Автокредиты в 2024-м: берут больше и на дольше
Для большинства граждан РФ автокредитование является единственным способом приобрести новую технику. Поэтому многим наверняка интересно, как обстоят дела в стране с займами на покупку легковых машин: сколько берет в долг россиянин в среднем, какие регионы в этом направлении лидируют.
В минувшем году Центробанк постоянно повышал процентную ставку и последний раз это произошло в декабре. Сейчас она составляет 16%. Очевидно: такая политика ЦБ вызвала подорожание кредитов. Их стали брать меньше?
Первый месяц текущего года удивил аналитиков: россияне взяли автокредитов по сравнению с январем 2023-го больше на 42% (58,36 тыс.). А в деньгах общая сумма увеличилась на 77% (88,35 млрд руб.)! Также на 24% вырос и средний чек займа, который составил 1,51 миллион рублей (за весь 2023-й в среднем равнялся 1,22 млн руб.).
Показатели за этот январь превышают аналогичные цифры не только по сравнению с минувшим годом, но с предыдущими. А ведь в конце 2010-х и самом начале 2020-х новых автомобилей на продажу было в стране куда больше. Например, в 2022-м, когда западные автогиганты еще реализовывали свою продукцию в России, объем автокредитования составлял 62,86 млрд руб. (цены, правда, тогда были меньше), продано 48,96 тыс. машин.
Лидерами за прошедший январь являются, как и следовало ожидать, Москва и ее область: на покупку авто выдано 5020 и 4640 займов соответственно. Далее следует Санкт-Петербург (3110), Краснодарский край (2580) и Татарстан (2630). Но при этом наибольший рост объемов денежных сумм за второй зимний месяц наблюдается в Новосибирской (134%), Рязанской (125%), Свердловской области (111%).
А как обстоят дела со средним чеком кредита, который тоже поднялся? Если сравнивать с декабрем, то наибольший рост показали Челябинская, Волгоградская области и Удмуртия – 39%. А вот самые большие займы выдавали в столице (средний чек 2,02 млн руб.). На втором месте Московская область – 1,84 млн руб., замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург – 1,76 млн руб.
Здесь тоже момент интересный, если сравнивать с предыдущими годами. В январе 2024-го россиянин берет кредит, в среднем, на 70 месяцев, т. е. это 5-7 лет. Ранее такого никогда не было, посудите сами. За январь минувшего года эта цифра равнялась 59-ти, в 2022-м – 55-ти, а в 2019-м – 42-м месяцам: т. е. рост очевиден.
Растягивают оплату кредита на возможно больший срок в Краснодарском крае и Ханты-Мансийском-Югра АО. Здесь в минувшем январе брали деньги в долг на покупку авто в среднем на 74 месяца. Динамика роста количества займов по сравнению с декабрем составила 30% и 35% соответственно.
Быстрее всех рассчитывает расплачиваться по долгам Москва: срок автокредитования в январе 2024-го составил 67 месяцев – меньше всего по России. За столицей след в след идет Санкт-Петербург, Тульская, Белгородская, Иркутская области. Здесь обращаются в банки за деньгами для покупки машин на средний срок в 68 месяцев.
Если брать вторичный рынок, который является более стабильным, то на нем ситуация особо не изменилась. В пятерке лидеров за минувший год (по данным банка «Открытие»: скорее всего, здесь информация от салонов, торгующих б/у авто) оказались Kia Rio, Hyundai Solaris, «Лада Гранта», «Веста» и Toyota Camry. Если брать новые автомобили, то здесь есть «корректировки».
В 2022-м кредиты выдавали на покупку российской «Лады» (1 место), Hyundai, Kia, китайского Haval и французского Renault. Напомним уважаемому читателю: в то время машины из КНР только начали активно завоевывать рынок РФ. Причем, весьма удачно: в минувшем году на втором месте после Lada оказался Haval, третьем – Chery, далее идут Kia и Jeely. Из «некитайцев» остался только иностранец из Южной Кореи. Кстати: в декабре из «пятерки» он благополучно выпал.
Откуда привозят новые машины заграничного происхождения? В этом плане лидирует КНР: оттуда в минувший год в РФ попало 76,1% от общего объема автоимпорта. Второе место занимает Киргизия – на ее долю пришлось 17,4% от всего количества. Очевидно, что основная доля этих автомобилей – «серые». Оставшиеся проценты незначительны и приходятся на другие страны бывшего СССР и Запада.
Стоит рассмотреть на конкретном примере, какие условия предлагают сегодня автосалоны при покупке обычным гражданином новой легковушки. Для этого возьмем одну из самых покупаемых в кредит машин: как следует из приведенной выше статистики, китайского производства. Пусть это будет Belgee X50 – вариант Geely Coolray, который собирают в соседней Белоруссии. Посчитаем, что у нас в кармане есть накопленные 700 тыс. рублей на первоначальный взнос и мы хотим взять в кредит авто сроком на 3-5 лет.
Если повезет, предложат технику в базовой комплектации. Но в данном случае оказалась машина стоимостью 2,4 млн руб. Сразу озвучена скидка в 270 тыс. руб., «осталось» 2,13 млн руб. Дальше тоже все неплохо: при сроке в 3 года ставка кредита 15,4%, что меньше ключевой. А вот потом пошли «но». Первое, что нужно сделать – купить КАСКО на год за 130 тыс. руб., которую можно «интегрировать» в заем. В результате ежемесячные выплаты составят 55 тыс. руб. Общая переплата – 400 тыс. руб. Правда, КАСКО на 2-й и 3-й год составит всего 15 тыс. руб.
Кредит сроком на пять лет подразумевает ежемесячные выплаты в 38 тыс. руб., но тогда переплата вырастет до 720 тыс. руб. (ставка 15,9%). А если взять заем на семь лет? Тогда вообще все выглядит печально. Платеж в месяц изменится не особо сильно и составит 33 тыс. руб., а переплата поднимется до 1 млн 245 тыс. рублей – ну почти как в ипотеке! Это больше половины цены самого автомобиля. В итоге погашение займа превратиться в многолетнюю кабалу.
Да, сегодня многие автосалоны предлагают скидки, эпоха наглого навязывания «допов», похоже, закончилась. Однако снижение цен связано с банальным затовариванием и носит временный характер. Все остальное не изменилось: рубль не растет, таможенные тарифы не падают: траты на доставку авто высоки. Локализация идет недостаточно быстрыми темпами: если говорить о легковушках, то здесь лидирующие позиции у АвтоВАЗа, УАЗа, на третьем месте – выпуск Haval в Туле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основная доля иномарок ввозится в страну, а не производится в ней.
Частичный запрет «серого» импорта на законодательном уровне оказался не столь эффективным, как ожидалось. Такое положение вещей просто не оставляет маневра продавцам для снижения цен в ближайшем будущем. Вся надежда – на российский автопром и его государственную поддержку.
Объемы кредитования выросли, но сроки погашения увеличились. При этом Центробанк пока держит высокую, в 16% процентную ставку (очередное возможное изменение – 22.03.2024). Брать заем на покупку нового автомобиля в таких условиях имеет смысл, если срок кредита не превышает пяти лет, а лучше – трех. Когда у вас есть возможность ежемесячно платить по 50 тыс. руб., то взять заем может оказаться даже выгоднее, чем попытки накопить деньги.
В последнем случае нужно учитывать не только инфляцию: о политической ситуации в мире тоже не стоит забывать. Что касается кредитов, то прежде чем взять выгодный «короткий» заем, взвешивайте свои силы: ситуация, как в вашей жизни, так и стране может меняться очень быстро.
В минувшем году Центробанк постоянно повышал процентную ставку и последний раз это произошло в декабре. Сейчас она составляет 16%. Очевидно: такая политика ЦБ вызвала подорожание кредитов. Их стали брать меньше?
