
Ан-148 и его «внебрачные дети»: а начиналось все так хорошо...
К началу ХХI столетия стало ясно: стремительно устаревающий Ту-134 требует немедленной замены: необходим новый региональный самолет. Его разработкой с начала 1990-х и занималось КБ Антонова. Но не только оно! В создании воздушного судна принимали участие 214 компаний со всего мира, включая Францию, США, в т. ч. из РФ – 150 организаций, так или иначе связанных с авиацией. На российскую сторону ложилась ответственность за проекты по разработке, изготовлению силовых агрегатов, салона, шасси, БРЭО, многих других узлов и элементов.
Результат кооперации не заставил себя ждать: на свет появился самолет, впервые в истории постсоветского пространства созданный исключительно с использованием цифровых технологий. Подобным образом была обработана даже вся документация.
Машина очень сильно была нужна авиакомпаниям РФ, поэтому вопрос решался на самом высшем уровне. Руководство двух стран договорилось об организации еще одной производственной линии в Воронеже, на мощностях ВАСО.
Самолеты собирали с энтузиазмом: перспективы были впечатляющими. Фото: YouTube.com
Завод должен был собирать машины по лицензии. Рынок сбыта оценивался в 590 единиц техники – и это только гражданские самолеты!
Ан-148 разрабатывался и строился ударными темпами, о которых сегодня можно только мечтать. Уже к концу 2004-го года состоялся пробный полет лайнера. Он оказался настолько удачным, что можно было смело говорить: самолет по своим характеристикам опережал ближайших конкурентов типа Embraer (Бразилия) и Bombardier (Канада).
Пассажировместимость достигает 89-ти человек. Фото: YouTube.com
Преимущества заключались в более низком расходе горючего, приспособленности к грунтовым аэродромам (этому способствовало высокое расположение крыла, собственный трап). Перспективы были захватывающими: все указывало на то, что спрос на машину, особенно в России, будет огромным.
Это двухмоторный самолет с турбореактивной силовой установкой, построенный по схеме высокоплана. Крылья имеют умеренную стреловидность, оперение – Т-образное, с одним килем. Фюзеляж типа полумонокок, шасси с передней стойкой, убирающееся. В отличие от Ан-74, с которым Ан-148 нередко сравнивают, здесь используется электродистанционное управление, а не ручное бустерное.
БРЭО позволяет летать в сложных условиях. Фото: YouTube.com
Машина комплектуется самым современным на тот момент электронным цифровым оборудованием. Все технические данные о состоянии самолета и маршруте отображаются на пяти дисплеях. Машина способна летать ночью и в сложных метеоусловиях в соответствии с нормами IIIA ICAO.
Машины выпускали в Киеве и Воронеже. Фото: YouTube.com
Двигатели Д-436-148 разработаны в РФ КБ «Прогресс», производились на Украине компанией «Мотор Сич» вместе с российским НПЦ «Салют». Правда, одновременно рассматривалась возможность установки на самолет западных агрегатов типа Rolls-Royce BR700, General Electric CF34 и других. Вспомогательный двигатель – АИ-450-МС, включает в себя генератор производства Франции. Подобные устанавливаются на Ан-140.
В 2009-м на ВАСО собрали первый Ан-148. Его испытательный полет состоялся летом и продлился 41 минуту. Все прошло успешно и машину после многочисленных проверок передали заказчику, роль которого играл авиаперевозчик «Россия». Спустя год, у него в арсенале числилось уже шесть подобных бортов.
У Ан-148 свой трап: обойдемся и без сложной инфраструктуры. Фото: YouTube.com
А всего завод в Воронеже выпустил за восемь лет 34 воздушных судна (для сравнения: в Киеве произведено три опытных машины и четыре серийных). Ан-148 широко использовались на всей постсоветской территории, летали за границей. В месяц машины находились в воздухе по 300-400 часов. Это своеобразный рекорд для «региональников». Технические параметры Ан-148:
✅ размах крыла – 28,91 м
✅ длина, высота – 29,13 и 8,19 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 22,49 т (37,78 т)
✅ дальность с грузом – до 5100 км
✅ потолок – 12,5 км
✅ средняя скорость – 820-870 км/ч
Пассажировместимость лайнера составляет от 73-х до 89-ти человек, масса перевозимого груза в транспортном варианте – до 9 тонн. Первая модель Ан-148-100 была выпущена с учетом интересов «Аэрофлота»: дальность доходила до 3 тыс. км при взлетной массе 37 т. Вторая версия под индексом «100В» ориентирована на компанию «КрасЭйр» (г. Красноярск) и «Аэросвит» (Украина).
Модель «100В». Фото: YouTube.com
Здесь машина летала на 4 тыс. км и обладала максимальным взлетным весом 40 т. Третий вариант Ан-1480100Е рассчитан на преодоления расстояния в 5 тыс. 100 км при полном весе в 43 тонны.
Наибольшее количество самолетов производилось в 2010-х годах, вплоть до переворота на Украине в 2014-м. Там, после досборки нескольких машин новые больше не выпускали. Аналогичная ситуация сложилась и в Воронеже. Последний лайнер выкатили за ворота предприятия в 2018-м. В этом же году в России из-за катастрофы Ан-148, принадлежавшего «Саратовским авиалиниям» (погиб 71 человек), использование машины для перевозки пассажиров было официально запрещено.
Санитарная версия для МЧС. Фото: YouTube.com
Немного самолетов осталось у военных и в МЧС. Еще один эксплуатант находился за рубежом – Северная Корея: в госкомпанию Air Koryo продали два воздушных судна. Учитывая опыт КНДР в эксплуатации техники, можно рассчитывать, что там эти машины прослужат долго. Еще Ан-148 хотели поставлять в Мьянму и Сирию, но не сложилось. В первой стране случилась катастрофа «кооперативного» самолета (2011-й год) и поэтому от него отказались. А в Сирии началась война.
В 2010-м на Киевском авиазаводе решили построить на базе Ан-148 машину побольше, вместимостью до 99 человек. По сути, это расширенная версия Ан-148-200, рассчитанная на, максимум, 89 пассажиров.
Ан-158 на МАКС-2011. Фото: YouTube.com
Тем не менее, лайнеру дали новый индекс Ан-158. Произведенные пять самолетов продали на Кубу в Cubana de Aviacion. Что интересно: даже здесь без РФ не обошлось: Россия оплатила лайнеры и только потом поставила их на остров Свободы по лизингу. Таким же образом украинцы пытались реализовать еще четыре воздушных судна в 2015-м. Но из-за разлада отношений между странами схема уже не сработала (а могла бы!). Производство модели остановилось.
Еще один «внебрачный сын» Ан-148. Этот «продукт» сначала назывался Ан-148Т, т. к. был транспортным. Его собрали как раз в момент госпереворота. Но в 2015-м испытания все же состоялись и посчитались успешными. Самолет хотели продавать в Перу, но не вышло.
Транспортник Ан-178 так нигде и не пригодился. Фото: YouTube.com
Потом сообщалось о «переходе на комплектующие из стран Запада», старте строительства «3-х машин», но в реальности ничего не делалось. И на этом все закончилось.
Самолет изначально был нужным и достаточно хорошим в техническом, эксплуатационном плане. Однако его развитию помешали как экономические, так и политические события, разногласия. Справедливости ради надо сказать, что РФ уже в начале 2010-х не очень-то поддерживала украино-российский проект, обратив все внимание и финансы на набирающего популярность SSJ-100.
Ремонтировать Ан-148 некому. Фото: YouTube.com
А что с самолетом на сегодня? В России машину для пассажирских перевозок запретили, как уже говорилось, в 2018-м. Пока, вроде бы, Ан-148 еще остались у силовиков и МЧС. На Украине эксплуатация самолета закончилась до спецоперации, в самом начале 2022-го. Машины, проданные на Кубу, «жаждут» восстановления, но кто будет этим заниматься? Большой вопрос! В КНДР лайнеры, скорее всего, летают, но там умеют беречь дорогую технику и обращаются с ней крайне аккуратно. Вывод напрашивается сам собой: ряд событий, в основном, политического характера буквально загубил перспективную и хорошую машину, в которой так нуждались обе страны.
Результат кооперации не заставил себя ждать: на свет появился самолет, впервые в истории постсоветского пространства созданный исключительно с использованием цифровых технологий. Подобным образом была обработана даже вся документация.
Перспективы и первые успехи
Машина очень сильно была нужна авиакомпаниям РФ, поэтому вопрос решался на самом высшем уровне. Руководство двух стран договорилось об организации еще одной производственной линии в Воронеже, на мощностях ВАСО.

