.d-md-none .d-lg-block bibimot

Локомобили сегодня – по асфальту и рельсам

Локомобили сегодня – по асфальту и рельсам
Со словом «локомобиль» произошла путаница, которая сегодня уже прочно укоренилась в сознании. Если обратиться к истокам, то «локус» с латыни переводится, как «место», а «мобилис» – «подвижный». Изначально под этим словом подразумевалась паровая машина, которая могла вырабатывать энергию в чистом поле в прямом смысле этого слова. Например, молотилка. Такие механизмы пользовались популярностью: Людиновский завод (Россия) выпускал разные варианты подобных устройств на колесах вплоть до 1957-го года.


С появлением машин, первые образцы которых для движения использовали силу пара, «локомобилем» стали называть и такую технику. Уже ближе к ХХ веку предпринимались попытки «скрестить» два вида транспорта. Речь – о паровозе и автомобиле. В итоге появилась машина, способная передвигаться по обычной дороге и рельсам. Ее называли локомобилем.

Локомобили сегодня – по асфальту и рельсамОдин из старинных локомобилей, сохраненный энтузиастами в России. Фото: YouTube.com

Этот термин иногда используется и сейчас. И третий вариант исследуемого слова – любая техника, выпущенная одноименной американской компанией Locomobile Company of America. Нас интересует версия, связанная с универсальным (в плане передвижения) транспортом.

Зачем стали делать локомобили


И опять: сначала о названии. В России подобная техника именуются очень длинно – транспортное средство на комбинированном ходу. Есть варианты (тоже не короткие или непривычные): что-то типа «локотрактор», «колесно-рельсовый тягач» и даже «трансфер». Немцы, например, такую штуковину называют удобнее – «цвайцвег», что значит «двойной ход». Но когда и зачем появились локомобили (для удобства будем использовать это слово)?

К началу ХХ столетия железнодорожное сообщение во многих странах мира было довольно развитым. Это относится к США, Европе и в некоторой мере России тоже. Ж/д пути вели в самые разные, в т. ч. глухие места, куда быстро добраться можно было только поездом. Паровозов в то время не хватало: их количество попросту не «успевало» за новыми километрами железной дороги. Отсюда соблазн поставить на рельсы автомобильную технику.

От обычного грузовика современный локомобиль отличается разве что прикрепленными рельсовыми тележками. Фото: YouTube.com

Например, теоретически, хоть и с натяжкой, автобус мог заменить пассажирский вагон. В 30-е годы по рельсам вовсю курсировал общественный транспорт под брендом Michelin. По сути, это предок современной автомотрисы, которая в виде вагона с двигателем перемещается только по рельсам. Однако человечество упорно шло к универсальной технике, и во второй половине прошлого века популярностью стал пользоваться автобус от компании MAN, способный передвигаться, как по дороге, так и «железке».

Когда едет начальство, видеть должны все! Фото: YouTube.com

Вторая причина появления, да и сегодняшнего существования локомобилей – стремление руководства ж/д передвигаться с комфортом, но не на поезде. Плюс шик и пафос: пусть все видят – едет начальство! Хотя есть и практический момент: так дешевле, чем использовать целый состав. О третьей причине говорилось выше – возможность попасть в какую-то глухомань, где есть рельсы. А это уже актуально для России: вспомните узкоколейки, которые кое-где используются и сейчас.

Как поставить автомобиль на рельсы


Для этого есть три способа. Самый простой из них очевиден: нужно вместо колес установить катки типа тех, что на ж/д транспорте. Изначально во всем мире так и делали. В СССР, например, на рельсы ставили ЗиМы, «Чайки» «Волги» и машины попроще, пообъемнее – ГАЗ-АА, МАЗ-500, УАЗики, ГАЗ-51 и другие.

Грузовик на ж/д катках. Фото: YouTube.com

Однако со временем от такого метода переделки начали отказываться и тому есть веские причины. Первая – жуткий дискомфорт из-за грохота, который стоял в кабине, салоне при проезде стыков. Вторая заключалась в больших нагрузках на подвеску, которая в итоге имела сокращенный ресурс. Выход из положения нашли быстро: «родные» колеса с мягкими покрышками оставили, но к ним в дополнение приставили тележки уже на ж/д катках.

