Замена масла каждый сезон – за и против
Тема замены масла довольно часто освещается в интернете, однако к ней возвращаются вновь и вновь: правда, под разными углами зрения. Одни рассматривают марки смазочного материала, другие условия эксплуатации и т. д. Сегодня попробуем разобраться в вопросе оправданности замены моторной смазки по сезонам – весной (в начале лета) и осенью (перед зимой).
У каждого автопроизводителя есть свой четки регламент, когда производить эту операцию. Обычно указывается интервал в 10-15 тыс. км или раз в год (процедуру стараются приурочить к очередному техобслуживанию).
Далее добавляется: при эксплуатации машины в особо тяжелых условиях (например, при морозах, сильной запыленности постоянной езде по пересеченной местности и т. п.) интервал замены масла стоит сократить вдвое. Что касается использования всесезонной или летней, зимней смазки, то тут мнения автовладельцев разделились.
Один раз в 12 месяцев все равно придется заливать свежее масло, даже если машина мало эксплуатировалась или вовсе не ездила. Дело в том, что в масле постоянно происходят окислительные процессы, т. к. оно неминуемо соприкасается с окружающей средой (двигатель не герметичный же). Так или иначе, но смазка контактирует с воздухом и содержащимися в нем веществами, а также металлом (деталями), плюс в нее попадает влага.
Еще один аргумент противников ежесезонной замены масла – стоимость продукта и выполняемых работ. Заметим: упаковка универсального продукта обходится дороже. А менять его можно и самому – здесь ничего сложного нет. К тому же в далекой перспективе, о которой, правда, мало кто задумывается, ресурс движка при более частой замене смазки увеличится.
Следующий момент – ориентироваться только на время крайне неправильно. Частота замены смазки зависит еще и от пробега, его условий. Причем необходимость заливки свежего масла не связана с тем, какое оно у вас – универсальное, летнее или зимнее. А как это определить? Обратимся к обозначениям на канистрах, в которых продают продукт.
Не будем вдаваться в технические, теоретические тонкости, связанные с разными типами вязкости, кинематикой и т. п. Попытаемся рассказать о «секретных» цифрах по-простому. На упаковке вы видите, например, SAE 5W30. Первые три буквы «неинтересны» – они показывают систему определения свойств материала. Литера W означает winter, т. е. «зима» по-английски.
Цифра перед ней показывает вязкость масла при холодном пуске, а та, что после – в хорошо прогретом двигателе. Чем число больше, тем смазка гуще и наоборот. Во взятом для примера обозначении мы видим: машина будет хорошо заводиться в мороз, однако при работе двигателя его детали станут смазываться относительно жидким составом. Данный тип масла – универсальный.
Речь пойдет о минеральном, полусинтетическом и синтетическом продукте. Последний обеспечивает наилучшую защиту, но и стоит дороже других. Если же вы пользуетесь первым типом, то менять масло необходимо каждые 5 тыс. км пробега. Как раз так рекомендовал поступать производитель советских «Жигулей» (впрочем, тогда выбора продукта не было). Полусинтетику стоит заливать заново каждый 7-8 тыс. км. Такой же интервал лучше использовать жителям крупных городов, даже если заливается самое лучшее и дорогое масло.
Если вы живете там, где летом сильная жара, имеет смысл выбирать продукт с большим числом после W: например, 5W40 или 50. Если говорить упрощенно, то оно обозначает температуру, при которой смазка не теряет свои качества. Чем жарче в вашем регионе, тем цифра после буквы должна быть больше. В противном случае масло будет сильно разжижаться и не сможет формировать на деталях защитную пленку. Например, в горных районах, на серпантинах и в жару мотор работает в экстремальных условиях.
Сначала – о манере езды, в т. ч. в городе. Кто-то спокойно «сидит» в пробке, другие любят «рвануть» со светофора, постоянно обгонять «соперников». Для агрессивного стиля езды лучше заливать на лето в машину более густое масло. С другой стороны, если в вашем регионе в самые жаркие месяцы прохладно, а машина новая, используется редко (в основном для загородных поездок), менять масло стоит раз в год.
Теперь о «старичках»: в автомобиле, который прошел более 100 тыс. км, двигатель в определенной степени изношен. Это означает, что зазоры между деталями увеличились, прокладки потихоньку твердеют. Поэтому заливаемое масло должно быть погуще. Например, 15W40, 20W40, 15W50, 15W60. В общем, чем сильнее изношен силовой агрегат, тем больше должны быть цифры. Если смазка будет жидкой, то она не только перестанет выполнять свои прямые функции, но и начнет протекать сквозь уплотнители. А что еще говорят противники сезонной замены?
Тут аргумент заключается в том, что смазка периодически «обновляется» и поэтому часто менять ее нету смысла. Так ли это? Увы, нет. Действительно, ряд автовладельцев постоянно добавляют масло в двигатель. Это может происходить по разным причинам: например, при сильно изношенном моторе. Бывает, что это связано с конструкцией движка, о чем обычно предупреждает производитель.
Кстати: при «пополнении» рекомендуется применять ту же смазку: перемешивание с иным составом крайне нежелательно. Здесь дело в продуктах распада: окислах, угаре, остающихся на деталях. Доливая свежее масло, вы не вымываете эту грязь. Если его менять, вместе со старым хоть что-то вытечет наружу. Конечно, лучший вариант – использование промывок. Но о них мы поговорим в другой статье.
Не стоит паниковать, если, вытащив щуп, вы обнаруживаете, что масло стало темным. Это нормально: в процессе работы ДВС обязательно накапливаются отходы, грязь. Внеочередная замена смазки необходима после проведения работ, связанных с полным или частичным ремонтом двигателя, когда, например, снималась головка. Причина проста: не всегда все происходит в идеально стерильных условиях и попадание внутрь мотора частиц грязи, пыли – дело обыденное, даже для профессиональных автосервисов. Другие причины внеочередной замены смазки многим хорошо известны.
Это попадание в масло иных технических составов – топлива или охлаждающей жидкости. Обычно в таких случаях на щупе виден чрезмерно большой уровень: например, при пробое прокладки головки блока цилиндров. А иногда и после преодоления водной преграды. В таких ситуациях смазка подлежит замене, но только после выяснения и устранения причины «неприятности». И еще один «мотив» срочной замены масла – долив состава, который не подходит к вашему. Например, где-то в глуши вы заметили, что на щупе мало смазки, а нужной нет. Приходится лить, то, что под рукой, чтобы совсем не угробить движок.
Так стоит ли менять масло перед началом нового сезона или пользоваться универсальными составами? Если машина новая, в городском режиме не эксплуатируется, поездки редкие (менее 8 тыс. км за год), а климат умеренный – вполне можно обойтись универсальным маслом, которое меняется раз в год. При тяжелых условиях эксплуатации, также если у вас изношенный двигатель, а ездите часто, лучше менять смазку перед наступлением лета и зимы.
У каждого автопроизводителя есть свой четки регламент, когда производить эту операцию. Обычно указывается интервал в 10-15 тыс. км или раз в год (процедуру стараются приурочить к очередному техобслуживанию).
Ассортимент масел, даже в условиях санкций, немаленький. Фото: YouTube.com
Далее добавляется: при эксплуатации машины в особо тяжелых условиях (например, при морозах, сильной запыленности постоянной езде по пересеченной местности и т. п.) интервал замены масла стоит сократить вдвое. Что касается использования всесезонной или летней, зимней смазки, то тут мнения автовладельцев разделились.
О ежегодной замене
Один раз в 12 месяцев все равно придется заливать свежее масло, даже если машина мало эксплуатировалась или вовсе не ездила. Дело в том, что в масле постоянно происходят окислительные процессы, т. к. оно неминуемо соприкасается с окружающей средой (двигатель не герметичный же). Так или иначе, но смазка контактирует с воздухом и содержащимися в нем веществами, а также металлом (деталями), плюс в нее попадает влага.
Работа двигателя подразумевает большое количество отходов от множества деталей. Фото: YouTube.com
Еще один аргумент противников ежесезонной замены масла – стоимость продукта и выполняемых работ. Заметим: упаковка универсального продукта обходится дороже. А менять его можно и самому – здесь ничего сложного нет. К тому же в далекой перспективе, о которой, правда, мало кто задумывается, ресурс движка при более частой замене смазки увеличится.
Продукты распада старого масла не дадут нормально работать механизмам ДВС. Фото: YouTube.com
Следующий момент – ориентироваться только на время крайне неправильно. Частота замены смазки зависит еще и от пробега, его условий. Причем необходимость заливки свежего масла не связана с тем, какое оно у вас – универсальное, летнее или зимнее. А как это определить? Обратимся к обозначениям на канистрах, в которых продают продукт.
Маркировка
Не будем вдаваться в технические, теоретические тонкости, связанные с разными типами вязкости, кинематикой и т. п. Попытаемся рассказать о «секретных» цифрах по-простому. На упаковке вы видите, например, SAE 5W30. Первые три буквы «неинтересны» – они показывают систему определения свойств материала. Литера W означает winter, т. е. «зима» по-английски.
В магазинах чаще встречается масло 5W30 – всесезонное. Фото: YouTube.com
Цифра перед ней показывает вязкость масла при холодном пуске, а та, что после – в хорошо прогретом двигателе. Чем число больше, тем смазка гуще и наоборот. Во взятом для примера обозначении мы видим: машина будет хорошо заводиться в мороз, однако при работе двигателя его детали станут смазываться относительно жидким составом. Данный тип масла – универсальный.
