Fiat 128 coupe, вдохновивший создателей VW Golf
В условиях отделенности социалистических стран Европы во многих отношениях, об автомобильных новинках приходилось узнавать из профильных журналов. Правда, с некоторыми моделями повезло больше. Как примерно выглядел Fiat 124 или 125, советские автолюбители узнали по моделям Волжского завода.
А вот о таком авто, как Fiat 128 в Восточной Европе периода застоя было известно благодаря югославской копии, продаваемой под брендом Zastava. Но, стоит заметить, что оригинал все же мог предложить больше. Ведь о высоком уровне итальянского автопрома тех времен никто не станет спорить.
В 1969 году стареющий Fiat 1100 отчаянно нуждался в замене. К счастью, появился тип 128, который и сегодня выглядит вполне неплохо. Кузов с одной или двумя парами дверей был разработан непосредственно главным дизайнером компании Данте Джакозой. Основными его преимуществами стали простые на первый взгляд вещи:
✅ простор при компактных размерах
✅ незамысловатость самой конструкции
✅ практичность
Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы покорить сердца будущих пользователей. И не только их. В 1970 году эта скромная разработка удостоилась высокого титула «Европейский автомобиль года». Чтобы развить успех, спустя менее года итальянцы представили спортивную версию модели, о которой мы более подробно расскажем ниже. А пока вернемся к базовой, имевшей ряд ноу-хау:
✅ первый переднеприводный Fiat
✅ независимая подвеска McPherson
✅ винтовые пружины спереди
✅ дисковые передние тормоза
Этот элемент смог с легкостью приручить небольшую и легкую машинку. Правда, объем багажника имел невысокие параметры – всего лишь 370 литров. И сзади продолжали оставаться поперечные листовые амортизаторы.
Новинка на самом деле по своим показателям совсем не хватала звезд с неба. Но о ее авторитетности лучше всего можно судить по одному историческому факту. Volkswagen тщательно разобрал детали ее конструкции, черпая вдохновение при проектировании Golf первого поколения. Показатели двигателя Fiat 128 также выглядели очень скромно:
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ рабочий объем – 1,1 л
✅ мощность – 55 л. с
Максимальная скорость составляла приличные 140 км/ч, расход даже по сегодняшним меркам хороший – в районе 6 литров на 100 км. А вот запас хода вряд ли можно назвать оптимальным, ведь объем бака составлял всего лишь 38 литров.
Неудивительно, что очень скоро Fiat дополнил предложение трехдверным универсалом Familiare. Он оказался немного короче седана и на 5 кг тяжелее его. А вот багажник увеличился в объеме сразу на 30 литров. К тому же, складывание задних сидений делало его еще в три раза больше. Учитывая специфику компоновки, модификацию укомплектовали более жесткими задними амортизаторами.
Но самое интересное предложение пришло с ралли Fiat 128. Его легко можно отличить по черной маске, дополнительным противотуманным фарам и легкосплавным дискам. В салоне экипаж получил подголовники, а перед водителем располагался руль спортивного типа. Выросли и показатели силового агрегата: 1,3-литровый мотор с 67-ю «лошадками» под капотом мог разогнать седан до очень приличных 150 км/ч.
Его более высокая производительность подтверждалась использованием дисковых тормозов и вместительного 50-литрового топливного бака. Спортивная версия существовала в нескольких вариантах комплектации. Они могли отличатся целым рядом элементов оформления:
✅ формой фар
✅ решеткой радиатора
✅ хромированными кузовными деталями
✅ дизайном колес
✅ материалами обивки салона
В то время уже развивалась дружба между итальянским концерном и Советским Союзом или ПНР. Оба социалистических государства начали выпуск лицензионной техники, присоединившись к занимавшейся этим уже ранее Югославии. Потому автомобиль смог официально попасть на рынок Восточной Европы. Здесь он предлагался в специальной сети (аналогу советской валютной «Березки») и стоил очень дорого.
Цена доходила до 40 месячных окладов чехословацкого или «гэдээровского» работника. Поэтому понятное дело, что покупали Fiat 128 coupe представители элиты из дипломатической или иной, имеющей выход на Запад, среды. Ведь автомобиль продавался за специальные ваучеры или боны, сродни нашим инвалютным рублям.
Интерьер авто оказался по-настоящему роскошным для того времени, а еще он излучал молодежный дух. Сиденья приятной формы, а также спортивный руль, достаточная мощность, точное рулевое управление и ходовая часть – все это прилагалось к Fiat 128 coupe.
На мягкой обивке приборной панели доминировали два круглых, глубоко утопленных инструмента с сильно наклоненными и изогнутыми защитными стеклами. Это исключало их отзеркаливание. Отличный гаджет для того времени. По бокам располагались датчики меньшего размера и указатели уровня топлива. Двигатель устанавливался спереди, поперечно справа от коробки передач и имел такие характеристики:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1,1 (1,3) л
✅ мощность – 64 (75) л. с
Fiat 128 являлся популярным спортивным вариантом, который можно было модифицировать. Например, для автомобильных гонок в гору. Кроме того, итальянский двигатель с распределением OHC (то есть кулачком, расположенным в головке) от дизайнера Ferrari Аурелио Лампреди стал оптимальным решением.
Задний мост имел колеса с независимой подвеской на коротких трапециевидных рычагах и вертикально направляемые амортизаторы. Стабилизирующее действие тогда оказывала поперечная листовая рессора. Карданные валы получили разную длину, каждый с двумя параллельными шарнирами. Реечный рулевой механизм находился за осью. Тормоза двухконтурные: спереди дисковые, сзади барабанные с ограничителем. Вся эта концепция оказалась настолько успешной, что даже послужила прототипом для разработки немецкой техники.
С 1972 года на рынке появилась модернизированная версия базовой модели с другой решеткой радиатора, бамперами и фарами. По мнению автопроизводителя, даже такая маленькая машина заслуживала дополнительного усилителя тормозов.
С 1974 года Fiat предлагал 128 Special с измененной передней частью, что ознаменовало окончание производства более острой версии 128 Rally. Еще одна модернизация произошла в 1978-м, в результате чего изменились бамперы и приборная панель. Незначительной переменой стало и переименование универсала в Panorama.
В том же году на рынок вышел его преемник – «Ритмо». Тем не менее предложение типа 128 продолжалось до 1985 года. Самым известным владельцем Fiat 128 являлся Энцо Феррари. За время производства предпринималось несколько попыток больше расширить линейку продаваемых версий. Fiat представил аэродинамическое купе 128 Pulsar, Моретти – частично открытый 128 Roadster.
У Pininfarina также было свое творение в виде квадратного купе. В конечном итоге массовое производство этих изделий так и не состоялось. Несмотря на это, Fiat произвел более 3 миллионов автомобилей и традиционно продавал лицензии в другие страны – Испанию, Португалию, Ирландию, Южную Америку, Азию, Африку и Новую Зеландию.
Возвращаясь к Fiat 128 coupe, стоит заметить, что спрос на них не упал и сегодня. Такие автомобили предлагаются по цене от 2 до 20 тысяч евро (в зависимости от уровня проведения реставрационных работ). Но вложенные инвестиции обязательно окупятся удовольствием, полученным от вождения. Ведь этот автомобиль с полувековым стажем вполне может еще потягаться с современными «одноклассниками».
А вот о таком авто, как Fiat 128 в Восточной Европе периода застоя было известно благодаря югославской копии, продаваемой под брендом Zastava. Но, стоит заметить, что оригинал все же мог предложить больше. Ведь о высоком уровне итальянского автопрома тех времен никто не станет спорить.
Красивые формы автомобиля Fiat 128 coupe. Фото: youtube.com
В 1969 году стареющий Fiat 1100 отчаянно нуждался в замене. К счастью, появился тип 128, который и сегодня выглядит вполне неплохо. Кузов с одной или двумя парами дверей был разработан непосредственно главным дизайнером компании Данте Джакозой. Основными его преимуществами стали простые на первый взгляд вещи:
✅ простор при компактных размерах
✅ незамысловатость самой конструкции
✅ практичность
Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы покорить сердца будущих пользователей. И не только их. В 1970 году эта скромная разработка удостоилась высокого титула «Европейский автомобиль года». Чтобы развить успех, спустя менее года итальянцы представили спортивную версию модели, о которой мы более подробно расскажем ниже. А пока вернемся к базовой, имевшей ряд ноу-хау:
✅ первый переднеприводный Fiat
✅ независимая подвеска McPherson
✅ винтовые пружины спереди
✅ дисковые передние тормоза
Этот элемент смог с легкостью приручить небольшую и легкую машинку. Правда, объем багажника имел невысокие параметры – всего лишь 370 литров. И сзади продолжали оставаться поперечные листовые амортизаторы.
Техническое оснащение и успешные модификации
Новинка на самом деле по своим показателям совсем не хватала звезд с неба. Но о ее авторитетности лучше всего можно судить по одному историческому факту. Volkswagen тщательно разобрал детали ее конструкции, черпая вдохновение при проектировании Golf первого поколения. Показатели двигателя Fiat 128 также выглядели очень скромно:
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ рабочий объем – 1,1 л
✅ мощность – 55 л. с
Максимальная скорость составляла приличные 140 км/ч, расход даже по сегодняшним меркам хороший – в районе 6 литров на 100 км. А вот запас хода вряд ли можно назвать оптимальным, ведь объем бака составлял всего лишь 38 литров.
Задняя часть Fiat 128 coupe выглядит неплохо. Фото: youtube.com
Неудивительно, что очень скоро Fiat дополнил предложение трехдверным универсалом Familiare. Он оказался немного короче седана и на 5 кг тяжелее его. А вот багажник увеличился в объеме сразу на 30 литров. К тому же, складывание задних сидений делало его еще в три раза больше. Учитывая специфику компоновки, модификацию укомплектовали более жесткими задними амортизаторами.
