Тепловизор в авто для вождения и ремонта – стоит ли покупать
Для большинства владельцев машин, относящихся с бюджетному и среднему ценовому сегменту, тепловизор – опция, недоступная. Его можно встретить только в автомобилях премиум-класса. Но когда-то и обычный навигатор или видеорегистратор тоже считались «игрушками для богатых». Прогресс не стоит на месте и сегодня можно говорить, что такие интересные приборы, как тепловизоры, стали доступны многим.
В мире авто эти устройства появились в начале ХХI-го века: на их основе выстраивались целые системы. Пионером в этом плане стал Cadillac Deville. Машины, оснащенные тепловизорами, могли более безопасно передвигаться в густом тумане, при задымлении, ночью. В городе прибор не так нужен, зато на магистралях позволяет за 150-600 м увидеть животное или человека, неразличимого, например, за кустами либо иными препятствиями.
Но у тепловизоров есть и другая сфера применения, многим хорошо знакомая. Например, устройства активно используют в охранных системах, строительстве. Если с первым моментом все ясно, то второй подразумевает поиск мест в доме, откуда, например, выходит нагретый воздух. Значит, здесь «утечка»: нужно принять меры по утеплению. Также эта особенность прибора может быть использована при диагностике и ремонте автомобиля. Но обо всем по порядку.
Наиболее широко эти устройства внедряют в свои автомобили конструкторы из известного концерна Bayerische Motoren Werke (BMW). Его продукция отличается не только престижностью, надежностью, техническим оборудованием, но и безопасностью.
Раньше изображение выводилось в виде проекции на лобовое стекло, но сегодня автопроизводители предпочитают, чтобы ситуация на дороге отображалась на мультимедиа. Реально ли тепловизоры обеспечивают безопасность?
В той же Германии половина ДТП с летальным исходом приходится на ночное время. И это, несмотря на то, что 75% водителей ездят на машинах днем. Почти то же самое можно сказать о США. Здесь разница между цифрами еще больше: 55% аварий с погибшими происходят ночью, а водят авто в темное время суток 28%.
Родоначальником в этой сфере считается компания Flir. Ее модели PathfindIR первого и второго поколений устанавливаются на BMW седьмой серии, Audi A8.
Стоимость этих тепловизоров составляет сотни тысяч рублей. Китайцы предлагают свой вариант американского продукта для авто. К слову сказать, матрицы для приборов производят в Европе. По стоимости, увы, оба изделия примерно одинаковы. Но прибор из КНР имеет функцию звукового оповещения и умеет идентифицировать отдельно авто и людей, животных. Цена N-Driver 384 в комплекте с семидюймовым монитором у себя на родине («Али-экспресс») в среднем составляет 125 тыс. руб. Но как насчет «подешевле»? Есть варианты – китайский производитель продает сравнительно недорогие модели, работающие в «связке» с телефонными программами, смартфонами. Далее – обзор одного из таких устройств.
У него нет своего источника питания, поэтому тепловизор необходимо держать подключенным к телефону. Последний должен поддерживать OTG. Чтобы в этом убедиться, подключите через переходник флешку: если смартфон ее увидел, все в порядке. Но сначала скачайте бесплатное приложение. Кстати: устройство компактное и его размеры сопоставимы с пятирублевой монетой!
Характеристики с первого взгляда не очень. Разрешение – 206х165, хотя и этого достаточно. Впрочем, для достижения лучшей резкости можно использовать фокусировочное кольцо. Температурный диапазон измерений обширный – от -40° до +330°.
Правда, погрешность тоже немаленькая и составляет несколько градусов. И цена не радует, ибо сопоставима со стоимостью какой-нибудь бэушной, пусть и «полуубитой», но машиной. Тогда можно посмотреть, сколько стоят неспециализированные приборы.
Тепловизор необходимо использовать со смартфоном, где установлена ОС Android. Дальность обнаружения объекта достигает 200 м при угле обзора 50°. Прибор считается предназначенным для строителей, но никто не мешает использовать его в автомобиле. Данные передаются с помощью интерфейса Type-C.
Однако у прибора степень защиты – IP43, которая рекомендует использовать устройство в сухом помещении, хотя и попадание влаги допускается. Но все-таки Guide Mobir Air лучше использовать для диагностики технического состояния машины: об этом способе применения прибора – далее.
Почти все, что работает в автомобиле, нагревается. А описываемое устройство способно определять горячие места, чем мы и воспользуемся. Например, можно наблюдать после пуска двигателя за нижним патрубком радиатора. Если он начинает прогреваться, (прибор показывает «тепло»), значит, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу: термостат открыт. Еще можно проверить и сам радиатор: Холодные места указывают на его забитость.
Также при диагностике стоит учитывать парность некоторых узлов. Например, сравнивая степень нагрева колесных дисков, можно сделать вывод о состоянии подшипников ступиц. Также стоит проверить тормозные диски: если один из них горячее своего «коллеги» на другой стороне, значит, подклинивает рабочий цилиндр либо палец суппорта.