О видах смазки
Речь пойдет о минеральном, полусинтетическом и синтетическом продукте. Последний обеспечивает наилучшую защиту, но и стоит дороже других. Если же вы пользуетесь первым типом, то менять масло необходимо каждые 5 тыс. км пробега. Как раз так рекомендовал поступать производитель советских «Жигулей» (впрочем, тогда выбора продукта не было). Полусинтетику стоит заливать заново каждый 7-8 тыс. км. Такой же интервал лучше использовать жителям крупных городов, даже если заливается самое лучшее и дорогое масло.
Зависимость от региона
Если вы живете там, где летом сильная жара, имеет смысл выбирать продукт с большим числом после W: например, 5W40 или 50. Если говорить упрощенно, то оно обозначает температуру, при которой смазка не теряет свои качества. Чем жарче в вашем регионе, тем цифра после буквы должна быть больше. В противном случае масло будет сильно разжижаться и не сможет формировать на деталях защитную пленку. Например, в горных районах, на серпантинах и в жару мотор работает в экстремальных условиях.
Условия эксплуатации
Сначала – о манере езды, в т. ч. в городе. Кто-то спокойно «сидит» в пробке, другие любят «рвануть» со светофора, постоянно обгонять «соперников». Для агрессивного стиля езды лучше заливать на лето в машину более густое масло. С другой стороны, если в вашем регионе в самые жаркие месяцы прохладно, а машина новая, используется редко (в основном для загородных поездок), менять масло стоит раз в год.
Постоянная езда в городе относится к тяжелым условиям эксплуатации. Фото: YouTube.com
Теперь о «старичках»: в автомобиле, который прошел более 100 тыс. км, двигатель в определенной степени изношен. Это означает, что зазоры между деталями увеличились, прокладки потихоньку твердеют. Поэтому заливаемое масло должно быть погуще. Например, 15W40, 20W40, 15W50, 15W60. В общем, чем сильнее изношен силовой агрегат, тем больше должны быть цифры. Если смазка будет жидкой, то она не только перестанет выполнять свои прямые функции, но и начнет протекать сквозь уплотнители. А что еще говорят противники сезонной замены?
Я постоянно доливаю масло
Тут аргумент заключается в том, что смазка периодически «обновляется» и поэтому часто менять ее нету смысла. Так ли это? Увы, нет. Действительно, ряд автовладельцев постоянно добавляют масло в двигатель. Это может происходить по разным причинам: например, при сильно изношенном моторе. Бывает, что это связано с конструкцией движка, о чем обычно предупреждает производитель.
Продукты распада масла никуда не денутся (поддон картера ДВС после 82 тыс. км без замены смазки). Фото: YouTube.com
Кстати: при «пополнении» рекомендуется применять ту же смазку: перемешивание с иным составом крайне нежелательно. Здесь дело в продуктах распада: окислах, угаре, остающихся на деталях. Доливая свежее масло, вы не вымываете эту грязь. Если его менять, вместе со старым хоть что-то вытечет наружу. Конечно, лучший вариант – использование промывок. Но о них мы поговорим в другой статье.
Внеочередная замена смазки
Не стоит паниковать, если, вытащив щуп, вы обнаруживаете, что масло стало темным. Это нормально: в процессе работы ДВС обязательно накапливаются отходы, грязь. Внеочередная замена смазки необходима после проведения работ, связанных с полным или частичным ремонтом двигателя, когда, например, снималась головка. Причина проста: не всегда все происходит в идеально стерильных условиях и попадание внутрь мотора частиц грязи, пыли – дело обыденное, даже для профессиональных автосервисов. Другие причины внеочередной замены смазки многим хорошо известны.
Темное масло – не повод для его внеочередной замены. Фото: YouTube.com
Это попадание в масло иных технических составов – топлива или охлаждающей жидкости. Обычно в таких случаях на щупе виден чрезмерно большой уровень: например, при пробое прокладки головки блока цилиндров. А иногда и после преодоления водной преграды. В таких ситуациях смазка подлежит замене, но только после выяснения и устранения причины «неприятности». И еще один «мотив» срочной замены масла – долив состава, который не подходит к вашему. Например, где-то в глуши вы заметили, что на щупе мало смазки, а нужной нет. Приходится лить, то, что под рукой, чтобы совсем не угробить движок.
Выводы
Так стоит ли менять масло перед началом нового сезона или пользоваться универсальными составами? Если машина новая, в городском режиме не эксплуатируется, поездки редкие (менее 8 тыс. км за год), а климат умеренный – вполне можно обойтись универсальным маслом, которое меняется раз в год. При тяжелых условиях эксплуатации, также если у вас изношенный двигатель, а ездите часто, лучше менять смазку перед наступлением лета и зимы.
- Сергей Милешкин
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...