ТВ7-117 будут опять модернизировать
Двигатель ТВ7-117 разработали еще во времена СССР: проект стартовал в 1985-м году и сначала это была газотурбинная модель. Силовую установку создавали специально под ближнемагистральный Ил-114, рассчитанный на 60 пассажиров. Модификации двигателя предполагали устанавливать на вертолеты. Однако из-за известных событий в 90-е работы над авиамотором приостановились: создали только макет (1997-й).
Предпочтение турбовинтовому двигателю было отдано из-за относительно малого расхода горючего и небольших эксплуатационных расходов. Скорость у самолетов и вертолетов с такими моторами будет ниже, но для региональных перевозок это не существенно.
Ему, можно сказать, сразу же «не повезло». В 1993-м случилась первая катастрофа еще экспериментального Ил-114 в Жуковском. Машина разбилась на взлете из-за отказа силовой установки (из семи человек пятеро погибло). Второй, уже серийный, борт потерпел крушение в 1998-м (Домодедово): причина – ошибка пилота. Третья катастрофа произошла в августе 2021-го (Кубинка): загорелся один из двигателей Ил-112В. Тем не менее, работы по совершенствованию конструкции были продолжены.
В первый месяц прошлого года Росавиация одобрила усовершенствования мотора, которые проводил его разработчик – «ОДК Климов». Все ограничения по использованию авиамотора были сняты.
Летом 2023-го проведены еще одни испытания, по результатам которых двигатель получил документ, одобряющий изменения в конструкции. Это было подтверждение не только ее безопасности, но и обеспечения агрегатом взлета аппаратов с площадок, ограниченных по площади.
Речь идет о целом семействе, в которое входят агрегаты для вертолетов и ближнемагистральных самолетов. В первом случае речь идет о моторе ТВ7-117В, разработанного для Ми-38 и его модификаций. Версия ТВ7-117ВК устанавливается на Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Двигатель развивает 2 тыс. 800 «лошадей», характеризуется малым расходом горючего и возможностью форсирования мощности до 40% в чрезвычайном режиме. Управление установкой – автоматическое.
Система создана «ОДК Климов»: в нее интегрированы противопомпажный комплекс и самодиагностика. При разработке двигателя применялись цифровые технологии, позволившие оптимизировать массу агрегата. Для этой же цели планируется использовать самый передовой на сегодня метод литья под малым давлением. Подобная технология способствует снижению веса деталей на 10-15% и их стоимости при условии серийного производства.
Это самолетная версия (для Ил-112, Ил-114) силового агрегата, выдающая мощность в пределах от 2 тыс. 800 до 3 тыс. 600 л. с. В комплекте с двигателем идет электронный модуль БАРК-65СТМ, управляющий работой не только мотора, но и шестилопастного пропеллера АВ112-114. Данное семейство не ограничивается двигателями для ближнемагистральных воздушных судов. Например, дефорсированная версия может устанавливаться на двухмоторную «Ладогу» (ТВРС-44), которая заменит Ан-24.
Если рассматривать линейки самолетов российского производства, то машина Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ окажется как раз по центру. Выше рангом – МС-21 и «Сухой Суперджет», ниже – Л-410 от УЗГА и «Байкал» (оснащается турбовинтовым агрегатом ВК-800СМ).
В последний месяц прошлого года российское правительство подписало распоряжение, согласно которому ОДК получает 117,39 млн руб. на доработку силового агрегата. В эту сумму входят и комплексные проверки авиамотора на воздушном судне Ил-114-300. Акт о проведенных испытаниях и документы по улучшению ТВ7-117СТ-01 должны быть представлены не позднее 25.12.2025 года. Увы, но отсюда следует вывод, что испытания самолета Ил-114-300 начнутся в 2026-м (впервые воздушное судно поднялось в небо в конце 2020-го).
Предпочтение турбовинтовому двигателю было отдано из-за относительно малого расхода горючего и небольших эксплуатационных расходов. Скорость у самолетов и вертолетов с такими моторами будет ниже, но для региональных перевозок это не существенно.
История «многострадального» двигателя
Ему, можно сказать, сразу же «не повезло». В 1993-м случилась первая катастрофа еще экспериментального Ил-114 в Жуковском. Машина разбилась на взлете из-за отказа силовой установки (из семи человек пятеро погибло). Второй, уже серийный, борт потерпел крушение в 1998-м (Домодедово): причина – ошибка пилота. Третья катастрофа произошла в августе 2021-го (Кубинка): загорелся один из двигателей Ил-112В. Тем не менее, работы по совершенствованию конструкции были продолжены.
Модернизации ТВ-7-117
В первый месяц прошлого года Росавиация одобрила усовершенствования мотора, которые проводил его разработчик – «ОДК Климов». Все ограничения по использованию авиамотора были сняты.
Двигатель без кожуха. Фото: YouTube.com
Летом 2023-го проведены еще одни испытания, по результатам которых двигатель получил документ, одобряющий изменения в конструкции. Это было подтверждение не только ее безопасности, но и обеспечения агрегатом взлета аппаратов с площадок, ограниченных по площади.
О двигателе
Речь идет о целом семействе, в которое входят агрегаты для вертолетов и ближнемагистральных самолетов. В первом случае речь идет о моторе ТВ7-117В, разработанного для Ми-38 и его модификаций. Версия ТВ7-117ВК устанавливается на Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Двигатель развивает 2 тыс. 800 «лошадей», характеризуется малым расходом горючего и возможностью форсирования мощности до 40% в чрезвычайном режиме. Управление установкой – автоматическое.
Ми-38 в Кубинке. Фото: YouTube.com
Система создана «ОДК Климов»: в нее интегрированы противопомпажный комплекс и самодиагностика. При разработке двигателя применялись цифровые технологии, позволившие оптимизировать массу агрегата. Для этой же цели планируется использовать самый передовой на сегодня метод литья под малым давлением. Подобная технология способствует снижению веса деталей на 10-15% и их стоимости при условии серийного производства.
ТВ7-117СТ-01/02
Это самолетная версия (для Ил-112, Ил-114) силового агрегата, выдающая мощность в пределах от 2 тыс. 800 до 3 тыс. 600 л. с. В комплекте с двигателем идет электронный модуль БАРК-65СТМ, управляющий работой не только мотора, но и шестилопастного пропеллера АВ112-114. Данное семейство не ограничивается двигателями для ближнемагистральных воздушных судов. Например, дефорсированная версия может устанавливаться на двухмоторную «Ладогу» (ТВРС-44), которая заменит Ан-24.
ТВ7-117СТ испытывается на летающей лаборатории. Фото: YouTube.com
Если рассматривать линейки самолетов российского производства, то машина Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ окажется как раз по центру. Выше рангом – МС-21 и «Сухой Суперджет», ниже – Л-410 от УЗГА и «Байкал» (оснащается турбовинтовым агрегатом ВК-800СМ).
Что сегодня с двигателем для самолетов
В последний месяц прошлого года российское правительство подписало распоряжение, согласно которому ОДК получает 117,39 млн руб. на доработку силового агрегата. В эту сумму входят и комплексные проверки авиамотора на воздушном судне Ил-114-300. Акт о проведенных испытаниях и документы по улучшению ТВ7-117СТ-01 должны быть представлены не позднее 25.12.2025 года. Увы, но отсюда следует вывод, что испытания самолета Ил-114-300 начнутся в 2026-м (впервые воздушное судно поднялось в небо в конце 2020-го).
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....