Jawa 250/559 Panelka: со щитком и во множестве модификаций
После успеха легендарного Jawa Perak на парижской выставке 1946 года, чехословацкую марку ждала популярность на всем европейском континенте. Конечно, она означала и расширение экспортной истории мотоциклов, изготовленных в Тынеце-над-Сазавоу. Пика этот процесс достиг к середине 50-х.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.
Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.
Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.
Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.
Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.
Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.
Прекрасная для своего времени техника Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.
Разделение явно пошло на пользу обоим
Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.
Разработки в Тынеце идут вперед, и в 1962 году завод представляет совершенно новый тип. Это машина с маркировкой Jawa 250/559/02. Позже пользователи подтвердили ее популярность, наделив мотоцикл личным прозвищем – Panelka.
Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:
✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком
Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:
✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса
Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.
Множество модификаций базового байка
Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.
Большое крыло Jawa 250/559, можно было и поменьше. Фото: youtube.com
Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).
Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.
Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.
Двигатель Jawa 250/559 объемом 250 «кубиков». Фото: youtube.com
Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.
Технические особенности «Панельки»
Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.
Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.
Спидометр нового типа на Jawa 250/559. Фото: youtube.com
Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.
Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:
✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ колесная база – 1335 мм
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ размеры – 1980 х 650 х 1025 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:
✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ рабочий объем – 249 куб. см
✅ мощность – 14 л. с (10,3 кВт) при 5000 об/мин
✅ степень сжатия – 7,7:1
✅ расход топлива – 3,7 л / 100 км
✅ емкость бака – 13,5 л
Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.
Сиденье Jawa 250/559, больше не «гитара». Фото: youtube.com
Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...