Ставим ГБО на авто
Цены на бензин хоть и медленно, но идут вверх. Стоимость газа тоже имеет тенденцию к повышению, но все равно она гораздо ниже привычного АИ-92. Поэтому автовладельцы, которым приходится постоянно эксплуатировать свой автомобиль (особенно если он относится к категории коммерческих типа «Газель») переводят свою технику на голубое топливо. Такое решение будет финансово оправдано вдвойне, если все сделать самостоятельно.
Самое простое решение – приобретение брендового набора, предназначенного для конкретной марки и модели автомобиля. В подобных комплектах имеется все, что нужно:
Все оборудование рассчитано на фиксацию в наиболее подходящих местах. Электроника уже настроена таким образом, чтобы не «входить в противоречие» со штатным ЭБУ. А если ГБО устанавливать в сертифицированном центре, сотрудничающим с дилером, то машина останется на гарантии. Однако при покупке брендового оснащения нужно быть готовым и к минусам:
Есть и другой путь – приобретение универсального комплекта, который стоит намного дешевле. Здесь уже можно выбрать любой элемент: начиная от заправочного баллона и заканчивая форсунками. Приобретая универсальный набор, нужно учитывать количество цилиндров авто, мощность двигателя, наличие турбины, тип впрыска (инжектор или карбюратор). А также не стоит забывать и об отрицательных моментах:
Ниже представлены варианты различных комплектов, имеющихся в свободной продаже.
Полный набор газового оборудования для установки на легковые, грузовые автомобили, спецтехнику, оснащенные системой прямого впрыска топлива. Комплект предназначен для трех- или четырехцилиндровых двигателей. В LOVATO Smart ExR входит электроника нового поколения, позволяющая контролировать функционирование как бензиновых, так и газовых форсунок. Причем алгоритм работы последних автоматически изменяется при необходимости. Есть система самодиагностики, выявляющая неисправность каждого элемента оборудования. В электронном блоке предусмотрена автоматическая калибровка на любых режимах работы силового агрегата. Это упрощает настройки и уменьшает расход голубого топлива.
Набор электроники предназначен для интеграции в систему ГБО на автомобиле Nissan Titan, но подойдет и к другим машинам аналогичного класса с четырьмя цилиндрами. Включает в себя 32-битный микропроцессор, обладающий более высокой производительностью по сравнению с предыдущими поколениями. В комплекте:
В наборе отсутствует редуктор, форсунки, их придется приобретать отдельно. Желательно покупать изделия от того же производителя.
Если вы владеете хотя бы минимальными слесарными навыками и умеете обращаться с инструментами, установка ГБО особых затруднений не вызывает. С чего начать?
Это наиболее сложные операции. Для их выполнения нужно демонтировать впускной коллектор: снять воздушный фильтр, отсоединить колодки с проводами и иные детали. На следующем этапе керном произведите разметку отверстий под форсунки. Соблюдайте расстояние: от плоскости прилегания к ГБЦ нужно отступить на 10-70 мм.
Следующий шаг – нарезание резьбы под форсунки. Рампа также устанавливается на впускной коллектор. Хотя есть вариант – клапанная крышка. Для монтажа нужно дрелью сделать посадочные канавки: насквозь сверлить нельзя.
Здесь важно помнить, что данный узел лучше всего крепить на кузове, но не на двигателе, чтобы избежать лишней вибрации. Размещать редуктор необходимо параллельно движению транспортного средства. Оптимальный вариант – немного ниже клапанной крышки. Сам процесс несложен: находите подходящее место, сверлите отверстия под крепеж (рекомендуется обработать их смазкой, например, пушечным салом, чтобы избежать коррозии). Также желательно использовать гроверные шайбы для исключения самопроизвольного откручивания.
