
Перронный автобус МАЗ-171 – мировая сенсация с большим будущим
Менее 10 лет назад модель марки МАЗ стала по-настоящему международной сенсацией. Перронные автобусы на постсоветском пространстве тогда не делал никто.
Сегодня поговорим о МАЗ-171, его особенностях и перспективах. Уверен, вы удивитесь, что реализовали минские конструкторы и инженеры.
Размеры у перронного автобуса максимальные с учетом платформы и требований железнодорожников. При чем тут железная дорога? А все просто – автобус доставляют в аэропорт именно по ней. Поэтому длина модели составила 14 400 мм, ширина 3 150 мм, а в высоту она 3 170 мм. Весит без учета пассажиров и багажа 22 тонны. Размерность у шин – 385/65 R22,5.
Как рассказал один из конструкторов белорусского перронного автобуса:
В ЕС всего два производителя подобных перронных автобусов – Neoplan и Cobus. Белорусская модель по техническим характеристикам, дизайну и оснащению не уступает европейским аналогам.
Что до внешнего вида, то тут и так все видно по фото. Модель МАЗ, на первый взгляд, не сильно похожа на автобус. Скорее, на ум приходит сравнение с дизайнерским метро-поездом. Когда МАЗ-171 едет, создается впечатление, что он буквально плывет по дорожному полотну. А причина проста – колес совсем не видно.
Дизайн у МАЗ-171 действительно футуристичный. Фото: YouTube.com
В целом, внешность выдержана в общей стилистике с другими моделями МАЗ. Например, городским автобусом МАЗ-203. Это видно по «корме» и линзовой оптике от фирмы Hella.
Отдельного внимания заслуживает лобовое стекло. Такие в СНГ не делал никто. А вот партнер МАЗа компания «КуВо» взялась за технически сложный проект, и справилась на все 100%. Тройные стеклоочистители тоже было найти непросто. Такие в мире делает все пара-тройка фирм. Белорусские конструкторы остановились на изделиях испанской компании Doga.
А теперь плавно переходим к салону. На ум тут приходит одно слово – вместительно. Размеры площадок действительно большие (шириной более трех метров). Внутри автобуса легко поместятся 122 пассажира со своим багажом. При большом желании тут и в футбол поиграть получится.
Внутри автобуса хватит места всем. Фото: YouTube.com
Пассажирских сидений всего шесть (по одному на каждую входную дверь). Их малое количество не вызывает дискомфорт, так как ехать от терминала до самолета (или обратно) всего 5-10 минут.
Конструкторы предусмотрели следующие удобства для пассажиров:
✅ Тонировка стекол и форточки для проветривания салона
✅ Специально созданное противоскользящее напольное покрытие «Автолин»
✅ 6 вентиляторов на крыше регулируют микроклимат в салоне
✅ Откидной трап поможет пассажиру на инвалидной коляске спокойно заехать в салон
Система поручней продумана хорошо. Конструкторы протянули их вдоль и поперек автобуса. На каждом предусмотрено по 6-8 петель-ремешков, за которые удобно держаться.
Между кабиной водителя и салоном находится глухая остекленная перегородка. Интерьер позаимствован у автобуса МАЗ-103, который используют в качестве общественного транспорта. На фоне хорошо продуманного и даже футуристичного внешнего вида, приборная панель от МАЗ выглядит довольно архаично.
Рулевое колесо и приборная панель производства МАЗ. Фото: YouTube.com
Эта компоновка «читабельна» для водителя, но с точки зрения дизайна устарела. В перронном автобусе не предусмотрены ремни безопасности для водительского кресла и сопровождающего.
Дополнительный комфорт для водителя – это независимый отопитель и кондиционер. Есть автоматизированная система, которая покажет изменения давления в шинах, уровня охлаждающей жидкости, а также температуры мотора.
На перронном автобусе МАЗ-171 установлен двигатель модели Deutz BF4M1013FC на 170 лошадиных сил, соответствующий нормам Евро-3. У дизельного ДВС жидкостное охлаждение. Картер и головка цилиндров чугунные.
Фиолетовый МАЗ-171 смотрится органично на фоне аэропорта. Фото: YouTube.com
Объем силовой установки – 4,76 литра, крутящий момент 700 Н*м. Максимально возможная скорость перронного автобуса – 50 км/ч. Двигатель работает в паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач ZF 5HP502.
