
Перронный автобус МАЗ-171 – мировая сенсация с большим будущим
Менее 10 лет назад модель марки МАЗ стала по-настоящему международной сенсацией. Перронные автобусы на постсоветском пространстве тогда не делал никто.
Сегодня поговорим о МАЗ-171, его особенностях и перспективах. Уверен, вы удивитесь, что реализовали минские конструкторы и инженеры.
Размеры у перронного автобуса максимальные с учетом платформы и требований железнодорожников. При чем тут железная дорога? А все просто – автобус доставляют в аэропорт именно по ней. Поэтому длина модели составила 14 400 мм, ширина 3 150 мм, а в высоту она 3 170 мм. Весит без учета пассажиров и багажа 22 тонны. Размерность у шин – 385/65 R22,5.
Как рассказал один из конструкторов белорусского перронного автобуса:
В ЕС всего два производителя подобных перронных автобусов – Neoplan и Cobus. Белорусская модель по техническим характеристикам, дизайну и оснащению не уступает европейским аналогам.
Что до внешнего вида, то тут и так все видно по фото. Модель МАЗ, на первый взгляд, не сильно похожа на автобус. Скорее, на ум приходит сравнение с дизайнерским метро-поездом. Когда МАЗ-171 едет, создается впечатление, что он буквально плывет по дорожному полотну. А причина проста – колес совсем не видно.
Дизайн у МАЗ-171 действительно футуристичный. Фото: YouTube.com
В целом, внешность выдержана в общей стилистике с другими моделями МАЗ. Например, городским автобусом МАЗ-203. Это видно по «корме» и линзовой оптике от фирмы Hella.
Отдельного внимания заслуживает лобовое стекло. Такие в СНГ не делал никто. А вот партнер МАЗа компания «КуВо» взялась за технически сложный проект, и справилась на все 100%. Тройные стеклоочистители тоже было найти непросто. Такие в мире делает все пара-тройка фирм. Белорусские конструкторы остановились на изделиях испанской компании Doga.
А теперь плавно переходим к салону. На ум тут приходит одно слово – вместительно. Размеры площадок действительно большие (шириной более трех метров). Внутри автобуса легко поместятся 122 пассажира со своим багажом. При большом желании тут и в футбол поиграть получится.
Внутри автобуса хватит места всем. Фото: YouTube.com
Пассажирских сидений всего шесть (по одному на каждую входную дверь). Их малое количество не вызывает дискомфорт, так как ехать от терминала до самолета (или обратно) всего 5-10 минут.
Конструкторы предусмотрели следующие удобства для пассажиров:
✅ Тонировка стекол и форточки для проветривания салона
✅ Специально созданное противоскользящее напольное покрытие «Автолин»
✅ 6 вентиляторов на крыше регулируют микроклимат в салоне
✅ Откидной трап поможет пассажиру на инвалидной коляске спокойно заехать в салон
Система поручней продумана хорошо. Конструкторы протянули их вдоль и поперек автобуса. На каждом предусмотрено по 6-8 петель-ремешков, за которые удобно держаться.
Между кабиной водителя и салоном находится глухая остекленная перегородка. Интерьер позаимствован у автобуса МАЗ-103, который используют в качестве общественного транспорта. На фоне хорошо продуманного и даже футуристичного внешнего вида, приборная панель от МАЗ выглядит довольно архаично.
Рулевое колесо и приборная панель производства МАЗ. Фото: YouTube.com
Эта компоновка «читабельна» для водителя, но с точки зрения дизайна устарела. В перронном автобусе не предусмотрены ремни безопасности для водительского кресла и сопровождающего.
Дополнительный комфорт для водителя – это независимый отопитель и кондиционер. Есть автоматизированная система, которая покажет изменения давления в шинах, уровня охлаждающей жидкости, а также температуры мотора.
На перронном автобусе МАЗ-171 установлен двигатель модели Deutz BF4M1013FC на 170 лошадиных сил, соответствующий нормам Евро-3. У дизельного ДВС жидкостное охлаждение. Картер и головка цилиндров чугунные.
Фиолетовый МАЗ-171 смотрится органично на фоне аэропорта. Фото: YouTube.com
Объем силовой установки – 4,76 литра, крутящий момент 700 Н*м. Максимально возможная скорость перронного автобуса – 50 км/ч. Двигатель работает в паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач ZF 5HP502.
