так и не сделал. В итоге рули оснастили сервоприводами.
О значительности мероприятия говорит факт присутствия на нем начальника ГУ авиапромышленности СССР П. Баранова и летчика-испытателя М. Громова. Машина стартовала в шесть утра 21.08.1933 года. Неожиданно, в самый последний момент, в самолет садится Калинин, занимая место второго пилота. Машина сделала несколько пробежек и оторвалась от земли: в небе К-7 находился 14 минут. Все прошло успешно, если не считать «выговора», который Калинин получил от Баранова за то, что сел в экспериментальный самолет.
После первого полета в конструкцию машины внесли некоторые доработки. В частности, были предприняты меры по борьбе с вибрацией. Уже был назначен день вылета в Москву для демонстрации высшему начальству. Предстояло еще одно испытание, после которого машина отправится в столицу. Необходимо было определить максимальную скорость на высоте 100 м. Страт был штатным, но вдруг самолет неожиданно пошел к земле под углом в 30-40° и врезался в нее после нескольких подпрыгиваний. Далее начался пожар – 15 человек погибло, уцелело только пятеро. Один из них говорит о начавшейся вибрации, разрыве одного из лонжеронов и невозможности управления машиной из-за защемления руля высоты.
Причина катастрофы заключалась во флаттере – самоколебании элементов конструкции. Только через несколько лет академик Келдыш определил метод борьбы с данным явлением – нужна балансировка рулей высоты. Но в то время об этом ничего не знали.
Строилось несколько самолетов К-7 и один из них был готов на 50%. Тем не менее, работы приостановили, машины законсервировали. Калинин слег с сердечным приступом. Позже его арестовали, обвинив в «саботаже», и расстреляли: на дворе уже был близок 1937-й год…
Идея построить такой самолет появилась у Константина Калинина еще в 1925-м году. Тогда он, в прошлом авиамеханик и летчик, являлся одним из руководителей организации «Укрвоздухпуть», занимавшейся перевозками пассажиров. В 1926-м это общество было преобразовано в Государственный авиационный завод (ГАЗ №135). На нем и было создано КБ, занимавшееся проектированием новых самолетов.
К концу 1920-х «Илья Муромец» морально устарел. Фото: YouTube.com
К началу 1930-х у бюро уже накопился опыт: были созданы самолеты К-2, К-3. Наиболее известный «продукт» – машина К-5, пошедшая в серию. Ранее, в 1928-м году коллектив КБ приступил к проектированию задуманного Калининым большого многоцелевого самолета. Предполагалось, что при серийном производстве будет три версии машины: военная (бомбардировщик), транспортно-десантная и гражданская (пассажирская). Любопытно: буква «К» в названии воздушного судна, по словам самого Константина Алексеевича, означали не его фамилию, а слово «коллектив».
Четыре редакции проектирования
Самый первый вариант машины был готов еще в 1928-м году. Ее модель была исследована в ЦАГИ в плане аэродинамики. В 1929-м проект утвердили. Что должен был представлять собой этот самолет? Предполагалось, что конструкцию выполнят из дерева и обошьют полотном. Но впоследствии будет разработан цельнометаллический самолет. Роль силовой установки изначально должны были играть три мотора BMW 132, имеющих воздушное охлаждение. Каждый из них (по сути, это лицензионные копии Пратт-Уитни R-1690-S1Е-G из Америки, сделанные в Германии) развивал до 750-ти «лошадей».
После продувки макета в ЦАГИ стало ясно, что трех двигателей мало, поэтому добавили четвертый. Но самолет так и не был построен: Калинин настаивал, чтобы в конструкции была использована идея «летающего крыла». Но тогда это был рискованный шаг – управляемость машины подобной схемы еще не была достаточно изучена. Попросту говоря, больших самолетов в подобной компоновке в мире вообще не было. Понятно, что Калинина не поддержали.
Даже в проекте и макете машина впечатляла своими огромными размерами. Фото: YouTube.com
Тогда он предложил другой вариант, тоже нестандартный: «все в крыле» (вторая редакция). Это означало, что пассажиры и частично члены экипажа будут находится внутри плоскостей. В главной гондоле, которая немного вынесена вперед, размещены штурман, пилоты, кают-компания, буфет, рубка для радиста и служебные помещения. Шасси предполагалось сделать в виде пары больших тележек, расположенных в обтекателях.
Такой вид должен был открываться из кабины пилотов. Фото: YouTube.com
Проект в целом одобрили, но был указан ряд упущений, которые нужно исправить. Самый главный минус – недостаточная мощность, не позволявшая лететь на требуемой высоте с нужной скоростью. Третья редакция проекта подразумевала строительство сразу двух самолетов: бомбардировщика и гражданского судна рассчитанного на 100 человек. Теперь у самолета было семь моторов.
