«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппарат
Stratolaunch – компания, известная своими необычными проектами, один из которых – самый длиннокрылый (размах – 117,3 м) самолет в мире, используемый для воздушного старта ракет (Scaled Composites Model 351). По сути, это огромная площадка, с которой летательные аппараты могут достигнуть космоса. Компания была основана в 2011-м году одним из соучредителей «Майкрософт» П. Алленом, недавно ушедшим в мир иной.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.
Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».
Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.
Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.
Между огромными фюзеляжами планер почти не видно. Фото: YouTube.com
Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Что представляет собой Talon-A
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».
В ходе первого полета гиперзвука достичь не планировалось. Фото: YouTube.com
Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Полет очередного прототипа
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.
На какой высоте отделился Talon, не сообщается. Фото: YouTube.com
Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Продолжение работы Stratolaunch LLC после банкротства связано и с заключением осенью 2023-го контракта с ВМС, согласно которому будет проведено пять пробных полетов ТА. Однако очевидно: аппарат найдет применение и в гражданской, в т. ч. коммерческой сфере.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Перспективы
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...