
В России детали к авиадвигателям печатают на 3D-принтере
Еще совсем недавно 3D-принтер напоминал какое-то чудо. Как же так – нарисовал картинку какой-нибудь пластиковой безделушки на компьютере, включил устройство и готово! Однако, одно дело печатать игрушки, небольшие вещицы и совсем другое – детали для авиадвигателя или иных агрегатов.
И этим уже активно занимаются, как за рубежом, так и в России. Например, в 2015-м австралийскими инженерами (университет Монаша) был представлен действующий мотор, полностью изготовленный на 3D-принтере.
Airbus пошла еще дальше и в 2016-м продемонстрировала самолет под названием Thor, распечатанный на объемном принтере. Правда, «воздушное судно» смахивает, скорее, на дрон: его длина четыре метра, а масса – 21 кг. Сегодня в любом Boeing 787 имеется не менее тридцати «принтерных» деталей. А, например, в А320neo и А350 таким способом изготовлен кронштейн, посредством которого авиадвигатель крепится к крылу.
Российский дрон с двигателем, напечатанным на 3D-принтере. Фото: YouTube.com
В 2020-м В России (Казань) показали БПЛА, оснащенный двигателем, изготовленным на объемном устройстве. Машина летала со скоростью 150 км/ч на высоте 170 м. Управляется дистанционно.
Первый плюс – значительное снижение трудоемкости. Например, токарь, чтобы выточить деталь, берет заготовку и отсекает все лишнее. Это занимает немало времени и ведет к образованию стружки. Такое производство явно неэкономично. При изготовлении деталей в 3D-принтере отходы отсутствуют: т. е. преимуществами устройства можно считать еще и безопасность в экологическом плане.
Детали, сделанные на на 3D-принтере (одно из предприятий Ростеха). Фото: YouTube.com
К плюсам относится скорость работы и возможность получения форм деталей, которые нельзя получить иным способом. И еще одно преимущество заключается в том, что сделанные таким методом узлы и агрегаты отличаются меньшей массой. А это очень важно в авиационной (и не только) промышленности.
Если в устройствах, с помощью которых делают пластиковые изделия, применяется исходный материал в виде небольших шариков, то для промышленных принтеров необходим мелкий металлический порошок. Это тоже гранулы, но с определенными свойствами. Внутри устройства имеется специальная платформа, на которую наносится слой порошка.
Оборудование для 3D-печати стоит дорого. Фото: YouTube.com
Его разогревает лазер, благодаря чему материал спекается и затвердевает. Далее платформа «уходит» вниз, предоставляя место для формирования очередного слоя. Так постепенно деталь и выращивается. Процесс может длиться несколько часов, но иногда это занимает сутки и более. Все зависит от сложности и габаритов изделия.
Многие предполагают, что в будущем не только самолеты, но и космические ракеты станут делать подобным образом. И некоторые практические шаги в этом направлении уже осуществляются. «Боинг» в своем лайнере Dreamliner 787 использует множество титановых элементов, работающих в двигателе.
В Boeing 787 Dreamliner есть детали, напечатанные на 3D-принтере. Фото: YouTube.com
Американский стартап Relativity Space, который, по задумке его участников, должен стать прямым конкурентом компании Маска, собирается напечатать ракету. Ее старт запланирован на 2025-й год. По замыслу, она должна стать спутником в созвездии OneWeb Gen-2. Можно назвать это фантазией, но в проект уже привлечено около миллиарда долларов.
РФ тоже не отстает: у Ростеха уже имеется свой принтер, с помощью которого делают полуметровые детали. В этом году предполагается приступить к изготовлению элементов, обладающих повышенной жаропрочностью для авиационных двигателей ПД-14 (МС-21), ПД-8 (устанавливается на SSJ-100), ТВ7-117СТ-01 (Ил-114-300), а также вертолетных силовых агрегатов ВК-650В. Принтер разработан российской компанией «Лазерные системы» и устанавливается в Лыткарино (Подмосковье) на базе отделения двигателестроительной организации ОДК-УМПО (Уфа).
И этим уже активно занимаются, как за рубежом, так и в России. Например, в 2015-м австралийскими инженерами (университет Монаша) был представлен действующий мотор, полностью изготовленный на 3D-принтере.
Послойное получение изделий, в основе которых компьютерные 3D-модели, называется аддитивной технологией.
Airbus пошла еще дальше и в 2016-м продемонстрировала самолет под названием Thor, распечатанный на объемном принтере. Правда, «воздушное судно» смахивает, скорее, на дрон: его длина четыре метра, а масса – 21 кг. Сегодня в любом Boeing 787 имеется не менее тридцати «принтерных» деталей. А, например, в А320neo и А350 таким способом изготовлен кронштейн, посредством которого авиадвигатель крепится к крылу.

В 2020-м В России (Казань) показали БПЛА, оснащенный двигателем, изготовленным на объемном устройстве. Машина летала со скоростью 150 км/ч на высоте 170 м. Управляется дистанционно.
Преимущества 3D-печати при изготовлении металлических деталей
Первый плюс – значительное снижение трудоемкости. Например, токарь, чтобы выточить деталь, берет заготовку и отсекает все лишнее. Это занимает немало времени и ведет к образованию стружки. Такое производство явно неэкономично. При изготовлении деталей в 3D-принтере отходы отсутствуют: т. е. преимуществами устройства можно считать еще и безопасность в экологическом плане.

К плюсам относится скорость работы и возможность получения форм деталей, которые нельзя получить иным способом. И еще одно преимущество заключается в том, что сделанные таким методом узлы и агрегаты отличаются меньшей массой. А это очень важно в авиационной (и не только) промышленности.
Как работает 3D-принтер
Если в устройствах, с помощью которых делают пластиковые изделия, применяется исходный материал в виде небольших шариков, то для промышленных принтеров необходим мелкий металлический порошок. Это тоже гранулы, но с определенными свойствами. Внутри устройства имеется специальная платформа, на которую наносится слой порошка.

Его разогревает лазер, благодаря чему материал спекается и затвердевает. Далее платформа «уходит» вниз, предоставляя место для формирования очередного слоя. Так постепенно деталь и выращивается. Процесс может длиться несколько часов, но иногда это занимает сутки и более. Все зависит от сложности и габаритов изделия.
Принтеры-гиганты
Многие предполагают, что в будущем не только самолеты, но и космические ракеты станут делать подобным образом. И некоторые практические шаги в этом направлении уже осуществляются. «Боинг» в своем лайнере Dreamliner 787 использует множество титановых элементов, работающих в двигателе.

Американский стартап Relativity Space, который, по задумке его участников, должен стать прямым конкурентом компании Маска, собирается напечатать ракету. Ее старт запланирован на 2025-й год. По замыслу, она должна стать спутником в созвездии OneWeb Gen-2. Можно назвать это фантазией, но в проект уже привлечено около миллиарда долларов.
Промышленная 3D-печать в России
РФ тоже не отстает: у Ростеха уже имеется свой принтер, с помощью которого делают полуметровые детали. В этом году предполагается приступить к изготовлению элементов, обладающих повышенной жаропрочностью для авиационных двигателей ПД-14 (МС-21), ПД-8 (устанавливается на SSJ-100), ТВ7-117СТ-01 (Ил-114-300), а также вертолетных силовых агрегатов ВК-650В. Принтер разработан российской компанией «Лазерные системы» и устанавливается в Лыткарино (Подмосковье) на базе отделения двигателестроительной организации ОДК-УМПО (Уфа).
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...