Завод должен был собирать машины по лицензии. Рынок сбыта оценивался в 590 единиц техники – и это только гражданские самолеты!
Первоначально рассматривалась возможность сборки лайнера в Улан-Удэ.
Ан-148 разрабатывался и строился ударными темпами, о которых сегодня можно только мечтать. Уже к концу 2004-го года состоялся пробный полет лайнера. Он оказался настолько удачным, что можно было смело говорить: самолет по своим характеристикам опережал ближайших конкурентов типа Embraer (Бразилия) и Bombardier (Канада).

Преимущества заключались в более низком расходе горючего, приспособленности к грунтовым аэродромам (этому способствовало высокое расположение крыла, собственный трап). Перспективы были захватывающими: все указывало на то, что спрос на машину, особенно в России, будет огромным.
Немного о конструкции
Это двухмоторный самолет с турбореактивной силовой установкой, построенный по схеме высокоплана. Крылья имеют умеренную стреловидность, оперение – Т-образное, с одним килем. Фюзеляж типа полумонокок, шасси с передней стойкой, убирающееся. В отличие от Ан-74, с которым Ан-148 нередко сравнивают, здесь используется электродистанционное управление, а не ручное бустерное.

Машина комплектуется самым современным на тот момент электронным цифровым оборудованием. Все технические данные о состоянии самолета и маршруте отображаются на пяти дисплеях. Машина способна летать ночью и в сложных метеоусловиях в соответствии с нормами IIIA ICAO.

