Электрокар из бензинового авто – делаем сами или на заводе?
Примерно год назад в российских масс-медиа активно комментировалось решение «Автотора» (Калининград) приступить к переделке бензиновых легковушек в электрокары. Первенцами в этом деле должны были стать БМВ и «Киа», которые завод сам выпускал в 2000-2009-х годах. Позже предполагалось запустить производство кит-наборов для переделки автомобилей любой марки.
Информация о проекте была озвучена представителями предприятия на выставке MIMS Automobility, проходившей в столице. Однако все комментарии носили общий характер и о технических подробностях говорилось мало. Поэтому попытаемся рассмотреть сам процесс переоборудования и возникающие в связи с ним проблемы.
Рядовой автовладелец подобные планы может посчитать утопией и у него на это будут достаточные основания. Испокон веков «переделками» занимались в гаражах, максимум, в специализированных тюнинговых ателье. А тут проект предполагается развивать чуть ли не в масштабах страны.
Однако в реальности машины с бензиновыми моторами уже давно переводят на электрические «рельсы» и купить кит-набор, например, в том же Китае, не составит особого труда. В мире уже существует отлаженный механизм трансформации авто с ДВС в электрокар.
Для каждой конкретной модели предлагается свой кит-набор. Купленное оборудование монтируется в режиме bolt-on: т. е. никакие сварочные работы не подразумеваются. Все устанавливается на штатные места. При этом сложностей с законом тоже не возникает: для этого разработана и успешно применяется система стандартизации и сертификации кит-наборов. Не нужно каждый переделанный экземпляр отдавать на «растерзание» и изучение экспертам, платя им кучу своих «кровных».
Процесс упрощается, если машина-донор переднеприводная. В таком случае можно вытащить ДВС вместе с коробкой, а взамен поставить электродвигатель, который уже оснащен трансмиссией. Кстати, она ничего сложного из себя не представляет. Обычно это дифференциал главной передачи плюс редуктор. Новый мотор монтируется на подушки старого напрямую или посредством переходников. Если требуется его охлаждение – используется штатный радиатор в комплекте с электрическим насосом.
Педаль акселератора переделывается на электронную и через ЭБУ сообщается с другими системами авто. Новые блоки связываются с оборудованием машины по CAN-шине.
Сзади все остается нетронутым, а вот ШРУСы иногда приходится переделывать: укорачивать или наоборот, удлинять. Операция несложная: шарниры обрезают и сваривают вновь через втулки с толстыми стенками. Тормоза остаются гидравлическими, но придется добавить насос для создания разрежения. Подобное изделие применяют на дизельных автомобилях: там оно формирует вакуум во впускном коллекторе. Да и на бензиновых моторах тоже иногда используется, как дополнительное.
Для создания комфорта летом устанавливается кондиционер с питанием от аккумулятора. Такие изделия давно выпускаются серийно и тут проблем не возникает. Иное дело – обогреватель. Его роль могут играть ТЭНы. Это самый недорогой, но и энергорасточительный вариант. Лучший выход из положения – монтаж отдельного отопителя, работающего на жидком топливе. Типа, как на «Запорожце». Только здесь используется т. н. «сухой фен»: это когда нагретый воздух поступает из котла устройства и распределяется по всей системе обогрева.
С батареями в комплекте идет т. н. распределитель напряжения. Это блок, который производится серийно и подходит для самых разных двигателей и аккумуляторов. Модуль позволяет заряжать АКБ от домашней розетки и на специализированных станциях переменным или постоянным током. В блок иногда интегрируют инвертор для получения на выходе напряжения 220 вольт и мощности в 3 кВт. Тогда машина станет своеобразным пауэр-банком, который, например, можно использовать за городом, если отключили электричество в доме.
При создании электромобиля сегодня разрабатывается своя платформа. В ней батареи располагаются в днище кузова. Это снижает центр тяжести, что придает машине дополнительную устойчивость. К тому же не отбирает полезную площадь. И еще: все рассчитано на то, чтобы в случае необходимости батареи можно было быстро заменить.
А если кузов от бензиновой машины? Тогда, увы – приходится размещать элементы аккумулятора там, где есть возможность.
Что-то поместится под капотом, что-то – в багажнике и взамен топливного бака… Неизбежно часть дефицитной площади будет занята – но тут уж ничего не поделаешь.
«Автотор» год назад пообещал, что на выходе электрокар, созданный на базе бензинового авто, обойдется в 950 тыс. руб. Причем, стоимость оснащения составит 650 тыс. руб., где половина приходится на аккумулятор. Понятно, что с учетом инфляции за год цена будет никак не меньше миллиона. Если учесть стоимость машины-донора, получаются совсем «скучные» цифры. При их складывании вряд ли получится что-то сэкономить благодаря относительно дешевой электроэнергии и бесплатной парковке.