У переднеприводного автобуса ведущий мост от немецкой компании Kessler, который, к слову, устанавливают и на перронные модели в ЕС. Подвески тут пневматические. Все это дает автобусу отличную плавность хода. МАЗ-171 отвечает всем требованиям международной организации ИКАО.
МАЗ-171 на обычных дорогах будет чувствовать себя ужасно из-за низкого клиренса. Но его проектировали для решения задач иного рода.
Назначение машины – это транспортировка пассажиров от трапа самолета до терминала, и наоборот. Поэтому в салоне мало сидячих мест, большие габариты с расчетом на пассажиров с багажом, небольшая максимальная скорость.
МАЗ-171 перевозит пассажиров в аэропорту. Фото: YouTube.com
МАЗ-171 и по сей день – единственный выпускаемый в СНГ автобус такого класса. Пока речь не идет о крупной серии, так как применение у модели довольно специфическое. Однако в автопарках аэропортов Минска, Белгорода, Новосибирска, Самары и других городов находится порядка 100 единиц МАЗ-171.
Перронный автобус МАЗ-171 стал одним из лидеров сегмента на территории СНГ. Отдельно стоит отметить второе поколение автобуса, проектирование которого стартовало к началу 2018 года.
Ведущий инженер-конструктор МАЗ-171 Алексей Тарасов признается:
Так на свет появился МАЗ-271, который оснастили более мощным двигателем с экологическим классом Евро-5. Силовая установка стала работать в паре с 6-ступенчатым АКПП Allison-T270. Нововведения видны и в компоновке водительского места, общей вместительности салона. Дизайн также кардинально изменился, хоть родовые черты отчетливо просматриваются.
Обновленный МАЗ-271 выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Яркая деталь новинки – это отсутствие зеркал бокового вида. Точнее, их вынесли в кабину водителя в виде экранов. Еще одно удачное решение – это выхлопная система по обе стороны от автобуса. При приближении пассажиров система автоматически блокирует выхлопы, чтобы люди не вдыхали углекислый газ.
Очень порадовали кондиционеры в салоне, работающие на обогрев или охлаждение пространства. Инженеры предусмотрели и зарядку для смартфонов у пассажирских сидений. В общем, нововведений, по сравнению с МАЗ-171, очень много. Все вот так сразу и не расскажешь.
Отсутствие боковых зеркал сразу бросается в глаза. Фото: YouTube.com
Что важнее, преемственность налицо. МАЗ-171 стал прародителем целого поколения перронных автобусов, которые перевозят пассажиров во многих городах мира. Радует, что минскому заводу удалось реализовать такой проект своими силами. Разумеется, на основе разработок и опыта зарубежных компаний.
Вполне вероятно, что отсутствие конкуренции в СНГ поможет МАЗ продвигать свою продукцию на рынке. Возможно, когда-то штучный выпуск таких автобусов по индивидуальным заказам перерастет в серию.
Сегодня поговорим о МАЗ-171, его особенностях и перспективах. Уверен, вы удивитесь, что реализовали минские конструкторы и инженеры.
Габариты и дизайн
Размеры у перронного автобуса максимальные с учетом платформы и требований железнодорожников. При чем тут железная дорога? А все просто – автобус доставляют в аэропорт именно по ней. Поэтому длина модели составила 14 400 мм, ширина 3 150 мм, а в высоту она 3 170 мм. Весит без учета пассажиров и багажа 22 тонны. Размерность у шин – 385/65 R22,5.
Как рассказал один из конструкторов белорусского перронного автобуса:
МАЗ-171 – это отправная точка и первый наш перронник. Мы уже видим пути для модернизации, и обязательно будем работать над новинкой.
В ЕС всего два производителя подобных перронных автобусов – Neoplan и Cobus. Белорусская модель по техническим характеристикам, дизайну и оснащению не уступает европейским аналогам.
Что до внешнего вида, то тут и так все видно по фото. Модель МАЗ, на первый взгляд, не сильно похожа на автобус. Скорее, на ум приходит сравнение с дизайнерским метро-поездом. Когда МАЗ-171 едет, создается впечатление, что он буквально плывет по дорожному полотну. А причина проста – колес совсем не видно.

