История мотоциклов Benelli – от собственных моделей до работы под патронажем китайцев
Итальянские мотоциклы в России особой популярностью не пользуются. Разве что Ducati на слуху. Да и то, о них знают те, кто байками интересуется.
О других брендах из Италии мало что известно. Еще из более или менее популярных можно вспомнить разве что Aprilia. Удивительно, но они пользуются спросом в узких кругах. На рынке б/у особенно популярны эндуро модели Pegaso.
Они, кстати, родственны BMW F650. Причем итальянские мотоциклы дешевле. А двигатели там все равно австрийские, но это к нашей теме не относится.
Сегодня мы разберемся с таинственным итальянским брендом Benelli. Любители китайских мотоциклов сразу вспомнят, что у Stels была такая модель. Самая дорогая и мощная в линейке. Популярностью не пользовалась именно по этой причине.
Так при чем тут Италия, если мотоцикл китайский? Или производители из Поднебесной просто назвали свою модель так? На самом деле, все сложно. Benelli – это действительно итальянский бренд. Правда, принадлежит китайцам. Но штаб-квартира находится на Апеннинском полуострове.
Окончательно запутал? Тогда будем разбираться с Benelli подробно.
История зарождения бренда достаточно необычна для нашей страны, но типична для Италии. Начнем с названия – Benelli. Это фамилия отцов-основателей фирмы. Вернее, матери.
Дело в том, что «фундамент» знаменитого в будущем бренда заложила Тереза Бенелли. А первыми работниками и одновременно владельцами являлись ее сыновья:
✅ Джузеппе
✅ Филиппо
✅ Джованни
✅ Франческо
✅ Антонио
✅ Доменико
Мать была вдовой, но достаточно обеспеченной для Италии начала XX века. У нее имелось собственное поместье с хозпостройками. Флигель женщина решила выделить сыновьям, дабы те без дела не слонялись.
Тереза Бенелли купила необходимые станки и инструменты, создав полноценную механическую мастерскую. Мать планировала, что ее отпрыски займутся ремонтом часов, оружия и велосипедов. А в будущем еще и мотоциклов с автомобилями.
Надо отдать братьям Бенелли должное – они рьяно принялись за работу и через несколько лет достигли пика той карьеры, которую прочила им мать. Вот только парни грезили не о ремонте. Им хотелось делать собственные мотоциклы.
Началось все с разработки мотора. Как у большинства конкурентов в Европе, США и Японии, братья сначала сделали двигатель для велосипеда. Мотор в 1919 году получился с объемом 75 см3, но популярности не снискал. Слишком уж он оказался проблемным – поистине, «первый блин комом».
Ее назвали Benelli Velomotore, а через пару лет мотоцикл уже выпускался в двух версиях – это Touring и Sport. Причем последняя действительно серьезно отличалась от базовой – там стоял двигатель не на 98, а на 125 см3. Как тут не вспомнить советский «Минск»!
Только итальянский байк разгонялся всего до 50 км/ч. Но в первой половине 20-х это впечатляло.
В 1923 году появляется новый Benelli Velomotore Sport – на этот раз с двигателем 147 см3. Именно на этом мотоцикле Тонино Бенелли начал выигрывать одну гонку за другой. Напомним, что в то время это был основной способ заявить о производителе. Если мотоциклы побеждают в соревнованиях – значит они лучшие.
1926 год стал поворотным в истории Benelli. Конструктор Джузеппе Бенелли спроектировал новый малокубатурный мотоцикл. Его основное отличие – это четырехтактный двигатель с объемом 175 см3.
Хотелось бы отметить, что разговор о второй половине 20-х. Напомним, что «Восходы» с аналогичной кубатурой выпускались до 1993 года и были только двухтактными.
Модель сразу же привлекла внимание Тонино Бенелли, того самого гонщика. Новый мотоцикл стал его любимым спортивным снарядом на ближайшие несколько лет.
В начале 30-х итальянцы «доросли» до мотоциклов с объемом 500 см3. Тогда же производитель сменил место дислокации – завод переехал в более крупное помещение бывшей лесопилки.
В 1940 году мотоциклы Бенелли стали известны во всем мире. Самый интересный их серийный байк назывался Benelli 500 Quattro. На заводе к тому времени уже трудилось более 800 человек.
Не забывали и про спорт – гоночный байк с объемом 250 см3 развивал фантастические для своего времени 52 л. с.
Даже Вторая мировая война, казалось, сыграла на руку компании семейства Бенелли. Они получили крупный заказ на производство мотоциклов для армии.
А еще ушлые братья освоили выпуск деталей от авиационных моторов. Последнее их и сгубило – союзники разбомбили завод полностью.
Пришлось начинать все почти с нуля. Благо, средства оставались, плюс опыт был. Начали с ремонта и восстановления военных мотоциклов, потом появились новые малокубатурные модели. Причем не только четырех, но и двухтактные. Последние были дешевле.
Ближе к началу 50-х бренд начал возрождаться. Но один из братьев Бенелли решил уйти после ссоры с остальными родственниками. Он основал свою компанию – Motobi. Это подкосило бренд в очередной раз. Кстати, через некоторое время фирмы вновь слились.
Вплоть до начала 70-х основными мотоциклами бренда были малокубатурники. К большему объему периодически пытались вернуться, но безуспешно.
Например, в 1967 году был показан прототип с мотором 650 см3. К сожалению, он так и не стал серийным.
К началу 70-х компания Бенелли пришла почти полным банкротом. Главная причина – невозможность конкурировать с японскими брендами. У последних оказалось такое разнообразие моделей, что бороться с ними было сложно. А массовое производство позволяло держать низкие цены.
Новый хозяин вложил огромные деньги в обновление завода. Речь даже не о современных моделях – построены цеха, установлены конвейерные линии.
Внезапно Benelli выпустила ряд байков в разной кубатуре, от 125 до 900 см3. Модели на 750 и 900 «кубиков» оснащались рядными шестицилиндровыми моторами собственной разработки.
Но японские производители продолжали свою агрессивную политику, начисто сметая конкурентов. Поэтому Алессандро Де Томазо в итоге охладел к своей новой «игрушке», которая несла его финансовой империи одни убытки. В 1989 году Benelli продали Biesse Group.
Очередной хозяин попытался возродить бренд. Начали с бюджетных скутеров Devil и Scooty. Одновременно разрабатывался и супербайк Tornado.
Но вытянуть Бенелли из финансовой пропасти не получилось. Хотя, компания даже вернулась на чемпионат по супербайку. Бренд приносил одни убытки, а бросать его, после таких денежных вливаний, было жалко. Поэтому, когда китайская корпорация Quianjiang Group предложила выкупить Benelli, глава Merloni Group с радостью согласился.
С 2005 года компания Бенелли принадлежит бренду из Поднебесной. Завод перенесли в Китай, но конструкторы и штаб-квартира остались в Италии.
На сегодняшний день Benelli производит широкий ряд мотоциклов в кубатуре от 250 до 800 см3. Байки предлагаются в разных классах.
Инвестиции от нового владельца помогли вывести Бенелли на ведущие позиции в Италии. Например, модель TRK 502 стала рекордсменом продаж на своей исторической родине в 2022 году.
Что касается современных и актуальных моделей бренда – это уже отдельная тема для разговора. И мы обязательно к ней вернемся в одной из следующих наших статей.
О других брендах из Италии мало что известно. Еще из более или менее популярных можно вспомнить разве что Aprilia. Удивительно, но они пользуются спросом в узких кругах. На рынке б/у особенно популярны эндуро модели Pegaso.
Они, кстати, родственны BMW F650. Причем итальянские мотоциклы дешевле. А двигатели там все равно австрийские, но это к нашей теме не относится.
Aprilia Pegaso считается отличным бюджетным эндуро. Фото: Youtube.com
Сегодня мы разберемся с таинственным итальянским брендом Benelli. Любители китайских мотоциклов сразу вспомнят, что у Stels была такая модель. Самая дорогая и мощная в линейке. Популярностью не пользовалась именно по этой причине.
