Сухогруз Pyxis Ocean открывает новую эру парусных морских судов
Нигде так кстати не пришлась бы пословица «все новое – это хорошо забытое…», как в отношении парусов на современных плавсредствах. Когда-то ветер был единственным движителем морских посудин. Если, конечно, не брать во внимание весла. Потом появились паровые котлы и дизельные моторы. Истрепанные штормами, многострадальные полотнища моряки с облегчением сдали в утиль истории.
Оставили клочки парусины и шелка для прогулок и спорта на яхтах и прочих утлых скорлупках. А большие корабли стали рассекать волны дикой силой тысяч «лошадей». И вот снова парус.
Произошло загрязнение атмосферы выбросами от двигателей внутреннего сгорания до критического уровня. Задыхаются не только мегаполисы. Уже и в океане, где гуляют вольные ветры, свежего воздуха не глотнуть.
Представим: крупнотоннажное судно сжигает 40 т солярки за сутки. Переход из Питера в европейский порт требует порядка 800 т горючки. Чтобы попасть на другие континенты, бери 2,5 тыс. тонн топлива. Теперь вообразим масштабы современных грузопассажирских перевозок.
Астрономические цифры с трудом укладываются в мозгу. Экологов с их притязаниями понять можно. Вопрос декарбонизации – сокращения выбросов диоксида углерода – радетели за чистоту природы поставили ребром.
Судоходные компании, перед которыми замаячили реальные перспективы санкций, задумались. Начали искать выход из положения. С одной стороны, непомерный расход топлива, с другой – загрязнение окружающей среды и штрафы. Решение проблемы, между тем, лежало на поверхности – ветер! Что, если использовать его могучую силу? Да, как в старину, посредством паруса.
Задачи ветроэнергетики взялись решать в академических кругах и отрасли в целом. Понятно, что нужно улавливать кинетическую энергию воздушных масс и превращать ее в тягу для корабля.
Создавать ли новые двигатели и плавсредства, или модернизировать старые, оборудованные ДВС суда? Второй вариант экономически выгоднее. Тем более, что обещают квоты за сокращение выбросов.
Но как все правильно обустроить? Думать, в первую очередь, приходилось о сухогрузах: они больше других расходуют дизель и загрязняют воздух. Ученые головы начали плясать от особенностей строения балкеров: у них огромная палуба, и она, исходя из специфики, ровная и чистая.
Парус, или как бы там ни называлось устройство улавливания ветра, не должен мешать работе портовых кранов. Первое условие. Второе: должен быть легким в обслуживании. Иначе придется задействовать большое количество членов команды судна. В чем же тогда выгода?.. Придумали три варианта ветрогенераторов.
Это гигантский воздушный змей, запущенный с носа плавсредства. Эффект отлично знаком любителями кайтбординга. Энергия ветра тянет райдера по воде, суше, снегу. Почему бы не использовать приспособление на кораблях, задались инженеры вопросом. Особенно популярной идея была в 2012 году.
Запускать можно не один, а множество змеев, управлять через электронику. А еще лучше последовательно отпускать и втягивать кайт-риг на катушке, заставляя его генерировать энергию. В высоких слоях атмосферы ветер сильнее и стабильнее: туда и нужно направлять инструмент.
Первым удостоился чести опробовать технологию коммерческий контейнеровоз MS Beluga Skysails. Площадь вспомогательной силовой установки была 160 м2. Змей планировал над водой на высоте от 100 до 500 м. Экономия топлива составила 20%.
Этой разработке более 100 лет. Создали, опробовали и забыли. Спохватились в 2010 году, когда над компаниями-перевозчиками нависли огромные штрафы за отравляющие выбросы.
Суть технологии ротора Флеттнера в следующем: на палубе вертикально устанавливается механически вращаемый цилиндр. При контакте с обтекаемыми воздушными потоками создается тяга, которая и двигает грузовое судно.
Управляет механизмом один оператор, которому только и нужно, что следить за скоростью вращения ротора. В 2018 году по морям с роторами ходили: наливной танкер Maersk Pelican, круизное судно Viking Grace, сухогруз Afros. Эффективность – 30% сбережения топлива.
Этот ветроэнергетический двигатель наиболее приближен к понятию «парус». Разработку заказало правительство США в 80-х. Побудительным мотивом послужил жестокий нефтяной кризис.
Вингсейл устроен так: на палубе монтируется цилиндрическая мачта. К ней симметрично с двух сторон крепятся сплошные прямоугольные металлические плоскости. Разве не парус?
Технология, которую называют инновационной, прогрессивной, не есть ли она «хорошо забытое…»? Система автоматизирована и сохраняет ориентацию парусов, под каким бы углом ни дул ветер. Сооружение управляется подъемным механизмом.
На зерновозе «Океан Пайксис» дедвейтом 80 962 т «полощутся» вингсейлы (вингсели). Судно построено по заказу корпорации Mitsubishi в 2017 году. Порт приписки – Сингапур.
