Тепловизор в авто для вождения и ремонта – стоит ли покупать
Для большинства владельцев машин, относящихся с бюджетному и среднему ценовому сегменту, тепловизор – опция, недоступная. Его можно встретить только в автомобилях премиум-класса. Но когда-то и обычный навигатор или видеорегистратор тоже считались «игрушками для богатых». Прогресс не стоит на месте и сегодня можно говорить, что такие интересные приборы, как тепловизоры, стали доступны многим.
В мире авто эти устройства появились в начале ХХI-го века: на их основе выстраивались целые системы. Пионером в этом плане стал Cadillac Deville. Машины, оснащенные тепловизорами, могли более безопасно передвигаться в густом тумане, при задымлении, ночью. В городе прибор не так нужен, зато на магистралях позволяет за 150-600 м увидеть животное или человека, неразличимого, например, за кустами либо иными препятствиями.
Но у тепловизоров есть и другая сфера применения, многим хорошо знакомая. Например, устройства активно используют в охранных системах, строительстве. Если с первым моментом все ясно, то второй подразумевает поиск мест в доме, откуда, например, выходит нагретый воздух. Значит, здесь «утечка»: нужно принять меры по утеплению. Также эта особенность прибора может быть использована при диагностике и ремонте автомобиля. Но обо всем по порядку.
Наиболее широко эти устройства внедряют в свои автомобили конструкторы из известного концерна Bayerische Motoren Werke (BMW). Его продукция отличается не только престижностью, надежностью, техническим оборудованием, но и безопасностью.
Раньше изображение выводилось в виде проекции на лобовое стекло, но сегодня автопроизводители предпочитают, чтобы ситуация на дороге отображалась на мультимедиа. Реально ли тепловизоры обеспечивают безопасность?
В той же Германии половина ДТП с летальным исходом приходится на ночное время. И это, несмотря на то, что 75% водителей ездят на машинах днем. Почти то же самое можно сказать о США. Здесь разница между цифрами еще больше: 55% аварий с погибшими происходят ночью, а водят авто в темное время суток 28%.
Родоначальником в этой сфере считается компания Flir. Ее модели PathfindIR первого и второго поколений устанавливаются на BMW седьмой серии, Audi A8.
Стоимость этих тепловизоров составляет сотни тысяч рублей. Китайцы предлагают свой вариант американского продукта для авто. К слову сказать, матрицы для приборов производят в Европе. По стоимости, увы, оба изделия примерно одинаковы. Но прибор из КНР имеет функцию звукового оповещения и умеет идентифицировать отдельно авто и людей, животных. Цена N-Driver 384 в комплекте с семидюймовым монитором у себя на родине («Али-экспресс») в среднем составляет 125 тыс. руб. Но как насчет «подешевле»? Есть варианты – китайский производитель продает сравнительно недорогие модели, работающие в «связке» с телефонными программами, смартфонами. Далее – обзор одного из таких устройств.
У него нет своего источника питания, поэтому тепловизор необходимо держать подключенным к телефону. Последний должен поддерживать OTG. Чтобы в этом убедиться, подключите через переходник флешку: если смартфон ее увидел, все в порядке. Но сначала скачайте бесплатное приложение. Кстати: устройство компактное и его размеры сопоставимы с пятирублевой монетой!
Характеристики с первого взгляда не очень. Разрешение – 206х165, хотя и этого достаточно. Впрочем, для достижения лучшей резкости можно использовать фокусировочное кольцо. Температурный диапазон измерений обширный – от -40° до +330°.
Правда, погрешность тоже немаленькая и составляет несколько градусов. И цена не радует, ибо сопоставима со стоимостью какой-нибудь бэушной, пусть и «полуубитой», но машиной. Тогда можно посмотреть, сколько стоят неспециализированные приборы.
Тепловизор необходимо использовать со смартфоном, где установлена ОС Android. Дальность обнаружения объекта достигает 200 м при угле обзора 50°. Прибор считается предназначенным для строителей, но никто не мешает использовать его в автомобиле. Данные передаются с помощью интерфейса Type-C.
Однако у прибора степень защиты – IP43, которая рекомендует использовать устройство в сухом помещении, хотя и попадание влаги допускается. Но все-таки Guide Mobir Air лучше использовать для диагностики технического состояния машины: об этом способе применения прибора – далее.
Почти все, что работает в автомобиле, нагревается. А описываемое устройство способно определять горячие места, чем мы и воспользуемся. Например, можно наблюдать после пуска двигателя за нижним патрубком радиатора. Если он начинает прогреваться, (прибор показывает «тепло»), значит, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу: термостат открыт. Еще можно проверить и сам радиатор: Холодные места указывают на его забитость.
Также при диагностике стоит учитывать парность некоторых узлов. Например, сравнивая степень нагрева колесных дисков, можно сделать вывод о состоянии подшипников ступиц. Также стоит проверить тормозные диски: если один из них горячее своего «коллеги» на другой стороне, значит, подклинивает рабочий цилиндр либо палец суппорта.
Тепловизор пригодится и при диагностировании электрики. Только желательно это делать сразу после остановки двигателя. Место в проводке, где контакт (колодка), нагревается, покажет прибор. Нелишним будет проверить блок предохранителей: более высокая температура одного из них указывает на сомнительное качество. Если номинал в амперах соответствую требуемому, то, скорее всего деталь «левая» и ее нужно заменить. В «лучшем» случае что-то выйдет из строя, в худшем – не исключен пожар.
Обнаружение утечек тепла из салона тоже диагностируется этой штуковиной. Кстати: плохие уплотнители – не только причина понижения температуры в салоне: через них может проникать влага, что ведет к коррозии. Для определения места утечки включите «печку» на полную мощность и снаружи пройдитесь с тепловизором у дверей, окон, багажника. А еще с помощью прибора можно проверить эффективность термоодеяла под капотом и работоспособность нитей обогревателя заднего стекла: виновница вычисляется мгновенно.
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Очевидно, что тепловизор – изделие, которое повышает безопасность езды при недостаточной видимости. Да и не только в этом случае: человеческий глаз не является идеальным «прибором» и зачастую даже при дневном освещении не видит то, что заметит и о чем просигнализирует описываемое устройство.
Однако плюсы перебивает стоимость: прибор еще не настолько популярен, чтобы его «клепали» в каждом втором китайском подвале, как, например, смартфоны. Есть, конечно, выход, если устройство необходимо: можно купить недорогое изделие (но это все равно в районе 20-30 тыс. руб.) и приспособить его для автомобиля. Но опять-таки, нужен хоть какой-то опыт или сведущие в подобном деле друзья-товарищи.
К тому же технические данные могут не подходить для установки на авто: питание, степень защиты от влаги, расстояние обнаружения и т. д. Так что остается только ждать, пока производители из Поднебесной обратят внимание на эту рыночную нишу. У нас выпускают подобный продукт, но из-за импортных комплектующих (те же матрицы, например) он все равно получается дорогим.
В мире авто эти устройства появились в начале ХХI-го века: на их основе выстраивались целые системы. Пионером в этом плане стал Cadillac Deville. Машины, оснащенные тепловизорами, могли более безопасно передвигаться в густом тумане, при задымлении, ночью. В городе прибор не так нужен, зато на магистралях позволяет за 150-600 м увидеть животное или человека, неразличимого, например, за кустами либо иными препятствиями.
Впервые массово тепловизоры стали применять на Cadillac Deville. Фото: YouTube.com
Но у тепловизоров есть и другая сфера применения, многим хорошо знакомая. Например, устройства активно используют в охранных системах, строительстве. Если с первым моментом все ясно, то второй подразумевает поиск мест в доме, откуда, например, выходит нагретый воздух. Значит, здесь «утечка»: нужно принять меры по утеплению. Также эта особенность прибора может быть использована при диагностике и ремонте автомобиля. Но обо всем по порядку.
Тепловизоры для вождения
Наиболее широко эти устройства внедряют в свои автомобили конструкторы из известного концерна Bayerische Motoren Werke (BMW). Его продукция отличается не только престижностью, надежностью, техническим оборудованием, но и безопасностью.
Так на тепловизоре выглядит дорога и встречные авто. Фото: YouTube.com
Раньше изображение выводилось в виде проекции на лобовое стекло, но сегодня автопроизводители предпочитают, чтобы ситуация на дороге отображалась на мультимедиа. Реально ли тепловизоры обеспечивают безопасность?
Статистика
В той же Германии половина ДТП с летальным исходом приходится на ночное время. И это, несмотря на то, что 75% водителей ездят на машинах днем. Почти то же самое можно сказать о США. Здесь разница между цифрами еще больше: 55% аварий с погибшими происходят ночью, а водят авто в темное время суток 28%.
Производители штатных тепловизоров
Родоначальником в этой сфере считается компания Flir. Ее модели PathfindIR первого и второго поколений устанавливаются на BMW седьмой серии, Audi A8.
Картинка на автомобильном тепловизоре от компании Flir (США). Фото: YouTube.com
Стоимость этих тепловизоров составляет сотни тысяч рублей. Китайцы предлагают свой вариант американского продукта для авто. К слову сказать, матрицы для приборов производят в Европе. По стоимости, увы, оба изделия примерно одинаковы. Но прибор из КНР имеет функцию звукового оповещения и умеет идентифицировать отдельно авто и людей, животных. Цена N-Driver 384 в комплекте с семидюймовым монитором у себя на родине («Али-экспресс») в среднем составляет 125 тыс. руб. Но как насчет «подешевле»? Есть варианты – китайский производитель продает сравнительно недорогие модели, работающие в «связке» с телефонными программами, смартфонами. Далее – обзор одного из таких устройств.
