Двигатели GDI — все, что нужно знать о технологии прямого впрыска
GDI представляет собой технологию прямого впрыска горючего в цилиндры инжекторных двигателей. Сегодня она широко используется в современных бензиновых ДВС.
Автопроизводители присваивают своим конструкциям разные обозначения. У «Мицубиси» это GDI, у VW – FSI, на «Фордах» технология называется «Экобуст». В «Тойотах» – 4D, а «Мерседес» разъясняет понятие «прямого впрыска» в индексе ДВС. В чем особенность этой технологии, какие у нее преимущества и недостатки, разберем ниже.
В классических поршневых агрегатах горючее поступает в коллектор, где происходит его смешивание с воздухом. В GDI подача топлива осуществляется сразу в цилиндр. Этот метод делает процесс сгорания более эффективным, поскольку он обеспечивает точный контроль над объемом бензина и временем его впрыска.
Форсунки встраиваются в ГБЦ, топливо распыляется в каждой камере сгорания, минуя впускной коллектор и клапаны. Горючее поступает под давлением, которое обеспечивается ТНВД.
ДВС с прямым впрыском имеет фактически аналогичную конструкцию, что и обычные бензиновые агрегаты. В таком моторе цилиндр оснащен форсункой и свечей. Поступление горючего в камеры осуществляется через ТНВД при давлении в 5 мПа. Форсунки функционируют в двух режимах подачи топлива, в зависимости от динамики движения автомобиля.
Работа с избыточно бедными смесями — при низких нагрузках и спокойной езде по городу или за его пределами на скорости до 120 км/ч. Бензин поступает в камеры цилиндра конце такта сжатия. Концентрированное топливное облако находится в области свечи зажигания и быстро воспламеняется, поджигая обедненную горючую смесь. Это позволяет мотору работать оптимально при соотношении бензина к воздуху в цилиндре 1 к 40.
Второй режим функционирования или стехиометрическая смесь осуществляется при движении на повышенной скорости по трассе. Воспламенение происходит мгновенно и без трудностей. Бензин подается в процессе впускного такта. Горючее поступает в цилиндры, равномерно распыляется, а после этого моментально испаряется, охлаждая воздух в рабочей зоне мотора. Этот процесс также снижает вероятность детонации.
У GDI есть еще один, третий режим функционирования, контролируемый самой системой управления. Он позволяет увеличивать крутящий момент в случае, если автомобиль движется на низких оборотах и водитель резко нажимает на педаль газа. При функционировании агрегата в таком режиме и внезапном увеличении подачи обогащенной смеси возрастает риск детонации.
Но блок управления решает эту проблему. Небольшой объем бензина поступает на такте впуска в цилиндр. Последний заполняется обедненной смесью в пропорции 50 к 1 (воздух к топливу). Детонация отсутствует. На заключительной стадии сжатия в цилиндр направляется струя бензина, устанавливающая пропорцию воздуха и горючего в обогащенную смесь или равную 10-12 к 1. Это также исключает возможность детонации.
Основное достоинство таких ДВС — эффективность топливоподачи. Благодаря точному управлению впрыском бензина в цилиндры двигателя достигается повышенная экономичность. Моторы GDI более эффективно используют поступающий воздух, что обеспечивает увеличение мощности и лучшее ускорение автомобиля. Такие агрегаты отличаются большей экологической безопасностью.
Но это не все достоинства:
✅ Надежность и долговечность. Топливо подается непосредственно в цилиндр и не проходит через впускные клапаны, за счет чего устраняется риск образования отложений
✅ Благодаря впрыску бензина под высоким давлением удается достичь большей мощности без проблем с детонацией
✅ Улучшенная реакция на педаль газа. Автомобиль более чувствительно реагирует на команды водителя
✅ Повышенная мощность на высоких оборотах: Это обеспечивает улучшенную динамику при обгоне
✅ Эффективность при низких нагрузках
Но это технология не идеальна. У GDI есть ряд недостатков и уязвимостей, которые следует учитывать. Эти моторы чувствительны к топливу, к содержанию в нем примесей и загрязнений. Использование низкокачественного бензина может вызвать засорение форсунок и повреждение впрыска. Это отражается на эффективности и увеличивает вероятность поломок. Даже небольшие примеси способны привести к загрязнению форсунок, что станет причиной неравномерного распределения топлива по цилиндрам и снижению производительности двигателя.
