На двух колесах ради здоровья и радости
3 753

На двух колесах ради здоровья и радости

Есть ли транспорт, который способен на тесных городских улицах обогнать любой автомобиль? Вы удивитесь, но это – велосипед. Ему не страшны пробки или подорожание ГСМ. К тому же, езда на двух колесах может не только укрепить здоровье, а и принести немало удовольствия. При одном «но». Если ваш железный конь экипирован дополнительным оборудованием, позволяющим переключать передачи для более комфортной езды при различных условиях движения.


Водители, привыкшие полагаться на мощность двигателя, редко задумываются, в каком направлении дует ветер или где есть, незаметный на первый взгляд, подъём. Велосипедист может это легко определить, лишь перекинув ногу через седло. Для преодоления дополнительного лобового сопротивления или езды в гору, ему придётся приложить дополнительные усилия. А это уж точно не пройдет незамеченным!

От дрезины – до современного байка


Прародителем современного велобайка принято считать самокатную дрезину, созданную более 200 лет назад бароном фон Дрезом. С тех пор инженерная мысль продолжала совершенствовать конструкцию. Добавились педали, большое переднее колесо и другие изменения. Наконец, на парижской выставке 1879 года был представлен бициклет, который уже мало чем отличался от современного дорожного велосипеда.

На двух колесах ради здоровья и радостиДавний предок современного велосипеда. youtube.com


Кстати, название транспортного средства произошло от сочетания двух латинских слов, буквально означающих «быстрые ноги». И это на самом деле так! В среднем велосипедист может двигаться в 4 раза быстрее, чем пешеход. Можно сказать, что человек в седле гораздо мобильнее того, кто идет по земле и здоровее тех, кто сидит за рулем авто. Если, конечно, не попадать в аварию.


И, все же, упомянутые выше сложности с подъемами и встречным ветром, могут сделать путешествие велотуриста довольно утомительным. Особенно, если они сопровождают его в течение всей поездки. Тут на выручку любителю здоровой езды вновь пришли технические новшества. Со временем появились туристические, спортивные и горные велосипеды.

Всех их объединяла возможность переключения передач за счёт большого количества задних, а, со временем, и передних звездочек. Такие конструктивные изменения привели к тому, что сами звездочки и цепь, приводящая их в движение стали более тонкостенными.

Больше скоростей - меньше качества металла. youtube.com


Для дорогих, профессиональных байков, стоимость которых стартует от 1000 долл., все это не имело никаких последствий в плане качества и длительности эксплуатации. Выполненные из качественного металла комплектующие использовались довольно длительный срок. Совсем другое дело – любимый нами ширпотреб.

Владельцы недорогих горных велосипедов на 5-24 передачи заметили, что цепь очень быстро растягивается, приходя в негодность. А зубья на звездочках, особенно меньшего диаметра, частенько отламывались, лишая хозяина возможности использовать повышенную передачу.

Как вновь вспомнили о планетарных втулках


Может показаться, что внедрение планетарной втулки для дорожных велосипедов стало решением, появившимся несколько десятилетий назад. Но, здесь мы имеем дело, скорее, с «хорошо забытым старым». Первый патент на 3-скоростную планетарку был выдан в далёком 1902 году производителю велосипедов по фамилии Педерсон.

После этого новинка распространилась по всей Европе и до начала ВОВ велосипеды, оснащённые приводом такой конструкции, можно было встретить во всех «велосипедных» государствах Европы: Великобритании, Нидерландах, скандинавских странах.

С появлением более дешёвых и функциональных систем внешнего переключения передач, распространение планетарных втулок стало заметно снижаться. Перестали их использовать и в мототехнике. В отличие от Великобритании, Германия и соседние страны продолжали выпуск велотехники подобной конструкции.

Дорожный велосипед на планетарке - лучшее решение для города. youtube.com


Впервые о такой технике я услышал в ГДР от одного вольнонаемного служащего. Одна звездочка впереди и одна – сзади, при этом – тормоза на педалях и 3 передачи?! Для советского человека, знавшего обычные дорожные или, в лучшем случае – «Спорт-шоссе», все звучало как сказка.

