Троллейбусы Solaris-Skoda Trollino – фавориты европейских мегаполисов
Trollino – название семейства низкопольных троллейбусов. Этот городской транспорт выделяется своим невысоким уровнем шума и отсутствием вредных выбросов. Помимо классических вариантов (только с тяговым электроснабжением), Solaris предлагает также гибриды, оснащенные дополнительными энергоемкими аккумуляторами.
В качестве последних выступают специальные суперконденсаторы. Компания продает и модели с расширителем запаса хода на топливных элементах, работающих за пределами тяговой линии. Сегодня это является очень перспективным и востребованным направлением.
Ведь муниципалитеты многих растущих европейских городов пытаются расширять сеть обслуживания местного электротранспорта. Однако строительство новых линий – очень трудоемкий, дорогостоящий и не быстрый процесс. Оптимальным решением являются гибриды, которые способны в нужном месте «сложить рога» и двигаться дальше на автономном ходу. В Solaris-Skoda позаботились и о таком направлении.
Хотя под упомянутым брендом в течение двух десятилетий выпускалось немало моделей, сегодня мы остановимся на паре наиболее известных из них. Эти троллейбусы в разные годы собирались на польских и чешских производственных мощностях и завоевали заслуженную популярность у потребителей из ряда европейских стран.
Solaris Trollino 15AC – трехосный троллейбус длиной 15 метров и пассажировместимостью, идентичной сочлененным версиям общественного транспорта. Однако, по сравнению с последними, он имеет ряд экономических и эксплуатационных преимуществ. В первую очередь, упрощенная конструкция машины (устраняется сложный шарнир) и связанный с этим более простой монтаж электропроводки, гидравлики и системы распределения воздуха. К числу других преимуществ 15-метровой версии можно отнести:
✅ выгодную цену транспортного средства
✅ более простое обслуживание
✅ меньшие эксплуатационные расходы
✅ снижение потребления электроэнергии
✅ лучшие ходовые характеристики
В качестве плюса к более безопасной эксплуатации также стоит упомянуть лучшую видимость обстановки как в самом транспортном средстве, так и за его пределами. Его выгода заметна и в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность перевозки пассажиров в городском движении.
Различия в управлении (по сравнению с классической 12-метровой версией) сведены к минимуму за счет использования колес задней оси. Немаловажным преимуществом является идентичная конструкция электрооборудования с Solaris Trollino 12. Это снижает требования к количеству типов запасных частей для обоих моделей троллейбусов.
Современные общественные транспортные средства для перевозок в ряде европейских стран создаются путем установки чешского электрооборудования в кузова польского производителя автобусов Solaris. Их главным преимуществом является полностью низкий пол (безбарьерность, в сочетании со складной платформой) и другие положительные моменты в конструкции:
✅ использование нержавеющей стали и листового металла
✅ современное электрооборудование
✅ проверенная система опускания борта входа при посадке и выходе пассажиров
Solaris Trollino 15AC, как и другие типы троллейбусов, является результатом сотрудничества «Доправни Подник Остравы», Solaris Bus&Coach и Cegelec. Этот транспорт приобрел популярность не только в самой Чехии и соседней Польше, но и в Словакии, Венгрии, Италии, Румынии, других странах Европы.
Производителем двигателя для этой модели являются компании Pragoimex и Dopravni podnik Ostrava. При его разработке и производстве использовали богатый опыт, полученный от эксплуатации и обслуживания тяговых двигателей для разных моделей трамваев и троллейбусов.
Статический преобразователь (Cegelec) используется для зарядки аккумулятора, питания сети 24 В, привода компрессора и агрегата насоса гидроусилителя руля (3 x 400 В/50 Гц). Регулирование асинхронного двигателя обеспечивает тяговый преобразователь, закрепленный на кузове вместе с электродвигателем, приводящим задний мост. Он оснащен асинхронным электротяговым оборудованием TV EUROPULSE компании Cegelec.