Емкость можно выбрать цилиндрическую или торроидальную. В первом случае она удобно размещается за спинкой заднего сиденья. Во втором стоит использовать нишу запасного колеса. Монтаж несложен – нужно просто закрепить баллон в соответствии с инструкцией. Если на нем есть клапан, патрубок от него выведите наружу.
Для калибровки рекомендуется обратиться к профессионалам, т. к. понадобится специальное оборудование. Протестировать герметичность соединений можно самостоятельно: просто намыльте стыки и откройте баллон. Если утечки есть, они будут видны в виде пузырьков.
На первичном этапе нужно обратиться в сертифицированную лабораторию (на территории РФ 17 таких организаций), чтобы получить документ, свидетельствующий о возможности установки газового оборудования на данную марку авто. Для этого достаточно предоставить по электронной почте фото авто, идентификационных табличек, моторного отсека. С оплаченным (от 3 до 4 тыс. руб.) документом можно идти в МРЭО и подавать там заявление. Сегодня все это делается и через е-мейл. Когда получите положительный ответ, можно устанавливать ГБО. Далее нужно пройти техосмотр и получить диагностическую карту с внесенными в нее изменениями касательно топливной системы (от 0,5 до 1,2 тыс. руб.). Потом документ предоставляется в ту же сертифицированную лабораторию (можно письмом с фото, где видно смонтированное ГБО), где выдают соответствующий документ (800 руб.) На последнем этапе нужно ехать в ГИБДД на автомобиле с полным пакетом документов, чтобы в ПТС и Свидетельство о регистрации ТС внесли изменения (850 руб.). Если все делать через Госуслуги, обойдется дешевле.
Сразу переключиться на голубое топливо и поехать можно только если у вас ГБО пятого поколения, где пропан-бутан поступает во впускной коллектор в жидком виде. В остальных случаях сначала машину (в т. ч. газовый редуктор) придется прогреть на бензине до температуры в 50 С°. После этого переход на голубое топливо произойдет автоматически или это нужно сделать самому при помощи специальной кнопки, установленной в салоне. В остальном езда на газе никаких особенностей не имеет. Разве что станет заметно небольшое уменьшение мощности двигателя.
Не пытайтесь использовать газ, который у вас дома: такое «решение» может привести к пожару, в «лучшем» случае – нарушению функционирования всей системы ГБО. Приехав на заправочную станцию, не заполняйте баллон до конца: нужно оставить свободное место. Это связано с тем, что при нагреве газ будет расширяться, а в случае охлаждения – сжиматься. Поэтому в холодное время года баллон заполняется на 85 %, в жаркое – на 70 %.
У метана и пропан-бутана изначально отсутствует запах, поэтому в них добавляют вещества, которые «заставляют» пахнуть топливо. Делается это в целях безопасности, чтобы сразу заметить утечку. Запах газа в автомобиле может появиться в двух ситуациях. Это когда нарушена герметизация узлов, магистралей ГБО или в случае удаления катализатора.
Использование ГБО в автомобиле – оправданное решение, которое поможет сэкономить средства, затрачиваемые на топливо. особенно, если приходится ездить часто и далеко. Однако наибольшая эффективность достигается в том случае, если работы по установке будут выполняться самостоятельно. Для автолюбителя, свободно владеющего дрелью и гаечными ключами монтаж газовой системы на машину бюджетной категории особого труда не составит.
Выбор комплекта
Самое простое решение – приобретение брендового набора, предназначенного для конкретной марки и модели автомобиля. В подобных комплектах имеется все, что нужно:
- ✅ форсунки
- ✅ клапаны
- ✅ редуктор
- ✅ электронный модуль (уже откалиброванный на заводе)
- ✅ трубки
- ✅ крепежные элементы и т. д.
