Cessna 172 и «Цикада 4» – какой самолет лучше?
Сложно отыскать в истории малой авиации более успешный и массовый самолет. Cessna 172 – на редкость удачная, простая в эксплуатации и обслуживании техника. Она отлично подходит для первоначального обучения, частных полетов, различных видов патрулирования и даже выполнения боевых заданий.
Разработка проекта легкого одномоторного самолета началось в 50-е годы минувшего века. В основе конструкции была Cessna 170, введенная в эксплуатацию еще в 1948 году. Обновленная 172-я модель поднялась в небо в 1955-м. Это был высокоплан с одним двигателем Continental O-300, развивавшим 145 «лошадей» и оборудованный шасси с тремя опорами.
Как считали сами проектировщики, конструкция представляла собой «летающий автомобиль». Его продажи стартовали в 1956 году с суммы в $8995. Компании удалось реализовать 4195 единиц техники. В последующие годы воздушное судно неоднократно модернизировалось, получая соответствующий буквенный индекс:
В последующем самолеты выпускались уже не так часто (каждый год), как ранее. Но модернизация продолжалась Модель 172М стала оборудоваться транспондером, улучшенным освещением, радио. Следующий самолет с индексом N оборудовался авиамотором Lycoming O-320-H2AD в 160 л. с. Следующий вариант самолета под индексом 172RG Cutlass выпускался в 1980-85 годах и отличалась более сильным мотором в 180 «лошадей», что повысило максимальную скорость до 260 км/ч.
К середине 80-х спрос на самолеты стал резко падать и производство свернули. Однако потребность в легкомоторных воздушных судах никуда не делась и в 1998-м 172-е стали выпускать вновь. Появились особые версии – Cessna FR172J Reims Rocket с мотором в 210 «лошадей» и дизельная модель Turbo Skyhawk JT-A.
Дешевизна, надежность и простота конструкции самолета обусловили его использование различного рода аферистами. Первыми к Cessna еще в 60-х присмотрелись контрабандисты, перевозившие наркотики через американо-мексиканскую границу. Позже легкомоторные самолеты стали покупать для незаконной деятельности в труднодоступных местах бассейна Амазонки. Преступники рубили ценные породы дерева, вылавливали редких животных, добывали полезные ископаемые. С незаконной деятельностью правительство Бразилии расправилось лишь в 2011 году. Операция затруднялась тем, что низколетящую «Сессну» боевому самолету было очень сложно перехватить.
Но самую яркую рекламу «сто семьдесят второму» дал паренек из Германии – Матиас Руст, посадивший в 1987 году арендованную им Cessna 172В на Москворецком мосту. Инцидент дал возможность Горбачеву отправить в отставку свои военных оппонентов, не разделявших взглядов Генсека относительно перестройки. О том, был ли этот полет спланирован спецслужбами или нет, споры ведутся и сегодня. А самолет вернули владельцу, который продал его на аукционе в Японию. Позже немцы выкупили «Сессну» и выставили на всеобщее обозрение в одном из музеев Берлина.
Совершенствование Cessna 172 продолжается и в 2010 году появилась электрическая версия воздушного судна – Electric-powered. Энергии аккумуляторов хватает на пару часов полета, а их замена занимает 15 мин. В России популярностью пользуется обычная бензиновая «Сессна»: например, модель 172S, произведенную в 2005 году и налетавшую 800 ч стоит $230 тыс. (за новый просят $420 тыс.). А что можно сказать о конкурентах легкомоторной «легенды»?
Российский самолет, выпускаемый с 1998 года самарским предприятием «Гидроплан». Фюзеляж воздушного судна сделан из стеклопластика, устойчивого к воздействию внешней среды. В задней части имеется грузовой отсек, в которой, например, можно установить бак в 180 л для опыления химпрепаратами сельскохозяйственных культур. В этом случае за 1 ч самолет способен обработать до 250 га посевов (ширина захвата 22-30 м).
На самолет устанавливается пара авиадвигателей Rotax-582 (64 л. с.) или 912. Также возможна поставка с одним мотором от того же производителя с индексом 9125 или с двумя 2xJabiru-2200 мощностью по 85 л. с. Технические характеристики модифицированного варианта «Цикада 4»:
Используемое горючее – бензин АИ-95. Для взлета годится любая более-менее ровная грунтовая полоса протяженностью 80 м (для разбега «Сессна 172» нужно 290 м). В пассажирском варианте самолет может взять на борт трех человек общим весом до 326 кг с багажом массой до 50 кг. Для удобства посадки/высадки фюзеляж оснащается четырьмя дверями.
