
«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппарат
Stratolaunch – компания, известная своими необычными проектами, один из которых – самый длиннокрылый (размах – 117,3 м) самолет в мире, используемый для воздушного старта ракет (Scaled Composites Model 351). По сути, это огромная площадка, с которой летательные аппараты могут достигнуть космоса. Компания была основана в 2011-м году одним из соучредителей «Майкрософт» П. Алленом, недавно ушедшим в мир иной.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.
Между огромными фюзеляжами планер почти не видно. Фото: YouTube.com
Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».
В ходе первого полета гиперзвука достичь не планировалось. Фото: YouTube.com
Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.
На какой высоте отделился Talon, не сообщается. Фото: YouTube.com
Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.

Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.
Что представляет собой Talon-A
Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».

Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.
Полет очередного прототипа
Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.

Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.
Продолжение работы Stratolaunch LLC после банкротства связано и с заключением осенью 2023-го контракта с ВМС, согласно которому будет проведено пять пробных полетов ТА. Однако очевидно: аппарат найдет применение и в гражданской, в т. ч. коммерческой сфере.
Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.
Перспективы
Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас