Двигатель «колбасит» — почему плавают обороты и как решить проблему
177

Двигатель «колбасит» — почему плавают обороты и как решить проблему

Плавающие обороты двигателя на холостом ходу – неисправность, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Она проявляется в виде нестабильной работы мотора. Агрегат может останавливаться без причины, увеличивается расход потребления топлива.


Неисправностей, вызывающих данную проблему, множество: от подсоса воздуха до неисправности датчиков. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные из них, а также опишем методы диагностики и ремонта.

Как определить нестабильность холостого хода?


Это можно сделать двумя способами — на слух и с помощью тахометра. В первом случае, вместо привычной работы ДВС издает звуки различной частоты, переходя от высокого к низкому тону. Может показаться, что в это время кто-то жмет и отпускает педаль газа. В ряде случаев агрегат начинает вибрировать или даже глохнет. Иногда возникает ошибка p0016.

Что касается метода с использованием тахометра, каждый автомобиль имеет установленный стандарт оборотов холостого хода, однако в общем диапазон — от 750 до 1000 об/мин. Если указатель датчика (цифры на панели) выходит за пределы норм, например, колеблется между 700 и 2000 об/мин, и эти изменения сопровождаются нехарактерными для нормальной работы двигателя звуками, значит, холостые обороты нестабильны. Проблема в том, что не все старые автомобили оснащены тахометрами, поэтому иногда приходится диагностировать по звуку.

Почему плавают обороты?


Неустойчивые обороты — неприятное явление, часто возникающее у подержанных автомобилей, как с инжекторной, так и с карбюраторной системой питания. Эта проблема может затронуть не только отечественные модели, такие как Lada Priora, Kalina, УАЗ Патриот, но и «немцев», «японцев», «корейцев» и т. д.

Распространенные причины, способные вызвать неисправность:

✅ Сбои в работе системы питания двигателя могут проявиться в виде загрязнения или поломки форсунок, топливного фильтра или поломки бензонасоса. Эти проблемы приводят к неравномерной подаче горючего
✅ Неисправности дроссельной заслонки. Ее износ или засорение становятся причиной нестабильного функционирования ДВС
✅ Сбои в системе зажигания. Из-за износа свечей или неисправности высоковольтных кабелей мотор также работает нестабильно. Поломка одной или нескольких катушек может вызвать пропуски в зажигании
✅ Нарушения в системе впуска, такие как утечки через дефектные вакуумные патрубки, создают дисбаланс соотношения воздуха и топлива
✅ Сбои в системе управления мотором. Причина может состоять в самом ЭБУ или программном обеспечении

Иногда проблема заключается в регуляторах ДМРВ, ДПДЗ. Если показания датчиков отличаются от нормированных, нарушается работа ДВС. Причина может состоять в загрязненном воздушном фильтре. Нестабильное функционирование мотора иногда обусловлено ограничением потока воздуха, который проходит через него. В некоторых случаях проблема состоит в неполадках системы впрыска. Плавающие обороты могут быть вызваны загрязненным катализатором.

Свечи зажигания


Отвечают за воспламенение горючей смеси, поэтому от них зависит стабильное функционирование ДВС. При износе, загрязнении или неисправности возникает не только неустойчивость оборотов на холостом ходу, но и серьезные вибрации.

В первую очередь нужно проверить электроды. Со времени они изнашиваются, из-за чего зазор между ними увеличивается, что приводит к нарушению искрообразования. Это вызывает неустойчивое воспламенение горючей смеси и неравномерную работу двигателя на режиме холостого хода. Эксплуатационный ресурс СЗ ограничен в пределах 20-30 тыс. км пробега, в то время как свечи с иридиевым электродом могут прослужить до 100 тыс. км.

Двигатель «колбасит» — почему плавают обороты и как решить проблемуМасляный налет на резьбе свечи зажигания. Фото: YouTube.com

Загрязнение деталей, будь то налет нагара, масляные осадки или иные формы дефектов, могут стать преградой для образования искры. Использование неверного типа или размера СЗ приводит к неправильному сгоранию смеси, вызывая колебания оборотов. Повреждение высоковольтного провода, который соединяет свечу с катушкой, может снизить качество искры, что влечет за собой ухудшение эффективности зажигания.

Основные причины, почему на СЗ могут быть следы масляного нагара:

✅ Износ или повреждение поршневых колец. При их неисправности моторная жидкость попадает в камеру сгорания и оседает на СЗ
✅ Дефект маслосъемных колпачков. Их поломка также приводит к тому, что масло попадает в камеру сгорания
✅ Неисправность клапанов и их направляющих. Их выход из строя становится причиной нарушения герметичности
✅ Использование масла, которое не подходит мотору. Из-за потребления агрегатом смазки на СЗ появляется нагар

Проблемы в работе системы вентиляции картера также приводят к нестабильной работе ДВС. При выходе из строя клапана EGR в нем образуется высокое давление, из-за чего смазка продавливается через колпачки и поршневые кольца.

Разрушение электрода свечи зажигания. Фото: YouTube.com

Проблема также может быть вызвана заливанием СЗ топливом. Это происходит в результате загрязнения воздухофильтра, неисправностей в работе зажигания, неполадок РХХ. На карбюраторных двигателях проблема иногда обусловлена неправильной настройкой системы впрыска топлива.

Самостоятельное устранение проблемы


Если на вашем двигателе начали плавать обороты, в первую очередь нужно проверить датчик холостого хода. Это элемент управления в системе впуска, регулирующий объем поступающего воздуха при закрытой заслонке. Если регулятор засорен или изношен, это может привести к заеданию штока.

Вакуумные трубки, подключенные к нему, со временем изнашиваются. Их повреждения становятся причиной нарушения давления в системе. На функционирование регулятора также оказывают воздействие контроллер температуры антифриза и ДПДЗ. Его работоспособность может быть нарушена в результате проблем с питанием. Попробуйте почистить контакты, проверьте подключение, вакуумные патрубки или замените РХХ.

Измерение компрессии в цилиндрах двигателя. Фото: YouTube.com

Обороты двигателя могут начать плавать из-за нарушения герметичности впускной системы. ЭБУ регистрирует только тот объем воздуха, который поступает через контроллеры в коллекторе. В случае подсоса с внешней стороны в других местах, блок не может обнаружить фактическое количество кислорода и не в состоянии правильно корректировать работу двигателя, что приводит к нестабильным оборотам. Состав смеси становится дисбалансированным.

Подсос возможен через вакуумные трубки. Если они износились и потрескались, потребуется их замена. Также воздух может подсасывать через микротрещины в впускном коллекторе, изношенные или поврежденные шланги и трубопроводы, уплотнение дроссельной заслонки. С течением времени все прокладки и шланги стареют, трескаются и требуют замены.

Износ вакуумной трубки впускного коллектора. Фото: YouTube.com

Даже одна неисправная форсунка вызовет плавающие обороты ДВС. Можно попробовать устранить проблему с помощью специальных присадок, добавляемых в бензобак. Но такие меры оказываются эффективными на ранних этапах эксплуатации авто. В качестве профилактики чистку рекомендуется проводить каждые 10-20 тыс. км. пробега. Для полного решения требуется замена форсунок.

Проблема плавающих оборотов может заключаться в засорении дроссельной заслонки, загрязнении или поломке MAF (ДМРВ), низкой компрессии в цилиндрах и т. д. Мы рассмотрели наиболее распространенные неисправности, которые можно устранить самостоятельно. При серьезных проблемах, например, уменьшении давлении топлива в системе, рекомендуется обратиться к специалистам.
Сталкивались ли вы с проблемой плавающих оборотов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас