
Сухогруз Pyxis Ocean открывает новую эру парусных морских судов
Нигде так кстати не пришлась бы пословица «все новое – это хорошо забытое…», как в отношении парусов на современных плавсредствах. Когда-то ветер был единственным движителем морских посудин. Если, конечно, не брать во внимание весла. Потом появились паровые котлы и дизельные моторы. Истрепанные штормами, многострадальные полотнища моряки с облегчением сдали в утиль истории.
Оставили клочки парусины и шелка для прогулок и спорта на яхтах и прочих утлых скорлупках. А большие корабли стали рассекать волны дикой силой тысяч «лошадей». И вот снова парус.
Произошло загрязнение атмосферы выбросами от двигателей внутреннего сгорания до критического уровня. Задыхаются не только мегаполисы. Уже и в океане, где гуляют вольные ветры, свежего воздуха не глотнуть.
Паруса WindWings на зерновозе «Океан Пайксис». Фото: YouTube.com
Представим: крупнотоннажное судно сжигает 40 т солярки за сутки. Переход из Питера в европейский порт требует порядка 800 т горючки. Чтобы попасть на другие континенты, бери 2,5 тыс. тонн топлива. Теперь вообразим масштабы современных грузопассажирских перевозок.
Астрономические цифры с трудом укладываются в мозгу. Экологов с их притязаниями понять можно. Вопрос декарбонизации – сокращения выбросов диоксида углерода – радетели за чистоту природы поставили ребром.
Судоходные компании, перед которыми замаячили реальные перспективы санкций, задумались. Начали искать выход из положения. С одной стороны, непомерный расход топлива, с другой – загрязнение окружающей среды и штрафы. Решение проблемы, между тем, лежало на поверхности – ветер! Что, если использовать его могучую силу? Да, как в старину, посредством паруса.
Задачи ветроэнергетики взялись решать в академических кругах и отрасли в целом. Понятно, что нужно улавливать кинетическую энергию воздушных масс и превращать ее в тягу для корабля.
Парус на сухогрузе «Океан Пайксис» при необходимости складывается. Фото: YouTube.com
Создавать ли новые двигатели и плавсредства, или модернизировать старые, оборудованные ДВС суда? Второй вариант экономически выгоднее. Тем более, что обещают квоты за сокращение выбросов.
Но как все правильно обустроить? Думать, в первую очередь, приходилось о сухогрузах: они больше других расходуют дизель и загрязняют воздух. Ученые головы начали плясать от особенностей строения балкеров: у них огромная палуба, и она, исходя из специфики, ровная и чистая.
Парус, или как бы там ни называлось устройство улавливания ветра, не должен мешать работе портовых кранов. Первое условие. Второе: должен быть легким в обслуживании. Иначе придется задействовать большое количество членов команды судна. В чем же тогда выгода?.. Придумали три варианта ветрогенераторов.
Это гигантский воздушный змей, запущенный с носа плавсредства. Эффект отлично знаком любителями кайтбординга. Энергия ветра тянет райдера по воде, суше, снегу. Почему бы не использовать приспособление на кораблях, задались инженеры вопросом. Особенно популярной идея была в 2012 году.
С борта контейнеровоза MS Beluga Skysails запускают воздушного змея. Фото: YouTube.com
Запускать можно не один, а множество змеев, управлять через электронику. А еще лучше последовательно отпускать и втягивать кайт-риг на катушке, заставляя его генерировать энергию. В высоких слоях атмосферы ветер сильнее и стабильнее: туда и нужно направлять инструмент.
Первым удостоился чести опробовать технологию коммерческий контейнеровоз MS Beluga Skysails. Площадь вспомогательной силовой установки была 160 м2. Змей планировал над водой на высоте от 100 до 500 м. Экономия топлива составила 20%.
Этой разработке более 100 лет. Создали, опробовали и забыли. Спохватились в 2010 году, когда над компаниями-перевозчиками нависли огромные штрафы за отравляющие выбросы.
Танкер Maersk Pelican с двумя роторами Флеттнера. Фото: YouTube.com
Суть технологии ротора Флеттнера в следующем: на палубе вертикально устанавливается механически вращаемый цилиндр. При контакте с обтекаемыми воздушными потоками создается тяга, которая и двигает грузовое судно.
Управляет механизмом один оператор, которому только и нужно, что следить за скоростью вращения ротора. В 2018 году по морям с роторами ходили: наливной танкер Maersk Pelican, круизное судно Viking Grace, сухогруз Afros. Эффективность – 30% сбережения топлива.
Этот ветроэнергетический двигатель наиболее приближен к понятию «парус». Разработку заказало правительство США в 80-х. Побудительным мотивом послужил жестокий нефтяной кризис.
Балкер с парусами WindWings кого-то завораживает, иным кажется грубым. Фото: YouTube.com
Вингсейл устроен так: на палубе монтируется цилиндрическая мачта. К ней симметрично с двух сторон крепятся сплошные прямоугольные металлические плоскости. Разве не парус?
Технология, которую называют инновационной, прогрессивной, не есть ли она «хорошо забытое…»? Система автоматизирована и сохраняет ориентацию парусов, под каким бы углом ни дул ветер. Сооружение управляется подъемным механизмом.
На зерновозе «Океан Пайксис» дедвейтом 80 962 т «полощутся» вингсейлы (вингсели). Судно построено по заказу корпорации Mitsubishi в 2017 году. Порт приписки – Сингапур.
Параметры балкера:
✅ Длина – 229 м
✅ Ширина – 32 м
✅ Осадка – 15,6 м
Корабль зафрахтовала американская глобальная продовольственная корпорация Cargill. Она и заказала модернизацию плавсредства – установку добавочного ветроэнергетического двигателя в виде парусов.
Руководитель организации Ян Дилеман заявил:
За разработку взялась британская консалтинговая компания в области морской инженерии BAR Technologies. Здесь занимались чертежами и расчетами. Технологию назвали WindWings. В переводе – «ветрокрылы» или «крылья ветра».
Соорудила конструкцию норвежская компания Yara Marine Technologies. А монтаж произвели в китайском Шанхае на верфи COSCO. К сложной и затратной, однако, прибегли схеме, чтобы экономить горючее и сохранять чистоту природы.
«Крылья ветра» – монументальное сооружение высотой 37,5 м. Ширина собственно парусов – 5 м, центральной колонны – 10 м. Сколько весит громадина, не упоминается. На палубе «Океан Пайксис» смонтировано два складных паруса. Жесткая конструкция составная с поворотными сегментами.
Высота конструкции на сухогрузе Pyxis Ocean 37,5 м. Фото: YouTube.com
Этот парус не будет полоскаться на ветру и выглядит не романтично, если не сказать – откровенно грубо. Но красота уходит на второй план, когда нужна практичность. Для изготовления «ветрокрылов» взяли металл, стекло и композитные материалы. Как и положено парусу, он будет убираться при заходе в порт и под мостами.
Нужно отдать должное сухогрузу Pyxis Ocean, который решился на смелый эксперимент. Риск огромный, все сценарии в открытом океане предусмотреть невозможно. Например, шторма, сильные крены, прочие обстоятельства, которые сопровождают в пути морские суда.
О размахе сооружения на палубе «Океан Пайксис» можно судить по цифрам. Фото: YouTube.com
Но, презрев «дорогостояще и чрезвычайно глупо», «кошмар для команды» и прочие нелицеприятные комментарии, балкер вышел из Шанхая в Сингапур. Далее проследовал в Бразилию. Событие состоялось 22 августа 2023 года.
Через месяц благополучного похода плавсредство на ветроприводе достигло конечной цели. Далее с сыпучим грузом на борту оно отправилось в Польшу. В пути экипаж делал тщательные замеры – 30% экономии топлива. Существенно. Но последователей что-то не видно…
Оставили клочки парусины и шелка для прогулок и спорта на яхтах и прочих утлых скорлупках. А большие корабли стали рассекать волны дикой силой тысяч «лошадей». И вот снова парус.
А что случилось?
Произошло загрязнение атмосферы выбросами от двигателей внутреннего сгорания до критического уровня. Задыхаются не только мегаполисы. Уже и в океане, где гуляют вольные ветры, свежего воздуха не глотнуть.

