
Троллейбусы Solaris-Skoda Trollino – фавориты европейских мегаполисов
Trollino – название семейства низкопольных троллейбусов. Этот городской транспорт выделяется своим невысоким уровнем шума и отсутствием вредных выбросов. Помимо классических вариантов (только с тяговым электроснабжением), Solaris предлагает также гибриды, оснащенные дополнительными энергоемкими аккумуляторами.
В качестве последних выступают специальные суперконденсаторы. Компания продает и модели с расширителем запаса хода на топливных элементах, работающих за пределами тяговой линии. Сегодня это является очень перспективным и востребованным направлением.
Solaris Trollino 15 прижился во многих европейских городах. Фото автора
Ведь муниципалитеты многих растущих европейских городов пытаются расширять сеть обслуживания местного электротранспорта. Однако строительство новых линий – очень трудоемкий, дорогостоящий и не быстрый процесс. Оптимальным решением являются гибриды, которые способны в нужном месте «сложить рога» и двигаться дальше на автономном ходу. В Solaris-Skoda позаботились и о таком направлении.
Хотя под упомянутым брендом в течение двух десятилетий выпускалось немало моделей, сегодня мы остановимся на паре наиболее известных из них. Эти троллейбусы в разные годы собирались на польских и чешских производственных мощностях и завоевали заслуженную популярность у потребителей из ряда европейских стран.
Solaris Trollino 15AC – трехосный троллейбус длиной 15 метров и пассажировместимостью, идентичной сочлененным версиям общественного транспорта. Однако, по сравнению с последними, он имеет ряд экономических и эксплуатационных преимуществ. В первую очередь, упрощенная конструкция машины (устраняется сложный шарнир) и связанный с этим более простой монтаж электропроводки, гидравлики и системы распределения воздуха. К числу других преимуществ 15-метровой версии можно отнести:
✅ выгодную цену транспортного средства
✅ более простое обслуживание
✅ меньшие эксплуатационные расходы
✅ снижение потребления электроэнергии
✅ лучшие ходовые характеристики
В качестве плюса к более безопасной эксплуатации также стоит упомянуть лучшую видимость обстановки как в самом транспортном средстве, так и за его пределами. Его выгода заметна и в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность перевозки пассажиров в городском движении.
Различия в управлении (по сравнению с классической 12-метровой версией) сведены к минимуму за счет использования колес задней оси. Немаловажным преимуществом является идентичная конструкция электрооборудования с Solaris Trollino 12. Это снижает требования к количеству типов запасных частей для обоих моделей троллейбусов.
Современные модели Solaris Trollino имеют отличный дизайн. Фото автора
Современные общественные транспортные средства для перевозок в ряде европейских стран создаются путем установки чешского электрооборудования в кузова польского производителя автобусов Solaris. Их главным преимуществом является полностью низкий пол (безбарьерность, в сочетании со складной платформой) и другие положительные моменты в конструкции:
✅ использование нержавеющей стали и листового металла
✅ современное электрооборудование
✅ проверенная система опускания борта входа при посадке и выходе пассажиров
Solaris Trollino 15AC, как и другие типы троллейбусов, является результатом сотрудничества «Доправни Подник Остравы», Solaris Bus&Coach и Cegelec. Этот транспорт приобрел популярность не только в самой Чехии и соседней Польше, но и в Словакии, Венгрии, Италии, Румынии, других странах Европы.
Производителем двигателя для этой модели являются компании Pragoimex и Dopravni podnik Ostrava. При его разработке и производстве использовали богатый опыт, полученный от эксплуатации и обслуживания тяговых двигателей для разных моделей трамваев и троллейбусов.
В некоторых городах почти весь парк состоит из машин Trollino. Фото автора
Статический преобразователь (Cegelec) используется для зарядки аккумулятора, питания сети 24 В, привода компрессора и агрегата насоса гидроусилителя руля (3 x 400 В/50 Гц). Регулирование асинхронного двигателя обеспечивает тяговый преобразователь, закрепленный на кузове вместе с электродвигателем, приводящим задний мост. Он оснащен асинхронным электротяговым оборудованием TV EUROPULSE компании Cegelec.
