Jawa 250/559 Panelka: со щитком и во множестве модификаций
После успеха легендарного Jawa Perak на парижской выставке 1946 года, чехословацкую марку ждала популярность на всем европейском континенте. Конечно, она означала и расширение экспортной истории мотоциклов, изготовленных в Тынеце-над-Сазавоу. Пика этот процесс достиг к середине 50-х.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.
Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.
Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.
Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.
Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.
Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.
Прекрасная для своего времени техника Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Разделение явно пошло на пользу обоим
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Разработки в Тынеце идут вперед, и в 1962 году завод представляет совершенно новый тип. Это машина с маркировкой Jawa 250/559/02. Позже пользователи подтвердили ее популярность, наделив мотоцикл личным прозвищем – Panelka.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Множество модификаций базового байка
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.
Большое крыло Jawa 250/559, можно было и поменьше. Фото: youtube.com
Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.
Двигатель Jawa 250/559 объемом 250 «кубиков». Фото: youtube.com
Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Технические особенности «Панельки»
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.
Спидометр нового типа на Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.
Сиденье Jawa 250/559, больше не «гитара». Фото: youtube.com
Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...