Как работает ШРУС, выбор бренда и замена
Предназначение шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа или, как его называют в обиходе, «гранаты») – передача крутящего момента от коробки переключения скоростей к колесам. Узел обеспечивает плавное вхождение в повороты, комфортное передвижение по прямой. Современный ШРУС в 60-х годах заменил использовавшиеся ранее карданы, которые замедляли вращение колеса при его повороте.
В переднеприводных автомобилях устанавливается два узла, каждый из которых имеет свои особенности:
Крутящий момент от КПП сначала передается на внутренний узел. У него небольшой угол поворота – 18°, зато по сравнению с наружным ШРУСом есть неоспоримое преимущество – свободный ход. При езде длина привода от колеса до коробки хоть и немного, но изменяется. Способность трипода к осевому перемещению как раз его компенсирует. Если бы свободный ход у внутреннего шарнира отсутствовал, привод вылетел бы из КПП при первом же самом незначительном дорожном препятствии. От трипода энергия движения передается внешнему узлу, способного поворачиваться уже на 70°.
Чаще всего узел не ломается одномоментно: на первых порах проявляются определенные симптомы, говорящие о том, что проблемы уже начались:
Если в ходе выполнения каких-либо операций под автомобилем вы заметили, что пыльники на шарнирах разорваны, скорее всего ШРУСы придется менять. Если на резинках только трещины и небольшие подтеки смазки, просто замените их. Грязь и песок, попадая внутрь узла, образуют сильный абразив, который способствует быстрому износу детали и появлению коррозии.
На рынке представлено множество производителей, из которых рекомендуется выбирать западноевропейских. Ниже перечислены одни из лучших компаний, выпускающих шарниры к легковым автомобилям.
ШРУСы, производимые этой фирмой, уже заранее отбалансированы на заводе. При этом немецкий производитель явно не жалеет смазки – ее достаточно много и хватает до окончания эксплуатационного ресурса. Шарнир GKN гарантирует оптимальное соотношение вращающего момента и мощности двигателя. Для изготовления защитных чехлов использованы неопрен и пластик, устойчивые к высоким температурам. В комплект, помимо самого узла, входят:
При условии соблюдения правил эксплуатации шарнир прослужит не менее 80 тыс. км пробега. Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.
Изделие тоже из Германии, характеризуется демократической ценой и хорошим качеством. Как заявляет производитель, изделие, перед поступлением в продажу проходит многоступенчатый контроль. В комплекте такой же стандартный набор элементов, включающий в себя чехол, хомуты, стопор и крепеж. На свою продукцию Stellox дает гарантию в 1 год либо те же 80 тыс. км.
Для изготовления шарниров используется легированная сталь, финишная обработка осуществляется по фирменной технологии в условиях высоких температур. В комплект помимо стандартных деталей, входит тюбик со смазкой. Производитель утверждает, что эксплуатационный ресурс узла составляет около 80 тыс. км пробега.
Лучше это делать в специализированных магазинах. Чтобы приобрести требуемое изделие, рекомендуется сообщить продавцу VIN машины или ее марку, модель, а также год выпуска, мощность и объем двигателя. Стоит учитывать: ШРУС, предназначенный для работы с системой ABS, имеет отличия от обычного шарнира.
Покупая изделие, сначала осмотрите упаковку: все названия, цифры должны быть пропечатаны четко и ровно. Затем вытащите изделие из коробки: на узле не допускаются задиры, царапины и т. п. дефекты. Осмотрите пыльники: если это оригинальные защитные чехлы, то они будут блестеть, в то время как контрафакт матовый и на ощупь жесткий. Понятно, что такой чехол растрескается в первый же мороз. И еще: на детали производитель ставит свое клеймо.
Операцию можно выполнить на месте, без демонтажа полуоси. Для этого:
Сборку производите в обратном порядке, предварительно смазав новый узел и полуось (состав наносится под пыльник). Шлицы обрабатываются специальной медной смазкой.
Производятся те же манипуляции, что и при демонтаже внешнего ШРУСа. После того, как полуось будет высвобождена, ее нужно рывком потянуть на себя, чтобы вытащить из посадочного места (будет слышен характерный щелчок). В момент демонтажа потечет масло из коробки, поэтому заранее подготовьте емкость. Потом заодно его можно и поменять. Данный узел смазывается «своим» составом (подойдет NLGI 1 без твердых добавок, при этом нельзя пользоваться пастой, в которую входит дисульфид молибдена), отличным от того, что используется для обработки внешнего ШРУСа.
