«Руслан» – самый большой в мире серийный транспортник
Самолет АН-124 «Руслан» (по стандартам НАТО – «Кондор»), который начали производить еще в СССР, является самым большим в мире военно-транспортным серийным воздушным судном. Его основное предназначение – перевозка войск ВДВ и боевой техники. Также существуют гражданские версии, используемые для транспортировки крупногабаритных нестандартных грузов.
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
Ввод в эксплуатацию
Впервые гигант поднял в небо с аэродрома Борисполь (Киев) 21.12.1982 года экипаж из 8 человек. После испытаний самолет стали производить серийно на двух предприятиях: на Украине (КиАПО) и в Ульяновске («Авиастар»). В то время советский лайнер вернул СССР пальму первенства по серийным военным транспортным самолетам, отобрав ее у Lockheed C-5 Galaxy (США). С 1986 года Ан-124 начал эксплуатироваться «Аэрофлотом». Чаще всего самолет перевозил крупногабаритные нестандартные грузы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, турбины к ГЭС. В 1987-м гигант поступил в ВС СССР. Главные технические параметры лайнера:
- ✅ длина – 69 м (для сравнения: длиннее Airbus A-320 в 2 раза)
- ✅ высота – 21,08 м (примерно, как дом в 7 этажей)
- ✅ размах крыльев – 73,3 м
- ✅ экипаж – 8 человек (может быть 4 и даже 3, в зависимости от модификации самолета)
- ✅ крейсерская скорость – 865 км/ч
- ✅ потолок – 9500 м
- ✅ дальность полета при полной нагрузке – 4800 км, при транспортировке оборудования массой до 80 т – 7500 км
- ✅ ресурс – 45 лет или 50 тыс. часов налета
В силовую установку входит 4 двигателя Д-18Т, обладающих тягой в 23,4 т каждый. Авиамоторы разработаны В. А. Лотаревым в КБ «Прогресс». Они отличаются сравнительно небольшими габаритами, малой шумностью (в последних модификациях самолета она соответствует общемировым стандартам), приемлемым расходом топлива. Его максимальная масса на борту – 213, 74 т. Для взлета полностью загруженного лайнера потребуется полоса длиной не менее 3 км. Однако самолет может взлетать и с грунтовых ВПП.
Конструкция
Она состоит из двух палуб, разделенных на герметичные отсеки, что очень удобно при обслуживании. Первый из них – грузовой: он расположен внизу и в нем перевозят технику и крупногабаритные грузы. В верхней части передней палубы размещаются экипажи (действующий и сменный) и различное оборудование. В заднем отсеке находятся лица, сопровождающие технику. У фюзеляжа откидываются вверх носовая и задняя части, что позволяет вести погрузку/разгрузку в двух направлениях.
Немаловажное значение для выполнения этих операций имеет специальная конструкция шасси. Они «умеют приседать», что облегчает выполнение погрузочно/разгрузочных работ. Более того, система стоек способна разворачивать самолет чуть ли не на месте – радиус составляет всего 50 м. Основные характеристики грузового отсека:
- ✅ длина, не считая рампы – 36,5 м
- ✅ ширина – 6,4 м
- ✅ высота – 4,4 м
- ✅ общий объем отсека – свыше 1000 куб. м
- ✅ вес перевозимого оборудования – до 120 т
Пол отделения сделан из сплавов титана и спокойно выдерживает нагрузку до 12 т на ось, создаваемую гусеничной или колесной техникой. В грузовом отделении имеется роликовое оснащение, с помощью которого транспортируется оборудование весом до 50 т. Также возможна перевозка 88 пассажиров.
Интересно, что «водило» – тягач для перестановки самолета в аэропортах «Руслан» возит с собой. Машину достают на каждом аэродроме прибытия, чтобы отбуксировать лайнер в нужное место.
Модификации
Гражданский вариант самолета носит индекс Ан-124-100. Лайнер прошел сертификацию в 1992 году. Сегодня он используется шестью организациями РФ и Украины. Экипаж этой модификации воздушного судна состоит из 4-х человек. Вся авионика – импортного производства. Бортовые краны поднимают по 30 т. Двигатели получили звукопоглощающие узлы, чтобы соответствовать международным стандартам в отношении шумности.
Сегодня в эксплуатации встречается и другие, более совершенные разновидности «Руслана». В первую очередь это Ан-124-100М. Здесь предельная нагрузка увеличена до 150 т. Но приходится предварительно проводить тестирование аэродрома прибытия. Другая модель лайнера – Ан-124-102. От предыдущих отличается количеством членов экипажа – их трое, и более совершенным электронным оборудованием для управления лайнером.
