Чем авиационные покрышки отличаются от автомобильных
Когда вы едете на своей машине, на секунду задумайтесь: как она взаимодействует с дорогой? Касание происходит через колеса, а точнее их контактные пятна, которые по размеру примерно соответствуют ладони человека. Выходит, четыре таких площадочки удерживают груз массой в 1-2 т, да еще и на скорости, которая бывает довольно приличной! От одного только понимания этого может и оторопь взять.
А теперь представьте самолет весом в десятки тонн, который в момент касания взлетно-посадочной полосы имеет скорость в диапазоне от 260 до 400 и более км/ч! Возникающие нагрузки не идут ни в какое сравнение с теми, что испытывает автомобиль в любом режиме. Поэтому колеса для самолета должны быть особенными.
Кто-то скажет: а при чем тут нахождение лайнера в воздухе? Он же по небу не на колесах «катается»? Не катается, и не на колесах, но нагрузку они все равно испытывают, когда самолет находится в разреженной атмосфере. В это время покрышки, во-первых, охлаждаются до температуры примерно -30°С. А во-вторых, из-за пониженного давления начинают раздуваться.
А что происходит в момент посадки? Колеса не сразу будут вращаться: в течение нескольких секунд они трутся о поверхность ВПП – многие видели небольшой дымок в момент касания шасси полосы. По сути, лайнер «протаскивает» колеса по бетону, пока их скорость не станет такой же, как у самого самолета.
Когда машина приземляется, сила трения мгновенно разогревает шины до 260° (резина начинает плавиться при +180°). При этом не стоит забывать о покрытии ВПП, которое может быть разным, как и автомобильные дороги.
Даже небольшие изъяны в виде, например, ямок глубиной в 5-10 см, трещины или случайные камешки, приводят к резкому увеличению нагрузки. Если испытать на ВПП обычные автопокрышки на скорости приземления лайнера, их просто размажет по полосе.
Многие думают: когда воздушное судно только касается земли, пилот начинает вовсю давить на педаль тормоза, чтобы уменьшить скорость. Нет. Сначала в работу вступают двигатели, точнее использованные газы, которые посредство сложного реверсивного механизма направляются в нужную сторону. Колесные тормоза начинают использовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации конкретного самолета. Например, для Ту-154 это скорость в 140 км/ч.
Сразу заметим – они бескамерные. Резина (натуральный и синтетический каучук) состоит из нескольких слоев (в среднем – 18). Кроме нее, в конструкции шины используются технические ткани, кордовые нити, сделанные из нейлона, стали и арамида.
Последний представляет собой особый термостойкий материал, используемый при изготовлении бронежилетов и огнезащитной одежды для сотрудников МЧС. Арамид обладает прочностью на разрыв в 550 кг/кв. мм. Для сравнения: у стали данный параметр равен 150 кг/кв. мм.
Внутрь шины закачивается азот, который не поддерживает горение – покрышка не воспламенится даже при сильном нагреве. Давление, до которого накачивают авиационные шины, составляет в среднем 14 атмосфер. Это не автомобильные «один и восемь» или «два и два»!
Рисунок протектора простой и представляет собой несколько продольных борозд. Самолету не нужно входить в крутые повороты и ездить по снегу или льду. Дизайн шины обеспечивает лайнеру хорошую курсовую устойчивость и предотвращает аквапланирование.
У разных моделей лайнеров габариты покрышек могут сильно отличаться. Впрочем, некоторые из них от автомобильных шин ушли недалеко. Например, у «Боинг 737» типоразмер покрышек – 27х7,75R15. Это значит, что внутренний диаметр равен 38-ми см или 15-ти дюймам. Наружный – 69 см (27”). Ширина – 19,7 см (7,75”).
Однако так не на всех воздушных судах. На некоторых из них последний параметр может достигать и 50 см, а диаметр – 1,5 м. Чтобы гарантировать безопасность, производители устанавливают на одну машину несколько колес. Например, у «Боинг 777» их 14, у «737»-го только шесть, зато у «Антея» и Ан-225 – по 32 штуки!
Ресурс находится в диапазоне от 200 до 500 посадок. Разброс связан с условиями приземления, которые могут быть экстренными, а то и аварийными. А также от качества покрытия полосы и ее обслуживания.
При этом шины на передней стойке изнашиваются быстрее, т. к. она обеспечивает поворот, маневрирование. Если говорить о проходимом самолетом расстоянии по земле, то за год набегает примерно 8 тыс. км.
Перед тем, как ставить другую шину, старую внимательно осматривают. Она будет подлежать замене при наличии малейших дефектов или появлении (исчезновении) специального маркера – как на автомобилях. Замена покрышек – довольно дорогостоящая процедура, которая никак не похожа на любимый всеми журналистами и операторами процесс с Formula I.
