Немецкие рельсовые автобусы BR 628 – и спустя полвека в строю
Транспортная промышленность Германии заслуженно считается ведущей в Европе. Этот факт являлся неоспоримым и в то время, когда она была разделена на два государства. Немцы могут похвалиться не только рядом отличных автомобильных марок, но и выпуском востребованной железнодорожной техники.
И в этом секторе профильные компании из ФРГ продвинулись сразу во всех направлениях: магистральные и маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, самоходные вагоны для метро. Здесь имеются в наличии как модели на электрическом приводе, так и тепловой тяге. В последние годы все большую популярность приобретает гибридная техника, об одном из образцов которой (Siemens Vectron) мы уже писали ранее.
Сегодня мы обратим внимание на разработанный в начале 70-х дизель-поезд для региональных маршрутов. В тот момент уже требовалась срочная замена для заметно устаревших предшественников. Эта модель появилась по специальному заказу Deutsche Bahn (Немецких железных дорог).
Конечно, в те времена еще не существовало такого понятия, тесно связывающего тружеников стальных магистралей с их «коллегами» из числа безрельсового транспорта. Поэтому более корректно стоило бы назвать этот компактный вариант региональным дизель-поездом.
Новинка создавалась с целью замены ветеранов нескольких моделей: классов 795, 798 и 515. И она вполне справилась с поставленной задачей. Показав себя надежной и неприхотливой машиной, BR 628 на многих пригородных маршрутах стал основным пассажирским локомотивом. Одним из таковых является участок TrainSim-Germany, по которому курсировали шустрые рельсовые автобусы в мятно-зеленой окраске. Он оказался находкой и для других местных направлений:
✅ Майнц – Кобленц
✅ Зальцбург – Розенхайм
✅ городская ж/д Форарльберг
Класс BR 628 представлял собой двухвагонный дизельный агрегат. Одна из его частей (BR 628) – это моторный вагон, другая (BR 928) – бесприводная машина управления. Изначально конструкторы предполагали эксплуатацию состава именно в такой комплектации. Для участков с более оживленным потоком предусматривалась двойная спайка, состоящая из четырех вагонов.
Учитывая высокую популярность техники, ее постоянно пытались дорабатывать и улучшать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. В первое десятилетие дизель-поезд подвергался минимальным изменениям конструкции. В 1986 году появилась расширенная версия двух предыдущих вариантов – BR 628.2, которая получила сразу несколько новых элементов:
✅ открытый отсек 1 класса
✅ улучшенная вентиляция
✅ разделительная перегородка между машинистом и пассажирским салоном
Так производители постарались интегрировать имевшиеся пожелания клиентов из числа краткосрочных требований к будущим серийным агрегатам. Изменился поезд и внешне, что добавило в его образ современности и аэродинамики. Передняя и задняя части состава стали выглядеть более наклоненными, а тройная фара переместилась вниз.
Чтобы улучшить информированность пассажиров, добавили табличку с пунктом конечного назначения движения. В Кильском локомотивном депо несколько таких BR 628.2 решили использовать в качестве экспресс-поездов. Здесь они должны были передвигаться на высоких скоростях, достигающих 140 км/ч. Правда, это сильно увеличило износ техники, и от идеи быстро отказались. Всего в период с 1986 по 1989 годы было закуплено 150 таких единиц.
На базе региональной дороги DB в земле Шлезвиг-Гольштейн имевшиеся составы класса BR 628.2 подвергли широкой модернизации. Она вылилась в установку следующих элементов:
✅ новых сидений
✅ современного внутреннего декора
✅ пандусов для инвалидных колясок и др.
Класс 628.2 может эксплуатироваться не более чем четырьмя парами и имеет максимальную скорость 120 км/ч. Вес вагона составляет около 42 тонн. Опыт работы с ним привел к созданию расширенной версии BR 628.4 (1992-1996), которая оказалась более мощной и длинной.
В середине 90-х сборкой техники занималось сразу несколько немецких предприятий. В это же время конструкцию популярного рельсового автобуса доработали до версии 629.0. Она имела ряд преимуществ, среди которых стоит отметить максимальную скорость, выросшую до 140 км/ч.
Каждый вагон BR 628 опирался на две двуосные тележки. Ведущей была только расположенная в конце с моноблочным соединением. Передача мощности от двигателя достигается с помощью гидродинамической трансмиссионной системы Voith с преобразователем Wandler и муфтой Т 311р.