Всего было выпущено 56 самолетов. Из открытых источников лишь известно, что 10 из них (не менее) эксплуатируются Минобороны РФ, у компании «Волга-Днепр» 12 единиц, у ОАО «224 летный отряд» 8 лайнеров, «Авиалинии Антонова» (Украина) имеет 7 судов, Maximus Air Cargo (ОАЭ) – 1 самолет.
Что интересного перевозил «Руслан»
Этот самолет способен выполнить ту работу, которую, кроме него не сделает ни один самолет в мире. Так, из Чехии в Африку пришлось перевозить 50-тонное оборудование для золотодобывающей промышленности. Габариты груза практически совпадали с размерами отсека самолета: зазоры между стенками лайнера и чешским оснащением составляли всего лишь 77 мм! Но не только промышленное оборудование перевозит этот гигант:
- ✅ в столицу СССР из Лондона в 1989 году была доставлена сценическая аппаратура рок-легенды Pink Floyd весом 140 т
из ОАЭ в Швейцарию в 1992 году «Руслан» транспортировал 52 т золота в слитках, оцениваемую в 230 млн. фунтов стерлингов - ✅ в ходе гастролей в 1993 году Майкл Джексон привез в российскую столицу сценическое оборудование массой 310 т – понадобилось три (!) самолета
- ✅ из столицы Англии в Тунис в 1997 году лайнер доставил 100 т киноаппаратуры, включая макет космического корабля для съемок небезызвестных «Звездных войн»
Спрос на услуги перевозок подобного рода стабильный. В географию полетов входит 1300 аэропортов, расположенных в 190 странах. За год одна авиакомпания (самая крупная – российская «Волга-Днепр») выполняет примерно 1200 рейсов, в основном за рубежом.
Главный конкурент – Lockheed C-5A Galaxy
Тот самый американский транспортный военный самолет, который превзошел «Руслан». Этот лайнер из США занимает третье место в мире по грузоподъемности после Ан-224 (но «Мрия» - не серийное судно – оно выпущено в единственном экземпляре, второй так и не достроили). Первые образцы, выпущенные в 60-х и участвовавшие во Вьетнамской войне, были не слишком удачны. При заявленных 100 т груза, в реальности на борт брали до 70 т, ресурс составлял всего 4600 ч вместо предполагаемых 30000 ч.
Однако со временем «болячки» ликвидировали: к 1982 году модифицированный лайнер (модели С-5А и С-5С) получил новые двигатели, авионику. В итоге самолету удалось достичь самых высоких показателей в мире по массе груза и дальности его транспортировки (позже рекорд был побит советским «Русланом»). Американский самолет поднявшись на высоту в 2000 м перевез 110 т оборудования. Однако Ан-124 транспортировал 171 т груза на 11000 м. Основные параметры C-5A Galaxy:
- ✅ длина – 75 м
- ✅ высота – 20 м
- ✅ размах крыльев – 67,8 м
- ✅ скорость – 888 км/ч
- ✅ максимальная дальность полета – 10400 км
- ✅ потолок – 10800 м
- ✅ число членов экипажа – 5 человек
- ✅ масса перевозимого груза – 118 т
В 2004 году лайнер был модернизирован: на него установили более совершенные двигатели, современную авионику и в 2014-м самолет приняли на вооружение в армию США. Что касается гражданских версий, Lockheed производит модель L-500.
В C-5A Galaxy загружают военный вертолет. Фото: Youtube.com
Galaxy не очень везло с эксплуатацией: известно о 6 случаях потери самолетов. Самая страшная катастрофа произошла в 1975 году, когда воздушное судно разбилось при вывозе детей из Южного Вьетнама. Один самолет потерпел аварию при взлете (погибло 13 человек), другой при посадке в 2006 году (жертв не было), три лайнера сгорело на земле.
Перспективы
Российские авиаперевозчики все чаще говорят о возобновлении строительства новых транспортных самолетов с большой грузоподъемностью. Их востребованность очевидна, а «Русланы» начнут списывать уже к 2025 году. Предложение о возобновлении производства модифицированных версий этого лайнера прозвучало на совещании с министром обороны РФ в марте 2021 года. Предполагается, что новое воздушное судно станет перевозить еще больше грузов, для чего усилят его конструкцию. Производство планируется организовать на Ульяновском заводе. Будущий самолет уже хотят купить 4 заказчика.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....