
Cessna 172 и «Цикада 4» – какой самолет лучше?
Сложно отыскать в истории малой авиации более успешный и массовый самолет. Cessna 172 – на редкость удачная, простая в эксплуатации и обслуживании техника. Она отлично подходит для первоначального обучения, частных полетов, различных видов патрулирования и даже выполнения боевых заданий.
Разработка проекта легкого одномоторного самолета началось в 50-е годы минувшего века. В основе конструкции была Cessna 170, введенная в эксплуатацию еще в 1948 году. Обновленная 172-я модель поднялась в небо в 1955-м. Это был высокоплан с одним двигателем Continental O-300, развивавшим 145 «лошадей» и оборудованный шасси с тремя опорами.
Как считали сами проектировщики, конструкция представляла собой «летающий автомобиль». Его продажи стартовали в 1956 году с суммы в $8995. Компании удалось реализовать 4195 единиц техники. В последующие годы воздушное судно неоднократно модернизировалось, получая соответствующий буквенный индекс:
В последующем самолеты выпускались уже не так часто (каждый год), как ранее. Но модернизация продолжалась Модель 172М стала оборудоваться транспондером, улучшенным освещением, радио. Следующий самолет с индексом N оборудовался авиамотором Lycoming O-320-H2AD в 160 л. с. Следующий вариант самолета под индексом 172RG Cutlass выпускался в 1980-85 годах и отличалась более сильным мотором в 180 «лошадей», что повысило максимальную скорость до 260 км/ч.
К середине 80-х спрос на самолеты стал резко падать и производство свернули. Однако потребность в легкомоторных воздушных судах никуда не делась и в 1998-м 172-е стали выпускать вновь. Появились особые версии – Cessna FR172J Reims Rocket с мотором в 210 «лошадей» и дизельная модель Turbo Skyhawk JT-A.
Дешевизна, надежность и простота конструкции самолета обусловили его использование различного рода аферистами. Первыми к Cessna еще в 60-х присмотрелись контрабандисты, перевозившие наркотики через американо-мексиканскую границу. Позже легкомоторные самолеты стали покупать для незаконной деятельности в труднодоступных местах бассейна Амазонки. Преступники рубили ценные породы дерева, вылавливали редких животных, добывали полезные ископаемые. С незаконной деятельностью правительство Бразилии расправилось лишь в 2011 году. Операция затруднялась тем, что низколетящую «Сессну» боевому самолету было очень сложно перехватить.
Но самую яркую рекламу «сто семьдесят второму» дал паренек из Германии – Матиас Руст, посадивший в 1987 году арендованную им Cessna 172В на Москворецком мосту. Инцидент дал возможность Горбачеву отправить в отставку свои военных оппонентов, не разделявших взглядов Генсека относительно перестройки. О том, был ли этот полет спланирован спецслужбами или нет, споры ведутся и сегодня. А самолет вернули владельцу, который продал его на аукционе в Японию. Позже немцы выкупили «Сессну» и выставили на всеобщее обозрение в одном из музеев Берлина.
Совершенствование Cessna 172 продолжается и в 2010 году появилась электрическая версия воздушного судна – Electric-powered. Энергии аккумуляторов хватает на пару часов полета, а их замена занимает 15 мин. В России популярностью пользуется обычная бензиновая «Сессна»: например, модель 172S, произведенную в 2005 году и налетавшую 800 ч стоит $230 тыс. (за новый просят $420 тыс.). А что можно сказать о конкурентах легкомоторной «легенды»?
Российский самолет, выпускаемый с 1998 года самарским предприятием «Гидроплан». Фюзеляж воздушного судна сделан из стеклопластика, устойчивого к воздействию внешней среды. В задней части имеется грузовой отсек, в которой, например, можно установить бак в 180 л для опыления химпрепаратами сельскохозяйственных культур. В этом случае за 1 ч самолет способен обработать до 250 га посевов (ширина захвата 22-30 м).
На самолет устанавливается пара авиадвигателей Rotax-582 (64 л. с.) или 912. Также возможна поставка с одним мотором от того же производителя с индексом 9125 или с двумя 2xJabiru-2200 мощностью по 85 л. с. Технические характеристики модифицированного варианта «Цикада 4»:
Используемое горючее – бензин АИ-95. Для взлета годится любая более-менее ровная грунтовая полоса протяженностью 80 м (для разбега «Сессна 172» нужно 290 м). В пассажирском варианте самолет может взять на борт трех человек общим весом до 326 кг с багажом массой до 50 кг. Для удобства посадки/высадки фюзеляж оснащается четырьмя дверями.
