Как работает ШРУС, выбор бренда и замена
Предназначение шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа или, как его называют в обиходе, «гранаты») – передача крутящего момента от коробки переключения скоростей к колесам. Узел обеспечивает плавное вхождение в повороты, комфортное передвижение по прямой. Современный ШРУС в 60-х годах заменил использовавшиеся ранее карданы, которые замедляли вращение колеса при его повороте.
В переднеприводных автомобилях устанавливается два узла, каждый из которых имеет свои особенности:
Крутящий момент от КПП сначала передается на внутренний узел. У него небольшой угол поворота – 18°, зато по сравнению с наружным ШРУСом есть неоспоримое преимущество – свободный ход. При езде длина привода от колеса до коробки хоть и немного, но изменяется. Способность трипода к осевому перемещению как раз его компенсирует. Если бы свободный ход у внутреннего шарнира отсутствовал, привод вылетел бы из КПП при первом же самом незначительном дорожном препятствии. От трипода энергия движения передается внешнему узлу, способного поворачиваться уже на 70°.
Чаще всего узел не ломается одномоментно: на первых порах проявляются определенные симптомы, говорящие о том, что проблемы уже начались:
Если в ходе выполнения каких-либо операций под автомобилем вы заметили, что пыльники на шарнирах разорваны, скорее всего ШРУСы придется менять. Если на резинках только трещины и небольшие подтеки смазки, просто замените их. Грязь и песок, попадая внутрь узла, образуют сильный абразив, который способствует быстрому износу детали и появлению коррозии.
На рынке представлено множество производителей, из которых рекомендуется выбирать западноевропейских. Ниже перечислены одни из лучших компаний, выпускающих шарниры к легковым автомобилям.
ШРУСы, производимые этой фирмой, уже заранее отбалансированы на заводе. При этом немецкий производитель явно не жалеет смазки – ее достаточно много и хватает до окончания эксплуатационного ресурса. Шарнир GKN гарантирует оптимальное соотношение вращающего момента и мощности двигателя. Для изготовления защитных чехлов использованы неопрен и пластик, устойчивые к высоким температурам. В комплект, помимо самого узла, входят:
При условии соблюдения правил эксплуатации шарнир прослужит не менее 80 тыс. км пробега. Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.
Изделие тоже из Германии, характеризуется демократической ценой и хорошим качеством. Как заявляет производитель, изделие, перед поступлением в продажу проходит многоступенчатый контроль. В комплекте такой же стандартный набор элементов, включающий в себя чехол, хомуты, стопор и крепеж. На свою продукцию Stellox дает гарантию в 1 год либо те же 80 тыс. км.
Для изготовления шарниров используется легированная сталь, финишная обработка осуществляется по фирменной технологии в условиях высоких температур. В комплект помимо стандартных деталей, входит тюбик со смазкой. Производитель утверждает, что эксплуатационный ресурс узла составляет около 80 тыс. км пробега.
Лучше это делать в специализированных магазинах. Чтобы приобрести требуемое изделие, рекомендуется сообщить продавцу VIN машины или ее марку, модель, а также год выпуска, мощность и объем двигателя. Стоит учитывать: ШРУС, предназначенный для работы с системой ABS, имеет отличия от обычного шарнира.
Покупая изделие, сначала осмотрите упаковку: все названия, цифры должны быть пропечатаны четко и ровно. Затем вытащите изделие из коробки: на узле не допускаются задиры, царапины и т. п. дефекты. Осмотрите пыльники: если это оригинальные защитные чехлы, то они будут блестеть, в то время как контрафакт матовый и на ощупь жесткий. Понятно, что такой чехол растрескается в первый же мороз. И еще: на детали производитель ставит свое клеймо.
Операцию можно выполнить на месте, без демонтажа полуоси. Для этого:
Сборку производите в обратном порядке, предварительно смазав новый узел и полуось (состав наносится под пыльник). Шлицы обрабатываются специальной медной смазкой.
Производятся те же манипуляции, что и при демонтаже внешнего ШРУСа. После того, как полуось будет высвобождена, ее нужно рывком потянуть на себя, чтобы вытащить из посадочного места (будет слышен характерный щелчок). В момент демонтажа потечет масло из коробки, поэтому заранее подготовьте емкость. Потом заодно его можно и поменять. Данный узел смазывается «своим» составом (подойдет NLGI 1 без твердых добавок, при этом нельзя пользоваться пастой, в которую входит дисульфид молибдена), отличным от того, что используется для обработки внешнего ШРУСа.
