Моточасы: как их узнать и использовать
Непонятно, почему до сих пор автопроизводители в редких случаях устанавливают счетчики моточасов на свою продукцию. Исключение составляют некоторые марки тяжелых грузовиков, работающих на дизельном топливе, частично – дорогие легковушки именитых брендов. Подобные приборы давно имеются практически на всей сельскохозяйственной технике.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
О ресурсе масла
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
Счетчик м/ч, интегрированный в тахометр трактора МТЗ. Фото: YouTube.com
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Замена масла по моточасам
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Как высчитать моточасы
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
Вибрационный счетчик моточасов, закрепленный на двигателе. Фото: YouTube.com
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Эксплуатация в городе и вне его пределов
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
В пробке можно проторчать и 5 минут и 2 часа... Фото: YouTube.com
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Элементарная арифметика
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
В случае замены масла не стоит ориентироваться только на пробег. Фото: YouTube.com
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Виды счетчиков моточасов
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Так выглядит механический счетчик для трактора Т-40. Фото: YouTube.com
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Счетчики, работающие от системы зажигания
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
Индуктивный счетчик с функцией тахометра для двухтактных и четырехтактных двигателей. Средняя цена: 493 руб. Фото: ЯндексМаркет
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Вибрационные счетчики
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Счетчик моточасов беспроводной (для мотоциклов, квадроциклов и т. д.). Средняя цена: 2565 руб. Фото: ЯндексМаркет
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Счетчики, работающие при наличии напряжения
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Владелец Lada Granta поставил счетчик моточасов (справа), а заодно и манометр. Фото: YouTube.com
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....