Сегодня поговорим о МАЗ-171, его особенностях и перспективах. Уверен, вы удивитесь, что реализовали минские конструкторы и инженеры.
Габариты и дизайн
Размеры у перронного автобуса максимальные с учетом платформы и требований железнодорожников. При чем тут железная дорога? А все просто – автобус доставляют в аэропорт именно по ней. Поэтому длина модели составила 14 400 мм, ширина 3 150 мм, а в высоту она 3 170 мм. Весит без учета пассажиров и багажа 22 тонны. Размерность у шин – 385/65 R22,5.
Как рассказал один из конструкторов белорусского перронного автобуса:
МАЗ-171 – это отправная точка и первый наш перронник. Мы уже видим пути для модернизации, и обязательно будем работать над новинкой.
В ЕС всего два производителя подобных перронных автобусов – Neoplan и Cobus. Белорусская модель по техническим характеристикам, дизайну и оснащению не уступает европейским аналогам.
Что до внешнего вида, то тут и так все видно по фото. Модель МАЗ, на первый взгляд, не сильно похожа на автобус. Скорее, на ум приходит сравнение с дизайнерским метро-поездом. Когда МАЗ-171 едет, создается впечатление, что он буквально плывет по дорожному полотну. А причина проста – колес совсем не видно.
Дизайн у МАЗ-171 действительно футуристичный. Фото: YouTube.com
В целом, внешность выдержана в общей стилистике с другими моделями МАЗ. Например, городским автобусом МАЗ-203. Это видно по «корме» и линзовой оптике от фирмы Hella.
Отдельного внимания заслуживает лобовое стекло. Такие в СНГ не делал никто. А вот партнер МАЗа компания «КуВо» взялась за технически сложный проект, и справилась на все 100%. Тройные стеклоочистители тоже было найти непросто. Такие в мире делает все пара-тройка фирм. Белорусские конструкторы остановились на изделиях испанской компании Doga.
А теперь плавно переходим к салону. На ум тут приходит одно слово – вместительно. Размеры площадок действительно большие (шириной более трех метров). Внутри автобуса легко поместятся 122 пассажира со своим багажом. При большом желании тут и в футбол поиграть получится.
Внутри автобуса хватит места всем. Фото: YouTube.com
Пассажирских сидений всего шесть (по одному на каждую входную дверь). Их малое количество не вызывает дискомфорт, так как ехать от терминала до самолета (или обратно) всего 5-10 минут.
Конструкторы предусмотрели следующие удобства для пассажиров:
✅ Тонировка стекол и форточки для проветривания салона
✅ Специально созданное противоскользящее напольное покрытие «Автолин»
✅ 6 вентиляторов на крыше регулируют микроклимат в салоне
✅ Откидной трап поможет пассажиру на инвалидной коляске спокойно заехать в салон
Система поручней продумана хорошо. Конструкторы протянули их вдоль и поперек автобуса. На каждом предусмотрено по 6-8 петель-ремешков, за которые удобно держаться.
Между кабиной водителя и салоном находится глухая остекленная перегородка. Интерьер позаимствован у автобуса МАЗ-103, который используют в качестве общественного транспорта. На фоне хорошо продуманного и даже футуристичного внешнего вида, приборная панель от МАЗ выглядит довольно архаично.
Рулевое колесо и приборная панель производства МАЗ. Фото: YouTube.com
Эта компоновка «читабельна» для водителя, но с точки зрения дизайна устарела. В перронном автобусе не предусмотрены ремни безопасности для водительского кресла и сопровождающего.
Дополнительный комфорт для водителя – это независимый отопитель и кондиционер. Есть автоматизированная система, которая покажет изменения давления в шинах, уровня охлаждающей жидкости, а также температуры мотора.
Технические характеристики
На перронном автобусе МАЗ-171 установлен двигатель модели Deutz BF4M1013FC на 170 лошадиных сил, соответствующий нормам Евро-3. У дизельного ДВС жидкостное охлаждение. Картер и головка цилиндров чугунные.
Фиолетовый МАЗ-171 смотрится органично на фоне аэропорта. Фото: YouTube.com
Объем силовой установки – 4,76 литра, крутящий момент 700 Н*м. Максимально возможная скорость перронного автобуса – 50 км/ч. Двигатель работает в паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач ZF 5HP502.
Вся система видео-обзора спроектирована компанией «Мираж» по оборонной технологии. Она доступна в базовой комплектации.
У переднеприводного автобуса ведущий мост от немецкой компании Kessler, который, к слову, устанавливают и на перронные модели в ЕС. Подвески тут пневматические. Все это дает автобусу отличную плавность хода. МАЗ-171 отвечает всем требованиям международной организации ИКАО.
Назначение
МАЗ-171 на обычных дорогах будет чувствовать себя ужасно из-за низкого клиренса. Но его проектировали для решения задач иного рода.
Назначение машины – это транспортировка пассажиров от трапа самолета до терминала, и наоборот. Поэтому в салоне мало сидячих мест, большие габариты с расчетом на пассажиров с багажом, небольшая максимальная скорость.
МАЗ-171 перевозит пассажиров в аэропорту. Фото: YouTube.com
МАЗ-171 и по сей день – единственный выпускаемый в СНГ автобус такого класса. Пока речь не идет о крупной серии, так как применение у модели довольно специфическое. Однако в автопарках аэропортов Минска, Белгорода, Новосибирска, Самары и других городов находится порядка 100 единиц МАЗ-171.
Перспективы и дальнейшее развитие
Перронный автобус МАЗ-171 стал одним из лидеров сегмента на территории СНГ. Отдельно стоит отметить второе поколение автобуса, проектирование которого стартовало к началу 2018 года.
Ведущий инженер-конструктор МАЗ-171 Алексей Тарасов признается:
Было получено много отзывов о МАЗ-171, и нужно было все их учесть при создании новой модели.
Так на свет появился МАЗ-271, который оснастили более мощным двигателем с экологическим классом Евро-5. Силовая установка стала работать в паре с 6-ступенчатым АКПП Allison-T270. Нововведения видны и в компоновке водительского места, общей вместительности салона. Дизайн также кардинально изменился, хоть родовые черты отчетливо просматриваются.
Обновленный МАЗ-271 выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Яркая деталь новинки – это отсутствие зеркал бокового вида. Точнее, их вынесли в кабину водителя в виде экранов. Еще одно удачное решение – это выхлопная система по обе стороны от автобуса. При приближении пассажиров система автоматически блокирует выхлопы, чтобы люди не вдыхали углекислый газ.
Очень порадовали кондиционеры в салоне, работающие на обогрев или охлаждение пространства. Инженеры предусмотрели и зарядку для смартфонов у пассажирских сидений. В общем, нововведений, по сравнению с МАЗ-171, очень много. Все вот так сразу и не расскажешь.
Отсутствие боковых зеркал сразу бросается в глаза. Фото: YouTube.com
Что важнее, преемственность налицо. МАЗ-171 стал прародителем целого поколения перронных автобусов, которые перевозят пассажиров во многих городах мира. Радует, что минскому заводу удалось реализовать такой проект своими силами. Разумеется, на основе разработок и опыта зарубежных компаний.
Вполне вероятно, что отсутствие конкуренции в СНГ поможет МАЗ продвигать свою продукцию на рынке. Возможно, когда-то штучный выпуск таких автобусов по индивидуальным заказам перерастет в серию.