В разработке корабля принимало участие конструкторское бюро Nautic из Исландии. Островное государство имеет большой опыт в строительстве подобных судов. Прообразом послужил траулер Akurey, спущенный на воду в Турции годом раньше. В то время даже было создано профильное российское КБ-филиал «Наутик Рус». Оно и разработало необходимую документацию.
Особенности конструкции
По общим и основным техническим параметрам новое судно мало чем отличается от своих «коллег». Но внешне траулер сразу же привлекает внимание. Все дело – в необычной форме носа, который, подобно крейсеру «Авроре», вытянут внизу вперед.
Первая верфь, построившая судно с корпусом типа X-BOW – Ulstein. Однако среди рыболовецких кораблей пальма первенства – у «Наутика».
Форма корпуса в виде капсулы не только придает траулеру футуристический облик. Такая конфигурация увеличивает площадь внутри судна и улучшает его мореходные качества: встречные волны меньше мешают движению.
Пример судна с носом типа X-BOW (Olivia O). Фото: YouTube.com
Траулер оснащен оборудованием для рекуперации энергии, которую выделяют лебедки. Система обогрева работает за счет тепла от основной силовой установки. Все это в сумме позволяет экономить топливо. Технические характеристики судов проекта 170701:
✅ водоизмещение – 5 тыс. 500 тонн
✅ длина, ширина – 81,6 и 16 м
✅ мощность основного силового агрегата – 6200 кВт
✅ скорость – до 27,78 км/ч (15 узлов)
Траулер не только вылавливает рыбу: на его борту размещена целая фабрика, позволяющая организовать безотходное производство. Прямо на корабле продукция замораживается, из нее делают консервы, рыбную муку. Фабрика оснащена системой паллетирования готовой продукции, что облегчает труд персонала.
Морозильные суда проекта 170701 считаются самыми большими в российском рыболовном флоте.
У кораблей – ледовый класс не ниже Ice2, что говорит о способности преодолевать льды толщиной до 55 см. Для Северной Атлантики вполне подойдет. Что касается производительности в отношении заготовки рыбы, то она в плане замораживания составляет 150 т продукта за день.
Головное судно
Оно названо в честь Владимира Соколова, бывшего главы Мурманского порта, ранее ходившего в океан капитаном рыболовного судна и внесшего большой вклад в дело развития отрасли в стране. Траулер заложили в 2018-м году, на воду спустили в 2020-м.
«Капитан Соколов» покидает верфь. Фото: YouTube.com
Однако из-за введенных санкций полностью «привести в готовность» корабль удалось только осенью минувшего года. В октябре как раз завершились его испытания, продлившиеся пару недель в Балтийском море.
Первый серийный траулер и другие
Его спустили на воду в марте 2021-го года: достраивали уже на плаву. Это окончание формирования корпуса, установка перерабатывающего оборудования и т. д. Название говорит об уважении к капитану дальнего плавания Станиславу Геллеру, начинавшего свой трудовой путь с простого матроса.
На судах данного проекта устанавливается главный силовой агрегат 10V31 (компания Wartsila Corporation, Финляндия), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый эффективный четырехтактный двигатель.
Из других кораблей проекта в сентябре 2021-го на воду спустили траулер «Капитан Осташков», заложенный летом 2019-го. В следующем году его очередной «коллега» также покинул «Северную верфь». Спуск на воду «Капитана Брейхмана» состоялся 25 мая. Всего построено четыре судна из запланированных десяти.
Спуск на воду «Капитана Брейхмана». Фото: YouTube.com
Как будет развиваться проект дальше – пока неизвестно: основной двигатель поставляла Финляндия. Очевидно, решение будет найдено в РФ или дружественных странах.