Помимо выполнения химработ и перевозки пассажиров, самолет используют при патрулировании нефте- и газопроводов, линий электропередач, для обучения пилотированию, обеспечения связи, в ходе аварийно-спасательных работ. «Цикада» может доставлять грузы в отдаленные районы, где отсутствуют дороги, вывозить больных. При использовании самолета для обучения в кабине монтируется дублирующее управление. По желанию заказчика, «Цикада» может комплектоваться тепловизором и съемочной аппаратурой для, например, осуществления экологического мониторинга.
Эффективность использования самолета объясняется его доступной ценой и невысокой стоимостью обслуживания. Чтобы «Цикада» всегда была в «боевой» готовности, достаточно потратить на нее пару часов в неделю для проведения текущего ТО. При этом расход топлива за 1 ч полета оценивается примерно в 1000 руб. Что касается стоимости самого самолета, за модификацию четырехместного М3 с двигателями Jabiru 2200 и налетом 260 часов сегодня просят 5 млн. 800 тыс. руб.
Сравнивать два вышеописанных самолета – дело неблагодарное. С одной стороны – легендарная «Сессна», выпускаемая с 40-х годов, с другой – «Цикада», история которой куда скромнее. У каждого воздушного судна – своя рыночная ниша. Однако стоит заметить, что российский самолет по цене, эксплуатационным расходам гораздо привлекательнее Cessna 172: не исключено, что и по остальным параметрам в будущем станет его конкурентом.
История и модификации Cessna 172
Разработка проекта легкого одномоторного самолета началось в 50-е годы минувшего века. В основе конструкции была Cessna 170, введенная в эксплуатацию еще в 1948 году. Обновленная 172-я модель поднялась в небо в 1955-м. Это был высокоплан с одним двигателем Continental O-300, развивавшим 145 «лошадей» и оборудованный шасси с тремя опорами.
Как считали сами проектировщики, конструкция представляла собой «летающий автомобиль». Его продажи стартовали в 1956 году с суммы в $8995. Компании удалось реализовать 4195 единиц техники. В последующие годы воздушное судно неоднократно модернизировалось, получая соответствующий буквенный индекс:
- ✅ 1961 год – самолет с маркировкой 172В получил название «Скайхок», удлиненную мотораму, короткое шасси и больший взлетный вес
- ✅ 1962 – Cessna 172С оснащалась не механическим, а электрическим стартером, появился автопилот, кресла стали регулироваться
- ✅ 1963 – самолет с индексом 172D Powermatic характеризуется обширным остеклением и авиамотором, выдававшим 175 л. с. (но он не «пошел» и поэтому вернулись к прежнему мотору в 145 «лошадей»)
- ✅ 1964 – Cessna 172Е отличается новой приборной панелью и модернизированным электрооборудованием
- ✅ 1965 – модель 172F получила электрические закрылки и стала основой для разработки самолета Т41А Mescalero, использовавшегося в военных целях
- ✅ 1966 – у самолета с индексом G была увеличена проставка между винтом и коленчатым валом
- ✅ 1967 – модель Н отличалась улучшенной звукоизоляцией и меньшим расходом топлива благодаря укороченной базе шасси
- ✅ 1968 – произвели сразу пару версий: I и J с мотором в 150 л. с.
- ✅ 1969 – Cessna 172К отличалась большим запасом горючего, которого хватало на 1500 км
В последующем самолеты выпускались уже не так часто (каждый год), как ранее. Но модернизация продолжалась Модель 172М стала оборудоваться транспондером, улучшенным освещением, радио. Следующий самолет с индексом N оборудовался авиамотором Lycoming O-320-H2AD в 160 л. с. Следующий вариант самолета под индексом 172RG Cutlass выпускался в 1980-85 годах и отличалась более сильным мотором в 180 «лошадей», что повысило максимальную скорость до 260 км/ч.
К середине 80-х спрос на самолеты стал резко падать и производство свернули. Однако потребность в легкомоторных воздушных судах никуда не делась и в 1998-м 172-е стали выпускать вновь. Появились особые версии – Cessna FR172J Reims Rocket с мотором в 210 «лошадей» и дизельная модель Turbo Skyhawk JT-A.
«Сессна-172» и правонарушители
Дешевизна, надежность и простота конструкции самолета обусловили его использование различного рода аферистами. Первыми к Cessna еще в 60-х присмотрелись контрабандисты, перевозившие наркотики через американо-мексиканскую границу. Позже легкомоторные самолеты стали покупать для незаконной деятельности в труднодоступных местах бассейна Амазонки. Преступники рубили ценные породы дерева, вылавливали редких животных, добывали полезные ископаемые. С незаконной деятельностью правительство Бразилии расправилось лишь в 2011 году. Операция затруднялась тем, что низколетящую «Сессну» боевому самолету было очень сложно перехватить.