Прошли долгие десятилетия прежде, чем велосипеды с планетарной втулкой завоевали рынки России и других постсоветских стран. Что же их отличает? Есть здесь свои «плюсы» и «минусы»:

✅ более надежная конструкция
✅ долговечность
✅ привычные тормоза на педалях
✅ меньшее количество передач
✅ более высокая цена

Сегодня, когда в моде здоровый образ жизни, многие мировые знаменитости демонстрируют свою приверженность к передвижению с помощью велосипеда. Для коротких поездок в городском цикле горные или спортивные велосипеды будут смотреться не к месту, а односкоростные дорожники – неудобно. И тут на выручку поспешит надёжная планетарка!

Ее плюс в том, что сам механизм переключения передач (редуктор) находится внутри задней втулки. Это защищает его не только от пыли и грязи, но и от механических повреждений. Принцип его работы заключен в жесткой фиксации к задней оси солнечной шестерни и сцеплении с ее зубьями нескольких планетарных шестеренок. В свою очередь, они крепятся к обойме механизма, сцепляясь зубьями с эпициклом. Эффект работы системы достигается за счет разницы в скорости вращения зубчатого колеса и планетарной обоймы.Количество передач, в основном, варьируется от 3 до 8.

Можно не сомневаться, что в будущем любителей велосипедных прогулок станет только больше. И этому поспособствуют не только мода на них, но и недостаточная подвижность современного человека. Карантинные ограничения и популярность удаленной работы лишь усугубляют эту ситуацию.

Велосипедные дорожки как залог безопасности велосипедиста


В европейских странах уже давно принято более лояльно относиться к «братьям нашим меньшим» - велосипедистам. К слову, и правила они там тоже нарушают гораздо реже, чем российские велобайкеры. Для безопасности движения существуют специальные велосипедные дорожки. Например, британцы очень гордятся своей разветвленной многокилометровой сетью таких дорожек. В Нидерландах и вовсе больше 10 тыс. км дорог рассчитаны только на движение велосипедного транспорта.

У нас, в России пока похвалиться нечем. Хотя, как и в любых других вопросах, все начинается с флагманов – Москвы и Петербурга. Культурная столица здесь держит уверенное первенство. Ведь и первая в Российской империи велодорожка появилась именно здесь, в 1897 году. А проходила она вдоль современного Ленинградского проспекта. Сегодня все чаще можно видеть, когда в крупных российских городах при проектировке инфраструктуры новых районов учитывается наличие зон велосипедного движения.

Наличие велосипедных дорожек значительно снижает травматизм. youtube.com


Если вернуться к Питеру, то хорошей движущей силой для изменений к лучшему здесь стали сами велолюбители. Их общественный проект «Велосипедизация» подстегивает городское правительство к положительным изменениям в этом вопросе. И, кажется, последние готовы к сотрудничеству. В проекте на текущий год запланировано создание новых дорожек длиной около 70 км, что приблизит их общую протяженность в городской черте к 200 км.

Советы по безопасности езды на велосипеде


Кроме соблюдения ПДД и наличия специальных дорожек, водителям двухколесного транспорта важно позаботиться и о личной безопасности. В основном, это 3 момента:

✅ техническое состояние велосипеда, в т. ч. тормозной системы
✅ яркая или флуоресцентная одежда
✅ наличие защитного шлема

Теперь рассмотрим все это подробнее. Если говорить о тормозах, то педальный вариант очень удобен, но крайне ненадежен. Когда цепь спадает со звездочки во время спуска, то не избежать беды. Гораздо надежнее иметь гибридную систему – с подстраховкой ручного тормоза.

Яркая одежда сделает более заметным велосипедиста для водителя авто, тем более, во время движения в сумерках. Человеку в седле важно понимать одно: водитель, ограниченный кабиной, видит гораздо хуже, чем сам велосипедист.

Никто не почувствует красоту природы как велосипедист. youtube.com


Велосипедный шлем может казаться таким же неудобным, как и ремень безопасности. Но он тоже способен спасать жизни. Главное, чтобы аксессуар был подогнан строго по размеру. Иначе опасность получить травму во время аварии возрастает на 50%. Также не стоит, надев шлем, становиться более беспечным на дороге.

Здоровье на двух колесах


Если забыть о выхлопных газах и опасности травмы, то велосипедные прогулки очень полезны для здоровья. Улучшается даже общее самочувствие. Эндорфины, которые вырабатываются головным мозгом во время поездки, улучшают настроение. А интенсивные усилия предотвращают развитие сердечно-сосудистых проблем.
В общем, когда вы в следующий раз решите «надавить на педаль» пусть ваша поездка будет радостной и укрепит здоровье и мускулатуру!
Что лучше: велосипед на планетарке или горный?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...