Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицах
На начало 50-х Липецкий завод позиционировал себя как производителя классической тракторной техники, т. е. на гусеничном ходу. Но тенденции в подходе к сельским аппаратам постепенно переживали некое переосмысление, что привело к повсеместному внедрению альтернативных вариантов.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.
К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.
Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».
Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.
Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.
Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.
Трудяга трактор Т-40. Фото: youtube.com
К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Постоянные доработки, в поисках идеала
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
К 1961 году конструкторы представили взвешенный вариант, избавленный от «детских болезней» и вобравший в себя все лучшее от предшественников – колесный трактор Т-40. Именно он и стал настоящей массовой моделью завода, выпуск которой растянулся на несколько десятилетий
.Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.
Кабина трактора Т-40. Фото: youtube.com
Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
Показатели и характеристики Т-40
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».
Приборы трактора Т-40. Фото: youtube.com
Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Ряд модификаций и три с половиной десятилетия на конвейере
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.
Дизельный двигатель Д-144. Фото: youtube.com
Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.
Трактор Т-40 уверенно движется по снегу. Фото: youtube.com
Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...