
Родстер BMW Z1 (1989-1991): сногсшибательный «герр необычность»
Засела оригинальная мысль в инженерной голове? Воплощаем в материальные формы и смотрим, что получится. Так и поступили тевтонские гении из конструкторского бюро компании БМВ.
На практике вышел родстер BMW Z1 – автомобиль более заумный и необычный, чем предполагали. Тем любопытнее...
В 80-х на «Баварских моторных заводах» организовали подразделение исследований и технологий GmbH. Задачи: создавать концепты, обкатывать новые и модернизированные узлы, экспериментировать с инновационными материалами.
Передок BMW Z1 с фирменными «ноздрями». Фото: YouTube.com
В 1987 году сотрудники подразделения показали на франкфуртском автошоу концепт. На макете конструкторы тестировали подвеску для знаменитой БМВ «троечки». Стилист Харм Лагай придумал облечь концепт в изящную новаторскую форму – кузов родстер.
Помнится, последний раз компания строила такой тип корпусов 30 лет назад, в 60-х. Тогда проект с дорогим родстером BMW-507 постигла неудача. Но в 90-х решили рискнуть. И не прогадали.
Свету явили симпатичное создание, которое, однако, чистыми наивными «глазками»-фарами смотрело далеко вперед. Букву «Z» в названии разработчики взяли от слова Zukunft – «будущее».
Теплая встреча публики на смотринах предопределила судьбу BMW Z1 – в серию! Так родстер и попал на конвейер в 1989 модельном году. В короткий срок дилеры собрали 5 тыс. заявок.
Машину построили на жестком металлокаркасе. Кузовные панели из композита на основе термопластика сделали съемными: крепятся болтами. Предполагалось, хозяин может менять надоевший цвет машины, просто навесив новые пластиковые детали. Комплекты продавались отдельно.
Родстер BMW Z1 с открытой дверью выглядит так. Фото: YouTube.com
ЛКП панелей красочное, сочное и качественное. Ощущения, что кузов неметаллический, не возникает. В рекламных буклетах оптимистично сообщалось, что «переодеть» автомобиль можно за 40 мин.
Но, под камеру и на публике, заводские рабочие затратили на замену деталей 6 часов. Воспользовался ли кто из владельцев возможностью менять машине «рубашки», сведений нет. Но есть подозрения и сомнения в рациональности опции.
Размеры родстера:
✅ Длина – 3921 мм
✅ Ширина – 1690 мм
✅ Высота – 1227 мм
✅ Вес – 1250 кг
Компактными габаритами объясняются крохотные элементы экстерьера. Это багажник, где помещается только запаска, и радиаторная решетка. Последнюю, если не поискать, не заметишь. Впрочем, выполнена в фирменном стиле БМВ – «ноздри».
Плавные, обтекаемые формы, задний свес, гладкое днище и распластанный по нему глушитель говорили о стремлении создателей к аэродинамике. Водители даже ощущали своего рода «граунд-эффект», когда «Зет 1» как бы присасывался к дороге.
Это сооружение – венец конструкторской мысли. За эксклюзивную разработку впору придумать и дать авторам особую профессиональную премию. Двери не распахиваются на петлях по ходу или против движения авто, не поднимаются на шарнирах наподобие «крыла чайки». Они даже не скользят вдоль борта. На ременном механизме двери уходят вертикально… в пол. Причем стекла убираются автоматически.
Двери с секретом BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Процесс открывания/закрывания 70-килограммового устройства происходит плавно и завораживающе красиво. Пороги автомобиля высокие и широкие. Садиться и становиться на них нельзя, что крайне затрудняет посадку. Правда, делу помогает прочная дуга над лобовым стеклом.
Обычно производители открытых машин предостерегают пользователей, чтобы не держались за верхний край лобовика. Здесь наоборот: опершись одной рукой на борт, второй схватившись за поручень, можно легко вскочить в салон. Как это сделают фрау и фройляйн в юбочках, тевтонские рыцари не подумали.
Кстати, дуга над ветровым стеклом работает как элемент силовой структуры. То же самое относится и к мощным порогам. То есть при опрокидывании автомобиля, эти элементы призваны сохранять пассажиров от дополнительных травм.
Приборная панель «Зет 1». Фото: YouTube.com
Ручек не устанавливали: дверь опускается в порог с кнопки на корпусе авто. Из салона двери закрываются обычным рычажком, расположенным возле пола. Дверные карты чистые, без кармашков и органов управления.
Зеркала заднего вида, по причине исчезающих в порогах дверей, крепятся на рамку лобового стекла. Подобной конструкции дверей никогда не существовало в автоиндустрии ни до «Зет 1», ни после.