В троллейбусе использована пневматическая подвеска ECAS Wabco, дополненная гидравлическими амортизаторами. Гидроусилитель руля ZF Servocom с собственным источником масла под давлением обеспечивает легкое управление. Транспорт также оснащен независимым электродинамическим тормозом с рекуперацией, имеющей дополнительное торможение пневматическим вариантом с системой ABS и ASR.
Несмотря на меньшую цифру в названии, эта модель является более современной и выпускается до сих пор. Под именем Skoda 27Tr он поставлялся к клиентам до 2022 года. Позже торговая марка изменена на T’City 18.
После представления прототипа в 2009 году, остравский производитель с 2010-го начал серийную сборку троллейбусной техники. Этому предшествовали тщательные тест-драйвы, проводимые в районе чешского города Пльзень. С середины последнего зимнего месяца начата его проверочная эксплуатация с пассажирами в г. Острава. Спустя полгода стартовало движение и на пльзенской троллейбусной сети.
До 2015 года Skoda 27Tr уже уверенно двигалась по маршрутам ряда чешских городов: Злина, Ческе-Будеевице, Усти-над-Лабем и др. Техника очень хорошо зарекомендовала себя во многих отношениях, что открыло ей путь на экспортный рынок. Вот как продвигалась история ее поставок:
✅ София (Болгария) – 50 единиц (2013-2014 гг.)
✅ Рига (Латвия) – 38 троллейбусов (2014-2018 гг.)
✅ Жилина (Словакия) – 18 штук (2017-2019 гг.)
✅ Братислава (Словакия) – 23 штуки (2023 год)
Также в 2021 году муниципалитет болгарской столицы дозаказал еще 30 машин уже четвертого поколения Skoda 27Tr. А в самой Чехии они стали одним из самых распространенных видов местного транспорта, включая семь городов и общее количество парка машин в 157 единиц.
Экспансия продолжается и по сей день. Недавно компанией выиграно еще два тендера на поставку Skoda 27Tr в Брно (2021 год) и Усти-над-Лабем (2022 год). Теперь троллейбусные парки указанных городов стали ведущими пользователями модели, у первого имеется 40 машин 27Tr, у второго – тридцать. Новые модификации получили повышенную мощность (до 2х250 кВт) и ряд иных современных элементов конструкции.
Компания Solaris продолжает успешное покорение рынка и других европейских городов. Так Solaris Bus & Coach (в сотрудничестве со Skoda Electric) в ближайшее время поставит в Братиславу 16 двухшарнирных троллейбусов Solaris Trollino 24. Контракт заключен почти на 17 миллионов евро. Братиславский перевозчик планирует разместить на 71-м маршруте новые троллейбусы длиной 24 метра, и вместимостью до 160 пассажиров (из них 60 сидячих мест).
Параллельно развивается и сотрудничество с венгерской столицей. Solaris Trollino – это специальные троллейбусы, созданные на основе электробусов, предлагающихся как Solaris Urbino. Всего заказано двенадцать Trollino 12 и 36 сочлененных Trollino 18. Все 48 единиц поставлены к концу 2022 года.
Более пяти лет назад начато сотрудничество с муниципалитетом итальянского Милана. Троллейбусы Trollino 18 для сетей этого города выполнены с двумя двигателями (каждый по 160 кВт) и имеют аккумуляторы LTO с электрической мощностью 45 кВт*ч. Это позволяет им выезжать за пределы воздушной линии на расстояние около 15 км. Вместимость каждой из машин – 135 человек (из них 31 сидячее место). Как можем видеть, история Skoda 27Tr далеко не завершена, а, скорее, находится в самом разгаре.
В качестве последних выступают специальные суперконденсаторы. Компания продает и модели с расширителем запаса хода на топливных элементах, работающих за пределами тяговой линии. Сегодня это является очень перспективным и востребованным направлением.
