
Fiat 128 coupe, вдохновивший создателей VW Golf
В условиях отделенности социалистических стран Европы во многих отношениях, об автомобильных новинках приходилось узнавать из профильных журналов. Правда, с некоторыми моделями повезло больше. Как примерно выглядел Fiat 124 или 125, советские автолюбители узнали по моделям Волжского завода.
А вот о таком авто, как Fiat 128 в Восточной Европе периода застоя было известно благодаря югославской копии, продаваемой под брендом Zastava. Но, стоит заметить, что оригинал все же мог предложить больше. Ведь о высоком уровне итальянского автопрома тех времен никто не станет спорить.
Красивые формы автомобиля Fiat 128 coupe. Фото: youtube.com
В 1969 году стареющий Fiat 1100 отчаянно нуждался в замене. К счастью, появился тип 128, который и сегодня выглядит вполне неплохо. Кузов с одной или двумя парами дверей был разработан непосредственно главным дизайнером компании Данте Джакозой. Основными его преимуществами стали простые на первый взгляд вещи:
✅ простор при компактных размерах
✅ незамысловатость самой конструкции
✅ практичность
Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы покорить сердца будущих пользователей. И не только их. В 1970 году эта скромная разработка удостоилась высокого титула «Европейский автомобиль года». Чтобы развить успех, спустя менее года итальянцы представили спортивную версию модели, о которой мы более подробно расскажем ниже. А пока вернемся к базовой, имевшей ряд ноу-хау:
✅ первый переднеприводный Fiat
✅ независимая подвеска McPherson
✅ винтовые пружины спереди
✅ дисковые передние тормоза
Этот элемент смог с легкостью приручить небольшую и легкую машинку. Правда, объем багажника имел невысокие параметры – всего лишь 370 литров. И сзади продолжали оставаться поперечные листовые амортизаторы.
Новинка на самом деле по своим показателям совсем не хватала звезд с неба. Но о ее авторитетности лучше всего можно судить по одному историческому факту. Volkswagen тщательно разобрал детали ее конструкции, черпая вдохновение при проектировании Golf первого поколения. Показатели двигателя Fiat 128 также выглядели очень скромно:
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ рабочий объем – 1,1 л
✅ мощность – 55 л. с
Максимальная скорость составляла приличные 140 км/ч, расход даже по сегодняшним меркам хороший – в районе 6 литров на 100 км. А вот запас хода вряд ли можно назвать оптимальным, ведь объем бака составлял всего лишь 38 литров.
Задняя часть Fiat 128 coupe выглядит неплохо. Фото: youtube.com
Неудивительно, что очень скоро Fiat дополнил предложение трехдверным универсалом Familiare. Он оказался немного короче седана и на 5 кг тяжелее его. А вот багажник увеличился в объеме сразу на 30 литров. К тому же, складывание задних сидений делало его еще в три раза больше. Учитывая специфику компоновки, модификацию укомплектовали более жесткими задними амортизаторами.
Но самое интересное предложение пришло с ралли Fiat 128. Его легко можно отличить по черной маске, дополнительным противотуманным фарам и легкосплавным дискам. В салоне экипаж получил подголовники, а перед водителем располагался руль спортивного типа. Выросли и показатели силового агрегата: 1,3-литровый мотор с 67-ю «лошадками» под капотом мог разогнать седан до очень приличных 150 км/ч.
Его более высокая производительность подтверждалась использованием дисковых тормозов и вместительного 50-литрового топливного бака. Спортивная версия существовала в нескольких вариантах комплектации. Они могли отличатся целым рядом элементов оформления:
✅ формой фар
✅ решеткой радиатора
✅ хромированными кузовными деталями
✅ дизайном колес
✅ материалами обивки салона
В то время уже развивалась дружба между итальянским концерном и Советским Союзом или ПНР. Оба социалистических государства начали выпуск лицензионной техники, присоединившись к занимавшейся этим уже ранее Югославии. Потому автомобиль смог официально попасть на рынок Восточной Европы. Здесь он предлагался в специальной сети (аналогу советской валютной «Березки») и стоил очень дорого.
Салон Fiat 128 coupe отделан хорошо, хотя состоит из дермантина. Фото: youtube.com
Цена доходила до 40 месячных окладов чехословацкого или «гэдээровского» работника. Поэтому понятное дело, что покупали Fiat 128 coupe представители элиты из дипломатической или иной, имеющей выход на Запад, среды. Ведь автомобиль продавался за специальные ваучеры или боны, сродни нашим инвалютным рублям.
Интерьер авто оказался по-настоящему роскошным для того времени, а еще он излучал молодежный дух. Сиденья приятной формы, а также спортивный руль, достаточная мощность, точное рулевое управление и ходовая часть – все это прилагалось к Fiat 128 coupe.
На мягкой обивке приборной панели доминировали два круглых, глубоко утопленных инструмента с сильно наклоненными и изогнутыми защитными стеклами. Это исключало их отзеркаливание. Отличный гаджет для того времени. По бокам располагались датчики меньшего размера и указатели уровня топлива. Двигатель устанавливался спереди, поперечно справа от коробки передач и имел такие характеристики:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1,1 (1,3) л
✅ мощность – 64 (75) л. с
Fiat 128 являлся популярным спортивным вариантом, который можно было модифицировать. Например, для автомобильных гонок в гору. Кроме того, итальянский двигатель с распределением OHC (то есть кулачком, расположенным в головке) от дизайнера Ferrari Аурелио Лампреди стал оптимальным решением.
Задний мост имел колеса с независимой подвеской на коротких трапециевидных рычагах и вертикально направляемые амортизаторы. Стабилизирующее действие тогда оказывала поперечная листовая рессора. Карданные валы получили разную длину, каждый с двумя параллельными шарнирами. Реечный рулевой механизм находился за осью. Тормоза двухконтурные: спереди дисковые, сзади барабанные с ограничителем. Вся эта концепция оказалась настолько успешной, что даже послужила прототипом для разработки немецкой техники.
С 1972 года на рынке появилась модернизированная версия базовой модели с другой решеткой радиатора, бамперами и фарами. По мнению автопроизводителя, даже такая маленькая машина заслуживала дополнительного усилителя тормозов.
Приборная панель Fiat 128 coupe отдаленно напоминает «жигулевскую». Фото: youtube.com
С 1974 года Fiat предлагал 128 Special с измененной передней частью, что ознаменовало окончание производства более острой версии 128 Rally. Еще одна модернизация произошла в 1978-м, в результате чего изменились бамперы и приборная панель. Незначительной переменой стало и переименование универсала в Panorama.
В том же году на рынок вышел его преемник – «Ритмо». Тем не менее предложение типа 128 продолжалось до 1985 года. Самым известным владельцем Fiat 128 являлся Энцо Феррари. За время производства предпринималось несколько попыток больше расширить линейку продаваемых версий. Fiat представил аэродинамическое купе 128 Pulsar, Моретти – частично открытый 128 Roadster.
У Pininfarina также было свое творение в виде квадратного купе. В конечном итоге массовое производство этих изделий так и не состоялось. Несмотря на это, Fiat произвел более 3 миллионов автомобилей и традиционно продавал лицензии в другие страны – Испанию, Португалию, Ирландию, Южную Америку, Азию, Африку и Новую Зеландию.
Двигатель Fiat 128 coupe объемом 1300 куб. см. Фото: youtube.com
Возвращаясь к Fiat 128 coupe, стоит заметить, что спрос на них не упал и сегодня. Такие автомобили предлагаются по цене от 2 до 20 тысяч евро (в зависимости от уровня проведения реставрационных работ). Но вложенные инвестиции обязательно окупятся удовольствием, полученным от вождения. Ведь этот автомобиль с полувековым стажем вполне может еще потягаться с современными «одноклассниками».
А вот о таком авто, как Fiat 128 в Восточной Европе периода застоя было известно благодаря югославской копии, продаваемой под брендом Zastava. Но, стоит заметить, что оригинал все же мог предложить больше. Ведь о высоком уровне итальянского автопрома тех времен никто не станет спорить.