Прелесть в том, свидетельствуют пользователи, что немецкий родстер – единственный в мире автомобиль, в котором можно ехать с открытыми дверями. Весело! Но до первого полицейского свистка: во многих странах такая езда запрещена.
Внутренне пространство 2-местного родстера организовано с учетом необычных дверей. То, что находилось бы на дверных картах, разместили на торпедо. Впрочем, эргономика безупречная: приборы, управляющие кнопки и кругляшки расположены кучно и логично.
В салоне BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Спортивные сиденья с интегрированными подголовниками добавляют комфорта путешествующим. Правда, фройляйн и фрау свои мелкие вещицы, необходимые в дороге, должны держать при себе, на коленях, видимо. Бардачок рыцари запрятали за пассажирское кресло. И то сиденье нужно отодвинуть и приподнять, чтобы добраться до салфеток, булавок, документов и прочего, что держат в перчаточном ящике.
Салонное освещение тоже необычное. Один плафон разместили между сиденьями прямо на ковровой обивке. Вторую лампочку установили там, где в обычных авто бардачок. На верхнем обрамлении ветровика приютились миниатюрные солнцезащитные козырьки. Попутчикам внутри не тесно, хотя колесная база родстера короткая – 2447 мм.
В двигателях ничего необычного, кроме способа добираться до самого отсека. А почему бы не усложнить простую процедуру открывания капота, подумали тевтонцы.
Моторный отсек BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Поступили следующим образом: сначала вы из салона нажимаете кнопочку, крышка приподнимается сантиметров на 10. Потом вы сдвигаете ее вперед, к фарам. Затем тянете от ветрового стекла вверх. Короче, пройдя несложный курс «молодого бойца», вы отыщите двигатель.
Взору открывается силовой 6-цилиндровый агрегат под маркой M20B25 I6. Характеристики мотора:
✅ Объем – 2,5 л
✅ Мощность – 170 л. с. при 5,8 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 226 Н*м при 4,3 тыс. об/мин
Машина развивала 225 км/ч, а первая «сотня» пасовала перед BMW-Z1 через 7,9 сек.
Привод через 5-ступенчатую МКП шел на заднюю ось. Тормоза по кругу стояли дисковые. А независимая на все колеса подвеска была особенной: вспомним, что ради нее и создавали концепт.
Спереди работали обычные пружинные стойки, а сзади трудилась уникальная многорычажная конструкция с названием «ось Z». Она состояла из двух поперечных рычагов, отвечающих за вертикальное перемещение колес, и одного продольного. Этот хитро изгибался и крепился к ступице ската.
Развал был нулевым, а схождение ведущих колес обратным. При таком решении снижался риск избыточной поворачиваемости. Поэтому в виражах «Зет 1» был надежен и предсказуем.
Славный автомобильчик получился. Привлекательный и технологичный. Но оригинальная подвеска, кузовные дела с этой скользящей вниз дверью, съемная «одежка» требовали много ручной сборки. Родстер вышел дорогим – 80-89 тыс. немецких марок.
Макет Z1 Coupe, породивший слухи о таинственном проекте BMW. Фото: www.bmwgrup.com
Проще купить лимузин BMW-735i. Почти столько же стоил культовый «Порше 911». Поэтому прижимистые бюргеры отвернулись от машины в тот момент, когда на предприятии собрали 8093 шт. родстеров.
Тевтонские гении подумали: может, кузов поменять? И сочинили в 1991 году Z1 Coupe. Любимые двери оставили. Придумали, как совместить головные огни с зеркалами заднего вида. Словом, расшалились не на шутку. Но вовремя остановились: дальше обездвиженного макета дело не пошло.
От несостоявшегося купе остались фотографии. Красивой обещала быть машина. Вокруг почему-то роится множество слухов: «секретный проект», «таинственный концепт» и т. д. Что-то подобное мы уже слышали…
Точно! Был концепт BMW AVT 1981 года, о котором мы писали ранее. Но с купе вышло хуже: еще не родившуюся модель называют «самой уродливой». С чего взяли? Дорогой был бы автомобиль, но не безобразный.
На практике вышел родстер BMW Z1 – автомобиль более заумный и необычный, чем предполагали. Тем любопытнее...
О создании модели
В 80-х на «Баварских моторных заводах» организовали подразделение исследований и технологий GmbH. Задачи: создавать концепты, обкатывать новые и модернизированные узлы, экспериментировать с инновационными материалами.

В 1987 году сотрудники подразделения показали на франкфуртском автошоу концепт. На макете конструкторы тестировали подвеску для знаменитой БМВ «троечки». Стилист Харм Лагай придумал облечь концепт в изящную новаторскую форму – кузов родстер.
Помнится, последний раз компания строила такой тип корпусов 30 лет назад, в 60-х. Тогда проект с дорогим родстером BMW-507 постигла неудача. Но в 90-х решили рискнуть. И не прогадали.
Свету явили симпатичное создание, которое, однако, чистыми наивными «глазками»-фарами смотрело далеко вперед. Букву «Z» в названии разработчики взяли от слова Zukunft – «будущее».
Теплая встреча публики на смотринах предопределила судьбу BMW Z1 – в серию! Так родстер и попал на конвейер в 1989 модельном году. В короткий срок дилеры собрали 5 тыс. заявок.
Экстерьер
Машину построили на жестком металлокаркасе. Кузовные панели из композита на основе термопластика сделали съемными: крепятся болтами. Предполагалось, хозяин может менять надоевший цвет машины, просто навесив новые пластиковые детали. Комплекты продавались отдельно.

ЛКП панелей красочное, сочное и качественное. Ощущения, что кузов неметаллический, не возникает. В рекламных буклетах оптимистично сообщалось, что «переодеть» автомобиль можно за 40 мин.
Но, под камеру и на публике, заводские рабочие затратили на замену деталей 6 часов. Воспользовался ли кто из владельцев возможностью менять машине «рубашки», сведений нет. Но есть подозрения и сомнения в рациональности опции.
Размеры родстера:
✅ Длина – 3921 мм
✅ Ширина – 1690 мм
✅ Высота – 1227 мм
✅ Вес – 1250 кг
Компактными габаритами объясняются крохотные элементы экстерьера. Это багажник, где помещается только запаска, и радиаторная решетка. Последнюю, если не поискать, не заметишь. Впрочем, выполнена в фирменном стиле БМВ – «ноздри».
Плавные, обтекаемые формы, задний свес, гладкое днище и распластанный по нему глушитель говорили о стремлении создателей к аэродинамике. Водители даже ощущали своего рода «граунд-эффект», когда «Зет 1» как бы присасывался к дороге.
Двери
Это сооружение – венец конструкторской мысли. За эксклюзивную разработку впору придумать и дать авторам особую профессиональную премию. Двери не распахиваются на петлях по ходу или против движения авто, не поднимаются на шарнирах наподобие «крыла чайки». Они даже не скользят вдоль борта. На ременном механизме двери уходят вертикально… в пол. Причем стекла убираются автоматически.

Процесс открывания/закрывания 70-килограммового устройства происходит плавно и завораживающе красиво. Пороги автомобиля высокие и широкие. Садиться и становиться на них нельзя, что крайне затрудняет посадку. Правда, делу помогает прочная дуга над лобовым стеклом.
Обычно производители открытых машин предостерегают пользователей, чтобы не держались за верхний край лобовика. Здесь наоборот: опершись одной рукой на борт, второй схватившись за поручень, можно легко вскочить в салон. Как это сделают фрау и фройляйн в юбочках, тевтонские рыцари не подумали.
Кстати, дуга над ветровым стеклом работает как элемент силовой структуры. То же самое относится и к мощным порогам. То есть при опрокидывании автомобиля, эти элементы призваны сохранять пассажиров от дополнительных травм.