Так при чем тут Италия, если мотоцикл китайский? Или производители из Поднебесной просто назвали свою модель так? На самом деле, все сложно. Benelli – это действительно итальянский бренд. Правда, принадлежит китайцам. Но штаб-квартира находится на Апеннинском полуострове.
Окончательно запутал? Тогда будем разбираться с Benelli подробно.
С чего все началось
История зарождения бренда достаточно необычна для нашей страны, но типична для Италии. Начнем с названия – Benelli. Это фамилия отцов-основателей фирмы. Вернее, матери.
Stels 600 Benelli собирали в России. Фото: Youtube.com
Дело в том, что «фундамент» знаменитого в будущем бренда заложила Тереза Бенелли. А первыми работниками и одновременно владельцами являлись ее сыновья:
✅ Джузеппе
✅ Филиппо
✅ Джованни
✅ Франческо
✅ Антонио
✅ Доменико
Мать была вдовой, но достаточно обеспеченной для Италии начала XX века. У нее имелось собственное поместье с хозпостройками. Флигель женщина решила выделить сыновьям, дабы те без дела не слонялись.
Тереза Бенелли купила необходимые станки и инструменты, создав полноценную механическую мастерскую. Мать планировала, что ее отпрыски займутся ремонтом часов, оружия и велосипедов. А в будущем еще и мотоциклов с автомобилями.
Benelli TRK 502 X явно скопирован с немецкого «Гуся». Фото: Youtube.com
Надо отдать братьям Бенелли должное – они рьяно принялись за работу и через несколько лет достигли пика той карьеры, которую прочила им мать. Вот только парни грезили не о ремонте. Им хотелось делать собственные мотоциклы.
Первые модели
Началось все с разработки мотора. Как у большинства конкурентов в Европе, США и Японии, братья сначала сделали двигатель для велосипеда. Мотор в 1919 году получился с объемом 75 см3, но популярности не снискал. Слишком уж он оказался проблемным – поистине, «первый блин комом».
Но братья Бенелли не опустили руки. В 1921 году они выпустили уже собственный мотоцикл. Его силовой агрегат был двухтактным с объемом 98 см3. Модель неожиданно «выстрелила».
Ее назвали Benelli Velomotore, а через пару лет мотоцикл уже выпускался в двух версиях – это Touring и Sport. Причем последняя действительно серьезно отличалась от базовой – там стоял двигатель не на 98, а на 125 см3. Как тут не вспомнить советский «Минск»!
Только итальянский байк разгонялся всего до 50 км/ч. Но в первой половине 20-х это впечатляло.
Benelli Leoncino 500 популярен в Италии. Фото: Youtube.com
В 1923 году появляется новый Benelli Velomotore Sport – на этот раз с двигателем 147 см3. Именно на этом мотоцикле Тонино Бенелли начал выигрывать одну гонку за другой. Напомним, что в то время это был основной способ заявить о производителе. Если мотоциклы побеждают в соревнованиях – значит они лучшие.
Четырехтактные модели
1926 год стал поворотным в истории Benelli. Конструктор Джузеппе Бенелли спроектировал новый малокубатурный мотоцикл. Его основное отличие – это четырехтактный двигатель с объемом 175 см3.
Хотелось бы отметить, что разговор о второй половине 20-х. Напомним, что «Восходы» с аналогичной кубатурой выпускались до 1993 года и были только двухтактными.
Benelli 500 Quattro 1975 года выпуска. Фото: Youtube.com
Модель сразу же привлекла внимание Тонино Бенелли, того самого гонщика. Новый мотоцикл стал его любимым спортивным снарядом на ближайшие несколько лет.
В начале 30-х итальянцы «доросли» до мотоциклов с объемом 500 см3. Тогда же производитель сменил место дислокации – завод переехал в более крупное помещение бывшей лесопилки.
Перипетии судьбы
В 1940 году мотоциклы Бенелли стали известны во всем мире. Самый интересный их серийный байк назывался Benelli 500 Quattro. На заводе к тому времени уже трудилось более 800 человек.