В 1969 году стареющий Fiat 1100 отчаянно нуждался в замене. К счастью, появился тип 128, который и сегодня выглядит вполне неплохо. Кузов с одной или двумя парами дверей был разработан непосредственно главным дизайнером компании Данте Джакозой. Основными его преимуществами стали простые на первый взгляд вещи:
✅ простор при компактных размерах
✅ незамысловатость самой конструкции
✅ практичность
Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы покорить сердца будущих пользователей. И не только их. В 1970 году эта скромная разработка удостоилась высокого титула «Европейский автомобиль года». Чтобы развить успех, спустя менее года итальянцы представили спортивную версию модели, о которой мы более подробно расскажем ниже. А пока вернемся к базовой, имевшей ряд ноу-хау:
✅ первый переднеприводный Fiat
✅ независимая подвеска McPherson
✅ винтовые пружины спереди
✅ дисковые передние тормоза
Этот элемент смог с легкостью приручить небольшую и легкую машинку. Правда, объем багажника имел невысокие параметры – всего лишь 370 литров. И сзади продолжали оставаться поперечные листовые амортизаторы.
Техническое оснащение и успешные модификации
Новинка на самом деле по своим показателям совсем не хватала звезд с неба. Но о ее авторитетности лучше всего можно судить по одному историческому факту. Volkswagen тщательно разобрал детали ее конструкции, черпая вдохновение при проектировании Golf первого поколения. Показатели двигателя Fiat 128 также выглядели очень скромно:
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ рабочий объем – 1,1 л
✅ мощность – 55 л. с
Максимальная скорость составляла приличные 140 км/ч, расход даже по сегодняшним меркам хороший – в районе 6 литров на 100 км. А вот запас хода вряд ли можно назвать оптимальным, ведь объем бака составлял всего лишь 38 литров.