Регулярное использование дешевого бензина в моторах GDI увеличивает риск образования угара. Обслуживание и ремонт GDI-двигателей обходятся дороже, чем у традиционных систем впрыска, ввиду сложной конструкции. Повышенные температуры отработанных газов может влиять на долговечность катализатора и других компонентов выхлопной. Автомобили с GDI-моторами стоят дороже по сравнению с аналогичными моделями с традиционным впрыском.
Сохранение бесперебойной работы двигателей с GDI предполагает ряд мероприятий в рамках профилактики. Разумеется, это выбор только качественного топлива, регулярная замена расходных материалов, использование рекомендованных производителем масел. Но также требуется систематическая чистка впуска от отложений, накипи, грязи с клапанов, дроссельной заслонки и прочих компонентов.
Оценка состояния форсунок, давления топлива и работы электронной системы управления — часть поддержания «здоровья» двигателя. Избегайте длительного холостого хода, чтобы снизить загазованность и риск образования накипи в цилиндрах.
Все зависит от характера поломки и конкретного случая. Рассмотрим пример с автомобилем Mitsubishi Carisma. Стоимость контрактного двигателя GDI объемом 1.8 л (бывшего в употреблении, привезенного с иностранной разборки) составляет порядка 50-60 тыс. рублей. Такой же подержанный мотор, снятый с автомобиля, эксплуатирующегося в РФ, будет стоить 25-30 тыс. руб. Стоимость «капиталки» такого ДВС в одном из техцентров Mitsubishi в Москве составляет от 55 до 250 тыс. руб.
Среди других типов ДВС GDI-двигатель выделяется методом прямого впрыска горючего. Этот тип обеспечивает эффективное топливопотребление, что ведет к повышенной экономичности. При выборе авто с таким ДВС нужно отталкиваться от особенностей обслуживания и ремонта, ваших индивидуальных потребностей (манера вождения, тип поездок). Производители предлагают разные GDI, некоторые из них более надежны и долговечны. Для принятия обоснованного решения рекомендуем изучить отзывы владельцев и мнения экспертов о конкретной марке и модели авто.
Автопроизводители присваивают своим конструкциям разные обозначения. У «Мицубиси» это GDI, у VW – FSI, на «Фордах» технология называется «Экобуст». В «Тойотах» – 4D, а «Мерседес» разъясняет понятие «прямого впрыска» в индексе ДВС. В чем особенность этой технологии, какие у нее преимущества и недостатки, разберем ниже.
Чем GDI отличается от традиционных двигателей?
В классических поршневых агрегатах горючее поступает в коллектор, где происходит его смешивание с воздухом. В GDI подача топлива осуществляется сразу в цилиндр. Этот метод делает процесс сгорания более эффективным, поскольку он обеспечивает точный контроль над объемом бензина и временем его впрыска.
Форсунки встраиваются в ГБЦ, топливо распыляется в каждой камере сгорания, минуя впускной коллектор и клапаны. Горючее поступает под давлением, которое обеспечивается ТНВД.
Принцип действия GDI
ДВС с прямым впрыском имеет фактически аналогичную конструкцию, что и обычные бензиновые агрегаты. В таком моторе цилиндр оснащен форсункой и свечей. Поступление горючего в камеры осуществляется через ТНВД при давлении в 5 мПа. Форсунки функционируют в двух режимах подачи топлива, в зависимости от динамики движения автомобиля.
Работа с избыточно бедными смесями — при низких нагрузках и спокойной езде по городу или за его пределами на скорости до 120 км/ч. Бензин поступает в камеры цилиндра конце такта сжатия. Концентрированное топливное облако находится в области свечи зажигания и быстро воспламеняется, поджигая обедненную горючую смесь. Это позволяет мотору работать оптимально при соотношении бензина к воздуху в цилиндре 1 к 40.
Впрыск топлива из форсунки в двигателе GDI. Фото: YouTube.com
Второй режим функционирования или стехиометрическая смесь осуществляется при движении на повышенной скорости по трассе. Воспламенение происходит мгновенно и без трудностей. Бензин подается в процессе впускного такта. Горючее поступает в цилиндры, равномерно распыляется, а после этого моментально испаряется, охлаждая воздух в рабочей зоне мотора. Этот процесс также снижает вероятность детонации.
У GDI есть еще один, третий режим функционирования, контролируемый самой системой управления. Он позволяет увеличивать крутящий момент в случае, если автомобиль движется на низких оборотах и водитель резко нажимает на педаль газа. При функционировании агрегата в таком режиме и внезапном увеличении подачи обогащенной смеси возрастает риск детонации.