Решает это только специалист, который выяснит степень износа. Если она большая, ремонт нецелесообразен. Но даже малые дефекты лучше не устранять, а полностью заменить узел. Просто подсчитайте, во сколько обойдутся операции по снятию и установке, ремонту ШРУСа. К тому же очевидно, что отреставрированный шарнир долго не проходит и его снова придется демонтировать, чтобы заменить на новый. Лучше это сделать сразу.
Гораздо логичнее вместо восстановления заниматься профилактикой узла, для чего потребуется регулярно осматривать пыльники. Если на них имеются повреждения, защитные чехлы нужно заменить как можно скорее. Да, для этого придется демонтировать ШРУС, но это дешевле, чем его покупать. При установке новых пыльников не забудьте заложить внутрь смазку. Также проверьте степень затяжки хомутов.
Еще один важный момент – езда. Шарнир прослужит дольше, если вы будете избегать резких наездов на высокие препятствия: например, бордюры. Также не рекомендуется придавать авто ускорение при вывернутом руле. Если следовать этим правилам, качественный узел способен прослужить 200 тыс. км и более.
Конструкция
В переднеприводных автомобилях устанавливается два узла, каждый из которых имеет свои особенности:
- ? внутренний шарнир с игольчатыми подшипниками типа «Трипод» передает крутящий момент на боковую ось, обладает высокой устойчивостью к нагрузкам
- ? наружный узел с шестью шариками «Рцеппа» находится на конце полуоси, его задача – вращение и поворот колеса
Ранее применялся внешний ШРУС типа «Вейс». В узле использовалось только 4 шарика и вращение передавалось со смещением 32° (у «Рцеппа» – 70°). Шарнир быстро выходил из строя и сегодня от него отказались.
Как работает ШРУС
Крутящий момент от КПП сначала передается на внутренний узел. У него небольшой угол поворота – 18°, зато по сравнению с наружным ШРУСом есть неоспоримое преимущество – свободный ход. При езде длина привода от колеса до коробки хоть и немного, но изменяется. Способность трипода к осевому перемещению как раз его компенсирует. Если бы свободный ход у внутреннего шарнира отсутствовал, привод вылетел бы из КПП при первом же самом незначительном дорожном препятствии. От трипода энергия движения передается внешнему узлу, способного поворачиваться уже на 70°.
Признаки выхода ШРУСа из строя
Чаще всего узел не ломается одномоментно: на первых порах проявляются определенные симптомы, говорящие о том, что проблемы уже начались:
- ? со стороны колес слышен хруст, усиливающийся на поворотах (изношен внешний ШРУС)
- ? в случае набора скорости и резкого торможения ощущается щелчок, свидетельствующий о неисправности внутреннего узла
- ? машина не может съехать с места (высыпались шарики)
- ? при надавливании на полуось рукой чувствуется люфт
Если в ходе выполнения каких-либо операций под автомобилем вы заметили, что пыльники на шарнирах разорваны, скорее всего ШРУСы придется менять. Если на резинках только трещины и небольшие подтеки смазки, просто замените их. Грязь и песок, попадая внутрь узла, образуют сильный абразив, который способствует быстрому износу детали и появлению коррозии.
Как выбрать ШРУС
На рынке представлено множество производителей, из которых рекомендуется выбирать западноевропейских. Ниже перечислены одни из лучших компаний, выпускающих шарниры к легковым автомобилям.
GKN
ШРУСы, производимые этой фирмой, уже заранее отбалансированы на заводе. При этом немецкий производитель явно не жалеет смазки – ее достаточно много и хватает до окончания эксплуатационного ресурса. Шарнир GKN гарантирует оптимальное соотношение вращающего момента и мощности двигателя. Для изготовления защитных чехлов использованы неопрен и пластик, устойчивые к высоким температурам. В комплект, помимо самого узла, входят:
- ? крепеж
- ? пыльник
- ? прокладка
- ? стопорное кольцо
При условии соблюдения правил эксплуатации шарнир прослужит не менее 80 тыс. км пробега. Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.
