Ан-148 и его «внебрачные дети»: а начиналось все так хорошо...
К началу ХХI столетия стало ясно: стремительно устаревающий Ту-134 требует немедленной замены: необходим новый региональный самолет. Его разработкой с начала 1990-х и занималось КБ Антонова. Но не только оно! В создании воздушного судна принимали участие 214 компаний со всего мира, включая Францию, США, в т. ч. из РФ – 150 организаций, так или иначе связанных с авиацией. На российскую сторону ложилась ответственность за проекты по разработке, изготовлению силовых агрегатов, салона, шасси, БРЭО, многих других узлов и элементов.
Результат кооперации не заставил себя ждать: на свет появился самолет, впервые в истории постсоветского пространства созданный исключительно с использованием цифровых технологий. Подобным образом была обработана даже вся документация.
Машина очень сильно была нужна авиакомпаниям РФ, поэтому вопрос решался на самом высшем уровне. Руководство двух стран договорилось об организации еще одной производственной линии в Воронеже, на мощностях ВАСО.
Завод должен был собирать машины по лицензии. Рынок сбыта оценивался в 590 единиц техники – и это только гражданские самолеты!
Ан-148 разрабатывался и строился ударными темпами, о которых сегодня можно только мечтать. Уже к концу 2004-го года состоялся пробный полет лайнера. Он оказался настолько удачным, что можно было смело говорить: самолет по своим характеристикам опережал ближайших конкурентов типа Embraer (Бразилия) и Bombardier (Канада).
Преимущества заключались в более низком расходе горючего, приспособленности к грунтовым аэродромам (этому способствовало высокое расположение крыла, собственный трап). Перспективы были захватывающими: все указывало на то, что спрос на машину, особенно в России, будет огромным.
Это двухмоторный самолет с турбореактивной силовой установкой, построенный по схеме высокоплана. Крылья имеют умеренную стреловидность, оперение – Т-образное, с одним килем. Фюзеляж типа полумонокок, шасси с передней стойкой, убирающееся. В отличие от Ан-74, с которым Ан-148 нередко сравнивают, здесь используется электродистанционное управление, а не ручное бустерное.
Машина комплектуется самым современным на тот момент электронным цифровым оборудованием. Все технические данные о состоянии самолета и маршруте отображаются на пяти дисплеях. Машина способна летать ночью и в сложных метеоусловиях в соответствии с нормами IIIA ICAO.
Двигатели Д-436-148 разработаны в РФ КБ «Прогресс», производились на Украине компанией «Мотор Сич» вместе с российским НПЦ «Салют». Правда, одновременно рассматривалась возможность установки на самолет западных агрегатов типа Rolls-Royce BR700, General Electric CF34 и других. Вспомогательный двигатель – АИ-450-МС, включает в себя генератор производства Франции. Подобные устанавливаются на Ан-140.
В 2009-м на ВАСО собрали первый Ан-148. Его испытательный полет состоялся летом и продлился 41 минуту. Все прошло успешно и машину после многочисленных проверок передали заказчику, роль которого играл авиаперевозчик «Россия». Спустя год, у него в арсенале числилось уже шесть подобных бортов.
А всего завод в Воронеже выпустил за восемь лет 34 воздушных судна (для сравнения: в Киеве произведено три опытных машины и четыре серийных). Ан-148 широко использовались на всей постсоветской территории, летали за границей. В месяц машины находились в воздухе по 300-400 часов. Это своеобразный рекорд для «региональников». Технические параметры Ан-148:
✅ размах крыла – 28,91 м
✅ длина, высота – 29,13 и 8,19 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 22,49 т (37,78 т)
✅ дальность с грузом – до 5100 км
✅ потолок – 12,5 км
✅ средняя скорость – 820-870 км/ч
Пассажировместимость лайнера составляет от 73-х до 89-ти человек, масса перевозимого груза в транспортном варианте – до 9 тонн. Первая модель Ан-148-100 была выпущена с учетом интересов «Аэрофлота»: дальность доходила до 3 тыс. км при взлетной массе 37 т. Вторая версия под индексом «100В» ориентирована на компанию «КрасЭйр» (г. Красноярск) и «Аэросвит» (Украина).
Здесь машина летала на 4 тыс. км и обладала максимальным взлетным весом 40 т. Третий вариант Ан-1480100Е рассчитан на преодоления расстояния в 5 тыс. 100 км при полном весе в 43 тонны.
Наибольшее количество самолетов производилось в 2010-х годах, вплоть до переворота на Украине в 2014-м. Там, после досборки нескольких машин новые больше не выпускали. Аналогичная ситуация сложилась и в Воронеже. Последний лайнер выкатили за ворота предприятия в 2018-м. В этом же году в России из-за катастрофы Ан-148, принадлежавшего «Саратовским авиалиниям» (погиб 71 человек), использование машины для перевозки пассажиров было официально запрещено.
Немного самолетов осталось у военных и в МЧС. Еще один эксплуатант находился за рубежом – Северная Корея: в госкомпанию Air Koryo продали два воздушных судна. Учитывая опыт КНДР в эксплуатации техники, можно рассчитывать, что там эти машины прослужат долго. Еще Ан-148 хотели поставлять в Мьянму и Сирию, но не сложилось. В первой стране случилась катастрофа «кооперативного» самолета (2011-й год) и поэтому от него отказались. А в Сирии началась война.
