
Советский трактор Т-40 – незаменимый помощник в саду и теплицах
На начало 50-х Липецкий завод позиционировал себя как производителя классической тракторной техники, т. е. на гусеничном ходу. Но тенденции в подходе к сельским аппаратам постепенно переживали некое переосмысление, что привело к повсеместному внедрению альтернативных вариантов.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.
Трудяга трактор Т-40. Фото: youtube.com
К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.
Кабина трактора Т-40. Фото: youtube.com
Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».
Приборы трактора Т-40. Фото: youtube.com
Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.
Дизельный двигатель Д-144. Фото: youtube.com
Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.
Трактор Т-40 уверенно движется по снегу. Фото: youtube.com
Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
Как оказалось, техника на траках имеет очень узкое применение (несмотря на то, что на определенных типах почвы находится в явном выигрыше). А вот для подсобных работ она совсем неподходяща, по причине низкой скорости и привода, рассчитанного лишь на бездорожье.

К тому времени советское правительство проводило политику глубокого окультуривания села, что включало в себя и такое благо цивилизации как асфальт. Подобного покрытия в отечественных колхозах становилось все больше, а для него требовалась уже колесная сельская техника. Поэтому неудивительно, что многие предприятия провели коренное перепрофилирование. Вошел в это число и Липецкий тракторный: к началу 60-х в приоритете у завода уверенно стояли модели колесных тракторов.
Постоянные доработки, в поисках идеала
Начали производители со своего колесного первенца Т-25, представленного в 1958 году. Но он являлся лишь опытным образцом, который в течение ближайших двух лет постарались тщательно доработать. Это привело к появлению Т-30, в начале следующего десятилетия вышедшего в серийное производство.
Этот факт не остановил инженеров завода, продолживших усовершенствование техники нового для предприятия профиля. Чуть позже ему добавили мощностных характеристик, изменив индекс на Т-35. Период становления не прошел напрасно, позволив специалистам подойти к оптимальному решению, которое подготовило поразительного долгожителя.
К 1961 году конструкторы представили взвешенный вариант, избавленный от «детских болезней» и вобравший в себя все лучшее от предшественников – колесный трактор Т-40. Именно он и стал настоящей массовой моделью завода, выпуск которой растянулся на несколько десятилетий
.Спустя четыре года на предприятии увидели потребность некоторых пользователей к модификации с улучшенной проходимостью. Появившаяся тогда же полноприводная версия имела название с буквенным дополнением – Т-40А. Она оказалась довольно востребованной сразу в нескольких направлениях, часто не связанных с работой на селе. Больше всего ее облюбовали дорожники, доработав до универсальной уборочной машины КО-705. Дальнейшее успешное использование позволило расширить род применения:
✅ универсальная дорожная техника
✅ тракторные погрузчики
✅ строительные бульдозеры
Несмотря на то, что успешный транспорт нашел свое применение и в городских условиях, все же его главным предназначением оставался труд на селе. С самого начала техника ориентировалась для пахоты в теплицах или садах и полевых (либо транспортных) работ на легких почвах. Со временем нашлись и другие направления задействования Т-40:
✅ зимние работы по уборке снега
✅ сбор урожая
✅ механический покос
✅ обработка пропашных культур
✅ метание стогов и т. д.
Все это оказалось возможным, благодаря наличию широкого ассортимента навесного оборудования, приспособленного для использования на базе Т-40 и появившихся позже его многочисленных модификаций. Поэтому техника не утратила своей актуальности и в постколхозный период.

