
Двигатель «колбасит» — почему плавают обороты и как решить проблему
Плавающие обороты двигателя на холостом ходу – неисправность, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Она проявляется в виде нестабильной работы мотора. Агрегат может останавливаться без причины, увеличивается расход потребления топлива.
Неисправностей, вызывающих данную проблему, множество: от подсоса воздуха до неисправности датчиков. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные из них, а также опишем методы диагностики и ремонта.
Это можно сделать двумя способами — на слух и с помощью тахометра. В первом случае, вместо привычной работы ДВС издает звуки различной частоты, переходя от высокого к низкому тону. Может показаться, что в это время кто-то жмет и отпускает педаль газа. В ряде случаев агрегат начинает вибрировать или даже глохнет. Иногда возникает ошибка p0016.
Что касается метода с использованием тахометра, каждый автомобиль имеет установленный стандарт оборотов холостого хода, однако в общем диапазон — от 750 до 1000 об/мин. Если указатель датчика (цифры на панели) выходит за пределы норм, например, колеблется между 700 и 2000 об/мин, и эти изменения сопровождаются нехарактерными для нормальной работы двигателя звуками, значит, холостые обороты нестабильны. Проблема в том, что не все старые автомобили оснащены тахометрами, поэтому иногда приходится диагностировать по звуку.
Неустойчивые обороты — неприятное явление, часто возникающее у подержанных автомобилей, как с инжекторной, так и с карбюраторной системой питания. Эта проблема может затронуть не только отечественные модели, такие как Lada Priora, Kalina, УАЗ Патриот, но и «немцев», «японцев», «корейцев» и т. д.
Распространенные причины, способные вызвать неисправность:
✅ Сбои в работе системы питания двигателя могут проявиться в виде загрязнения или поломки форсунок, топливного фильтра или поломки бензонасоса. Эти проблемы приводят к неравномерной подаче горючего
✅ Неисправности дроссельной заслонки. Ее износ или засорение становятся причиной нестабильного функционирования ДВС
✅ Сбои в системе зажигания. Из-за износа свечей или неисправности высоковольтных кабелей мотор также работает нестабильно. Поломка одной или нескольких катушек может вызвать пропуски в зажигании
✅ Нарушения в системе впуска, такие как утечки через дефектные вакуумные патрубки, создают дисбаланс соотношения воздуха и топлива
✅ Сбои в системе управления мотором. Причина может состоять в самом ЭБУ или программном обеспечении
Иногда проблема заключается в регуляторах ДМРВ, ДПДЗ. Если показания датчиков отличаются от нормированных, нарушается работа ДВС. Причина может состоять в загрязненном воздушном фильтре. Нестабильное функционирование мотора иногда обусловлено ограничением потока воздуха, который проходит через него. В некоторых случаях проблема состоит в неполадках системы впрыска. Плавающие обороты могут быть вызваны загрязненным катализатором.
Отвечают за воспламенение горючей смеси, поэтому от них зависит стабильное функционирование ДВС. При износе, загрязнении или неисправности возникает не только неустойчивость оборотов на холостом ходу, но и серьезные вибрации.
В первую очередь нужно проверить электроды. Со времени они изнашиваются, из-за чего зазор между ними увеличивается, что приводит к нарушению искрообразования. Это вызывает неустойчивое воспламенение горючей смеси и неравномерную работу двигателя на режиме холостого хода. Эксплуатационный ресурс СЗ ограничен в пределах 20-30 тыс. км пробега, в то время как свечи с иридиевым электродом могут прослужить до 100 тыс. км.
Масляный налет на резьбе свечи зажигания. Фото: YouTube.com
Загрязнение деталей, будь то налет нагара, масляные осадки или иные формы дефектов, могут стать преградой для образования искры. Использование неверного типа или размера СЗ приводит к неправильному сгоранию смеси, вызывая колебания оборотов. Повреждение высоковольтного провода, который соединяет свечу с катушкой, может снизить качество искры, что влечет за собой ухудшение эффективности зажигания.
Основные причины, почему на СЗ могут быть следы масляного нагара:
✅ Износ или повреждение поршневых колец. При их неисправности моторная жидкость попадает в камеру сгорания и оседает на СЗ
✅ Дефект маслосъемных колпачков. Их поломка также приводит к тому, что масло попадает в камеру сгорания
✅ Неисправность клапанов и их направляющих. Их выход из строя становится причиной нарушения герметичности
✅ Использование масла, которое не подходит мотору. Из-за потребления агрегатом смазки на СЗ появляется нагар
Проблемы в работе системы вентиляции картера также приводят к нестабильной работе ДВС. При выходе из строя клапана EGR в нем образуется высокое давление, из-за чего смазка продавливается через колпачки и поршневые кольца.
