Двигатели GDI — все, что нужно знать о технологии прямого впрыска
GDI представляет собой технологию прямого впрыска горючего в цилиндры инжекторных двигателей. Сегодня она широко используется в современных бензиновых ДВС.
Автопроизводители присваивают своим конструкциям разные обозначения. У «Мицубиси» это GDI, у VW – FSI, на «Фордах» технология называется «Экобуст». В «Тойотах» – 4D, а «Мерседес» разъясняет понятие «прямого впрыска» в индексе ДВС. В чем особенность этой технологии, какие у нее преимущества и недостатки, разберем ниже.
В классических поршневых агрегатах горючее поступает в коллектор, где происходит его смешивание с воздухом. В GDI подача топлива осуществляется сразу в цилиндр. Этот метод делает процесс сгорания более эффективным, поскольку он обеспечивает точный контроль над объемом бензина и временем его впрыска.
Форсунки встраиваются в ГБЦ, топливо распыляется в каждой камере сгорания, минуя впускной коллектор и клапаны. Горючее поступает под давлением, которое обеспечивается ТНВД.
ДВС с прямым впрыском имеет фактически аналогичную конструкцию, что и обычные бензиновые агрегаты. В таком моторе цилиндр оснащен форсункой и свечей. Поступление горючего в камеры осуществляется через ТНВД при давлении в 5 мПа. Форсунки функционируют в двух режимах подачи топлива, в зависимости от динамики движения автомобиля.
Работа с избыточно бедными смесями — при низких нагрузках и спокойной езде по городу или за его пределами на скорости до 120 км/ч. Бензин поступает в камеры цилиндра конце такта сжатия. Концентрированное топливное облако находится в области свечи зажигания и быстро воспламеняется, поджигая обедненную горючую смесь. Это позволяет мотору работать оптимально при соотношении бензина к воздуху в цилиндре 1 к 40.
Второй режим функционирования или стехиометрическая смесь осуществляется при движении на повышенной скорости по трассе. Воспламенение происходит мгновенно и без трудностей. Бензин подается в процессе впускного такта. Горючее поступает в цилиндры, равномерно распыляется, а после этого моментально испаряется, охлаждая воздух в рабочей зоне мотора. Этот процесс также снижает вероятность детонации.
У GDI есть еще один, третий режим функционирования, контролируемый самой системой управления. Он позволяет увеличивать крутящий момент в случае, если автомобиль движется на низких оборотах и водитель резко нажимает на педаль газа. При функционировании агрегата в таком режиме и внезапном увеличении подачи обогащенной смеси возрастает риск детонации.
Но блок управления решает эту проблему. Небольшой объем бензина поступает на такте впуска в цилиндр. Последний заполняется обедненной смесью в пропорции 50 к 1 (воздух к топливу). Детонация отсутствует. На заключительной стадии сжатия в цилиндр направляется струя бензина, устанавливающая пропорцию воздуха и горючего в обогащенную смесь или равную 10-12 к 1. Это также исключает возможность детонации.
Основное достоинство таких ДВС — эффективность топливоподачи. Благодаря точному управлению впрыском бензина в цилиндры двигателя достигается повышенная экономичность. Моторы GDI более эффективно используют поступающий воздух, что обеспечивает увеличение мощности и лучшее ускорение автомобиля. Такие агрегаты отличаются большей экологической безопасностью.
Но это не все достоинства:
✅ Надежность и долговечность. Топливо подается непосредственно в цилиндр и не проходит через впускные клапаны, за счет чего устраняется риск образования отложений
✅ Благодаря впрыску бензина под высоким давлением удается достичь большей мощности без проблем с детонацией
✅ Улучшенная реакция на педаль газа. Автомобиль более чувствительно реагирует на команды водителя
✅ Повышенная мощность на высоких оборотах: Это обеспечивает улучшенную динамику при обгоне
✅ Эффективность при низких нагрузках
Но это технология не идеальна. У GDI есть ряд недостатков и уязвимостей, которые следует учитывать. Эти моторы чувствительны к топливу, к содержанию в нем примесей и загрязнений. Использование низкокачественного бензина может вызвать засорение форсунок и повреждение впрыска. Это отражается на эффективности и увеличивает вероятность поломок. Даже небольшие примеси способны привести к загрязнению форсунок, что станет причиной неравномерного распределения топлива по цилиндрам и снижению производительности двигателя.
Регулярное использование дешевого бензина в моторах GDI увеличивает риск образования угара. Обслуживание и ремонт GDI-двигателей обходятся дороже, чем у традиционных систем впрыска, ввиду сложной конструкции. Повышенные температуры отработанных газов может влиять на долговечность катализатора и других компонентов выхлопной. Автомобили с GDI-моторами стоят дороже по сравнению с аналогичными моделями с традиционным впрыском.
Сохранение бесперебойной работы двигателей с GDI предполагает ряд мероприятий в рамках профилактики. Разумеется, это выбор только качественного топлива, регулярная замена расходных материалов, использование рекомендованных производителем масел. Но также требуется систематическая чистка впуска от отложений, накипи, грязи с клапанов, дроссельной заслонки и прочих компонентов.
Оценка состояния форсунок, давления топлива и работы электронной системы управления — часть поддержания «здоровья» двигателя. Избегайте длительного холостого хода, чтобы снизить загазованность и риск образования накипи в цилиндрах.
Все зависит от характера поломки и конкретного случая. Рассмотрим пример с автомобилем Mitsubishi Carisma. Стоимость контрактного двигателя GDI объемом 1.8 л (бывшего в употреблении, привезенного с иностранной разборки) составляет порядка 50-60 тыс. рублей. Такой же подержанный мотор, снятый с автомобиля, эксплуатирующегося в РФ, будет стоить 25-30 тыс. руб. Стоимость «капиталки» такого ДВС в одном из техцентров Mitsubishi в Москве составляет от 55 до 250 тыс. руб.
Среди других типов ДВС GDI-двигатель выделяется методом прямого впрыска горючего. Этот тип обеспечивает эффективное топливопотребление, что ведет к повышенной экономичности. При выборе авто с таким ДВС нужно отталкиваться от особенностей обслуживания и ремонта, ваших индивидуальных потребностей (манера вождения, тип поездок). Производители предлагают разные GDI, некоторые из них более надежны и долговечны. Для принятия обоснованного решения рекомендуем изучить отзывы владельцев и мнения экспертов о конкретной марке и модели авто.
Автопроизводители присваивают своим конструкциям разные обозначения. У «Мицубиси» это GDI, у VW – FSI, на «Фордах» технология называется «Экобуст». В «Тойотах» – 4D, а «Мерседес» разъясняет понятие «прямого впрыска» в индексе ДВС. В чем особенность этой технологии, какие у нее преимущества и недостатки, разберем ниже.
Чем GDI отличается от традиционных двигателей?
В классических поршневых агрегатах горючее поступает в коллектор, где происходит его смешивание с воздухом. В GDI подача топлива осуществляется сразу в цилиндр. Этот метод делает процесс сгорания более эффективным, поскольку он обеспечивает точный контроль над объемом бензина и временем его впрыска.
Форсунки встраиваются в ГБЦ, топливо распыляется в каждой камере сгорания, минуя впускной коллектор и клапаны. Горючее поступает под давлением, которое обеспечивается ТНВД.
Принцип действия GDI
ДВС с прямым впрыском имеет фактически аналогичную конструкцию, что и обычные бензиновые агрегаты. В таком моторе цилиндр оснащен форсункой и свечей. Поступление горючего в камеры осуществляется через ТНВД при давлении в 5 мПа. Форсунки функционируют в двух режимах подачи топлива, в зависимости от динамики движения автомобиля.
Работа с избыточно бедными смесями — при низких нагрузках и спокойной езде по городу или за его пределами на скорости до 120 км/ч. Бензин поступает в камеры цилиндра конце такта сжатия. Концентрированное топливное облако находится в области свечи зажигания и быстро воспламеняется, поджигая обедненную горючую смесь. Это позволяет мотору работать оптимально при соотношении бензина к воздуху в цилиндре 1 к 40.
Впрыск топлива из форсунки в двигателе GDI. Фото: YouTube.com
Второй режим функционирования или стехиометрическая смесь осуществляется при движении на повышенной скорости по трассе. Воспламенение происходит мгновенно и без трудностей. Бензин подается в процессе впускного такта. Горючее поступает в цилиндры, равномерно распыляется, а после этого моментально испаряется, охлаждая воздух в рабочей зоне мотора. Этот процесс также снижает вероятность детонации.
У GDI есть еще один, третий режим функционирования, контролируемый самой системой управления. Он позволяет увеличивать крутящий момент в случае, если автомобиль движется на низких оборотах и водитель резко нажимает на педаль газа. При функционировании агрегата в таком режиме и внезапном увеличении подачи обогащенной смеси возрастает риск детонации.
