Cessna Citation Latitude: на что способен бизнес-джет за 1,8 млрд рублей?
Cessna Citation Latitude – бизнес-джет всемирно известной американской марки, анонсированный в 2011 году. Машина впервые поднялась в воздух 18 февраля 2014 года, и на протяжении последних 10 лет остается одним из самых популярных самолетов в своем классе. Что же в нем интересного?
В техническом отношении это довольно примечательный самолет. Так, для компании Cessna это в принципе первый суперсредний бизнес-джет в линейке. Для его строительства была использована инновационная конструктивно-силовая схема с крылом, взятым от машины Model 680 Sovereign.
Самолет получил крестообразное хвостовое оперение. Для производства фюзеляжа использовался преимущественно легкий алюминиевый сплав, причем он является единым целым с крылом. Этим удалось добиться не только большей прочности, но и оптимальных летных характеристик машины.
Кроме просторного салона самолет получил вместительное багажное отделение, в котором можно перевозить спортивную экипировку, различный багаж, инвентарь, чемоданы, что душе вздумается. В интерьере реализована система частичной рециркуляции воздуха – еще один плюс этой модели.
В воздух эта машина взмывает за счет двух турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW300. Каждый и них формирует тягу в 26,28 кН на взлете и до 5,907 кН при полете на крейсерской скорости на эшелоне 12200 м. Топливо – авиационный керосин типа JP-1, JP-4, JP-5 либо CWP-204.
В распоряжении пилотов самолета Cessna Citation Latitude современная авионика Garmin G5000. На сегодняшний день она считается одним из лучших решений для авиатехники подобного уровня. В числе опций – ассистенты, помогающие управлять машиной в неблагоприятных погодных условиях.
Своими габаритными размерами самолет характеризуется как суперсредний бизнес-джет, но при этом демонстрирует отличную маневренность легкой машины. Длина фюзеляжа равняется 18,97 м, высота – 6,38 м, а ширина вместе с размахом крыльев – 22,05 мм. Вот еще несколько параметров:
✅ вес пустой машины – 8462 кг
✅ предельный взлетный вес – 13971 кг
✅ грузоподъемность – 1154 кг
✅ максимальная скорость – 826 км/ч
✅ крейсерская скорость – 682 км/ч
✅ дальность полета – 5000 км
✅ практический потолок – 13716 м
✅ скороподъемность – 11,75 м/с
Надо ответить, что дальность полета в 5000 км актуальна только в случае, если на борту находятся всего 4 пассажира из 9 возможных. Членов экипажа всего два – пилот и его помощник. Как правило, бортпроводники на таких самолетах не встречаются, но ничего не мешает взять работников на борт.
Высота салона – 1,83 метра, благодаря чему большая часть пассажиров могут передвигаться внутри в полный рост. По крайней мере, по центральному проходу, так как прямо над сиденьями верхняя часть немного сужается. Как и у конкурента в лице Embraer Legacy 450, у Citation Latitude полностью ровный пол без углублений между рядами. Ширина фюзеляжа же одна из самых больших в классе.
Интерьер бизнес-джета выполнен в минималистичном стиле, в котором сделан акцент на светлую отделку, функциональность и практичность. Нет никаких излишеств и декоративных элементов, все детали действительно на своих местах и приносят пусть и минимальную, но пользу для пассажиров.
К слову, о людях. Самолет Cessna Citation Latitude может взять на борт до 9 человек, если говорить о самой вместительной модификации. Впрочем, при дальних полетах обычно используются только 6 кресел для пассажиров, так как именно столько сидений адаптированы для комфортной посадки.
В передней секции салона расположился двухместный диван, на котором два человека вполне себе могут скоротать время во время непродолжительного перелета. В этой же зоне интерьера нетрудно отыскать подставки. На них можно ставить смартфоны, планшеты, ноутбуки, иную мелкую технику.
На материалах отделки производитель не экономил, и это видно. Кожаная обивка, обилие деталей из дорогой натуральной древесины, недешевые ткани. Да, есть пластиковые элементы, однако их не так много, да и материал гораздо качественнее, чем дешевый и чрезмерно «пахучий» его аналог.
На каждом из десяти иллюминаторов в салоне установлено по две шторки. Они обеспечивают два уровня светопроницаемости и позволяют как прикрыть, так и полностью перекрыть доступ света.
Под потолком и в районе основания каждого кресла установлены яркие светодиоды. Включены они не только в темное время сток, но и днем, за счет чего визуально делают интерьер более крупным.
Для взлета самолету нужна взлетная полоса длиной всего 1091 м. Для посадки и того меньше – это 756 м. Благодаря этому модели Cessna Citation Latitude открыто подавляющее большинство малых и средних аэропортов. У машины в том числе имеется сертификат для посадки по крутой глиссаде.