Неудивительно, что очень скоро Fiat дополнил предложение трехдверным универсалом Familiare. Он оказался немного короче седана и на 5 кг тяжелее его. А вот багажник увеличился в объеме сразу на 30 литров. К тому же, складывание задних сидений делало его еще в три раза больше. Учитывая специфику компоновки, модификацию укомплектовали более жесткими задними амортизаторами.
Но самое интересное предложение пришло с ралли Fiat 128. Его легко можно отличить по черной маске, дополнительным противотуманным фарам и легкосплавным дискам. В салоне экипаж получил подголовники, а перед водителем располагался руль спортивного типа. Выросли и показатели силового агрегата: 1,3-литровый мотор с 67-ю «лошадками» под капотом мог разогнать седан до очень приличных 150 км/ч.
Все же вершиной развития линейки стало представление в 1971 году спортивной модели Fiat 128 SC (аббревиатура означает Sport Coupe) с трехдверным кузовом фастбэк. Купе получило укороченную колесную базу и вилку выбора силовых агрегатов: от 1,1 до 1,3 литра.
Его более высокая производительность подтверждалась использованием дисковых тормозов и вместительного 50-литрового топливного бака. Спортивная версия существовала в нескольких вариантах комплектации. Они могли отличатся целым рядом элементов оформления:
✅ формой фар
✅ решеткой радиатора
✅ хромированными кузовными деталями
✅ дизайном колес
✅ материалами обивки салона
В то время уже развивалась дружба между итальянским концерном и Советским Союзом или ПНР. Оба социалистических государства начали выпуск лицензионной техники, присоединившись к занимавшейся этим уже ранее Югославии. Потому автомобиль смог официально попасть на рынок Восточной Европы. Здесь он предлагался в специальной сети (аналогу советской валютной «Березки») и стоил очень дорого.

Цена доходила до 40 месячных окладов чехословацкого или «гэдээровского» работника. Поэтому понятное дело, что покупали Fiat 128 coupe представители элиты из дипломатической или иной, имеющей выход на Запад, среды. Ведь автомобиль продавался за специальные ваучеры или боны, сродни нашим инвалютным рублям.
Внутренний интерьер и силовой агрегат
Интерьер авто оказался по-настоящему роскошным для того времени, а еще он излучал молодежный дух. Сиденья приятной формы, а также спортивный руль, достаточная мощность, точное рулевое управление и ходовая часть – все это прилагалось к Fiat 128 coupe.
На мягкой обивке приборной панели доминировали два круглых, глубоко утопленных инструмента с сильно наклоненными и изогнутыми защитными стеклами. Это исключало их отзеркаливание. Отличный гаджет для того времени. По бокам располагались датчики меньшего размера и указатели уровня топлива. Двигатель устанавливался спереди, поперечно справа от коробки передач и имел такие характеристики:
✅ рядный четырехцилиндровый
✅ с жидкостным охлаждением
✅ рабочий объем – 1,1 (1,3) л
✅ мощность – 64 (75) л. с
Fiat 128 являлся популярным спортивным вариантом, который можно было модифицировать. Например, для автомобильных гонок в гору. Кроме того, итальянский двигатель с распределением OHC (то есть кулачком, расположенным в головке) от дизайнера Ferrari Аурелио Лампреди стал оптимальным решением.
Задний мост имел колеса с независимой подвеской на коротких трапециевидных рычагах и вертикально направляемые амортизаторы. Стабилизирующее действие тогда оказывала поперечная листовая рессора. Карданные валы получили разную длину, каждый с двумя параллельными шарнирами. Реечный рулевой механизм находился за осью. Тормоза двухконтурные: спереди дисковые, сзади барабанные с ограничителем. Вся эта концепция оказалась настолько успешной, что даже послужила прототипом для разработки немецкой техники.
Различные модификации автомобиля
С 1972 года на рынке появилась модернизированная версия базовой модели с другой решеткой радиатора, бамперами и фарами. По мнению автопроизводителя, даже такая маленькая машина заслуживала дополнительного усилителя тормозов.

С 1974 года Fiat предлагал 128 Special с измененной передней частью, что ознаменовало окончание производства более острой версии 128 Rally. Еще одна модернизация произошла в 1978-м, в результате чего изменились бамперы и приборная панель. Незначительной переменой стало и переименование универсала в Panorama.
В том же году на рынок вышел его преемник – «Ритмо». Тем не менее предложение типа 128 продолжалось до 1985 года. Самым известным владельцем Fiat 128 являлся Энцо Феррари. За время производства предпринималось несколько попыток больше расширить линейку продаваемых версий. Fiat представил аэродинамическое купе 128 Pulsar, Моретти – частично открытый 128 Roadster.
У Pininfarina также было свое творение в виде квадратного купе. В конечном итоге массовое производство этих изделий так и не состоялось. Несмотря на это, Fiat произвел более 3 миллионов автомобилей и традиционно продавал лицензии в другие страны – Испанию, Португалию, Ирландию, Южную Америку, Азию, Африку и Новую Зеландию.

Возвращаясь к Fiat 128 coupe, стоит заметить, что спрос на них не упал и сегодня. Такие автомобили предлагаются по цене от 2 до 20 тысяч евро (в зависимости от уровня проведения реставрационных работ). Но вложенные инвестиции обязательно окупятся удовольствием, полученным от вождения. Ведь этот автомобиль с полувековым стажем вполне может еще потягаться с современными «одноклассниками».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...