Представим: крупнотоннажное судно сжигает 40 т солярки за сутки. Переход из Питера в европейский порт требует порядка 800 т горючки. Чтобы попасть на другие континенты, бери 2,5 тыс. тонн топлива. Теперь вообразим масштабы современных грузопассажирских перевозок.
Астрономические цифры с трудом укладываются в мозгу. Экологов с их притязаниями понять можно. Вопрос декарбонизации – сокращения выбросов диоксида углерода – радетели за чистоту природы поставили ребром.
Судоходные компании, перед которыми замаячили реальные перспективы санкций, задумались. Начали искать выход из положения. С одной стороны, непомерный расход топлива, с другой – загрязнение окружающей среды и штрафы. Решение проблемы, между тем, лежало на поверхности – ветер! Что, если использовать его могучую силу? Да, как в старину, посредством паруса.
Ветроприводная тяга: технологии
Задачи ветроэнергетики взялись решать в академических кругах и отрасли в целом. Понятно, что нужно улавливать кинетическую энергию воздушных масс и превращать ее в тягу для корабля.

Создавать ли новые двигатели и плавсредства, или модернизировать старые, оборудованные ДВС суда? Второй вариант экономически выгоднее. Тем более, что обещают квоты за сокращение выбросов.
Но как все правильно обустроить? Думать, в первую очередь, приходилось о сухогрузах: они больше других расходуют дизель и загрязняют воздух. Ученые головы начали плясать от особенностей строения балкеров: у них огромная палуба, и она, исходя из специфики, ровная и чистая.
Парус, или как бы там ни называлось устройство улавливания ветра, не должен мешать работе портовых кранов. Первое условие. Второе: должен быть легким в обслуживании. Иначе придется задействовать большое количество членов команды судна. В чем же тогда выгода?.. Придумали три варианта ветрогенераторов.
Кайт-парус
Это гигантский воздушный змей, запущенный с носа плавсредства. Эффект отлично знаком любителями кайтбординга. Энергия ветра тянет райдера по воде, суше, снегу. Почему бы не использовать приспособление на кораблях, задались инженеры вопросом. Особенно популярной идея была в 2012 году.