Для установки других покрышек самолет подруливает на стоянку и шинами начинает заниматься бригада механиков. Сначала нужно поднять шасси, которое представляет собой блок, состоящий из нескольких колес.
Далее откручивают болты и колесо опускают на землю. Замена одного у квалифицированной команды занимает примерно 15 минут. После окончания операции старший специалист проверяет качество выполненной работы.
Для их изготовления используют сплавы из магния, цинка, а также титан. Изделия состоят из двух частей (кованые либо литые), которые соединяются болтами. На финишном этапе при изготовлении диски подвергают антикоррозийной обработке – анодируют, хромируют, покрывают эпоксидной смолой. А почему не используют цельный диск – ведь так надежнее? Во-первых, авиационные покрышки очень жесткие, во-вторых, их конструкция подразумевает сильное перекрытие бортов и обода.
Натянуть на него самолетную шину не получится. Наружные половинки дисков во время монтажа обрабатывают клеем: именно он гарантирует герметичность. А она – очень важный элемент безопасности. Например, если в колесо попадет вода, на высоте она превратится в лед, который расширится, что может привести к печальным последствиям при посадке.
Как это ни странно звучит, но компании, имеющие в своем распоряжении самолеты, не являются собственниками установленных на них «катков». Шины не покупают, их берут в лизинг. На пассажирских воздушных судах замена производится примерно раз в год. Но далеко не всегда ставят новую резину. Большинство владельцев воздушного транспорта предпочитает производить ее ремонт.
На истертый рисунок протектора наваривают новый слой: и так можно делать до семи раз. Зачем? Ответ банальный – ؘвсе дело в стоимости: цена одной авиационной шины составляет примерно 6 тысяч, а в некоторых случаях и все 10 тыс. «зеленых». Вот поэтому покрышки берут в лизинг, а через год возвращают производителю, чтобы он их отремонтировал. Подобная процедура обходится в четыре раза дешевле, чем покупка нового ската.
А теперь представьте самолет весом в десятки тонн, который в момент касания взлетно-посадочной полосы имеет скорость в диапазоне от 260 до 400 и более км/ч! Возникающие нагрузки не идут ни в какое сравнение с теми, что испытывает автомобиль в любом режиме. Поэтому колеса для самолета должны быть особенными.
Авиационные нагрузки на ВПП и в полете
Кто-то скажет: а при чем тут нахождение лайнера в воздухе? Он же по небу не на колесах «катается»? Не катается, и не на колесах, но нагрузку они все равно испытывают, когда самолет находится в разреженной атмосфере. В это время покрышки, во-первых, охлаждаются до температуры примерно -30°С. А во-вторых, из-за пониженного давления начинают раздуваться.
Бывает и такое. Фото: YouTube.com
А что происходит в момент посадки? Колеса не сразу будут вращаться: в течение нескольких секунд они трутся о поверхность ВПП – многие видели небольшой дымок в момент касания шасси полосы. По сути, лайнер «протаскивает» колеса по бетону, пока их скорость не станет такой же, как у самого самолета.
Легкий дымок при посадке – это нормально. Фото: YouTube.com
Когда машина приземляется, сила трения мгновенно разогревает шины до 260° (резина начинает плавиться при +180°). При этом не стоит забывать о покрытии ВПП, которое может быть разным, как и автомобильные дороги.
И летом, и зимой полосу чистят спецмашинами, которые горячим воздухом из закрепленных на них авиационных турбин сдувают грязь, счищают снег, высушивают влагу. Но ничего не бывает идеальным!
Даже небольшие изъяны в виде, например, ямок глубиной в 5-10 см, трещины или случайные камешки, приводят к резкому увеличению нагрузки. Если испытать на ВПП обычные автопокрышки на скорости приземления лайнера, их просто размажет по полосе.
Как останавливается самолет
Многие думают: когда воздушное судно только касается земли, пилот начинает вовсю давить на педаль тормоза, чтобы уменьшить скорость. Нет. Сначала в работу вступают двигатели, точнее использованные газы, которые посредство сложного реверсивного механизма направляются в нужную сторону. Колесные тормоза начинают использовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации конкретного самолета. Например, для Ту-154 это скорость в 140 км/ч.
Из чего делают авиационные покрышки
Сразу заметим – они бескамерные. Резина (натуральный и синтетический каучук) состоит из нескольких слоев (в среднем – 18). Кроме нее, в конструкции шины используются технические ткани, кордовые нити, сделанные из нейлона, стали и арамида.
У самолетов нет летней или зимней резины – она «всесезонная». Фото: YouTube.com
Последний представляет собой особый термостойкий материал, используемый при изготовлении бронежилетов и огнезащитной одежды для сотрудников МЧС. Арамид обладает прочностью на разрыв в 550 кг/кв. мм. Для сравнения: у стали данный параметр равен 150 кг/кв. мм.
