
«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппарат
Stratolaunch – компания, известная своими необычными проектами, один из которых – самый длиннокрылый (размах – 117,3 м) самолет в мире, используемый для воздушного старта ракет (Scaled Composites Model 351). По сути, это огромная площадка, с которой летательные аппараты могут достигнуть космоса. Компания была основана в 2011-м году одним из соучредителей «Майкрософт» П. Алленом, недавно ушедшим в мир иной.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.
Между огромными фюзеляжами планер почти не видно. Фото: YouTube.com
Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».
В ходе первого полета гиперзвука достичь не планировалось. Фото: YouTube.com
Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.
На какой высоте отделился Talon, не сообщается. Фото: YouTube.com
Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.

Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Что представляет собой Talon-A
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».

Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Полет очередного прототипа
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.

Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Продолжение работы Stratolaunch LLC после банкротства связано и с заключением осенью 2023-го контракта с ВМС, согласно которому будет проведено пять пробных полетов ТА. Однако очевидно: аппарат найдет применение и в гражданской, в т. ч. коммерческой сфере.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Перспективы
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....