
Моточасы: как их узнать и использовать
Непонятно, почему до сих пор автопроизводители в редких случаях устанавливают счетчики моточасов на свою продукцию. Исключение составляют некоторые марки тяжелых грузовиков, работающих на дизельном топливе, частично – дорогие легковушки именитых брендов. Подобные приборы давно имеются практически на всей сельскохозяйственной технике.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
Счетчик м/ч, интегрированный в тахометр трактора МТЗ. Фото: YouTube.com
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
Вибрационный счетчик моточасов, закрепленный на двигателе. Фото: YouTube.com
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
В пробке можно проторчать и 5 минут и 2 часа... Фото: YouTube.com
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
В случае замены масла не стоит ориентироваться только на пробег. Фото: YouTube.com
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Так выглядит механический счетчик для трактора Т-40. Фото: YouTube.com
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
Индуктивный счетчик с функцией тахометра для двухтактных и четырехтактных двигателей. Средняя цена: 493 руб. Фото: ЯндексМаркет
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Счетчик моточасов беспроводной (для мотоциклов, квадроциклов и т. д.). Средняя цена: 2565 руб. Фото: ЯндексМаркет
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Владелец Lada Granta поставил счетчик моточасов (справа), а заодно и манометр. Фото: YouTube.com
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
О ресурсе масла
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.

В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Замена масла по моточасам
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Как высчитать моточасы
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.

При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Эксплуатация в городе и вне его пределов
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.

Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Элементарная арифметика
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».

При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Виды счетчиков моточасов
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.

Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Счетчики, работающие от системы зажигания
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.

К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Вибрационные счетчики
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.

Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Счетчики, работающие при наличии напряжения
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.

Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....