Немецкие рельсовые автобусы BR 628 – и спустя полвека в строю
466

Немецкие рельсовые автобусы BR 628 – и спустя полвека в строю

Транспортная промышленность Германии заслуженно считается ведущей в Европе. Этот факт являлся неоспоримым и в то время, когда она была разделена на два государства. Немцы могут похвалиться не только рядом отличных автомобильных марок, но и выпуском востребованной железнодорожной техники.


И в этом секторе профильные компании из ФРГ продвинулись сразу во всех направлениях: магистральные и маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, самоходные вагоны для метро. Здесь имеются в наличии как модели на электрическом приводе, так и тепловой тяге. В последние годы все большую популярность приобретает гибридная техника, об одном из образцов которой (Siemens Vectron) мы уже писали ранее.

Немецкие рельсовые автобусы BR 628 – и спустя полвека в строюBR 628, модернизированный компанией Arriva. Фото автора

Сегодня мы обратим внимание на разработанный в начале 70-х дизель-поезд для региональных маршрутов. В тот момент уже требовалась срочная замена для заметно устаревших предшественников. Эта модель появилась по специальному заказу Deutsche Bahn (Немецких железных дорог).

Новый тип рельсового автобуса


Конечно, в те времена еще не существовало такого понятия, тесно связывающего тружеников стальных магистралей с их «коллегами» из числа безрельсового транспорта. Поэтому более корректно стоило бы назвать этот компактный вариант региональным дизель-поездом.

На стыке 1974/75 годов компания Duewag представила DB BR 628.0. Со временем он стал одним из наиболее распространенных типов дизельных поездов, используемых в Германии. Довелось ему потрудиться и в некоторых других странах.


Новинка создавалась с целью замены ветеранов нескольких моделей: классов 795, 798 и 515. И она вполне справилась с поставленной задачей. Показав себя надежной и неприхотливой машиной, BR 628 на многих пригородных маршрутах стал основным пассажирским локомотивом. Одним из таковых является участок TrainSim-Germany, по которому курсировали шустрые рельсовые автобусы в мятно-зеленой окраске. Он оказался находкой и для других местных направлений:

✅ Майнц – Кобленц
✅ Зальцбург – Розенхайм
✅ городская ж/д Форарльберг

Класс BR 628 представлял собой двухвагонный дизельный агрегат. Одна из его частей (BR 628) – это моторный вагон, другая (BR 928) – бесприводная машина управления. Изначально конструкторы предполагали эксплуатацию состава именно в такой комплектации. Для участков с более оживленным потоком предусматривалась двойная спайка, состоящая из четырех вагонов.

Разработка и внедрение BR 628


Учитывая высокую популярность техники, ее постоянно пытались дорабатывать и улучшать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. В первое десятилетие дизель-поезд подвергался минимальным изменениям конструкции. В 1986 году появилась расширенная версия двух предыдущих вариантов – BR 628.2, которая получила сразу несколько новых элементов:

✅ открытый отсек 1 класса
✅ улучшенная вентиляция
✅ разделительная перегородка между машинистом и пассажирским салоном

Так производители постарались интегрировать имевшиеся пожелания клиентов из числа краткосрочных требований к будущим серийным агрегатам. Изменился поезд и внешне, что добавило в его образ современности и аэродинамики. Передняя и задняя части состава стали выглядеть более наклоненными, а тройная фара переместилась вниз.

Широкий и удобный вход в вагон. Фото автора

Чтобы улучшить информированность пассажиров, добавили табличку с пунктом конечного назначения движения. В Кильском локомотивном депо несколько таких BR 628.2 решили использовать в качестве экспресс-поездов. Здесь они должны были передвигаться на высоких скоростях, достигающих 140 км/ч. Правда, это сильно увеличило износ техники, и от идеи быстро отказались. Всего в период с 1986 по 1989 годы было закуплено 150 таких единиц.