Ручек не устанавливали: дверь опускается в порог с кнопки на корпусе авто. Из салона двери закрываются обычным рычажком, расположенным возле пола. Дверные карты чистые, без кармашков и органов управления.
Зеркала заднего вида, по причине исчезающих в порогах дверей, крепятся на рамку лобового стекла. Подобной конструкции дверей никогда не существовало в автоиндустрии ни до «Зет 1», ни после.
Прелесть в том, свидетельствуют пользователи, что немецкий родстер – единственный в мире автомобиль, в котором можно ехать с открытыми дверями. Весело! Но до первого полицейского свистка: во многих странах такая езда запрещена.
Интерьер
Внутренне пространство 2-местного родстера организовано с учетом необычных дверей. То, что находилось бы на дверных картах, разместили на торпедо. Впрочем, эргономика безупречная: приборы, управляющие кнопки и кругляшки расположены кучно и логично.

Спортивные сиденья с интегрированными подголовниками добавляют комфорта путешествующим. Правда, фройляйн и фрау свои мелкие вещицы, необходимые в дороге, должны держать при себе, на коленях, видимо. Бардачок рыцари запрятали за пассажирское кресло. И то сиденье нужно отодвинуть и приподнять, чтобы добраться до салфеток, булавок, документов и прочего, что держат в перчаточном ящике.
Салонное освещение тоже необычное. Один плафон разместили между сиденьями прямо на ковровой обивке. Вторую лампочку установили там, где в обычных авто бардачок. На верхнем обрамлении ветровика приютились миниатюрные солнцезащитные козырьки. Попутчикам внутри не тесно, хотя колесная база родстера короткая – 2447 мм.
Моторы
В двигателях ничего необычного, кроме способа добираться до самого отсека. А почему бы не усложнить простую процедуру открывания капота, подумали тевтонцы.

Поступили следующим образом: сначала вы из салона нажимаете кнопочку, крышка приподнимается сантиметров на 10. Потом вы сдвигаете ее вперед, к фарам. Затем тянете от ветрового стекла вверх. Короче, пройдя несложный курс «молодого бойца», вы отыщите двигатель.
Взору открывается силовой 6-цилиндровый агрегат под маркой M20B25 I6. Характеристики мотора:
✅ Объем – 2,5 л
✅ Мощность – 170 л. с. при 5,8 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 226 Н*м при 4,3 тыс. об/мин
Машина развивала 225 км/ч, а первая «сотня» пасовала перед BMW-Z1 через 7,9 сек.
Ходовая
Привод через 5-ступенчатую МКП шел на заднюю ось. Тормоза по кругу стояли дисковые. А независимая на все колеса подвеска была особенной: вспомним, что ради нее и создавали концепт.
Спереди работали обычные пружинные стойки, а сзади трудилась уникальная многорычажная конструкция с названием «ось Z». Она состояла из двух поперечных рычагов, отвечающих за вертикальное перемещение колес, и одного продольного. Этот хитро изгибался и крепился к ступице ската.
Развал был нулевым, а схождение ведущих колес обратным. При таком решении снижался риск избыточной поворачиваемости. Поэтому в виражах «Зет 1» был надежен и предсказуем.
Тираж и дальнейшее развитие модели
Славный автомобильчик получился. Привлекательный и технологичный. Но оригинальная подвеска, кузовные дела с этой скользящей вниз дверью, съемная «одежка» требовали много ручной сборки. Родстер вышел дорогим – 80-89 тыс. немецких марок.

Проще купить лимузин BMW-735i. Почти столько же стоил культовый «Порше 911». Поэтому прижимистые бюргеры отвернулись от машины в тот момент, когда на предприятии собрали 8093 шт. родстеров.
Тевтонские гении подумали: может, кузов поменять? И сочинили в 1991 году Z1 Coupe. Любимые двери оставили. Придумали, как совместить головные огни с зеркалами заднего вида. Словом, расшалились не на шутку. Но вовремя остановились: дальше обездвиженного макета дело не пошло.
От несостоявшегося купе остались фотографии. Красивой обещала быть машина. Вокруг почему-то роится множество слухов: «секретный проект», «таинственный концепт» и т. д. Что-то подобное мы уже слышали…
Точно! Был концепт BMW AVT 1981 года, о котором мы писали ранее. Но с купе вышло хуже: еще не родившуюся модель называют «самой уродливой». С чего взяли? Дорогой был бы автомобиль, но не безобразный.
- youtube.com, www.bmwgrup.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Оказался дороже и дольше – начался пятый этап производства ЛМС-901 «Байкал»
«Заморозка» теперь точно отменяется. После завершения этого этапа у «Байкала» появится отечественный двигатель и винт. Ускорению способствует Минпромторг....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...