Все оборудование рассчитано на фиксацию в наиболее подходящих местах. Электроника уже настроена таким образом, чтобы не «входить в противоречие» со штатным ЭБУ. А если ГБО устанавливать в сертифицированном центре, сотрудничающим с дилером, то машина останется на гарантии. Однако при покупке брендового оснащения нужно быть готовым и к минусам:
- ✅ высокая стоимость комплекта и услуги по его установке в случае обращения к специалистам
- ✅ отсутствие выбора (доступно лишь несколько видов комплектующих для определенной марки авто)
Есть и другой путь – приобретение универсального комплекта, который стоит намного дешевле. Здесь уже можно выбрать любой элемент: начиная от заправочного баллона и заканчивая форсунками. Приобретая универсальный набор, нужно учитывать количество цилиндров авто, мощность двигателя, наличие турбины, тип впрыска (инжектор или карбюратор). А также не стоит забывать и об отрицательных моментах:
- ✅ много подделок, брака
- ✅ придется проводить дополнительные работы по установке
- ✅ лишение гарантии на авто (если монтаж произведен не в сертифицированном техцентре)
- ✅ необходимость настройки электроники
Ниже представлены варианты различных комплектов, имеющихся в свободной продаже.
LOVATO Smart ExR
Полный набор газового оборудования для установки на легковые, грузовые автомобили, спецтехнику, оснащенные системой прямого впрыска топлива. Комплект предназначен для трех- или четырехцилиндровых двигателей. В LOVATO Smart ExR входит электроника нового поколения, позволяющая контролировать функционирование как бензиновых, так и газовых форсунок. Причем алгоритм работы последних автоматически изменяется при необходимости. Есть система самодиагностики, выявляющая неисправность каждого элемента оборудования. В электронном блоке предусмотрена автоматическая калибровка на любых режимах работы силового агрегата. Это упрощает настройки и уменьшает расход голубого топлива.
Полный универсальный комплект LOVATO Smart ExR для установки ГБО. Средняя цена: 15950 руб. Фото: ЯндексМаркет
DIGITRONIC MAXI-2
Набор электроники предназначен для интеграции в систему ГБО на автомобиле Nissan Titan, но подойдет и к другим машинам аналогичного класса с четырьмя цилиндрами. Включает в себя 32-битный микропроцессор, обладающий более высокой производительностью по сравнению с предыдущими поколениями. В комплекте:
- ✅ БУ в пластиковом корпусе
- ✅ вакуумный штуцер
- ✅ контакт под газовый клапан
- ✅ датчики температуры, разрежения, давления
- ✅ переключатель вида горючего со звуковым оповещением
- ✅ проводка
В наборе отсутствует редуктор, форсунки, их придется приобретать отдельно. Желательно покупать изделия от того же производителя.
Если вы владеете хотя бы минимальными слесарными навыками и умеете обращаться с инструментами, установка ГБО особых затруднений не вызывает. С чего начать?
Монтаж форсунок и рампы
Это наиболее сложные операции. Для их выполнения нужно демонтировать впускной коллектор: снять воздушный фильтр, отсоединить колодки с проводами и иные детали. На следующем этапе керном произведите разметку отверстий под форсунки. Соблюдайте расстояние: от плоскости прилегания к ГБЦ нужно отступить на 10-70 мм.
Отверстия сверлите дрелью на малых оборотах под углом от 45° до 90° по направлению к воздушному потоку, входящему под капот.
Следующий шаг – нарезание резьбы под форсунки. Рампа также устанавливается на впускной коллектор. Хотя есть вариант – клапанная крышка. Для монтажа нужно дрелью сделать посадочные канавки: насквозь сверлить нельзя.
Установка редуктора
Здесь важно помнить, что данный узел лучше всего крепить на кузове, но не на двигателе, чтобы избежать лишней вибрации. Размещать редуктор необходимо параллельно движению транспортного средства. Оптимальный вариант – немного ниже клапанной крышки. Сам процесс несложен: находите подходящее место, сверлите отверстия под крепеж (рекомендуется обработать их смазкой, например, пушечным салом, чтобы избежать коррозии). Также желательно использовать гроверные шайбы для исключения самопроизвольного откручивания.
