Моточасы: как их узнать и использовать
Непонятно, почему до сих пор автопроизводители в редких случаях устанавливают счетчики моточасов на свою продукцию. Исключение составляют некоторые марки тяжелых грузовиков, работающих на дизельном топливе, частично – дорогие легковушки именитых брендов. Подобные приборы давно имеются практически на всей сельскохозяйственной технике.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
О ресурсе масла
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
Счетчик м/ч, интегрированный в тахометр трактора МТЗ. Фото: YouTube.com
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Замена масла по моточасам
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Как высчитать моточасы
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
Вибрационный счетчик моточасов, закрепленный на двигателе. Фото: YouTube.com
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Эксплуатация в городе и вне его пределов
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
В пробке можно проторчать и 5 минут и 2 часа... Фото: YouTube.com
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Элементарная арифметика
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
В случае замены масла не стоит ориентироваться только на пробег. Фото: YouTube.com
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Виды счетчиков моточасов
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Так выглядит механический счетчик для трактора Т-40. Фото: YouTube.com
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Счетчики, работающие от системы зажигания
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
Индуктивный счетчик с функцией тахометра для двухтактных и четырехтактных двигателей. Средняя цена: 493 руб. Фото: ЯндексМаркет
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Вибрационные счетчики
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Счетчик моточасов беспроводной (для мотоциклов, квадроциклов и т. д.). Средняя цена: 2565 руб. Фото: ЯндексМаркет
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Счетчики, работающие при наличии напряжения
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Владелец Lada Granta поставил счетчик моточасов (справа), а заодно и манометр. Фото: YouTube.com
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...