На базе региональной дороги DB в земле Шлезвиг-Гольштейн имевшиеся составы класса BR 628.2 подвергли широкой модернизации. Она вылилась в установку следующих элементов:

✅ новых сидений
✅ современного внутреннего декора
✅ пандусов для инвалидных колясок и др.

Класс 628.2 может эксплуатироваться не более чем четырьмя парами и имеет максимальную скорость 120 км/ч. Вес вагона составляет около 42 тонн. Опыт работы с ним привел к созданию расширенной версии BR 628.4 (1992-1996), которая оказалась более мощной и длинной.

В середине 90-х сборкой техники занималось сразу несколько немецких предприятий. В это же время конструкцию популярного рельсового автобуса доработали до версии 629.0. Она имела ряд преимуществ, среди которых стоит отметить максимальную скорость, выросшую до 140 км/ч.

Техническое оснащение вагонов


Каждый вагон BR 628 опирался на две двуосные тележки. Ведущей была только расположенная в конце с моноблочным соединением. Передача мощности от двигателя достигается с помощью гидродинамической трансмиссионной системы Voith с преобразователем Wandler и муфтой Т 311р.

Мягкие кресла и современный интерьер. Фото автора

Силовой агрегат и трансмиссию эластично подвесили под легким корпусом вагона. Тормозная система представлена автоматической пневмодисковой конструкцией KE с электронной защитой от заноса. Как альтернатива для экстренной остановки существовали еще и электромагнитные рельсовые тормоза. Вот параметры и показатели техники:

✅ длина состава – 44,35 / 46,4 м (в зависимости от модификации)
✅ масса вагона управления – 63,6 / 69,9 т
✅ масса моторного – 84 т
✅ сидения в моторном – 112 / 116
✅ сидения в вагоне управления – 128 / 136

За долгие годы эксплуатации BR 628 доказали свою надежность, долговечность и экономичную целесообразность использования. Но время брало свое и им элементарно не доставало современных элементов комфорта. Выходов имелось два: либо создать что-то новое, либо подвергнуть исходную конструкцию коренной модернизации.

Появившиеся новые модели указывали на первый путь. И, как результат, к концу нулевых большинство BR 628 выведено из эксплуатации. Также прекращено производство обновленных версий, по причине низкого на них спроса. Но, если вы подумали, что мы подошли к концу истории, то не стоит спешить с выводами.

Откидные сидения и мусорный ящик. Фото автора

Как помните, BR 628 олицетворял надежность и экономичность. Именно по этой причине некоторые частные перевозчики из Германии и Чехии (где также во множестве трудилась немецкая техника) решили вдохнуть в них свежую струю, преобразив до неузнаваемости.

Модернизация от Arriva, RegioJet и других


Известный немецкий перевозчик Arriva решил дать новую жизнь рельсовым автобусам BR 628. Закупив устаревшую технику по довольно невысоким ценам, ее подвергли коренным преобразованиям. Они вылились в обновления внешнего дизайна (в том числе, нанесение цветов компании и ее логотипа) и улучшений внутреннего пространства.

Каждый из вагонов получил входные двери современной конструкции и прогрессивные элементы интерьера. В том числе:

✅ комфортабельные кресла
✅ места для велосипедов и колясок
✅ безбарьерный туалет
✅ разделение мест на категории
✅ откидные сидения для инвалидов

Такой шаг позволил продолжить эксплуатацию BR 628 уже в современном виде. Теперь некоторые из пассажиров помоложе, находясь в вагоне со всеми удобствами и в сопровождении проводника, одетого в цвета перевозчика, даже не думают о скромном начале дизель-поезда. Ведь полвека назад он создавался просто как временная замена для устаревших региональных рельсовых автобусов.

Рабочее место машиниста. Фото автора

В современных Чехии и Германии коммерсанты научились считать деньги. Оказалось, что доработанные BR 628 могут стать гораздо более выгодным вложением, чем приобретение новых составов. Теперь их даже эксплуатируют в спайке из четырехвагонной конструкции. Так что эта история еще далека от своего полного завершения.
А как думаете вы, BR 628 действительно стоящая техника?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....