
Авиадвигатель Д-18Т для «Русланов» будут выпускать на УЗГА
Самолет Ан-124, получивший собственное имя «Руслан» – единственный в России транспортник, способный взять на борт до 120 тонн груза. Таких машин на сегодня в РФ осталось немного и большинство из них находятся в распоряжении военных. С самых высоких трибун не раз было заявлено, что страна возродит производство Ан-124.
Однако с 2004 года новые машины больше не выпускаются: осуществляется разве что модернизация. Совершенствовалась авионика, элементы фюзеляжа, шасси. Камнем преткновения стал двигатель, который выпускался на Украине в Запорожье компанией «Мотор Сич».
Производство Д-18Т в Запорожье было прекращено. Фото: YouTube.com
После разрыва с Россией выпуск авиамоторов, которые в большинстве своем закупала РФ, стал нерентабельным и производство остановили.
Агрегат турбовентиляторного типа, обладающий высокой степенью двухконтурности, создавался в СССР еще в 70-е годы минувшего века. Крупномасштабный выпуск стартовал в Запорожье в 1985-м. Двигатель предназначался для установки на тяжелые воздушные суда, которыми стали «Руслан» и «Мрия». На первом – четыре авиамотора, втором – шесть. Прародителем Д-18 изначально являлся американский двигатель General Electric TF-39: тогда он стоял на Lockheed C5A. Агрегат из США предназначался строго для военных машин, поэтому его пришлось бы серьезно модернизировать. От идеи через некоторое время отказались и обратили внимание на более подходящий RB.211-22 (Великобритания).
Покупать английский движок в Советском Союзе не стали. Фото: YouTube.com
Чтобы скопировать мотор, планировалось приобрести их восемь штук. Но хитрые англичане догадались, зачем СССР нужен их движок и поэтому предложили минимальную партию от 100 агрегатов. Тратить столько денег для копирования было бы нерационально, поэтому вновь обратились к американскому TF. В ходе работ решались сложнейшие задачи по технологиям, автоматизации проектирования, газодинамике. В последнем случае использовали советский мотор Д-36 (устанавливался на Як-42, Ан-72, Ан-74).
Они стартовали в 1982-м: использовалась летающая лаборатория на базе самолета Ил-76. В ходе тестирования машина совершила 414 экспериментальных полетов общей продолжительностью 1288 часов. Для того времени двигатель получился очень «продвинутым». По техническим характеристикам он не уступал зарубежным аналогам, стоявших на гражданских самолетах. Из достоинств тогдашние пользователи отмечали низкий расход горючего, относительно несложную конструкцию (в составе Д-18Т – 17 отдельных блоков) и небольшой удельный вес.
Ан-124 – основной «потребитель» Д-18Т. Фото: YouTube.com
При этом траты на ТО были существенно меньше: агрегат обладал хорошей ремонтопригодностью. Правда, изначально моторесурс был небольшой и ограничивался 1000 ч. Но в дальнейшем у двигателей 3-й и четвертой генерации межремонтный срок службы доведен до 6 тыс. и более часов.
Основная ремонтная база двигателей Д-18Т – Ульяновский завод гражданской авиации. На предприятии уже накоплен серьезный опыт в плане восстановления этих моторов, поэтому неудивительно, что выбор пал именно на УЗГА. Осенью прошлого года было заявлено: модернизированный «Руслан» будет оснащаться новым ПД-35 или усовершенствованным Д-18Т. Однако в марте 2024-го глава военного ведомства заявил, что предпочтение отдано второму варианту.
Сегодня мощности УЗГА серьезно загружены: завод занят производством «Байкалов» и «Ладоги» – машины очень сильно нужны в регионах. Поэтому крупномасштабное производство глубоко модернизированного Д-18Т запланировано на конец 2027-го года (4-й квартал).
«Волга-Днепр»: российская компания, использующая Ан-124 . Фото: YouTube.com
Но и гражданские транспортные Ан-124 тоже требуются России, особенно если учитывать, что у страны есть свои экономические интересы в отдаленных регионах мира – Юго-Восточной Азии, Африке, Южной Америке.
Однако с 2004 года новые машины больше не выпускаются: осуществляется разве что модернизация. Совершенствовалась авионика, элементы фюзеляжа, шасси. Камнем преткновения стал двигатель, который выпускался на Украине в Запорожье компанией «Мотор Сич».

После разрыва с Россией выпуск авиамоторов, которые в большинстве своем закупала РФ, стал нерентабельным и производство остановили.
Непростая история создания Д-18Т
Агрегат турбовентиляторного типа, обладающий высокой степенью двухконтурности, создавался в СССР еще в 70-е годы минувшего века. Крупномасштабный выпуск стартовал в Запорожье в 1985-м. Двигатель предназначался для установки на тяжелые воздушные суда, которыми стали «Руслан» и «Мрия». На первом – четыре авиамотора, втором – шесть. Прародителем Д-18 изначально являлся американский двигатель General Electric TF-39: тогда он стоял на Lockheed C5A. Агрегат из США предназначался строго для военных машин, поэтому его пришлось бы серьезно модернизировать. От идеи через некоторое время отказались и обратили внимание на более подходящий RB.211-22 (Великобритания).

Чтобы скопировать мотор, планировалось приобрести их восемь штук. Но хитрые англичане догадались, зачем СССР нужен их движок и поэтому предложили минимальную партию от 100 агрегатов. Тратить столько денег для копирования было бы нерационально, поэтому вновь обратились к американскому TF. В ходе работ решались сложнейшие задачи по технологиям, автоматизации проектирования, газодинамике. В последнем случае использовали советский мотор Д-36 (устанавливался на Як-42, Ан-72, Ан-74).
Испытания
Они стартовали в 1982-м: использовалась летающая лаборатория на базе самолета Ил-76. В ходе тестирования машина совершила 414 экспериментальных полетов общей продолжительностью 1288 часов. Для того времени двигатель получился очень «продвинутым». По техническим характеристикам он не уступал зарубежным аналогам, стоявших на гражданских самолетах. Из достоинств тогдашние пользователи отмечали низкий расход горючего, относительно несложную конструкцию (в составе Д-18Т – 17 отдельных блоков) и небольшой удельный вес.

При этом траты на ТО были существенно меньше: агрегат обладал хорошей ремонтопригодностью. Правда, изначально моторесурс был небольшой и ограничивался 1000 ч. Но в дальнейшем у двигателей 3-й и четвертой генерации межремонтный срок службы доведен до 6 тыс. и более часов.
Что сегодня
Основная ремонтная база двигателей Д-18Т – Ульяновский завод гражданской авиации. На предприятии уже накоплен серьезный опыт в плане восстановления этих моторов, поэтому неудивительно, что выбор пал именно на УЗГА. Осенью прошлого года было заявлено: модернизированный «Руслан» будет оснащаться новым ПД-35 или усовершенствованным Д-18Т. Однако в марте 2024-го глава военного ведомства заявил, что предпочтение отдано второму варианту.
Когда начнется серийное производство
Сегодня мощности УЗГА серьезно загружены: завод занят производством «Байкалов» и «Ладоги» – машины очень сильно нужны в регионах. Поэтому крупномасштабное производство глубоко модернизированного Д-18Т запланировано на конец 2027-го года (4-й квартал).

Но и гражданские транспортные Ан-124 тоже требуются России, особенно если учитывать, что у страны есть свои экономические интересы в отдаленных регионах мира – Юго-Восточной Азии, Африке, Южной Америке.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....