Параметры балкера:
✅ Длина – 229 м
✅ Ширина – 32 м
✅ Осадка – 15,6 м
Корабль зафрахтовала американская глобальная продовольственная корпорация Cargill. Она и заказала модернизацию плавсредства – установку добавочного ветроэнергетического двигателя в виде парусов.
Руководитель организации Ян Дилеман заявил:
За разработку взялась британская консалтинговая компания в области морской инженерии BAR Technologies. Здесь занимались чертежами и расчетами. Технологию назвали WindWings. В переводе – «ветрокрылы» или «крылья ветра».
Соорудила конструкцию норвежская компания Yara Marine Technologies. А монтаж произвели в китайском Шанхае на верфи COSCO. К сложной и затратной, однако, прибегли схеме, чтобы экономить горючее и сохранять чистоту природы.
«Крылья ветра» – монументальное сооружение высотой 37,5 м. Ширина собственно парусов – 5 м, центральной колонны – 10 м. Сколько весит громадина, не упоминается. На палубе «Океан Пайксис» смонтировано два складных паруса. Жесткая конструкция составная с поворотными сегментами.
Этот парус не будет полоскаться на ветру и выглядит не романтично, если не сказать – откровенно грубо. Но красота уходит на второй план, когда нужна практичность. Для изготовления «ветрокрылов» взяли металл, стекло и композитные материалы. Как и положено парусу, он будет убираться при заходе в порт и под мостами.
Нужно отдать должное сухогрузу Pyxis Ocean, который решился на смелый эксперимент. Риск огромный, все сценарии в открытом океане предусмотреть невозможно. Например, шторма, сильные крены, прочие обстоятельства, которые сопровождают в пути морские суда.
Но, презрев «дорогостояще и чрезвычайно глупо», «кошмар для команды» и прочие нелицеприятные комментарии, балкер вышел из Шанхая в Сингапур. Далее проследовал в Бразилию. Событие состоялось 22 августа 2023 года.
Через месяц благополучного похода плавсредство на ветроприводе достигло конечной цели. Далее с сыпучим грузом на борту оно отправилось в Польшу. В пути экипаж делал тщательные замеры – 30% экономии топлива. Существенно. Но последователей что-то не видно…
Оставили клочки парусины и шелка для прогулок и спорта на яхтах и прочих утлых скорлупках. А большие корабли стали рассекать волны дикой силой тысяч «лошадей». И вот снова парус.
А что случилось?
Произошло загрязнение атмосферы выбросами от двигателей внутреннего сгорания до критического уровня. Задыхаются не только мегаполисы. Уже и в океане, где гуляют вольные ветры, свежего воздуха не глотнуть.
Паруса WindWings на зерновозе «Океан Пайксис». Фото: YouTube.com
Представим: крупнотоннажное судно сжигает 40 т солярки за сутки. Переход из Питера в европейский порт требует порядка 800 т горючки. Чтобы попасть на другие континенты, бери 2,5 тыс. тонн топлива. Теперь вообразим масштабы современных грузопассажирских перевозок.
Астрономические цифры с трудом укладываются в мозгу. Экологов с их притязаниями понять можно. Вопрос декарбонизации – сокращения выбросов диоксида углерода – радетели за чистоту природы поставили ребром.
Судоходные компании, перед которыми замаячили реальные перспективы санкций, задумались. Начали искать выход из положения. С одной стороны, непомерный расход топлива, с другой – загрязнение окружающей среды и штрафы. Решение проблемы, между тем, лежало на поверхности – ветер! Что, если использовать его могучую силу? Да, как в старину, посредством паруса.
Ветроприводная тяга: технологии
Задачи ветроэнергетики взялись решать в академических кругах и отрасли в целом. Понятно, что нужно улавливать кинетическую энергию воздушных масс и превращать ее в тягу для корабля.
Парус на сухогрузе «Океан Пайксис» при необходимости складывается. Фото: YouTube.com
Создавать ли новые двигатели и плавсредства, или модернизировать старые, оборудованные ДВС суда? Второй вариант экономически выгоднее. Тем более, что обещают квоты за сокращение выбросов.
Но как все правильно обустроить? Думать, в первую очередь, приходилось о сухогрузах: они больше других расходуют дизель и загрязняют воздух. Ученые головы начали плясать от особенностей строения балкеров: у них огромная палуба, и она, исходя из специфики, ровная и чистая.
Парус, или как бы там ни называлось устройство улавливания ветра, не должен мешать работе портовых кранов. Первое условие. Второе: должен быть легким в обслуживании. Иначе придется задействовать большое количество членов команды судна. В чем же тогда выгода?.. Придумали три варианта ветрогенераторов.
Кайт-парус
Это гигантский воздушный змей, запущенный с носа плавсредства. Эффект отлично знаком любителями кайтбординга. Энергия ветра тянет райдера по воде, суше, снегу. Почему бы не использовать приспособление на кораблях, задались инженеры вопросом. Особенно популярной идея была в 2012 году.
