
Мир готовится серийно использовать жидкий водород в авиации
Компания Universal Hydrogen, которая первой в мире провела летные испытания крупнейшего водородного авиалайнера, приступила к тестированию сменных топливных модулей на жидком водороде. Этот вид топлива, как ожидается, радикально расширит диапазон экологически чистых пассажирских самолетов уже к 2026 году.
Декарбонизация авиации является непростой задачей, и основная сложность заключается в необходимости «упаковать» максимум энергии в самой легкой форме. И с авиационным топливом в этом вопросе очень трудно конкурировать. Электрические версии также вряд ли могут решить проблему, особенно учитывая уровень развития аккумуляторных систем сохранения энергии. Зато в последнее время обороты уверенно набирает водородная тема.
Так выглядит испытательная установка для авиалайнера, адаптированная для работы на модулях жидкого водородного топлива Фото: YouTube.com
На данном этапе чаще всего водород используется на борту в виде сжатого газа, а затем пропускается через топливный элемент для питания электрических винтов. Газообразный H2 может обеспечить практически в два раза большую дальность полета самолета в сравнении с аккумуляторной батареей. И это, естественно, открывает возможности для региональных полетов на короткие расстояния с нулевым уровнем выбросов.
Universal в этой сфере уже удалось достичь определенного успеха. В прошлом году компания управляла самым большим из когда-либо построенных самолетов на водородных топливных элементах. Однако использование газообразного водорода вносит некоторые коррективы – операторам авиакомпаний придется существенно сокращать посадочные места.
Например, обычно Dash-8 может вместить до 56 пассажиров, а в экологичной водородной модификации придется отказаться от 16 мест. Зато дальность полета такого лайнера составит 460 миль (740 км). И такое решение, по словам представителя Universal, может покрыть около 75% маршрутов, обычно обслуживаемых самолетами этого класса.
Заправка жидким водородом топливного модуля. Фото: YouTube.com
Но останавливаться на этом они, похоже, не собираются, и уверенно «шагают» в направлении криогенного жидкого водорода. Основной задачей на пути к 100% покрытию авиарейсов для региональных воздушных судов является возможность обеспечить хранение данного вида топлива при невероятно низких температурах, ниже 20 К (-253 C), чтобы сохранить его в жидкой фазе и предотвратить его выкипание.
Надо сказать, что авиационные силовые агрегаты на жидком водороде отстают от двигателей на газообразном водороде на несколько лет и только выходят из стадии исследований. Только в сентябре прошлого года H2Fly совершил первый в мире пилотируемый полет двухфюзеляжного самолета Pipistrel Taurus, работающего на жидком водороде.
Тогда, по результатам летных испытаний, в компании отчитались, что переход на жидкий H2 практически удвоил запас хода лайнера по сравнению с тем, что на что он был способен на сжатом газе, поэтому потенциал, как говорится, «на лицо».
Universal Hydrogen уже некоторое время работает над созданием модульной топливной системы на жидком водороде в масштабе, соответствующем ее силовой установке мегаваттного класса для авиалайнеров среднего размера, таких как Dash-8 и ATR-72. Внешне это выглядит точно так же, как обычный грузовой авиаконтейнер. Его можно заполнить на наземном объекте, а затем загружать и вынимать из авиалайнера для дозаправки, используя то же оборудование, которым обычно загружают груз.
Каждый топливный модуль с жидким водородом вместимостью около 200 кг (441 фунт), подразумевает наличие резервуара с двойными стенками и вакуумной изоляцией. Каждый из них также имеет встроенную систему теплообмена, которая принимает горячую охлаждающую жидкость от электродвигателей и использует ее для испарения жидкого H2. Таким образом топливо переходит в газообразную форму, которую можно пропускать через топливные элементы.
Кроме того, для обеспечения безопасности также предусмотрены устройства для вентиляции выпарного газа и системы обнаружения утечек.
Водородные топливные модули загружаются в Lightning McClean с использованием обычного погрузочного оборудования. Фото: YouTube.com
Каждый из этих модулей, помещенных в переоборудованный ATR-72, обеспечивают до 575 миль (порядка 926 км) дальности полета. И на днях
Universal объявила, что впервые подключила модуль жидкого H2 к наземному испытательному стенду Iron Bird, который является функциональным эквивалентом двигательной установки Lightning McClean. Весь спектр летных испытаний был проведен успешно, постоянная мощность была обеспечена в течение одного часа и сорока минут.
Подготовить эту систему для коммерческих пассажирских рейсов в Universal планируют уже к 2026 году. Однако их могут и опередить. Другой ведущий стартап в этой сфере, ZeroAvia, также работает над тем, чтобы выйти на новый уровень. Они стремятся к увеличению дальности полета авиалайнеров на 40% по сравнению с тем, что может предложить жидкий H2.
Декарбонизация авиации является непростой задачей, и основная сложность заключается в необходимости «упаковать» максимум энергии в самой легкой форме. И с авиационным топливом в этом вопросе очень трудно конкурировать. Электрические версии также вряд ли могут решить проблему, особенно учитывая уровень развития аккумуляторных систем сохранения энергии. Зато в последнее время обороты уверенно набирает водородная тема.

