Чем авиационные покрышки отличаются от автомобильных
Когда вы едете на своей машине, на секунду задумайтесь: как она взаимодействует с дорогой? Касание происходит через колеса, а точнее их контактные пятна, которые по размеру примерно соответствуют ладони человека. Выходит, четыре таких площадочки удерживают груз массой в 1-2 т, да еще и на скорости, которая бывает довольно приличной! От одного только понимания этого может и оторопь взять.
А теперь представьте самолет весом в десятки тонн, который в момент касания взлетно-посадочной полосы имеет скорость в диапазоне от 260 до 400 и более км/ч! Возникающие нагрузки не идут ни в какое сравнение с теми, что испытывает автомобиль в любом режиме. Поэтому колеса для самолета должны быть особенными.
Кто-то скажет: а при чем тут нахождение лайнера в воздухе? Он же по небу не на колесах «катается»? Не катается, и не на колесах, но нагрузку они все равно испытывают, когда самолет находится в разреженной атмосфере. В это время покрышки, во-первых, охлаждаются до температуры примерно -30°С. А во-вторых, из-за пониженного давления начинают раздуваться.
А что происходит в момент посадки? Колеса не сразу будут вращаться: в течение нескольких секунд они трутся о поверхность ВПП – многие видели небольшой дымок в момент касания шасси полосы. По сути, лайнер «протаскивает» колеса по бетону, пока их скорость не станет такой же, как у самого самолета.
Когда машина приземляется, сила трения мгновенно разогревает шины до 260° (резина начинает плавиться при +180°). При этом не стоит забывать о покрытии ВПП, которое может быть разным, как и автомобильные дороги.
Даже небольшие изъяны в виде, например, ямок глубиной в 5-10 см, трещины или случайные камешки, приводят к резкому увеличению нагрузки. Если испытать на ВПП обычные автопокрышки на скорости приземления лайнера, их просто размажет по полосе.
Многие думают: когда воздушное судно только касается земли, пилот начинает вовсю давить на педаль тормоза, чтобы уменьшить скорость. Нет. Сначала в работу вступают двигатели, точнее использованные газы, которые посредство сложного реверсивного механизма направляются в нужную сторону. Колесные тормоза начинают использовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации конкретного самолета. Например, для Ту-154 это скорость в 140 км/ч.
Сразу заметим – они бескамерные. Резина (натуральный и синтетический каучук) состоит из нескольких слоев (в среднем – 18). Кроме нее, в конструкции шины используются технические ткани, кордовые нити, сделанные из нейлона, стали и арамида.
Последний представляет собой особый термостойкий материал, используемый при изготовлении бронежилетов и огнезащитной одежды для сотрудников МЧС. Арамид обладает прочностью на разрыв в 550 кг/кв. мм. Для сравнения: у стали данный параметр равен 150 кг/кв. мм.
Внутрь шины закачивается азот, который не поддерживает горение – покрышка не воспламенится даже при сильном нагреве. Давление, до которого накачивают авиационные шины, составляет в среднем 14 атмосфер. Это не автомобильные «один и восемь» или «два и два»!
Рисунок протектора простой и представляет собой несколько продольных борозд. Самолету не нужно входить в крутые повороты и ездить по снегу или льду. Дизайн шины обеспечивает лайнеру хорошую курсовую устойчивость и предотвращает аквапланирование.
У разных моделей лайнеров габариты покрышек могут сильно отличаться. Впрочем, некоторые из них от автомобильных шин ушли недалеко. Например, у «Боинг 737» типоразмер покрышек – 27х7,75R15. Это значит, что внутренний диаметр равен 38-ми см или 15-ти дюймам. Наружный – 69 см (27”). Ширина – 19,7 см (7,75”).
Однако так не на всех воздушных судах. На некоторых из них последний параметр может достигать и 50 см, а диаметр – 1,5 м. Чтобы гарантировать безопасность, производители устанавливают на одну машину несколько колес. Например, у «Боинг 777» их 14, у «737»-го только шесть, зато у «Антея» и Ан-225 – по 32 штуки!
Ресурс находится в диапазоне от 200 до 500 посадок. Разброс связан с условиями приземления, которые могут быть экстренными, а то и аварийными. А также от качества покрытия полосы и ее обслуживания.
При этом шины на передней стойке изнашиваются быстрее, т. к. она обеспечивает поворот, маневрирование. Если говорить о проходимом самолетом расстоянии по земле, то за год набегает примерно 8 тыс. км.
Перед тем, как ставить другую шину, старую внимательно осматривают. Она будет подлежать замене при наличии малейших дефектов или появлении (исчезновении) специального маркера – как на автомобилях. Замена покрышек – довольно дорогостоящая процедура, которая никак не похожа на любимый всеми журналистами и операторами процесс с Formula I.
