Как работает ШРУС, выбор бренда и замена
966

Как работает ШРУС, выбор бренда и замена

Предназначение шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа или, как его называют в обиходе, «гранаты») – передача крутящего момента от коробки переключения скоростей к колесам. Узел обеспечивает плавное вхождение в повороты, комфортное передвижение по прямой. Современный ШРУС в 60-х годах заменил использовавшиеся ранее карданы, которые замедляли вращение колеса при его повороте.


Конструкция


В переднеприводных автомобилях устанавливается два узла, каждый из которых имеет свои особенности:

  • ? внутренний шарнир с игольчатыми подшипниками типа «Трипод» передает крутящий момент на боковую ось, обладает высокой устойчивостью к нагрузкам
  • ? наружный узел с шестью шариками «Рцеппа» находится на конце полуоси, его задача – вращение и поворот колеса


Ранее применялся внешний ШРУС типа «Вейс». В узле использовалось только 4 шарика и вращение передавалось со смещением 32° (у «Рцеппа» – 70°). Шарнир быстро выходил из строя и сегодня от него отказались.


Как работает ШРУС


Крутящий момент от КПП сначала передается на внутренний узел. У него небольшой угол поворота – 18°, зато по сравнению с наружным ШРУСом есть неоспоримое преимущество – свободный ход. При езде длина привода от колеса до коробки хоть и немного, но изменяется. Способность трипода к осевому перемещению как раз его компенсирует. Если бы свободный ход у внутреннего шарнира отсутствовал, привод вылетел бы из КПП при первом же самом незначительном дорожном препятствии. От трипода энергия движения передается внешнему узлу, способного поворачиваться уже на 70°.

Признаки выхода ШРУСа из строя


Чаще всего узел не ломается одномоментно: на первых порах проявляются определенные симптомы, говорящие о том, что проблемы уже начались:

  • ? со стороны колес слышен хруст, усиливающийся на поворотах (изношен внешний ШРУС)
  • ? в случае набора скорости и резкого торможения ощущается щелчок, свидетельствующий о неисправности внутреннего узла
  • ? машина не может съехать с места (высыпались шарики)
  • ? при надавливании на полуось рукой чувствуется люфт


Если в ходе выполнения каких-либо операций под автомобилем вы заметили, что пыльники на шарнирах разорваны, скорее всего ШРУСы придется менять. Если на резинках только трещины и небольшие подтеки смазки, просто замените их. Грязь и песок, попадая внутрь узла, образуют сильный абразив, который способствует быстрому износу детали и появлению коррозии.

ШРУС развалился полностью: видны вылетевшие шарики. Фото: YouTube. com


Как выбрать ШРУС


На рынке представлено множество производителей, из которых рекомендуется выбирать западноевропейских. Ниже перечислены одни из лучших компаний, выпускающих шарниры к легковым автомобилям.

GKN


ШРУСы, производимые этой фирмой, уже заранее отбалансированы на заводе. При этом немецкий производитель явно не жалеет смазки – ее достаточно много и хватает до окончания эксплуатационного ресурса. Шарнир GKN гарантирует оптимальное соотношение вращающего момента и мощности двигателя. Для изготовления защитных чехлов использованы неопрен и пластик, устойчивые к высоким температурам. В комплект, помимо самого узла, входят:

  • ? крепеж
  • ? пыльник
  • ? прокладка
  • ? стопорное кольцо


При условии соблюдения правил эксплуатации шарнир прослужит не менее 80 тыс. км пробега. Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.

Наружный ШРУС от GKN в упаковке. Средняя цена: 5201 руб. Фото: YouTube. com


Stellox


Изделие тоже из Германии, характеризуется демократической ценой и хорошим качеством. Как заявляет производитель, изделие, перед поступлением в продажу проходит многоступенчатый контроль. В комплекте такой же стандартный набор элементов, включающий в себя чехол, хомуты, стопор и крепеж. На свою продукцию Stellox дает гарантию в 1 год либо те же 80 тыс. км.