В троллейбусе использована пневматическая подвеска ECAS Wabco, дополненная гидравлическими амортизаторами. Гидроусилитель руля ZF Servocom с собственным источником масла под давлением обеспечивает легкое управление. Транспорт также оснащен независимым электродинамическим тормозом с рекуперацией, имеющей дополнительное торможение пневматическим вариантом с системой ABS и ASR.
Несмотря на меньшую цифру в названии, эта модель является более современной и выпускается до сих пор. Под именем Skoda 27Tr он поставлялся к клиентам до 2022 года. Позже торговая марка изменена на T’City 18.
Большое количество входных дверей облегчают посадку и высадку пассажиров. Фото автора
После представления прототипа в 2009 году, остравский производитель с 2010-го начал серийную сборку троллейбусной техники. Этому предшествовали тщательные тест-драйвы, проводимые в районе чешского города Пльзень. С середины последнего зимнего месяца начата его проверочная эксплуатация с пассажирами в г. Острава. Спустя полгода стартовало движение и на пльзенской троллейбусной сети.
До 2015 года Skoda 27Tr уже уверенно двигалась по маршрутам ряда чешских городов: Злина, Ческе-Будеевице, Усти-над-Лабем и др. Техника очень хорошо зарекомендовала себя во многих отношениях, что открыло ей путь на экспортный рынок. Вот как продвигалась история ее поставок:
✅ София (Болгария) – 50 единиц (2013-2014 гг.)
✅ Рига (Латвия) – 38 троллейбусов (2014-2018 гг.)
✅ Жилина (Словакия) – 18 штук (2017-2019 гг.)
✅ Братислава (Словакия) – 23 штуки (2023 год)
Также в 2021 году муниципалитет болгарской столицы дозаказал еще 30 машин уже четвертого поколения Skoda 27Tr. А в самой Чехии они стали одним из самых распространенных видов местного транспорта, включая семь городов и общее количество парка машин в 157 единиц.
Экспансия продолжается и по сей день. Недавно компанией выиграно еще два тендера на поставку Skoda 27Tr в Брно (2021 год) и Усти-над-Лабем (2022 год). Теперь троллейбусные парки указанных городов стали ведущими пользователями модели, у первого имеется 40 машин 27Tr, у второго – тридцать. Новые модификации получили повышенную мощность (до 2х250 кВт) и ряд иных современных элементов конструкции.
Компания Solaris продолжает успешное покорение рынка и других европейских городов. Так Solaris Bus & Coach (в сотрудничестве со Skoda Electric) в ближайшее время поставит в Братиславу 16 двухшарнирных троллейбусов Solaris Trollino 24. Контракт заключен почти на 17 миллионов евро. Братиславский перевозчик планирует разместить на 71-м маршруте новые троллейбусы длиной 24 метра, и вместимостью до 160 пассажиров (из них 60 сидячих мест).
Широкий и низкий вход – удобно для пожилых и груженных пассажиров. Фото автора
Параллельно развивается и сотрудничество с венгерской столицей. Solaris Trollino – это специальные троллейбусы, созданные на основе электробусов, предлагающихся как Solaris Urbino. Всего заказано двенадцать Trollino 12 и 36 сочлененных Trollino 18. Все 48 единиц поставлены к концу 2022 года.
Более пяти лет назад начато сотрудничество с муниципалитетом итальянского Милана. Троллейбусы Trollino 18 для сетей этого города выполнены с двумя двигателями (каждый по 160 кВт) и имеют аккумуляторы LTO с электрической мощностью 45 кВт*ч. Это позволяет им выезжать за пределы воздушной линии на расстояние около 15 км. Вместимость каждой из машин – 135 человек (из них 31 сидячее место). Как можем видеть, история Skoda 27Tr далеко не завершена, а, скорее, находится в самом разгаре.
