
Cessna Citation Latitude: на что способен бизнес-джет за 1,8 млрд рублей?
Cessna Citation Latitude – бизнес-джет всемирно известной американской марки, анонсированный в 2011 году. Машина впервые поднялась в воздух 18 февраля 2014 года, и на протяжении последних 10 лет остается одним из самых популярных самолетов в своем классе. Что же в нем интересного?
В техническом отношении это довольно примечательный самолет. Так, для компании Cessna это в принципе первый суперсредний бизнес-джет в линейке. Для его строительства была использована инновационная конструктивно-силовая схема с крылом, взятым от машины Model 680 Sovereign.
Самолет получил крестообразное хвостовое оперение. Для производства фюзеляжа использовался преимущественно легкий алюминиевый сплав, причем он является единым целым с крылом. Этим удалось добиться не только большей прочности, но и оптимальных летных характеристик машины.
Cessna Citation Latitude в естественной сфере обитания. Фото: youtube.com
Кроме просторного салона самолет получил вместительное багажное отделение, в котором можно перевозить спортивную экипировку, различный багаж, инвентарь, чемоданы, что душе вздумается. В интерьере реализована система частичной рециркуляции воздуха – еще один плюс этой модели.
В воздух эта машина взмывает за счет двух турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW300. Каждый и них формирует тягу в 26,28 кН на взлете и до 5,907 кН при полете на крейсерской скорости на эшелоне 12200 м. Топливо – авиационный керосин типа JP-1, JP-4, JP-5 либо CWP-204.
В распоряжении пилотов самолета Cessna Citation Latitude современная авионика Garmin G5000. На сегодняшний день она считается одним из лучших решений для авиатехники подобного уровня. В числе опций – ассистенты, помогающие управлять машиной в неблагоприятных погодных условиях.
Своими габаритными размерами самолет характеризуется как суперсредний бизнес-джет, но при этом демонстрирует отличную маневренность легкой машины. Длина фюзеляжа равняется 18,97 м, высота – 6,38 м, а ширина вместе с размахом крыльев – 22,05 мм. Вот еще несколько параметров:
✅ вес пустой машины – 8462 кг
✅ предельный взлетный вес – 13971 кг
✅ грузоподъемность – 1154 кг
✅ максимальная скорость – 826 км/ч
✅ крейсерская скорость – 682 км/ч
✅ дальность полета – 5000 км
✅ практический потолок – 13716 м
✅ скороподъемность – 11,75 м/с
Надо ответить, что дальность полета в 5000 км актуальна только в случае, если на борту находятся всего 4 пассажира из 9 возможных. Членов экипажа всего два – пилот и его помощник. Как правило, бортпроводники на таких самолетах не встречаются, но ничего не мешает взять работников на борт.
Высота салона – 1,83 метра, благодаря чему большая часть пассажиров могут передвигаться внутри в полный рост. По крайней мере, по центральному проходу, так как прямо над сиденьями верхняя часть немного сужается. Как и у конкурента в лице Embraer Legacy 450, у Citation Latitude полностью ровный пол без углублений между рядами. Ширина фюзеляжа же одна из самых больших в классе.
Интерьер бизнес-джета выполнен в минималистичном стиле, в котором сделан акцент на светлую отделку, функциональность и практичность. Нет никаких излишеств и декоративных элементов, все детали действительно на своих местах и приносят пусть и минимальную, но пользу для пассажиров.
С комфортом можно разместить только 6 человек, остальным придется ютиться на диване. Фото: youtube.com
К слову, о людях. Самолет Cessna Citation Latitude может взять на борт до 9 человек, если говорить о самой вместительной модификации. Впрочем, при дальних полетах обычно используются только 6 кресел для пассажиров, так как именно столько сидений адаптированы для комфортной посадки.
В передней секции салона расположился двухместный диван, на котором два человека вполне себе могут скоротать время во время непродолжительного перелета. В этой же зоне интерьера нетрудно отыскать подставки. На них можно ставить смартфоны, планшеты, ноутбуки, иную мелкую технику.
Один из возможных вариантов оформления салона. Фото: youtube.com
На материалах отделки производитель не экономил, и это видно. Кожаная обивка, обилие деталей из дорогой натуральной древесины, недешевые ткани. Да, есть пластиковые элементы, однако их не так много, да и материал гораздо качественнее, чем дешевый и чрезмерно «пахучий» его аналог.
На каждом из десяти иллюминаторов в салоне установлено по две шторки. Они обеспечивают два уровня светопроницаемости и позволяют как прикрыть, так и полностью перекрыть доступ света.
Под потолком и в районе основания каждого кресла установлены яркие светодиоды. Включены они не только в темное время сток, но и днем, за счет чего визуально делают интерьер более крупным.
Для взлета самолету нужна взлетная полоса длиной всего 1091 м. Для посадки и того меньше – это 756 м. Благодаря этому модели Cessna Citation Latitude открыто подавляющее большинство малых и средних аэропортов. У машины в том числе имеется сертификат для посадки по крутой глиссаде.
Наиболее частый сценарий использования бизнес-джета – перелеты длительностью от 2 до 3 часов на скорости в среднем 740 км/ч. Большая часть полетов укладываются в диапазон расстояний от 3200 до 3800 км. Для этих значений длительность перелета составит от 5 до 6 часов соответственно.
Статистика показывает, что в первый час после взлета Cessna Citation Latitude расходует порядка 1130 кг топлива, тогда как в последующие часы (уже на эшелоне) потребление снижается до 860 кг.
Бизнес-джет Cessna Citation Latitude получил сертификат FAA 5 июня 2015 года, и уже через полтора месяца после этого начались его поставки первым заказчикам. Уже к концу первого года выпуска в мире эксплуатировалось 15 экземпляров. По состоянию на май 2018 года их число превысило 120.
Один из двух турбовентиляторных двигателей. Фото: youtube.com
Наибольшее число эксплуатантов самолета зарегистрировано на территории США. Из упомянутого выше количества на конец 2018 года 129 бизнес-джетов базировалось именно в Америке. В числе стран, где встречается эта модель, есть Мексика, Китай, Франция, Турция, Филиппины, Швейцария.
В основном самолеты Cessna Citation Latitude эксплуатируются корпорациями среднего размера – не более 200-300 часов налета ежегодно. Однако есть и крупные компании. Например, оператор NetJets на конец 2018 года владела 44 самолетами в США и еще 10 использовала в странах Европы.
Такой самолет можно арендовать в среднем за 4500 USD за час полета. Фото: youtube.com
Некоторые экземпляры используются отнюдь не для обслуживания бизнесменов и обеспеченных господ. Есть, например, машины, переоборудованные под самолеты скорой медицинской помощи.
На момент разработки самолета в 2011 году была заявлена стоимость в размере 14,9 млн долларов США или 1,376 млрд рублей по текущему курсу. Само собой, инфляция никого не щадит, и в конце 2023 года новый экземпляр обошелся бы покупателю не дешевле 19,75 млн долларов США. В наших деньгах это 1,824 млрд рублей по текущему курсу валют. Действительно астрономическая сумма.
Иногда в Сети встречаются редкие объявления о продаже бывших в употреблении экземпляров Cessna Citation Latitude. В среднем за машину 2015 года выпуска просят в районе 14 млн долларов. Это пусть и не сильно, но все же отличается от цены нового самолета – он выпускается до сих пор.
Особенности строения
В техническом отношении это довольно примечательный самолет. Так, для компании Cessna это в принципе первый суперсредний бизнес-джет в линейке. Для его строительства была использована инновационная конструктивно-силовая схема с крылом, взятым от машины Model 680 Sovereign.
Самолет получил крестообразное хвостовое оперение. Для производства фюзеляжа использовался преимущественно легкий алюминиевый сплав, причем он является единым целым с крылом. Этим удалось добиться не только большей прочности, но и оптимальных летных характеристик машины.

