.d-md-none .d-lg-block bibimot

Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицах

Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицах
На начало 50-х Липецкий завод позиционировал себя как производителя классической тракторной техники, т. е. на гусеничном ходу. Но тенденции в подходе к сельским аппаратам постепенно переживали некое переосмысление, что привело к повсеместному внедрению альтернативных вариантов.


Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.

Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицахТрудяга трактор Т-40. Фото: youtube.com

К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.

Постоянные доработки, в поисках идеала


Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.

Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.

К 1961 году конструкторы представили взвешенный вариант, избавленный от «детских болезней» и вобравший в себя все лучшее от предшественников – колесный трактор Т-40. Именно он и стал настоящей массовой моделью завода, выпуск которой растянулся на несколько десятилетий
.

Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:

✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры

Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:

✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.

Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.

Кабина трактора Т-40. Фото: youtube.com

Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.

Показатели и характеристики Т-40


В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:

✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с

Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:

✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой

Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».

Приборы трактора Т-40. Фото: youtube.com

Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.

Ряд модификаций и три с половиной десятилетия на конвейере


Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:

✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144

Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.

Дизельный двигатель Д-144. Фото: youtube.com

Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.

Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».

Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.

Трактор Т-40 уверенно движется по снегу. Фото: youtube.com

Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.

Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А как вы бы оценили трактор Т-40?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Уже не просто трактор: от ДШС-14 до Т-16LADA Vesta SW vs LADA Largus – какой универсал практичнее?