Seek Thermal Compact XR
У него нет своего источника питания, поэтому тепловизор необходимо держать подключенным к телефону. Последний должен поддерживать OTG. Чтобы в этом убедиться, подключите через переходник флешку: если смартфон ее увидел, все в порядке. Но сначала скачайте бесплатное приложение. Кстати: устройство компактное и его размеры сопоставимы с пятирублевой монетой!
Seek Thermal Тепловизор Compact XR для Android. Средняя цена: 34 тыс. 448 руб. Фото: ЯндексМаркет
Характеристики с первого взгляда не очень. Разрешение – 206х165, хотя и этого достаточно. Впрочем, для достижения лучшей резкости можно использовать фокусировочное кольцо. Температурный диапазон измерений обширный – от -40° до +330°.
Прибор присоединяется к смартфону. Фото: YouTube.com
Правда, погрешность тоже немаленькая и составляет несколько градусов. И цена не радует, ибо сопоставима со стоимостью какой-нибудь бэушной, пусть и «полуубитой», но машиной. Тогда можно посмотреть, сколько стоят неспециализированные приборы.
Guide Mobir Air
Тепловизор необходимо использовать со смартфоном, где установлена ОС Android. Дальность обнаружения объекта достигает 200 м при угле обзора 50°. Прибор считается предназначенным для строителей, но никто не мешает использовать его в автомобиле. Данные передаются с помощью интерфейса Type-C.
Тепловизор Guide Mobir Air Dark Gray. Средняя цена: 19 тыс. 900 руб. Фото: ЯндексМаркет
Однако у прибора степень защиты – IP43, которая рекомендует использовать устройство в сухом помещении, хотя и попадание влаги допускается. Но все-таки Guide Mobir Air лучше использовать для диагностики технического состояния машины: об этом способе применения прибора – далее.
Тепловизор в руках мастера
Почти все, что работает в автомобиле, нагревается. А описываемое устройство способно определять горячие места, чем мы и воспользуемся. Например, можно наблюдать после пуска двигателя за нижним патрубком радиатора. Если он начинает прогреваться, (прибор показывает «тепло»), значит, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу: термостат открыт. Еще можно проверить и сам радиатор: Холодные места указывают на его забитость.
Проверка патрубков тепловизором UNI-T UTi120P. Средняя цена: 22 тыс. 820 руб. Фото: YouTube.com
Также при диагностике стоит учитывать парность некоторых узлов. Например, сравнивая степень нагрева колесных дисков, можно сделать вывод о состоянии подшипников ступиц. Также стоит проверить тормозные диски: если один из них горячее своего «коллеги» на другой стороне, значит, подклинивает рабочий цилиндр либо палец суппорта.
Через тепловизор видно: выхлопной коллектор горячий, а выход цилиндра холодный – значит, он не работает. Фото: YouTube.com
Тепловизор пригодится и при диагностировании электрики. Только желательно это делать сразу после остановки двигателя. Место в проводке, где контакт (колодка), нагревается, покажет прибор. Нелишним будет проверить блок предохранителей: более высокая температура одного из них указывает на сомнительное качество. Если номинал в амперах соответствую требуемому, то, скорее всего деталь «левая» и ее нужно заменить. В «лучшем» случае что-то выйдет из строя, в худшем – не исключен пожар.
Прибор показывает, что один из предохранителей в блоке перегрет. Фото: YouTube.com
Обнаружение утечек тепла из салона тоже диагностируется этой штуковиной. Кстати: плохие уплотнители – не только причина понижения температуры в салоне: через них может проникать влага, что ведет к коррозии. Для определения места утечки включите «печку» на полную мощность и снаружи пройдитесь с тепловизором у дверей, окон, багажника. А еще с помощью прибора можно проверить эффективность термоодеяла под капотом и работоспособность нитей обогревателя заднего стекла: виновница вычисляется мгновенно.
В итоге
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Очевидно, что тепловизор – изделие, которое повышает безопасность езды при недостаточной видимости. Да и не только в этом случае: человеческий глаз не является идеальным «прибором» и зачастую даже при дневном освещении не видит то, что заметит и о чем просигнализирует описываемое устройство.
Очевидно, человек меняет колесо. Фото: YouTube.com
Однако плюсы перебивает стоимость: прибор еще не настолько популярен, чтобы его «клепали» в каждом втором китайском подвале, как, например, смартфоны. Есть, конечно, выход, если устройство необходимо: можно купить недорогое изделие (но это все равно в районе 20-30 тыс. руб.) и приспособить его для автомобиля. Но опять-таки, нужен хоть какой-то опыт или сведущие в подобном деле друзья-товарищи.
Штатный тепловизор стоит очень дорого. Фото: YouTube.com
К тому же технические данные могут не подходить для установки на авто: питание, степень защиты от влаги, расстояние обнаружения и т. д. Так что остается только ждать, пока производители из Поднебесной обратят внимание на эту рыночную нишу. У нас выпускают подобный продукт, но из-за импортных комплектующих (те же матрицы, например) он все равно получается дорогим.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....