Решает это только специалист, который выяснит степень износа. Если она большая, ремонт нецелесообразен. Но даже малые дефекты лучше не устранять, а полностью заменить узел. Просто подсчитайте, во сколько обойдутся операции по снятию и установке, ремонту ШРУСа. К тому же очевидно, что отреставрированный шарнир долго не проходит и его снова придется демонтировать, чтобы заменить на новый. Лучше это сделать сразу.
Гораздо логичнее вместо восстановления заниматься профилактикой узла, для чего потребуется регулярно осматривать пыльники. Если на них имеются повреждения, защитные чехлы нужно заменить как можно скорее. Да, для этого придется демонтировать ШРУС, но это дешевле, чем его покупать. При установке новых пыльников не забудьте заложить внутрь смазку. Также проверьте степень затяжки хомутов.
Еще один важный момент – езда. Шарнир прослужит дольше, если вы будете избегать резких наездов на высокие препятствия: например, бордюры. Также не рекомендуется придавать авто ускорение при вывернутом руле. Если следовать этим правилам, качественный узел способен прослужить 200 тыс. км и более.
Конструкция
В переднеприводных автомобилях устанавливается два узла, каждый из которых имеет свои особенности:
- ? внутренний шарнир с игольчатыми подшипниками типа «Трипод» передает крутящий момент на боковую ось, обладает высокой устойчивостью к нагрузкам
- ? наружный узел с шестью шариками «Рцеппа» находится на конце полуоси, его задача – вращение и поворот колеса
Ранее применялся внешний ШРУС типа «Вейс». В узле использовалось только 4 шарика и вращение передавалось со смещением 32° (у «Рцеппа» – 70°). Шарнир быстро выходил из строя и сегодня от него отказались.
Как работает ШРУС
Крутящий момент от КПП сначала передается на внутренний узел. У него небольшой угол поворота – 18°, зато по сравнению с наружным ШРУСом есть неоспоримое преимущество – свободный ход. При езде длина привода от колеса до коробки хоть и немного, но изменяется. Способность трипода к осевому перемещению как раз его компенсирует. Если бы свободный ход у внутреннего шарнира отсутствовал, привод вылетел бы из КПП при первом же самом незначительном дорожном препятствии. От трипода энергия движения передается внешнему узлу, способного поворачиваться уже на 70°.
Признаки выхода ШРУСа из строя
Чаще всего узел не ломается одномоментно: на первых порах проявляются определенные симптомы, говорящие о том, что проблемы уже начались:
- ? со стороны колес слышен хруст, усиливающийся на поворотах (изношен внешний ШРУС)
- ? в случае набора скорости и резкого торможения ощущается щелчок, свидетельствующий о неисправности внутреннего узла
- ? машина не может съехать с места (высыпались шарики)
- ? при надавливании на полуось рукой чувствуется люфт
Если в ходе выполнения каких-либо операций под автомобилем вы заметили, что пыльники на шарнирах разорваны, скорее всего ШРУСы придется менять. Если на резинках только трещины и небольшие подтеки смазки, просто замените их. Грязь и песок, попадая внутрь узла, образуют сильный абразив, который способствует быстрому износу детали и появлению коррозии.
Как выбрать ШРУС
На рынке представлено множество производителей, из которых рекомендуется выбирать западноевропейских. Ниже перечислены одни из лучших компаний, выпускающих шарниры к легковым автомобилям.
GKN
ШРУСы, производимые этой фирмой, уже заранее отбалансированы на заводе. При этом немецкий производитель явно не жалеет смазки – ее достаточно много и хватает до окончания эксплуатационного ресурса. Шарнир GKN гарантирует оптимальное соотношение вращающего момента и мощности двигателя. Для изготовления защитных чехлов использованы неопрен и пластик, устойчивые к высоким температурам. В комплект, помимо самого узла, входят:
- ? крепеж
- ? пыльник
- ? прокладка
- ? стопорное кольцо
При условии соблюдения правил эксплуатации шарнир прослужит не менее 80 тыс. км пробега. Из минусов можно отметить разве что высокую стоимость.