Двигатели Д-436-148 разработаны в РФ КБ «Прогресс», производились на Украине компанией «Мотор Сич» вместе с российским НПЦ «Салют». Правда, одновременно рассматривалась возможность установки на самолет западных агрегатов типа Rolls-Royce BR700, General Electric CF34 и других. Вспомогательный двигатель – АИ-450-МС, включает в себя генератор производства Франции. Подобные устанавливаются на Ан-140.
Эксплуатация
В 2009-м на ВАСО собрали первый Ан-148. Его испытательный полет состоялся летом и продлился 41 минуту. Все прошло успешно и машину после многочисленных проверок передали заказчику, роль которого играл авиаперевозчик «Россия». Спустя год, у него в арсенале числилось уже шесть подобных бортов.

А всего завод в Воронеже выпустил за восемь лет 34 воздушных судна (для сравнения: в Киеве произведено три опытных машины и четыре серийных). Ан-148 широко использовались на всей постсоветской территории, летали за границей. В месяц машины находились в воздухе по 300-400 часов. Это своеобразный рекорд для «региональников». Технические параметры Ан-148:
✅ размах крыла – 28,91 м
✅ длина, высота – 29,13 и 8,19 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 22,49 т (37,78 т)
✅ дальность с грузом – до 5100 км
✅ потолок – 12,5 км
✅ средняя скорость – 820-870 км/ч
Пассажировместимость лайнера составляет от 73-х до 89-ти человек, масса перевозимого груза в транспортном варианте – до 9 тонн. Первая модель Ан-148-100 была выпущена с учетом интересов «Аэрофлота»: дальность доходила до 3 тыс. км при взлетной массе 37 т. Вторая версия под индексом «100В» ориентирована на компанию «КрасЭйр» (г. Красноярск) и «Аэросвит» (Украина).

Здесь машина летала на 4 тыс. км и обладала максимальным взлетным весом 40 т. Третий вариант Ан-1480100Е рассчитан на преодоления расстояния в 5 тыс. 100 км при полном весе в 43 тонны.
Развал
Наибольшее количество самолетов производилось в 2010-х годах, вплоть до переворота на Украине в 2014-м. Там, после досборки нескольких машин новые больше не выпускали. Аналогичная ситуация сложилась и в Воронеже. Последний лайнер выкатили за ворота предприятия в 2018-м. В этом же году в России из-за катастрофы Ан-148, принадлежавшего «Саратовским авиалиниям» (погиб 71 человек), использование машины для перевозки пассажиров было официально запрещено.

Немного самолетов осталось у военных и в МЧС. Еще один эксплуатант находился за рубежом – Северная Корея: в госкомпанию Air Koryo продали два воздушных судна. Учитывая опыт КНДР в эксплуатации техники, можно рассчитывать, что там эти машины прослужат долго. Еще Ан-148 хотели поставлять в Мьянму и Сирию, но не сложилось. В первой стране случилась катастрофа «кооперативного» самолета (2011-й год) и поэтому от него отказались. А в Сирии началась война.
Ан-158
В 2010-м на Киевском авиазаводе решили построить на базе Ан-148 машину побольше, вместимостью до 99 человек. По сути, это расширенная версия Ан-148-200, рассчитанная на, максимум, 89 пассажиров.

Тем не менее, лайнеру дали новый индекс Ан-158. Произведенные пять самолетов продали на Кубу в Cubana de Aviacion. Что интересно: даже здесь без РФ не обошлось: Россия оплатила лайнеры и только потом поставила их на остров Свободы по лизингу. Таким же образом украинцы пытались реализовать еще четыре воздушных судна в 2015-м. Но из-за разлада отношений между странами схема уже не сработала (а могла бы!). Производство модели остановилось.
Ан-178
Еще один «внебрачный сын» Ан-148. Этот «продукт» сначала назывался Ан-148Т, т. к. был транспортным. Его собрали как раз в момент госпереворота. Но в 2015-м испытания все же состоялись и посчитались успешными. Самолет хотели продавать в Перу, но не вышло.

Потом сообщалось о «переходе на комплектующие из стран Запада», старте строительства «3-х машин», но в реальности ничего не делалось. И на этом все закончилось.
Ан-148 сегодня – выводы
Самолет изначально был нужным и достаточно хорошим в техническом, эксплуатационном плане. Однако его развитию помешали как экономические, так и политические события, разногласия. Справедливости ради надо сказать, что РФ уже в начале 2010-х не очень-то поддерживала украино-российский проект, обратив все внимание и финансы на набирающего популярность SSJ-100.

А что с самолетом на сегодня? В России машину для пассажирских перевозок запретили, как уже говорилось, в 2018-м. Пока, вроде бы, Ан-148 еще остались у силовиков и МЧС. На Украине эксплуатация самолета закончилась до спецоперации, в самом начале 2022-го. Машины, проданные на Кубу, «жаждут» восстановления, но кто будет этим заниматься? Большой вопрос! В КНДР лайнеры, скорее всего, летают, но там умеют беречь дорогую технику и обращаются с ней крайне аккуратно. Вывод напрашивается сам собой: ряд событий, в основном, политического характера буквально загубил перспективную и хорошую машину, в которой так нуждались обе страны.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....