Общие цифры
Первый месяц текущего года удивил аналитиков: россияне взяли автокредитов по сравнению с январем 2023-го больше на 42% (58,36 тыс.). А в деньгах общая сумма увеличилась на 77% (88,35 млрд руб.)! Также на 24% вырос и средний чек займа, который составил 1,51 миллион рублей (за весь 2023-й в среднем равнялся 1,22 млн руб.).
Ключевая ставка ЦБ зависит и от правительства. Фото: YouTube.com
Показатели за этот январь превышают аналогичные цифры не только по сравнению с минувшим годом, но с предыдущими. А ведь в конце 2010-х и самом начале 2020-х новых автомобилей на продажу было в стране куда больше. Например, в 2022-м, когда западные автогиганты еще реализовывали свою продукцию в России, объем автокредитования составлял 62,86 млрд руб. (цены, правда, тогда были меньше), продано 48,96 тыс. машин.
Где берут больше кредитов
Лидерами за прошедший январь являются, как и следовало ожидать, Москва и ее область: на покупку авто выдано 5020 и 4640 займов соответственно. Далее следует Санкт-Петербург (3110), Краснодарский край (2580) и Татарстан (2630). Но при этом наибольший рост объемов денежных сумм за второй зимний месяц наблюдается в Новосибирской (134%), Рязанской (125%), Свердловской области (111%).
Количество денежных знаков у населения тоже влияет на стоимость автокредитов. Фото: YouTube.com
А как обстоят дела со средним чеком кредита, который тоже поднялся? Если сравнивать с декабрем, то наибольший рост показали Челябинская, Волгоградская области и Удмуртия – 39%. А вот самые большие займы выдавали в столице (средний чек 2,02 млн руб.). На втором месте Московская область – 1,84 млн руб., замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург – 1,76 млн руб.
Сроки займов
Здесь тоже момент интересный, если сравнивать с предыдущими годами. В январе 2024-го россиянин берет кредит, в среднем, на 70 месяцев, т. е. это 5-7 лет. Ранее такого никогда не было, посудите сами. За январь минувшего года эта цифра равнялась 59-ти, в 2022-м – 55-ти, а в 2019-м – 42-м месяцам: т. е. рост очевиден.
Ситуация по регионам
Растягивают оплату кредита на возможно больший срок в Краснодарском крае и Ханты-Мансийском-Югра АО. Здесь в минувшем январе брали деньги в долг на покупку авто в среднем на 74 месяца. Динамика роста количества займов по сравнению с декабрем составила 30% и 35% соответственно.
Очередное заседание ЦБ по ключевой ставке состоится 22 марта этого года. Фото: YouTube.com
Быстрее всех рассчитывает расплачиваться по долгам Москва: срок автокредитования в январе 2024-го составил 67 месяцев – меньше всего по России. За столицей след в след идет Санкт-Петербург, Тульская, Белгородская, Иркутская области. Здесь обращаются в банки за деньгами для покупки машин на средний срок в 68 месяцев.
Какие марки авто берут в кредит
Если брать вторичный рынок, который является более стабильным, то на нем ситуация особо не изменилась. В пятерке лидеров за минувший год (по данным банка «Открытие»: скорее всего, здесь информация от салонов, торгующих б/у авто) оказались Kia Rio, Hyundai Solaris, «Лада Гранта», «Веста» и Toyota Camry. Если брать новые автомобили, то здесь есть «корректировки».
Отсутствие спроса приводит к снижению цен. Фото: YouTube.com
В 2022-м кредиты выдавали на покупку российской «Лады» (1 место), Hyundai, Kia, китайского Haval и французского Renault. Напомним уважаемому читателю: в то время машины из КНР только начали активно завоевывать рынок РФ. Причем, весьма удачно: в минувшем году на втором месте после Lada оказался Haval, третьем – Chery, далее идут Kia и Jeely. Из «некитайцев» остался только иностранец из Южной Кореи. Кстати: в декабре из «пятерки» он благополучно выпал.
