Родстер BMW Z1 (1989-1991): сногсшибательный «герр необычность»
Засела оригинальная мысль в инженерной голове? Воплощаем в материальные формы и смотрим, что получится. Так и поступили тевтонские гении из конструкторского бюро компании БМВ.
На практике вышел родстер BMW Z1 – автомобиль более заумный и необычный, чем предполагали. Тем любопытнее...
В 80-х на «Баварских моторных заводах» организовали подразделение исследований и технологий GmbH. Задачи: создавать концепты, обкатывать новые и модернизированные узлы, экспериментировать с инновационными материалами.
В 1987 году сотрудники подразделения показали на франкфуртском автошоу концепт. На макете конструкторы тестировали подвеску для знаменитой БМВ «троечки». Стилист Харм Лагай придумал облечь концепт в изящную новаторскую форму – кузов родстер.
Помнится, последний раз компания строила такой тип корпусов 30 лет назад, в 60-х. Тогда проект с дорогим родстером BMW-507 постигла неудача. Но в 90-х решили рискнуть. И не прогадали.
Свету явили симпатичное создание, которое, однако, чистыми наивными «глазками»-фарами смотрело далеко вперед. Букву «Z» в названии разработчики взяли от слова Zukunft – «будущее».
Теплая встреча публики на смотринах предопределила судьбу BMW Z1 – в серию! Так родстер и попал на конвейер в 1989 модельном году. В короткий срок дилеры собрали 5 тыс. заявок.
Машину построили на жестком металлокаркасе. Кузовные панели из композита на основе термопластика сделали съемными: крепятся болтами. Предполагалось, хозяин может менять надоевший цвет машины, просто навесив новые пластиковые детали. Комплекты продавались отдельно.
ЛКП панелей красочное, сочное и качественное. Ощущения, что кузов неметаллический, не возникает. В рекламных буклетах оптимистично сообщалось, что «переодеть» автомобиль можно за 40 мин.
Но, под камеру и на публике, заводские рабочие затратили на замену деталей 6 часов. Воспользовался ли кто из владельцев возможностью менять машине «рубашки», сведений нет. Но есть подозрения и сомнения в рациональности опции.
Размеры родстера:
✅ Длина – 3921 мм
✅ Ширина – 1690 мм
✅ Высота – 1227 мм
✅ Вес – 1250 кг
Компактными габаритами объясняются крохотные элементы экстерьера. Это багажник, где помещается только запаска, и радиаторная решетка. Последнюю, если не поискать, не заметишь. Впрочем, выполнена в фирменном стиле БМВ – «ноздри».
Плавные, обтекаемые формы, задний свес, гладкое днище и распластанный по нему глушитель говорили о стремлении создателей к аэродинамике. Водители даже ощущали своего рода «граунд-эффект», когда «Зет 1» как бы присасывался к дороге.
Это сооружение – венец конструкторской мысли. За эксклюзивную разработку впору придумать и дать авторам особую профессиональную премию. Двери не распахиваются на петлях по ходу или против движения авто, не поднимаются на шарнирах наподобие «крыла чайки». Они даже не скользят вдоль борта. На ременном механизме двери уходят вертикально… в пол. Причем стекла убираются автоматически.
Процесс открывания/закрывания 70-килограммового устройства происходит плавно и завораживающе красиво. Пороги автомобиля высокие и широкие. Садиться и становиться на них нельзя, что крайне затрудняет посадку. Правда, делу помогает прочная дуга над лобовым стеклом.
Обычно производители открытых машин предостерегают пользователей, чтобы не держались за верхний край лобовика. Здесь наоборот: опершись одной рукой на борт, второй схватившись за поручень, можно легко вскочить в салон. Как это сделают фрау и фройляйн в юбочках, тевтонские рыцари не подумали.
Кстати, дуга над ветровым стеклом работает как элемент силовой структуры. То же самое относится и к мощным порогам. То есть при опрокидывании автомобиля, эти элементы призваны сохранять пассажиров от дополнительных травм.
Ручек не устанавливали: дверь опускается в порог с кнопки на корпусе авто. Из салона двери закрываются обычным рычажком, расположенным возле пола. Дверные карты чистые, без кармашков и органов управления.