У переднеприводного автобуса ведущий мост от немецкой компании Kessler, который, к слову, устанавливают и на перронные модели в ЕС. Подвески тут пневматические. Все это дает автобусу отличную плавность хода. МАЗ-171 отвечает всем требованиям международной организации ИКАО.
МАЗ-171 на обычных дорогах будет чувствовать себя ужасно из-за низкого клиренса. Но его проектировали для решения задач иного рода.
Назначение машины – это транспортировка пассажиров от трапа самолета до терминала, и наоборот. Поэтому в салоне мало сидячих мест, большие габариты с расчетом на пассажиров с багажом, небольшая максимальная скорость.
МАЗ-171 перевозит пассажиров в аэропорту. Фото: YouTube.com
МАЗ-171 и по сей день – единственный выпускаемый в СНГ автобус такого класса. Пока речь не идет о крупной серии, так как применение у модели довольно специфическое. Однако в автопарках аэропортов Минска, Белгорода, Новосибирска, Самары и других городов находится порядка 100 единиц МАЗ-171.
Перронный автобус МАЗ-171 стал одним из лидеров сегмента на территории СНГ. Отдельно стоит отметить второе поколение автобуса, проектирование которого стартовало к началу 2018 года.
Ведущий инженер-конструктор МАЗ-171 Алексей Тарасов признается:
Так на свет появился МАЗ-271, который оснастили более мощным двигателем с экологическим классом Евро-5. Силовая установка стала работать в паре с 6-ступенчатым АКПП Allison-T270. Нововведения видны и в компоновке водительского места, общей вместительности салона. Дизайн также кардинально изменился, хоть родовые черты отчетливо просматриваются.
Обновленный МАЗ-271 выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Яркая деталь новинки – это отсутствие зеркал бокового вида. Точнее, их вынесли в кабину водителя в виде экранов. Еще одно удачное решение – это выхлопная система по обе стороны от автобуса. При приближении пассажиров система автоматически блокирует выхлопы, чтобы люди не вдыхали углекислый газ.
Очень порадовали кондиционеры в салоне, работающие на обогрев или охлаждение пространства. Инженеры предусмотрели и зарядку для смартфонов у пассажирских сидений. В общем, нововведений, по сравнению с МАЗ-171, очень много. Все вот так сразу и не расскажешь.
Отсутствие боковых зеркал сразу бросается в глаза. Фото: YouTube.com
Что важнее, преемственность налицо. МАЗ-171 стал прародителем целого поколения перронных автобусов, которые перевозят пассажиров во многих городах мира. Радует, что минскому заводу удалось реализовать такой проект своими силами. Разумеется, на основе разработок и опыта зарубежных компаний.
Вполне вероятно, что отсутствие конкуренции в СНГ поможет МАЗ продвигать свою продукцию на рынке. Возможно, когда-то штучный выпуск таких автобусов по индивидуальным заказам перерастет в серию.
Сегодня поговорим о МАЗ-171, его особенностях и перспективах. Уверен, вы удивитесь, что реализовали минские конструкторы и инженеры.
Габариты и дизайн
Размеры у перронного автобуса максимальные с учетом платформы и требований железнодорожников. При чем тут железная дорога? А все просто – автобус доставляют в аэропорт именно по ней. Поэтому длина модели составила 14 400 мм, ширина 3 150 мм, а в высоту она 3 170 мм. Весит без учета пассажиров и багажа 22 тонны. Размерность у шин – 385/65 R22,5.
Как рассказал один из конструкторов белорусского перронного автобуса:
МАЗ-171 – это отправная точка и первый наш перронник. Мы уже видим пути для модернизации, и обязательно будем работать над новинкой.
В ЕС всего два производителя подобных перронных автобусов – Neoplan и Cobus. Белорусская модель по техническим характеристикам, дизайну и оснащению не уступает европейским аналогам.
Что до внешнего вида, то тут и так все видно по фото. Модель МАЗ, на первый взгляд, не сильно похожа на автобус. Скорее, на ум приходит сравнение с дизайнерским метро-поездом. Когда МАЗ-171 едет, создается впечатление, что он буквально плывет по дорожному полотну. А причина проста – колес совсем не видно.