Баллон и магистрали
Емкость можно выбрать цилиндрическую или торроидальную. В первом случае она удобно размещается за спинкой заднего сиденья. Во втором стоит использовать нишу запасного колеса. Монтаж несложен – нужно просто закрепить баллон в соответствии с инструкцией. Если на нем есть клапан, патрубок от него выведите наружу.
Чтобы протянуть магистрали, придется просверлить отверстия в днище багажника. Лучший вариант расположения – вдоль тормозных трубок.
Электроника и проверка герметичности
Для калибровки рекомендуется обратиться к профессионалам, т. к. понадобится специальное оборудование. Протестировать герметичность соединений можно самостоятельно: просто намыльте стыки и откройте баллон. Если утечки есть, они будут видны в виде пузырьков.
Легализация установки ГБО
На первичном этапе нужно обратиться в сертифицированную лабораторию (на территории РФ 17 таких организаций), чтобы получить документ, свидетельствующий о возможности установки газового оборудования на данную марку авто. Для этого достаточно предоставить по электронной почте фото авто, идентификационных табличек, моторного отсека. С оплаченным (от 3 до 4 тыс. руб.) документом можно идти в МРЭО и подавать там заявление. Сегодня все это делается и через е-мейл. Когда получите положительный ответ, можно устанавливать ГБО. Далее нужно пройти техосмотр и получить диагностическую карту с внесенными в нее изменениями касательно топливной системы (от 0,5 до 1,2 тыс. руб.). Потом документ предоставляется в ту же сертифицированную лабораторию (можно письмом с фото, где видно смонтированное ГБО), где выдают соответствующий документ (800 руб.) На последнем этапе нужно ехать в ГИБДД на автомобиле с полным пакетом документов, чтобы в ПТС и Свидетельство о регистрации ТС внесли изменения (850 руб.). Если все делать через Госуслуги, обойдется дешевле.
Конечно, можно ездить и без оформления ГБО. Тогда вам грозит штраф в 500 руб. и проблемы при попытке встать на учет. Т. е. при смене собственника оборудование придется демонтировать.
Особенности езды на газе
Сразу переключиться на голубое топливо и поехать можно только если у вас ГБО пятого поколения, где пропан-бутан поступает во впускной коллектор в жидком виде. В остальных случаях сначала машину (в т. ч. газовый редуктор) придется прогреть на бензине до температуры в 50 С°. После этого переход на голубое топливо произойдет автоматически или это нужно сделать самому при помощи специальной кнопки, установленной в салоне. В остальном езда на газе никаких особенностей не имеет. Разве что станет заметно небольшое уменьшение мощности двигателя.
Как правильно заправлять
Не пытайтесь использовать газ, который у вас дома: такое «решение» может привести к пожару, в «лучшем» случае – нарушению функционирования всей системы ГБО. Приехав на заправочную станцию, не заполняйте баллон до конца: нужно оставить свободное место. Это связано с тем, что при нагреве газ будет расширяться, а в случае охлаждения – сжиматься. Поэтому в холодное время года баллон заполняется на 85 %, в жаркое – на 70 %.
О безопасности
У метана и пропан-бутана изначально отсутствует запах, поэтому в них добавляют вещества, которые «заставляют» пахнуть топливо. Делается это в целях безопасности, чтобы сразу заметить утечку. Запах газа в автомобиле может появиться в двух ситуациях. Это когда нарушена герметизация узлов, магистралей ГБО или в случае удаления катализатора.
Выводы
Использование ГБО в автомобиле – оправданное решение, которое поможет сэкономить средства, затрачиваемые на топливо. особенно, если приходится ездить часто и далеко. Однако наибольшая эффективность достигается в том случае, если работы по установке будут выполняться самостоятельно. Для автолюбителя, свободно владеющего дрелью и гаечными ключами монтаж газовой системы на машину бюджетной категории особого труда не составит.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...