Силовой агрегат и трансмиссию эластично подвесили под легким корпусом вагона. Тормозная система представлена автоматической пневмодисковой конструкцией KE с электронной защитой от заноса. Как альтернатива для экстренной остановки существовали еще и электромагнитные рельсовые тормоза. Вот параметры и показатели техники:
✅ длина состава – 44,35 / 46,4 м (в зависимости от модификации)
✅ масса вагона управления – 63,6 / 69,9 т
✅ масса моторного – 84 т
✅ сидения в моторном – 112 / 116
✅ сидения в вагоне управления – 128 / 136
За долгие годы эксплуатации BR 628 доказали свою надежность, долговечность и экономичную целесообразность использования. Но время брало свое и им элементарно не доставало современных элементов комфорта. Выходов имелось два: либо создать что-то новое, либо подвергнуть исходную конструкцию коренной модернизации.
Появившиеся новые модели указывали на первый путь. И, как результат, к концу нулевых большинство BR 628 выведено из эксплуатации. Также прекращено производство обновленных версий, по причине низкого на них спроса. Но, если вы подумали, что мы подошли к концу истории, то не стоит спешить с выводами.
Как помните, BR 628 олицетворял надежность и экономичность. Именно по этой причине некоторые частные перевозчики из Германии и Чехии (где также во множестве трудилась немецкая техника) решили вдохнуть в них свежую струю, преобразив до неузнаваемости.
Известный немецкий перевозчик Arriva решил дать новую жизнь рельсовым автобусам BR 628. Закупив устаревшую технику по довольно невысоким ценам, ее подвергли коренным преобразованиям. Они вылились в обновления внешнего дизайна (в том числе, нанесение цветов компании и ее логотипа) и улучшений внутреннего пространства.
Каждый из вагонов получил входные двери современной конструкции и прогрессивные элементы интерьера. В том числе:
✅ комфортабельные кресла
✅ места для велосипедов и колясок
✅ безбарьерный туалет
✅ разделение мест на категории
✅ откидные сидения для инвалидов
Такой шаг позволил продолжить эксплуатацию BR 628 уже в современном виде. Теперь некоторые из пассажиров помоложе, находясь в вагоне со всеми удобствами и в сопровождении проводника, одетого в цвета перевозчика, даже не думают о скромном начале дизель-поезда. Ведь полвека назад он создавался просто как временная замена для устаревших региональных рельсовых автобусов.
В современных Чехии и Германии коммерсанты научились считать деньги. Оказалось, что доработанные BR 628 могут стать гораздо более выгодным вложением, чем приобретение новых составов. Теперь их даже эксплуатируют в спайке из четырехвагонной конструкции. Так что эта история еще далека от своего полного завершения.
И в этом секторе профильные компании из ФРГ продвинулись сразу во всех направлениях: магистральные и маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, самоходные вагоны для метро. Здесь имеются в наличии как модели на электрическом приводе, так и тепловой тяге. В последние годы все большую популярность приобретает гибридная техника, об одном из образцов которой (Siemens Vectron) мы уже писали ранее.
BR 628, модернизированный компанией Arriva. Фото автора
Сегодня мы обратим внимание на разработанный в начале 70-х дизель-поезд для региональных маршрутов. В тот момент уже требовалась срочная замена для заметно устаревших предшественников. Эта модель появилась по специальному заказу Deutsche Bahn (Немецких железных дорог).
Новый тип рельсового автобуса
Конечно, в те времена еще не существовало такого понятия, тесно связывающего тружеников стальных магистралей с их «коллегами» из числа безрельсового транспорта. Поэтому более корректно стоило бы назвать этот компактный вариант региональным дизель-поездом.
На стыке 1974/75 годов компания Duewag представила DB BR 628.0. Со временем он стал одним из наиболее распространенных типов дизельных поездов, используемых в Германии. Довелось ему потрудиться и в некоторых других странах.
Новинка создавалась с целью замены ветеранов нескольких моделей: классов 795, 798 и 515. И она вполне справилась с поставленной задачей. Показав себя надежной и неприхотливой машиной, BR 628 на многих пригородных маршрутах стал основным пассажирским локомотивом. Одним из таковых является участок TrainSim-Germany, по которому курсировали шустрые рельсовые автобусы в мятно-зеленой окраске. Он оказался находкой и для других местных направлений:
✅ Майнц – Кобленц
✅ Зальцбург – Розенхайм
✅ городская ж/д Форарльберг
Класс BR 628 представлял собой двухвагонный дизельный агрегат. Одна из его частей (BR 628) – это моторный вагон, другая (BR 928) – бесприводная машина управления. Изначально конструкторы предполагали эксплуатацию состава именно в такой комплектации. Для участков с более оживленным потоком предусматривалась двойная спайка, состоящая из четырех вагонов.
Разработка и внедрение BR 628
Учитывая высокую популярность техники, ее постоянно пытались дорабатывать и улучшать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. В первое десятилетие дизель-поезд подвергался минимальным изменениям конструкции. В 1986 году появилась расширенная версия двух предыдущих вариантов – BR 628.2, которая получила сразу несколько новых элементов:
✅ открытый отсек 1 класса
✅ улучшенная вентиляция
✅ разделительная перегородка между машинистом и пассажирским салоном
Так производители постарались интегрировать имевшиеся пожелания клиентов из числа краткосрочных требований к будущим серийным агрегатам. Изменился поезд и внешне, что добавило в его образ современности и аэродинамики. Передняя и задняя части состава стали выглядеть более наклоненными, а тройная фара переместилась вниз.