Разрушение электрода свечи зажигания. Фото: YouTube.com
Проблема также может быть вызвана заливанием СЗ топливом. Это происходит в результате загрязнения воздухофильтра, неисправностей в работе зажигания, неполадок РХХ. На карбюраторных двигателях проблема иногда обусловлена неправильной настройкой системы впрыска топлива.
Если на вашем двигателе начали плавать обороты, в первую очередь нужно проверить датчик холостого хода. Это элемент управления в системе впуска, регулирующий объем поступающего воздуха при закрытой заслонке. Если регулятор засорен или изношен, это может привести к заеданию штока.
Вакуумные трубки, подключенные к нему, со временем изнашиваются. Их повреждения становятся причиной нарушения давления в системе. На функционирование регулятора также оказывают воздействие контроллер температуры антифриза и ДПДЗ. Его работоспособность может быть нарушена в результате проблем с питанием. Попробуйте почистить контакты, проверьте подключение, вакуумные патрубки или замените РХХ.
Измерение компрессии в цилиндрах двигателя. Фото: YouTube.com
Обороты двигателя могут начать плавать из-за нарушения герметичности впускной системы. ЭБУ регистрирует только тот объем воздуха, который поступает через контроллеры в коллекторе. В случае подсоса с внешней стороны в других местах, блок не может обнаружить фактическое количество кислорода и не в состоянии правильно корректировать работу двигателя, что приводит к нестабильным оборотам. Состав смеси становится дисбалансированным.
Подсос возможен через вакуумные трубки. Если они износились и потрескались, потребуется их замена. Также воздух может подсасывать через микротрещины в впускном коллекторе, изношенные или поврежденные шланги и трубопроводы, уплотнение дроссельной заслонки. С течением времени все прокладки и шланги стареют, трескаются и требуют замены.
Износ вакуумной трубки впускного коллектора. Фото: YouTube.com
Даже одна неисправная форсунка вызовет плавающие обороты ДВС. Можно попробовать устранить проблему с помощью специальных присадок, добавляемых в бензобак. Но такие меры оказываются эффективными на ранних этапах эксплуатации авто. В качестве профилактики чистку рекомендуется проводить каждые 10-20 тыс. км. пробега. Для полного решения требуется замена форсунок.
Проблема плавающих оборотов может заключаться в засорении дроссельной заслонки, загрязнении или поломке MAF (ДМРВ), низкой компрессии в цилиндрах и т. д. Мы рассмотрели наиболее распространенные неисправности, которые можно устранить самостоятельно. При серьезных проблемах, например, уменьшении давлении топлива в системе, рекомендуется обратиться к специалистам.
Неисправностей, вызывающих данную проблему, множество: от подсоса воздуха до неисправности датчиков. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные из них, а также опишем методы диагностики и ремонта.
Как определить нестабильность холостого хода?
Это можно сделать двумя способами — на слух и с помощью тахометра. В первом случае, вместо привычной работы ДВС издает звуки различной частоты, переходя от высокого к низкому тону. Может показаться, что в это время кто-то жмет и отпускает педаль газа. В ряде случаев агрегат начинает вибрировать или даже глохнет. Иногда возникает ошибка p0016.
Что касается метода с использованием тахометра, каждый автомобиль имеет установленный стандарт оборотов холостого хода, однако в общем диапазон — от 750 до 1000 об/мин. Если указатель датчика (цифры на панели) выходит за пределы норм, например, колеблется между 700 и 2000 об/мин, и эти изменения сопровождаются нехарактерными для нормальной работы двигателя звуками, значит, холостые обороты нестабильны. Проблема в том, что не все старые автомобили оснащены тахометрами, поэтому иногда приходится диагностировать по звуку.
Почему плавают обороты?
Неустойчивые обороты — неприятное явление, часто возникающее у подержанных автомобилей, как с инжекторной, так и с карбюраторной системой питания. Эта проблема может затронуть не только отечественные модели, такие как Lada Priora, Kalina, УАЗ Патриот, но и «немцев», «японцев», «корейцев» и т. д.
Распространенные причины, способные вызвать неисправность:
✅ Сбои в работе системы питания двигателя могут проявиться в виде загрязнения или поломки форсунок, топливного фильтра или поломки бензонасоса. Эти проблемы приводят к неравномерной подаче горючего
✅ Неисправности дроссельной заслонки. Ее износ или засорение становятся причиной нестабильного функционирования ДВС
✅ Сбои в системе зажигания. Из-за износа свечей или неисправности высоковольтных кабелей мотор также работает нестабильно. Поломка одной или нескольких катушек может вызвать пропуски в зажигании
✅ Нарушения в системе впуска, такие как утечки через дефектные вакуумные патрубки, создают дисбаланс соотношения воздуха и топлива
✅ Сбои в системе управления мотором. Причина может состоять в самом ЭБУ или программном обеспечении
Иногда проблема заключается в регуляторах ДМРВ, ДПДЗ. Если показания датчиков отличаются от нормированных, нарушается работа ДВС. Причина может состоять в загрязненном воздушном фильтре. Нестабильное функционирование мотора иногда обусловлено ограничением потока воздуха, который проходит через него. В некоторых случаях проблема состоит в неполадках системы впрыска. Плавающие обороты могут быть вызваны загрязненным катализатором.
