.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппарат

«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппарат
Stratolaunch – компания, известная своими необычными проектами, один из которых – самый длиннокрылый (размах – 117,3 м) самолет в мире, используемый для воздушного старта ракет (Scaled Composites Model 351). По сути, это огромная площадка, с которой летательные аппараты могут достигнуть космоса. Компания была основана в 2011-м году одним из соучредителей «Майкрософт» П. Алленом, недавно ушедшим в мир иной.


К 2019-му Stratolaunch разорилась и была объявлена банкротом. Однако ее выкупило «неизвестно лицо» и работы в организации продолжаются. В этом году был представлен гиперзвуковой планер Talon-A («Коготь»: для кого-то это может показаться «прикольным», но именно так переводится название), развивающий 7 Махов. По мысли инженеров компании, аппарат отделится от самолета, играющего роль стартовой площадки, затем включит собственный двигатель и самостоятельно приземлится на стандартную ВПП. Предполагается, что последующие модификации «Когтя» смогут и взлетать с нее.

«Коготь» рвется в небо: американцы испытывают коммерческий гиперзвуковой аппаратМежду огромными фюзеляжами планер почти не видно. Фото: YouTube.com

Совершить первый пуск планера предполагалось еще до банкротства, в 2022-м году. А в следующем Talon-A уже должны были ввести в эксплуатацию. Однако финансовые неурядицы внесли свои коррективы, и каков график испытаний, пока неизвестно. Однако тестовый сброс (без использования двигателя) уже состоялся в мае минувшего года.

Что представляет собой Talon-A


Аппарат, называемый планером, несмотря на то, что оснащен силовым агрегатом, имеет длину 8,5 м при размахе крыльев в 3,4 м. Вес «Талона» – 2700 кг. Масса полезной нагрузки – до 450 кг. Полет прототипа продолжался 4 ч 8 мин. Это был одиннадцатый по счету старт самолета Scaled Composites Model 351 (его короткое название – Roc). Испытания подтвердили: планер, имевший индекс ТА-0, безопасно отделяется от «стартовой площадки».

В ходе первого полета гиперзвука достичь не планировалось. Фото: YouTube.com

Правда, куда делся аппарат потом, не сообщалось. В декабре прошлого и феврале нынешнего года компания провела еще пару тестовых полетов, во время которых Roc транспортировал пару «Талонов» с топливом. Пусков не было. Кстати: самолет-гигант способен нести под своими крыльями сразу три планера.

Полет очередного прототипа


Он состоялся в начале этого месяца: Scaled Composites «отстегнул» Talon-A-1 над Тихим океаном (побережье Калифорнии). Планер сумел разогнаться до скорости, близкой к пяти Махам (6 тыс. км/ч), однако преодолеть ее не смог. Впрочем, точные данные официально не сообщались: конкретные данные, в т. ч. и высота полета покрыты тайной. Посадка, как и было запланировано, произошла на водную поверхность океана. При этом маневр был управляемым, но, тем не менее, аппарат считался одноразовым.

На какой высоте отделился Talon, не сообщается. Фото: YouTube.com

Планер оснащен силовым агрегатом Hadley, произведенного компанией Ursa Major. Успешное тестирование двигателя на «Когте» – несомненное достижение производителя. По сообщению его представителей, «цели были достигнуты»: установка отработала отведенные ей 200 секунд. На проектирование и производство данного агрегата ушло почти десять лет. Однако сегодня компания активно применяет аддитивную технологию – 3D-печать, что позволяет ускорить выпуск ракетного двигателя.

Продолжение работы Stratolaunch LLC после банкротства связано и с заключением осенью 2023-го контракта с ВМС, согласно которому будет проведено пять пробных полетов ТА. Однако очевидно: аппарат найдет применение и в гражданской, в т. ч. коммерческой сфере.

Нынешний глава Stratolaunch г-н Кревор после удачного пуска заявил, что в ходе полета были собраны данные, «ценные для клиентов». Гиперзвуковые летательные аппараты, по его словам, представляют собой настоящую «революцию» в военной, научной и коммерческой областях.

Перспективы


Также Кревор добавил, что в ближайшем будущем (скорее всего, в этом году) состоится очередной полет планера Talon-A-2. Это будет уже многоразовый аппарат, который сможет самостоятельно приземлиться. А еще глава Stratolaunch сообщил, что на стадии строительства находится ТА-3 и ведется разработка Talon-Z, который достигнет скорости десяти Махов, что равно 10 тыс. 620 км/ч.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о гиперзвуковых аппаратах США?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
StratoLanch - самый большой в мире самолет-носитель«Летающий аэропорт» Stratolaunch Roc для запуска Talon-A успешно прошел испытания