Широкий и удобный вход в вагон. Фото автора
Чтобы улучшить информированность пассажиров, добавили табличку с пунктом конечного назначения движения. В Кильском локомотивном депо несколько таких BR 628.2 решили использовать в качестве экспресс-поездов. Здесь они должны были передвигаться на высоких скоростях, достигающих 140 км/ч. Правда, это сильно увеличило износ техники, и от идеи быстро отказались. Всего в период с 1986 по 1989 годы было закуплено 150 таких единиц.
На базе региональной дороги DB в земле Шлезвиг-Гольштейн имевшиеся составы класса BR 628.2 подвергли широкой модернизации. Она вылилась в установку следующих элементов:
✅ новых сидений
✅ современного внутреннего декора
✅ пандусов для инвалидных колясок и др.
Класс 628.2 может эксплуатироваться не более чем четырьмя парами и имеет максимальную скорость 120 км/ч. Вес вагона составляет около 42 тонн. Опыт работы с ним привел к созданию расширенной версии BR 628.4 (1992-1996), которая оказалась более мощной и длинной.
В середине 90-х сборкой техники занималось сразу несколько немецких предприятий. В это же время конструкцию популярного рельсового автобуса доработали до версии 629.0. Она имела ряд преимуществ, среди которых стоит отметить максимальную скорость, выросшую до 140 км/ч.
Техническое оснащение вагонов
Каждый вагон BR 628 опирался на две двуосные тележки. Ведущей была только расположенная в конце с моноблочным соединением. Передача мощности от двигателя достигается с помощью гидродинамической трансмиссионной системы Voith с преобразователем Wandler и муфтой Т 311р.
Мягкие кресла и современный интерьер. Фото автора
Силовой агрегат и трансмиссию эластично подвесили под легким корпусом вагона. Тормозная система представлена автоматической пневмодисковой конструкцией KE с электронной защитой от заноса. Как альтернатива для экстренной остановки существовали еще и электромагнитные рельсовые тормоза. Вот параметры и показатели техники:
✅ длина состава – 44,35 / 46,4 м (в зависимости от модификации)
✅ масса вагона управления – 63,6 / 69,9 т
✅ масса моторного – 84 т
✅ сидения в моторном – 112 / 116
✅ сидения в вагоне управления – 128 / 136
За долгие годы эксплуатации BR 628 доказали свою надежность, долговечность и экономичную целесообразность использования. Но время брало свое и им элементарно не доставало современных элементов комфорта. Выходов имелось два: либо создать что-то новое, либо подвергнуть исходную конструкцию коренной модернизации.
Появившиеся новые модели указывали на первый путь. И, как результат, к концу нулевых большинство BR 628 выведено из эксплуатации. Также прекращено производство обновленных версий, по причине низкого на них спроса. Но, если вы подумали, что мы подошли к концу истории, то не стоит спешить с выводами.
Откидные сидения и мусорный ящик. Фото автора
Как помните, BR 628 олицетворял надежность и экономичность. Именно по этой причине некоторые частные перевозчики из Германии и Чехии (где также во множестве трудилась немецкая техника) решили вдохнуть в них свежую струю, преобразив до неузнаваемости.
Модернизация от Arriva, RegioJet и других
Известный немецкий перевозчик Arriva решил дать новую жизнь рельсовым автобусам BR 628. Закупив устаревшую технику по довольно невысоким ценам, ее подвергли коренным преобразованиям. Они вылились в обновления внешнего дизайна (в том числе, нанесение цветов компании и ее логотипа) и улучшений внутреннего пространства.
Каждый из вагонов получил входные двери современной конструкции и прогрессивные элементы интерьера. В том числе:
✅ комфортабельные кресла
✅ места для велосипедов и колясок
✅ безбарьерный туалет
✅ разделение мест на категории
✅ откидные сидения для инвалидов
Такой шаг позволил продолжить эксплуатацию BR 628 уже в современном виде. Теперь некоторые из пассажиров помоложе, находясь в вагоне со всеми удобствами и в сопровождении проводника, одетого в цвета перевозчика, даже не думают о скромном начале дизель-поезда. Ведь полвека назад он создавался просто как временная замена для устаревших региональных рельсовых автобусов.
Рабочее место машиниста. Фото автора
В современных Чехии и Германии коммерсанты научились считать деньги. Оказалось, что доработанные BR 628 могут стать гораздо более выгодным вложением, чем приобретение новых составов. Теперь их даже эксплуатируют в спайке из четырехвагонной конструкции. Так что эта история еще далека от своего полного завершения.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....