
Моточасы: как их узнать и использовать
Непонятно, почему до сих пор автопроизводители в редких случаях устанавливают счетчики моточасов на свою продукцию. Исключение составляют некоторые марки тяжелых грузовиков, работающих на дизельном топливе, частично – дорогие легковушки именитых брендов. Подобные приборы давно имеются практически на всей сельскохозяйственной технике.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.
Счетчик м/ч, интегрированный в тахометр трактора МТЗ. Фото: YouTube.com
В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.
Вибрационный счетчик моточасов, закрепленный на двигателе. Фото: YouTube.com
При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.
В пробке можно проторчать и 5 минут и 2 часа... Фото: YouTube.com
Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».
В случае замены масла не стоит ориентироваться только на пробег. Фото: YouTube.com
При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.
Так выглядит механический счетчик для трактора Т-40. Фото: YouTube.com
Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.
Индуктивный счетчик с функцией тахометра для двухтактных и четырехтактных двигателей. Средняя цена: 493 руб. Фото: ЯндексМаркет
К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.
Счетчик моточасов беспроводной (для мотоциклов, квадроциклов и т. д.). Средняя цена: 2565 руб. Фото: ЯндексМаркет
Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.
Владелец Lada Granta поставил счетчик моточасов (справа), а заодно и манометр. Фото: YouTube.com
Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
Также счетчики моточасов устанавливаются на многих снегоходах и иной подобных машинах – чаще всего параметр уже есть в бортовом компьютере. Что эта за характеристика и почему в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей она не указывается.
О ресурсе масла
Любой тракторист скажет, что менять моторную смазку нужно по специальному счетчику. Раньше он был механический и располагался где-то рядом с агрегатами двигателя. Сегодня устанавливают электронные приборы или интегрирую счетчик моточасов, например, в спидометр. Показания можно считывать прямо в кабине.

В сервисных книжках большинства автомобилей указано, что масло в двигателе необходимо менять каждые 10-15 тыс. км пробега. Но, правда, существуют и оговорки. В случае «тяжелых условий» эксплуатации километраж нужно сократить примерно вдвое. Откуда такие данные? Естественно, производитель испытывал свою продукцию, но, как правило, на стендах. А там мотор находится в идеальных условиях: за температурой воздуха и охлаждающей жидкости следят, топливо заливают только качественное. Отсюда и такие результаты. Но на практике все может быть иначе.
Замена масла по моточасам
Очевидно, что ресурс минерального масла будет меньше, чем синтетики. В среднем такого недорогого состава хватает, максимум, на 200 м/ч. У полусинтетики до замены мотор должен протарабанить чуть больше – 250 м/ч. Срок использования масла следующей категории сильно зависит от производителя. Существуют как недорогие синтетические составы, так и «премиальные». Поэтому здесь срок замены колеблется между 250 и 350 м/ч. Иногда в продаже встречается т. н. «эстеры» (в народе их иногда называют «суперсинтетикой»), которые служат еще дольше. Но цена такого состава выше в 3-4 раза, по сравнению даже с последним описанным типом. Такое масло лить в движок просто экономически нецелесообразно.
Как высчитать моточасы
Вроде бы, чего проще, если есть счетчик: коленвал закрутился – прибор начинает запоминать. Но есть нюанс. Одно дело, когда двигатель тарахтит на холостых оборотах, и другое – когда участвует в разгоне, например, с резким ускорением. Ориентировочно считают, что 1 час работы без нагрузки и будет равен 1 м/ч.

При езде в обычном режиме с разгонами и торможениями в течение 60 минут, можно говорить уже о 1,5 м/ч. А если авто везет груз, прицеп, часто поднимается в гору и т. п., то можно сказать, что 1 ч такой эксплуатации приравнивается к 3 м/ч.
Эксплуатация в городе и вне его пределов
Для примера возьмем среднестатичного автовладельца-горожанина. Допустим, каждый день он ездит на работу, преодолевая 15 км за полчаса. Утренний прогрев и вечерний перед возвращением в сумме занимает 10 минут. Столько же можно приплюсовать на светофоры, пробки (тут, конечно, есть варианты). Разгоны и обгоны, а это повышенные нагрузки, занимают 5 мин., обычное движение – 20 минут. Не будем дальше утомлять читателя цифрами, а перейдем к выводам: пара поездок по полчаса, с учетом приведенных выше коэффициентов, «выливаются» в 1,83 м/ч. Средняя скорость составила 16,4 км/ч.

