Мир готовится серийно использовать жидкий водород в авиации
Компания Universal Hydrogen, которая первой в мире провела летные испытания крупнейшего водородного авиалайнера, приступила к тестированию сменных топливных модулей на жидком водороде. Этот вид топлива, как ожидается, радикально расширит диапазон экологически чистых пассажирских самолетов уже к 2026 году.
Декарбонизация авиации является непростой задачей, и основная сложность заключается в необходимости «упаковать» максимум энергии в самой легкой форме. И с авиационным топливом в этом вопросе очень трудно конкурировать. Электрические версии также вряд ли могут решить проблему, особенно учитывая уровень развития аккумуляторных систем сохранения энергии. Зато в последнее время обороты уверенно набирает водородная тема.
На данном этапе чаще всего водород используется на борту в виде сжатого газа, а затем пропускается через топливный элемент для питания электрических винтов. Газообразный H2 может обеспечить практически в два раза большую дальность полета самолета в сравнении с аккумуляторной батареей. И это, естественно, открывает возможности для региональных полетов на короткие расстояния с нулевым уровнем выбросов.
Universal в этой сфере уже удалось достичь определенного успеха. В прошлом году компания управляла самым большим из когда-либо построенных самолетов на водородных топливных элементах. Однако использование газообразного водорода вносит некоторые коррективы – операторам авиакомпаний придется существенно сокращать посадочные места.
Например, обычно Dash-8 может вместить до 56 пассажиров, а в экологичной водородной модификации придется отказаться от 16 мест. Зато дальность полета такого лайнера составит 460 миль (740 км). И такое решение, по словам представителя Universal, может покрыть около 75% маршрутов, обычно обслуживаемых самолетами этого класса.
Но останавливаться на этом они, похоже, не собираются, и уверенно «шагают» в направлении криогенного жидкого водорода. Основной задачей на пути к 100% покрытию авиарейсов для региональных воздушных судов является возможность обеспечить хранение данного вида топлива при невероятно низких температурах, ниже 20 К (-253 C), чтобы сохранить его в жидкой фазе и предотвратить его выкипание.
Надо сказать, что авиационные силовые агрегаты на жидком водороде отстают от двигателей на газообразном водороде на несколько лет и только выходят из стадии исследований. Только в сентябре прошлого года H2Fly совершил первый в мире пилотируемый полет двухфюзеляжного самолета Pipistrel Taurus, работающего на жидком водороде.
Тогда, по результатам летных испытаний, в компании отчитались, что переход на жидкий H2 практически удвоил запас хода лайнера по сравнению с тем, что на что он был способен на сжатом газе, поэтому потенциал, как говорится, «на лицо».
Universal Hydrogen уже некоторое время работает над созданием модульной топливной системы на жидком водороде в масштабе, соответствующем ее силовой установке мегаваттного класса для авиалайнеров среднего размера, таких как Dash-8 и ATR-72. Внешне это выглядит точно так же, как обычный грузовой авиаконтейнер. Его можно заполнить на наземном объекте, а затем загружать и вынимать из авиалайнера для дозаправки, используя то же оборудование, которым обычно загружают груз.
Каждый топливный модуль с жидким водородом вместимостью около 200 кг (441 фунт), подразумевает наличие резервуара с двойными стенками и вакуумной изоляцией. Каждый из них также имеет встроенную систему теплообмена, которая принимает горячую охлаждающую жидкость от электродвигателей и использует ее для испарения жидкого H2. Таким образом топливо переходит в газообразную форму, которую можно пропускать через топливные элементы.
Кроме того, для обеспечения безопасности также предусмотрены устройства для вентиляции выпарного газа и системы обнаружения утечек.
Каждый из этих модулей, помещенных в переоборудованный ATR-72, обеспечивают до 575 миль (порядка 926 км) дальности полета. И на днях
Universal объявила, что впервые подключила модуль жидкого H2 к наземному испытательному стенду Iron Bird, который является функциональным эквивалентом двигательной установки Lightning McClean. Весь спектр летных испытаний был проведен успешно, постоянная мощность была обеспечена в течение одного часа и сорока минут.
Подготовить эту систему для коммерческих пассажирских рейсов в Universal планируют уже к 2026 году. Однако их могут и опередить. Другой ведущий стартап в этой сфере, ZeroAvia, также работает над тем, чтобы выйти на новый уровень. Они стремятся к увеличению дальности полета авиалайнеров на 40% по сравнению с тем, что может предложить жидкий H2.