Как говорилось выше, основную стоимость переделки составляют батареи. В этом плане «Автотор» договаривается с филиалом «Росатома» – компанией «Ренера». Предполагается, что именно она будет поставлять предприятию в Калининграде аккумуляторы. Кстати, электродвигатели оно выпускает само. Тем не менее, состояние дел на данном этапе сегодня можно охарактеризовать, как «тишина». От «Автотора» никаких новостей по поводу переоборудования легковушек не слышно с весны минувшего года.
Очевидно, все дело в высокой стоимости: выгоднее производить «настоящие» машины «на батарейках». Кому нужен электрокар, переделанный, допустим, из легковушки ценой в 1,5 млн руб., за что еще нужно доплатить миллион? А на выходе получаем «нечто» с уменьшенным багажником, которое невозможно зарегистрировать в ГИБДД. Уж если хочется электромобиль, можно купить готовый, почти за те же деньги. Ну, или б/у.
Существует и «самодельный» вариант. И речь не только о переделке в гараже. Есть небольшие компании, например, Z-ion Controllers, уже давно занимающиеся подобными делами. Не исключено, что работы по переоборудованию, стоимость батарей и оснащения там обойдутся дешевле, чем в «Автоторе». Но опять-таки: камнем преткновения станет оформление машины в ГИБДД. А если вы все-таки решитесь официально зарегистрировать свое авто, будьте уверены, что это обойдется вам в кругленькую сумму и общая стоимость трансформации бензиновой машины в «электричку» взлетит до небес.
Теперь – о гаражных «самодельщиках» (автор относится к ним с большим уважением!). Несомненно – в России всегда были и есть талантливые люди. И обойдется мастеру подобная трансформации гораздо дешевле. А что касается регистрации, можно ездить и так, до первого инспектора, которому захочется заглянуть под капот. Но это редкость, если на машину в ее бензиновом «варианте» имеются все документы. Вас часто останавливали и просили открыть капот? Правда, продать или переоформить переоборудованную машину уже не удастся.
Информация о проекте была озвучена представителями предприятия на выставке MIMS Automobility, проходившей в столице. Однако все комментарии носили общий характер и о технических подробностях говорилось мало. Поэтому попытаемся рассмотреть сам процесс переоборудования и возникающие в связи с ним проблемы.
История и реальность
Рядовой автовладелец подобные планы может посчитать утопией и у него на это будут достаточные основания. Испокон веков «переделками» занимались в гаражах, максимум, в специализированных тюнинговых ателье. А тут проект предполагается развивать чуть ли не в масштабах страны.
Купить набор для переделки авто в электромобиль можно в Казахстане. Фото: YouTube.com
Однако в реальности машины с бензиновыми моторами уже давно переводят на электрические «рельсы» и купить кит-набор, например, в том же Китае, не составит особого труда. В мире уже существует отлаженный механизм трансформации авто с ДВС в электрокар.
В КНР набор с электродвижком на 70 кВт и соответствующим оснащением стоит в рублях 154 тысячи. Аккумулятор на 300 км хода – 400 тыс. руб. Итого: 554 тыс. руб. Сюда можно добавить кондиционер (38,5 тыс. руб.) и отопитель на дизельном топливе (25-30 тыс. руб.). Но! Бюджетное электроавто класса нашей Granta в Поднебесной продают за 900 тыс. руб. Есть ли смысл в переделке? Вопрос…
Для каждой конкретной модели предлагается свой кит-набор. Купленное оборудование монтируется в режиме bolt-on: т. е. никакие сварочные работы не подразумеваются. Все устанавливается на штатные места. При этом сложностей с законом тоже не возникает: для этого разработана и успешно применяется система стандартизации и сертификации кит-наборов. Не нужно каждый переделанный экземпляр отдавать на «растерзание» и изучение экспертам, платя им кучу своих «кровных».
Как происходит трансформация
Процесс упрощается, если машина-донор переднеприводная. В таком случае можно вытащить ДВС вместе с коробкой, а взамен поставить электродвигатель, который уже оснащен трансмиссией. Кстати, она ничего сложного из себя не представляет. Обычно это дифференциал главной передачи плюс редуктор. Новый мотор монтируется на подушки старого напрямую или посредством переходников. Если требуется его охлаждение – используется штатный радиатор в комплекте с электрическим насосом.
Электродвигатель под капотом помещается запросто. Фото: YouTube.com
Педаль акселератора переделывается на электронную и через ЭБУ сообщается с другими системами авто. Новые блоки связываются с оборудованием машины по CAN-шине.
Подвеска и тормоза
Сзади все остается нетронутым, а вот ШРУСы иногда приходится переделывать: укорачивать или наоборот, удлинять. Операция несложная: шарниры обрезают и сваривают вновь через втулки с толстыми стенками. Тормоза остаются гидравлическими, но придется добавить насос для создания разрежения. Подобное изделие применяют на дизельных автомобилях: там оно формирует вакуум во впускном коллекторе. Да и на бензиновых моторах тоже иногда используется, как дополнительное.
Микроклимат в салоне
Для создания комфорта летом устанавливается кондиционер с питанием от аккумулятора. Такие изделия давно выпускаются серийно и тут проблем не возникает. Иное дело – обогреватель. Его роль могут играть ТЭНы. Это самый недорогой, но и энергорасточительный вариант. Лучший выход из положения – монтаж отдельного отопителя, работающего на жидком топливе. Типа, как на «Запорожце». Только здесь используется т. н. «сухой фен»: это когда нагретый воздух поступает из котла устройства и распределяется по всей системе обогрева.
Такие печки стояли в «Запорожцах»! Фото: YouTube.com
С батареями в комплекте идет т. н. распределитель напряжения. Это блок, который производится серийно и подходит для самых разных двигателей и аккумуляторов. Модуль позволяет заряжать АКБ от домашней розетки и на специализированных станциях переменным или постоянным током. В блок иногда интегрируют инвертор для получения на выходе напряжения 220 вольт и мощности в 3 кВт. Тогда машина станет своеобразным пауэр-банком, который, например, можно использовать за городом, если отключили электричество в доме.
Куда поставить аккумуляторы?
При создании электромобиля сегодня разрабатывается своя платформа. В ней батареи располагаются в днище кузова. Это снижает центр тяжести, что придает машине дополнительную устойчивость. К тому же не отбирает полезную площадь. И еще: все рассчитано на то, чтобы в случае необходимости батареи можно было быстро заменить.
Замена АКБ в Китае занимает минуты, если не секунды. Фото: YouTube.com
А если кузов от бензиновой машины? Тогда, увы – приходится размещать элементы аккумулятора там, где есть возможность.
Почти половины багажника нет. Фото: YouTube.com
Что-то поместится под капотом, что-то – в багажнике и взамен топливного бака… Неизбежно часть дефицитной площади будет занята – но тут уж ничего не поделаешь.
Во сколько обойдется переделка
«Автотор» год назад пообещал, что на выходе электрокар, созданный на базе бензинового авто, обойдется в 950 тыс. руб. Причем, стоимость оснащения составит 650 тыс. руб., где половина приходится на аккумулятор. Понятно, что с учетом инфляции за год цена будет никак не меньше миллиона. Если учесть стоимость машины-донора, получаются совсем «скучные» цифры. При их складывании вряд ли получится что-то сэкономить благодаря относительно дешевой электроэнергии и бесплатной парковке.
Хорошо, если есть свой гараж, где можно дешево зарядить АКБ. Фото: YouTube.com
Как говорилось выше, основную стоимость переделки составляют батареи. В этом плане «Автотор» договаривается с филиалом «Росатома» – компанией «Ренера». Предполагается, что именно она будет поставлять предприятию в Калининграде аккумуляторы. Кстати, электродвигатели оно выпускает само. Тем не менее, состояние дел на данном этапе сегодня можно охарактеризовать, как «тишина». От «Автотора» никаких новостей по поводу переоборудования легковушек не слышно с весны минувшего года.
Сегодня «Автотор» благополучно выпускает электрокар Amber А5. Фото: YouTube.com
Очевидно, все дело в высокой стоимости: выгоднее производить «настоящие» машины «на батарейках». Кому нужен электрокар, переделанный, допустим, из легковушки ценой в 1,5 млн руб., за что еще нужно доплатить миллион? А на выходе получаем «нечто» с уменьшенным багажником, которое невозможно зарегистрировать в ГИБДД. Уж если хочется электромобиль, можно купить готовый, почти за те же деньги. Ну, или б/у.
На «Автоторе» уверяли: переделка бензинового авто в электрическое займет 3-5 дней. Фото: YouTube.com
Существует и «самодельный» вариант. И речь не только о переделке в гараже. Есть небольшие компании, например, Z-ion Controllers, уже давно занимающиеся подобными делами. Не исключено, что работы по переоборудованию, стоимость батарей и оснащения там обойдутся дешевле, чем в «Автоторе». Но опять-таки: камнем преткновения станет оформление машины в ГИБДД. А если вы все-таки решитесь официально зарегистрировать свое авто, будьте уверены, что это обойдется вам в кругленькую сумму и общая стоимость трансформации бензиновой машины в «электричку» взлетит до небес.
ВАЗ-2121 на электротяге – полный привод сохранен! Фото: YouTube.com
Теперь – о гаражных «самодельщиках» (автор относится к ним с большим уважением!). Несомненно – в России всегда были и есть талантливые люди. И обойдется мастеру подобная трансформации гораздо дешевле. А что касается регистрации, можно ездить и так, до первого инспектора, которому захочется заглянуть под капот. Но это редкость, если на машину в ее бензиновом «варианте» имеются все документы. Вас часто останавливали и просили открыть капот? Правда, продать или переоформить переоборудованную машину уже не удастся.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....