
Первый в мире мотоцикл с автоматическим сцеплением – Jawa 350/360 Automatic
К началу 60-х чехословацкий производитель мотоциклов Jawa переживал небывалый подъем. Его продукция поставлялась более чем в сотню стран, а самым основным клиентом стал огромный рынок Советского Союза. Тогда же производились обширные серии различных классических моделей и туристических (либо спортивных) версий с объемами двигателей 250/350 куб. см.
Производные варианты для гонок становились неоднократными победителями в шестидневных соревнованиях Песчаных трасс Валкенсваард. Но на таком пике славы предприятие неожиданно получило «удар под дых». Им стало решение, принятое на самом высоком уровне, о сворачивании производства двигателей в Прага-Нусли. В правительстве решили передать эту функцию в Страконице. А сам завод с 1963 года отправлен под юрисдикцию CKD Semiconductors.
Хорошо смотрится даже сегодня – Jawa 350/360 Automatic. Фото: youtube.com
Решение мотивировалось якобы мировой тенденцией падения общего спроса на мотоциклетную технику. Это выглядело более чем странным на фоне наращивания оборотов целым отрядом японских производителей. А в ЧССР постепенно сокращались инвестиции в отрасль, что в дальней перспективе стало одной из причин ее почти полного упадка. Несмотря на все не очень приятные моменты, чехословацкие специалисты продолжали не только выпуск популярных моделей, но и предложение не менее успешных новинок.
Однако начавшиеся поставки в СССР создавали временно благоприятные условия для появления оригинальных конструкций. С начала 60-х создали сразу несколько спортивных модификаций с 350-кубовым мотором и улучшенными характеристиками. Такой же двигатель получил и еще один мотоцикл, на который мы обратим внимание в этом материале.
Ноу-хау оказалось очень продвинутым, позже подобную схему применили и на экспортных мотоциклах для американского рынка (т. н. калифорнийских моделях Jawa). Более того, такое решение получило и международное признание, после приобретения лицензии на этот тип сцепления японской компанией Honda.
Хром на многих деталях Jawa 350/360 Automatic. Фото: youtube.com
Еще одной доморощенной попыткой применения новомодных решений стал вариант Oilmaster с раздельной смазкой. При этой схеме в топливный бак заливался чистый бензин, а масло из небольшого бачка перекачивалось насосом с приводом от коленчатого вала. Другая попытка – модификация с фиксированной фарой и иными доработками.
Но массовые поставки в СССР, сопряженные с требованием некоего консерватизма в конструкции, привели к четкому повороту вектора в сторону классических компоновок. Тому, что стало одновременно и залогом неизменного успеха на советском рынке, и билетом в никуда (после его исчезновения).
Серийное производство новинки, стартовавшее в 1964 году, продлилось до середины следующего десятилетия. Jawa 350/360 предназначался для перевозки одного либо двух человек, он отличался от своего предшественника 350 354/06 несколькими элементами конструкции:
✅ измененными разъемами
✅ ступицами колес с тормозными колодками
✅ новой телескопической вилкой
Кроме того, мотоцикл получил обновленный руль спортивного типа – с придающей жесткости перекладиной. Несмотря на казавшуюся перспективность и новизну множества технических решений, эта модель так и не вышла в широкое серийное производство. Не получила она и экспортной истории, так и оставшись мотоциклом для нужд внутреннего чехословацкого рынка. Вот некоторые из его технических параметров:
✅ длина – 1980 мм
✅ ширина – 650 мм
✅ высота – 1025 мм
✅ снаряженная масса – 139 (с полным запасом топлива – 150) кг
При этом полезная нагрузка на мотоцикл ограничивалась 160 кг, а распределение между осями выразилось в следующих цифрах: 105 кг (передняя) и 205 кг (задняя). В общем, ничего сверхъестественного, все в средних для модельного ряда бренда пределах. То же самое можно сказать и о характеристиках силового агрегата мотоцикла:
✅ 2-цилиндровый, двухтактный с обратной промывкой
✅ искровое зажигание и воздушное охлаждение
✅ рабочий объем – 344 куб. см
✅ максимальная мощность – 18 л. с при 5250 об/мин
Каждый из двух цилиндров получил диаметр в 58 мм, а ход – в 65 мм. Степень сжатия составила 1:8. Максимальная скорость достигала очень приличных 120 км/ч, уклон – до 40%. На мотоциклы устанавливались карбюраторы местного производства модели Jikov 2926 SBD 17b. Вот другие характеристики техники:
✅ расход топлива – 3,5 л / 100 км
✅ запас хода – ок. 340 км
✅ объем топливного бака – 13,5 л
Байк получил 5-дисковое сцепление в маслозаливе. Для управления им служил рычаг на левой стороне руля. Переключение передач осуществлялось ножным способом. Мотоцикл имел четыре скорости. Размер шин составлял: 3,25 х 16 (передние) и 3,5 х 16 (задние).
Понятный спидометр мотоцикла Jawa 350/360. Фото: youtube.com
Вместе со своей 250-кубовой «сестрой» эта модель Jawa принесла целый ряд улучшений конструкции. Кроме уже перечисленных, стоит отметить более эффективную опору заднего колеса. Она состояла из резиновых блоков, основной целью которых являлось гашение ударов, приходящихся на него при серьезных неровностях дороги. Кроме автоматического сцепления на варианте 350 360/02 применены генератор переменного тока и выпрямитель.
Третья модификация предназначалась для военных нужд, но не нашла широкого распространения. Поэтому часто в подразделения поступали серийные мотоциклы красного цвета, получающие окрас «хаки» уже усилиями конечных пользователей.
На базе основной модели создана и экспортная версия 360/04 California. Она очень сильно отличалась внешне от оригинала. Пожалуй, даже сегодня многие с удовольствием стали бы владельцами подобного шедевра. По крайней мере, некоторые из числа советской «молодежи 80-х» очень лестно отзывались о внешнем дизайне калифорнийской версии, сетуя, что в Союзе ее точно не хватало. Кто-то даже прочил ей большую популярность, чем у отечественного ПС.
Двигатель мотоцикла Jawa 350/360 Automatic. Фото: youtube.com
Среди явных плюсов стоит упомянуть спортивную форму с зауженным крылом и оригинальной конфигурацией бака. Также и патрубки топливной системы, выведенные по диагонали вверх. Развить направление производитель попытался и в выпускаемой с 1965 по 1970 годы чисто спортивной версии мотоцикла 350/361.
Jawa 350 Automatic можно было легко отличить с первого взгляда по крышке сцепления двигателя, получившей цилиндрический выступ. Это потребовалось для более габаритной корзины. Также (как видно на фото выше) крышка мотора мотоцикла имела выгравированную соответствующую надпись.
Автоматическое центробежное сцепление позволяло начинать движение аппарата всего лишь при помощи одной ручки газа. А вот переключение передач происходило также, как и в случае использования классического сцепления. Каркас и коромысла сварили из квадратных профилей.
Мягкая сидушка в Jawa Automatic: для города подойдет. Фото: youtube.com
Особенности управления моделью придавали ей специфической спортивной атмосферы. Ее выпуск завершился в 1974 году. Общий тираж оказался невысоким, поэтому мотоцикл сегодня считается явным раритетом. На слетах мотостарины он неизменно привлекает к себе всеобщее внимание.
Производные варианты для гонок становились неоднократными победителями в шестидневных соревнованиях Песчаных трасс Валкенсваард. Но на таком пике славы предприятие неожиданно получило «удар под дых». Им стало решение, принятое на самом высоком уровне, о сворачивании производства двигателей в Прага-Нусли. В правительстве решили передать эту функцию в Страконице. А сам завод с 1963 года отправлен под юрисдикцию CKD Semiconductors.