Декарбонизация авиации является непростой задачей, и основная сложность заключается в необходимости «упаковать» максимум энергии в самой легкой форме. И с авиационным топливом в этом вопросе очень трудно конкурировать. Электрические версии также вряд ли могут решить проблему, особенно учитывая уровень развития аккумуляторных систем сохранения энергии. Зато в последнее время обороты уверенно набирает водородная тема.
Так выглядит испытательная установка для авиалайнера, адаптированная для работы на модулях жидкого водородного топлива Фото: YouTube.com
На данном этапе чаще всего водород используется на борту в виде сжатого газа, а затем пропускается через топливный элемент для питания электрических винтов. Газообразный H2 может обеспечить практически в два раза большую дальность полета самолета в сравнении с аккумуляторной батареей. И это, естественно, открывает возможности для региональных полетов на короткие расстояния с нулевым уровнем выбросов.
Universal в этой сфере уже удалось достичь определенного успеха. В прошлом году компания управляла самым большим из когда-либо построенных самолетов на водородных топливных элементах. Однако использование газообразного водорода вносит некоторые коррективы – операторам авиакомпаний придется существенно сокращать посадочные места.
Например, обычно Dash-8 может вместить до 56 пассажиров, а в экологичной водородной модификации придется отказаться от 16 мест. Зато дальность полета такого лайнера составит 460 миль (740 км). И такое решение, по словам представителя Universal, может покрыть около 75% маршрутов, обычно обслуживаемых самолетами этого класса.
Заправка жидким водородом топливного модуля. Фото: YouTube.com
Но останавливаться на этом они, похоже, не собираются, и уверенно «шагают» в направлении криогенного жидкого водорода. Основной задачей на пути к 100% покрытию авиарейсов для региональных воздушных судов является возможность обеспечить хранение данного вида топлива при невероятно низких температурах, ниже 20 К (-253 C), чтобы сохранить его в жидкой фазе и предотвратить его выкипание.
Надо сказать, что авиационные силовые агрегаты на жидком водороде отстают от двигателей на газообразном водороде на несколько лет и только выходят из стадии исследований. Только в сентябре прошлого года H2Fly совершил первый в мире пилотируемый полет двухфюзеляжного самолета Pipistrel Taurus, работающего на жидком водороде.
Тогда, по результатам летных испытаний, в компании отчитались, что переход на жидкий H2 практически удвоил запас хода лайнера по сравнению с тем, что на что он был способен на сжатом газе, поэтому потенциал, как говорится, «на лицо».
Universal Hydrogen уже некоторое время работает над созданием модульной топливной системы на жидком водороде в масштабе, соответствующем ее силовой установке мегаваттного класса для авиалайнеров среднего размера, таких как Dash-8 и ATR-72. Внешне это выглядит точно так же, как обычный грузовой авиаконтейнер. Его можно заполнить на наземном объекте, а затем загружать и вынимать из авиалайнера для дозаправки, используя то же оборудование, которым обычно загружают груз.
Каждый топливный модуль с жидким водородом вместимостью около 200 кг (441 фунт), подразумевает наличие резервуара с двойными стенками и вакуумной изоляцией. Каждый из них также имеет встроенную систему теплообмена, которая принимает горячую охлаждающую жидкость от электродвигателей и использует ее для испарения жидкого H2. Таким образом топливо переходит в газообразную форму, которую можно пропускать через топливные элементы.
Кроме того, для обеспечения безопасности также предусмотрены устройства для вентиляции выпарного газа и системы обнаружения утечек.
Водородные топливные модули загружаются в Lightning McClean с использованием обычного погрузочного оборудования. Фото: YouTube.com
Каждый из этих модулей, помещенных в переоборудованный ATR-72, обеспечивают до 575 миль (порядка 926 км) дальности полета. И на днях
Universal объявила, что впервые подключила модуль жидкого H2 к наземному испытательному стенду Iron Bird, который является функциональным эквивалентом двигательной установки Lightning McClean. Весь спектр летных испытаний был проведен успешно, постоянная мощность была обеспечена в течение одного часа и сорока минут.
Это самый крупный силовой агрегат на топливных элементах, когда-либо работавший на жидком водороде
— заявил президент и технический директор компании Марк Казин.
— заявил президент и технический директор компании Марк Казин.
Подготовить эту систему для коммерческих пассажирских рейсов в Universal планируют уже к 2026 году. Однако их могут и опередить. Другой ведущий стартап в этой сфере, ZeroAvia, также работает над тем, чтобы выйти на новый уровень. Они стремятся к увеличению дальности полета авиалайнеров на 40% по сравнению с тем, что может предложить жидкий H2.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....