Кроме просторного салона самолет получил вместительное багажное отделение, в котором можно перевозить спортивную экипировку, различный багаж, инвентарь, чемоданы, что душе вздумается. В интерьере реализована система частичной рециркуляции воздуха – еще один плюс этой модели.
Двигатели
В воздух эта машина взмывает за счет двух турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW300. Каждый и них формирует тягу в 26,28 кН на взлете и до 5,907 кН при полете на крейсерской скорости на эшелоне 12200 м. Топливо – авиационный керосин типа JP-1, JP-4, JP-5 либо CWP-204.
Кабина
В распоряжении пилотов самолета Cessna Citation Latitude современная авионика Garmin G5000. На сегодняшний день она считается одним из лучших решений для авиатехники подобного уровня. В числе опций – ассистенты, помогающие управлять машиной в неблагоприятных погодных условиях.
Основные параметры
Своими габаритными размерами самолет характеризуется как суперсредний бизнес-джет, но при этом демонстрирует отличную маневренность легкой машины. Длина фюзеляжа равняется 18,97 м, высота – 6,38 м, а ширина вместе с размахом крыльев – 22,05 мм. Вот еще несколько параметров:
✅ вес пустой машины – 8462 кг
✅ предельный взлетный вес – 13971 кг
✅ грузоподъемность – 1154 кг
✅ максимальная скорость – 826 км/ч
✅ крейсерская скорость – 682 км/ч
✅ дальность полета – 5000 км
✅ практический потолок – 13716 м
✅ скороподъемность – 11,75 м/с
Надо ответить, что дальность полета в 5000 км актуальна только в случае, если на борту находятся всего 4 пассажира из 9 возможных. Членов экипажа всего два – пилот и его помощник. Как правило, бортпроводники на таких самолетах не встречаются, но ничего не мешает взять работников на борт.
Оформление интерьера
Высота салона – 1,83 метра, благодаря чему большая часть пассажиров могут передвигаться внутри в полный рост. По крайней мере, по центральному проходу, так как прямо над сиденьями верхняя часть немного сужается. Как и у конкурента в лице Embraer Legacy 450, у Citation Latitude полностью ровный пол без углублений между рядами. Ширина фюзеляжа же одна из самых больших в классе.
Интерьер бизнес-джета выполнен в минималистичном стиле, в котором сделан акцент на светлую отделку, функциональность и практичность. Нет никаких излишеств и декоративных элементов, все детали действительно на своих местах и приносят пусть и минимальную, но пользу для пассажиров.