Иное дело, если большая часть поездки происходит за городскими пределами, по магистрали. Здесь обгоны, разгоны нечасты и занимают примерно 10% от общего времени. В итоге за час мотор становится «старше» на 1,65 м/ч. А средняя скорость авто достигает 54,6 км/ч.
Элементарная арифметика
Если взять, что средний ресурс масла в двигателе составляет 250 м/ч (см. выше), то выходит, что при регулярных городских поездках со средней скоростью 16,5 км/ч менять смазку необходимо через 4 тыс. 125 км (250 м/ч (время) умножаем на 16,5). При езде по загородным магистралям интервал замены масла – 13 тыс. 650 км. А если вы немного ездите по городу и столько же по трассе? Тогда берем среднюю цифру, которая составит 8 тыс. 875 км. Так оно и есть: именно через столько километров пробега производители рекомендуют заливать свежий состав. Но: «при тяжелых условиях эксплуатации».

При использовании чистой синтетики интервал увеличьте на 20%. На столько же его сократите, когда на одометре цифры перевалили за отметку 100 тыс. км. Выводы отсюда простые: при определении срока замены масла не стоит ориентироваться исключительно на пробег в километрах. Необходимо считать моточасы, учитывая при этом режим работы двигателя. Но как это сделать, если штатного прибора нет? Его можно купить и установить самостоятельно: подобная процедура по силам любому автовладельцу.
Виды счетчиков моточасов
Простейшие, механические, рассматривать не будем, ибо время их прошло и встретить их сегодня можно разве что на ретро-технике. Такие приборы подвержены механическому износу, сбросить показания на них было невозможно. Монтировались они на заводе и встретить в продаже их было нельзя.

Впрочем, иногда попадаются электромеханические версии: активируются при подаче напряжения (внутри крутится барабанчик), т. е. при включении зажигания. Сегодня используются электронные приборы, которые в большинстве своем стоят недорого и установить их несложно.
Счетчики, работающие от системы зажигания
Распространенный вариант счетчика, который вступает в работу, как только начинает «чувствовать» импульсы высокого напряжения. Чтобы такой прибор функционировал, используют метод индукции. На практике это значит, что вокруг высоковольтного провода наматывают несколько витков сигнального (идет в комплекте). Такие приборы правильно показывают проработанное двигателем время, т. к. активируются, когда начинает крутиться коленвал.

К тому же счетчик нередко еще и оснащен функцией измерителя оборотов ДВС – тахометра. Минусы тоже есть, но их не так много и, по сути, они несущественны. Если прибор будет устанавливаться в салоне (это необязательно), придется тянуть провод туда. Сначала прочитайте инструкцию к изделию или надписи на упаковке: счетчик отдельно настраивается (или изначально предназначен) для двух и четырехтактных движков. Хотя есть и универсальные версии. Также может учитываться число цилиндров.
Вибрационные счетчики
Простейшие приборы, срабатывающие при тряске от заведенного мотора. Здесь вообще нет никаких проводов: устройство питается от батарейки, которой, по отзывам пользователей, хватает лет на пять.

Такие приборы нужно монтировать непосредственно на ДВС. Но даже и это иногда не спасает от ложных срабатываний. Например, прибор может работать с перебоями из-за малой вибрации мотора. Да и цена как-то не очень радует...
Счетчики, работающие при наличии напряжения
Тоже довольно простые устройства: сигнальных проводов нет, менять батарейку не нужно. Подключаются туда, где появляется напряжение после поворота ключа зажигания. Размещать такой прибор можно где угодно: хоть в багажнике.

Недостаток – включение устройства при незапущенном двигателе: т. е. он покажет чуть большее количество моточасов, чем оно есть на самом деле. Однако разница тут ничтожная и при замене масла ей можно пренебречь. Важно другое: в любом случае при использовании счетчика вы сможете более точно определить срок замены моторной смазки.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....