Электронная дроссельная заслонка GDI-двигателя 4G93. Фото: YouTube.com
Но блок управления решает эту проблему. Небольшой объем бензина поступает на такте впуска в цилиндр. Последний заполняется обедненной смесью в пропорции 50 к 1 (воздух к топливу). Детонация отсутствует. На заключительной стадии сжатия в цилиндр направляется струя бензина, устанавливающая пропорцию воздуха и горючего в обогащенную смесь или равную 10-12 к 1. Это также исключает возможность детонации.
Преимущества и недостатки GDI-двигателей
Основное достоинство таких ДВС — эффективность топливоподачи. Благодаря точному управлению впрыском бензина в цилиндры двигателя достигается повышенная экономичность. Моторы GDI более эффективно используют поступающий воздух, что обеспечивает увеличение мощности и лучшее ускорение автомобиля. Такие агрегаты отличаются большей экологической безопасностью.
Но это не все достоинства:
✅ Надежность и долговечность. Топливо подается непосредственно в цилиндр и не проходит через впускные клапаны, за счет чего устраняется риск образования отложений
✅ Благодаря впрыску бензина под высоким давлением удается достичь большей мощности без проблем с детонацией
✅ Улучшенная реакция на педаль газа. Автомобиль более чувствительно реагирует на команды водителя
✅ Повышенная мощность на высоких оборотах: Это обеспечивает улучшенную динамику при обгоне
✅ Эффективность при низких нагрузках
Но это технология не идеальна. У GDI есть ряд недостатков и уязвимостей, которые следует учитывать. Эти моторы чувствительны к топливу, к содержанию в нем примесей и загрязнений. Использование низкокачественного бензина может вызвать засорение форсунок и повреждение впрыска. Это отражается на эффективности и увеличивает вероятность поломок. Даже небольшие примеси способны привести к загрязнению форсунок, что станет причиной неравномерного распределения топлива по цилиндрам и снижению производительности двигателя.
Сажево-масляный налет в двигателе GDI. Фото: YouTube.com
Регулярное использование дешевого бензина в моторах GDI увеличивает риск образования угара. Обслуживание и ремонт GDI-двигателей обходятся дороже, чем у традиционных систем впрыска, ввиду сложной конструкции. Повышенные температуры отработанных газов может влиять на долговечность катализатора и других компонентов выхлопной. Автомобили с GDI-моторами стоят дороже по сравнению с аналогичными моделями с традиционным впрыском.
Особенности ухода и профилактики
Сохранение бесперебойной работы двигателей с GDI предполагает ряд мероприятий в рамках профилактики. Разумеется, это выбор только качественного топлива, регулярная замена расходных материалов, использование рекомендованных производителем масел. Но также требуется систематическая чистка впуска от отложений, накипи, грязи с клапанов, дроссельной заслонки и прочих компонентов.
Катушка зажигания двигателя Mitsubishi 1.8 GDI (4G93). Фото: YouTube.com
Оценка состояния форсунок, давления топлива и работы электронной системы управления — часть поддержания «здоровья» двигателя. Избегайте длительного холостого хода, чтобы снизить загазованность и риск образования накипи в цилиндрах.
Купить контрактный или отремонтировать: что выгоднее?
Все зависит от характера поломки и конкретного случая. Рассмотрим пример с автомобилем Mitsubishi Carisma. Стоимость контрактного двигателя GDI объемом 1.8 л (бывшего в употреблении, привезенного с иностранной разборки) составляет порядка 50-60 тыс. рублей. Такой же подержанный мотор, снятый с автомобиля, эксплуатирующегося в РФ, будет стоить 25-30 тыс. руб. Стоимость «капиталки» такого ДВС в одном из техцентров Mitsubishi в Москве составляет от 55 до 250 тыс. руб.
Среди других типов ДВС GDI-двигатель выделяется методом прямого впрыска горючего. Этот тип обеспечивает эффективное топливопотребление, что ведет к повышенной экономичности. При выборе авто с таким ДВС нужно отталкиваться от особенностей обслуживания и ремонта, ваших индивидуальных потребностей (манера вождения, тип поездок). Производители предлагают разные GDI, некоторые из них более надежны и долговечны. Для принятия обоснованного решения рекомендуем изучить отзывы владельцев и мнения экспертов о конкретной марке и модели авто.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...