Решение мотивировалось якобы мировой тенденцией падения общего спроса на мотоциклетную технику. Это выглядело более чем странным на фоне наращивания оборотов целым отрядом японских производителей. А в ЧССР постепенно сокращались инвестиции в отрасль, что в дальней перспективе стало одной из причин ее почти полного упадка. Несмотря на все не очень приятные моменты, чехословацкие специалисты продолжали не только выпуск популярных моделей, но и предложение не менее успешных новинок.
Конструкция, которой заинтересовалась даже Honda
Однако начавшиеся поставки в СССР создавали временно благоприятные условия для появления оригинальных конструкций. С начала 60-х создали сразу несколько спортивных модификаций с 350-кубовым мотором и улучшенными характеристиками. Такой же двигатель получил и еще один мотоцикл, на который мы обратим внимание в этом материале.
1964 год стал временем появления модели Jawa 350 Automatic type 360. Он получил оригинальную конструкцию автоматического сцепления. Параллельно производилась и версия с 250-кубовым мотором.
Ноу-хау оказалось очень продвинутым, позже подобную схему применили и на экспортных мотоциклах для американского рынка (т. н. калифорнийских моделях Jawa). Более того, такое решение получило и международное признание, после приобретения лицензии на этот тип сцепления японской компанией Honda.