Jeely рвется в тройку лидеров. Фото: YouTube.com
Откуда привозят новые машины заграничного происхождения? В этом плане лидирует КНР: оттуда в минувший год в РФ попало 76,1% от общего объема автоимпорта. Второе место занимает Киргизия – на ее долю пришлось 17,4% от всего количества. Очевидно, что основная доля этих автомобилей – «серые». Оставшиеся проценты незначительны и приходятся на другие страны бывшего СССР и Запада.
Автокредит для рядового россиянина в 2024-м году
Стоит рассмотреть на конкретном примере, какие условия предлагают сегодня автосалоны при покупке обычным гражданином новой легковушки. Для этого возьмем одну из самых покупаемых в кредит машин: как следует из приведенной выше статистики, китайского производства. Пусть это будет Belgee X50 – вариант Geely Coolray, который собирают в соседней Белоруссии. Посчитаем, что у нас в кармане есть накопленные 700 тыс. рублей на первоначальный взнос и мы хотим взять в кредит авто сроком на 3-5 лет.
Что ждет заемщика?
Если повезет, предложат технику в базовой комплектации. Но в данном случае оказалась машина стоимостью 2,4 млн руб. Сразу озвучена скидка в 270 тыс. руб., «осталось» 2,13 млн руб. Дальше тоже все неплохо: при сроке в 3 года ставка кредита 15,4%, что меньше ключевой. А вот потом пошли «но». Первое, что нужно сделать – купить КАСКО на год за 130 тыс. руб., которую можно «интегрировать» в заем. В результате ежемесячные выплаты составят 55 тыс. руб. Общая переплата – 400 тыс. руб. Правда, КАСКО на 2-й и 3-й год составит всего 15 тыс. руб.
Покупка авто ценой в 2-2,5 млн руб выгодна при коротком сроке займа. Фото: YouTube.com
Кредит сроком на пять лет подразумевает ежемесячные выплаты в 38 тыс. руб., но тогда переплата вырастет до 720 тыс. руб. (ставка 15,9%). А если взять заем на семь лет? Тогда вообще все выглядит печально. Платеж в месяц изменится не особо сильно и составит 33 тыс. руб., а переплата поднимется до 1 млн 245 тыс. рублей – ну почти как в ипотеке! Это больше половины цены самого автомобиля. В итоге погашение займа превратиться в многолетнюю кабалу.
Об иномарках
Да, сегодня многие автосалоны предлагают скидки, эпоха наглого навязывания «допов», похоже, закончилась. Однако снижение цен связано с банальным затовариванием и носит временный характер. Все остальное не изменилось: рубль не растет, таможенные тарифы не падают: траты на доставку авто высоки. Локализация идет недостаточно быстрыми темпами: если говорить о легковушках, то здесь лидирующие позиции у АвтоВАЗа, УАЗа, на третьем месте – выпуск Haval в Туле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основная доля иномарок ввозится в страну, а не производится в ней.
Тульский Haval локализован по максимуму. Фото: YouTube.com
Частичный запрет «серого» импорта на законодательном уровне оказался не столь эффективным, как ожидалось. Такое положение вещей просто не оставляет маневра продавцам для снижения цен в ближайшем будущем. Вся надежда – на российский автопром и его государственную поддержку.
Какие выводы?
Объемы кредитования выросли, но сроки погашения увеличились. При этом Центробанк пока держит высокую, в 16% процентную ставку (очередное возможное изменение – 22.03.2024). Брать заем на покупку нового автомобиля в таких условиях имеет смысл, если срок кредита не превышает пяти лет, а лучше – трех. Когда у вас есть возможность ежемесячно платить по 50 тыс. руб., то взять заем может оказаться даже выгоднее, чем попытки накопить деньги.
Рост доллара тоже влияет на стоимость автокредитов. Фото: YouTube.com
В последнем случае нужно учитывать не только инфляцию: о политической ситуации в мире тоже не стоит забывать. Что касается кредитов, то прежде чем взять выгодный «короткий» заем, взвешивайте свои силы: ситуация, как в вашей жизни, так и стране может меняться очень быстро.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...