Не забывали и про спорт – гоночный байк с объемом 250 см3 развивал фантастические для своего времени 52 л. с.
Benelli Tornado 552R 2024 модельного года. Фото: Youtube.com
Даже Вторая мировая война, казалось, сыграла на руку компании семейства Бенелли. Они получили крупный заказ на производство мотоциклов для армии.
А еще ушлые братья освоили выпуск деталей от авиационных моторов. Последнее их и сгубило – союзники разбомбили завод полностью.
Пришлось начинать все почти с нуля. Благо, средства оставались, плюс опыт был. Начали с ремонта и восстановления военных мотоциклов, потом появились новые малокубатурные модели. Причем не только четырех, но и двухтактные. Последние были дешевле.
Ближе к началу 50-х бренд начал возрождаться. Но один из братьев Бенелли решил уйти после ссоры с остальными родственниками. Он основал свою компанию – Motobi. Это подкосило бренд в очередной раз. Кстати, через некоторое время фирмы вновь слились.
Benelli 750 Sei, который появился благодаря Алессандро Де Томазо. Фото: Youtube.com
Вплоть до начала 70-х основными мотоциклами бренда были малокубатурники. К большему объему периодически пытались вернуться, но безуспешно.
Например, в 1967 году был показан прототип с мотором 650 см3. К сожалению, он так и не стал серийным.
Вливания извне
К началу 70-х компания Бенелли пришла почти полным банкротом. Главная причина – невозможность конкурировать с японскими брендами. У последних оказалось такое разнообразие моделей, что бороться с ними было сложно. А массовое производство позволяло держать низкие цены.
Возможно, что тут бы и пришел конец Benelli, если бы не один из ее ярых поклонников. Аргентинец Алессандро Де Томазо, крупный предприниматель, приобрел любимый бренд.
Новый хозяин вложил огромные деньги в обновление завода. Речь даже не о современных моделях – построены цеха, установлены конвейерные линии.
Современный скутер Benelli Panarea 125 в ретро-стиле. Фото: Youtube.com
Внезапно Benelli выпустила ряд байков в разной кубатуре, от 125 до 900 см3. Модели на 750 и 900 «кубиков» оснащались рядными шестицилиндровыми моторами собственной разработки.
Но японские производители продолжали свою агрессивную политику, начисто сметая конкурентов. Поэтому Алессандро Де Томазо в итоге охладел к своей новой «игрушке», которая несла его финансовой империи одни убытки. В 1989 году Benelli продали Biesse Group.
Новый владелец вообще не заинтересовался приобретенными активами. Похоже, что он купил Бенелли специально для перепродажи. Это и произошло в 1995 году. Новым владельцем многострадальной Benelli стала Merloni Group.
Очередной хозяин попытался возродить бренд. Начали с бюджетных скутеров Devil и Scooty. Одновременно разрабатывался и супербайк Tornado.
Но вытянуть Бенелли из финансовой пропасти не получилось. Хотя, компания даже вернулась на чемпионат по супербайку. Бренд приносил одни убытки, а бросать его, после таких денежных вливаний, было жалко. Поэтому, когда китайская корпорация Quianjiang Group предложила выкупить Benelli, глава Merloni Group с радостью согласился.
Возрождение
С 2005 года компания Бенелли принадлежит бренду из Поднебесной. Завод перенесли в Китай, но конструкторы и штаб-квартира остались в Италии.
Несмотря на китайское происхождение, дизайн Benelli Leoncino 800 Trail однозначно итальянский. Фото: Youtube.com
На сегодняшний день Benelli производит широкий ряд мотоциклов в кубатуре от 250 до 800 см3. Байки предлагаются в разных классах.
Инвестиции от нового владельца помогли вывести Бенелли на ведущие позиции в Италии. Например, модель TRK 502 стала рекордсменом продаж на своей исторической родине в 2022 году.
Что касается современных и актуальных моделей бренда – это уже отдельная тема для разговора. И мы обязательно к ней вернемся в одной из следующих наших статей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...