В качестве последних выступают специальные суперконденсаторы. Компания продает и модели с расширителем запаса хода на топливных элементах, работающих за пределами тяговой линии. Сегодня это является очень перспективным и востребованным направлением.

Ведь муниципалитеты многих растущих европейских городов пытаются расширять сеть обслуживания местного электротранспорта. Однако строительство новых линий – очень трудоемкий, дорогостоящий и не быстрый процесс. Оптимальным решением являются гибриды, которые способны в нужном месте «сложить рога» и двигаться дальше на автономном ходу. В Solaris-Skoda позаботились и о таком направлении.
Одни из ведущих моделей производителя
Хотя под упомянутым брендом в течение двух десятилетий выпускалось немало моделей, сегодня мы остановимся на паре наиболее известных из них. Эти троллейбусы в разные годы собирались на польских и чешских производственных мощностях и завоевали заслуженную популярность у потребителей из ряда европейских стран.
С 2003 года ведет свою историю двухзвенный низкопольный троллейбус Solaris Trollino 15, выпускавшийся польской компанией Solaris Bus & Coach. Аналогичная модель, собиравшаяся в Чехии, имеет название Skoda 28Tr. Еще одна версия городского электротранспорта от производителя – Skoda 27Tr.
Solaris Trollino 15AC – трехосный троллейбус длиной 15 метров и пассажировместимостью, идентичной сочлененным версиям общественного транспорта. Однако, по сравнению с последними, он имеет ряд экономических и эксплуатационных преимуществ. В первую очередь, упрощенная конструкция машины (устраняется сложный шарнир) и связанный с этим более простой монтаж электропроводки, гидравлики и системы распределения воздуха. К числу других преимуществ 15-метровой версии можно отнести:
✅ выгодную цену транспортного средства
✅ более простое обслуживание
✅ меньшие эксплуатационные расходы
✅ снижение потребления электроэнергии
✅ лучшие ходовые характеристики
В качестве плюса к более безопасной эксплуатации также стоит упомянуть лучшую видимость обстановки как в самом транспортном средстве, так и за его пределами. Его выгода заметна и в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность перевозки пассажиров в городском движении.
Различия в управлении (по сравнению с классической 12-метровой версией) сведены к минимуму за счет использования колес задней оси. Немаловажным преимуществом является идентичная конструкция электрооборудования с Solaris Trollino 12. Это снижает требования к количеству типов запасных частей для обоих моделей троллейбусов.

Современные общественные транспортные средства для перевозок в ряде европейских стран создаются путем установки чешского электрооборудования в кузова польского производителя автобусов Solaris. Их главным преимуществом является полностью низкий пол (безбарьерность, в сочетании со складной платформой) и другие положительные моменты в конструкции:
✅ использование нержавеющей стали и листового металла
✅ современное электрооборудование
✅ проверенная система опускания борта входа при посадке и выходе пассажиров
Solaris Trollino 15AC, как и другие типы троллейбусов, является результатом сотрудничества «Доправни Подник Остравы», Solaris Bus&Coach и Cegelec. Этот транспорт приобрел популярность не только в самой Чехии и соседней Польше, но и в Словакии, Венгрии, Италии, Румынии, других странах Европы.
Техническое оснащение Solaris Trollino 15
Производителем двигателя для этой модели являются компании Pragoimex и Dopravni podnik Ostrava. При его разработке и производстве использовали богатый опыт, полученный от эксплуатации и обслуживания тяговых двигателей для разных моделей трамваев и троллейбусов.

Статический преобразователь (Cegelec) используется для зарядки аккумулятора, питания сети 24 В, привода компрессора и агрегата насоса гидроусилителя руля (3 x 400 В/50 Гц). Регулирование асинхронного двигателя обеспечивает тяговый преобразователь, закрепленный на кузове вместе с электродвигателем, приводящим задний мост. Он оснащен асинхронным электротяговым оборудованием TV EUROPULSE компании Cegelec.
В троллейбусе использована пневматическая подвеска ECAS Wabco, дополненная гидравлическими амортизаторами. Гидроусилитель руля ZF Servocom с собственным источником масла под давлением обеспечивает легкое управление. Транспорт также оснащен независимым электродинамическим тормозом с рекуперацией, имеющей дополнительное торможение пневматическим вариантом с системой ABS и ASR.
Сочлененный и стильный троллейбус Skoda 27Tr
Несмотря на меньшую цифру в названии, эта модель является более современной и выпускается до сих пор. Под именем Skoda 27Tr он поставлялся к клиентам до 2022 года. Позже торговая марка изменена на T’City 18.

После представления прототипа в 2009 году, остравский производитель с 2010-го начал серийную сборку троллейбусной техники. Этому предшествовали тщательные тест-драйвы, проводимые в районе чешского города Пльзень. С середины последнего зимнего месяца начата его проверочная эксплуатация с пассажирами в г. Острава. Спустя полгода стартовало движение и на пльзенской троллейбусной сети.
До 2015 года Skoda 27Tr уже уверенно двигалась по маршрутам ряда чешских городов: Злина, Ческе-Будеевице, Усти-над-Лабем и др. Техника очень хорошо зарекомендовала себя во многих отношениях, что открыло ей путь на экспортный рынок. Вот как продвигалась история ее поставок:
✅ София (Болгария) – 50 единиц (2013-2014 гг.)
✅ Рига (Латвия) – 38 троллейбусов (2014-2018 гг.)
✅ Жилина (Словакия) – 18 штук (2017-2019 гг.)
✅ Братислава (Словакия) – 23 штуки (2023 год)
Также в 2021 году муниципалитет болгарской столицы дозаказал еще 30 машин уже четвертого поколения Skoda 27Tr. А в самой Чехии они стали одним из самых распространенных видов местного транспорта, включая семь городов и общее количество парка машин в 157 единиц.
Экспансия продолжается и по сей день. Недавно компанией выиграно еще два тендера на поставку Skoda 27Tr в Брно (2021 год) и Усти-над-Лабем (2022 год). Теперь троллейбусные парки указанных городов стали ведущими пользователями модели, у первого имеется 40 машин 27Tr, у второго – тридцать. Новые модификации получили повышенную мощность (до 2х250 кВт) и ряд иных современных элементов конструкции.
Дальнейшее расширение географии поставок
Компания Solaris продолжает успешное покорение рынка и других европейских городов. Так Solaris Bus & Coach (в сотрудничестве со Skoda Electric) в ближайшее время поставит в Братиславу 16 двухшарнирных троллейбусов Solaris Trollino 24. Контракт заключен почти на 17 миллионов евро. Братиславский перевозчик планирует разместить на 71-м маршруте новые троллейбусы длиной 24 метра, и вместимостью до 160 пассажиров (из них 60 сидячих мест).

Параллельно развивается и сотрудничество с венгерской столицей. Solaris Trollino – это специальные троллейбусы, созданные на основе электробусов, предлагающихся как Solaris Urbino. Всего заказано двенадцать Trollino 12 и 36 сочлененных Trollino 18. Все 48 единиц поставлены к концу 2022 года.
Более пяти лет назад начато сотрудничество с муниципалитетом итальянского Милана. Троллейбусы Trollino 18 для сетей этого города выполнены с двумя двигателями (каждый по 160 кВт) и имеют аккумуляторы LTO с электрической мощностью 45 кВт*ч. Это позволяет им выезжать за пределы воздушной линии на расстояние около 15 км. Вместимость каждой из машин – 135 человек (из них 31 сидячее место). Как можем видеть, история Skoda 27Tr далеко не завершена, а, скорее, находится в самом разгаре.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...