Solaris Trollino 15 прижился во многих европейских городах. Фото автора
Ведь муниципалитеты многих растущих европейских городов пытаются расширять сеть обслуживания местного электротранспорта. Однако строительство новых линий – очень трудоемкий, дорогостоящий и не быстрый процесс. Оптимальным решением являются гибриды, которые способны в нужном месте «сложить рога» и двигаться дальше на автономном ходу. В Solaris-Skoda позаботились и о таком направлении.
Одни из ведущих моделей производителя
Хотя под упомянутым брендом в течение двух десятилетий выпускалось немало моделей, сегодня мы остановимся на паре наиболее известных из них. Эти троллейбусы в разные годы собирались на польских и чешских производственных мощностях и завоевали заслуженную популярность у потребителей из ряда европейских стран.
С 2003 года ведет свою историю двухзвенный низкопольный троллейбус Solaris Trollino 15, выпускавшийся польской компанией Solaris Bus & Coach. Аналогичная модель, собиравшаяся в Чехии, имеет название Skoda 28Tr. Еще одна версия городского электротранспорта от производителя – Skoda 27Tr.
Solaris Trollino 15AC – трехосный троллейбус длиной 15 метров и пассажировместимостью, идентичной сочлененным версиям общественного транспорта. Однако, по сравнению с последними, он имеет ряд экономических и эксплуатационных преимуществ. В первую очередь, упрощенная конструкция машины (устраняется сложный шарнир) и связанный с этим более простой монтаж электропроводки, гидравлики и системы распределения воздуха. К числу других преимуществ 15-метровой версии можно отнести:
✅ выгодную цену транспортного средства
✅ более простое обслуживание
✅ меньшие эксплуатационные расходы
✅ снижение потребления электроэнергии
✅ лучшие ходовые характеристики
В качестве плюса к более безопасной эксплуатации также стоит упомянуть лучшую видимость обстановки как в самом транспортном средстве, так и за его пределами. Его выгода заметна и в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность перевозки пассажиров в городском движении.
Различия в управлении (по сравнению с классической 12-метровой версией) сведены к минимуму за счет использования колес задней оси. Немаловажным преимуществом является идентичная конструкция электрооборудования с Solaris Trollino 12. Это снижает требования к количеству типов запасных частей для обоих моделей троллейбусов.
Современные модели Solaris Trollino имеют отличный дизайн. Фото автора
Современные общественные транспортные средства для перевозок в ряде европейских стран создаются путем установки чешского электрооборудования в кузова польского производителя автобусов Solaris. Их главным преимуществом является полностью низкий пол (безбарьерность, в сочетании со складной платформой) и другие положительные моменты в конструкции:
✅ использование нержавеющей стали и листового металла
✅ современное электрооборудование
✅ проверенная система опускания борта входа при посадке и выходе пассажиров
Solaris Trollino 15AC, как и другие типы троллейбусов, является результатом сотрудничества «Доправни Подник Остравы», Solaris Bus&Coach и Cegelec. Этот транспорт приобрел популярность не только в самой Чехии и соседней Польше, но и в Словакии, Венгрии, Италии, Румынии, других странах Европы.
Техническое оснащение Solaris Trollino 15
Производителем двигателя для этой модели являются компании Pragoimex и Dopravni podnik Ostrava. При его разработке и производстве использовали богатый опыт, полученный от эксплуатации и обслуживания тяговых двигателей для разных моделей трамваев и троллейбусов.
В некоторых городах почти весь парк состоит из машин Trollino. Фото автора
Статический преобразователь (Cegelec) используется для зарядки аккумулятора, питания сети 24 В, привода компрессора и агрегата насоса гидроусилителя руля (3 x 400 В/50 Гц). Регулирование асинхронного двигателя обеспечивает тяговый преобразователь, закрепленный на кузове вместе с электродвигателем, приводящим задний мост. Он оснащен асинхронным электротяговым оборудованием TV EUROPULSE компании Cegelec.