В целом, внешность выдержана в общей стилистике с другими моделями МАЗ. Например, городским автобусом МАЗ-203. Это видно по «корме» и линзовой оптике от фирмы Hella.
Отдельного внимания заслуживает лобовое стекло. Такие в СНГ не делал никто. А вот партнер МАЗа компания «КуВо» взялась за технически сложный проект, и справилась на все 100%. Тройные стеклоочистители тоже было найти непросто. Такие в мире делает все пара-тройка фирм. Белорусские конструкторы остановились на изделиях испанской компании Doga.
А теперь плавно переходим к салону. На ум тут приходит одно слово – вместительно. Размеры площадок действительно большие (шириной более трех метров). Внутри автобуса легко поместятся 122 пассажира со своим багажом. При большом желании тут и в футбол поиграть получится.

Пассажирских сидений всего шесть (по одному на каждую входную дверь). Их малое количество не вызывает дискомфорт, так как ехать от терминала до самолета (или обратно) всего 5-10 минут.
Конструкторы предусмотрели следующие удобства для пассажиров:
✅ Тонировка стекол и форточки для проветривания салона
✅ Специально созданное противоскользящее напольное покрытие «Автолин»
✅ 6 вентиляторов на крыше регулируют микроклимат в салоне
✅ Откидной трап поможет пассажиру на инвалидной коляске спокойно заехать в салон
Система поручней продумана хорошо. Конструкторы протянули их вдоль и поперек автобуса. На каждом предусмотрено по 6-8 петель-ремешков, за которые удобно держаться.
Между кабиной водителя и салоном находится глухая остекленная перегородка. Интерьер позаимствован у автобуса МАЗ-103, который используют в качестве общественного транспорта. На фоне хорошо продуманного и даже футуристичного внешнего вида, приборная панель от МАЗ выглядит довольно архаично.

Эта компоновка «читабельна» для водителя, но с точки зрения дизайна устарела. В перронном автобусе не предусмотрены ремни безопасности для водительского кресла и сопровождающего.
Дополнительный комфорт для водителя – это независимый отопитель и кондиционер. Есть автоматизированная система, которая покажет изменения давления в шинах, уровня охлаждающей жидкости, а также температуры мотора.
Технические характеристики
На перронном автобусе МАЗ-171 установлен двигатель модели Deutz BF4M1013FC на 170 лошадиных сил, соответствующий нормам Евро-3. У дизельного ДВС жидкостное охлаждение. Картер и головка цилиндров чугунные.

Объем силовой установки – 4,76 литра, крутящий момент 700 Н*м. Максимально возможная скорость перронного автобуса – 50 км/ч. Двигатель работает в паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач ZF 5HP502.
Вся система видео-обзора спроектирована компанией «Мираж» по оборонной технологии. Она доступна в базовой комплектации.
У переднеприводного автобуса ведущий мост от немецкой компании Kessler, который, к слову, устанавливают и на перронные модели в ЕС. Подвески тут пневматические. Все это дает автобусу отличную плавность хода. МАЗ-171 отвечает всем требованиям международной организации ИКАО.
Назначение
МАЗ-171 на обычных дорогах будет чувствовать себя ужасно из-за низкого клиренса. Но его проектировали для решения задач иного рода.
Назначение машины – это транспортировка пассажиров от трапа самолета до терминала, и наоборот. Поэтому в салоне мало сидячих мест, большие габариты с расчетом на пассажиров с багажом, небольшая максимальная скорость.

МАЗ-171 и по сей день – единственный выпускаемый в СНГ автобус такого класса. Пока речь не идет о крупной серии, так как применение у модели довольно специфическое. Однако в автопарках аэропортов Минска, Белгорода, Новосибирска, Самары и других городов находится порядка 100 единиц МАЗ-171.
Перспективы и дальнейшее развитие
Перронный автобус МАЗ-171 стал одним из лидеров сегмента на территории СНГ. Отдельно стоит отметить второе поколение автобуса, проектирование которого стартовало к началу 2018 года.
Ведущий инженер-конструктор МАЗ-171 Алексей Тарасов признается:
Было получено много отзывов о МАЗ-171, и нужно было все их учесть при создании новой модели.
Так на свет появился МАЗ-271, который оснастили более мощным двигателем с экологическим классом Евро-5. Силовая установка стала работать в паре с 6-ступенчатым АКПП Allison-T270. Нововведения видны и в компоновке водительского места, общей вместительности салона. Дизайн также кардинально изменился, хоть родовые черты отчетливо просматриваются.

Яркая деталь новинки – это отсутствие зеркал бокового вида. Точнее, их вынесли в кабину водителя в виде экранов. Еще одно удачное решение – это выхлопная система по обе стороны от автобуса. При приближении пассажиров система автоматически блокирует выхлопы, чтобы люди не вдыхали углекислый газ.
Очень порадовали кондиционеры в салоне, работающие на обогрев или охлаждение пространства. Инженеры предусмотрели и зарядку для смартфонов у пассажирских сидений. В общем, нововведений, по сравнению с МАЗ-171, очень много. Все вот так сразу и не расскажешь.

Что важнее, преемственность налицо. МАЗ-171 стал прародителем целого поколения перронных автобусов, которые перевозят пассажиров во многих городах мира. Радует, что минскому заводу удалось реализовать такой проект своими силами. Разумеется, на основе разработок и опыта зарубежных компаний.
Вполне вероятно, что отсутствие конкуренции в СНГ поможет МАЗ продвигать свою продукцию на рынке. Возможно, когда-то штучный выпуск таких автобусов по индивидуальным заказам перерастет в серию.
- Чудайкин А.
- YouTube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....