Когда откроют метро в Красноярске и сколько оно будет стоить
Все чаще стали говорить о скором открытии метро в Красноярске. Такое в истории сибирского города было как минимум трижды. О строительстве метро в Красноярске говорилось еще 60-е годы прошлого века. Изучали, считали и проектировали, но каждый раз находились причины, почему нужно отложить или заморозить проект.
Очередная попытка построить второй сибирский метрополитен выглядит очень перспективной и реализуемой, но, как часто бывает, все может оборваться в любой момент.
В середине 60-х годов население Красноярска превысило 550 тыс. человек. Это заставило городские власти задуматься о развитии городской инфраструктуры. Наземные виды транспорта уже не справлялись с возросшим потоком пассажиров. Недоступность личных авто также была важным фактором в принятии решения о начале изысканий о методах и оптимальных путях строительства будущего метрополитена. Однако окончательное решение было принято только в 80-е годы.
Последующие экономические проблемы и распад СССР не позволили городским властям приступить к строительству первой линии, но проблема то никуда не ушла. Жителям города все также нужно было каждый день ездить на работу и по делам. В разы возросло и количество личного транспорта, что создало новую вечную проблему – пробки на дорогах.
В 1993 году снова в Красноярске заговорили о метро. Строительство было начато в 95-м. Но сам процесс двигался с переменным успехом. Недостаток финансирования, проблемы с землей, бесконечные пересмотры концепции, нехватка кадров и оборудования – все это постоянно отодвигало сроки сдачи в эксплуатацию первой линии метро.
Здесь стоит отметить, что ни у города, ни у региона нет, и никогда не было денег на строительство метро. С самого начала проекта предполагалось финансирование из союзного, а позже – федерального бюджета. И чем дольше тянули, тем проект становился дороже. Инфляция, знаете ли, да и земля в центре города дорожает. К 2008 году по разным оценкам на проект выделили свыше 4,8 млрд. рублей. За годы строительства было пройдено более 3,5 тыс. метров под землей, заложены станции «Высотная», «Вокзальная» и «Площадь Революции».
Однако из-за финансового кризиса 2008 года и из-за сомнений в эффективности красноярского метро, проект был заморожен. Построенную инфраструктуру законсервировали, а «Управление по строительству Красноярского метрополитена» ликвидировали.
Прошло несколько лет и власти снова вернулись к обсуждению этого проекта. Население города превысило 1 млн. человек и заработала негласное правило о том, что при таком количестве жителей метро просто необходимо. В 2013 году начали рисовать проекты и планы, разбираться с землей. Параллельно шла подготовка к «Зимней Универсиаде 2019» и даже были предположения, что открытие линии приурочат к этому событию, но увы, губернатор приостановил проект до 2020 года. Про метро в Красноярске говорил даже Путин.
В 2019 году новый губернатор обозначил срок реализации проекта – 2023 год. Работы действительно начались, но они носили лишь локальный характер, ни о какой ударной стройке речи не шло. И вот, уже в 2023 году срок сдачи проекта отодвинули на 2026 год. Строительство первой линии Красноярского метрополитена продолжается уже 30 лет.
Сеть должна связать разные окраины города. В данный момент работы ведутся на «Первой линии», она должна пройти от станции «Высотная» и через центр города выйти к станции «Ястынская улица». Общая длина составит 15,1 км. Важно сказать, что не вся ветка будет подземной, на отдельных участках пути будут проходить по земле.
«Вторую линию» могут пустить с севера на юг, свяжут «Солнечный» район, центр города и правый берег Красноярска. Для запуска этой ветки потребуется сооружение моста через Енисей или подземный тоннель под рекой. Также существует концепт и «Третьей линии», которая пройдет из ближайшего пригорода в районе села Дрокино, и через центр выйдет на правый берег Енисея.
На просторах интернета можно найти много «перспективных схем» красноярского метро. Некоторые даже рисуют кольцевые линии, интеграционные пересадочные узлы с ж/д транспортом. Но факт остается фактом. Пока не будет построена и запущена «Первая линия», все планы и перспективы – лишь фантазии авторов схем и городских властей.
Здесь мы подходим к самому главному вопросу. Какой подвижной состав будет в красноярском метрополитене? Судя по всему, по подземке будут курсировать трамваи. По оценкам специалистов, для нормальной работы линии необходимо минимум 40 единиц подвижного состава. Скорее всего, городские власти закупят трамвай 71-934 «Лев», который производят в Твери и в Санкт-Петербурге. Для полной заполняемости парка подвижного состава требуется около 6,8 млрд рублей. Закупки будет проходить в несколько этапов.
