.d-md-none .d-lg-block bibimot

Двигатели на аммиаке – уже делают

Двигатели на аммиаке – уже делают
В минувшем году в масс-медиа проскочило сообщение о разработке и постройке китайскими специалистами из GAC автомобильного двигателя, работающего на аммиаке. Был продемонстрирован агрегат объемом 2 л, развивающий 163 л. с. Представитель компании заявил, что проблема, связанная с трудным сгоранием аммиака «преодолена» и данное вещество может быть «ценным» для «коммерческого использования».


Однако о комплектовании такими ДВС продукции концерна ничего сказано не было. Видимо, на то есть серьезные причины. И все же тема применения аммиака в роли топлива нет-нет, да и поднимается. Стоит подробнее разобраться с этим соединением, содержащим «популярный» на планете азот и водород.

История использования


Самая распространенная сфера применения вещества – сельское хозяйство. Когда в мире стали иссякать природные запасы удобрений в виде натуральных нитратов, гуано, резко возникла необходимость в дешевом катализаторе хороших урожаев. «Джина из бутылки» выпустили химики Габер и Бош, предложившие недорогой метод получения нужного вещества путем соединения азота и водорода под давлением. За что им и вручили Нобелевскую премию.

Двигатели на аммиаке – уже делаютЗаправка прицепного оборудования для внесения безводного аммиака в почву. Фото: YouTube.com

В быту это вещество мы видим в роли отбеливающих составов, нашатырного спирта, удобрения для огорода. Ну а как же насчет топлива? Идея не нова: еще в 1943-м году, в самый разгар Второй мировой войны бельгийцы из-за отсутствия дизельного горючего заливали в баки автобусов смесь аммиака и газификаторов. На гибридном топливе общественный транспорт наездил 10 тыс. км.

В 1960-х ракетоплан Х-15, работавший на аммиаке, устанавливал рекорды по достижению максимальной высоты и скорости.

Другую попытку применения этого вещества в качестве одного из компонентов горючего предприняли в Южной Корее уже в наше время: в 2013-м году. Тогда не было цели сделать полностью «аммиачный» автомобиль. Просто решили его переделать так, чтобы роль горючего играла смесь из 30% бензина и 70% описываемого соединения. Это позволяло сохранить существующую топливную аппаратуру – доработки были минимальными. Но здесь корейцы тоже не были первыми.

В 2007-м автомобиль, заправленный смесью аммиака и бензина проехал из Детройта в Сан-Франциско, преодолев расстояние в 3851 км.

По заявлению разработчиков выбросы углекислого газа наружу уменьшились на 70%. Если подобной смесью заправлять хотя бы пятую часть автомобилей в Южной Корее, засорение атмосферы парниковыми газами (аммиак их не выделяет) сократилось бы на 15% за год. Однако на этом все затихло. Создатели нового ДВС мотивировали это тем, что данное соединение слишком дорого, но они «работают над этим». Чем же привлекателен аммиак для автомобильной отрасли?

Преимущества


Их достаточно много и первое кому-то покажется неожиданным. Аммиак может служить идеальным хранилищем для водорода, который играет роль топлива. Перед использованием он должен находиться в резервуарах при температуре в -253°С под давлением. В то время, как аммиак хранится при -33°С.

Одно из наиболее популярных удобрений – аммиачная селитра. Фото: YouTube.com

Последний уже сто лет применяется в мировом сельском хозяйстве, поэтому инфраструктура, связанная с выпуском и транспортировкой продукта, благополучно существует. Объем производства на планете составляет 180 млн т. В 120-ти портах есть соответствующие терминалы.

Глава CF Industries – одной из ведущих компаний, производящих аммиак, заметил: ранее человечество «продавало азотную» часть молекулы, сегодня предстоит заняться «водородной составляющей».

Второй плюс – энергетическая плотность. У сжиженного водорода данный показатель находится на уровне 8,5 МДж/л. А у натрий-азотного соединения эта цифра составляет 12,7 МДж/л. Если сравнивать с литий-ионными аккумуляторами, которые стоят в электрокарах, то этот параметр у аммиака выше девятикратно. Он хуже воспламеняется, чем бензин или авиационный керосин, но сравнительно экономичнее. Если говорить о ДВС, здесь тоже есть интересная особенность аммиака – его детонационная устойчивость. Октановое число равно 130 (исследовательский метод).

