Firebird 1 XP-21 – смелый концепт-кар GM с реактивным двигателем
Среди большинства автолюбителей фирменная табличка Firebird скорее всего будет ассоциироваться с линейкой пони-каров Pontiac, выпускавшихся с 1967 по 2002 год. Однако она также использовалась для квартета инновационных концепт-каров с турбинными двигателями 1950-х годов, хотя об этом мало кто помнит сегодня. Первым из них и, возможно, самым впечатляющим был истребитель на колесах под кодовым названием Firebird XP-21, о котором мы сегодня с удовольствием вспомним.
В 1950-х годах американская промышленность переживала бум, и многие производители автомобильного сектора нередко выходили за рамки привычного. Это был период, когда инженеры и дизайнеры могли свободно внедрять инновации, создавая широкий спектр новаторских автомобилей.
В General Motors также не отставали в этом направлении и решили возобновить работы по исследованию возможностей использования газотурбинных двигателей в легковых автомобилях. Надо сказать, что проект был запущен еще в 1940-х годах.
А вообще, идея с установкой авиационного двигателя в легковой автомобиль не была новой. Например, еще в 1910 году известный автопроизводитель Fiat презентовал свой инновационный проект S76, получивший устрашающее прозвище – «Туринское чудовище». Итальянские мастера разрабатывали данный автомобиль с одной целью – побить мировой рекорд скорости на земле. В целом, немало ярких инженеров той эпохи были вдохновлены возможностью использовать реактивные моторы в автомобильной промышленности.
Одним из таких энтузиастов был Эммет Конклин – легендарная фигура в истории GM. Он пришел в компанию в достаточно молодом возрасте еще в начале 1920-х, и изначально трудился в качестве рабочего на первом в мире специализированном испытательном полигоне в Милфорде. После этого он зарабатывал на жизнь сменой шин тестовых автомобилей, а затем стал водителем-испытателем.
Конклин был чрезвычайно умным человеком, к тому же демонстрировал невероятную страсть к инженерному делу. Он часто не просто ремонтировал, но и дорабатывал и улучшал испытательные машины, которыми сам управлял. Руководство обратило на это внимание и назначило его руководителем испытательного полигона. В конечном итоге он стал куратором программы по исследованию турбин, которая полноценно стартовала в 1940-х годах, после того как по окончанию Второй мировой войны GM снова начала вкладывать ресурсы в развитие. Так что именно Конклин возглавил разработку первого в Америке полностью функционирующего газотурбинного автомобиля.
Firebird I, задуманный исключительно как стилистическая концепция, был готов в 1953 году. Его разработкой занимался Харли Дж. Эрл. Новая машина больше была похожа на истребитель, чем на привычный нам автомобиль.
Корпус концепта, больше напоминающий фюзеляж самолета, изготовлен из пластика, армированного стекловолокном. Силуэт был вдохновлен истребителем Douglas F4D Skyray и потому имел небольшие треугольные крылья, хвостовое оперение, украшенное логотипом секции воздушного транспорта GM (GMATS), и куполообразную крышу, которая закрывала одноместную кабину.
В носовой части автомобиля был предусмотрен топливный бак емкостью 35 галлонов (132,5 литра), а за маленькой кабиной располагалась новаторская силовая установка Whirlfire Turbo-Power (что в переводе означает Вихрь Турбо). Разработанный под руководством Чарльза Л. МакКуэна, мотор представлял собой газотурбинный двигатель, состоящий из двух частей. Он также содержал газификатор, соединенный гибким валом со вторичной силовой установкой.
Газификатор, включавший компрессор и турбину, смешивал сжатый воздух с топливом внутри двух камер сгорания и производил горячий газ, который запускал вторую турбину внутри силового агрегата, связанную с задней осью Firebird через двухскоростную планетарную коробку передач.
Мощность силовой установки «Жар-птицы» составляла 370 л.с. (280 кВт), а теоретическая максимальная скорость автомобиля достигала показателя в 200 миль в час (порядка 322 км/ч). Это, в свою очередь, определило необходимость задуматься о надежной тормозной системе.
Именно поэтому инженеры приняли решение оснастить высокоскоростной концепт 11-дюймовыми (28 см) тормозными барабанами, которые располагались снаружи, чтобы вырабатываемое при торможении тепло рассеивалось максимально эффективно. Кроме того, по краям крыльев были установлены разделенные тормозные щитки, которые можно было активировать с помощью переключателей на рулевом колесе.