Для установки других покрышек самолет подруливает на стоянку и шинами начинает заниматься бригада механиков. Сначала нужно поднять шасси, которое представляет собой блок, состоящий из нескольких колес.
Далее откручивают болты и колесо опускают на землю. Замена одного у квалифицированной команды занимает примерно 15 минут. После окончания операции старший специалист проверяет качество выполненной работы.
Для их изготовления используют сплавы из магния, цинка, а также титан. Изделия состоят из двух частей (кованые либо литые), которые соединяются болтами. На финишном этапе при изготовлении диски подвергают антикоррозийной обработке – анодируют, хромируют, покрывают эпоксидной смолой. А почему не используют цельный диск – ведь так надежнее? Во-первых, авиационные покрышки очень жесткие, во-вторых, их конструкция подразумевает сильное перекрытие бортов и обода.
Натянуть на него самолетную шину не получится. Наружные половинки дисков во время монтажа обрабатывают клеем: именно он гарантирует герметичность. А она – очень важный элемент безопасности. Например, если в колесо попадет вода, на высоте она превратится в лед, который расширится, что может привести к печальным последствиям при посадке.
Как это ни странно звучит, но компании, имеющие в своем распоряжении самолеты, не являются собственниками установленных на них «катков». Шины не покупают, их берут в лизинг. На пассажирских воздушных судах замена производится примерно раз в год. Но далеко не всегда ставят новую резину. Большинство владельцев воздушного транспорта предпочитает производить ее ремонт.
На истертый рисунок протектора наваривают новый слой: и так можно делать до семи раз. Зачем? Ответ банальный – ؘвсе дело в стоимости: цена одной авиационной шины составляет примерно 6 тысяч, а в некоторых случаях и все 10 тыс. «зеленых». Вот поэтому покрышки берут в лизинг, а через год возвращают производителю, чтобы он их отремонтировал. Подобная процедура обходится в четыре раза дешевле, чем покупка нового ската.
А теперь представьте самолет весом в десятки тонн, который в момент касания взлетно-посадочной полосы имеет скорость в диапазоне от 260 до 400 и более км/ч! Возникающие нагрузки не идут ни в какое сравнение с теми, что испытывает автомобиль в любом режиме. Поэтому колеса для самолета должны быть особенными.
Авиационные нагрузки на ВПП и в полете
Кто-то скажет: а при чем тут нахождение лайнера в воздухе? Он же по небу не на колесах «катается»? Не катается, и не на колесах, но нагрузку они все равно испытывают, когда самолет находится в разреженной атмосфере. В это время покрышки, во-первых, охлаждаются до температуры примерно -30°С. А во-вторых, из-за пониженного давления начинают раздуваться.
Бывает и такое. Фото: YouTube.com
А что происходит в момент посадки? Колеса не сразу будут вращаться: в течение нескольких секунд они трутся о поверхность ВПП – многие видели небольшой дымок в момент касания шасси полосы. По сути, лайнер «протаскивает» колеса по бетону, пока их скорость не станет такой же, как у самого самолета.
Легкий дымок при посадке – это нормально. Фото: YouTube.com
Когда машина приземляется, сила трения мгновенно разогревает шины до 260° (резина начинает плавиться при +180°). При этом не стоит забывать о покрытии ВПП, которое может быть разным, как и автомобильные дороги.
И летом, и зимой полосу чистят спецмашинами, которые горячим воздухом из закрепленных на них авиационных турбин сдувают грязь, счищают снег, высушивают влагу. Но ничего не бывает идеальным!
Даже небольшие изъяны в виде, например, ямок глубиной в 5-10 см, трещины или случайные камешки, приводят к резкому увеличению нагрузки. Если испытать на ВПП обычные автопокрышки на скорости приземления лайнера, их просто размажет по полосе.
Как останавливается самолет
Многие думают: когда воздушное судно только касается земли, пилот начинает вовсю давить на педаль тормоза, чтобы уменьшить скорость. Нет. Сначала в работу вступают двигатели, точнее использованные газы, которые посредство сложного реверсивного механизма направляются в нужную сторону. Колесные тормоза начинают использовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации конкретного самолета. Например, для Ту-154 это скорость в 140 км/ч.
Из чего делают авиационные покрышки
Сразу заметим – они бескамерные. Резина (натуральный и синтетический каучук) состоит из нескольких слоев (в среднем – 18). Кроме нее, в конструкции шины используются технические ткани, кордовые нити, сделанные из нейлона, стали и арамида.
У самолетов нет летней или зимней резины – она «всесезонная». Фото: YouTube.com
Последний представляет собой особый термостойкий материал, используемый при изготовлении бронежилетов и огнезащитной одежды для сотрудников МЧС. Арамид обладает прочностью на разрыв в 550 кг/кв. мм. Для сравнения: у стали данный параметр равен 150 кг/кв. мм.