Тепловизор пригодится и при диагностировании электрики. Только желательно это делать сразу после остановки двигателя. Место в проводке, где контакт (колодка), нагревается, покажет прибор. Нелишним будет проверить блок предохранителей: более высокая температура одного из них указывает на сомнительное качество. Если номинал в амперах соответствую требуемому, то, скорее всего деталь «левая» и ее нужно заменить. В «лучшем» случае что-то выйдет из строя, в худшем – не исключен пожар.
Обнаружение утечек тепла из салона тоже диагностируется этой штуковиной. Кстати: плохие уплотнители – не только причина понижения температуры в салоне: через них может проникать влага, что ведет к коррозии. Для определения места утечки включите «печку» на полную мощность и снаружи пройдитесь с тепловизором у дверей, окон, багажника. А еще с помощью прибора можно проверить эффективность термоодеяла под капотом и работоспособность нитей обогревателя заднего стекла: виновница вычисляется мгновенно.
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Очевидно, что тепловизор – изделие, которое повышает безопасность езды при недостаточной видимости. Да и не только в этом случае: человеческий глаз не является идеальным «прибором» и зачастую даже при дневном освещении не видит то, что заметит и о чем просигнализирует описываемое устройство.
Однако плюсы перебивает стоимость: прибор еще не настолько популярен, чтобы его «клепали» в каждом втором китайском подвале, как, например, смартфоны. Есть, конечно, выход, если устройство необходимо: можно купить недорогое изделие (но это все равно в районе 20-30 тыс. руб.) и приспособить его для автомобиля. Но опять-таки, нужен хоть какой-то опыт или сведущие в подобном деле друзья-товарищи.
К тому же технические данные могут не подходить для установки на авто: питание, степень защиты от влаги, расстояние обнаружения и т. д. Так что остается только ждать, пока производители из Поднебесной обратят внимание на эту рыночную нишу. У нас выпускают подобный продукт, но из-за импортных комплектующих (те же матрицы, например) он все равно получается дорогим.
В мире авто эти устройства появились в начале ХХI-го века: на их основе выстраивались целые системы. Пионером в этом плане стал Cadillac Deville. Машины, оснащенные тепловизорами, могли более безопасно передвигаться в густом тумане, при задымлении, ночью. В городе прибор не так нужен, зато на магистралях позволяет за 150-600 м увидеть животное или человека, неразличимого, например, за кустами либо иными препятствиями.
Впервые массово тепловизоры стали применять на Cadillac Deville. Фото: YouTube.com
Но у тепловизоров есть и другая сфера применения, многим хорошо знакомая. Например, устройства активно используют в охранных системах, строительстве. Если с первым моментом все ясно, то второй подразумевает поиск мест в доме, откуда, например, выходит нагретый воздух. Значит, здесь «утечка»: нужно принять меры по утеплению. Также эта особенность прибора может быть использована при диагностике и ремонте автомобиля. Но обо всем по порядку.
Тепловизоры для вождения
Наиболее широко эти устройства внедряют в свои автомобили конструкторы из известного концерна Bayerische Motoren Werke (BMW). Его продукция отличается не только престижностью, надежностью, техническим оборудованием, но и безопасностью.
Так на тепловизоре выглядит дорога и встречные авто. Фото: YouTube.com
Раньше изображение выводилось в виде проекции на лобовое стекло, но сегодня автопроизводители предпочитают, чтобы ситуация на дороге отображалась на мультимедиа. Реально ли тепловизоры обеспечивают безопасность?
Статистика
В той же Германии половина ДТП с летальным исходом приходится на ночное время. И это, несмотря на то, что 75% водителей ездят на машинах днем. Почти то же самое можно сказать о США. Здесь разница между цифрами еще больше: 55% аварий с погибшими происходят ночью, а водят авто в темное время суток 28%.
Производители штатных тепловизоров
Родоначальником в этой сфере считается компания Flir. Ее модели PathfindIR первого и второго поколений устанавливаются на BMW седьмой серии, Audi A8.
Картинка на автомобильном тепловизоре от компании Flir (США). Фото: YouTube.com
Стоимость этих тепловизоров составляет сотни тысяч рублей. Китайцы предлагают свой вариант американского продукта для авто. К слову сказать, матрицы для приборов производят в Европе. По стоимости, увы, оба изделия примерно одинаковы. Но прибор из КНР имеет функцию звукового оповещения и умеет идентифицировать отдельно авто и людей, животных. Цена N-Driver 384 в комплекте с семидюймовым монитором у себя на родине («Али-экспресс») в среднем составляет 125 тыс. руб. Но как насчет «подешевле»? Есть варианты – китайский производитель продает сравнительно недорогие модели, работающие в «связке» с телефонными программами, смартфонами. Далее – обзор одного из таких устройств.