В троллейбусе использована пневматическая подвеска ECAS Wabco, дополненная гидравлическими амортизаторами. Гидроусилитель руля ZF Servocom с собственным источником масла под давлением обеспечивает легкое управление. Транспорт также оснащен независимым электродинамическим тормозом с рекуперацией, имеющей дополнительное торможение пневматическим вариантом с системой ABS и ASR.
Сочлененный и стильный троллейбус Skoda 27Tr
Несмотря на меньшую цифру в названии, эта модель является более современной и выпускается до сих пор. Под именем Skoda 27Tr он поставлялся к клиентам до 2022 года. Позже торговая марка изменена на T’City 18.
Большое количество входных дверей облегчают посадку и высадку пассажиров. Фото автора
После представления прототипа в 2009 году, остравский производитель с 2010-го начал серийную сборку троллейбусной техники. Этому предшествовали тщательные тест-драйвы, проводимые в районе чешского города Пльзень. С середины последнего зимнего месяца начата его проверочная эксплуатация с пассажирами в г. Острава. Спустя полгода стартовало движение и на пльзенской троллейбусной сети.
До 2015 года Skoda 27Tr уже уверенно двигалась по маршрутам ряда чешских городов: Злина, Ческе-Будеевице, Усти-над-Лабем и др. Техника очень хорошо зарекомендовала себя во многих отношениях, что открыло ей путь на экспортный рынок. Вот как продвигалась история ее поставок:
✅ София (Болгария) – 50 единиц (2013-2014 гг.)
✅ Рига (Латвия) – 38 троллейбусов (2014-2018 гг.)
✅ Жилина (Словакия) – 18 штук (2017-2019 гг.)
✅ Братислава (Словакия) – 23 штуки (2023 год)
Также в 2021 году муниципалитет болгарской столицы дозаказал еще 30 машин уже четвертого поколения Skoda 27Tr. А в самой Чехии они стали одним из самых распространенных видов местного транспорта, включая семь городов и общее количество парка машин в 157 единиц.
Экспансия продолжается и по сей день. Недавно компанией выиграно еще два тендера на поставку Skoda 27Tr в Брно (2021 год) и Усти-над-Лабем (2022 год). Теперь троллейбусные парки указанных городов стали ведущими пользователями модели, у первого имеется 40 машин 27Tr, у второго – тридцать. Новые модификации получили повышенную мощность (до 2х250 кВт) и ряд иных современных элементов конструкции.
Дальнейшее расширение географии поставок
Компания Solaris продолжает успешное покорение рынка и других европейских городов. Так Solaris Bus & Coach (в сотрудничестве со Skoda Electric) в ближайшее время поставит в Братиславу 16 двухшарнирных троллейбусов Solaris Trollino 24. Контракт заключен почти на 17 миллионов евро. Братиславский перевозчик планирует разместить на 71-м маршруте новые троллейбусы длиной 24 метра, и вместимостью до 160 пассажиров (из них 60 сидячих мест).
Широкий и низкий вход – удобно для пожилых и груженных пассажиров. Фото автора
Параллельно развивается и сотрудничество с венгерской столицей. Solaris Trollino – это специальные троллейбусы, созданные на основе электробусов, предлагающихся как Solaris Urbino. Всего заказано двенадцать Trollino 12 и 36 сочлененных Trollino 18. Все 48 единиц поставлены к концу 2022 года.
Более пяти лет назад начато сотрудничество с муниципалитетом итальянского Милана. Троллейбусы Trollino 18 для сетей этого города выполнены с двумя двигателями (каждый по 160 кВт) и имеют аккумуляторы LTO с электрической мощностью 45 кВт*ч. Это позволяет им выезжать за пределы воздушной линии на расстояние около 15 км. Вместимость каждой из машин – 135 человек (из них 31 сидячее место). Как можем видеть, история Skoda 27Tr далеко не завершена, а, скорее, находится в самом разгаре.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...