Автокредиты в 2024-м: берут больше и на дольше
Для большинства граждан РФ автокредитование является единственным способом приобрести новую технику. Поэтому многим наверняка интересно, как обстоят дела в стране с займами на покупку легковых машин: сколько берет в долг россиянин в среднем, какие регионы в этом направлении лидируют.
В минувшем году Центробанк постоянно повышал процентную ставку и последний раз это произошло в декабре. Сейчас она составляет 16%. Очевидно: такая политика ЦБ вызвала подорожание кредитов. Их стали брать меньше?
Первый месяц текущего года удивил аналитиков: россияне взяли автокредитов по сравнению с январем 2023-го больше на 42% (58,36 тыс.). А в деньгах общая сумма увеличилась на 77% (88,35 млрд руб.)! Также на 24% вырос и средний чек займа, который составил 1,51 миллион рублей (за весь 2023-й в среднем равнялся 1,22 млн руб.).
Показатели за этот январь превышают аналогичные цифры не только по сравнению с минувшим годом, но с предыдущими. А ведь в конце 2010-х и самом начале 2020-х новых автомобилей на продажу было в стране куда больше. Например, в 2022-м, когда западные автогиганты еще реализовывали свою продукцию в России, объем автокредитования составлял 62,86 млрд руб. (цены, правда, тогда были меньше), продано 48,96 тыс. машин.
Лидерами за прошедший январь являются, как и следовало ожидать, Москва и ее область: на покупку авто выдано 5020 и 4640 займов соответственно. Далее следует Санкт-Петербург (3110), Краснодарский край (2580) и Татарстан (2630). Но при этом наибольший рост объемов денежных сумм за второй зимний месяц наблюдается в Новосибирской (134%), Рязанской (125%), Свердловской области (111%).
А как обстоят дела со средним чеком кредита, который тоже поднялся? Если сравнивать с декабрем, то наибольший рост показали Челябинская, Волгоградская области и Удмуртия – 39%. А вот самые большие займы выдавали в столице (средний чек 2,02 млн руб.). На втором месте Московская область – 1,84 млн руб., замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург – 1,76 млн руб.
Здесь тоже момент интересный, если сравнивать с предыдущими годами. В январе 2024-го россиянин берет кредит, в среднем, на 70 месяцев, т. е. это 5-7 лет. Ранее такого никогда не было, посудите сами. За январь минувшего года эта цифра равнялась 59-ти, в 2022-м – 55-ти, а в 2019-м – 42-м месяцам: т. е. рост очевиден.
Растягивают оплату кредита на возможно больший срок в Краснодарском крае и Ханты-Мансийском-Югра АО. Здесь в минувшем январе брали деньги в долг на покупку авто в среднем на 74 месяца. Динамика роста количества займов по сравнению с декабрем составила 30% и 35% соответственно.
Быстрее всех рассчитывает расплачиваться по долгам Москва: срок автокредитования в январе 2024-го составил 67 месяцев – меньше всего по России. За столицей след в след идет Санкт-Петербург, Тульская, Белгородская, Иркутская области. Здесь обращаются в банки за деньгами для покупки машин на средний срок в 68 месяцев.
Если брать вторичный рынок, который является более стабильным, то на нем ситуация особо не изменилась. В пятерке лидеров за минувший год (по данным банка «Открытие»: скорее всего, здесь информация от салонов, торгующих б/у авто) оказались Kia Rio, Hyundai Solaris, «Лада Гранта», «Веста» и Toyota Camry. Если брать новые автомобили, то здесь есть «корректировки».
В 2022-м кредиты выдавали на покупку российской «Лады» (1 место), Hyundai, Kia, китайского Haval и французского Renault. Напомним уважаемому читателю: в то время машины из КНР только начали активно завоевывать рынок РФ. Причем, весьма удачно: в минувшем году на втором месте после Lada оказался Haval, третьем – Chery, далее идут Kia и Jeely. Из «некитайцев» остался только иностранец из Южной Кореи. Кстати: в декабре из «пятерки» он благополучно выпал.
Откуда привозят новые машины заграничного происхождения? В этом плане лидирует КНР: оттуда в минувший год в РФ попало 76,1% от общего объема автоимпорта. Второе место занимает Киргизия – на ее долю пришлось 17,4% от всего количества. Очевидно, что основная доля этих автомобилей – «серые». Оставшиеся проценты незначительны и приходятся на другие страны бывшего СССР и Запада.
Стоит рассмотреть на конкретном примере, какие условия предлагают сегодня автосалоны при покупке обычным гражданином новой легковушки. Для этого возьмем одну из самых покупаемых в кредит машин: как следует из приведенной выше статистики, китайского производства. Пусть это будет Belgee X50 – вариант Geely Coolray, который собирают в соседней Белоруссии. Посчитаем, что у нас в кармане есть накопленные 700 тыс. рублей на первоначальный взнос и мы хотим взять в кредит авто сроком на 3-5 лет.
Если повезет, предложат технику в базовой комплектации. Но в данном случае оказалась машина стоимостью 2,4 млн руб. Сразу озвучена скидка в 270 тыс. руб., «осталось» 2,13 млн руб. Дальше тоже все неплохо: при сроке в 3 года ставка кредита 15,4%, что меньше ключевой. А вот потом пошли «но». Первое, что нужно сделать – купить КАСКО на год за 130 тыс. руб., которую можно «интегрировать» в заем. В результате ежемесячные выплаты составят 55 тыс. руб. Общая переплата – 400 тыс. руб. Правда, КАСКО на 2-й и 3-й год составит всего 15 тыс. руб.
Кредит сроком на пять лет подразумевает ежемесячные выплаты в 38 тыс. руб., но тогда переплата вырастет до 720 тыс. руб. (ставка 15,9%). А если взять заем на семь лет? Тогда вообще все выглядит печально. Платеж в месяц изменится не особо сильно и составит 33 тыс. руб., а переплата поднимется до 1 млн 245 тыс. рублей – ну почти как в ипотеке! Это больше половины цены самого автомобиля. В итоге погашение займа превратиться в многолетнюю кабалу.
Да, сегодня многие автосалоны предлагают скидки, эпоха наглого навязывания «допов», похоже, закончилась. Однако снижение цен связано с банальным затовариванием и носит временный характер. Все остальное не изменилось: рубль не растет, таможенные тарифы не падают: траты на доставку авто высоки. Локализация идет недостаточно быстрыми темпами: если говорить о легковушках, то здесь лидирующие позиции у АвтоВАЗа, УАЗа, на третьем месте – выпуск Haval в Туле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основная доля иномарок ввозится в страну, а не производится в ней.
Частичный запрет «серого» импорта на законодательном уровне оказался не столь эффективным, как ожидалось. Такое положение вещей просто не оставляет маневра продавцам для снижения цен в ближайшем будущем. Вся надежда – на российский автопром и его государственную поддержку.
Объемы кредитования выросли, но сроки погашения увеличились. При этом Центробанк пока держит высокую, в 16% процентную ставку (очередное возможное изменение – 22.03.2024). Брать заем на покупку нового автомобиля в таких условиях имеет смысл, если срок кредита не превышает пяти лет, а лучше – трех. Когда у вас есть возможность ежемесячно платить по 50 тыс. руб., то взять заем может оказаться даже выгоднее, чем попытки накопить деньги.
В последнем случае нужно учитывать не только инфляцию: о политической ситуации в мире тоже не стоит забывать. Что касается кредитов, то прежде чем взять выгодный «короткий» заем, взвешивайте свои силы: ситуация, как в вашей жизни, так и стране может меняться очень быстро.
В минувшем году Центробанк постоянно повышал процентную ставку и последний раз это произошло в декабре. Сейчас она составляет 16%. Очевидно: такая политика ЦБ вызвала подорожание кредитов. Их стали брать меньше?