При необходимости используется интегрированная в локомобиль система перестановки. Фото: YouTube.com

Их задача – не дать машине сойти с рельс. В результате авто передвигается по ним на своей резине – ход стал плавным, мягким. Есть и другие плюсы: лучшее сцепление с рельсами и быстрота переоборудования для движения по обычной дороге, что занимает в среднем пару часов.

Тележка для езды по рельсам. Фото: YouTube.com

Еще один метод перехода на железнодорожный путь: установка машины прямо на катки без снятия колес. Такой способ еще быстрее позволяет встать на рельсы. Но минус очевиден, а для кого-то может показаться и смешным. Исходя из того, что катки вращаются в другую сторону, вперед придется ехать на задней скорости, а это не так быстро, как хотелось бы. Но способ все равно востребован: например, можно увидеть военные «Уралы», передвигающиеся подобным методом.

Комбинированная техника сегодня


В наше время и локомотивов, и вагонов хватает, поэтому для перевозки большого количества людей и грузов универсальные машины практически не используют: разве что военные. Для чего же нужна такая техника сегодня? В качестве примера стоит рассмотреть модель Unimog, считающейся одним из лучших представителей подобной техники.

Сфера применения


Чаще всего это огромные по площади предприятия, где требуется перевозить продукцию (полуфабрикаты), грузы из одного места в другое по существующим рельсовым путям. Например, морской порт или горнорудный комбинат. Использование для таких целей маневровых тепловозов, автомотрис довольно дорого. «Унимог» в соответствующей версии может таскать вагоны как внутри предприятия, так и вне его. Правда, в России машину придется оборудовать специальным устройством безопасности, как того требуют нормы РЖД.

«Унимог» косит траву вдоль путей. Фото: YouTube.com

Но этим способности современного локомобиля не ограничиваются. При использовании соответствующего оборудования Unimog и другая подобная техника может очищать рельсы от снега, листьев, шлифовать их, обрезать ветки, служить автомотрисой, манипулятором и даже автовышкой.

Локомобиль на базе «Урала» чистит снег. Фото: YouTube.com

А еще и поработать в качестве маневрового тепловоза: машина способна перемещать составы общей массой до 1 тыс. тонн. И при этом будет задействована тормозная система, которая способна остановить колеса поезда на 52-х осях!

Unimog тащит состав. Фото: YouTube.com

Как сегодня движется подобная техника, с помощью какого метода? Того самого, когда катки подкладывают под колеса и двигаться нужно задним ходом. Но «Унимог» приспособлен и под эту «неприятность». У него есть собственная система перестановки, 24 передачи, позволяющие двигаться на скорости до 50 км/ч. Стоимость в среднем – 21 млн руб. А что в России?

Локомотивный тягач «Станислав»


Как уверяет производитель, локомобиль с заводским индексом К-704-4Р может заменять маневровую ж/д технику и таскать составы общей массой до 1000 т (сама машина весит 11,5 т). Помимо этого, «Станислав» эксплуатируется, как бульдозер и ездит по дорогам общего пользования. Тягач отличается шинами с особым дизайном протектора: это не стандартная «елочка», а специальный рисунок в виде волн.

Локомобиль используется и как обычный бульдозер. Фото: YouTube.com

Небольшие впадины гарантируют обширную площадь контактного пятна. При этом головка рельса по отношению к центру покрышки смещена. Это дает возможность при износе шин просто поменять колеса местами (с одной стороны на другую) или перебортировать резину (диски разборные).

В основе конструкции – обычный трактор. Фото: YouTube.com

В основе машины – «Кировец», выпускаемый в Санкт-Петербурге. Роль силового агрегата играет турбированный дизель ЯМЗ-236М, развивающий 180 «лошадей», или его модификации ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-236БЕ. Скорость «Станислава» на дорогах общего пользования - 35 км/ч, при выполнении маневровых работ – 10 км/ч. Средняя стоимость на сегодня составляет 12 млн 300 тыс. руб., что, в сравнении с Unimog, довольно привлекательно.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о локомобилях?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Union Pacific Big Boy – самый большой в мире серийный паровозСалон из вторсырья и электромотор: обзор южнокорейского седана за 4,6 млн рублей