Firebird I был решительно инновационным автомобилем для своего времени, и логично, что единственным человеком, который обладал необходимой для его управления квалификацией, оказался не кто иной, как Эммет Конклин. Поэтому именно он был выбран в качестве водителя на первоначальных испытаниях концепта.
Однако все прошло не так гладко, как ожидалось. Как гласит история, Конклин разогнался до 100 миль в час (около 160 км/ч), но сразу после переключения на вторую передачу шины потеряли сцепление с дорогой, что едва не привело к страшной аварии.
Сразу после этого инцидента он высказал уверенность в том, что оказался слишком старым для такого «монстра». Поэтому, без сожаления, передал обязанности по тест-драйву инженеру и, по совместительству, трехкратному победителю Indy 500 Маури Роузу. До него, перед началом испытаний на автодроме Индианаполиса, прототипом также управлял Чарльз Л. МакКуэн, но он в итоге разбился и чуть не погиб сам.
После этой неудачи автомобиль был полностью восстановлен, и Роуз наконец провел несколько тестов. Однако, к большому разочарованию опытного водителя, GM запретила дальнейшие поездки на высоких оборотах. Таким образом концепция с турбинным двигателем так и не смогла продемонстрировать все свои возможности, и достичь своей гипотетической максимальной скорости.
Firebird I XP-21, несомненно, был одним из самых смелых концепт-каров, когда-либо созданных. Он, наряду с Rover JET 1 или Fiat Turbina, был одним из первых автомобилей, в которых использовался двигатель этого типа.
Надо сказать, что он проложил путь еще трем прототипам GM с газотурбинными двигателями, которые были выпущены в 1950-х годах. После него был и более практичный, практически семейный, четырехместный Firebird II 1956 года, а также Firebird III и IV, дебютировавшие в 1959 и 1964 годах соответственно.
Дебютировала «Жар-птица I» на выставке Motorama в 1954 году. Потом она была представлена в автосалоне General Motors и долгие годы успешно использовалась в качестве рекламного автомобиля компании. В 2018 году машина стала почетным участником выставки Eyes On Design Show. Правда, туда она добиралась не свои ходом, а на погрузчике. Сейчас этот удивительный концепт можно увидеть в Центре наследия GM в Стерлинг-Хайтс, штат Мичиган.
Предыстория
В 1950-х годах американская промышленность переживала бум, и многие производители автомобильного сектора нередко выходили за рамки привычного. Это был период, когда инженеры и дизайнеры могли свободно внедрять инновации, создавая широкий спектр новаторских автомобилей.
Firebird 1 XP-21 очень похож на истребитель. Фото: YouTube.com
В General Motors также не отставали в этом направлении и решили возобновить работы по исследованию возможностей использования газотурбинных двигателей в легковых автомобилях. Надо сказать, что проект был запущен еще в 1940-х годах.
А вообще, идея с установкой авиационного двигателя в легковой автомобиль не была новой. Например, еще в 1910 году известный автопроизводитель Fiat презентовал свой инновационный проект S76, получивший устрашающее прозвище – «Туринское чудовище». Итальянские мастера разрабатывали данный автомобиль с одной целью – побить мировой рекорд скорости на земле. В целом, немало ярких инженеров той эпохи были вдохновлены возможностью использовать реактивные моторы в автомобильной промышленности.
Одним из таких энтузиастов был Эммет Конклин – легендарная фигура в истории GM. Он пришел в компанию в достаточно молодом возрасте еще в начале 1920-х, и изначально трудился в качестве рабочего на первом в мире специализированном испытательном полигоне в Милфорде. После этого он зарабатывал на жизнь сменой шин тестовых автомобилей, а затем стал водителем-испытателем.
Кабина Firebird 1 закрывалась также, как в самолете. Фото: YouTube.com
Конклин был чрезвычайно умным человеком, к тому же демонстрировал невероятную страсть к инженерному делу. Он часто не просто ремонтировал, но и дорабатывал и улучшал испытательные машины, которыми сам управлял. Руководство обратило на это внимание и назначило его руководителем испытательного полигона. В конечном итоге он стал куратором программы по исследованию турбин, которая полноценно стартовала в 1940-х годах, после того как по окончанию Второй мировой войны GM снова начала вкладывать ресурсы в развитие. Так что именно Конклин возглавил разработку первого в Америке полностью функционирующего газотурбинного автомобиля.
Рождение «Жар-птицы»
Firebird I, задуманный исключительно как стилистическая концепция, был готов в 1953 году. Его разработкой занимался Харли Дж. Эрл. Новая машина больше была похожа на истребитель, чем на привычный нам автомобиль.
