
ТВ7-117 будут опять модернизировать
Двигатель ТВ7-117 разработали еще во времена СССР: проект стартовал в 1985-м году и сначала это была газотурбинная модель. Силовую установку создавали специально под ближнемагистральный Ил-114, рассчитанный на 60 пассажиров. Модификации двигателя предполагали устанавливать на вертолеты. Однако из-за известных событий в 90-е работы над авиамотором приостановились: создали только макет (1997-й).
Предпочтение турбовинтовому двигателю было отдано из-за относительно малого расхода горючего и небольших эксплуатационных расходов. Скорость у самолетов и вертолетов с такими моторами будет ниже, но для региональных перевозок это не существенно.
Ему, можно сказать, сразу же «не повезло». В 1993-м случилась первая катастрофа еще экспериментального Ил-114 в Жуковском. Машина разбилась на взлете из-за отказа силовой установки (из семи человек пятеро погибло). Второй, уже серийный, борт потерпел крушение в 1998-м (Домодедово): причина – ошибка пилота. Третья катастрофа произошла в августе 2021-го (Кубинка): загорелся один из двигателей Ил-112В. Тем не менее, работы по совершенствованию конструкции были продолжены.
В первый месяц прошлого года Росавиация одобрила усовершенствования мотора, которые проводил его разработчик – «ОДК Климов». Все ограничения по использованию авиамотора были сняты.
Двигатель без кожуха. Фото: YouTube.com
Летом 2023-го проведены еще одни испытания, по результатам которых двигатель получил документ, одобряющий изменения в конструкции. Это было подтверждение не только ее безопасности, но и обеспечения агрегатом взлета аппаратов с площадок, ограниченных по площади.
Речь идет о целом семействе, в которое входят агрегаты для вертолетов и ближнемагистральных самолетов. В первом случае речь идет о моторе ТВ7-117В, разработанного для Ми-38 и его модификаций. Версия ТВ7-117ВК устанавливается на Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Двигатель развивает 2 тыс. 800 «лошадей», характеризуется малым расходом горючего и возможностью форсирования мощности до 40% в чрезвычайном режиме. Управление установкой – автоматическое.
Ми-38 в Кубинке. Фото: YouTube.com
Система создана «ОДК Климов»: в нее интегрированы противопомпажный комплекс и самодиагностика. При разработке двигателя применялись цифровые технологии, позволившие оптимизировать массу агрегата. Для этой же цели планируется использовать самый передовой на сегодня метод литья под малым давлением. Подобная технология способствует снижению веса деталей на 10-15% и их стоимости при условии серийного производства.
Это самолетная версия (для Ил-112, Ил-114) силового агрегата, выдающая мощность в пределах от 2 тыс. 800 до 3 тыс. 600 л. с. В комплекте с двигателем идет электронный модуль БАРК-65СТМ, управляющий работой не только мотора, но и шестилопастного пропеллера АВ112-114. Данное семейство не ограничивается двигателями для ближнемагистральных воздушных судов. Например, дефорсированная версия может устанавливаться на двухмоторную «Ладогу» (ТВРС-44), которая заменит Ан-24.
ТВ7-117СТ испытывается на летающей лаборатории. Фото: YouTube.com
Если рассматривать линейки самолетов российского производства, то машина Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ окажется как раз по центру. Выше рангом – МС-21 и «Сухой Суперджет», ниже – Л-410 от УЗГА и «Байкал» (оснащается турбовинтовым агрегатом ВК-800СМ).
В последний месяц прошлого года российское правительство подписало распоряжение, согласно которому ОДК получает 117,39 млн руб. на доработку силового агрегата. В эту сумму входят и комплексные проверки авиамотора на воздушном судне Ил-114-300. Акт о проведенных испытаниях и документы по улучшению ТВ7-117СТ-01 должны быть представлены не позднее 25.12.2025 года. Увы, но отсюда следует вывод, что испытания самолета Ил-114-300 начнутся в 2026-м (впервые воздушное судно поднялось в небо в конце 2020-го).
Предпочтение турбовинтовому двигателю было отдано из-за относительно малого расхода горючего и небольших эксплуатационных расходов. Скорость у самолетов и вертолетов с такими моторами будет ниже, но для региональных перевозок это не существенно.
История «многострадального» двигателя
Ему, можно сказать, сразу же «не повезло». В 1993-м случилась первая катастрофа еще экспериментального Ил-114 в Жуковском. Машина разбилась на взлете из-за отказа силовой установки (из семи человек пятеро погибло). Второй, уже серийный, борт потерпел крушение в 1998-м (Домодедово): причина – ошибка пилота. Третья катастрофа произошла в августе 2021-го (Кубинка): загорелся один из двигателей Ил-112В. Тем не менее, работы по совершенствованию конструкции были продолжены.
Модернизации ТВ-7-117
В первый месяц прошлого года Росавиация одобрила усовершенствования мотора, которые проводил его разработчик – «ОДК Климов». Все ограничения по использованию авиамотора были сняты.

Летом 2023-го проведены еще одни испытания, по результатам которых двигатель получил документ, одобряющий изменения в конструкции. Это было подтверждение не только ее безопасности, но и обеспечения агрегатом взлета аппаратов с площадок, ограниченных по площади.
О двигателе
Речь идет о целом семействе, в которое входят агрегаты для вертолетов и ближнемагистральных самолетов. В первом случае речь идет о моторе ТВ7-117В, разработанного для Ми-38 и его модификаций. Версия ТВ7-117ВК устанавливается на Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Двигатель развивает 2 тыс. 800 «лошадей», характеризуется малым расходом горючего и возможностью форсирования мощности до 40% в чрезвычайном режиме. Управление установкой – автоматическое.

Система создана «ОДК Климов»: в нее интегрированы противопомпажный комплекс и самодиагностика. При разработке двигателя применялись цифровые технологии, позволившие оптимизировать массу агрегата. Для этой же цели планируется использовать самый передовой на сегодня метод литья под малым давлением. Подобная технология способствует снижению веса деталей на 10-15% и их стоимости при условии серийного производства.
ТВ7-117СТ-01/02
Это самолетная версия (для Ил-112, Ил-114) силового агрегата, выдающая мощность в пределах от 2 тыс. 800 до 3 тыс. 600 л. с. В комплекте с двигателем идет электронный модуль БАРК-65СТМ, управляющий работой не только мотора, но и шестилопастного пропеллера АВ112-114. Данное семейство не ограничивается двигателями для ближнемагистральных воздушных судов. Например, дефорсированная версия может устанавливаться на двухмоторную «Ладогу» (ТВРС-44), которая заменит Ан-24.

Если рассматривать линейки самолетов российского производства, то машина Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ окажется как раз по центру. Выше рангом – МС-21 и «Сухой Суперджет», ниже – Л-410 от УЗГА и «Байкал» (оснащается турбовинтовым агрегатом ВК-800СМ).
Что сегодня с двигателем для самолетов
В последний месяц прошлого года российское правительство подписало распоряжение, согласно которому ОДК получает 117,39 млн руб. на доработку силового агрегата. В эту сумму входят и комплексные проверки авиамотора на воздушном судне Ил-114-300. Акт о проведенных испытаниях и документы по улучшению ТВ7-117СТ-01 должны быть представлены не позднее 25.12.2025 года. Увы, но отсюда следует вывод, что испытания самолета Ил-114-300 начнутся в 2026-м (впервые воздушное судно поднялось в небо в конце 2020-го).
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....