В целом, внешность выдержана в общей стилистике с другими моделями МАЗ. Например, городским автобусом МАЗ-203. Это видно по «корме» и линзовой оптике от фирмы Hella.
Отдельного внимания заслуживает лобовое стекло. Такие в СНГ не делал никто. А вот партнер МАЗа компания «КуВо» взялась за технически сложный проект, и справилась на все 100%. Тройные стеклоочистители тоже было найти непросто. Такие в мире делает все пара-тройка фирм. Белорусские конструкторы остановились на изделиях испанской компании Doga.
А теперь плавно переходим к салону. На ум тут приходит одно слово – вместительно. Размеры площадок действительно большие (шириной более трех метров). Внутри автобуса легко поместятся 122 пассажира со своим багажом. При большом желании тут и в футбол поиграть получится.

Пассажирских сидений всего шесть (по одному на каждую входную дверь). Их малое количество не вызывает дискомфорт, так как ехать от терминала до самолета (или обратно) всего 5-10 минут.
Конструкторы предусмотрели следующие удобства для пассажиров:
✅ Тонировка стекол и форточки для проветривания салона
✅ Специально созданное противоскользящее напольное покрытие «Автолин»
✅ 6 вентиляторов на крыше регулируют микроклимат в салоне
✅ Откидной трап поможет пассажиру на инвалидной коляске спокойно заехать в салон
Система поручней продумана хорошо. Конструкторы протянули их вдоль и поперек автобуса. На каждом предусмотрено по 6-8 петель-ремешков, за которые удобно держаться.
Между кабиной водителя и салоном находится глухая остекленная перегородка. Интерьер позаимствован у автобуса МАЗ-103, который используют в качестве общественного транспорта. На фоне хорошо продуманного и даже футуристичного внешнего вида, приборная панель от МАЗ выглядит довольно архаично.

Эта компоновка «читабельна» для водителя, но с точки зрения дизайна устарела. В перронном автобусе не предусмотрены ремни безопасности для водительского кресла и сопровождающего.
Дополнительный комфорт для водителя – это независимый отопитель и кондиционер. Есть автоматизированная система, которая покажет изменения давления в шинах, уровня охлаждающей жидкости, а также температуры мотора.
Технические характеристики
На перронном автобусе МАЗ-171 установлен двигатель модели Deutz BF4M1013FC на 170 лошадиных сил, соответствующий нормам Евро-3. У дизельного ДВС жидкостное охлаждение. Картер и головка цилиндров чугунные.

Объем силовой установки – 4,76 литра, крутящий момент 700 Н*м. Максимально возможная скорость перронного автобуса – 50 км/ч. Двигатель работает в паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач ZF 5HP502.
Вся система видео-обзора спроектирована компанией «Мираж» по оборонной технологии. Она доступна в базовой комплектации.
У переднеприводного автобуса ведущий мост от немецкой компании Kessler, который, к слову, устанавливают и на перронные модели в ЕС. Подвески тут пневматические. Все это дает автобусу отличную плавность хода. МАЗ-171 отвечает всем требованиям международной организации ИКАО.
Назначение
МАЗ-171 на обычных дорогах будет чувствовать себя ужасно из-за низкого клиренса. Но его проектировали для решения задач иного рода.
Назначение машины – это транспортировка пассажиров от трапа самолета до терминала, и наоборот. Поэтому в салоне мало сидячих мест, большие габариты с расчетом на пассажиров с багажом, небольшая максимальная скорость.

МАЗ-171 и по сей день – единственный выпускаемый в СНГ автобус такого класса. Пока речь не идет о крупной серии, так как применение у модели довольно специфическое. Однако в автопарках аэропортов Минска, Белгорода, Новосибирска, Самары и других городов находится порядка 100 единиц МАЗ-171.
Перспективы и дальнейшее развитие
Перронный автобус МАЗ-171 стал одним из лидеров сегмента на территории СНГ. Отдельно стоит отметить второе поколение автобуса, проектирование которого стартовало к началу 2018 года.
Ведущий инженер-конструктор МАЗ-171 Алексей Тарасов признается:
Было получено много отзывов о МАЗ-171, и нужно было все их учесть при создании новой модели.
Так на свет появился МАЗ-271, который оснастили более мощным двигателем с экологическим классом Евро-5. Силовая установка стала работать в паре с 6-ступенчатым АКПП Allison-T270. Нововведения видны и в компоновке водительского места, общей вместительности салона. Дизайн также кардинально изменился, хоть родовые черты отчетливо просматриваются.

Яркая деталь новинки – это отсутствие зеркал бокового вида. Точнее, их вынесли в кабину водителя в виде экранов. Еще одно удачное решение – это выхлопная система по обе стороны от автобуса. При приближении пассажиров система автоматически блокирует выхлопы, чтобы люди не вдыхали углекислый газ.
Очень порадовали кондиционеры в салоне, работающие на обогрев или охлаждение пространства. Инженеры предусмотрели и зарядку для смартфонов у пассажирских сидений. В общем, нововведений, по сравнению с МАЗ-171, очень много. Все вот так сразу и не расскажешь.

Что важнее, преемственность налицо. МАЗ-171 стал прародителем целого поколения перронных автобусов, которые перевозят пассажиров во многих городах мира. Радует, что минскому заводу удалось реализовать такой проект своими силами. Разумеется, на основе разработок и опыта зарубежных компаний.
Вполне вероятно, что отсутствие конкуренции в СНГ поможет МАЗ продвигать свою продукцию на рынке. Возможно, когда-то штучный выпуск таких автобусов по индивидуальным заказам перерастет в серию.
- Чудайкин А.
- YouTube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....