Но самое интересное предложение пришло с ралли Fiat 128. Его легко можно отличить по черной маске, дополнительным противотуманным фарам и легкосплавным дискам. В салоне экипаж получил подголовники, а перед водителем располагался руль спортивного типа. Выросли и показатели силового агрегата: 1,3-литровый мотор с 67-ю «лошадками» под капотом мог разогнать седан до очень приличных 150 км/ч.
Все же вершиной развития линейки стало представление в 1971 году спортивной модели Fiat 128 SC (аббревиатура означает Sport Coupe) с трехдверным кузовом фастбэк. Купе получило укороченную колесную базу и вилку выбора силовых агрегатов: от 1,1 до 1,3 литра.
Его более высокая производительность подтверждалась использованием дисковых тормозов и вместительного 50-литрового топливного бака. Спортивная версия существовала в нескольких вариантах комплектации. Они могли отличатся целым рядом элементов оформления:
✅ формой фар
✅ решеткой радиатора
✅ хромированными кузовными деталями
✅ дизайном колес
✅ материалами обивки салона
В то время уже развивалась дружба между итальянским концерном и Советским Союзом или ПНР. Оба социалистических государства начали выпуск лицензионной техники, присоединившись к занимавшейся этим уже ранее Югославии. Потому автомобиль смог официально попасть на рынок Восточной Европы. Здесь он предлагался в специальной сети (аналогу советской валютной «Березки») и стоил очень дорого.
Салон Fiat 128 coupe отделан хорошо, хотя состоит из дермантина. Фото: youtube.com
Цена доходила до 40 месячных окладов чехословацкого или «гэдээровского» работника. Поэтому понятное дело, что покупали Fiat 128 coupe представители элиты из дипломатической или иной, имеющей выход на Запад, среды. Ведь автомобиль продавался за специальные ваучеры или боны, сродни нашим инвалютным рублям.
Внутренний интерьер и силовой агрегат
Интерьер авто оказался по-настоящему роскошным для того времени, а еще он излучал молодежный дух. Сиденья приятной формы, а также спортивный руль, достаточная мощность, точное рулевое управление и ходовая часть – все это прилагалось к Fiat 128 coupe.
На мягкой обивке приборной панели доминировали два круглых, глубоко утопленных инструмента с сильно наклоненными и изогнутыми защитными стеклами. Это исключало их отзеркаливание. Отличный гаджет для того времени. По бокам располагались датчики меньшего размера и указатели уровня топлива. Двигатель устанавливался спереди, поперечно справа от коробки передач и имел такие характеристики:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1,1 (1,3) л
✅ мощность – 64 (75) л. с
Fiat 128 являлся популярным спортивным вариантом, который можно было модифицировать. Например, для автомобильных гонок в гору. Кроме того, итальянский двигатель с распределением OHC (то есть кулачком, расположенным в головке) от дизайнера Ferrari Аурелио Лампреди стал оптимальным решением.
Задний мост имел колеса с независимой подвеской на коротких трапециевидных рычагах и вертикально направляемые амортизаторы. Стабилизирующее действие тогда оказывала поперечная листовая рессора. Карданные валы получили разную длину, каждый с двумя параллельными шарнирами. Реечный рулевой механизм находился за осью. Тормоза двухконтурные: спереди дисковые, сзади барабанные с ограничителем. Вся эта концепция оказалась настолько успешной, что даже послужила прототипом для разработки немецкой техники.
Различные модификации автомобиля
С 1972 года на рынке появилась модернизированная версия базовой модели с другой решеткой радиатора, бамперами и фарами. По мнению автопроизводителя, даже такая маленькая машина заслуживала дополнительного усилителя тормозов.
Приборная панель Fiat 128 coupe отдаленно напоминает «жигулевскую». Фото: youtube.com
С 1974 года Fiat предлагал 128 Special с измененной передней частью, что ознаменовало окончание производства более острой версии 128 Rally. Еще одна модернизация произошла в 1978-м, в результате чего изменились бамперы и приборная панель. Незначительной переменой стало и переименование универсала в Panorama.
В том же году на рынок вышел его преемник – «Ритмо». Тем не менее предложение типа 128 продолжалось до 1985 года. Самым известным владельцем Fiat 128 являлся Энцо Феррари. За время производства предпринималось несколько попыток больше расширить линейку продаваемых версий. Fiat представил аэродинамическое купе 128 Pulsar, Моретти – частично открытый 128 Roadster.
У Pininfarina также было свое творение в виде квадратного купе. В конечном итоге массовое производство этих изделий так и не состоялось. Несмотря на это, Fiat произвел более 3 миллионов автомобилей и традиционно продавал лицензии в другие страны – Испанию, Португалию, Ирландию, Южную Америку, Азию, Африку и Новую Зеландию.
Двигатель Fiat 128 coupe объемом 1300 куб. см. Фото: youtube.com
Возвращаясь к Fiat 128 coupe, стоит заметить, что спрос на них не упал и сегодня. Такие автомобили предлагаются по цене от 2 до 20 тысяч евро (в зависимости от уровня проведения реставрационных работ). Но вложенные инвестиции обязательно окупятся удовольствием, полученным от вождения. Ведь этот автомобиль с полувековым стажем вполне может еще потягаться с современными «одноклассниками».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....