Общие цифры
Первый месяц текущего года удивил аналитиков: россияне взяли автокредитов по сравнению с январем 2023-го больше на 42% (58,36 тыс.). А в деньгах общая сумма увеличилась на 77% (88,35 млрд руб.)! Также на 24% вырос и средний чек займа, который составил 1,51 миллион рублей (за весь 2023-й в среднем равнялся 1,22 млн руб.).
Ключевая ставка ЦБ зависит и от правительства. Фото: YouTube.com
Показатели за этот январь превышают аналогичные цифры не только по сравнению с минувшим годом, но с предыдущими. А ведь в конце 2010-х и самом начале 2020-х новых автомобилей на продажу было в стране куда больше. Например, в 2022-м, когда западные автогиганты еще реализовывали свою продукцию в России, объем автокредитования составлял 62,86 млрд руб. (цены, правда, тогда были меньше), продано 48,96 тыс. машин.
Где берут больше кредитов
Лидерами за прошедший январь являются, как и следовало ожидать, Москва и ее область: на покупку авто выдано 5020 и 4640 займов соответственно. Далее следует Санкт-Петербург (3110), Краснодарский край (2580) и Татарстан (2630). Но при этом наибольший рост объемов денежных сумм за второй зимний месяц наблюдается в Новосибирской (134%), Рязанской (125%), Свердловской области (111%).
Количество денежных знаков у населения тоже влияет на стоимость автокредитов. Фото: YouTube.com
А как обстоят дела со средним чеком кредита, который тоже поднялся? Если сравнивать с декабрем, то наибольший рост показали Челябинская, Волгоградская области и Удмуртия – 39%. А вот самые большие займы выдавали в столице (средний чек 2,02 млн руб.). На втором месте Московская область – 1,84 млн руб., замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург – 1,76 млн руб.
Сроки займов
Здесь тоже момент интересный, если сравнивать с предыдущими годами. В январе 2024-го россиянин берет кредит, в среднем, на 70 месяцев, т. е. это 5-7 лет. Ранее такого никогда не было, посудите сами. За январь минувшего года эта цифра равнялась 59-ти, в 2022-м – 55-ти, а в 2019-м – 42-м месяцам: т. е. рост очевиден.
Ситуация по регионам
Растягивают оплату кредита на возможно больший срок в Краснодарском крае и Ханты-Мансийском-Югра АО. Здесь в минувшем январе брали деньги в долг на покупку авто в среднем на 74 месяца. Динамика роста количества займов по сравнению с декабрем составила 30% и 35% соответственно.
Очередное заседание ЦБ по ключевой ставке состоится 22 марта этого года. Фото: YouTube.com
Быстрее всех рассчитывает расплачиваться по долгам Москва: срок автокредитования в январе 2024-го составил 67 месяцев – меньше всего по России. За столицей след в след идет Санкт-Петербург, Тульская, Белгородская, Иркутская области. Здесь обращаются в банки за деньгами для покупки машин на средний срок в 68 месяцев.
Какие марки авто берут в кредит
Если брать вторичный рынок, который является более стабильным, то на нем ситуация особо не изменилась. В пятерке лидеров за минувший год (по данным банка «Открытие»: скорее всего, здесь информация от салонов, торгующих б/у авто) оказались Kia Rio, Hyundai Solaris, «Лада Гранта», «Веста» и Toyota Camry. Если брать новые автомобили, то здесь есть «корректировки».
Отсутствие спроса приводит к снижению цен. Фото: YouTube.com
В 2022-м кредиты выдавали на покупку российской «Лады» (1 место), Hyundai, Kia, китайского Haval и французского Renault. Напомним уважаемому читателю: в то время машины из КНР только начали активно завоевывать рынок РФ. Причем, весьма удачно: в минувшем году на втором месте после Lada оказался Haval, третьем – Chery, далее идут Kia и Jeely. Из «некитайцев» остался только иностранец из Южной Кореи. Кстати: в декабре из «пятерки» он благополучно выпал.
