
Немецкие рельсовые автобусы BR 628 – и спустя полвека в строю
Транспортная промышленность Германии заслуженно считается ведущей в Европе. Этот факт являлся неоспоримым и в то время, когда она была разделена на два государства. Немцы могут похвалиться не только рядом отличных автомобильных марок, но и выпуском востребованной железнодорожной техники.
И в этом секторе профильные компании из ФРГ продвинулись сразу во всех направлениях: магистральные и маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, самоходные вагоны для метро. Здесь имеются в наличии как модели на электрическом приводе, так и тепловой тяге. В последние годы все большую популярность приобретает гибридная техника, об одном из образцов которой (Siemens Vectron) мы уже писали ранее.
BR 628, модернизированный компанией Arriva. Фото автора
Сегодня мы обратим внимание на разработанный в начале 70-х дизель-поезд для региональных маршрутов. В тот момент уже требовалась срочная замена для заметно устаревших предшественников. Эта модель появилась по специальному заказу Deutsche Bahn (Немецких железных дорог).
Конечно, в те времена еще не существовало такого понятия, тесно связывающего тружеников стальных магистралей с их «коллегами» из числа безрельсового транспорта. Поэтому более корректно стоило бы назвать этот компактный вариант региональным дизель-поездом.
Новинка создавалась с целью замены ветеранов нескольких моделей: классов 795, 798 и 515. И она вполне справилась с поставленной задачей. Показав себя надежной и неприхотливой машиной, BR 628 на многих пригородных маршрутах стал основным пассажирским локомотивом. Одним из таковых является участок TrainSim-Germany, по которому курсировали шустрые рельсовые автобусы в мятно-зеленой окраске. Он оказался находкой и для других местных направлений:
✅ Майнц – Кобленц
✅ Зальцбург – Розенхайм
✅ городская ж/д Форарльберг
Класс BR 628 представлял собой двухвагонный дизельный агрегат. Одна из его частей (BR 628) – это моторный вагон, другая (BR 928) – бесприводная машина управления. Изначально конструкторы предполагали эксплуатацию состава именно в такой комплектации. Для участков с более оживленным потоком предусматривалась двойная спайка, состоящая из четырех вагонов.
Учитывая высокую популярность техники, ее постоянно пытались дорабатывать и улучшать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. В первое десятилетие дизель-поезд подвергался минимальным изменениям конструкции. В 1986 году появилась расширенная версия двух предыдущих вариантов – BR 628.2, которая получила сразу несколько новых элементов:
✅ открытый отсек 1 класса
✅ улучшенная вентиляция
✅ разделительная перегородка между машинистом и пассажирским салоном
Так производители постарались интегрировать имевшиеся пожелания клиентов из числа краткосрочных требований к будущим серийным агрегатам. Изменился поезд и внешне, что добавило в его образ современности и аэродинамики. Передняя и задняя части состава стали выглядеть более наклоненными, а тройная фара переместилась вниз.
Широкий и удобный вход в вагон. Фото автора
Чтобы улучшить информированность пассажиров, добавили табличку с пунктом конечного назначения движения. В Кильском локомотивном депо несколько таких BR 628.2 решили использовать в качестве экспресс-поездов. Здесь они должны были передвигаться на высоких скоростях, достигающих 140 км/ч. Правда, это сильно увеличило износ техники, и от идеи быстро отказались. Всего в период с 1986 по 1989 годы было закуплено 150 таких единиц.
На базе региональной дороги DB в земле Шлезвиг-Гольштейн имевшиеся составы класса BR 628.2 подвергли широкой модернизации. Она вылилась в установку следующих элементов:
✅ новых сидений
✅ современного внутреннего декора
✅ пандусов для инвалидных колясок и др.
Класс 628.2 может эксплуатироваться не более чем четырьмя парами и имеет максимальную скорость 120 км/ч. Вес вагона составляет около 42 тонн. Опыт работы с ним привел к созданию расширенной версии BR 628.4 (1992-1996), которая оказалась более мощной и длинной.
В середине 90-х сборкой техники занималось сразу несколько немецких предприятий. В это же время конструкцию популярного рельсового автобуса доработали до версии 629.0. Она имела ряд преимуществ, среди которых стоит отметить максимальную скорость, выросшую до 140 км/ч.
Каждый вагон BR 628 опирался на две двуосные тележки. Ведущей была только расположенная в конце с моноблочным соединением. Передача мощности от двигателя достигается с помощью гидродинамической трансмиссионной системы Voith с преобразователем Wandler и муфтой Т 311р.
Мягкие кресла и современный интерьер. Фото автора
Силовой агрегат и трансмиссию эластично подвесили под легким корпусом вагона. Тормозная система представлена автоматической пневмодисковой конструкцией KE с электронной защитой от заноса. Как альтернатива для экстренной остановки существовали еще и электромагнитные рельсовые тормоза. Вот параметры и показатели техники:
✅ длина состава – 44,35 / 46,4 м (в зависимости от модификации)
✅ масса вагона управления – 63,6 / 69,9 т
✅ масса моторного – 84 т
✅ сидения в моторном – 112 / 116
✅ сидения в вагоне управления – 128 / 136
За долгие годы эксплуатации BR 628 доказали свою надежность, долговечность и экономичную целесообразность использования. Но время брало свое и им элементарно не доставало современных элементов комфорта. Выходов имелось два: либо создать что-то новое, либо подвергнуть исходную конструкцию коренной модернизации.
Появившиеся новые модели указывали на первый путь. И, как результат, к концу нулевых большинство BR 628 выведено из эксплуатации. Также прекращено производство обновленных версий, по причине низкого на них спроса. Но, если вы подумали, что мы подошли к концу истории, то не стоит спешить с выводами.
Откидные сидения и мусорный ящик. Фото автора
Как помните, BR 628 олицетворял надежность и экономичность. Именно по этой причине некоторые частные перевозчики из Германии и Чехии (где также во множестве трудилась немецкая техника) решили вдохнуть в них свежую струю, преобразив до неузнаваемости.
Известный немецкий перевозчик Arriva решил дать новую жизнь рельсовым автобусам BR 628. Закупив устаревшую технику по довольно невысоким ценам, ее подвергли коренным преобразованиям. Они вылились в обновления внешнего дизайна (в том числе, нанесение цветов компании и ее логотипа) и улучшений внутреннего пространства.
Каждый из вагонов получил входные двери современной конструкции и прогрессивные элементы интерьера. В том числе:
✅ комфортабельные кресла
✅ места для велосипедов и колясок
✅ безбарьерный туалет
✅ разделение мест на категории
✅ откидные сидения для инвалидов
Такой шаг позволил продолжить эксплуатацию BR 628 уже в современном виде. Теперь некоторые из пассажиров помоложе, находясь в вагоне со всеми удобствами и в сопровождении проводника, одетого в цвета перевозчика, даже не думают о скромном начале дизель-поезда. Ведь полвека назад он создавался просто как временная замена для устаревших региональных рельсовых автобусов.
Рабочее место машиниста. Фото автора
В современных Чехии и Германии коммерсанты научились считать деньги. Оказалось, что доработанные BR 628 могут стать гораздо более выгодным вложением, чем приобретение новых составов. Теперь их даже эксплуатируют в спайке из четырехвагонной конструкции. Так что эта история еще далека от своего полного завершения.
И в этом секторе профильные компании из ФРГ продвинулись сразу во всех направлениях: магистральные и маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, самоходные вагоны для метро. Здесь имеются в наличии как модели на электрическом приводе, так и тепловой тяге. В последние годы все большую популярность приобретает гибридная техника, об одном из образцов которой (Siemens Vectron) мы уже писали ранее.

