
Jawa 250/559 Panelka: со щитком и во множестве модификаций
После успеха легендарного Jawa Perak на парижской выставке 1946 года, чехословацкую марку ждала популярность на всем европейском континенте. Конечно, она означала и расширение экспортной истории мотоциклов, изготовленных в Тынеце-над-Сазавоу. Пика этот процесс достиг к середине 50-х.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.
Прекрасная для своего времени техника Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.
Большое крыло Jawa 250/559, можно было и поменьше. Фото: youtube.com
Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.
Двигатель Jawa 250/559 объемом 250 «кубиков». Фото: youtube.com
Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.
Спидометр нового типа на Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.
Сиденье Jawa 250/559, больше не «гитара». Фото: youtube.com
Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.

Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Разделение явно пошло на пользу обоим
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Разработки в Тынеце идут вперед, и в 1962 году завод представляет совершенно новый тип. Это машина с маркировкой Jawa 250/559/02. Позже пользователи подтвердили ее популярность, наделив мотоцикл личным прозвищем – Panelka.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Множество модификаций базового байка
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.

Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.

Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Технические особенности «Панельки»
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.

Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.

Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...