К слову, о людях. Самолет Cessna Citation Latitude может взять на борт до 9 человек, если говорить о самой вместительной модификации. Впрочем, при дальних полетах обычно используются только 6 кресел для пассажиров, так как именно столько сидений адаптированы для комфортной посадки.
В передней секции салона расположился двухместный диван, на котором два человека вполне себе могут скоротать время во время непродолжительного перелета. В этой же зоне интерьера нетрудно отыскать подставки. На них можно ставить смартфоны, планшеты, ноутбуки, иную мелкую технику.

На материалах отделки производитель не экономил, и это видно. Кожаная обивка, обилие деталей из дорогой натуральной древесины, недешевые ткани. Да, есть пластиковые элементы, однако их не так много, да и материал гораздо качественнее, чем дешевый и чрезмерно «пахучий» его аналог.
На каждом из десяти иллюминаторов в салоне установлено по две шторки. Они обеспечивают два уровня светопроницаемости и позволяют как прикрыть, так и полностью перекрыть доступ света.
Под потолком и в районе основания каждого кресла установлены яркие светодиоды. Включены они не только в темное время сток, но и днем, за счет чего визуально делают интерьер более крупным.
Особенности эксплуатации
Для взлета самолету нужна взлетная полоса длиной всего 1091 м. Для посадки и того меньше – это 756 м. Благодаря этому модели Cessna Citation Latitude открыто подавляющее большинство малых и средних аэропортов. У машины в том числе имеется сертификат для посадки по крутой глиссаде.
Наиболее частый сценарий использования бизнес-джета – перелеты длительностью от 2 до 3 часов на скорости в среднем 740 км/ч. Большая часть полетов укладываются в диапазон расстояний от 3200 до 3800 км. Для этих значений длительность перелета составит от 5 до 6 часов соответственно.
Статистика показывает, что в первый час после взлета Cessna Citation Latitude расходует порядка 1130 кг топлива, тогда как в последующие часы (уже на эшелоне) потребление снижается до 860 кг.
Где и кем эксплуатируется?
Бизнес-джет Cessna Citation Latitude получил сертификат FAA 5 июня 2015 года, и уже через полтора месяца после этого начались его поставки первым заказчикам. Уже к концу первого года выпуска в мире эксплуатировалось 15 экземпляров. По состоянию на май 2018 года их число превысило 120.

Наибольшее число эксплуатантов самолета зарегистрировано на территории США. Из упомянутого выше количества на конец 2018 года 129 бизнес-джетов базировалось именно в Америке. В числе стран, где встречается эта модель, есть Мексика, Китай, Франция, Турция, Филиппины, Швейцария.
В основном самолеты Cessna Citation Latitude эксплуатируются корпорациями среднего размера – не более 200-300 часов налета ежегодно. Однако есть и крупные компании. Например, оператор NetJets на конец 2018 года владела 44 самолетами в США и еще 10 использовала в странах Европы.

Некоторые экземпляры используются отнюдь не для обслуживания бизнесменов и обеспеченных господ. Есть, например, машины, переоборудованные под самолеты скорой медицинской помощи.
Сколько же это стоит?
На момент разработки самолета в 2011 году была заявлена стоимость в размере 14,9 млн долларов США или 1,376 млрд рублей по текущему курсу. Само собой, инфляция никого не щадит, и в конце 2023 года новый экземпляр обошелся бы покупателю не дешевле 19,75 млн долларов США. В наших деньгах это 1,824 млрд рублей по текущему курсу валют. Действительно астрономическая сумма.
Иногда в Сети встречаются редкие объявления о продаже бывших в употреблении экземпляров Cessna Citation Latitude. В среднем за машину 2015 года выпуска просят в районе 14 млн долларов. Это пусть и не сильно, но все же отличается от цены нового самолета – он выпускается до сих пор.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....