Сегодня мы обратим внимание на разработанный в начале 70-х дизель-поезд для региональных маршрутов. В тот момент уже требовалась срочная замена для заметно устаревших предшественников. Эта модель появилась по специальному заказу Deutsche Bahn (Немецких железных дорог).
Новый тип рельсового автобуса
Конечно, в те времена еще не существовало такого понятия, тесно связывающего тружеников стальных магистралей с их «коллегами» из числа безрельсового транспорта. Поэтому более корректно стоило бы назвать этот компактный вариант региональным дизель-поездом.
На стыке 1974/75 годов компания Duewag представила DB BR 628.0. Со временем он стал одним из наиболее распространенных типов дизельных поездов, используемых в Германии. Довелось ему потрудиться и в некоторых других странах.
Новинка создавалась с целью замены ветеранов нескольких моделей: классов 795, 798 и 515. И она вполне справилась с поставленной задачей. Показав себя надежной и неприхотливой машиной, BR 628 на многих пригородных маршрутах стал основным пассажирским локомотивом. Одним из таковых является участок TrainSim-Germany, по которому курсировали шустрые рельсовые автобусы в мятно-зеленой окраске. Он оказался находкой и для других местных направлений:
✅ Майнц – Кобленц
✅ Зальцбург – Розенхайм
✅ городская ж/д Форарльберг
Класс BR 628 представлял собой двухвагонный дизельный агрегат. Одна из его частей (BR 628) – это моторный вагон, другая (BR 928) – бесприводная машина управления. Изначально конструкторы предполагали эксплуатацию состава именно в такой комплектации. Для участков с более оживленным потоком предусматривалась двойная спайка, состоящая из четырех вагонов.
Разработка и внедрение BR 628
Учитывая высокую популярность техники, ее постоянно пытались дорабатывать и улучшать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. В первое десятилетие дизель-поезд подвергался минимальным изменениям конструкции. В 1986 году появилась расширенная версия двух предыдущих вариантов – BR 628.2, которая получила сразу несколько новых элементов:
✅ открытый отсек 1 класса
✅ улучшенная вентиляция
✅ разделительная перегородка между машинистом и пассажирским салоном
Так производители постарались интегрировать имевшиеся пожелания клиентов из числа краткосрочных требований к будущим серийным агрегатам. Изменился поезд и внешне, что добавило в его образ современности и аэродинамики. Передняя и задняя части состава стали выглядеть более наклоненными, а тройная фара переместилась вниз.