Наиболее частый сценарий использования бизнес-джета – перелеты длительностью от 2 до 3 часов на скорости в среднем 740 км/ч. Большая часть полетов укладываются в диапазон расстояний от 3200 до 3800 км. Для этих значений длительность перелета составит от 5 до 6 часов соответственно.
Статистика показывает, что в первый час после взлета Cessna Citation Latitude расходует порядка 1130 кг топлива, тогда как в последующие часы (уже на эшелоне) потребление снижается до 860 кг.
Бизнес-джет Cessna Citation Latitude получил сертификат FAA 5 июня 2015 года, и уже через полтора месяца после этого начались его поставки первым заказчикам. Уже к концу первого года выпуска в мире эксплуатировалось 15 экземпляров. По состоянию на май 2018 года их число превысило 120.
Наибольшее число эксплуатантов самолета зарегистрировано на территории США. Из упомянутого выше количества на конец 2018 года 129 бизнес-джетов базировалось именно в Америке. В числе стран, где встречается эта модель, есть Мексика, Китай, Франция, Турция, Филиппины, Швейцария.
В основном самолеты Cessna Citation Latitude эксплуатируются корпорациями среднего размера – не более 200-300 часов налета ежегодно. Однако есть и крупные компании. Например, оператор NetJets на конец 2018 года владела 44 самолетами в США и еще 10 использовала в странах Европы.
Некоторые экземпляры используются отнюдь не для обслуживания бизнесменов и обеспеченных господ. Есть, например, машины, переоборудованные под самолеты скорой медицинской помощи.
На момент разработки самолета в 2011 году была заявлена стоимость в размере 14,9 млн долларов США или 1,376 млрд рублей по текущему курсу. Само собой, инфляция никого не щадит, и в конце 2023 года новый экземпляр обошелся бы покупателю не дешевле 19,75 млн долларов США. В наших деньгах это 1,824 млрд рублей по текущему курсу валют. Действительно астрономическая сумма.
Иногда в Сети встречаются редкие объявления о продаже бывших в употреблении экземпляров Cessna Citation Latitude. В среднем за машину 2015 года выпуска просят в районе 14 млн долларов. Это пусть и не сильно, но все же отличается от цены нового самолета – он выпускается до сих пор.
Особенности строения
В техническом отношении это довольно примечательный самолет. Так, для компании Cessna это в принципе первый суперсредний бизнес-джет в линейке. Для его строительства была использована инновационная конструктивно-силовая схема с крылом, взятым от машины Model 680 Sovereign.
Самолет получил крестообразное хвостовое оперение. Для производства фюзеляжа использовался преимущественно легкий алюминиевый сплав, причем он является единым целым с крылом. Этим удалось добиться не только большей прочности, но и оптимальных летных характеристик машины.
Cessna Citation Latitude в естественной сфере обитания. Фото: youtube.com
Кроме просторного салона самолет получил вместительное багажное отделение, в котором можно перевозить спортивную экипировку, различный багаж, инвентарь, чемоданы, что душе вздумается. В интерьере реализована система частичной рециркуляции воздуха – еще один плюс этой модели.
Двигатели
В воздух эта машина взмывает за счет двух турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW300. Каждый и них формирует тягу в 26,28 кН на взлете и до 5,907 кН при полете на крейсерской скорости на эшелоне 12200 м. Топливо – авиационный керосин типа JP-1, JP-4, JP-5 либо CWP-204.
Кабина
В распоряжении пилотов самолета Cessna Citation Latitude современная авионика Garmin G5000. На сегодняшний день она считается одним из лучших решений для авиатехники подобного уровня. В числе опций – ассистенты, помогающие управлять машиной в неблагоприятных погодных условиях.
Основные параметры
Своими габаритными размерами самолет характеризуется как суперсредний бизнес-джет, но при этом демонстрирует отличную маневренность легкой машины. Длина фюзеляжа равняется 18,97 м, высота – 6,38 м, а ширина вместе с размахом крыльев – 22,05 мм. Вот еще несколько параметров:
✅ вес пустой машины – 8462 кг
✅ предельный взлетный вес – 13971 кг
✅ грузоподъемность – 1154 кг
✅ максимальная скорость – 826 км/ч
✅ крейсерская скорость – 682 км/ч
✅ дальность полета – 5000 км
✅ практический потолок – 13716 м
✅ скороподъемность – 11,75 м/с
Надо ответить, что дальность полета в 5000 км актуальна только в случае, если на борту находятся всего 4 пассажира из 9 возможных. Членов экипажа всего два – пилот и его помощник. Как правило, бортпроводники на таких самолетах не встречаются, но ничего не мешает взять работников на борт.
Оформление интерьера
Высота салона – 1,83 метра, благодаря чему большая часть пассажиров могут передвигаться внутри в полный рост. По крайней мере, по центральному проходу, так как прямо над сиденьями верхняя часть немного сужается. Как и у конкурента в лице Embraer Legacy 450, у Citation Latitude полностью ровный пол без углублений между рядами. Ширина фюзеляжа же одна из самых больших в классе.
Интерьер бизнес-джета выполнен в минималистичном стиле, в котором сделан акцент на светлую отделку, функциональность и практичность. Нет никаких излишеств и декоративных элементов, все детали действительно на своих местах и приносят пусть и минимальную, но пользу для пассажиров.
С комфортом можно разместить только 6 человек, остальным придется ютиться на диване. Фото: youtube.com
К слову, о людях. Самолет Cessna Citation Latitude может взять на борт до 9 человек, если говорить о самой вместительной модификации. Впрочем, при дальних полетах обычно используются только 6 кресел для пассажиров, так как именно столько сидений адаптированы для комфортной посадки.
В передней секции салона расположился двухместный диван, на котором два человека вполне себе могут скоротать время во время непродолжительного перелета. В этой же зоне интерьера нетрудно отыскать подставки. На них можно ставить смартфоны, планшеты, ноутбуки, иную мелкую технику.
Один из возможных вариантов оформления салона. Фото: youtube.com
На материалах отделки производитель не экономил, и это видно. Кожаная обивка, обилие деталей из дорогой натуральной древесины, недешевые ткани. Да, есть пластиковые элементы, однако их не так много, да и материал гораздо качественнее, чем дешевый и чрезмерно «пахучий» его аналог.
На каждом из десяти иллюминаторов в салоне установлено по две шторки. Они обеспечивают два уровня светопроницаемости и позволяют как прикрыть, так и полностью перекрыть доступ света.
Под потолком и в районе основания каждого кресла установлены яркие светодиоды. Включены они не только в темное время сток, но и днем, за счет чего визуально делают интерьер более крупным.
Особенности эксплуатации
Для взлета самолету нужна взлетная полоса длиной всего 1091 м. Для посадки и того меньше – это 756 м. Благодаря этому модели Cessna Citation Latitude открыто подавляющее большинство малых и средних аэропортов. У машины в том числе имеется сертификат для посадки по крутой глиссаде.
Наиболее частый сценарий использования бизнес-джета – перелеты длительностью от 2 до 3 часов на скорости в среднем 740 км/ч. Большая часть полетов укладываются в диапазон расстояний от 3200 до 3800 км. Для этих значений длительность перелета составит от 5 до 6 часов соответственно.
Статистика показывает, что в первый час после взлета Cessna Citation Latitude расходует порядка 1130 кг топлива, тогда как в последующие часы (уже на эшелоне) потребление снижается до 860 кг.
Где и кем эксплуатируется?
Бизнес-джет Cessna Citation Latitude получил сертификат FAA 5 июня 2015 года, и уже через полтора месяца после этого начались его поставки первым заказчикам. Уже к концу первого года выпуска в мире эксплуатировалось 15 экземпляров. По состоянию на май 2018 года их число превысило 120.
Один из двух турбовентиляторных двигателей. Фото: youtube.com
Наибольшее число эксплуатантов самолета зарегистрировано на территории США. Из упомянутого выше количества на конец 2018 года 129 бизнес-джетов базировалось именно в Америке. В числе стран, где встречается эта модель, есть Мексика, Китай, Франция, Турция, Филиппины, Швейцария.
В основном самолеты Cessna Citation Latitude эксплуатируются корпорациями среднего размера – не более 200-300 часов налета ежегодно. Однако есть и крупные компании. Например, оператор NetJets на конец 2018 года владела 44 самолетами в США и еще 10 использовала в странах Европы.
Такой самолет можно арендовать в среднем за 4500 USD за час полета. Фото: youtube.com
Некоторые экземпляры используются отнюдь не для обслуживания бизнесменов и обеспеченных господ. Есть, например, машины, переоборудованные под самолеты скорой медицинской помощи.
Сколько же это стоит?
На момент разработки самолета в 2011 году была заявлена стоимость в размере 14,9 млн долларов США или 1,376 млрд рублей по текущему курсу. Само собой, инфляция никого не щадит, и в конце 2023 года новый экземпляр обошелся бы покупателю не дешевле 19,75 млн долларов США. В наших деньгах это 1,824 млрд рублей по текущему курсу валют. Действительно астрономическая сумма.
Иногда в Сети встречаются редкие объявления о продаже бывших в употреблении экземпляров Cessna Citation Latitude. В среднем за машину 2015 года выпуска просят в районе 14 млн долларов. Это пусть и не сильно, но все же отличается от цены нового самолета – он выпускается до сих пор.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...