Stellox
Изделие тоже из Германии, характеризуется демократической ценой и хорошим качеством. Как заявляет производитель, изделие, перед поступлением в продажу проходит многоступенчатый контроль. В комплекте такой же стандартный набор элементов, включающий в себя чехол, хомуты, стопор и крепеж. На свою продукцию Stellox дает гарантию в 1 год либо те же 80 тыс. км.
Недорогой наружный ШРУС Stellox в комплекте. Средняя цена: 2009 руб. Фото: ЯндексМаркет
Hola
Для изготовления шарниров используется легированная сталь, финишная обработка осуществляется по фирменной технологии в условиях высоких температур. В комплект помимо стандартных деталей, входит тюбик со смазкой. Производитель утверждает, что эксплуатационный ресурс узла составляет около 80 тыс. км пробега.
Как и где покупать шарнир
Лучше это делать в специализированных магазинах. Чтобы приобрести требуемое изделие, рекомендуется сообщить продавцу VIN машины или ее марку, модель, а также год выпуска, мощность и объем двигателя. Стоит учитывать: ШРУС, предназначенный для работы с системой ABS, имеет отличия от обычного шарнира.
Покупая изделие, сначала осмотрите упаковку: все названия, цифры должны быть пропечатаны четко и ровно. Затем вытащите изделие из коробки: на узле не допускаются задиры, царапины и т. п. дефекты. Осмотрите пыльники: если это оригинальные защитные чехлы, то они будут блестеть, в то время как контрафакт матовый и на ощупь жесткий. Понятно, что такой чехол растрескается в первый же мороз. И еще: на детали производитель ставит свое клеймо.
Замена наружного шарнира
Операцию можно выполнить на месте, без демонтажа полуоси. Для этого:
- ? ослабьте колесный крепеж и выкрутите ступичную гайку
- ? поставьте авто на домкрат
- ? если это необходимо, отсоедините шаровую опору
- ? поверните цапфу, потяните полуось и вытащите на себя
- ? снимите резиновые чехлы
- ? через деревянный брусок молотком ударьте по торцу ШРУСа и высвободите его
Сборку производите в обратном порядке, предварительно смазав новый узел и полуось (состав наносится под пыльник). Шлицы обрабатываются специальной медной смазкой.
Замена внутреннего шарнира (трипода)
Производятся те же манипуляции, что и при демонтаже внешнего ШРУСа. После того, как полуось будет высвобождена, ее нужно рывком потянуть на себя, чтобы вытащить из посадочного места (будет слышен характерный щелчок). В момент демонтажа потечет масло из коробки, поэтому заранее подготовьте емкость. Потом заодно его можно и поменять. Данный узел смазывается «своим» составом (подойдет NLGI 1 без твердых добавок, при этом нельзя пользоваться пастой, в которую входит дисульфид молибдена), отличным от того, что используется для обработки внешнего ШРУСа.
На некоторых машинах, например, Audi A6C5, внутренний шарнир снимается проще, т. к. он прикреплен 10 болтами к фланцу, что предотвращает вытекание смазки.
Можно ли отремонтировать ШРУС
Решает это только специалист, который выяснит степень износа. Если она большая, ремонт нецелесообразен. Но даже малые дефекты лучше не устранять, а полностью заменить узел. Просто подсчитайте, во сколько обойдутся операции по снятию и установке, ремонту ШРУСа. К тому же очевидно, что отреставрированный шарнир долго не проходит и его снова придется демонтировать, чтобы заменить на новый. Лучше это сделать сразу.
Обслуживание шарниров
Гораздо логичнее вместо восстановления заниматься профилактикой узла, для чего потребуется регулярно осматривать пыльники. Если на них имеются повреждения, защитные чехлы нужно заменить как можно скорее. Да, для этого придется демонтировать ШРУС, но это дешевле, чем его покупать. При установке новых пыльников не забудьте заложить внутрь смазку. Также проверьте степень затяжки хомутов.
Еще один важный момент – езда. Шарнир прослужит дольше, если вы будете избегать резких наездов на высокие препятствия: например, бордюры. Также не рекомендуется придавать авто ускорение при вывернутом руле. Если следовать этим правилам, качественный узел способен прослужить 200 тыс. км и более.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...