Stellox
Изделие тоже из Германии, характеризуется демократической ценой и хорошим качеством. Как заявляет производитель, изделие, перед поступлением в продажу проходит многоступенчатый контроль. В комплекте такой же стандартный набор элементов, включающий в себя чехол, хомуты, стопор и крепеж. На свою продукцию Stellox дает гарантию в 1 год либо те же 80 тыс. км.
Недорогой наружный ШРУС Stellox в комплекте. Средняя цена: 2009 руб. Фото: ЯндексМаркет
Hola
Для изготовления шарниров используется легированная сталь, финишная обработка осуществляется по фирменной технологии в условиях высоких температур. В комплект помимо стандартных деталей, входит тюбик со смазкой. Производитель утверждает, что эксплуатационный ресурс узла составляет около 80 тыс. км пробега.
Как и где покупать шарнир
Лучше это делать в специализированных магазинах. Чтобы приобрести требуемое изделие, рекомендуется сообщить продавцу VIN машины или ее марку, модель, а также год выпуска, мощность и объем двигателя. Стоит учитывать: ШРУС, предназначенный для работы с системой ABS, имеет отличия от обычного шарнира.
Покупая изделие, сначала осмотрите упаковку: все названия, цифры должны быть пропечатаны четко и ровно. Затем вытащите изделие из коробки: на узле не допускаются задиры, царапины и т. п. дефекты. Осмотрите пыльники: если это оригинальные защитные чехлы, то они будут блестеть, в то время как контрафакт матовый и на ощупь жесткий. Понятно, что такой чехол растрескается в первый же мороз. И еще: на детали производитель ставит свое клеймо.
Замена наружного шарнира
Операцию можно выполнить на месте, без демонтажа полуоси. Для этого:
- ? ослабьте колесный крепеж и выкрутите ступичную гайку
- ? поставьте авто на домкрат
- ? если это необходимо, отсоедините шаровую опору
- ? поверните цапфу, потяните полуось и вытащите на себя
- ? снимите резиновые чехлы
- ? через деревянный брусок молотком ударьте по торцу ШРУСа и высвободите его
Сборку производите в обратном порядке, предварительно смазав новый узел и полуось (состав наносится под пыльник). Шлицы обрабатываются специальной медной смазкой.
Замена внутреннего шарнира (трипода)
Производятся те же манипуляции, что и при демонтаже внешнего ШРУСа. После того, как полуось будет высвобождена, ее нужно рывком потянуть на себя, чтобы вытащить из посадочного места (будет слышен характерный щелчок). В момент демонтажа потечет масло из коробки, поэтому заранее подготовьте емкость. Потом заодно его можно и поменять. Данный узел смазывается «своим» составом (подойдет NLGI 1 без твердых добавок, при этом нельзя пользоваться пастой, в которую входит дисульфид молибдена), отличным от того, что используется для обработки внешнего ШРУСа.
На некоторых машинах, например, Audi A6C5, внутренний шарнир снимается проще, т. к. он прикреплен 10 болтами к фланцу, что предотвращает вытекание смазки.
Можно ли отремонтировать ШРУС
Решает это только специалист, который выяснит степень износа. Если она большая, ремонт нецелесообразен. Но даже малые дефекты лучше не устранять, а полностью заменить узел. Просто подсчитайте, во сколько обойдутся операции по снятию и установке, ремонту ШРУСа. К тому же очевидно, что отреставрированный шарнир долго не проходит и его снова придется демонтировать, чтобы заменить на новый. Лучше это сделать сразу.
Обслуживание шарниров
Гораздо логичнее вместо восстановления заниматься профилактикой узла, для чего потребуется регулярно осматривать пыльники. Если на них имеются повреждения, защитные чехлы нужно заменить как можно скорее. Да, для этого придется демонтировать ШРУС, но это дешевле, чем его покупать. При установке новых пыльников не забудьте заложить внутрь смазку. Также проверьте степень затяжки хомутов.
Еще один важный момент – езда. Шарнир прослужит дольше, если вы будете избегать резких наездов на высокие препятствия: например, бордюры. Также не рекомендуется придавать авто ускорение при вывернутом руле. Если следовать этим правилам, качественный узел способен прослужить 200 тыс. км и более.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....