Трамвай 71-934 «Лев» имеет трехсекционную основу, то есть состоит из трёх вагонов. Он может развивать скорость до 75 км/ч. Его длина составляет 34,7 метра (этот трамвай называют самым длинным российским трамваем). Пассажировместимость оценивается в 265 – 382 человека. Вагоны оснащены видеонаблюдением, климат-контролем, системой Wi-Fi, медиапанелями и разъёмами для подзарядки смартфонов. Новый трамвай только недавно начал поступать на улицы городов. Сегодня его используют в Перми. Интересно, что его также хотели задействовать в работе планируемой линии скоростного трамвая или наземного городского метро.
Метротрам – это неплохо. Конечно, вместимость трамвая ниже, чем у классического состава метро, но для Красноярска это будет оптимальным вариантом. Метротарм функционирует в Волгограде, в Кривом Роге (Украина) и даже в Европе и США. Особенно выделяются городские системы «легкого метро» Германии и Бельгии, где они нередко являются основой городского транспорта. В США метротрамы работают в Бостоне, Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско. Это нормальная практика для городов с относительно небольшим бюджетом или если городские власти хотят сэкономить. Трамваи проще обслуживать и содержать. Их можно использовать и без подземной инфраструктуры, выпускать на городские улицы в случае необходимости.
89 млрд рублей – именно такую цифру называли городские власти. В 2022 году они подписали два контракта с АО «Моспроект – 3». Первый контракт включает подготовительные работы и оценивается в 2,7 млрд рублей. «Основной контракт», то есть строительство и ввод в эксплуатацию линии стоит 87,4 млрд рублей.
При первоначальном проектировании просили 65 млрд рублей, что выглядело очень адекватным. Но позже эта сумма выросла в разы. В 2021 году губернатор запросил 191 млрд, после чего федеральные власти попросили пересмотреть проект и скорректировать стоимость.
Кажется, что в истории еще недостроенного красноярского метро было все. Тут вам и перспективные проекты, и красивые картинки, и коррупционные скандалы, и постоянные переносы сроков сдачи проекта. Но худо-бедно дело идёт, метротрам все-таки строят. Если так пойдет и дальше, то возможно, что уже в 2026 году красноярцы и гости этого города смогут использовать этот вид транспорта повседневно.
Очередная попытка построить второй сибирский метрополитен выглядит очень перспективной и реализуемой, но, как часто бывает, все может оборваться в любой момент.
Красноярский долгострой
В середине 60-х годов население Красноярска превысило 550 тыс. человек. Это заставило городские власти задуматься о развитии городской инфраструктуры. Наземные виды транспорта уже не справлялись с возросшим потоком пассажиров. Недоступность личных авто также была важным фактором в принятии решения о начале изысканий о методах и оптимальных путях строительства будущего метрополитена. Однако окончательное решение было принято только в 80-е годы.
Последующие экономические проблемы и распад СССР не позволили городским властям приступить к строительству первой линии, но проблема то никуда не ушла. Жителям города все также нужно было каждый день ездить на работу и по делам. В разы возросло и количество личного транспорта, что создало новую вечную проблему – пробки на дорогах.
В 1993 году снова в Красноярске заговорили о метро. Строительство было начато в 95-м. Но сам процесс двигался с переменным успехом. Недостаток финансирования, проблемы с землей, бесконечные пересмотры концепции, нехватка кадров и оборудования – все это постоянно отодвигало сроки сдачи в эксплуатацию первой линии метро.
Одна из наземных станций московского метрополитена. Фото: YouTube.com
Здесь стоит отметить, что ни у города, ни у региона нет, и никогда не было денег на строительство метро. С самого начала проекта предполагалось финансирование из союзного, а позже – федерального бюджета. И чем дольше тянули, тем проект становился дороже. Инфляция, знаете ли, да и земля в центре города дорожает. К 2008 году по разным оценкам на проект выделили свыше 4,8 млрд. рублей. За годы строительства было пройдено более 3,5 тыс. метров под землей, заложены станции «Высотная», «Вокзальная» и «Площадь Революции».
Однако из-за финансового кризиса 2008 года и из-за сомнений в эффективности красноярского метро, проект был заморожен. Построенную инфраструктуру законсервировали, а «Управление по строительству Красноярского метрополитена» ликвидировали.
Тоннель красноярского метро. Фото: YouTube.com
Прошло несколько лет и власти снова вернулись к обсуждению этого проекта. Население города превысило 1 млн. человек и заработала негласное правило о том, что при таком количестве жителей метро просто необходимо. В 2013 году начали рисовать проекты и планы, разбираться с землей. Параллельно шла подготовка к «Зимней Универсиаде 2019» и даже были предположения, что открытие линии приурочат к этому событию, но увы, губернатор приостановил проект до 2020 года. Про метро в Красноярске говорил даже Путин.
В 2019 году новый губернатор обозначил срок реализации проекта – 2023 год. Работы действительно начались, но они носили лишь локальный характер, ни о какой ударной стройке речи не шло. И вот, уже в 2023 году срок сдачи проекта отодвинули на 2026 год. Строительство первой линии Красноярского метрополитена продолжается уже 30 лет.
Перспективные линии метро Красноярска
Сеть должна связать разные окраины города. В данный момент работы ведутся на «Первой линии», она должна пройти от станции «Высотная» и через центр города выйти к станции «Ястынская улица». Общая длина составит 15,1 км. Важно сказать, что не вся ветка будет подземной, на отдельных участках пути будут проходить по земле.
«Вторую линию» могут пустить с севера на юг, свяжут «Солнечный» район, центр города и правый берег Красноярска. Для запуска этой ветки потребуется сооружение моста через Енисей или подземный тоннель под рекой. Также существует концепт и «Третьей линии», которая пройдет из ближайшего пригорода в районе села Дрокино, и через центр выйдет на правый берег Енисея.
На просторах интернета можно найти много «перспективных схем» красноярского метро. Некоторые даже рисуют кольцевые линии, интеграционные пересадочные узлы с ж/д транспортом. Но факт остается фактом. Пока не будет построена и запущена «Первая линия», все планы и перспективы – лишь фантазии авторов схем и городских властей.
Метро или метротрам?
Здесь мы подходим к самому главному вопросу. Какой подвижной состав будет в красноярском метрополитене? Судя по всему, по подземке будут курсировать трамваи. По оценкам специалистов, для нормальной работы линии необходимо минимум 40 единиц подвижного состава. Скорее всего, городские власти закупят трамвай 71-934 «Лев», который производят в Твери и в Санкт-Петербурге. Для полной заполняемости парка подвижного состава требуется около 6,8 млрд рублей. Закупки будет проходить в несколько этапов.
Трамвай 71-934 «Лев». Фото: YouTube.com
Трамвай 71-934 «Лев» имеет трехсекционную основу, то есть состоит из трёх вагонов. Он может развивать скорость до 75 км/ч. Его длина составляет 34,7 метра (этот трамвай называют самым длинным российским трамваем). Пассажировместимость оценивается в 265 – 382 человека. Вагоны оснащены видеонаблюдением, климат-контролем, системой Wi-Fi, медиапанелями и разъёмами для подзарядки смартфонов. Новый трамвай только недавно начал поступать на улицы городов. Сегодня его используют в Перми. Интересно, что его также хотели задействовать в работе планируемой линии скоростного трамвая или наземного городского метро.
Метротрам – это неплохо. Конечно, вместимость трамвая ниже, чем у классического состава метро, но для Красноярска это будет оптимальным вариантом. Метротарм функционирует в Волгограде, в Кривом Роге (Украина) и даже в Европе и США. Особенно выделяются городские системы «легкого метро» Германии и Бельгии, где они нередко являются основой городского транспорта. В США метротрамы работают в Бостоне, Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско. Это нормальная практика для городов с относительно небольшим бюджетом или если городские власти хотят сэкономить. Трамваи проще обслуживать и содержать. Их можно использовать и без подземной инфраструктуры, выпускать на городские улицы в случае необходимости.
Сколько стоит метротрам Красноярска?
89 млрд рублей – именно такую цифру называли городские власти. В 2022 году они подписали два контракта с АО «Моспроект – 3». Первый контракт включает подготовительные работы и оценивается в 2,7 млрд рублей. «Основной контракт», то есть строительство и ввод в эксплуатацию линии стоит 87,4 млрд рублей.
Строительтсво метро Красноярска. Фото: YouTube.com
При первоначальном проектировании просили 65 млрд рублей, что выглядело очень адекватным. Но позже эта сумма выросла в разы. В 2021 году губернатор запросил 191 млрд, после чего федеральные власти попросили пересмотреть проект и скорректировать стоимость.
Заключение
Кажется, что в истории еще недостроенного красноярского метро было все. Тут вам и перспективные проекты, и красивые картинки, и коррупционные скандалы, и постоянные переносы сроков сдачи проекта. Но худо-бедно дело идёт, метротрам все-таки строят. Если так пойдет и дальше, то возможно, что уже в 2026 году красноярцы и гости этого города смогут использовать этот вид транспорта повседневно.
- Карпов Андрей
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....