Корпус концепта, больше напоминающий фюзеляж самолета, изготовлен из пластика, армированного стекловолокном. Силуэт был вдохновлен истребителем Douglas F4D Skyray и потому имел небольшие треугольные крылья, хвостовое оперение, украшенное логотипом секции воздушного транспорта GM (GMATS), и куполообразную крышу, которая закрывала одноместную кабину.
Реактивный мотор Firebird 1 расположился сразу за водительским сиденьем. Фото: YouTube.com
В носовой части автомобиля был предусмотрен топливный бак емкостью 35 галлонов (132,5 литра), а за маленькой кабиной располагалась новаторская силовая установка Whirlfire Turbo-Power (что в переводе означает Вихрь Турбо). Разработанный под руководством Чарльза Л. МакКуэна, мотор представлял собой газотурбинный двигатель, состоящий из двух частей. Он также содержал газификатор, соединенный гибким валом со вторичной силовой установкой.
Газификатор, включавший компрессор и турбину, смешивал сжатый воздух с топливом внутри двух камер сгорания и производил горячий газ, который запускал вторую турбину внутри силового агрегата, связанную с задней осью Firebird через двухскоростную планетарную коробку передач.
Мощность силовой установки «Жар-птицы» составляла 370 л.с. (280 кВт), а теоретическая максимальная скорость автомобиля достигала показателя в 200 миль в час (порядка 322 км/ч). Это, в свою очередь, определило необходимость задуматься о надежной тормозной системе.
Именно поэтому инженеры приняли решение оснастить высокоскоростной концепт 11-дюймовыми (28 см) тормозными барабанами, которые располагались снаружи, чтобы вырабатываемое при торможении тепло рассеивалось максимально эффективно. Кроме того, по краям крыльев были установлены разделенные тормозные щитки, которые можно было активировать с помощью переключателей на рулевом колесе.
Неудачи на испытаниях
Firebird I был решительно инновационным автомобилем для своего времени, и логично, что единственным человеком, который обладал необходимой для его управления квалификацией, оказался не кто иной, как Эммет Конклин. Поэтому именно он был выбран в качестве водителя на первоначальных испытаниях концепта.
Однако все прошло не так гладко, как ожидалось. Как гласит история, Конклин разогнался до 100 миль в час (около 160 км/ч), но сразу после переключения на вторую передачу шины потеряли сцепление с дорогой, что едва не привело к страшной аварии.
Нет уверенности в том, что водителю Firebird 1 было достаточно удобно. Фото: YouTube.com
Сразу после этого инцидента он высказал уверенность в том, что оказался слишком старым для такого «монстра». Поэтому, без сожаления, передал обязанности по тест-драйву инженеру и, по совместительству, трехкратному победителю Indy 500 Маури Роузу. До него, перед началом испытаний на автодроме Индианаполиса, прототипом также управлял Чарльз Л. МакКуэн, но он в итоге разбился и чуть не погиб сам.
После этой неудачи автомобиль был полностью восстановлен, и Роуз наконец провел несколько тестов. Однако, к большому разочарованию опытного водителя, GM запретила дальнейшие поездки на высоких оборотах. Таким образом концепция с турбинным двигателем так и не смогла продемонстрировать все свои возможности, и достичь своей гипотетической максимальной скорости.
Продолжение истории
Firebird I XP-21, несомненно, был одним из самых смелых концепт-каров, когда-либо созданных. Он, наряду с Rover JET 1 или Fiat Turbina, был одним из первых автомобилей, в которых использовался двигатель этого типа.
Надо сказать, что он проложил путь еще трем прототипам GM с газотурбинными двигателями, которые были выпущены в 1950-х годах. После него был и более практичный, практически семейный, четырехместный Firebird II 1956 года, а также Firebird III и IV, дебютировавшие в 1959 и 1964 годах соответственно.
Вот так Firebird 1 прибыл на одну из последних выставок. Фото: YouTube.com
Дебютировала «Жар-птица I» на выставке Motorama в 1954 году. Потом она была представлена в автосалоне General Motors и долгие годы успешно использовалась в качестве рекламного автомобиля компании. В 2018 году машина стала почетным участником выставки Eyes On Design Show. Правда, туда она добиралась не свои ходом, а на погрузчике. Сейчас этот удивительный концепт можно увидеть в Центре наследия GM в Стерлинг-Хайтс, штат Мичиган.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....