Jeely рвется в тройку лидеров. Фото: YouTube.com
Откуда привозят новые машины заграничного происхождения? В этом плане лидирует КНР: оттуда в минувший год в РФ попало 76,1% от общего объема автоимпорта. Второе место занимает Киргизия – на ее долю пришлось 17,4% от всего количества. Очевидно, что основная доля этих автомобилей – «серые». Оставшиеся проценты незначительны и приходятся на другие страны бывшего СССР и Запада.
Автокредит для рядового россиянина в 2024-м году
Стоит рассмотреть на конкретном примере, какие условия предлагают сегодня автосалоны при покупке обычным гражданином новой легковушки. Для этого возьмем одну из самых покупаемых в кредит машин: как следует из приведенной выше статистики, китайского производства. Пусть это будет Belgee X50 – вариант Geely Coolray, который собирают в соседней Белоруссии. Посчитаем, что у нас в кармане есть накопленные 700 тыс. рублей на первоначальный взнос и мы хотим взять в кредит авто сроком на 3-5 лет.
Что ждет заемщика?
Если повезет, предложат технику в базовой комплектации. Но в данном случае оказалась машина стоимостью 2,4 млн руб. Сразу озвучена скидка в 270 тыс. руб., «осталось» 2,13 млн руб. Дальше тоже все неплохо: при сроке в 3 года ставка кредита 15,4%, что меньше ключевой. А вот потом пошли «но». Первое, что нужно сделать – купить КАСКО на год за 130 тыс. руб., которую можно «интегрировать» в заем. В результате ежемесячные выплаты составят 55 тыс. руб. Общая переплата – 400 тыс. руб. Правда, КАСКО на 2-й и 3-й год составит всего 15 тыс. руб.
Покупка авто ценой в 2-2,5 млн руб выгодна при коротком сроке займа. Фото: YouTube.com
Кредит сроком на пять лет подразумевает ежемесячные выплаты в 38 тыс. руб., но тогда переплата вырастет до 720 тыс. руб. (ставка 15,9%). А если взять заем на семь лет? Тогда вообще все выглядит печально. Платеж в месяц изменится не особо сильно и составит 33 тыс. руб., а переплата поднимется до 1 млн 245 тыс. рублей – ну почти как в ипотеке! Это больше половины цены самого автомобиля. В итоге погашение займа превратиться в многолетнюю кабалу.
Об иномарках
Да, сегодня многие автосалоны предлагают скидки, эпоха наглого навязывания «допов», похоже, закончилась. Однако снижение цен связано с банальным затовариванием и носит временный характер. Все остальное не изменилось: рубль не растет, таможенные тарифы не падают: траты на доставку авто высоки. Локализация идет недостаточно быстрыми темпами: если говорить о легковушках, то здесь лидирующие позиции у АвтоВАЗа, УАЗа, на третьем месте – выпуск Haval в Туле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основная доля иномарок ввозится в страну, а не производится в ней.
Тульский Haval локализован по максимуму. Фото: YouTube.com
Частичный запрет «серого» импорта на законодательном уровне оказался не столь эффективным, как ожидалось. Такое положение вещей просто не оставляет маневра продавцам для снижения цен в ближайшем будущем. Вся надежда – на российский автопром и его государственную поддержку.
Какие выводы?
Объемы кредитования выросли, но сроки погашения увеличились. При этом Центробанк пока держит высокую, в 16% процентную ставку (очередное возможное изменение – 22.03.2024). Брать заем на покупку нового автомобиля в таких условиях имеет смысл, если срок кредита не превышает пяти лет, а лучше – трех. Когда у вас есть возможность ежемесячно платить по 50 тыс. руб., то взять заем может оказаться даже выгоднее, чем попытки накопить деньги.
Рост доллара тоже влияет на стоимость автокредитов. Фото: YouTube.com
В последнем случае нужно учитывать не только инфляцию: о политической ситуации в мире тоже не стоит забывать. Что касается кредитов, то прежде чем взять выгодный «короткий» заем, взвешивайте свои силы: ситуация, как в вашей жизни, так и стране может меняться очень быстро.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...