
«Руслан» – самый большой в мире серийный транспортник
Самолет АН-124 «Руслан» (по стандартам НАТО – «Кондор»), который начали производить еще в СССР, является самым большим в мире военно-транспортным серийным воздушным судном. Его основное предназначение – перевозка войск ВДВ и боевой техники. Также существуют гражданские версии, используемые для транспортировки крупногабаритных нестандартных грузов.
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
В C-5A Galaxy загружают военный вертолет. Фото: Youtube.com
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
Ввод в эксплуатацию
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
- ✅ длина – 69 м (для сравнения: длиннее Airbus A-320 в 2 раза)
- ✅ высота – 21,08 м (примерно, как дом в 7 этажей)
- ✅ размах крыльев – 73,3 м
- ✅ экипаж – 8 человек (может быть 4 и даже 3, в зависимости от модификации самолета)
- ✅ крейсерская скорость – 865 км/ч
- ✅ потолок – 9500 м
- ✅ дальность полета при полной нагрузке – 4800 км, при транспортировке оборудования массой до 80 т – 7500 км
- ✅ ресурс – 45 лет или 50 тыс. часов налета
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Конструкция
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
- ✅ длина, не считая рампы – 36,5 м
- ✅ ширина – 6,4 м
- ✅ высота – 4,4 м
- ✅ общий объем отсека – свыше 1000 куб. м
- ✅ вес перевозимого оборудования – до 120 т
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Интересно, что «водило» – тягач для перестановки самолета в аэропортах «Руслан» возит с собой. Машину достают на каждом аэродроме прибытия, чтобы отбуксировать лайнер в нужное место.
Модификации
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Что интересного перевозил «Руслан»
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
- ✅ в столицу СССР из Лондона в 1989 году была доставлена сценическая аппаратура рок-легенды Pink Floyd весом 140 т
из ОАЭ в Швейцарию в 1992 году «Руслан» транспортировал 52 т золота в слитках, оцениваемую в 230 млн. фунтов стерлингов - ✅ в ходе гастролей в 1993 году Майкл Джексон привез в российскую столицу сценическое оборудование массой 310 т – понадобилось три (!) самолета
- ✅ из столицы Англии в Тунис в 1997 году лайнер доставил 100 т киноаппаратуры, включая макет космического корабля для съемок небезызвестных «Звездных войн»
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Главный конкурент – Lockheed C-5A Galaxy
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
- ✅ длина – 75 м
- ✅ высота – 20 м
- ✅ размах крыльев – 67,8 м
- ✅ скорость – 888 км/ч
- ✅ максимальная дальность полета – 10400 км
- ✅ потолок – 10800 м
- ✅ число членов экипажа – 5 человек
- ✅ масса перевозимого груза – 118 т
В 2004 году лайнер был модернизирован: на него установили более совершенные двигатели, современную авионику и в 2014-м самолет приняли на вооружение в армию США. Что касается гражданских версий, Lockheed производит модель L-500.

Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Перспективы
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Россия выходит на новый этап развития инфраструктуры к выпуску МС-21 и SJ-100
Выпустить самолет – только половина большого дела. Что стоит за подготовкой к появлению новых российских лайнеров? О главных шагах и ключевых решениях читаем в...