Еще одной доморощенной попыткой применения новомодных решений стал вариант Oilmaster с раздельной смазкой. При этой схеме в топливный бак заливался чистый бензин, а масло из небольшого бачка перекачивалось насосом с приводом от коленчатого вала. Другая попытка – модификация с фиксированной фарой и иными доработками.
Но массовые поставки в СССР, сопряженные с требованием некоего консерватизма в конструкции, привели к четкому повороту вектора в сторону классических компоновок. Тому, что стало одновременно и залогом неизменного успеха на советском рынке, и билетом в никуда (после его исчезновения).
Начало производства и техническая составляющая мотоцикла
Серийное производство новинки, стартовавшее в 1964 году, продлилось до середины следующего десятилетия. Jawa 350/360 предназначался для перевозки одного либо двух человек, он отличался от своего предшественника 350 354/06 несколькими элементами конструкции:
✅ измененными разъемами
✅ ступицами колес с тормозными колодками
✅ новой телескопической вилкой
Кроме того, мотоцикл получил обновленный руль спортивного типа – с придающей жесткости перекладиной. Несмотря на казавшуюся перспективность и новизну множества технических решений, эта модель так и не вышла в широкое серийное производство. Не получила она и экспортной истории, так и оставшись мотоциклом для нужд внутреннего чехословацкого рынка. Вот некоторые из его технических параметров:
✅ длина – 1980 мм
✅ ширина – 650 мм
✅ высота – 1025 мм
✅ снаряженная масса – 139 (с полным запасом топлива – 150) кг
При этом полезная нагрузка на мотоцикл ограничивалась 160 кг, а распределение между осями выразилось в следующих цифрах: 105 кг (передняя) и 205 кг (задняя). В общем, ничего сверхъестественного, все в средних для модельного ряда бренда пределах. То же самое можно сказать и о характеристиках силового агрегата мотоцикла:
✅ 2-цилиндровый, двухтактный с обратной промывкой
✅ искровое зажигание и воздушное охлаждение
✅ рабочий объем – 344 куб. см
✅ максимальная мощность – 18 л. с при 5250 об/мин
Каждый из двух цилиндров получил диаметр в 58 мм, а ход – в 65 мм. Степень сжатия составила 1:8. Максимальная скорость достигала очень приличных 120 км/ч, уклон – до 40%. На мотоциклы устанавливались карбюраторы местного производства модели Jikov 2926 SBD 17b. Вот другие характеристики техники:
✅ расход топлива – 3,5 л / 100 км
✅ запас хода – ок. 340 км
✅ объем топливного бака – 13,5 л
Байк получил 5-дисковое сцепление в маслозаливе. Для управления им служил рычаг на левой стороне руля. Переключение передач осуществлялось ножным способом. Мотоцикл имел четыре скорости. Размер шин составлял: 3,25 х 16 (передние) и 3,5 х 16 (задние).

Вместе со своей 250-кубовой «сестрой» эта модель Jawa принесла целый ряд улучшений конструкции. Кроме уже перечисленных, стоит отметить более эффективную опору заднего колеса. Она состояла из резиновых блоков, основной целью которых являлось гашение ударов, приходящихся на него при серьезных неровностях дороги. Кроме автоматического сцепления на варианте 350 360/02 применены генератор переменного тока и выпрямитель.
Модификации и завершение производства
Третья модификация предназначалась для военных нужд, но не нашла широкого распространения. Поэтому часто в подразделения поступали серийные мотоциклы красного цвета, получающие окрас «хаки» уже усилиями конечных пользователей.
На базе основной модели создана и экспортная версия 360/04 California. Она очень сильно отличалась внешне от оригинала. Пожалуй, даже сегодня многие с удовольствием стали бы владельцами подобного шедевра. По крайней мере, некоторые из числа советской «молодежи 80-х» очень лестно отзывались о внешнем дизайне калифорнийской версии, сетуя, что в Союзе ее точно не хватало. Кто-то даже прочил ей большую популярность, чем у отечественного ПС.

Среди явных плюсов стоит упомянуть спортивную форму с зауженным крылом и оригинальной конфигурацией бака. Также и патрубки топливной системы, выведенные по диагонали вверх. Развить направление производитель попытался и в выпускаемой с 1965 по 1970 годы чисто спортивной версии мотоцикла 350/361.
Jawa 350 Automatic можно было легко отличить с первого взгляда по крышке сцепления двигателя, получившей цилиндрический выступ. Это потребовалось для более габаритной корзины. Также (как видно на фото выше) крышка мотора мотоцикла имела выгравированную соответствующую надпись.
Автоматическое центробежное сцепление позволяло начинать движение аппарата всего лишь при помощи одной ручки газа. А вот переключение передач происходило также, как и в случае использования классического сцепления. Каркас и коромысла сварили из квадратных профилей.

Особенности управления моделью придавали ей специфической спортивной атмосферы. Ее выпуск завершился в 1974 году. Общий тираж оказался невысоким, поэтому мотоцикл сегодня считается явным раритетом. На слетах мотостарины он неизменно привлекает к себе всеобщее внимание.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....