Электронная дроссельная заслонка GDI-двигателя 4G93. Фото: YouTube.com
Но блок управления решает эту проблему. Небольшой объем бензина поступает на такте впуска в цилиндр. Последний заполняется обедненной смесью в пропорции 50 к 1 (воздух к топливу). Детонация отсутствует. На заключительной стадии сжатия в цилиндр направляется струя бензина, устанавливающая пропорцию воздуха и горючего в обогащенную смесь или равную 10-12 к 1. Это также исключает возможность детонации.
Преимущества и недостатки GDI-двигателей
Основное достоинство таких ДВС — эффективность топливоподачи. Благодаря точному управлению впрыском бензина в цилиндры двигателя достигается повышенная экономичность. Моторы GDI более эффективно используют поступающий воздух, что обеспечивает увеличение мощности и лучшее ускорение автомобиля. Такие агрегаты отличаются большей экологической безопасностью.
Но это не все достоинства:
✅ Надежность и долговечность. Топливо подается непосредственно в цилиндр и не проходит через впускные клапаны, за счет чего устраняется риск образования отложений
✅ Благодаря впрыску бензина под высоким давлением удается достичь большей мощности без проблем с детонацией
✅ Улучшенная реакция на педаль газа. Автомобиль более чувствительно реагирует на команды водителя
✅ Повышенная мощность на высоких оборотах: Это обеспечивает улучшенную динамику при обгоне
✅ Эффективность при низких нагрузках
Но это технология не идеальна. У GDI есть ряд недостатков и уязвимостей, которые следует учитывать. Эти моторы чувствительны к топливу, к содержанию в нем примесей и загрязнений. Использование низкокачественного бензина может вызвать засорение форсунок и повреждение впрыска. Это отражается на эффективности и увеличивает вероятность поломок. Даже небольшие примеси способны привести к загрязнению форсунок, что станет причиной неравномерного распределения топлива по цилиндрам и снижению производительности двигателя.
Сажево-масляный налет в двигателе GDI. Фото: YouTube.com
Регулярное использование дешевого бензина в моторах GDI увеличивает риск образования угара. Обслуживание и ремонт GDI-двигателей обходятся дороже, чем у традиционных систем впрыска, ввиду сложной конструкции. Повышенные температуры отработанных газов может влиять на долговечность катализатора и других компонентов выхлопной. Автомобили с GDI-моторами стоят дороже по сравнению с аналогичными моделями с традиционным впрыском.
Особенности ухода и профилактики
Сохранение бесперебойной работы двигателей с GDI предполагает ряд мероприятий в рамках профилактики. Разумеется, это выбор только качественного топлива, регулярная замена расходных материалов, использование рекомендованных производителем масел. Но также требуется систематическая чистка впуска от отложений, накипи, грязи с клапанов, дроссельной заслонки и прочих компонентов.
Катушка зажигания двигателя Mitsubishi 1.8 GDI (4G93). Фото: YouTube.com
Оценка состояния форсунок, давления топлива и работы электронной системы управления — часть поддержания «здоровья» двигателя. Избегайте длительного холостого хода, чтобы снизить загазованность и риск образования накипи в цилиндрах.
Купить контрактный или отремонтировать: что выгоднее?
Все зависит от характера поломки и конкретного случая. Рассмотрим пример с автомобилем Mitsubishi Carisma. Стоимость контрактного двигателя GDI объемом 1.8 л (бывшего в употреблении, привезенного с иностранной разборки) составляет порядка 50-60 тыс. рублей. Такой же подержанный мотор, снятый с автомобиля, эксплуатирующегося в РФ, будет стоить 25-30 тыс. руб. Стоимость «капиталки» такого ДВС в одном из техцентров Mitsubishi в Москве составляет от 55 до 250 тыс. руб.
Среди других типов ДВС GDI-двигатель выделяется методом прямого впрыска горючего. Этот тип обеспечивает эффективное топливопотребление, что ведет к повышенной экономичности. При выборе авто с таким ДВС нужно отталкиваться от особенностей обслуживания и ремонта, ваших индивидуальных потребностей (манера вождения, тип поездок). Производители предлагают разные GDI, некоторые из них более надежны и долговечны. Для принятия обоснованного решения рекомендуем изучить отзывы владельцев и мнения экспертов о конкретной марке и модели авто.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...