Схематическое изображение установки для получения аммиака. Фото: YouTube.com

И главное достоинство этого химического соединения заключается в его экологической безопасности. Применение аммиака в ДВС позволит сократить вредные выбросы углекислоты, которые «обеспечивают» более миллиарда автомобилей, колесящих сегодня по планете. А как же насчет недостатков?

Отрицательные стороны


К ним относится хорошо всем известный резкий запах соединения. Он может раздражать слизистую рта и носа, дыхательных путей, вызывать кашель. С другой стороны, это помогает моментально обнаружить утечки аммиака даже без всяких приборов. Если же говорить о вреде здоровью, он «лучше», чем метанол в четыре раза. И все же для людей и окружающей среды аммиак токсичен. Если предстоит его использовать в ДВС, герметизация должна быть идеальной.

Аммиак – вредное вещество: ликвидация последствий утечки из цистерны спасателями. Фото: YouTube.com

Другой минус заключается в агрессивности вещества, т. к. оно обладает щелочными свойствами. Аммиак попросту уничтожит все медные, бронзовые, резиновые детали в двигателе. Еще одна проблема – плохое воспламенение. Это решается путем добавления в соединение ацетилена или водорода. Если аммиак будет применяться в дизелях, то степень сжатия придется увеличивать до 35-ти, а температуру во впускном коллекторе – до +150°.

Получать водород для авто можно из аммиака. Фото: YouTube.com

Впрочем, можно сохранить и привычные параметры. Но тогда придется добавлять присадки (диметилгидразин, амилнитрат), которые понизят степень сжатия до 12-14. Еще одна проблема заключается в том, что аммиак не сгорает полностью: в выхлопных газах могут содержаться токсичные вещества. Поэтому понадобится система доочистки.

Идея горючего на основе аммиака будоражит умы изобретателей: в 2021 году в РФ выдан патент RU2778415C1 на «систему питания ДВС водородным топливом на основе аммиака».

Лучший вариант – найти дешевый катализатор, который поможет соединению (оно будет играть роль носителя) разложиться на азот и водород, а уже потом использовать последний в качестве топлива. Это возможно уже сегодня. Но роль помощника для расщепления играют соединения иридия, а это очень дорого.

Перспективы


На нынешний момент производство аммиака достигло внушительных масштабов. Если в деньгах, то мировой рынок этого продукта к 2025-му году оценивается в 81,42 млрд долларов. Массово строить авто с ДВС, работающими на аммиаке, пока никто не хочет. Главное препятствие – опасность вещества для людей и природы из-за ограниченного пространства в городах. Другое дело – корабли: океанские и морские просторы помогут улетучиться вредным соединениям. В практическом плане MAN Energy Solutions совместно со специалистами из Южной Кореи уже строят танкер, силовая установка которого будет работать на аммиаке. От них не отстает Норвегия: компания Equinor переводит на это топливо судно Viking Energy. Работы должны быть завершены в этом году.

Японский буксир, работающий на аммиаке. Фото: YouTube.com

Япония «смотрит туда же»: в 2020-м компания NYK Line заявила, что в ее планах – постройка корабля, двигатель которого будет работать на аммиаке. Что касается использования соединения в авиации, то идея пока находится на исследовательском этапе, хотя в 1960-е, как уже говорилось, попытки были, причем небезуспешные.

В ракетоплане Х-15 в качестве топлива частично использовался аммиак. Фото: YouTube.com

Широкомасштабное использование в ДВС чистого аммиака пока не представляется возможным. Соединение может применяться, как носитель другого вида топлива – водорода или в виде дополнения к бензину, солярке. Исследования на тему использования аммиака в автомобильных ДВС продолжаются во всем мире – остается ждать результатов.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вы что думаете об использовании аммиака в ДВС?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Яхта на водороде Aqua – мечты или реальность?Двигатель Стирлинга в авто и не только – еще не все сказано!