Запускать можно не один, а множество змеев, управлять через электронику. А еще лучше последовательно отпускать и втягивать кайт-риг на катушке, заставляя его генерировать энергию. В высоких слоях атмосферы ветер сильнее и стабильнее: туда и нужно направлять инструмент.
Первым удостоился чести опробовать технологию коммерческий контейнеровоз MS Beluga Skysails. Площадь вспомогательной силовой установки была 160 м2. Змей планировал над водой на высоте от 100 до 500 м. Экономия топлива составила 20%.
Ротор Флеттнера
Этой разработке более 100 лет. Создали, опробовали и забыли. Спохватились в 2010 году, когда над компаниями-перевозчиками нависли огромные штрафы за отравляющие выбросы.

Суть технологии ротора Флеттнера в следующем: на палубе вертикально устанавливается механически вращаемый цилиндр. При контакте с обтекаемыми воздушными потоками создается тяга, которая и двигает грузовое судно.
Управляет механизмом один оператор, которому только и нужно, что следить за скоростью вращения ротора. В 2018 году по морям с роторами ходили: наливной танкер Maersk Pelican, круизное судно Viking Grace, сухогруз Afros. Эффективность – 30% сбережения топлива.
Вингсейл (Wingsail)
Этот ветроэнергетический двигатель наиболее приближен к понятию «парус». Разработку заказало правительство США в 80-х. Побудительным мотивом послужил жестокий нефтяной кризис.

Вингсейл устроен так: на палубе монтируется цилиндрическая мачта. К ней симметрично с двух сторон крепятся сплошные прямоугольные металлические плоскости. Разве не парус?
Технология, которую называют инновационной, прогрессивной, не есть ли она «хорошо забытое…»? Система автоматизирована и сохраняет ориентацию парусов, под каким бы углом ни дул ветер. Сооружение управляется подъемным механизмом.
О сухогрузе Pyxis Ocean
На зерновозе «Океан Пайксис» дедвейтом 80 962 т «полощутся» вингсейлы (вингсели). Судно построено по заказу корпорации Mitsubishi в 2017 году. Порт приписки – Сингапур.
Параметры балкера:
✅ Длина – 229 м
✅ Ширина – 32 м
✅ Осадка – 15,6 м
Корабль зафрахтовала американская глобальная продовольственная корпорация Cargill. Она и заказала модернизацию плавсредства – установку добавочного ветроэнергетического двигателя в виде парусов.
Руководитель организации Ян Дилеман заявил:
В Cargill мы несем ответственность за внедрение решений по декарбонизации во всех наших цепочках поставок, чтобы удовлетворить потребности наших клиентов и потребности планеты
За разработку взялась британская консалтинговая компания в области морской инженерии BAR Technologies. Здесь занимались чертежами и расчетами. Технологию назвали WindWings. В переводе – «ветрокрылы» или «крылья ветра».
Соорудила конструкцию норвежская компания Yara Marine Technologies. А монтаж произвели в китайском Шанхае на верфи COSCO. К сложной и затратной, однако, прибегли схеме, чтобы экономить горючее и сохранять чистоту природы.
Испытания WindWings
«Крылья ветра» – монументальное сооружение высотой 37,5 м. Ширина собственно парусов – 5 м, центральной колонны – 10 м. Сколько весит громадина, не упоминается. На палубе «Океан Пайксис» смонтировано два складных паруса. Жесткая конструкция составная с поворотными сегментами.

Этот парус не будет полоскаться на ветру и выглядит не романтично, если не сказать – откровенно грубо. Но красота уходит на второй план, когда нужна практичность. Для изготовления «ветрокрылов» взяли металл, стекло и композитные материалы. Как и положено парусу, он будет убираться при заходе в порт и под мостами.
Нужно отдать должное сухогрузу Pyxis Ocean, который решился на смелый эксперимент. Риск огромный, все сценарии в открытом океане предусмотреть невозможно. Например, шторма, сильные крены, прочие обстоятельства, которые сопровождают в пути морские суда.

Но, презрев «дорогостояще и чрезвычайно глупо», «кошмар для команды» и прочие нелицеприятные комментарии, балкер вышел из Шанхая в Сингапур. Далее проследовал в Бразилию. Событие состоялось 22 августа 2023 года.
Через месяц благополучного похода плавсредство на ветроприводе достигло конечной цели. Далее с сыпучим грузом на борту оно отправилось в Польшу. В пути экипаж делал тщательные замеры – 30% экономии топлива. Существенно. Но последователей что-то не видно…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....