В 2010-м на Киевском авиазаводе решили построить на базе Ан-148 машину побольше, вместимостью до 99 человек. По сути, это расширенная версия Ан-148-200, рассчитанная на, максимум, 89 пассажиров.
Тем не менее, лайнеру дали новый индекс Ан-158. Произведенные пять самолетов продали на Кубу в Cubana de Aviacion. Что интересно: даже здесь без РФ не обошлось: Россия оплатила лайнеры и только потом поставила их на остров Свободы по лизингу. Таким же образом украинцы пытались реализовать еще четыре воздушных судна в 2015-м. Но из-за разлада отношений между странами схема уже не сработала (а могла бы!). Производство модели остановилось.
Еще один «внебрачный сын» Ан-148. Этот «продукт» сначала назывался Ан-148Т, т. к. был транспортным. Его собрали как раз в момент госпереворота. Но в 2015-м испытания все же состоялись и посчитались успешными. Самолет хотели продавать в Перу, но не вышло.
Потом сообщалось о «переходе на комплектующие из стран Запада», старте строительства «3-х машин», но в реальности ничего не делалось. И на этом все закончилось.
Самолет изначально был нужным и достаточно хорошим в техническом, эксплуатационном плане. Однако его развитию помешали как экономические, так и политические события, разногласия. Справедливости ради надо сказать, что РФ уже в начале 2010-х не очень-то поддерживала украино-российский проект, обратив все внимание и финансы на набирающего популярность SSJ-100.
А что с самолетом на сегодня? В России машину для пассажирских перевозок запретили, как уже говорилось, в 2018-м. Пока, вроде бы, Ан-148 еще остались у силовиков и МЧС. На Украине эксплуатация самолета закончилась до спецоперации, в самом начале 2022-го. Машины, проданные на Кубу, «жаждут» восстановления, но кто будет этим заниматься? Большой вопрос! В КНДР лайнеры, скорее всего, летают, но там умеют беречь дорогую технику и обращаются с ней крайне аккуратно. Вывод напрашивается сам собой: ряд событий, в основном, политического характера буквально загубил перспективную и хорошую машину, в которой так нуждались обе страны.
Результат кооперации не заставил себя ждать: на свет появился самолет, впервые в истории постсоветского пространства созданный исключительно с использованием цифровых технологий. Подобным образом была обработана даже вся документация.
Перспективы и первые успехи
Машина очень сильно была нужна авиакомпаниям РФ, поэтому вопрос решался на самом высшем уровне. Руководство двух стран договорилось об организации еще одной производственной линии в Воронеже, на мощностях ВАСО.
Самолеты собирали с энтузиазмом: перспективы были впечатляющими. Фото: YouTube.com
Завод должен был собирать машины по лицензии. Рынок сбыта оценивался в 590 единиц техники – и это только гражданские самолеты!
Первоначально рассматривалась возможность сборки лайнера в Улан-Удэ.
Ан-148 разрабатывался и строился ударными темпами, о которых сегодня можно только мечтать. Уже к концу 2004-го года состоялся пробный полет лайнера. Он оказался настолько удачным, что можно было смело говорить: самолет по своим характеристикам опережал ближайших конкурентов типа Embraer (Бразилия) и Bombardier (Канада).
Пассажировместимость достигает 89-ти человек. Фото: YouTube.com
Преимущества заключались в более низком расходе горючего, приспособленности к грунтовым аэродромам (этому способствовало высокое расположение крыла, собственный трап). Перспективы были захватывающими: все указывало на то, что спрос на машину, особенно в России, будет огромным.
Немного о конструкции
Это двухмоторный самолет с турбореактивной силовой установкой, построенный по схеме высокоплана. Крылья имеют умеренную стреловидность, оперение – Т-образное, с одним килем. Фюзеляж типа полумонокок, шасси с передней стойкой, убирающееся. В отличие от Ан-74, с которым Ан-148 нередко сравнивают, здесь используется электродистанционное управление, а не ручное бустерное.
БРЭО позволяет летать в сложных условиях. Фото: YouTube.com
Машина комплектуется самым современным на тот момент электронным цифровым оборудованием. Все технические данные о состоянии самолета и маршруте отображаются на пяти дисплеях. Машина способна летать ночью и в сложных метеоусловиях в соответствии с нормами IIIA ICAO.
Машины выпускали в Киеве и Воронеже. Фото: YouTube.com
Двигатели Д-436-148 разработаны в РФ КБ «Прогресс», производились на Украине компанией «Мотор Сич» вместе с российским НПЦ «Салют». Правда, одновременно рассматривалась возможность установки на самолет западных агрегатов типа Rolls-Royce BR700, General Electric CF34 и других. Вспомогательный двигатель – АИ-450-МС, включает в себя генератор производства Франции. Подобные устанавливаются на Ан-140.