Характеристики
Внутрь шины закачивается азот, который не поддерживает горение – покрышка не воспламенится даже при сильном нагреве. Давление, до которого накачивают авиационные шины, составляет в среднем 14 атмосфер. Это не автомобильные «один и восемь» или «два и два»!
По сравнению с автомобильной, авиационная покрышка почти «лысая». Фото: YouTube. com
Рисунок протектора простой и представляет собой несколько продольных борозд. Самолету не нужно входить в крутые повороты и ездить по снегу или льду. Дизайн шины обеспечивает лайнеру хорошую курсовую устойчивость и предотвращает аквапланирование.
Размеры
У разных моделей лайнеров габариты покрышек могут сильно отличаться. Впрочем, некоторые из них от автомобильных шин ушли недалеко. Например, у «Боинг 737» типоразмер покрышек – 27х7,75R15. Это значит, что внутренний диаметр равен 38-ми см или 15-ти дюймам. Наружный – 69 см (27”). Ширина – 19,7 см (7,75”).
На одной колесной тележке может быть от двух до восьми и более шин. Фото: YouTube. com
Однако так не на всех воздушных судах. На некоторых из них последний параметр может достигать и 50 см, а диаметр – 1,5 м. Чтобы гарантировать безопасность, производители устанавливают на одну машину несколько колес. Например, у «Боинг 777» их 14, у «737»-го только шесть, зато у «Антея» и Ан-225 – по 32 штуки!
Когда и как меняют покрышки
Ресурс находится в диапазоне от 200 до 500 посадок. Разброс связан с условиями приземления, которые могут быть экстренными, а то и аварийными. А также от качества покрытия полосы и ее обслуживания.
Передние покрышки стираются раньше. Фото: YouTube.com
При этом шины на передней стойке изнашиваются быстрее, т. к. она обеспечивает поворот, маневрирование. Если говорить о проходимом самолетом расстоянии по земле, то за год набегает примерно 8 тыс. км.
Болтов на колесе много! Фото: YouTube.com
Перед тем, как ставить другую шину, старую внимательно осматривают. Она будет подлежать замене при наличии малейших дефектов или появлении (исчезновении) специального маркера – как на автомобилях. Замена покрышек – довольно дорогостоящая процедура, которая никак не похожа на любимый всеми журналистами и операторами процесс с Formula I.
Для поднятия тележки используется специальный домкрат. Фото: YouTube.com
Для установки других покрышек самолет подруливает на стоянку и шинами начинает заниматься бригада механиков. Сначала нужно поднять шасси, которое представляет собой блок, состоящий из нескольких колес.
В ходе работ может применяться домкрат, насос которого использует давление, создаваемое в самой шине.
Далее откручивают болты и колесо опускают на землю. Замена одного у квалифицированной команды занимает примерно 15 минут. После окончания операции старший специалист проверяет качество выполненной работы.
Почему колесные диски разборные
Для их изготовления используют сплавы из магния, цинка, а также титан. Изделия состоят из двух частей (кованые либо литые), которые соединяются болтами. На финишном этапе при изготовлении диски подвергают антикоррозийной обработке – анодируют, хромируют, покрывают эпоксидной смолой. А почему не используют цельный диск – ведь так надежнее? Во-первых, авиационные покрышки очень жесткие, во-вторых, их конструкция подразумевает сильное перекрытие бортов и обода.
Авиационные шины накачивают до 14 и более атмосфер. Фото: YouTube.com
Натянуть на него самолетную шину не получится. Наружные половинки дисков во время монтажа обрабатывают клеем: именно он гарантирует герметичность. А она – очень важный элемент безопасности. Например, если в колесо попадет вода, на высоте она превратится в лед, который расширится, что может привести к печальным последствиям при посадке.
Почему вместо изношенных шин не покупают новые
Как это ни странно звучит, но компании, имеющие в своем распоряжении самолеты, не являются собственниками установленных на них «катков». Шины не покупают, их берут в лизинг. На пассажирских воздушных судах замена производится примерно раз в год. Но далеко не всегда ставят новую резину. Большинство владельцев воздушного транспорта предпочитает производить ее ремонт.
Авиационные шины – это дорого. Фото: YouTube.com
На истертый рисунок протектора наваривают новый слой: и так можно делать до семи раз. Зачем? Ответ банальный – ؘвсе дело в стоимости: цена одной авиационной шины составляет примерно 6 тысяч, а в некоторых случаях и все 10 тыс. «зеленых». Вот поэтому покрышки берут в лизинг, а через год возвращают производителю, чтобы он их отремонтировал. Подобная процедура обходится в четыре раза дешевле, чем покупка нового ската.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...