Свечи зажигания
Отвечают за воспламенение горючей смеси, поэтому от них зависит стабильное функционирование ДВС. При износе, загрязнении или неисправности возникает не только неустойчивость оборотов на холостом ходу, но и серьезные вибрации.
В первую очередь нужно проверить электроды. Со времени они изнашиваются, из-за чего зазор между ними увеличивается, что приводит к нарушению искрообразования. Это вызывает неустойчивое воспламенение горючей смеси и неравномерную работу двигателя на режиме холостого хода. Эксплуатационный ресурс СЗ ограничен в пределах 20-30 тыс. км пробега, в то время как свечи с иридиевым электродом могут прослужить до 100 тыс. км.

Загрязнение деталей, будь то налет нагара, масляные осадки или иные формы дефектов, могут стать преградой для образования искры. Использование неверного типа или размера СЗ приводит к неправильному сгоранию смеси, вызывая колебания оборотов. Повреждение высоковольтного провода, который соединяет свечу с катушкой, может снизить качество искры, что влечет за собой ухудшение эффективности зажигания.
Основные причины, почему на СЗ могут быть следы масляного нагара:
✅ Износ или повреждение поршневых колец. При их неисправности моторная жидкость попадает в камеру сгорания и оседает на СЗ
✅ Дефект маслосъемных колпачков. Их поломка также приводит к тому, что масло попадает в камеру сгорания
✅ Неисправность клапанов и их направляющих. Их выход из строя становится причиной нарушения герметичности
✅ Использование масла, которое не подходит мотору. Из-за потребления агрегатом смазки на СЗ появляется нагар
Проблемы в работе системы вентиляции картера также приводят к нестабильной работе ДВС. При выходе из строя клапана EGR в нем образуется высокое давление, из-за чего смазка продавливается через колпачки и поршневые кольца.

Проблема также может быть вызвана заливанием СЗ топливом. Это происходит в результате загрязнения воздухофильтра, неисправностей в работе зажигания, неполадок РХХ. На карбюраторных двигателях проблема иногда обусловлена неправильной настройкой системы впрыска топлива.
Самостоятельное устранение проблемы
Если на вашем двигателе начали плавать обороты, в первую очередь нужно проверить датчик холостого хода. Это элемент управления в системе впуска, регулирующий объем поступающего воздуха при закрытой заслонке. Если регулятор засорен или изношен, это может привести к заеданию штока.
Вакуумные трубки, подключенные к нему, со временем изнашиваются. Их повреждения становятся причиной нарушения давления в системе. На функционирование регулятора также оказывают воздействие контроллер температуры антифриза и ДПДЗ. Его работоспособность может быть нарушена в результате проблем с питанием. Попробуйте почистить контакты, проверьте подключение, вакуумные патрубки или замените РХХ.

Обороты двигателя могут начать плавать из-за нарушения герметичности впускной системы. ЭБУ регистрирует только тот объем воздуха, который поступает через контроллеры в коллекторе. В случае подсоса с внешней стороны в других местах, блок не может обнаружить фактическое количество кислорода и не в состоянии правильно корректировать работу двигателя, что приводит к нестабильным оборотам. Состав смеси становится дисбалансированным.
Подсос возможен через вакуумные трубки. Если они износились и потрескались, потребуется их замена. Также воздух может подсасывать через микротрещины в впускном коллекторе, изношенные или поврежденные шланги и трубопроводы, уплотнение дроссельной заслонки. С течением времени все прокладки и шланги стареют, трескаются и требуют замены.

Даже одна неисправная форсунка вызовет плавающие обороты ДВС. Можно попробовать устранить проблему с помощью специальных присадок, добавляемых в бензобак. Но такие меры оказываются эффективными на ранних этапах эксплуатации авто. В качестве профилактики чистку рекомендуется проводить каждые 10-20 тыс. км. пробега. Для полного решения требуется замена форсунок.
Проблема плавающих оборотов может заключаться в засорении дроссельной заслонки, загрязнении или поломке MAF (ДМРВ), низкой компрессии в цилиндрах и т. д. Мы рассмотрели наиболее распространенные неисправности, которые можно устранить самостоятельно. При серьезных проблемах, например, уменьшении давлении топлива в системе, рекомендуется обратиться к специалистам.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...