Эксплуатация
В 2009-м на ВАСО собрали первый Ан-148. Его испытательный полет состоялся летом и продлился 41 минуту. Все прошло успешно и машину после многочисленных проверок передали заказчику, роль которого играл авиаперевозчик «Россия». Спустя год, у него в арсенале числилось уже шесть подобных бортов.
У Ан-148 свой трап: обойдемся и без сложной инфраструктуры. Фото: YouTube.com
А всего завод в Воронеже выпустил за восемь лет 34 воздушных судна (для сравнения: в Киеве произведено три опытных машины и четыре серийных). Ан-148 широко использовались на всей постсоветской территории, летали за границей. В месяц машины находились в воздухе по 300-400 часов. Это своеобразный рекорд для «региональников». Технические параметры Ан-148:
✅ размах крыла – 28,91 м
✅ длина, высота – 29,13 и 8,19 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 22,49 т (37,78 т)
✅ дальность с грузом – до 5100 км
✅ потолок – 12,5 км
✅ средняя скорость – 820-870 км/ч
Пассажировместимость лайнера составляет от 73-х до 89-ти человек, масса перевозимого груза в транспортном варианте – до 9 тонн. Первая модель Ан-148-100 была выпущена с учетом интересов «Аэрофлота»: дальность доходила до 3 тыс. км при взлетной массе 37 т. Вторая версия под индексом «100В» ориентирована на компанию «КрасЭйр» (г. Красноярск) и «Аэросвит» (Украина).
Модель «100В». Фото: YouTube.com
Здесь машина летала на 4 тыс. км и обладала максимальным взлетным весом 40 т. Третий вариант Ан-1480100Е рассчитан на преодоления расстояния в 5 тыс. 100 км при полном весе в 43 тонны.
Развал
Наибольшее количество самолетов производилось в 2010-х годах, вплоть до переворота на Украине в 2014-м. Там, после досборки нескольких машин новые больше не выпускали. Аналогичная ситуация сложилась и в Воронеже. Последний лайнер выкатили за ворота предприятия в 2018-м. В этом же году в России из-за катастрофы Ан-148, принадлежавшего «Саратовским авиалиниям» (погиб 71 человек), использование машины для перевозки пассажиров было официально запрещено.
Санитарная версия для МЧС. Фото: YouTube.com
Немного самолетов осталось у военных и в МЧС. Еще один эксплуатант находился за рубежом – Северная Корея: в госкомпанию Air Koryo продали два воздушных судна. Учитывая опыт КНДР в эксплуатации техники, можно рассчитывать, что там эти машины прослужат долго. Еще Ан-148 хотели поставлять в Мьянму и Сирию, но не сложилось. В первой стране случилась катастрофа «кооперативного» самолета (2011-й год) и поэтому от него отказались. А в Сирии началась война.
Ан-158
В 2010-м на Киевском авиазаводе решили построить на базе Ан-148 машину побольше, вместимостью до 99 человек. По сути, это расширенная версия Ан-148-200, рассчитанная на, максимум, 89 пассажиров.
Ан-158 на МАКС-2011. Фото: YouTube.com
Тем не менее, лайнеру дали новый индекс Ан-158. Произведенные пять самолетов продали на Кубу в Cubana de Aviacion. Что интересно: даже здесь без РФ не обошлось: Россия оплатила лайнеры и только потом поставила их на остров Свободы по лизингу. Таким же образом украинцы пытались реализовать еще четыре воздушных судна в 2015-м. Но из-за разлада отношений между странами схема уже не сработала (а могла бы!). Производство модели остановилось.
Ан-178
Еще один «внебрачный сын» Ан-148. Этот «продукт» сначала назывался Ан-148Т, т. к. был транспортным. Его собрали как раз в момент госпереворота. Но в 2015-м испытания все же состоялись и посчитались успешными. Самолет хотели продавать в Перу, но не вышло.
Транспортник Ан-178 так нигде и не пригодился. Фото: YouTube.com
Потом сообщалось о «переходе на комплектующие из стран Запада», старте строительства «3-х машин», но в реальности ничего не делалось. И на этом все закончилось.
Ан-148 сегодня – выводы
Самолет изначально был нужным и достаточно хорошим в техническом, эксплуатационном плане. Однако его развитию помешали как экономические, так и политические события, разногласия. Справедливости ради надо сказать, что РФ уже в начале 2010-х не очень-то поддерживала украино-российский проект, обратив все внимание и финансы на набирающего популярность SSJ-100.
Ремонтировать Ан-148 некому. Фото: YouTube.com
А что с самолетом на сегодня? В России машину для пассажирских перевозок запретили, как уже говорилось, в 2018-м. Пока, вроде бы, Ан-148 еще остались у силовиков и МЧС. На Украине эксплуатация самолета закончилась до спецоперации, в самом начале 2022-го. Машины, проданные на Кубу, «жаждут» восстановления, но кто будет этим заниматься? Большой вопрос! В КНДР лайнеры, скорее всего, летают, но там умеют беречь дорогую технику и обращаются с ней крайне аккуратно. Вывод напрашивается сам собой: ряд событий, в основном, политического характера буквально загубил перспективную и хорошую машину, в которой так нуждались обе страны.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....