С борта контейнеровоза MS Beluga Skysails запускают воздушного змея. Фото: YouTube.com
Запускать можно не один, а множество змеев, управлять через электронику. А еще лучше последовательно отпускать и втягивать кайт-риг на катушке, заставляя его генерировать энергию. В высоких слоях атмосферы ветер сильнее и стабильнее: туда и нужно направлять инструмент.
Первым удостоился чести опробовать технологию коммерческий контейнеровоз MS Beluga Skysails. Площадь вспомогательной силовой установки была 160 м2. Змей планировал над водой на высоте от 100 до 500 м. Экономия топлива составила 20%.
Ротор Флеттнера
Этой разработке более 100 лет. Создали, опробовали и забыли. Спохватились в 2010 году, когда над компаниями-перевозчиками нависли огромные штрафы за отравляющие выбросы.
Танкер Maersk Pelican с двумя роторами Флеттнера. Фото: YouTube.com
Суть технологии ротора Флеттнера в следующем: на палубе вертикально устанавливается механически вращаемый цилиндр. При контакте с обтекаемыми воздушными потоками создается тяга, которая и двигает грузовое судно.
Управляет механизмом один оператор, которому только и нужно, что следить за скоростью вращения ротора. В 2018 году по морям с роторами ходили: наливной танкер Maersk Pelican, круизное судно Viking Grace, сухогруз Afros. Эффективность – 30% сбережения топлива.
Вингсейл (Wingsail)
Этот ветроэнергетический двигатель наиболее приближен к понятию «парус». Разработку заказало правительство США в 80-х. Побудительным мотивом послужил жестокий нефтяной кризис.
Балкер с парусами WindWings кого-то завораживает, иным кажется грубым. Фото: YouTube.com
Вингсейл устроен так: на палубе монтируется цилиндрическая мачта. К ней симметрично с двух сторон крепятся сплошные прямоугольные металлические плоскости. Разве не парус?
Технология, которую называют инновационной, прогрессивной, не есть ли она «хорошо забытое…»? Система автоматизирована и сохраняет ориентацию парусов, под каким бы углом ни дул ветер. Сооружение управляется подъемным механизмом.
О сухогрузе Pyxis Ocean
На зерновозе «Океан Пайксис» дедвейтом 80 962 т «полощутся» вингсейлы (вингсели). Судно построено по заказу корпорации Mitsubishi в 2017 году. Порт приписки – Сингапур.
Параметры балкера:
✅ Длина – 229 м
✅ Ширина – 32 м
✅ Осадка – 15,6 м
Корабль зафрахтовала американская глобальная продовольственная корпорация Cargill. Она и заказала модернизацию плавсредства – установку добавочного ветроэнергетического двигателя в виде парусов.
Руководитель организации Ян Дилеман заявил:
В Cargill мы несем ответственность за внедрение решений по декарбонизации во всех наших цепочках поставок, чтобы удовлетворить потребности наших клиентов и потребности планеты
За разработку взялась британская консалтинговая компания в области морской инженерии BAR Technologies. Здесь занимались чертежами и расчетами. Технологию назвали WindWings. В переводе – «ветрокрылы» или «крылья ветра».
Соорудила конструкцию норвежская компания Yara Marine Technologies. А монтаж произвели в китайском Шанхае на верфи COSCO. К сложной и затратной, однако, прибегли схеме, чтобы экономить горючее и сохранять чистоту природы.
Испытания WindWings
«Крылья ветра» – монументальное сооружение высотой 37,5 м. Ширина собственно парусов – 5 м, центральной колонны – 10 м. Сколько весит громадина, не упоминается. На палубе «Океан Пайксис» смонтировано два складных паруса. Жесткая конструкция составная с поворотными сегментами.
Высота конструкции на сухогрузе Pyxis Ocean 37,5 м. Фото: YouTube.com
Этот парус не будет полоскаться на ветру и выглядит не романтично, если не сказать – откровенно грубо. Но красота уходит на второй план, когда нужна практичность. Для изготовления «ветрокрылов» взяли металл, стекло и композитные материалы. Как и положено парусу, он будет убираться при заходе в порт и под мостами.
Нужно отдать должное сухогрузу Pyxis Ocean, который решился на смелый эксперимент. Риск огромный, все сценарии в открытом океане предусмотреть невозможно. Например, шторма, сильные крены, прочие обстоятельства, которые сопровождают в пути морские суда.
О размахе сооружения на палубе «Океан Пайксис» можно судить по цифрам. Фото: YouTube.com
Но, презрев «дорогостояще и чрезвычайно глупо», «кошмар для команды» и прочие нелицеприятные комментарии, балкер вышел из Шанхая в Сингапур. Далее проследовал в Бразилию. Событие состоялось 22 августа 2023 года.
Через месяц благополучного похода плавсредство на ветроприводе достигло конечной цели. Далее с сыпучим грузом на борту оно отправилось в Польшу. В пути экипаж делал тщательные замеры – 30% экономии топлива. Существенно. Но последователей что-то не видно…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...