Интересно: два силовых агрегата располагались в передней части обтекателей шасси. Из других инновационных технических решений стоит отметить применение в шасси воздушно-масляных амортизаторов: такое в СССР ранее не делали.
И о двигателях не забыли: вот вам яркий дальновидный пример импортозамещения «образца 30-х» – на машину поставили отечественные силовые агрегаты М-34, выдававшие до 850 «лошадей» каждый.
На самолете АНТ-25, укомплектованным модификацией движка М-34, Громов совершил перелет из СССР в США (1937-й год). Фото: YouTube.com
Но и этот вариант проекта тоже не удовлетворил приемную комиссию, которая рекомендовала провести более детальную проработку.
Вариант проекта, который приняли
Каркас изготавливали из ферменных элементов в виде хромо-молибденовых стальных труб, обладающих повышенной прочностью. В советском самолетостроении это было применено впервые. Специально разработали особую технологию сварки такого материала. Шины пытались поставить отечественные, но увы – результаты испытаний показали невозможность их применения на таком большом самолете. Поэтому закупили американские Palmer.
Предполагалось, что К-7 будет оснащаться и поплавками. Фото: YouTube.com
Но двигатели в последней редакции проекта оставили свои, уже форсированные – 6 штук М-34Ф, развивавших до 830 л. с. Для получения нужной мощности их оказалось недостаточно. Поэтому уже в ходе строительства прототипа поставили сзади еще один, седьмой мотор с толкающим винтом. Строительство самолета в четвертой версии стартовало в 1931-м (по другой информации, в 1932-м) году и закончилось в конце лета 1933-го.
Характеристики
Для своего времени это был один из самых больших самолетов в мире. Об этом свидетельствуют некоторые параметры машины, получившей название «К-7»:
✅ размах крыльев, длина, высота – 53, 28 и 12,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 24,4 т (46,5 т)
✅ скорость – до 225 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1600 км
В состав экипажа входило 11 (!) человек, которые размещались в разных частях воздушного судна и разговаривали друг с другом по внутреннему телефону. Но это в военной версии, где присутствуют стрелки, наводчик и бомбардир. В гражданской – пара пилотов, штурман, радист, бортмеханик. Последний, кстати, имел доступ к двигателю во время полета, что было необычно для того времени, да и сегодняшнего тоже. Пассажировместимость – довольно приличная: 128 человек. Что касается груза, то машина могла транспортировать 7 т.
В ходе строительства Калинин предложил оригинальное решение, которое впоследствии стало широко применяться в самолетостроении. Речь – об электроусилителях, т. н. бустерах, помогающими управлять огромной машиной. С одним из столичных электротехнических ВУЗов заключили договор: институт обязался изготовить такую систему. Но так и не сделал. В итоге рули оснастили сервоприводами.
Первый полет
О значительности мероприятия говорит факт присутствия на нем начальника ГУ авиапромышленности СССР П. Баранова и летчика-испытателя М. Громова. Машина стартовала в шесть утра 21.08.1933 года. Неожиданно, в самый последний момент, в самолет садится Калинин, занимая место второго пилота. Машина сделала несколько пробежек и оторвалась от земли: в небе К-7 находился 14 минут. Все прошло успешно, если не считать «выговора», который Калинин получил от Баранова за то, что сел в экспериментальный самолет.
Конец
После первого полета в конструкцию машины внесли некоторые доработки. В частности, были предприняты меры по борьбе с вибрацией. Уже был назначен день вылета в Москву для демонстрации высшему начальству. Предстояло еще одно испытание, после которого машина отправится в столицу. Необходимо было определить максимальную скорость на высоте 100 м. Страт был штатным, но вдруг самолет неожиданно пошел к земле под углом в 30-40° и врезался в нее после нескольких подпрыгиваний. Далее начался пожар – 15 человек погибло, уцелело только пятеро. Один из них говорит о начавшейся вибрации, разрыве одного из лонжеронов и невозможности управления машиной из-за защемления руля высоты.
Большинство членов экипажа располагалось в кабине, вынесенной немного вперед. Фото: YouTube.com
Причина катастрофы заключалась во флаттере – самоколебании элементов конструкции. Только через несколько лет академик Келдыш определил метод борьбы с данным явлением – нужна балансировка рулей высоты. Но в то время об этом ничего не знали.
Сегодня увидеть К-7 можно разве что в виде моделей, созданных энтузиастами. Фото: YouTube.com
Строилось несколько самолетов К-7 и один из них был готов на 50%. Тем не менее, работы приостановили, машины законсервировали. Калинин слег с сердечным приступом. Позже его арестовали, обвинив в «саботаже», и расстреляли: на дворе уже был близок 1937-й год…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...