Многие вновь появившиеся фермеры активно использовали надежный и многофункциональный трактор в своих небольших хозяйствах. Обратим более пристальное внимание и на его техническую сторону.
Показатели и характеристики Т-40
В конструкции трактора производитель применил несущую систему полурамного типа. На тот период она оказалась довольно свежим техническим решением, повлияв на уверенное использование и долгожительство большинства единиц произведенных Т-40. Неплохо решили вопрос и с силовым агрегатом для него:
✅ 4-цилиндровый дизель
✅ воздушное охлаждение
✅ пуск: электростартер или бензиновый «пускач»
✅ рабочий объем – 4,15 л
✅ мощность – 40 (Д-37М) или 50 (Д-144) л. с
Трактор получил сложную конструкцию коробки переключения передач, в соответствии со своим многопрофильным использованием. Она была четырехходовой с семью ступенями и реверсивной механической трансмиссией. Последний элемент позволял иметь одинаковое количество скоростей как в движении вперед, так и задним ходом. Это стало явным преимуществом Т-40 над аналогичными моделями того периода. Общую картину дополняли ВОМ: независимые, многорежимные, с боковой и задней установкой. Вот некоторые другие показатели техники:
✅ масса трактора – 2,6/2,75 т (в зависимости от модификации)
✅ скоростная вилка – 1,62-26,7 км/ч
✅ закрытая металлическая кабина с задней установкой
Трактор имел классическую для подобной техники компоновку: маленькие направляющие передние и огромные задние ведущие колеса (кроме модификации с полным приводом). Последние, помимо увеличенного диаметра, также получили жесткую подвеску и протектор – «елочку».

Специалисты не напрасно выбрали вариант, который не только давал хорошее сцепление с поверхностью, но и лучшую проходимость техники на бездорожье. Успешное развитие производства позволило освоить сборку различных вариаций техники.
Ряд модификаций и три с половиной десятилетия на конвейере
Липецкий тракторный всегда являлся одним из градообразующих предприятий второго по величине города Черноземья. Хотя за свою историю завод выпускал немало как гусеничных, так и колесных моделей, самым массовым стал именно Т-40. Этому факту поспособствовало и множество его модификаций. В их число (кроме уже упомянутого полноприводного Т-40А) также входили:
✅ Т-40АН (АНМ) – для местности с заметными перепадами высот и уклонами
✅ Т-50А – для работы в паре с погрузчиком
✅ Т-40М – модернизированный, с улучшенным приводом (Д-144)
✅ Т-40АП – коммунальный вариант с двигателем Д-144
Каждая из них имела целый ряд конструктивных отличий, которые внедрялись в зависимости от конкретного перспективного использования данной модификации. К примеру, трудившиеся на склонах Т-40АН получили уменьшенный дорожный просвет и более низкую кабину.

Все же самым знаменитым из них стал Т-40АМ. Это и не удивительно, ведь полноприводная версия с двигателем увеличенной мощности получила еще более широкую сферу применения. Некоторые из клиентов отмечали даже его способность работать в условиях заболоченной местности. Это дало возможность использования данной модификации при расчистке лесов.
Со временем техника отправилась также и на экспорт, получив гордое название Т-40А Super. То, что это не просто хитрый коммерческий ход, а реальная оценка способностей трактора, подтвердили фермеры из далекой Новой Зеландии. Они отметили интересную особенность, сказав, что предпочитают липецкие модели, «чтобы работать на тракторе, а не под ним».
Мы уже очень много сказали о преимуществах Т-40. К этому стоит добавить то, что он оказался совместимым с навесным оборудованием от других моделей. Это еще добавило ему популярности, но, конечно же, имелись у данной техники и свои слабые места. Правда, в довольно небольшом количестве.

Главными стоит считать работы при экстремальных температурах. Если летом создавались проблемы с двигателем, имевшим воздушное охлаждение, то при минусе проявлялись иные сложности. Это запуск мотора, его обогрев и недостаточное отопление кабины. Но всех их, на фоне огромных преимуществ, можно было как-то и потерпеть.
Плюсы конструкции позволили Т-40 простоять на конвейере почти три с половиной десятилетия (1961–1995 годы). За это время общий выпуск всех модификаций трактора превысил миллионный рубеж, составив 1,196 млн. экземпляров. Это является причиной того, что и сегодня технику можно очень часто встретить на всем постсоветском пространстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...