Как работает ШРУС, выбор бренда и заменаНедорогой наружный ШРУС Stellox в комплекте. Средняя цена: 2009 руб. Фото: ЯндексМаркет


Hola


Для изготовления шарниров используется легированная сталь, финишная обработка осуществляется по фирменной технологии в условиях высоких температур. В комплект помимо стандартных деталей, входит тюбик со смазкой. Производитель утверждает, что эксплуатационный ресурс узла составляет около 80 тыс. км пробега.

Наружный ШРУС Hola. Средняя цена: 2142 руб. Фото: ЯндексМаркет


Как и где покупать шарнир


Лучше это делать в специализированных магазинах. Чтобы приобрести требуемое изделие, рекомендуется сообщить продавцу VIN машины или ее марку, модель, а также год выпуска, мощность и объем двигателя. Стоит учитывать: ШРУС, предназначенный для работы с системой ABS, имеет отличия от обычного шарнира.

Покупая изделие, сначала осмотрите упаковку: все названия, цифры должны быть пропечатаны четко и ровно. Затем вытащите изделие из коробки: на узле не допускаются задиры, царапины и т. п. дефекты. Осмотрите пыльники: если это оригинальные защитные чехлы, то они будут блестеть, в то время как контрафакт матовый и на ощупь жесткий. Понятно, что такой чехол растрескается в первый же мороз. И еще: на детали производитель ставит свое клеймо.

Замена наружного шарнира


Операцию можно выполнить на месте, без демонтажа полуоси. Для этого:

  • ? ослабьте колесный крепеж и выкрутите ступичную гайку
  • ? поставьте авто на домкрат
  • ? если это необходимо, отсоедините шаровую опору
  • ? поверните цапфу, потяните полуось и вытащите на себя
  • ? снимите резиновые чехлы
  • ? через деревянный брусок молотком ударьте по торцу ШРУСа и высвободите его


Сборку производите в обратном порядке, предварительно смазав новый узел и полуось (состав наносится под пыльник). Шлицы обрабатываются специальной медной смазкой.

Замена внутреннего шарнира (трипода)


Производятся те же манипуляции, что и при демонтаже внешнего ШРУСа. После того, как полуось будет высвобождена, ее нужно рывком потянуть на себя, чтобы вытащить из посадочного места (будет слышен характерный щелчок). В момент демонтажа потечет масло из коробки, поэтому заранее подготовьте емкость. Потом заодно его можно и поменять. Данный узел смазывается «своим» составом (подойдет NLGI 1 без твердых добавок, при этом нельзя пользоваться пастой, в которую входит дисульфид молибдена), отличным от того, что используется для обработки внешнего ШРУСа.

Закладка смазки в ШРУС. Фото: YouTube. com


На некоторых машинах, например, Audi A6C5, внутренний шарнир снимается проще, т. к. он прикреплен 10 болтами к фланцу, что предотвращает вытекание смазки.


Можно ли отремонтировать ШРУС


Решает это только специалист, который выяснит степень износа. Если она большая, ремонт нецелесообразен. Но даже малые дефекты лучше не устранять, а полностью заменить узел. Просто подсчитайте, во сколько обойдутся операции по снятию и установке, ремонту ШРУСа. К тому же очевидно, что отреставрированный шарнир долго не проходит и его снова придется демонтировать, чтобы заменить на новый. Лучше это сделать сразу.

Обслуживание шарниров


Гораздо логичнее вместо восстановления заниматься профилактикой узла, для чего потребуется регулярно осматривать пыльники. Если на них имеются повреждения, защитные чехлы нужно заменить как можно скорее. Да, для этого придется демонтировать ШРУС, но это дешевле, чем его покупать. При установке новых пыльников не забудьте заложить внутрь смазку. Также проверьте степень затяжки хомутов.

Установка нового пыльника. Фото: YouTube. com


Еще один важный момент – езда. Шарнир прослужит дольше, если вы будете избегать резких наездов на высокие препятствия: например, бордюры. Также не рекомендуется придавать авто ускорение при вывернутом руле. Если следовать этим правилам, качественный узел способен прослужить 200 тыс. км и более.
А вы меняли ШРУС?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас