«Руслан» – самый большой в мире серийный транспортник
Самолет АН-124 «Руслан» (по стандартам НАТО – «Кондор»), который начали производить еще в СССР, является самым большим в мире военно-транспортным серийным воздушным судном. Его основное предназначение – перевозка войск ВДВ и боевой техники. Также существуют гражданские версии, используемые для транспортировки крупногабаритных нестандартных грузов.
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
Ввод в эксплуатацию
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
- ✅ длина – 69 м (для сравнения: длиннее Airbus A-320 в 2 раза)
- ✅ высота – 21,08 м (примерно, как дом в 7 этажей)
- ✅ размах крыльев – 73,3 м
- ✅ экипаж – 8 человек (может быть 4 и даже 3, в зависимости от модификации самолета)
- ✅ крейсерская скорость – 865 км/ч
- ✅ потолок – 9500 м
- ✅ дальность полета при полной нагрузке – 4800 км, при транспортировке оборудования массой до 80 т – 7500 км
- ✅ ресурс – 45 лет или 50 тыс. часов налета
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Конструкция
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
- ✅ длина, не считая рампы – 36,5 м
- ✅ ширина – 6,4 м
- ✅ высота – 4,4 м
- ✅ общий объем отсека – свыше 1000 куб. м
- ✅ вес перевозимого оборудования – до 120 т
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Интересно, что «водило» – тягач для перестановки самолета в аэропортах «Руслан» возит с собой. Машину достают на каждом аэродроме прибытия, чтобы отбуксировать лайнер в нужное место.
Модификации
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Что интересного перевозил «Руслан»
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
- ✅ в столицу СССР из Лондона в 1989 году была доставлена сценическая аппаратура рок-легенды Pink Floyd весом 140 т
из ОАЭ в Швейцарию в 1992 году «Руслан» транспортировал 52 т золота в слитках, оцениваемую в 230 млн. фунтов стерлингов - ✅ в ходе гастролей в 1993 году Майкл Джексон привез в российскую столицу сценическое оборудование массой 310 т – понадобилось три (!) самолета
- ✅ из столицы Англии в Тунис в 1997 году лайнер доставил 100 т киноаппаратуры, включая макет космического корабля для съемок небезызвестных «Звездных войн»
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Главный конкурент – Lockheed C-5A Galaxy
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
- ✅ длина – 75 м
- ✅ высота – 20 м
- ✅ размах крыльев – 67,8 м
- ✅ скорость – 888 км/ч
- ✅ максимальная дальность полета – 10400 км
- ✅ потолок – 10800 м
- ✅ число членов экипажа – 5 человек
- ✅ масса перевозимого груза – 118 т
В 2004 году лайнер был модернизирован: на него установили более совершенные двигатели, современную авионику и в 2014-м самолет приняли на вооружение в армию США. Что касается гражданских версий, Lockheed производит модель L-500.
В C-5A Galaxy загружают военный вертолет. Фото: Youtube.com
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Перспективы
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...