
Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицах
На начало 50-х Липецкий завод позиционировал себя как производителя классической тракторной техники, т. е. на гусеничном ходу. Но тенденции в подходе к сельским аппаратам постепенно переживали некое переосмысление, что привело к повсеместному внедрению альтернативных вариантов.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.
Трудяга трактор Т-40. Фото: youtube.com
К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.
Кабина трактора Т-40. Фото: youtube.com
Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».
Приборы трактора Т-40. Фото: youtube.com
Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.
Дизельный двигатель Д-144. Фото: youtube.com
Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.
Трактор Т-40 уверенно движется по снегу. Фото: youtube.com
Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.

К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Постоянные доработки, в поисках идеала
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
К 1961 году конструкторы представили взвешенный вариант, избавленный от «детских болезней» и вобравший в себя все лучшее от предшественников – колесный трактор Т-40. Именно он и стал настоящей массовой моделью завода, выпуск которой растянулся на несколько десятилетий
.Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.

Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
Показатели и характеристики Т-40
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».

Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Ряд модификаций и три с половиной десятилетия на конвейере
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.

Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.

Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...