Зеркала заднего вида, по причине исчезающих в порогах дверей, крепятся на рамку лобового стекла. Подобной конструкции дверей никогда не существовало в автоиндустрии ни до «Зет 1», ни после.
Прелесть в том, свидетельствуют пользователи, что немецкий родстер – единственный в мире автомобиль, в котором можно ехать с открытыми дверями. Весело! Но до первого полицейского свистка: во многих странах такая езда запрещена.
Внутренне пространство 2-местного родстера организовано с учетом необычных дверей. То, что находилось бы на дверных картах, разместили на торпедо. Впрочем, эргономика безупречная: приборы, управляющие кнопки и кругляшки расположены кучно и логично.
Спортивные сиденья с интегрированными подголовниками добавляют комфорта путешествующим. Правда, фройляйн и фрау свои мелкие вещицы, необходимые в дороге, должны держать при себе, на коленях, видимо. Бардачок рыцари запрятали за пассажирское кресло. И то сиденье нужно отодвинуть и приподнять, чтобы добраться до салфеток, булавок, документов и прочего, что держат в перчаточном ящике.
Салонное освещение тоже необычное. Один плафон разместили между сиденьями прямо на ковровой обивке. Вторую лампочку установили там, где в обычных авто бардачок. На верхнем обрамлении ветровика приютились миниатюрные солнцезащитные козырьки. Попутчикам внутри не тесно, хотя колесная база родстера короткая – 2447 мм.
В двигателях ничего необычного, кроме способа добираться до самого отсека. А почему бы не усложнить простую процедуру открывания капота, подумали тевтонцы.
Поступили следующим образом: сначала вы из салона нажимаете кнопочку, крышка приподнимается сантиметров на 10. Потом вы сдвигаете ее вперед, к фарам. Затем тянете от ветрового стекла вверх. Короче, пройдя несложный курс «молодого бойца», вы отыщите двигатель.
Взору открывается силовой 6-цилиндровый агрегат под маркой M20B25 I6. Характеристики мотора:
✅ Объем – 2,5 л
✅ Мощность – 170 л. с. при 5,8 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 226 Н*м при 4,3 тыс. об/мин
Машина развивала 225 км/ч, а первая «сотня» пасовала перед BMW-Z1 через 7,9 сек.
Привод через 5-ступенчатую МКП шел на заднюю ось. Тормоза по кругу стояли дисковые. А независимая на все колеса подвеска была особенной: вспомним, что ради нее и создавали концепт.
Спереди работали обычные пружинные стойки, а сзади трудилась уникальная многорычажная конструкция с названием «ось Z». Она состояла из двух поперечных рычагов, отвечающих за вертикальное перемещение колес, и одного продольного. Этот хитро изгибался и крепился к ступице ската.
Развал был нулевым, а схождение ведущих колес обратным. При таком решении снижался риск избыточной поворачиваемости. Поэтому в виражах «Зет 1» был надежен и предсказуем.
Славный автомобильчик получился. Привлекательный и технологичный. Но оригинальная подвеска, кузовные дела с этой скользящей вниз дверью, съемная «одежка» требовали много ручной сборки. Родстер вышел дорогим – 80-89 тыс. немецких марок.
Проще купить лимузин BMW-735i. Почти столько же стоил культовый «Порше 911». Поэтому прижимистые бюргеры отвернулись от машины в тот момент, когда на предприятии собрали 8093 шт. родстеров.
Тевтонские гении подумали: может, кузов поменять? И сочинили в 1991 году Z1 Coupe. Любимые двери оставили. Придумали, как совместить головные огни с зеркалами заднего вида. Словом, расшалились не на шутку. Но вовремя остановились: дальше обездвиженного макета дело не пошло.
От несостоявшегося купе остались фотографии. Красивой обещала быть машина. Вокруг почему-то роится множество слухов: «секретный проект», «таинственный концепт» и т. д. Что-то подобное мы уже слышали…
Точно! Был концепт BMW AVT 1981 года, о котором мы писали ранее. Но с купе вышло хуже: еще не родившуюся модель называют «самой уродливой». С чего взяли? Дорогой был бы автомобиль, но не безобразный.
На практике вышел родстер BMW Z1 – автомобиль более заумный и необычный, чем предполагали. Тем любопытнее...