Чтобы улучшить информированность пассажиров, добавили табличку с пунктом конечного назначения движения. В Кильском локомотивном депо несколько таких BR 628.2 решили использовать в качестве экспресс-поездов. Здесь они должны были передвигаться на высоких скоростях, достигающих 140 км/ч. Правда, это сильно увеличило износ техники, и от идеи быстро отказались. Всего в период с 1986 по 1989 годы было закуплено 150 таких единиц.
На базе региональной дороги DB в земле Шлезвиг-Гольштейн имевшиеся составы класса BR 628.2 подвергли широкой модернизации. Она вылилась в установку следующих элементов:
✅ новых сидений
✅ современного внутреннего декора
✅ пандусов для инвалидных колясок и др.
Класс 628.2 может эксплуатироваться не более чем четырьмя парами и имеет максимальную скорость 120 км/ч. Вес вагона составляет около 42 тонн. Опыт работы с ним привел к созданию расширенной версии BR 628.4 (1992-1996), которая оказалась более мощной и длинной.
В середине 90-х сборкой техники занималось сразу несколько немецких предприятий. В это же время конструкцию популярного рельсового автобуса доработали до версии 629.0. Она имела ряд преимуществ, среди которых стоит отметить максимальную скорость, выросшую до 140 км/ч.
Техническое оснащение вагонов
Каждый вагон BR 628 опирался на две двуосные тележки. Ведущей была только расположенная в конце с моноблочным соединением. Передача мощности от двигателя достигается с помощью гидродинамической трансмиссионной системы Voith с преобразователем Wandler и муфтой Т 311р.

Силовой агрегат и трансмиссию эластично подвесили под легким корпусом вагона. Тормозная система представлена автоматической пневмодисковой конструкцией KE с электронной защитой от заноса. Как альтернатива для экстренной остановки существовали еще и электромагнитные рельсовые тормоза. Вот параметры и показатели техники:
✅ длина состава – 44,35 / 46,4 м (в зависимости от модификации)
✅ масса вагона управления – 63,6 / 69,9 т
✅ масса моторного – 84 т
✅ сидения в моторном – 112 / 116
✅ сидения в вагоне управления – 128 / 136
За долгие годы эксплуатации BR 628 доказали свою надежность, долговечность и экономичную целесообразность использования. Но время брало свое и им элементарно не доставало современных элементов комфорта. Выходов имелось два: либо создать что-то новое, либо подвергнуть исходную конструкцию коренной модернизации.
Появившиеся новые модели указывали на первый путь. И, как результат, к концу нулевых большинство BR 628 выведено из эксплуатации. Также прекращено производство обновленных версий, по причине низкого на них спроса. Но, если вы подумали, что мы подошли к концу истории, то не стоит спешить с выводами.

Как помните, BR 628 олицетворял надежность и экономичность. Именно по этой причине некоторые частные перевозчики из Германии и Чехии (где также во множестве трудилась немецкая техника) решили вдохнуть в них свежую струю, преобразив до неузнаваемости.
Модернизация от Arriva, RegioJet и других
Известный немецкий перевозчик Arriva решил дать новую жизнь рельсовым автобусам BR 628. Закупив устаревшую технику по довольно невысоким ценам, ее подвергли коренным преобразованиям. Они вылились в обновления внешнего дизайна (в том числе, нанесение цветов компании и ее логотипа) и улучшений внутреннего пространства.
Каждый из вагонов получил входные двери современной конструкции и прогрессивные элементы интерьера. В том числе:
✅ комфортабельные кресла
✅ места для велосипедов и колясок
✅ безбарьерный туалет
✅ разделение мест на категории
✅ откидные сидения для инвалидов
Такой шаг позволил продолжить эксплуатацию BR 628 уже в современном виде. Теперь некоторые из пассажиров помоложе, находясь в вагоне со всеми удобствами и в сопровождении проводника, одетого в цвета перевозчика, даже не думают о скромном начале дизель-поезда. Ведь полвека назад он создавался просто как временная замена для устаревших региональных рельсовых автобусов.

В современных Чехии и Германии коммерсанты научились считать деньги. Оказалось, что доработанные BR 628 могут стать гораздо более выгодным вложением, чем приобретение новых составов. Теперь их даже эксплуатируют в спайке из четырехвагонной конструкции. Так что эта история еще далека от своего полного завершения.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...