
«Руслан» – самый большой в мире серийный транспортник
Самолет АН-124 «Руслан» (по стандартам НАТО – «Кондор»), который начали производить еще в СССР, является самым большим в мире военно-транспортным серийным воздушным судном. Его основное предназначение – перевозка войск ВДВ и боевой техники. Также существуют гражданские версии, используемые для транспортировки крупногабаритных нестандартных грузов.
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
В C-5A Galaxy загружают военный вертолет. Фото: Youtube.com
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
Ввод в эксплуатацию
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
- ✅ длина – 69 м (для сравнения: длиннее Airbus A-320 в 2 раза)
- ✅ высота – 21,08 м (примерно, как дом в 7 этажей)
- ✅ размах крыльев – 73,3 м
- ✅ экипаж – 8 человек (может быть 4 и даже 3, в зависимости от модификации самолета)
- ✅ крейсерская скорость – 865 км/ч
- ✅ потолок – 9500 м
- ✅ дальность полета при полной нагрузке – 4800 км, при транспортировке оборудования массой до 80 т – 7500 км
- ✅ ресурс – 45 лет или 50 тыс. часов налета
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Конструкция
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
- ✅ длина, не считая рампы – 36,5 м
- ✅ ширина – 6,4 м
- ✅ высота – 4,4 м
- ✅ общий объем отсека – свыше 1000 куб. м
- ✅ вес перевозимого оборудования – до 120 т
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Интересно, что «водило» – тягач для перестановки самолета в аэропортах «Руслан» возит с собой. Машину достают на каждом аэродроме прибытия, чтобы отбуксировать лайнер в нужное место.
Модификации
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Что интересного перевозил «Руслан»
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
- ✅ в столицу СССР из Лондона в 1989 году была доставлена сценическая аппаратура рок-легенды Pink Floyd весом 140 т
из ОАЭ в Швейцарию в 1992 году «Руслан» транспортировал 52 т золота в слитках, оцениваемую в 230 млн. фунтов стерлингов - ✅ в ходе гастролей в 1993 году Майкл Джексон привез в российскую столицу сценическое оборудование массой 310 т – понадобилось три (!) самолета
- ✅ из столицы Англии в Тунис в 1997 году лайнер доставил 100 т киноаппаратуры, включая макет космического корабля для съемок небезызвестных «Звездных войн»
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Главный конкурент – Lockheed C-5A Galaxy
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
- ✅ длина – 75 м
- ✅ высота – 20 м
- ✅ размах крыльев – 67,8 м
- ✅ скорость – 888 км/ч
- ✅ максимальная дальность полета – 10400 км
- ✅ потолок – 10800 м
- ✅ число членов экипажа – 5 человек
- ✅ масса перевозимого груза – 118 т
В 2004 году лайнер был модернизирован: на него установили более совершенные двигатели, современную авионику и в 2014-м самолет приняли на вооружение в армию США. Что касается гражданских версий, Lockheed производит модель L-500.

Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Перспективы
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....