О создании модели
В 80-х на «Баварских моторных заводах» организовали подразделение исследований и технологий GmbH. Задачи: создавать концепты, обкатывать новые и модернизированные узлы, экспериментировать с инновационными материалами.
Передок BMW Z1 с фирменными «ноздрями». Фото: YouTube.com
В 1987 году сотрудники подразделения показали на франкфуртском автошоу концепт. На макете конструкторы тестировали подвеску для знаменитой БМВ «троечки». Стилист Харм Лагай придумал облечь концепт в изящную новаторскую форму – кузов родстер.
Помнится, последний раз компания строила такой тип корпусов 30 лет назад, в 60-х. Тогда проект с дорогим родстером BMW-507 постигла неудача. Но в 90-х решили рискнуть. И не прогадали.
Свету явили симпатичное создание, которое, однако, чистыми наивными «глазками»-фарами смотрело далеко вперед. Букву «Z» в названии разработчики взяли от слова Zukunft – «будущее».
Теплая встреча публики на смотринах предопределила судьбу BMW Z1 – в серию! Так родстер и попал на конвейер в 1989 модельном году. В короткий срок дилеры собрали 5 тыс. заявок.
Экстерьер
Машину построили на жестком металлокаркасе. Кузовные панели из композита на основе термопластика сделали съемными: крепятся болтами. Предполагалось, хозяин может менять надоевший цвет машины, просто навесив новые пластиковые детали. Комплекты продавались отдельно.
Родстер BMW Z1 с открытой дверью выглядит так. Фото: YouTube.com
ЛКП панелей красочное, сочное и качественное. Ощущения, что кузов неметаллический, не возникает. В рекламных буклетах оптимистично сообщалось, что «переодеть» автомобиль можно за 40 мин.
Но, под камеру и на публике, заводские рабочие затратили на замену деталей 6 часов. Воспользовался ли кто из владельцев возможностью менять машине «рубашки», сведений нет. Но есть подозрения и сомнения в рациональности опции.
Размеры родстера:
✅ Длина – 3921 мм
✅ Ширина – 1690 мм
✅ Высота – 1227 мм
✅ Вес – 1250 кг
Компактными габаритами объясняются крохотные элементы экстерьера. Это багажник, где помещается только запаска, и радиаторная решетка. Последнюю, если не поискать, не заметишь. Впрочем, выполнена в фирменном стиле БМВ – «ноздри».
Плавные, обтекаемые формы, задний свес, гладкое днище и распластанный по нему глушитель говорили о стремлении создателей к аэродинамике. Водители даже ощущали своего рода «граунд-эффект», когда «Зет 1» как бы присасывался к дороге.
Двери
Это сооружение – венец конструкторской мысли. За эксклюзивную разработку впору придумать и дать авторам особую профессиональную премию. Двери не распахиваются на петлях по ходу или против движения авто, не поднимаются на шарнирах наподобие «крыла чайки». Они даже не скользят вдоль борта. На ременном механизме двери уходят вертикально… в пол. Причем стекла убираются автоматически.
Двери с секретом BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Процесс открывания/закрывания 70-килограммового устройства происходит плавно и завораживающе красиво. Пороги автомобиля высокие и широкие. Садиться и становиться на них нельзя, что крайне затрудняет посадку. Правда, делу помогает прочная дуга над лобовым стеклом.
Обычно производители открытых машин предостерегают пользователей, чтобы не держались за верхний край лобовика. Здесь наоборот: опершись одной рукой на борт, второй схватившись за поручень, можно легко вскочить в салон. Как это сделают фрау и фройляйн в юбочках, тевтонские рыцари не подумали.
Кстати, дуга над ветровым стеклом работает как элемент силовой структуры. То же самое относится и к мощным порогам. То есть при опрокидывании автомобиля, эти элементы призваны сохранять пассажиров от дополнительных травм.
Приборная панель «Зет 1». Фото: YouTube.com
Ручек не устанавливали: дверь опускается в порог с кнопки на корпусе авто. Из салона двери закрываются обычным рычажком, расположенным возле пола. Дверные карты чистые, без кармашков и органов управления.
Зеркала заднего вида, по причине исчезающих в порогах дверей, крепятся на рамку лобового стекла. Подобной конструкции дверей никогда не существовало в автоиндустрии ни до «Зет 1», ни после.