На данном этапе чаще всего водород используется на борту в виде сжатого газа, а затем пропускается через топливный элемент для питания электрических винтов. Газообразный H2 может обеспечить практически в два раза большую дальность полета самолета в сравнении с аккумуляторной батареей. И это, естественно, открывает возможности для региональных полетов на короткие расстояния с нулевым уровнем выбросов.
Universal в этой сфере уже удалось достичь определенного успеха. В прошлом году компания управляла самым большим из когда-либо построенных самолетов на водородных топливных элементах. Однако использование газообразного водорода вносит некоторые коррективы – операторам авиакомпаний придется существенно сокращать посадочные места.
Например, обычно Dash-8 может вместить до 56 пассажиров, а в экологичной водородной модификации придется отказаться от 16 мест. Зато дальность полета такого лайнера составит 460 миль (740 км). И такое решение, по словам представителя Universal, может покрыть около 75% маршрутов, обычно обслуживаемых самолетами этого класса.

Но останавливаться на этом они, похоже, не собираются, и уверенно «шагают» в направлении криогенного жидкого водорода. Основной задачей на пути к 100% покрытию авиарейсов для региональных воздушных судов является возможность обеспечить хранение данного вида топлива при невероятно низких температурах, ниже 20 К (-253 C), чтобы сохранить его в жидкой фазе и предотвратить его выкипание.
Надо сказать, что авиационные силовые агрегаты на жидком водороде отстают от двигателей на газообразном водороде на несколько лет и только выходят из стадии исследований. Только в сентябре прошлого года H2Fly совершил первый в мире пилотируемый полет двухфюзеляжного самолета Pipistrel Taurus, работающего на жидком водороде.
Тогда, по результатам летных испытаний, в компании отчитались, что переход на жидкий H2 практически удвоил запас хода лайнера по сравнению с тем, что на что он был способен на сжатом газе, поэтому потенциал, как говорится, «на лицо».
Universal Hydrogen уже некоторое время работает над созданием модульной топливной системы на жидком водороде в масштабе, соответствующем ее силовой установке мегаваттного класса для авиалайнеров среднего размера, таких как Dash-8 и ATR-72. Внешне это выглядит точно так же, как обычный грузовой авиаконтейнер. Его можно заполнить на наземном объекте, а затем загружать и вынимать из авиалайнера для дозаправки, используя то же оборудование, которым обычно загружают груз.
Каждый топливный модуль с жидким водородом вместимостью около 200 кг (441 фунт), подразумевает наличие резервуара с двойными стенками и вакуумной изоляцией. Каждый из них также имеет встроенную систему теплообмена, которая принимает горячую охлаждающую жидкость от электродвигателей и использует ее для испарения жидкого H2. Таким образом топливо переходит в газообразную форму, которую можно пропускать через топливные элементы.
Кроме того, для обеспечения безопасности также предусмотрены устройства для вентиляции выпарного газа и системы обнаружения утечек.

Каждый из этих модулей, помещенных в переоборудованный ATR-72, обеспечивают до 575 миль (порядка 926 км) дальности полета. И на днях
Universal объявила, что впервые подключила модуль жидкого H2 к наземному испытательному стенду Iron Bird, который является функциональным эквивалентом двигательной установки Lightning McClean. Весь спектр летных испытаний был проведен успешно, постоянная мощность была обеспечена в течение одного часа и сорока минут.
Это самый крупный силовой агрегат на топливных элементах, когда-либо работавший на жидком водороде
— заявил президент и технический директор компании Марк Казин.
— заявил президент и технический директор компании Марк Казин.
Подготовить эту систему для коммерческих пассажирских рейсов в Universal планируют уже к 2026 году. Однако их могут и опередить. Другой ведущий стартап в этой сфере, ZeroAvia, также работает над тем, чтобы выйти на новый уровень. Они стремятся к увеличению дальности полета авиалайнеров на 40% по сравнению с тем, что может предложить жидкий H2.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....