Но самую яркую рекламу «сто семьдесят второму» дал паренек из Германии – Матиас Руст, посадивший в 1987 году арендованную им Cessna 172В на Москворецком мосту. Инцидент дал возможность Горбачеву отправить в отставку свои военных оппонентов, не разделявших взглядов Генсека относительно перестройки. О том, был ли этот полет спланирован спецслужбами или нет, споры ведутся и сегодня. А самолет вернули владельцу, который продал его на аукционе в Японию. Позже немцы выкупили «Сессну» и выставили на всеобщее обозрение в одном из музеев Берлина.
«Подвиг» Руста вдохновил и других правонарушителей. В 1994 году пилот пытался посадить Cessna 172 на лужайку у Белого Дома, но врезался в дерево. В 2002 году явный психопат (как им «права» только выдают?), вдохновленный терактами 11 сентября, направил самолет в здание американского банка. Пилот погиб, несколько помещений выгорело, других пострадавших нет. В 2015-м российский журналист с товарищем попытались проверить «на прочность» систему ПВО в Калининграде. Однако самолет сразу же был перехвачен военным Ми-24.
Совершенствование Cessna 172 продолжается и в 2010 году появилась электрическая версия воздушного судна – Electric-powered. Энергии аккумуляторов хватает на пару часов полета, а их замена занимает 15 мин. В России популярностью пользуется обычная бензиновая «Сессна»: например, модель 172S, произведенную в 2005 году и налетавшую 800 ч стоит $230 тыс. (за новый просят $420 тыс.). А что можно сказать о конкурентах легкомоторной «легенды»?
«Цикада»
Российский самолет, выпускаемый с 1998 года самарским предприятием «Гидроплан». Фюзеляж воздушного судна сделан из стеклопластика, устойчивого к воздействию внешней среды. В задней части имеется грузовой отсек, в которой, например, можно установить бак в 180 л для опыления химпрепаратами сельскохозяйственных культур. В этом случае за 1 ч самолет способен обработать до 250 га посевов (ширина захвата 22-30 м).
На самолет устанавливается пара авиадвигателей Rotax-582 (64 л. с.) или 912. Также возможна поставка с одним мотором от того же производителя с индексом 9125 или с двумя 2xJabiru-2200 мощностью по 85 л. с. Технические характеристики модифицированного варианта «Цикада 4»:
- ✅ длина 7,4 м
- ✅ высота 2,9 м
- ✅ размах крыла 11,3 м
- ✅ вес 505 кг (взлетная масса 950 кг)
- ✅ скорость – до 190 км/ч
- ✅ дальность – 650 км
Используемое горючее – бензин АИ-95. Для взлета годится любая более-менее ровная грунтовая полоса протяженностью 80 м (для разбега «Сессна 172» нужно 290 м). В пассажирском варианте самолет может взять на борт трех человек общим весом до 326 кг с багажом массой до 50 кг. Для удобства посадки/высадки фюзеляж оснащается четырьмя дверями.
Где применяют «Цикада»
Помимо выполнения химработ и перевозки пассажиров, самолет используют при патрулировании нефте- и газопроводов, линий электропередач, для обучения пилотированию, обеспечения связи, в ходе аварийно-спасательных работ. «Цикада» может доставлять грузы в отдаленные районы, где отсутствуют дороги, вывозить больных. При использовании самолета для обучения в кабине монтируется дублирующее управление. По желанию заказчика, «Цикада» может комплектоваться тепловизором и съемочной аппаратурой для, например, осуществления экологического мониторинга.
Эффективность использования самолета объясняется его доступной ценой и невысокой стоимостью обслуживания. Чтобы «Цикада» всегда была в «боевой» готовности, достаточно потратить на нее пару часов в неделю для проведения текущего ТО. При этом расход топлива за 1 ч полета оценивается примерно в 1000 руб. Что касается стоимости самого самолета, за модификацию четырехместного М3 с двигателями Jabiru 2200 и налетом 260 часов сегодня просят 5 млн. 800 тыс. руб.
Заключение
Сравнивать два вышеописанных самолета – дело неблагодарное. С одной стороны – легендарная «Сессна», выпускаемая с 40-х годов, с другой – «Цикада», история которой куда скромнее. У каждого воздушного судна – своя рыночная ниша. Однако стоит заметить, что российский самолет по цене, эксплуатационным расходам гораздо привлекательнее Cessna 172: не исключено, что и по остальным параметрам в будущем станет его конкурентом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....