Характеристики
Внутрь шины закачивается азот, который не поддерживает горение – покрышка не воспламенится даже при сильном нагреве. Давление, до которого накачивают авиационные шины, составляет в среднем 14 атмосфер. Это не автомобильные «один и восемь» или «два и два»!
По сравнению с автомобильной, авиационная покрышка почти «лысая». Фото: YouTube. com
Рисунок протектора простой и представляет собой несколько продольных борозд. Самолету не нужно входить в крутые повороты и ездить по снегу или льду. Дизайн шины обеспечивает лайнеру хорошую курсовую устойчивость и предотвращает аквапланирование.
Размеры
У разных моделей лайнеров габариты покрышек могут сильно отличаться. Впрочем, некоторые из них от автомобильных шин ушли недалеко. Например, у «Боинг 737» типоразмер покрышек – 27х7,75R15. Это значит, что внутренний диаметр равен 38-ми см или 15-ти дюймам. Наружный – 69 см (27”). Ширина – 19,7 см (7,75”).
На одной колесной тележке может быть от двух до восьми и более шин. Фото: YouTube. com
Однако так не на всех воздушных судах. На некоторых из них последний параметр может достигать и 50 см, а диаметр – 1,5 м. Чтобы гарантировать безопасность, производители устанавливают на одну машину несколько колес. Например, у «Боинг 777» их 14, у «737»-го только шесть, зато у «Антея» и Ан-225 – по 32 штуки!
Когда и как меняют покрышки
Ресурс находится в диапазоне от 200 до 500 посадок. Разброс связан с условиями приземления, которые могут быть экстренными, а то и аварийными. А также от качества покрытия полосы и ее обслуживания.
Передние покрышки стираются раньше. Фото: YouTube.com
При этом шины на передней стойке изнашиваются быстрее, т. к. она обеспечивает поворот, маневрирование. Если говорить о проходимом самолетом расстоянии по земле, то за год набегает примерно 8 тыс. км.
Болтов на колесе много! Фото: YouTube.com
Перед тем, как ставить другую шину, старую внимательно осматривают. Она будет подлежать замене при наличии малейших дефектов или появлении (исчезновении) специального маркера – как на автомобилях. Замена покрышек – довольно дорогостоящая процедура, которая никак не похожа на любимый всеми журналистами и операторами процесс с Formula I.
Для поднятия тележки используется специальный домкрат. Фото: YouTube.com
Для установки других покрышек самолет подруливает на стоянку и шинами начинает заниматься бригада механиков. Сначала нужно поднять шасси, которое представляет собой блок, состоящий из нескольких колес.
В ходе работ может применяться домкрат, насос которого использует давление, создаваемое в самой шине.
Далее откручивают болты и колесо опускают на землю. Замена одного у квалифицированной команды занимает примерно 15 минут. После окончания операции старший специалист проверяет качество выполненной работы.
Почему колесные диски разборные
Для их изготовления используют сплавы из магния, цинка, а также титан. Изделия состоят из двух частей (кованые либо литые), которые соединяются болтами. На финишном этапе при изготовлении диски подвергают антикоррозийной обработке – анодируют, хромируют, покрывают эпоксидной смолой. А почему не используют цельный диск – ведь так надежнее? Во-первых, авиационные покрышки очень жесткие, во-вторых, их конструкция подразумевает сильное перекрытие бортов и обода.
Авиационные шины накачивают до 14 и более атмосфер. Фото: YouTube.com
Натянуть на него самолетную шину не получится. Наружные половинки дисков во время монтажа обрабатывают клеем: именно он гарантирует герметичность. А она – очень важный элемент безопасности. Например, если в колесо попадет вода, на высоте она превратится в лед, который расширится, что может привести к печальным последствиям при посадке.
Почему вместо изношенных шин не покупают новые
Как это ни странно звучит, но компании, имеющие в своем распоряжении самолеты, не являются собственниками установленных на них «катков». Шины не покупают, их берут в лизинг. На пассажирских воздушных судах замена производится примерно раз в год. Но далеко не всегда ставят новую резину. Большинство владельцев воздушного транспорта предпочитает производить ее ремонт.
Авиационные шины – это дорого. Фото: YouTube.com
На истертый рисунок протектора наваривают новый слой: и так можно делать до семи раз. Зачем? Ответ банальный – ؘвсе дело в стоимости: цена одной авиационной шины составляет примерно 6 тысяч, а в некоторых случаях и все 10 тыс. «зеленых». Вот поэтому покрышки берут в лизинг, а через год возвращают производителю, чтобы он их отремонтировал. Подобная процедура обходится в четыре раза дешевле, чем покупка нового ската.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...