Помимо выполнения химработ и перевозки пассажиров, самолет используют при патрулировании нефте- и газопроводов, линий электропередач, для обучения пилотированию, обеспечения связи, в ходе аварийно-спасательных работ. «Цикада» может доставлять грузы в отдаленные районы, где отсутствуют дороги, вывозить больных. При использовании самолета для обучения в кабине монтируется дублирующее управление. По желанию заказчика, «Цикада» может комплектоваться тепловизором и съемочной аппаратурой для, например, осуществления экологического мониторинга.
Эффективность использования самолета объясняется его доступной ценой и невысокой стоимостью обслуживания. Чтобы «Цикада» всегда была в «боевой» готовности, достаточно потратить на нее пару часов в неделю для проведения текущего ТО. При этом расход топлива за 1 ч полета оценивается примерно в 1000 руб. Что касается стоимости самого самолета, за модификацию четырехместного М3 с двигателями Jabiru 2200 и налетом 260 часов сегодня просят 5 млн. 800 тыс. руб.
Сравнивать два вышеописанных самолета – дело неблагодарное. С одной стороны – легендарная «Сессна», выпускаемая с 40-х годов, с другой – «Цикада», история которой куда скромнее. У каждого воздушного судна – своя рыночная ниша. Однако стоит заметить, что российский самолет по цене, эксплуатационным расходам гораздо привлекательнее Cessna 172: не исключено, что и по остальным параметрам в будущем станет его конкурентом.
История и модификации Cessna 172
Разработка проекта легкого одномоторного самолета началось в 50-е годы минувшего века. В основе конструкции была Cessna 170, введенная в эксплуатацию еще в 1948 году. Обновленная 172-я модель поднялась в небо в 1955-м. Это был высокоплан с одним двигателем Continental O-300, развивавшим 145 «лошадей» и оборудованный шасси с тремя опорами.
Как считали сами проектировщики, конструкция представляла собой «летающий автомобиль». Его продажи стартовали в 1956 году с суммы в $8995. Компании удалось реализовать 4195 единиц техники. В последующие годы воздушное судно неоднократно модернизировалось, получая соответствующий буквенный индекс:
- ✅ 1961 год – самолет с маркировкой 172В получил название «Скайхок», удлиненную мотораму, короткое шасси и больший взлетный вес
- ✅ 1962 – Cessna 172С оснащалась не механическим, а электрическим стартером, появился автопилот, кресла стали регулироваться
- ✅ 1963 – самолет с индексом 172D Powermatic характеризуется обширным остеклением и авиамотором, выдававшим 175 л. с. (но он не «пошел» и поэтому вернулись к прежнему мотору в 145 «лошадей»)
- ✅ 1964 – Cessna 172Е отличается новой приборной панелью и модернизированным электрооборудованием
- ✅ 1965 – модель 172F получила электрические закрылки и стала основой для разработки самолета Т41А Mescalero, использовавшегося в военных целях
- ✅ 1966 – у самолета с индексом G была увеличена проставка между винтом и коленчатым валом
- ✅ 1967 – модель Н отличалась улучшенной звукоизоляцией и меньшим расходом топлива благодаря укороченной базе шасси
- ✅ 1968 – произвели сразу пару версий: I и J с мотором в 150 л. с.
- ✅ 1969 – Cessna 172К отличалась большим запасом горючего, которого хватало на 1500 км
В последующем самолеты выпускались уже не так часто (каждый год), как ранее. Но модернизация продолжалась Модель 172М стала оборудоваться транспондером, улучшенным освещением, радио. Следующий самолет с индексом N оборудовался авиамотором Lycoming O-320-H2AD в 160 л. с. Следующий вариант самолета под индексом 172RG Cutlass выпускался в 1980-85 годах и отличалась более сильным мотором в 180 «лошадей», что повысило максимальную скорость до 260 км/ч.
К середине 80-х спрос на самолеты стал резко падать и производство свернули. Однако потребность в легкомоторных воздушных судах никуда не делась и в 1998-м 172-е стали выпускать вновь. Появились особые версии – Cessna FR172J Reims Rocket с мотором в 210 «лошадей» и дизельная модель Turbo Skyhawk JT-A.
«Сессна-172» и правонарушители
Дешевизна, надежность и простота конструкции самолета обусловили его использование различного рода аферистами. Первыми к Cessna еще в 60-х присмотрелись контрабандисты, перевозившие наркотики через американо-мексиканскую границу. Позже легкомоторные самолеты стали покупать для незаконной деятельности в труднодоступных местах бассейна Амазонки. Преступники рубили ценные породы дерева, вылавливали редких животных, добывали полезные ископаемые. С незаконной деятельностью правительство Бразилии расправилось лишь в 2011 году. Операция затруднялась тем, что низколетящую «Сессну» боевому самолету было очень сложно перехватить.
Но самую яркую рекламу «сто семьдесят второму» дал паренек из Германии – Матиас Руст, посадивший в 1987 году арендованную им Cessna 172В на Москворецком мосту. Инцидент дал возможность Горбачеву отправить в отставку свои военных оппонентов, не разделявших взглядов Генсека относительно перестройки. О том, был ли этот полет спланирован спецслужбами или нет, споры ведутся и сегодня. А самолет вернули владельцу, который продал его на аукционе в Японию. Позже немцы выкупили «Сессну» и выставили на всеобщее обозрение в одном из музеев Берлина.
«Подвиг» Руста вдохновил и других правонарушителей. В 1994 году пилот пытался посадить Cessna 172 на лужайку у Белого Дома, но врезался в дерево. В 2002 году явный психопат (как им «права» только выдают?), вдохновленный терактами 11 сентября, направил самолет в здание американского банка. Пилот погиб, несколько помещений выгорело, других пострадавших нет. В 2015-м российский журналист с товарищем попытались проверить «на прочность» систему ПВО в Калининграде. Однако самолет сразу же был перехвачен военным Ми-24.
Совершенствование Cessna 172 продолжается и в 2010 году появилась электрическая версия воздушного судна – Electric-powered. Энергии аккумуляторов хватает на пару часов полета, а их замена занимает 15 мин. В России популярностью пользуется обычная бензиновая «Сессна»: например, модель 172S, произведенную в 2005 году и налетавшую 800 ч стоит $230 тыс. (за новый просят $420 тыс.). А что можно сказать о конкурентах легкомоторной «легенды»?
«Цикада»
Российский самолет, выпускаемый с 1998 года самарским предприятием «Гидроплан». Фюзеляж воздушного судна сделан из стеклопластика, устойчивого к воздействию внешней среды. В задней части имеется грузовой отсек, в которой, например, можно установить бак в 180 л для опыления химпрепаратами сельскохозяйственных культур. В этом случае за 1 ч самолет способен обработать до 250 га посевов (ширина захвата 22-30 м).
На самолет устанавливается пара авиадвигателей Rotax-582 (64 л. с.) или 912. Также возможна поставка с одним мотором от того же производителя с индексом 9125 или с двумя 2xJabiru-2200 мощностью по 85 л. с. Технические характеристики модифицированного варианта «Цикада 4»:
- ✅ длина 7,4 м
- ✅ высота 2,9 м
- ✅ размах крыла 11,3 м
- ✅ вес 505 кг (взлетная масса 950 кг)
- ✅ скорость – до 190 км/ч
- ✅ дальность – 650 км
Используемое горючее – бензин АИ-95. Для взлета годится любая более-менее ровная грунтовая полоса протяженностью 80 м (для разбега «Сессна 172» нужно 290 м). В пассажирском варианте самолет может взять на борт трех человек общим весом до 326 кг с багажом массой до 50 кг. Для удобства посадки/высадки фюзеляж оснащается четырьмя дверями.
Где применяют «Цикада»
Помимо выполнения химработ и перевозки пассажиров, самолет используют при патрулировании нефте- и газопроводов, линий электропередач, для обучения пилотированию, обеспечения связи, в ходе аварийно-спасательных работ. «Цикада» может доставлять грузы в отдаленные районы, где отсутствуют дороги, вывозить больных. При использовании самолета для обучения в кабине монтируется дублирующее управление. По желанию заказчика, «Цикада» может комплектоваться тепловизором и съемочной аппаратурой для, например, осуществления экологического мониторинга.
Эффективность использования самолета объясняется его доступной ценой и невысокой стоимостью обслуживания. Чтобы «Цикада» всегда была в «боевой» готовности, достаточно потратить на нее пару часов в неделю для проведения текущего ТО. При этом расход топлива за 1 ч полета оценивается примерно в 1000 руб. Что касается стоимости самого самолета, за модификацию четырехместного М3 с двигателями Jabiru 2200 и налетом 260 часов сегодня просят 5 млн. 800 тыс. руб.
Заключение
Сравнивать два вышеописанных самолета – дело неблагодарное. С одной стороны – легендарная «Сессна», выпускаемая с 40-х годов, с другой – «Цикада», история которой куда скромнее. У каждого воздушного судна – своя рыночная ниша. Однако стоит заметить, что российский самолет по цене, эксплуатационным расходам гораздо привлекательнее Cessna 172: не исключено, что и по остальным параметрам в будущем станет его конкурентом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....