Seek Thermal Compact XR
У него нет своего источника питания, поэтому тепловизор необходимо держать подключенным к телефону. Последний должен поддерживать OTG. Чтобы в этом убедиться, подключите через переходник флешку: если смартфон ее увидел, все в порядке. Но сначала скачайте бесплатное приложение. Кстати: устройство компактное и его размеры сопоставимы с пятирублевой монетой!
Seek Thermal Тепловизор Compact XR для Android. Средняя цена: 34 тыс. 448 руб. Фото: ЯндексМаркет
Характеристики с первого взгляда не очень. Разрешение – 206х165, хотя и этого достаточно. Впрочем, для достижения лучшей резкости можно использовать фокусировочное кольцо. Температурный диапазон измерений обширный – от -40° до +330°.
Прибор присоединяется к смартфону. Фото: YouTube.com
Правда, погрешность тоже немаленькая и составляет несколько градусов. И цена не радует, ибо сопоставима со стоимостью какой-нибудь бэушной, пусть и «полуубитой», но машиной. Тогда можно посмотреть, сколько стоят неспециализированные приборы.
Guide Mobir Air
Тепловизор необходимо использовать со смартфоном, где установлена ОС Android. Дальность обнаружения объекта достигает 200 м при угле обзора 50°. Прибор считается предназначенным для строителей, но никто не мешает использовать его в автомобиле. Данные передаются с помощью интерфейса Type-C.
Тепловизор Guide Mobir Air Dark Gray. Средняя цена: 19 тыс. 900 руб. Фото: ЯндексМаркет
Однако у прибора степень защиты – IP43, которая рекомендует использовать устройство в сухом помещении, хотя и попадание влаги допускается. Но все-таки Guide Mobir Air лучше использовать для диагностики технического состояния машины: об этом способе применения прибора – далее.
Тепловизор в руках мастера
Почти все, что работает в автомобиле, нагревается. А описываемое устройство способно определять горячие места, чем мы и воспользуемся. Например, можно наблюдать после пуска двигателя за нижним патрубком радиатора. Если он начинает прогреваться, (прибор показывает «тепло»), значит, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу: термостат открыт. Еще можно проверить и сам радиатор: Холодные места указывают на его забитость.
Проверка патрубков тепловизором UNI-T UTi120P. Средняя цена: 22 тыс. 820 руб. Фото: YouTube.com
Также при диагностике стоит учитывать парность некоторых узлов. Например, сравнивая степень нагрева колесных дисков, можно сделать вывод о состоянии подшипников ступиц. Также стоит проверить тормозные диски: если один из них горячее своего «коллеги» на другой стороне, значит, подклинивает рабочий цилиндр либо палец суппорта.
Через тепловизор видно: выхлопной коллектор горячий, а выход цилиндра холодный – значит, он не работает. Фото: YouTube.com
Тепловизор пригодится и при диагностировании электрики. Только желательно это делать сразу после остановки двигателя. Место в проводке, где контакт (колодка), нагревается, покажет прибор. Нелишним будет проверить блок предохранителей: более высокая температура одного из них указывает на сомнительное качество. Если номинал в амперах соответствую требуемому, то, скорее всего деталь «левая» и ее нужно заменить. В «лучшем» случае что-то выйдет из строя, в худшем – не исключен пожар.
Прибор показывает, что один из предохранителей в блоке перегрет. Фото: YouTube.com
Обнаружение утечек тепла из салона тоже диагностируется этой штуковиной. Кстати: плохие уплотнители – не только причина понижения температуры в салоне: через них может проникать влага, что ведет к коррозии. Для определения места утечки включите «печку» на полную мощность и снаружи пройдитесь с тепловизором у дверей, окон, багажника. А еще с помощью прибора можно проверить эффективность термоодеяла под капотом и работоспособность нитей обогревателя заднего стекла: виновница вычисляется мгновенно.
В итоге
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Очевидно, что тепловизор – изделие, которое повышает безопасность езды при недостаточной видимости. Да и не только в этом случае: человеческий глаз не является идеальным «прибором» и зачастую даже при дневном освещении не видит то, что заметит и о чем просигнализирует описываемое устройство.
Очевидно, человек меняет колесо. Фото: YouTube.com
Однако плюсы перебивает стоимость: прибор еще не настолько популярен, чтобы его «клепали» в каждом втором китайском подвале, как, например, смартфоны. Есть, конечно, выход, если устройство необходимо: можно купить недорогое изделие (но это все равно в районе 20-30 тыс. руб.) и приспособить его для автомобиля. Но опять-таки, нужен хоть какой-то опыт или сведущие в подобном деле друзья-товарищи.
Штатный тепловизор стоит очень дорого. Фото: YouTube.com
К тому же технические данные могут не подходить для установки на авто: питание, степень защиты от влаги, расстояние обнаружения и т. д. Так что остается только ждать, пока производители из Поднебесной обратят внимание на эту рыночную нишу. У нас выпускают подобный продукт, но из-за импортных комплектующих (те же матрицы, например) он все равно получается дорогим.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...