Прелесть в том, свидетельствуют пользователи, что немецкий родстер – единственный в мире автомобиль, в котором можно ехать с открытыми дверями. Весело! Но до первого полицейского свистка: во многих странах такая езда запрещена.
Интерьер
Внутренне пространство 2-местного родстера организовано с учетом необычных дверей. То, что находилось бы на дверных картах, разместили на торпедо. Впрочем, эргономика безупречная: приборы, управляющие кнопки и кругляшки расположены кучно и логично.
В салоне BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Спортивные сиденья с интегрированными подголовниками добавляют комфорта путешествующим. Правда, фройляйн и фрау свои мелкие вещицы, необходимые в дороге, должны держать при себе, на коленях, видимо. Бардачок рыцари запрятали за пассажирское кресло. И то сиденье нужно отодвинуть и приподнять, чтобы добраться до салфеток, булавок, документов и прочего, что держат в перчаточном ящике.
Салонное освещение тоже необычное. Один плафон разместили между сиденьями прямо на ковровой обивке. Вторую лампочку установили там, где в обычных авто бардачок. На верхнем обрамлении ветровика приютились миниатюрные солнцезащитные козырьки. Попутчикам внутри не тесно, хотя колесная база родстера короткая – 2447 мм.
Моторы
В двигателях ничего необычного, кроме способа добираться до самого отсека. А почему бы не усложнить простую процедуру открывания капота, подумали тевтонцы.
Моторный отсек BMW-Z1. Фото: YouTube.com
Поступили следующим образом: сначала вы из салона нажимаете кнопочку, крышка приподнимается сантиметров на 10. Потом вы сдвигаете ее вперед, к фарам. Затем тянете от ветрового стекла вверх. Короче, пройдя несложный курс «молодого бойца», вы отыщите двигатель.
Взору открывается силовой 6-цилиндровый агрегат под маркой M20B25 I6. Характеристики мотора:
✅ Объем – 2,5 л
✅ Мощность – 170 л. с. при 5,8 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 226 Н*м при 4,3 тыс. об/мин
Машина развивала 225 км/ч, а первая «сотня» пасовала перед BMW-Z1 через 7,9 сек.
Ходовая
Привод через 5-ступенчатую МКП шел на заднюю ось. Тормоза по кругу стояли дисковые. А независимая на все колеса подвеска была особенной: вспомним, что ради нее и создавали концепт.
Спереди работали обычные пружинные стойки, а сзади трудилась уникальная многорычажная конструкция с названием «ось Z». Она состояла из двух поперечных рычагов, отвечающих за вертикальное перемещение колес, и одного продольного. Этот хитро изгибался и крепился к ступице ската.
Развал был нулевым, а схождение ведущих колес обратным. При таком решении снижался риск избыточной поворачиваемости. Поэтому в виражах «Зет 1» был надежен и предсказуем.
Тираж и дальнейшее развитие модели
Славный автомобильчик получился. Привлекательный и технологичный. Но оригинальная подвеска, кузовные дела с этой скользящей вниз дверью, съемная «одежка» требовали много ручной сборки. Родстер вышел дорогим – 80-89 тыс. немецких марок.
Макет Z1 Coupe, породивший слухи о таинственном проекте BMW. Фото: www.bmwgrup.com
Проще купить лимузин BMW-735i. Почти столько же стоил культовый «Порше 911». Поэтому прижимистые бюргеры отвернулись от машины в тот момент, когда на предприятии собрали 8093 шт. родстеров.
Тевтонские гении подумали: может, кузов поменять? И сочинили в 1991 году Z1 Coupe. Любимые двери оставили. Придумали, как совместить головные огни с зеркалами заднего вида. Словом, расшалились не на шутку. Но вовремя остановились: дальше обездвиженного макета дело не пошло.
От несостоявшегося купе остались фотографии. Красивой обещала быть машина. Вокруг почему-то роится множество слухов: «секретный проект», «таинственный концепт» и т. д. Что-то подобное мы уже слышали…
Точно! Был концепт BMW AVT 1981 года, о котором мы писали ранее. Но с купе вышло хуже: еще не родившуюся модель называют «самой уродливой». С чего взяли? Дорогой был бы автомобиль, но не безобразный.
- youtube.com, www.bmwgrup.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...